Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Феномен женской груди. 20. Исскуство выпуклых форм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Феномен женской груди. 20. Исскуство выпуклых форм
  Александр Пасынков
  Глава 20. ИССКУСТВО ВЫПУКЛЫХ ФОРМ НА ПЛОСКОСТИ
  
  
  "Картину раз высматривал сапожник
  И в обуви ошибку указал;
  Взяв тотчас кисть, исправился художник.
  Вот, подбочась, сапожник продолжал:
  "Мне кажется, лицо немного криво...
  А эта грудь не слишком ли нага?"...
  Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
  "Суди, дружок, не свыше сапога!"
  ( Пушкин)
  
  
  "Как говорил один мой знакомый, я неплохо устроился, свою похоть преврашаю в то, что вы видите на стенах. А что делать? Только, если уж серьезно, то это неправда. Я грудь рисую, а это для меня как два яблока, как натюрморт. Живопись и только. Я даже не смотрю, красивая женщина или нет... А вообще, какое имеет значение: женщины-мужчины, любитель живописи, он как бесполое существо. Помню, пришел я на выставку Осмеркина, у него есть шикарная работа, она вся горит. Изображена старая академическая натурщица, толстая. К тому же Осмеркин все утрировал. На картине она нагнулась к тазику, грудь свесилась до пола, ножищи громадные, вся она мясистая. Я не удержался и говорю вслух: "Какая прекрасная картина!" А рядом кто-то мне отвечает: "Фу, сиськи до земли висят, а ноги какие ужасные!" Что на это можно ответить? А помните, у Мане "Олимпия" считается гениальным полотном, а Писарро, по-моему (не помню точно кто), сказал ему: ты художник хоть куда, но кто захочет переспать с твоей Олимпией?",- из интервью художника Виктора Ляпкало.
  
  
   Женская грудь с давних пор во всем мире приковывает внимание художников и скульпторов.
  "Упорство, с которым во все века сохранялись эти символы женственности, наводит на мысль о том, что они, должно быть, имели исключительно важное значение" (Софус Мюллер).
   "Мне кажется, что древние ученые много уже писали о симметрии в живописи, установив своего рода законы пропорциональности отдельных частей тела; ведь невозможно, чтобы кто-либо мог хорошо выразить душевное движение, если оно не будет гармонировать с внешними проявлениями, установленными самой природой. Ведь неестественное и лишенное соразмерности тело не может передать нам такого движения, так как природа творит все в строгом порядке,-отмечал Флавий Филострат (II-III вв. н.э.)( "Картины")
   Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. a : b = b : c или с : b = b : а.
  Эта пропорция равна 1.618.
  В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Цейзинг измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Золотые пропорции в частях тела человека Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1 ,6.
  Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д. Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи. Ряд чисел 0 , 1 , 1 , 2 , 3 , 5 , 8 , 13 , 21 , 34 , 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5 ; 3 + 5 = 8 ; 5 + 8 = 13 , 8 + 13 = 21 ; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0 ,617 , а 34 : 55 = 0 ,618. (или 1.618 , если делить большее число на меньшее).
  Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если бы не то обстоятельство, что все исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, не говоря уже об искусстве, неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого сечения.
   Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения. У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник. Но стоит развести крылья, и вы увидите тот же принцип членения тела на 2 ,3 ,5 ,8. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста. В ящерице длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
   Рассмотрим побег цикория. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок. Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий - 38 , четвертый - 24 и т.д.
   Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.
  
   А вот идеальная женская грудь не совсем соответствует правилу золотого сечения.
  Ученые вывели формулу идеального женского бюста. Главное, чтобы сосок был немного вздернутым, а верхняя половина - чуть меньше, чем нижняя, сообщает Daily Mail . Патрик Маллуччи провел немало времени над изучением фотографий обнаженных моделей в журналах и таблоидах, чтобы сформулировать свою теорию. Результаты работы он представит на международной конференции, посвященной увеличению груди, которая откроется на этой неделе в Лондоне, в надежде, что хирурги, проводящие такие операции, ими воспользуются. В своем докладе Маллуччи пишет: "Я изучил большое количество фотографий топлес самых популярных моделей, чтобы вывести объединяющие их пропорции и понять, что делает их привлекательными. Результаты позволили мне сформировать шаблон, на основе которого можно планировать операцию по увеличению груди и установить эстетические стандарты". По словам специалиста, ключевыми эстетическими элементами являются положение соска и пропорция между верхней и нижней половиной груди. "Идеальное соотношение - это 45 % к 55 %, т.е. когда сосок располагает не в самой середине груди, а примерно на отметке 45% от размера груди, считая сверху", - говорит Маллуччи. (КоммерсантЪ).
   Не будь земного притяжения, женская грудь имела бы всего одну форму и отличалась бы только размерами. Возможно, она являла бы собой два правильных конуса. Именно такие очертания она принимает в наклоне. Впрочем, и эта ее форма обусловлена силами тяжести. Но, может быть, взору представали бы тогда две совершенные полусферы?..
  "Художнику, рисующему человека, следует знать разницу между мужской и женской фигурами. Женское тело, в сравнении с мужским, обычно содержит больше жировых тканей (отложений), покрывающих скелет и мускулы и придающих фигуре более мягкие, округлые формы. Для женской фигуры характерны узкие плечи и широкие бедра, что является полной противоположностью фигуры мужчины. Кости женского и мужского скелетов идентичны; однако, за исключением области бедер, размеры женской фигуры меньше. Детали лица женщины - менее крупные и более изящные по сравнению с мужскими. Шея кажется длиннее и деликатнее; кадык практически отсутствует. Ключица расположена более горизонтально и мышечный объем в области груди и плеч не так очевиден. Груди укреплены в верхней части мышц грудной клетки и у разных женщин значительно отличаются по форме и размерам. Кроме того, талия женщины расположена выше, чем у мужчин, а бедра и ягодицы - массивнее и более гладкие. Пуповина расположена ниже линии талии и глубоко посажена. Кисти рук и ступни женской фигуры меньше мужских; женское тело имеет меньший волосяной покров. Пуповина глубоко посажена в структуре мышц живота. Линия талии проходит достаточно высоко, и живот расположен в нише таза. Две передние точки в структуре таза выступают вперед. Ребра видны из-под расположенных выше грудей; они наклонены по линии от спины к фронтальной части фигуры". (Основы рисования человека)
   Восприятие изображения обнаженного тела можно было бы разделить на три категории: тело как обнаженная натура, демонстрирующая красоту и совершенство физического воплощения человека; тело как эротическое искусство, насыщенное богатством страсти и внутренних эротических напряжений, но не переходящее границ дозволенного; и, наконец, как порнография, то есть средство для полового возбуждения. Между этими переливами смысла скрывается не только тонкая граница между искусством и не-искусством, но и история человеческой культуры. Различия в отношении к сексуальности и телу отражают уже не просто художественные эпохи, но цивилизации.
   Искусство первобытной эпохи. Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки.
   Наскальная живопись позволяет представить как выглядел первобытный человек. На женщинах - длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.
   В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре - глиняным статуэткам.
   Скульптура. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями. За каменным веком следовал бронзовый (он получил свое название от широко распространенного тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, нежели камень. Бронзу можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью.
   До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы - бога или человека, дискуссионен. Одно бесспорно: в III тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют ''венерами''. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных племен имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Последний предел упрощения - статуэтка, представляющая одни только груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшего намека на мышление. Это - древнейшее воплощение идеи ''вечной женственности''. Разгадка необычайных черт в фигурках ''венер'' кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини - матери. Изображение ''венер'' обильны в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере.
   Виллендорфская Венера. Вена, Австралия, Музей естественной истории. Эта статуэтка высотой 25 см. была создана за 25000 лет до н.э. Она может служить свидетельством матриархата, но, скорее всего, она олицетворяет богиню плодородия и покровительницу охоты. Многие подобные статуэтки были найдены на, пространстве от Атлантики до Урала, обширной территории, где охотились первые европейцы.
   Существует уникальная находка археологов из Людвигшафена, извлеченная из вод Боденского озера, на границе Германии и Швейцарии, - так называемый Дом культа. То был храм, из стен которого выступали глиняные, некогда весьма пышные женские груди. Возможно, в древности храм выглядел так:
  
   "Квадратное низкое помещение святилища в простенках между грубыми полуколоннами из красной
  терракоты украшали великолепно исполненные головы быков из камня или глины с настоящими рогами. Рога бычьих голов на западной стене торчали вверх по-турьему, на северной - были загнуты вниз, а на восточной - широко расходились горизонтально-волнистыми остриями, как у диких быков Месопотамии. Странное, зловещее, даже пугающее впечатление производило это святилище незапамятных времен. Огромные рога торчали повсюду: на невысоких квадратного сечения столбиках и длинных скамьях, затрудняя передвижение по храму. Контурные фрески красной охры обрисовывали бычьи фигуры на ближайших к входу стенах. Между головами быков были прикреплены слепки женских грудей кроваво-красного цвета, в соски которых зачем-то вставили клювы черных грифов или оскаленные черепа куниц... Те же символы, только каменные, увеличенные до титанических размеров, отмечали священные места на Крите". ( И.Ефремов. Таис Афинская)
   Сравните:
  "Пальмы в порту Гаваны -
  вижу в пальмовой кроне
  веер трибун многолюдных,
  веер вероник.
  Мулатка в гуще людей -
  натянуто пестрое платье
  рогами острых грудей".
  Рафаэль Альберти. Стихотворения
  Испанские поэты XX века
  М., "Художественная литература", 1977
  
  
   Благодаря Венере Виллендорфской мы знаем, что уже мужчины каменного века с вожделением взирали на круглые женские прелести. Древнеегипетская богиня Гатор склоняется над миром под тяжестью гигантского бюста. На стенах ацтекской пещеры Хикомоцок нарисованные индейцы пялятся на изобильные женские груди.
   Греческое искусство идентифицирует некоторые геометрические формы с формами человеческого тела. Выпуклости и изгибы оценивались по наслаждению, которое они доставляли уму и чувству.
   Афродита. Ее имя стало синонимом Любви и Красоты, и по сей день, художники воплощают в них свое представление о Красоте. Венера (копия V в. до н.э.) Скульптура V в. до н.э. изображает не кокетливую и капризную женщину, а мощную, с почти мужской фигурой богиню, в образе которой еще сохранились черты Великой Матери. В руке у нее не зеркало, атрибут гетеры, а букет цветов, в соответствии с ее эпитетами "священносадовая", "Афродита в стеблях". Она одета, что характерно для ранних изображений Афродиты, когда эротическое начало еще не взяло верх над всеми прочими, и только одно плечо обнажается сползающей тканью, складки которой скульптор изваял с большим мастерством.
   Постепенно для греков все более значимо осознается сексуальность женщины, и Афродита принимает функции богини плотской любви. В искусстве архаики и классики она представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н.э. - полунагой или совершенно обнажённой, ее образ становится все более эротичен. Несколько особняком стоит Афродита Милосская (конец III, начало II в. до н. э). Она спокойна, гармонична и прекрасна, сочетая в себе черты и покровительницы деторождения, и прекрасной богини Любви, и земной женщины.
  "Это была знаменитая на весь эллинский мир "Афродита Урания, что в Садах", -протягивала пышную розу - символ женской сущности, цветок Афродиты и любви. Сильное тело, облитое складками пеплоса, замерло в спокойном энтазисе. Одеяние, необычно раскрытое на плече по древнему азиатскому или критскому канону, обнажало груди, высокие, сближенные и широкие, как винные кратеры, резко противоречившие своей чувственной силой вдохновенной тайне лица и строгой позе Небесной Афродиты.
   Из всех художников Эллады Алкамену впервые удалось сочетать древнюю силу чувственной красоты с духовным взлетом, создав религиозный образ неодолимой привлекательности и наполнив его обещанием пламенного счастья. Богиня - Мать и Урания вместе". ( И. Ефремов. Таис Афинская)
   Яркое воплощение античного идеала красоты - образы божественных близнецов Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, помыслы - благородны. Естественная красота, телесное совершенство, благородство позы, гармоничность всего облика, цельность натур - вот общие черты не только Аполлона и Артемиды, но и большинства других богов, полубогов и мифологических положительных героев.
   На смену эллинской культуре приходит аскетичное средневековье. В Евангелии от Матфея сказано: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5:28, т. н. "Нагорная проповедь"). [ Библия. Евангелие от Матфея, глава 5] ]
   "Средневековье выделило эротизму местечко в своей живописи: оно водворило эротизм в ад! Художники того времени работали для Церкви. А для Церкви эротизм был грехом. Эротизм мог проникнуть в живопись в единственном виде: отмеченным печатью проклятия. Единственно в картинах ада - в лучшем случае в отвратительных картинах греха - эротизм мог отыскать себе место", -замечает Жорж Батай (Из "Слез Эроса" Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. - СПб.: Мифрил, 1994 , с. 271).
  
   Становится не принято показывать грешную плоть обнаженной. Женщины на средневековых картинах не объект вожделения, и обнаженную фигуру можно увидеть, разве что, на изображениях Адама и Евы, да у терзаемых в аду грешников. Такие мотивы как Распятие, образы Св. Себастьяна или Св. Марии Магдалины являются образцами обнаженной натуры Средневековья. Ренессанс возрождает Венеру и Афродиту.
   Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.
   Одним из первых в Германии художников, решившихся изобразить Венеру, был Лукас Кранах Старший. На юге Европы уже творят Тициан и Джорджоне, но для Германии изображение обнаженной языческой богини уже говорит о многом. "Венера" Кранаха во многом уникальна. Она трогательно сочетает в себе эстетику средневековья и новые веянья: округлые, даже сутулые плечи, маленькая грудь и фигура девочки подростка, так не похожи на пропорциональных Венер, Диан и Психей итальянских мастеров. Но и тема картины, и пейзаж на заднем плане - во всем видно влияние Возрождения. В Италии и Флоренции появляются многочисленные изображения Венеры, словно вернулись времена языческого поклонения этой богине.
   В 1485 году Рафаэлдь завершает картину "Мадонна Литта", создав один из наиболее поэтических образов ренессансного искусства. Мария кормит грудью младенца, который держит в левой руке щегленка. Склонившись к своему сыну, Мария внимательно глядит на него, преисполненная гордости за свое сокровище. Все дышит в ней здоровьем и молодостью, она полна величайшей радости - радости материнства. Прекрасен младенец: крепко сбитая, округлая фигурка, большая голова с вьющимися волосами, правой рукой, которой он жадно ухватился за грудь, глаза его слегка скошены на зрителя. Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.
   Художники рисуют в виде Венер своих любовниц, а иной раз и заказчиц. Тициан создает целую серию картин: "Венера и Амур", "Венера и Амур с органистом", "Венера перед зеркалом", "Венера с собакой и органистом", где Венера предстает современницей художника.
   "Венера Урбинская" - одно из известнейших произведений великого итальянского художника Тициана. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения. Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый. Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  О мастера, вы созидать
  Умели с яростью багряной
  И беззастенчивостью рьяной
  Своих красавиц плоть и стать.
  
  А деве бледной и нервозной
  Не след у вас на полотне,
  Подобно призрачной луне,
  Мерцать в тоске своей хлорозной.
  
  Не знала ваша кисть прикрас,
  Уловок, хитростей, намеков
  И ловко спрятанных пороков,
  Что ценятся теперь у нас,
  
  Венер, что бродят по панели,
  Полузатворенных дверей,
  И целомудренных грудей,
  Корсажем скрытых еле-еле,
  
  Сплетенной кое-как канвы,
  Сплошных отплытий на Киферу,
  Измен, истерик - и не в меру
  Альковных сцен. - Не таковы
  
  У ваших женщин были нравы,
  Тех, что селились средь дубрав
  Или, дворцы жильем избрав,
  Купались в блеске древней славы.
  
  Здоровой силы перевес
  Был ясен в них без оговорки,
  Когда свой блуд они на сворке
  Вели с достоинством принцесс.
  Эмиль Верхарн. Избранное: Сборник / Сост. М. А. Мыслякова.
  М., Радуга, 1984
  
  
   Замечательную характеристику живописи Ренессанса дает историк Фукс: "Физическая красота рассматривалась эпохой Ренессанса не как тайна, которая должна цвести в тиши и обнаруживаться лишь в комнате. Она сияла в праздничной зале, на улице, на ярмарке, где весь народ был зрителем и судьей, она была сокровищем, которым хотели часто вызвать зависть в других. В первую голову напоказ выставлялась, конечно, женская красота. Делалось это различным образом и в различных формах. Самым благородным средством было, разумеется, искусство. Демонстративность здесь заключалась в том, что художнику заказывали портрет жены или возлюбленной в обнаженном виде. Ее изображали или совсем обнаженной, или в особо претенциозном декольте, как эротическое чудо. Знаменитыми картинами в таком роде являются "Венера дель Трибуна" Тициана, изображающая герцогиню Урбинскую, две картины того же Тициана, изображающие, как король Карл II играет на музыкальном инструменте возле ложа своей возлюбленной, предстающей глазам в совершенно обнаженном виде. Не менее известны обнаженные портреты Дианы Пуатье, метрессы Генриха II. Генрих II неоднократно заказывал портреты своей юноновской возлюбленной в обнаженном виде, а также приказал высечь ее из мрамора и отлить из серебра. Габриэлла д'Эсте, метресса Генриха IV, также неоднократно воспроизводилась обнаженной. Кажется, нет надобности доказывать, что во всех этих картинах речь шла о демонстративном выставлении напоказ эротической красоты. Относительно Дианы Пуатье надо заметить, что здесь главное внимание было обращено на ее пышную грудь. В таком же духе изобразил Рафаэль Форнарину, Тициан - свою дочь Ливию, Рубенс создал свой гимн в честь Марии Медичи, наполняющий целую залу Лувра. Сюда же относится и нагая статуя-портрет, которую прекрасная сестра папы Джулия Фарнезе заказала для своего склепа в храме Св. Петра. Положительно не поддается подсчету количество женских портретов, созданных специально ради прекрасной груди оригинала. Прекрасная грудь пользовалась, как уже было указано, высшим почетом в эпоху Ренессанса. Бесконечное число женщин, обладавших этим достоинством, щедро раскрывало свой корсаж и сбрасывало все покровы, дабы глаза каждого могли беспрепятственно наслаждаться этими сокровищами. Можно без преувеличения сказать, что часто муж или любовник заказывали не портрет возлюбленной, а портрет ее груди, ибо прекрасная обнаженная грудь многих женских портретов Ренессанса представляет не только центр, но и главную суть этих картин. Само собой понятно, что художники стремились сохранить "портретную" точность изображаемой груди. Достаточно сравнить различные портреты прекрасной Симонетты, изображенной как Боттичелли, так и другими художниками, различные портреты кисти Париса Бордоне и Паоло Веронезе, картину Тициана, изображающую Альфонсо д'Авалоса и его возлюбленную, портрет герцогини Лотарингской и др. Самой рафинированной формой выставления напоказ красоты тела, и особенно груди, было изображение в виде мадонны. Самым известным историческим примером является портрет Агнесы Сорель, метрессы Карла VII, в виде мадонны, созданный Жаном Фуке. Держа на коленях младенца, la belle des belles (красавица из красавиц), как называли мадонну на галантном языке эпохи, разоблачала всю пышность своей прекрасной груди.
  В образе Девы Марии можно было заодно изобразить и самый священный, возвышенный символ и служить миру, выставив самым пикантным образом напоказ земную красоту. Женщина становилась таким образом в одном лице и святой и дьяволом, соблазнительницей и спасительницей. Женское честолюбие могло таким путем праздновать свои высочайшие победы. Опускаясь в молитвенном экстазе перед мадонной, зритель вместе с тем преклонялся перед раскрывавшимся ему чудом красивого тела. Примеру Агнесы последовала, без сомнения, не одна женщина, обладавшая красивой грудью, и вот почему столько изображений Девы Марии, возникших в эпоху Возрождения, возбуждает в нас отнюдь не сверхземные мысли. Модель и художник думали не о небесах, а о самом земном на земле. Некоторым образом сюда относятся и статуи метресс, воздвигнутые могущественными церковными сановниками в церквах, чтобы им воздавались почести, как святым. Достаточно указать на Сиджизмондо Малатесту, построившего в 1445-1450 гг. великолепную церковь в честь Св. Франческо в Римини и поместившего в ней памятник своей прекрасной любовнице Изоте". (Фукс . "Die Geschichte der erotichen Kunst" - "История эротического искусства").
  "В связи с презрением к старости мы замечаем у обоих полов страстное желание "снова помолодеть".
  идея об источнике молодости, представляла в XV и XVI вв. очень распространенный мотив. Наиболее художественной и потому и наиболее известной обработкой этого мотива является одноименная прекрасная картина Лукаса Кранаха в берлинском Музее императора Фридриха. Бесконечной вереницей паломничают старушки к чудодейственному источнику, в повозках, верхом, на носилках, несомых слугами, на тачках, толкаемых батраками, даже на спине стариков. Все они, стоящие уже обеими ногами в могиле, свалившиеся уже под тяжестью жизни, хотят еще раз помолодеть, еще раз пережить жизнь, еще раз расточать и испытать радости любви. И источник юности совершает свое дело. Старчески согнувшись, с истощенным телом и увядшей грудью, жалкие, несчастные, погружаются они (на левой стороне картины) в воду, чтобы выйти (на правой стороне) из воды исполненными новой жизнерадостности, юными существами с округленными формами и упругой грудью, снова пробуждающей в мужчинах желания. И новая жизнь начинается немедленно же танцами, шутками, ухаживанием". (Фукс)
  
   Идеал своего образа пышной белокурой белокурой женщины великий Рубенс нашел в 53-летнем возрасте, женившись на 16-летней Елене Фоурмент. Именно она изображена на картине "Шубка". Плоть рубенсовских красавиц потрясает. Печально известный Захер-Мазох пугался при взгляде на рубенсовских женщин: "Из этих картин вырывается наружу подавленная сила женщины".
  Но этим же женщинам звучи гимн поэта:
  Фламандкам былых времен
  
  Когда стоит ячмень в полуденной дремоте,
  Тяжеловесную явите красоту:
  Ваш бронзовый загар, здоровья полноту
  И рвущий пояса переизбыток плоти.
  
  На сено свежее вам будет сладко лечь!
  Грудь плодородная, прически лоск песчаный,
  Колени круглые, крутая сила стана -
  О как неистово вас хочется привлечь!
  
  фламандки, дайте же любить вас на равнине
  Под небом огненным в полдневный час, когда
  Дрожит шафранный зной, на берегу пруда,
  Где царствуют дубы в недвижимой гордыне,
  
  В те дни, когда быки почувствуют прилив
  Тяжелой похоти, мыча в любовной муке,
  И в стойлах жеребцы, забыв о зимней скуке,
  Ржут, шеи изогнув, и жарок их призыв,
  
  Когда великая любовь возжаждет воли,
  Когда дыханием страстей сердца полны,
  Как ветром паруса, любовники волны,
  Стремящие свой бег на синее раздолье.
  
  Блеск ваших крупных тел всегда нас волновал;
  Мерцает золото в глазах, не угасая,
  Маняще дышет грудь... Вы - цвет родного края!
  Фламандки, вы для нас - телесный идеал!
  
  Эмиль Верхарн. Избранное: Сборник / Сост. М. А. Мыслякова.
  М., Радуга, 1984
  
  
   Эпоха абсолютизма находит привлекательным пикантность. Красота уже не обязательно связана с наготой. Нет больше нагих тел, есть только тела, раздетые в большей или меньшей степени. Женщина как бы распадается на массу мелких прелестей: маленькую ножку, изящную ручку, грациозные бедра и т.д. Костюм помогает разложить целое тело красавицы на отдельные части: грудь, бедра, лоно. Если раньше, чтобы показать красоту возлюбленной, ее рисовали обнаженной, то теперь ее рисуют в соблазнительной позе, где лишь какая-то часть костюма отсутствует или приподнята.
   Купание - одно из главных занятий женщины. Процесс этот во все времена волновал воображение художников. Мифологический или библейский сюжет заставлял забыть о непристойности. Конечно, и бесконечные нимфы, убегающие от фавнов, и Сусанны под пристальными взглядами старцев, и Вирсавии, застигнутые врасплох царями, и многочисленные Артемиды, нечаянно встретившиеся с Актеонами, гневались на дерзких нахалов, но не отказывались из-за них от купания.
  Многие мастера - например Якоб Ванлоо в картине "Отход ко сну", вдохновленной полотном Йорданса "Кандавл, царь Лидийский, показывает свою жену Гигесу", а особенно живописцы второй половины XIX века, - создали обширную панораму омовения. Неудивительно, что многих художников называли вуайеристами .
  Замечательны художественные образцы купальщиц Ренуара и особенно знаменитые одалиски Доминика Энгра.
  
   В порнографических сочинениях 19 века важную роль играли иллюстрации. Самые опытные иллюстраторы порнографических сюжетов - европейские художники, чаще всего французы, бельгийцы и итальянцы. Отметим Джулио Романо, Фрагонара, Ватто, Видала, Августе и Аннибала Караччи, Буше, Фелисьена Ропса и Тулуз-Лотрека. Шедеврами являются картины "Качели" Фрагонара и "Утренний туалет" Буше, изображающий даму за интимным омовением. В области эротической скульптуры только французам удалось приблизиться к высотам Челлини. В Англии никто не смог сравниться с Фальконе, Жаном Басиляром и Огюстом Роденом, а лучшим из английских художников-эротистов был Обри Бердслей, умерший в 1898 году в возрасте двадцати шести лет. В георги- анскую эпоху один художник все- таки достиг высот в изображении порнографических сцен, то был То- мас Роулендсон. Ему не хватало утонченности Бердслея, но не следует забывать, что в начале века манеры были значительно грубее. Тогда же взошла слава английского художника и гравировщика Уильяма Хогарта. Многие его вещи из серий "Успех шлюхи", "Успех распутника", "Модный брак" безусловно эротичны, но это не порнография. Хотя сцена в борделе из "Успеха распутника" уже близка к этому. На переднем плане раздевается женщина, поза ее непристойна. К концу 19 века в Англии возникла новая концепция эротизма, которая нашла выражение в чувственных работах Данте Габриеля Россетти и школы прерафаэлитов в живописи, а позже в сложном декадансе Бердслея. Одновременно эротический реализм стал художественной натурой для фотокамеры. Изобретение и совершенствование фотографии привело к промышленному производству эротических и непристойных снимков, положив начало процветающему и сегодня бизнесу "развратных открыток". Одним из самых удачливых фотографов 60-70-х годов прошедшего века был Генри Хейлер. Владелец двух домов в Лондоне, он фотографировал обнаженными всю свою семью, включая жену и двух сыновей. При налете полиция обнаружила 130248 непристойных снимков и 5000 диапозитивов, позже все это было уничтожено. Хейлер благоразумно перебрался на континент, чтобы избежать ареста. Тем временем Россетти и его ученики запечатлевали иную чувственность - патологическое сладострастие, страсть с примесью чувства вины. Россетти лучше других умел передать очарование женской руки, жестокую прелесть ее ярких губ, выражение глаз любимой. Прерафаэлиты оказали существенное влияние на блестящего разностороннего графика Обри Винсента Бердслея в начале его короткого пути в искусстве. Одним из первых проектов художника были иллюстрации к Лукиану. Как он говорил друзьям, подобных рисунков в книгах еще никто не помещал. Среди запрещенных рисунков Бердслея были серия иллюстраций к "Саломее" Уайльда. Одна называется "Туалет Саломеи" и изображает даму со свитой в более чем откровенном неглиже. Туалетный столик уставлен книгами. В увидевшем свет варианте книги Саломея одета. Бердслей тонко отомстил общественному мнению: книги, изображенные им, были заклеймлены как порнографические или непристойные - "Золотой осел", "Манон Леско", знаменитый роман Золя о проститутке "Нана" и роман маркиза де Сада. Уайльд написал об извращенном порнографическом таланте Бердслея, посвятив французское издание "Саломеи" "единственному художнику, кроме меня, который знает, что такое танец семи покрывал, и способен видеть невидимое". ( Рассказ о Венере и Тангейзере. Романтическая повесть Обри Бердслея. Лондон, 1907 г. ).
  ( по материалам книги "История порнографии").
   В 1882 Поль Гоген в своих картинах открывает красоту экзотических грудей таитянских женщин.
   1885 год. Над миром восходят самые большие женские груди в истории человечества. Они принадлежат статуе Свободы, установленной у входа в нью-йоркскую гавань.
  
   Глубокие мировоззренческие изменения, происшедшие в ХХ веке, казалось бы, лишили изображение женского тела центрального места, которое оно занимало в искусстве предшествующих эпох.
  "Художники эпохи Возрождения рисовали женщину обнаженной, современные рисуют ее голой". ( Из разговора посетителей художественной выставки ).
   Штудии обнаженной женской натуры остались частью академического художественного образования, но редко перерастают из этюда в картину, где женский образ является определяющим. Традиции изображения женского тела в ХХ столетии продолжались в творчестве таких разных мастеров, как Гоген, Модильяни, Пикассо, Цорн, Мунк, Сомов, Серебрякова.
   Кубизм Пабло Пикассо возродил обычай амазонок, которые отрезали правую грудь, чтобы она не мешала им метко стрелять из лука, некоторые спортсменки стали жертвовать обеими, а иногда лишали себя и ягодиц.
   Одну из многих картин, посвященных жене, сюрреалист Сальвадор Дали назвал "Галарина": "Гала для меня - то же, чем была для Рафаэля Форнарина. И снова, совершенно неожиданно, возникает на этой картине образ хлеба. Точный и проницательный анализ обнаруживает, что скрещенные руки Галы перекликаются с ободком хлебной корзины, ее грудь напоминает горбушку батона. Я уже писал Галу с двумя бараньими отбивными на плече, тем самым выражая свое желание пожрать ее. В ту пору сырое мясо сильно воздействовало на мое воображение. Теперь, когда Гала поднялась в геральдической иерархии моей знати так высоко, она сделалась моей хлебной корзинкой". Кстати, здесь - намек на разгадку вдохновенного поэтического отношения к женскому бюсту предыдущего мужа Галы Поля Элюара.
  "Ты вся обнаженная, вся обнаженная,
  и груди твои, еще более хрупкие, чем
  аромат побитой морозом травы,
  держат груз твоих плеч".
  (Поль Элюар. Стихи
  Перевод М. Н. Ваксмахера
  Серия "Литературные памятники"
   М., Наука, 1971)
  
   В 50-60-х годах доминирующая тенденция в репрезентации тела по частям либо проходит пунктиром в основном потоке американского художественного продукта, либо проявляется в отдельных его ответвлениях (особенно в живописи и скульптуре). В теории Мелани Клейн такие объекты искусства именуются "частичными объектами". Сама Клейн, как уже отмечалось в этой книге, пишет об изначальной детской интроекции материнской груди, о постоянном расщеплении этой интроекции на хорошую (питающую) грудь и плохую (отвергающую), о стремлении ребенка оставить только "хорошую" и уничтожить "плохую". Художник и теоретик живописи Марсель Дюшан предложил другой набор образов и репрезентаций частичного объекта, главным из которых была женская грудь - постоянный объект инфантильной идентификации и проекции. Вслед за "Камнем преткновения" (1947 ) последовали скульптурные изображения мужских и женских половых органов-Objet-Dard (1951 ) и Feuille de Vigne Femelle (1950 ). Можно с уверенностью утверждать, что "Вращающаяся полусфера" (1925) стала прототипом "Анемичного кино" (1927), где в спиральном движении соприкасаются пенис и грудь, - часто воспринимаемые ребенком как одно целое, разорванное импульсами ненависти и (или) любви. Более того, идеи Дюшана и других художников о каннибальском отношении к груди, возникающее на второй, оральной стадии развития, переносится также и на пенис.
  
  Современная живопись - это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше.
  Роберт Орбен
  
   Самая большая грудь в мире принадлежит резцу Сезара. Скульптор создал ее на основе слепка с груди Виктории фон Крупп, танцовщицы кабаре Crazy Horse. Габариты впечатляют: 82 х 266 х 193 см. Выполненная из красной полиэстерной смолы, она высится в галерее на площади Согласия в Париже.
   В середине в США тридцатых годов 20 века сразу с десяток очень хороших художников таких как Альберто Варгас и Джорджу Пети,вдруг, не сговариваясь, почувствовали, как именно следует рисовать девушку, чтобы мужчине хотелось глядеть на этот рисунок снова и снова. К счастью, их способности, не пригодившиеся в рекламных агентствах и классической живописи, оценил Голливуд - его золотой век был как раз в разгаре, и календари с томными кинодивами зачастую печатались тиражами с шестью нулями. Дальше была Великая Депрессия. Опять же, началась война - уставшим и лишенным жизненных стимулов мужчинам Америки нужны были приятные и незамысловатые развлечения. Какой-нибудь захудалый постер с серийной грудастой красоткой работы, скажем, Гарри Экмана, не купленный когда-то за 20 центов, теперь стоит все свои 200 долларов - и это далеко не предел (пастели Эрла Морана, моделью для которых выступала юная Мэрилин, могут обойтись раз в десять дороже). Нужно было делать вовремя, господа: колода игральных карт работы великого Эрла Макферсона "Побеждай, проигрывай или тяни" в 1944 году разошлась тиражом 168 тысяч штук!
   Pin-up girl - это модель, чьи растиражированные изображения становятся знаковым явлением поп-культуры. Стиль - фривольный. По преимуществу эти модели - фотомодели, манекенщицы, актрисы и певицы. Яркие реалистичные картинки с девочками в комбинациях и чулках облепили стены солдатских казарм, матросских кают и приборные щитки грузовиков- дальнобойщиков. Так у жанра появилось название - "пин-ап" означает что-то вроде "прикалывающихся булавкой на стену" (у нас этих призывно улыбающихся девиц наверняка назвали бы "прикольными").
   Стеснительному молодому художнику Эду Рунчи, который стыдился обращаться к моделям, пришла на помощь мамочка итальянка, заставившая прекрасную Джанет, работавшую на оборонном заводе за соседним станком, позировать для сына по вечерам. Через несколько лет Джанет знал по картинкам Рунчи каждый второй американский мужчина. Эдгар Эрл Макферсон, первый из великих пин- апперов, в сороковые годы задавший стандарты стиля и заработавший миллионы, заканчивает карьеру феерическим альбомом "Охота с Макферсоном", переодев красоток в экзотическое оперение певчих птиц. Еще один молодой миллионер, Эрл Моран, переехав после развода в Голливуд, знакомится с юной моделью Нормой Джин Догерти, которая хочет позировать для него. Впоследствии Монро будет тепло вспоминать Морана: "Эрл всегда рисовал мои тощие ножки гораздо красивее, чем в жизни". Гениальный Джил Элвгрин, второй создатель канонов чудесного жанра, в 26 лет рисует пин-ап рекламу для "Кока-Колы", и уставшая от безработицы и войны Америка засматривается на неземной красоты девиц, улыбающихся с громадных биллбордов. Отдельного упоминания заслуживает кино: изумительные в своем наивном бесстыдстве черно-белые короткометражки Ирвина Кло в свое время прославили Бетти Пейдж. Кло снимал по заказам - в основном от юристов, врачей и бизнесменов, любителей того, что лет через тридцать станет "домашним видео". А наивная Бетти все удивлялась, почему же клиентам так нравится лента, где она, затянутая в кожаный корсет, ползает на четвереньках, изображая пони, - ведь в этом фильме даже не видно ее лица! Классические картины пин-ап способны довести любого эротомана до пароксизмов восторженной истерии: мгновение завораживающего мужского подглядывания умельцы-художники останавливали ровнехонько в точке высшего наслаждения. Хохочущие кареглазые блондинки Джила Элвгрина в белых носочках карабкаются по мачтам, не обращая ровным счетом никакого внимания на задравшиеся юбочки в сборках. Изгибаются в гимнастических переливах мускулистой плоти задорные стервочки классика жанра Альберто Варгаса, знаменитые "Варга- герлз", прославившие журнал PLAYBOY. Вытягиваются, словно ускользающие и не дающиеся в жадные мужские руки змейки, юные красотки его ученика Джорджа Петти, известного тем, что он часто увеличивал на рисунках головы моделей и удлинял ноги и торсы, совершенствуя природу в направлении страсти. Разомлев под жарким калифорнийским солнцем, скидывают халатики купальщицы на пастелях Перл Фраш - самой знаменитой женщины-художницы пин-апа. Пин-ап - искусство, строго ограниченное канонами места и времени действия. Захлестнув Америку в начале сороковых, эротическая волна схлынула в середине шестидесятых - за четверть века представления об эстетике возбуждения в корне поменялись, и неряшливые героини новой психоделической революции почти начисто смыли со всех и всяческих стен выцветших красоток в старомодных купальниках. На смену кокетливой полуобнаженности пришла нагота, а мужские журналы нового поколения получили одобренную законом возможность публиковать постеры девушек "без всего". Нигде, кроме Штатов, ничего похожего на взрыв пин-апа не случилось. И неудивительно - где еще красотки начинали карьеру с титулов вроде "Мисс пляж Бэй 1956" или "Оклахомская королева кукурузы 1949", а гигантские корпорации понимали, что для рекламы сигарет и моторных масел нет ничего лучше полураздетой блонды.
   На атомной бомбе, сброшенной на Нагасаки красовавалось Pin- Up изображении Риты Хейворт.
  [по материалам http://www.retro.in.ua/2009/04-06/pin-up-devushka-s-oblozhki/ История pin-up или "девушка с обложки"]
   В настоящее время существует такое огромное множество комиксов и книжных обложек с женскими поединками, что даже краткий их обзор не представляется возможным. Большинство из них имеет мало отношения к настоящему искусству, но некоторые из них рассмотреть полезно. Сюжеты, правда, не блещут разнообразием, среди которых типичным является такой. Две девицы (чаще грудастые и мощные, иногда стройные и нежные) сначала вступают в словесную баталию с угрозами расправы: "Да я тебе сейчас задницу надеру". - "А ну, попробуй, шлюха"... "Изюминкой" многих таких картинок является гипертрофированная женская грудь, играющая роль естественной боксерской груши (а, вернее, пыльного мешка), а иногда и ударного оружия.
   Изображение обнаженного тела художником может стать и символом прекрасного и символом безобразного. Т. Манн утверждают, что "только плохой натурализм культивирует патологическое ради него самого, патологическое допустимо в художественном произведении только как средство к духовным, поэтическим, символическим целям". ( Манн Т. Собр. соч. в 10 -ти томах. Т. 9 . С. 215.)
   В современной мультипликации аниме сформировалось направление Этти ( ja. ;;;, иногда записывается нестандартной ромадзи - ''ecchi'') - жанр, ключевой особенностью которого является показ эротических сцен. Основным творческим приёмом в этти является фансервис - использование различных намёков на эротику, например показ персонажей (как правило женского пола, поскольку целевой аудиторией этти являются юноши) в двусмысленных позах, использование таких ракурсов обзора при которых зритель видит нижнее бельё персонажа (панцушот), акцент на груди и ягодицах, которые часто изображаются в преувеличенном виде, различные неловкие ситуации, в которые попадает мужской персонаж (случайное появление в женской бане или раздевалке, падение на девушку и т. п.). Целевая аудитория этти- юношескую аудиторию в возрасте 16-25 лет.
   В современной культуре женственность часто отождествляется с инфантильностью: наивностью и непосредственностью. Готическая лолита - юная невинность с огромными грудями.
  
   Художественная женская плоть всегда в цене.
   И вот на аукционе Сотбис, прошедшем в мае 2009 года, художник Люсьен Фрейд стал самым дорогим из ныне живущих художников: его "Спящая соцработница" ушла с молотка за 33,6 миллиона долл. На картине изображена груда женского мяса с обозначенной в складках грудью. И все это принадлежит обнаженной кустодиевской соцработнице из Лондона. Совсем недавно на том же аукционе за рекордные 105 миллионов была продана очередная картина Пабло Пикассо "Портрет обнаженной с бюстом"...
  
  Австралийка Дай Пил за свою художественную одаренность приобрела на Зеленом Континенте бешеную популярность. А все потому, что свои картины она создает не руками, а... грудями. Первая картина ушла за 5$ , вторая за 10$ , а сейчас мать двоих детей выполняет заказ на 10 полотен по 40 $каждое. Пил не стесняется называть себя крупной женщиной, поэтому мольбертом ей служит обычный кухонный стол: "Я наношу краску либо на грудь, после чего рисую ею по холсту, либо сразу на холст и работаю "чистой" грудью". Интересна техника, которую использует художница для подписывания своих картин: "Я ставлю автограф с помощью соска".
  
   "Счастлив ты, - писал Гете, - родившийся со зрением, зорко улавливающим пропорции, которые ты обостряешь, воспроизводя всевозможные образы. И когда вокруг тебя мало-помалу пробудится радость жизни, и ты познаешь ликующее человеческое счастье после трудов, надежд и страха, когда поймешь счастливый возглас виноградаря, которому щедрая осень наполнила вином его сосуды, поймешь оживленную песню жнеца, высоко на стене повесившего свой праздный серп, когда позднее уже с более мужественной силой забьется в твоей песне могучий нерв страстей и страданий, когда ты довольно стремился и страдал, довольно наслаждался земной красотой и теперь стал достоин отдыха в объятиях богини, достоин изведать на ее груди то, что возродило богоравного Геракла, - тогда прими его, небесная красота, ты, посредница между богами и людьми, но и он - не лучше ль Прометея? - сведет с небес блаженство бессмертных".
  
  10 марта 1914 Английская суфражистка Мэри Ричардсон в Лондонской национальной галерее мясной тяпкой изрубила картину Веласкеса с изображением Венеры.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"