"Одни говорили: "Блажен муж, которому принадлежит этот ангел". Другие восклицали: "Запечатлеть один поцелуй на этой груди - и умереть!" Аретино Аретино П. Рассуждения Нанны и Антонии под фиговым деревом, в Риме, которые ради своей забавы и в поучение женщинам трех состояний сочинил божественный Аретино / Пер. с итал. С. Бушуевой. СПб.: Инапресс, 1995, cc. 90.
Идол ( gr. ;;;;;;, "образ, изображение")-неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (Демокрита) отделялись от самих предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие.
На протяжении всей истории человечества грудь женщины являлась мощнейшим сексуальным и социальным фетишом.
В праве Древней Индии ("Яджнавалкья- смрити" II.223) понятие собственности, вещи передается выражением "внешнее тело" (не менее характерны и обратные представления - о плоти как "телесном имуществе": Мбх XII.13.1-3 ; XIV.13.1.3).
Слово фетиш (от португ. feticio - "амулет") появилось в европейских языках в XV в., когда португальские мореплаватели высадились на побережье Западной Африки. Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные святыни. После ознакомления с неграми Золотого и Невольничьего берега, они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. Термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел в 1760 г. Ш. де Бросс в книге: "Du culte des dieax fetiches оu Parallele de l'ancienne Religion de l'Egypte avec la religion de Nigritie" (рус. пер. "О фетишизме", 1973).
В конце XIX в., примерно в одно и то же время появляются теория фетишизма К. Маркса и работа Бинэ "О фетишизме в любви". К. Маркс вначале анализировал фетишизм как одну из ранних форм религии, "религии чувственных вожделений", для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В религиозном мире "... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом..." . К. Маркс связывает фетишизм со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект фетишизма становится неким магическим средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится "чувственно-сверхчувственной вещью".
Фетишизм как сексуальная девиация впервые был классифицирован в 1887 г. в работе Бинэ "О фетишизме в любви". Динамика и бессознательные аспекты фетишизма были освещены Фрейдом в двух монографиях, опубликованных в 1905 -м и 1927 годах. Он показал, что фетишизм может стать патологическим только тогда, когда стремление к фетишу зафиксировалось сильнее, чем при обычных условиях, и заняло место нормальной цели, далее, когда фетиш теряет связь с определенным лицом, становится единственным сексуальным объектом .
Например, Фрейд говорит, что фетиш представляет собой конкретную форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания отсутствия у женщины пениса, а грудь становится объектом замещения пениса.
Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.2 . Тбилиси, 1991
"Спускаясь еще ниже, мы подходим к уровням, где полностью депсихологизированная телесность партнера сама начинает сегментироваться: ведущую роль приобретает уже не его тело как некое соматическое единство, а исключительно половые признаки. Будучи выражена достаточно сильно, такая концентрация на генитальных чертах партнера уже приобретает статус патологии, называемой фетишизмом (хотя фетишем не обязательно служат именно гениталии: свойственный психической деятельности символизм позволяет тасовать символы столь бесцеремонно, что в роли полового объекта может оказания практически любой предмет - oт косы до ботинка, очков, дождевого плаща", - пишет писатель
Станислав Лем.
"Классическим доказательством свойственного Ренессансу культа физической красоты является прославление интимной телесной красоты возлюбленной или жены мужем или любовником в беседе с друзьями, их готовность дать другу даже случай воочию убедиться в этой хваленой красоте. Это одна из излюбленных разговорных тем эпохи. Мурнер говорит в своем "Gauchmatt" ("Лужок дураков): "Немало можно найти дураков, хвалящих своих жен в лицо каждому встречному. Они говорят: у меня такая прекрасная жена, что, если бы ты ее увидел, ты бы изумился". Сеньор Брантом сообщает: "Я знал нескольких сеньоров, которые хвалили своих жен перед своими друзьями и подробнейшим образом описывали им все их прелести". Один расхваливает цвет кожи жены, похожей на слоновую кость, с розовым налетом, как у персика, на ощупь мягкую, как шелк или бархат, другой - пышность ее форм, упругость ее грудей, похожих на "большие яблоки с грациозными остриями" или на "хорошенькие шарики с розовыми ягодами", твердые, как мрамор, тогда как ее бедра - "полушария, сулящие высшее блаженство".
Другу предоставляется возможность подглядеть жену во время купанья или туалета или еще охотнее его приводят в спальню, где спящая жена, не подозревая, что она имеет посторонних свидетелей, предоставляет его взорам всю свою наготу. Порой даже сам муж откидывает скрывающие ее покровы, так что все ее прелести разоблачаются перед взором любопытных. Телесная красота жены демонстративно выставляется напоказ, как клад или сокровище, которые должны возбудить зависть, и сомнению здесь не должно быть места. Вместе с тем обладатель этих сокровищ хвастает ими, чтобы подчеркнуть, что он их собственник. Он делает это не тайно, и жена должна то и дело мириться с тем, что муж подведет к ее ложу своих друзей, даже в том случае, когда она спит, и что он сорвет с нее одеяло, отчасти скрывающее ее тело от взоров. У Брантома мы читаем следующий пример: "Я хочу рассказать еще об одном человеке, которого навестил приятель как раз в то время, когда тот одевался. Пользуясь случаем, муж показал ему жену, спавшую на постели совершенно обнаженной, без всякого прикрытия, ибо было жарко. Он наполовину сдернул занавеску, так что восходившее солнце осветило всю ее красоту. Приятель насладился этим зрелищем, и потом оба отправились к королю". (Фукс)
Одни мужчины возбуждаются при виде женской груди, другие - глядя на женские ножки. Вспомним у А. С. Пушкина:
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! Долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки!
Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Пушкин А. С. Евгений Онегин. - Минск: Народна освита, 1979 . - С. 14.
"Сидят у костра людоеды. К ним подсаживается их соплеменник. Вождь племени спрашивает его: - Что ты больше всего любишь в женщине? Молодой дикарь с придыханием отвечает: Глаза - А мы тебе ножку оставили". ( Из хроник жития индейских племен чичимеков)
Фетишизм женской груди (также известный как: mastofact, или грудной парциализм),- вид психического отклонения в сексуальных предпочтениях, выделение женских грудей как стимула сексуального возбуждения. Сексуальное возбуждение от вида женских грудей (mammagymnophilia) вызывает аффект постоянного фетиша (или парциализм) и может приводить к субъективному психическому расстройству и социальным проблемам личности. Понятие грудной фетишизм также используется в этнографическом и феминистском контекстах для того, чтобы показать иррациональность постоянной общественной озабоченности, традиционно уделяемой женским грудям. Грудной фетишизм в этом смысле - особенно преобладает в сексуальной культуре США. Критик Молли Хэскелл утверждает: " общественная концетрация на женском бюсте является самым инфантильным и самой американским из всех сексуальных фетишей", а американский автор Элизабет Гулд Дэвис провел анализ исторического развития этого фетиша начиная со времени неолитической эры и культа богини Catal Huyuk (в современной Турции). Археологические раскопки города Catal Huyuk c 1960 показали, что стены святыни были украшены свисающими парами "mam-maries"(огромных барельефов молочных желез), выступающих большими горизонтальными башнями. Груди (наряду с фаллосами) обожествлялись женщинами Catal Huyuk как инструменты материнства. После патриархальной революции, когда мужчины адаптировали и монополизировали для себя и вероисповедание фаллоса и "грудной фетиш", эти органы "приобретали то эротическое значение, которое они имеют теперь в современном обществе". (http://en.wikipedia.org/wiki/Breast_fetishism")
Однако, у современных феминисток иная точка зрения. "Мы должны, наконец, признать, что весь этот культ бюста есть чисто женское дело, - говорит постфеминистка Роберта Камерон, - ну так же, как культ пениса - изобретение чисто мужское".
Общественное внимание и многочисленные теоретические исследования по физиологии, культуре, искусству, психологии, истории , посвященные женским грудям в современного обществе, позволили ряду исследователей прийти к крайнем выводам, что "грудной фетишизм" является примером вирусной идеи (или meme) глобально распространяющейся во всех сферах современного общества . (Мем ( en. meme) - в меметике, единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения.)
Термин "меметика" является транслитерацией древнегреческого слова ;;;;;;;, означающего "имитатор, притворщик".
В книге "Эгоистичный ген" (1976) этолог Ричард Докинз (Richard Dawkins) утверждает, что мем - единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества. Он рассматривает мемы как паттерны, способные влиять на своё окружение и обладающие способностью к размножению - репликации. Мемы копируются путём имитации, обучения и других методов, и борются за выживание в нашей памяти и шанс быть вновь реплицированными.
Человек, ставший грудным фетишистом, становится мемоидом. Мемоид (мембот) - неологизм, используемый для людей, которые до такой степени оказались во власти определённого мема (или мемплекса), что вопросы их собственного выживания становятся несущественными. В качестве примера можно привести камикадзе, террористов-самоубийц и сектантов, совершающих массовый суицид. Термин впервые введён Кетом Хенсоном в работе "Memes, L5 and the Religion of the Space Colonies" (L5 News, 1985 pp. 5-8).
[H. Keith Henson, "http://cfpm.org/~majordom/memetics/2000/16177.html Memes, L5 and the Religion of the Space Colonies ".ref-en].
Нет более несчастного существа, чем фетишист, который тоскует по женской туфельке, а вынужден иметь дело со всей женщиной.