Пахамович Михаил Николаевич: другие произведения.

Штампы в фентези Часть 4-я

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


   Штампы в фентези Часть 4-я "О бедном варваре замолвите слово..."
  
   Непобедимый варвар - не просто штамп, а целый кладезь штампов. Каюсь, сам люблю почитывать про приключения всяких там малообразованных мускулистых дикарей, что зловредным Черным Властелинам жизнь портят... На фоне пресноватых рыцарей варвар выглядит этаким своим парнем - всякому хотелось бы иметь такого приятеля, вроде соседа качка, что дворовой шпане за здорово живешь навалять может.
   Итак, собирательный образ варвара. Простоват, но далеко не глуп. Добродушен, но к кровь врагу пускает без комплексов. Красив и привлекателен, но выглядит мужественно (а не как Ди Каприо!). К колдунам относится плохо, но ко всякого рода волхвам и добрым жрецам с почтением. (По мне, так особой разницы между ними не вижу...) Частенько живет грабежом и воровством, но при том честный человек - держит слово, обирает только нехороших толстосумов и всегда помогает друзьям. Вечно в поиске сокровищ, но не жаден, а потому всегда без гроша. И т.д. и т.п.
  
   Разберемся, для начала, откуда взялся в мировой литературе сей благородный дикарь? "Как откуда? Из романов Говарда, вестимо - вот кто создал симпатичного Конана!" - воскликнет любитель фентези. И ошибется!
   Дело тут вот в чем - в литературе средневековья варварство - синоним дикости, кровожадности, что еще хуже - безбожного язычества! Не было героев-варваров в литературе Средних веков. И в эпоху Возрождения не было - увлеченные античностью европейцы однозначно мыслили варварство как причину упадка великой древней цивилизации - вандалы разграбившие Рим и все такое...
   Но вот наступило Новое время. В эпоху Просвещения впервые появляется образ благородного дикаря - умного, честного, добропорядочного - как антипод цивилизованного лжеца, ханжи и фанатика. Средние века стали трактоваться философами-вольнодумцами как очень плохое время - мол, фанатизм, костры инквизиции, крестовые походы, всеобщее невежество... А современную христианскую цивилизацию просвещенные философы (что были частенько не в ладах с церковью) рассматривали как некое уклонение от "естественного пути", в противовес идеализированной античности.
   Вот тогда-то и наступило время варвара в литературе. Под пером преимущественно французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро и иже с ними) ожили благородные дикари - всякие там Гуроны, Персы, Простодушные... (Видели российский фильм "Простодушный"?) Понятно, что это был такой литературный прием - сатирический взгляд на мир глазами дикого иностранца, дикого, но тем не менее, более чистого и хорошего, чем окружающие писателя современники.
   Для тех, кто этих самых просветителей не читал, поясню на примере. Допустим, не любил французский писатель католическую церковь, так? Так в его романе, скажем, "Гость из джунглей" и появлялись такие персонажи как глупые и жадные попы и монахи. А заодно и заезжий дикарь, скажем... дебрей Амазонии. Вот и ходил в романе из сей вымышленный индеец по Франции, демонстративно удивлялся кострам инквизиции и запретам, а свою родину, Амазонию, хвалил, мол, нет у него