Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@царь, который не знал Иосифа. Из кн. За обещанной землёй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Работая над данным материалом, я постоянно задавал себе вопрос: а были ли иврим-хабиру, жившие в Дельте Нила, рабами, а если и были, то как и когда это могло произойти?
   Фараон XIX династии Нового царства Мернептах (1235 - 1224 гг. до н. э.), тринадцатый сын Рамзеса II, в честь "своей" великой победы над ливийцами (сам он непосредственно в военных действиях не участвовал, ибо был уже довольно стар к тому времени) заказал резную стелу, в тексте которой мы находим следующую фразу: "Израиль опустошён и не имеет семян". Эта стела именуется "Стелой Израиля" по той причине, что высеченная на ней фраза является первым и единственным упоминанием о стране израильтян во всех египетских надписях, которыми мы владеем. Но не только упоминанием: она свидетельствует о том, что во времена Мернептаха Израиль уже заявил о себе как о народе. К сожале-
  нию, документов о пребывании собственно семьи Яакова-Исраэйля, отца будущих двенадцати колен исраэйлевых, в Египте до настоящего времени не обнаружено, и приходится строить свои умозаключения о её жизни в Дельте
  на основании косвенных свидетельств...
   В этом месте я бы хотел сделать короткое отступление от главной темы повествования для следующей ремарки: в своей книге "История жизни библейских патриархов" я показал, что народ, который мы знаем под именем хабиру-иврим-евреи более правильно называть израильтянами по имени Яакова-Исраэйля, внука Авраама и отца двенадцати колен израйлевых. По этой причине в дальнейшем я буду использовать именно это имя, рассказывая об истории обретения израильтянами дарованной им богом земли Кынаан- ской...
   Как отмечено выше, примерно, в 1691 году до н. э. (по моим расчётам) Йосэйф (Иосиф), младший сын Яакова - Исраэйля, по воле фараона-гиксоса, предположительно, по имени Апопи стал визирем (наместником), фактическим правителем Египта. В течение семи урожайных лет он сумел создать стратегический, как сейчас бы сказали, запас зерна, благодаря которому при наступлении последующих семи неурожайных лет (1684 - 1677 гг.) удалось спасти народ Египта и бежавших сюда из Кынаана людей от голодной смерти. Примерно, в 1682 г. до н. э. Йосэйф заручился разрешением фараона и вывез отца, братьев, членов их семей (А. П. Лопухин42: "...число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот"), прислугу, всю живность в Египет, поселив в земле Гесем (Гошен), что в районе Дельты. Сравним даты переезда Яакова-Исраэйля с семьёй в Египет и войны с ливийцами фараона Мернептаха, воздвигшего "Стелу Израиля": соответственно 1682 и 1230 гг. до н. э. Получаем разницу в 452 года. "(Времени) же пребывания сынов Исраэйлевых, которое они пребывали в Египте, - четыреста тридцать лет" (Шемот 12:40). Из цифры 452 вычитаем 430 и получаем цифру 22 - в течение минимум 22 лет после Исхода из Египта израильтяне не испытывали на себе давления фараонов. Но это после Исхода; нас же интересует жизнь израильтян в Египте...
   Объективности ради, следует отметить наличие некоторых данных, указывающих на то, что часть израильтян возвратилась в Кынаан ещё до Моисея, возможно, сразу после лишения гиксосов власти, либо в последующий период задолго до ужесточения их положения в земле Гошен. Свидетельствует Манефон71: "Царь Фиваиды (Фив - В. П.)... осадил город (Аварис - В. П.). Но затем, отказавшись от осады, он заключил с ними (лидерами гиксосов - В. П.) договор, согласно которому, уходя из Египта куда им угодно, они все покинут его целыми и невредимыми. На этих условиях не менее двухсот сорока тысяч из них покинули Египет и направились со всеми своими домочадцами и со всем скарбом через пустыню в Сирию" (цитирую повторно). В соответствии со скупыми указаниями 1 Паралипоменон 7: 21, 24, эти люди принадлежали к колену Эфраима (Ефрема, в русскоязычной транскрипции). Это косвенно подтверждается тем, что Иисус Навин занял область ефремлян без борьбы и сделал Сихем (расположен в северной части Кынаана) своей
  резиденцией - видимо, речь шла о присоединении колена Эфраима к остававшимся там родственным племенам. Напомню, что Сихем и земля вокруг него были завещаны Яаковом-Исраэйлем его любимому сыну Иосифу и его детям Эфраиму и Манассии.
   Забегая вперёд, кратко коснусь загадочной фигуры Иисуса Навина, предводителя военных формирований израильтян в период завоевания ими Кынаана, преемника Моисея. Происходил он как раз из колена Эфраима-Ефрема и носил первоначально имя Хошеа-Осия, но переименован был Моисеем в Йехошуа (Иисус). При вступлении в землю обетованную израильтянам нужно было перейти реку Иордан и взять прежде всего город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. Заслуга в этой победе принадлежит, согласно библейского текста, Иисусу Навину. Однако, как показали исследования английской археологической экспедиции, этот город пал за сто лет до появления в Кынаане "израильтян" Моисея. Это даёт основание предположить, что герой-эфраимлянин жил на век ранее Моисея. В руинах столицы фараона XVIII династии Эхнатона (1372 - 1354 гг. до н. э.) были обнаружены клинописные таблички, являвшиеся дипломатической перепиской его эпохи. В этих письмах упоминаются нападения на города Мегиддо, Гезер, Аскалон и другие, и, что интересно, не упоминается город Сихем, тот самый, который, видимо, ранее Иисус Навин сделал своей резиденцией. И ещё: в одном из писем упоминается военачальник по имени Иисус. В военных анналах Тут- моса III (1504 - 1450 гг. до н. э.), создавшего благодаря своим успешным военным кампаниям египетскую империю, упомянут кынаанский город (или местность) Иосифэль, названный так в честь, возможно, Йосэйфа, отца, как упоминалось выше, Эфраима, основателя колена эфраимитов.
   Расшифрованные тексты этих табличек доказывают, что какое-то весьма агрессивно настроенное племя (племена) израильтян вторглось (вторглись) в Кынаан за полтора века до библейского Исхода. Такого же вывода придерживаются американский востоковед Поуэлл Девис, другие исследовате- ли. Национальным героем этой группы израильтян, расположившихся в северной части Кынаана, был Иисус Навин. Как полагает Зиновий Косидовский37, спустя многие и многие годы составители библейского канона, в интересах укрепления духовного единства израильтян, "объединили два обособленных цикла народных легенд: северный об Иисусе Навине и южный о Моисее". Вот каким, по всей видимости, образом появился Иисус Навин в книге Исход в роли воена- чальника и преемника Моисея, получив этим вторую жизнь.
   Заключая этот фрагмент, отмечу, что, по мнению большинства библеистов, наличие двух потоков переселенцев (пришедших с Моисеем и до него) положило начало двум культурным традициям Израиля (северной и южной), противоборство которых проходит через всю его историю.
   А что было до того, как фараон, "не знавший Иосифа", обратил внимание на восстановление "общины" Израильтян, и, действуя в известном русле, ужесточил условия их проживания в Египте, что и сохранилось в памяти народной как истинное рабство и подвигло на Исход?
   В научной литературе составилось представление о том, что неблагоприятная ситуация для израильтян, воспринятая ими как рабство, сложилась лишь в период правления "фараона, не знавшего Иосифа". А, с момента изгнания гиксосов до его восхождения на трон, "кланы Сынов Израиле- вых живут в области Гесем -Гошен на востоке дельты Нила. Библия не много сообщает об этом долгом (около 400 лет) периоде. Вероятно, он не знал ни выдающихся людей, ни ярких событий. Однообразный быт мирных скотоводов не нарушался ничем при жизни многих поколений... Живя в Гесеме, сыны Израи- ля сохранили предания о патриархах и первобытных временах; у народа не было религиозных учителей и он, кроме "Бога Авраамова", чтил языческих богов
  [Нав: "Отвергните богов, которым служили отцы ваши в Египте" 24:14; Иез 20, 5-8; 23,3, 19, 21]" (Александр Мень48).
   Книга Бырейшит ("Начало", ивр., или "Бытие" согласно христианской традиции), первая из пятикнижия Моисея, заканчивается смертью Йосэйфа. Вторая же книга Шемот сразу начинается с истории рождения Моисея.
   Между двумя этими точками лежит промежуток времени, равный, как неоднократно отмечалось выше, приблизительно четырёмстам годам. То обстоятельство, что летописцы-израильтяне не сохранили для истории описание этого временного отрезка, может как раз свидетельствовать о его обыденности, рутинности, об отсутствии в течение этого периода каких-то значимых для потомков событий...
   Я снова и снова перечитывал историю фараонов XVIII династии, чтобы понять причину этого обстоятельства, ибо, по логике вещей, победители должны были принять радикальные меры по отношению к оставшимся семитам, чтобы предупредить рецидивы их властных поползновений. Я пришёл
  к выводу, что сочетание ряда обстоятельств оказались благоприятными для израильтян, позволив им ещё долго сохранять в Дельте привычный образ жизни. Эти обстоятельства можно сгруппировать следующим образом: проблемы престолонаследия; взятие на вооружение новой военной доктрины Египта, заключающейся в значительной активации территориальных захватов на юге и в азиатском направлении ("Нападение - лучшее средство защиты"); возвращение столицы Египта из области Дельты (Аварис) в Фивы (центр страны); культурное строительство Хатшепсут; религиозные новшества Эхнатона.
   Фактически все последовавшие за Аменхотепом I фараоны этой династии не были законными наследниками престола, ибо многие из них являлись детьми царствующих отцов от их наложниц или рабынь; трое фараонов, замыкающих эту династию, вообще не состояли в родственных отношениях с власть предержащей "семьёй". Чтобы чувствовать себя уверенно, им требовались усилия более значимые, нежели репрессивные меры по отношению к пастухам Дельты. Военные кампании им были необходимы, чтобы постоянно доказывать знати и жречеству своё "законное" право на престол. И действительно, в эпоху правления фараонов XVIII династии Египет превратился в империю, западные границы которой достигали реки Евфрат.
   После смерти Тутмоса II, в связи с отсутствием у него, как и у деда и отца, сыновей, к власти был приведен его незаконнорожденный сын под именем Тутмоса III. Но ребёнок был ещё слишком мал, чтобы управлять страной, и Хатшепсут, жена Тутмоса II, женщина незаурядная и властолюбивая, установила над ребёнком регентство, заручившись поддержкой жречества, и стала полноправной хозяйкой страны. Жизнь Хатшепсут полна интригующих подробностей, описание которых вне поля наших интересов. Хотелось бы от- метить лишь, что эпоха её правления была одной из самых мирных в истории Египта.
   С её смертью, насильственной или естественной, Тутмос III, повзрослевший к этому времени, наконец-то обретает утраченную власть, снова во главе угла поставив военные устремления. За Тутмосом III следуют один за другим ещё восемь фараонов, один из которых, Аменхотеп IV, вошёл в историю под именем Эхнатон, и "прославился" среди египтян как фараон-еретик, посмевший унизить традиционных египетских богов, поставив во главе их истинного, как он полагал, бога Атона, бога Солнца.
   Как отмечено выше, после изгнания гиксосов фараоны XVIII династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы (он же Нут, Но-Амон - Град бога Амона). Израильтяне же, оставаясь в земле Гесем (Гошен) и ведя там обособленную пастушескую жизнь, оказались, на их счастье, вдали от главного политического центра, на окраинах государства. Египтянам было не до них. "У семитских племён Дельты (в условиях возвращения к власти фараонов-египтян - В.П.) могло быть лишь одно будущее - ассимиляция, длительная и мучительная, чему способствовали, - пишет В. Сорокин66, - определённые египетские влияния, проникавшие в семитскую среду". Из Мидраша мы узнаём, что сыны Исраэй- левы сумели вынести тяготы рабства благодаря четырём обстоятельствам: они не изменили свои имена; не изменили свой язык; не открывали (посторонним) свои тайны; придерживались требований нравственности в вопросах интимных отношений между мужчиной и женщиной.
   Об относительно спокойном существовании Израильтян в земле Гошен в течение длительного времени сообщает и рабби Зелиг Плискин61: "Сначала умер Йосэф - и они потеряли власть. Затем один за другим ушли в мир иной его братья. Пока не умер последний, египтяне относились к евреям с уважением. Даже первое (после смерти последнего из братьев Йосэфа) поколение евреев в Египте считали важ-ными людьми и по этой причине не могли обращаться с ни- ми как с рабами". Таково мнение еврейской традиции.
   Согласно "Исторической хронике от Йосефа до Моше", Яаков и его потомки от момента их появления в земле Гошен до полного закабаления провели 124 года. По моим расчётам, как отмечалось выше, Яаков с семьёй переехали из Кынаана в землю Гошен (Египет) в 1682 г. до н. э. Если ориентироваться на указанную "Историческую хронику...", значительное ухудшение положения (закабаление) израильтян произошло через 124 года, то есть к 1558 г. до н. э., что соответствует времени появления на египетском престоле фараона XVIII династии Аменхотепа I (1557 - 1530 гг. до н.э.), сына фараона Яхмоса, победителя гиксосов, освободителя страны от власти азиа-
  тов. Неизвестные авторы этой хроники, по-видимому, рассматривали утрату власти фараоном-азиатом как риск грядущего "полного закабаления" оставшихся в Дельте семитов-аму. Именно "полного", ибо жизнь в чужой стране на правах бедных родственников уже несвобода. И по-своему они правы. Но "полного закабаления" не произошло по изложенным выше причинам, связанным с царствованием фараонов XVIII династии.
   В целом, фараоны XVIII династии управляли Египтом в течение, примерно, 260 лет. Если к этой цифре прибавим названные "Исторической хроникой..." 124 года "жизни Яакова и его потомков от момента их появления в земле Гошен до полного закабаления", то получим 384 года, что близко к 400-стам годам жизни израильтян в Египте, о которых в своё время говорил бог Аврааму.
   Здесь мы подходим к событиям, приведшим к истинному закабалению израильтян в Египте. Последние этапы правления XVIII династии полны драматизма. Попытки Нефертити, жены Эхнатона, сохранить религию Атона после смерти мужа не увенчались успехом. Более того, сопровождались ослаблением внутренней власти фараона, власти Египта к западу от его границ, утратой влияния на вассалов. Избранник Эхнатона и Нефертити в качестве престолонаследника Тутанхатон -Тутанхамон был крайне молод и слаб духом, он тут же утратил свои властные позиции, уступив их могущественному военачальнику Хоремхебу, не принадлежавшему к династии ни по крови, ни по брачным союзам. Именно он узурпировал власть, став последним фараоном XVIII династии и основателем, по сути, XIX династии.
   По воле Хоремхеба 1-м фараоном XIX династии стал Рамсес I (1314 - 1312 гг. до н. э.), соратник Хоремхеба, потомственный военный, уроженец Таниса, расположенного в дельте Нила. Хоремхеб полагал, что Египту нужна сильная рука, рука солдата, чтобы сохранить завоевания Тутомса III, укрепить традиционную для Египта религию бога Сета. Через два года Рамсес I, уже на законных основаниях, передал власть своему сыну Сети I (1312 - 1298 гг. до н.э.), бывшему начальником лучников и визирем ещё при Хоремхебе. Безопасная граница с Ливией и завоевательная политика на Востоке - вот основные цели Египта в эпоху XIX династии.
   Перемены в политической жизни Египта привели к переменам и в жизни израильтян. Третий фараон данной династии - Рамсес II, правивший в 1298 - 1235 гг. до н. э., был сыном своего отца-воина, и стремился, как и его отец, Сети I, восстановить славу египетской державы путём покорения Азии. В начале ХIII в., закончив войну с хеттами в Сирии, он переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам. На месте старого Авариса гиксосов он воздвигает для своей династии новую столицу город Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). К работам были привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире (Фивы) изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времён Рамсеса II содержится приказ "раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона". Термин "аперу" соотвествует слову "хабиру - иврим". Книга Шемот (1:11): "И поставил [фараон] над ним [народом Исраэйлевым - В. П.] начальников работ... И он построил города запасов для Паро (фараона): Питом [егип. Пи-Тум - В. П.] и Раам- сэйс". Город Питом, как подтвердили археологические изыскания, состоял из складов провианта и военной аммуниции.
   В качестве военной базы для экспедиций на восток подходила больше дельта Нила вместе с землёй Гесем (Гошен), где обитали израильтяне. Вдобавок, Рамсес считал дельту Нила своим родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Таниса-Авариса. Рамсес II чувствовал
  себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему.
   На этом кончилась идиллическая обособленность земли Гесем, а с ней и израильтян, оказавшихся в ближайшем соседстве с фараоном, а значит и с тьмой сборщиков налогов, надсмотрщиков, чиновников, с армией - статус их оказался аналогичным таковому рядовых египтян. На военные кампании Рамсеса II, на возведение новых храмов (им были построены грандиозные храмы в Танисе и Луксоре) и дворцов требовалось всё больше рабочей силы, что сопровождалось увеличением давления на израильтян, привыкших к жизни кочующих скотоводов, позднее мелких ремесленников, фактическим превращением их в крепостных. "Для Египта все азиаты были на одно лицо... Библейский рассказ особо отмечает [строительство] городов запасов Питом и Раамсэйс, что означает, что и евреи таскали камни при Рамсесе II" (Барбара Мертц49).
   Христианский мыслитель В. В. Сорокин66 так комментирует события, связанные с закабалением израильтян: "Что касается пресловутого "египетского рабства", то это выражение едва ли следует понимать буквально... Речь, скорее всего, идёт о практике общественных работ, известной с самых ранних времён в Египте; в случае с потомками Иакова [в библии] упоминаются именно государственные стройки. В общественных работах участвовали отнюдь не одни только семиты, но и все вообще египетские крестьяне, которые обычно делали это в свободное от полевых работ время, и работы эти были связаны чаще всего именно с государственными стройками, обычно общенационального значения (именно таким образом были, в частности, построены египетские пирамиды). Конечно, непривычным к такого рода работе семитам она должна была казаться тяжёлой, но, не тяжелее той, которую приходилось выполнять самим египтянам. Если в одном библейском отрывке упоминается "строительство" семитами неких "городов запасов", то в других речь идёт собственно не о строительных работах, для которых, можно думать, у них просто не хватало квалификации, а о заготовке материала и изготовлении из него саманного кирпича". "Без сомнения, Рамсес воспользовался местной рабочей силой" (А. Азимов2).
   Как видим, легко современным "мыслителям", сидя в тёплых квартирах, рассуждать о каких-то там работах под палящим солнцем, под свист бича надсмотрщика. К тому же, цитируют эти мыслители Шемот (1:12), "по мере того как изнуряли его [народ Исраэйля - В. П.], он размножался, разрастался", так что ужасного рабства не было - была непривычная работа, не более. В про- тивном случае, как бы могла увеличиваться численность народа этого? Склонность израильтян к преувеличениям общеизвестна...
   А вот ещё текст из Шемот (1:13-15): "И поработили сынов Исраэйлевых Египтяне тяжкой работой. И делали жизнь их горькою трудом тяжёлым над глиною и кирпичами и всяким трудом в поле, всякою работою, к которой принуждали их с жестокостью". "Но худо поступали с нами Египтяне и
  притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжкую" (Дыварим, или Второзаконие 26:6-7).
   Положение израильтян осложнялось и стратегической ситуацией. Дело в том, что они обитали в приграничной зоне, и к тому же на угрожаемом ввиду опасности нападения кочевников-семитов направлении, что диктовало необходимость расквартирования в восточной части Дельты Восточного корпуса египетской армии, её (границу) прикрывавшего. По-видимому, упомянутые в Библии "города запасов" были ни чем иным, как тыловыми базами Восточного корпуса. При этом, в тылу армии, которая должна была отражать атаки потенциального противника, оказывалось семитское население, численно превосходившее египетское, что не могло не тревожить египтян. Шемот (1:8-10): "И восстал царь новый над Египтом, который не знал Йосэйфа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Исраэйлевых многочислен-
  нее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас".
   За этим последовали чудовищные по своей сути меры демографического характера (приказ фараона об уничтожении мальчиков-новорожденных), направленные на снижение численности израильтян в связи с перенаселением ими дельты Нила и угрозой превращения в "пятую колонну".
   Иосиф Флавий72: "В то время как евреи находились в таком положении, у египтян явилась и другая причина, по которой они ещё более постарались стереть с лица земли народ наш. Поводом к этому послужило следующее: один из египетских учёных... возвестил царю, что к тому времени среди израильтян родится мальчик, который если вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев сильным народом; при этом он превзойдёт своей добродетелью всех людей и приобретёт вечную славу [Предание сохранило, что фараону однажды приснился следующий сон: стоит перед ним старик с весами в руках. На одну чашку он положил всех знатных египтян, на другую - молодого барашка. При этом, вторая чашка перетянула первую. Тогда фараон соб-
  рал совет старейшин и книжников, между которыми находился и Валаам. Последний и указал на предстоящую опасность и на необходимость уничтожения еврейских новорожденных мужского пола. Рассказывается также, что книжники и звездочёты предсказали фараону о предстоящем рождении ребёнка, которому выпадет на долю вывести евреев из Египта... Комментарий Переводчика книги Флавия "Иудей ские древности" - см. Биб- лиографию]. Испугавшись этого, фараон по совету того же предсказателя повелел всех родившихся тогда еврейских детей мужского пола бросить в реку и загубить, а египетским повивальным бабкам приказал следить за беременностью еврейских женщин и не выпускать из виду их родов; он повелел именно египетским бабкам следить за этим, потому что они, будучи одной с ним национальности, не посмеют ослушаться царского приказа. Тех же, кто поступит вопреки этому приказанию и осмелится тайно спасти новорожденных, царь приказал вместе со всем их семейством подвергать смертной казни. Это было ужасным ударом для тех, кого это распоряжение касалось (т.е. евреев), не только потому, что родители лишались детей своих, причём, им самим приходилось исполнять роль палачей, но и оттого, что мысль о совершенном прекращении рода, а это представлялось неизбежным при убийстве детей и их собственном полнейшем изнурении, ещё усугубляла им тягость и безвыходность их положения".
   Интересно, что в библейском тексте, в отличие от Флавия, речь идёт о приказе фараона "повитухам Ивриот", а не египетским, умерщвлять израильских младенцев мужского пола. Видимо, Флавий, для придания приказу фараона боль- шей суровости, заменил израильских акушерок на египетских. Книга Юбилеев (апокриф)33: "И царь Фараон Египетский дал повеление относительно [израильтян], чтобы... всякое дитя мужского пола, которое родится, бросали в реку. И они бросали их в течение семи месяцев до того дня, когда [Моисей], был рождён". Александр Мень46 в своих комментариях замечает: "Приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять".
   Вообще, на мой взгляд, история с утоплением израильских мальчиков-новорожденных носит мифический характер. Чего стоит только библейская информация о том, что повитух на всех женщин-израильтянок, живших в Дельте, было всего две (так ли уж, в связи с этим, много было "сынов Исраэйлевых" в Гешеме?), или лёгкость, с которой повитухам удалось обвести вокруг пальца фараона, отказавшись фактически выполнять его приказ, да и сам отказ фараона заставить их делать это. Фольклорный характер данного эпизода подтверждается аналогичным рассказом Мидраша о приказе царя Нимрода уничтожать всех новорожденных детей мужского пола из опасения, что один из них (речь шла об Аврааме) окажется его смертельным врагом, либо евангель- ской притчей об "избиении младенцев" эпохи царя Ирода. Но если даже не было ничего подобного в реальной жизни израильтян в период их пребывания в Египте, можно считать доказанным резкое ухудшение их положения там в период царствования Рамсеса II. Именно этого фараона подавляющее большинство исследователей считают фараоном, закрепостившим израильтян, и не только их, но и представителей иных семитских племён, во имя реализации своих планов.
   Несомненно, неблагоприятная ситуация, сложившаяся для израильтян в Египте при Рамсесе II, послужила тем катализатором, который стимулировал тенденции Исхода их из Египта. Но произошёл этот Исход уже после смерти этого фараона, когда возникли иные обстоятельства, когда на исторической арене появились фигуры, сумевшие использовать недовольство израильтян их положением в Дельте.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"