Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@фараон исхода. Из кн. За обещанной землёй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Барбара Мертц49: "...появление или исчезновение небольших групп [семитов] не было в глазах египтян чем-то значительным, почему они ни разу и не отметили ни рабства евреев, ни их исхода". Айзек Азимов2: "Нигде в известных архивах Египта нет упоминаний о порабощённых израильтянах, Моисее, скитаниях по Синаю". Зиновий Косидовский37: "Мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данные события полным молчанием".
   С. А. Левинштам41: "...до нас не дошло ни одного египетского документа, свидетельствующего о пребывании израильтян в Египте; однако имеется целый ряд египетских документов, косвенно проливающих свет на библейское повествование. И, конечно, не приходится сомневаться в факте египетского порабощения и исхода из Египта, так как никакой народ не создал бы вымышленного предания о пребывании в рабстве на заре своей истории".
   Существует компромиссная точка зрения, согласно которой никакого исхода (с заглавной буквы) израильтян из Египта не было - были многократно повторяемые малые исходы семитских племён, в том числе и израильтян, которые не зафиксированы в исторических документах египтян, ибо никакими существенными событиями себя не проявили.
   Я не могу согласиться с такой позицией, ибо Пятикнижие Моисея рассматривается исторической наукой не только как собрание народных сказаний и легенд, но и как документ, материалы которого нашли своё подтверждение находками раскопок, произведенных в различных районах Кынаана. Эти находки, в частности, в Хацоре и Сихеме, доказывают, что в середине или в конце XIII столетия до н. э. в материальной культуре Кынаана произошёл перелом: богатая кынаанская цивилизация уступила место более примитивной материальной культуре, принадлежащей израильтянам, появившимся тогда в Кынаане. Именно со второй полвиной или концом XIII столетия до н. э. связывают учёные библейский Исход израильских племён из Египта, и все последующие за этим события.
   Установлению даты Исхода израильтян из Египта посвящено много исторических исследований, часть которых основана на анализе библейского текста, часть - археологических данных. Согласно библейского текста, Исход произошёл спустя 430 лет после появления израильтян в земле Гошен. Ранее я указывал, что, по моим расчётам, примерно в 1682 году до н. э. Йосэйф с разрешения фараона перевёз семью отца из голодающего Кынаана в землю Гошен. Вычтя из цифры "1682" цифру "430", мы получим год Исхода израиль- тян из Египта, а именно, 1252 год до н. э. Эта цифра адекватна приведенным выше археологическим данным о вероятном периоде Исхода (вторая половина или конец XIII столетия до н. э.). Дата "1252 год до н.э." соответствует примерно последней трети периода правления фараона Рамcеса II (1298 - 1235 гг. до н. э., по другим данным, 1279 - 1213 гг. до н.э.). На этом основании можно сделать вывод о том, что Исход израильтян из Египта произошёл именно при этом фараоне, ужесточившем условия жизни семитов в Египте. Вполне логично допустить, что "угнетение и преследования [израильтян при Рамсесе II] содействовали пробуждению у них чувства расовой общности, вызвали сперва пассивное, а затем и активное сопротивление" (Зиновий Косидовский37), завершившееся Исходом. Есть, однако, одно "но": Исход, как мы увидим позднее, был возглавлен Моисеем, "и было [это] спустя долгое время, [когда] умер царь Египетский" (Шемот 2:23). Эта цитата из Шемот несколько мною трансформирована, но достаточно корректно. Библейская фраза "спустя долгое время умер царь Египетский" несомненно относится к Рамсесу II, царствование которого продолжалось в течение 63 - 66 лет (!): ни один фараон XIX династии не находился на престоле столь длительный отрезок времени. Если связать чудесную историю спасения Моисея с библейским повествованием о жестоком приказе фараона уничтожать всех новорождённых мальчиков-семитов, то придётся признать, что родился Моисей в период правления именно Рамсеса II, отдавшего этот приказ, возможно, уже в начале своего царствования (1298 год до н. э.). Моисей возглавил Исход израильтян из Египта в возрасте 80 лет, то есть, примерно, в 1218 году до н. э. (при условии, что год восхождения на египетский престол Рамсеса II совпадает с годом рождения Моисея). Эта цифра, на мой взгляд, соответствует предположениям историков об Исходе израильтян из Египта в середине или конце XIII столетия до н. э.
   Приведенные выше выкладки дают основание присоединиться к фактически общепринятому мнению о том, что "фараоном Исхода" был преемник Рамсеса II, его сын Мернептах. О Мернептахе я кратко упоминал ранее в связи с войной с ливийцами и воздвигнутой в честь победы над ними Стелой, именуемой Стелой Израиля. Есть все основания полагать, что именно в период его царствования вернулся в Египет из изгнания Моисей, чтобы, заручившись поддержкой бога, настаивать на праве израильтян покинуть Египет, и возглавить их Исход.
   "Если считать, что Рамсес II был фараоном - поработителем, то Исход, по всей видимости, состоялся во время правления его сына Мернептаха, который по жестокости и деспотизму, по склонности к фальсификации не уступал своему отцу.., приписывая себе создание монументов, воздвигнутых его предшественниками, включая и гигантские постройки его собственного отца, который, кстати, и подал ему пример. Всё это было продиктовано каким-то непомерным желанием увековечить память о себе" (Studies. Presented to F. Ll. Grif-fith. London, 1932. Journal of the American orien- tal society", Baltimore).
   Мернептах (Меренптах), четвёртый фараон Древнего Египта из XIX династии (Новое царство), правил в период с 1224 по 1205 гг. до н. э. (по другим данным, с 1235 по 1224 гг. до н.э.). Этот временной диапазон либо полностью совпадает, либо крайне близок приведенной мною выше дате Исхода израильтян Моисея - 1218 год до н. э., что лишний раз свидетельствует о её ( даты) доверительности. Мернептах был четырнадцатым сыном фараона Рамсеса II (Великого), который пережил тринадцать своих старших сыновей. Сам Мернептах вступил на престол в преклонном возрасте (около 60 лет), хотя, как полагают, фактически находился у власти в последние 15 лет правления Рамсеса II. Это могло быть связано с тем, что, во-первых, Рамсес II к моменту прихода к власти сына был уже в весьма преклонном возрасте (ему было 77 лет), а во-вторых, в течение многих лет ему приходилось терпеть жестокие боли из-за хронического полиартрита, инвалидизировавшего старого фараона. В возрасте девяноста лет он умер от заражения крови, явившегося осложнением челюстного абсцесса (что подтвердил анализ его мумии). Я достаточно подробно останавливаюсь на эпохе Мернептаха по той причине, что его правление характеризуется началом упадка Египта, вызванного необходимостью вести войны на два фронта (южный и восточный).
   Так, на третий год правления Мернептаха (1221 до н.э.) началось восстание в азиатских владениях, затронувшее абсолютное большинство подвластных египтянам городов, в том числе такие мощные укрепления, как Аскалон, Гезер и Иноам. Одновременно ливийский царь Мерией, возглавлявший собственно ливийцев (набу по-египетски), соединился с техену (племенем, расселённым ближе всего к египетской территории и поэтому сильнее всего поддавшимся египтизации) для совместных походов против городов Дельты. Общее количество ливийского мужского населения, участвовавшего в походе, могло достигать
  20 000, кроме того, к ливийцам присоединились передовые отряды "народов моря". Египетское и ливийское войско встретились у одной из резиденций фараона в Перира на краю Дельты 15 апреля 1219 г. до н. э. После шестичасового сражения отборные египетские лучники (многие из которых были по национальности ливийцами и сражались с соплеменниками) выбили противника из Дельты, а колесницы пустились в преследование за остатками армии ливийцев и "народов моря". Битва превратилась в настоящее избиение рассеяных противников египтян: в общем итоге, погибло более 9000 неприятелей. При бегстве они бросили свыше 120 000 единиц вооружения и амуниции, доставшихся египтянам. Хотя Мернептаху удалось с трудом сдержать нашествие ливийцев и союзных им "народов моря", победив последних в морском сражении при ливийском мысе Мигдоле в 1219 г. до н. э., но эта победа досталась дорогой ценой и не могла остановить нараставшее движение "народов моря" на юг. Египет был обессилен этими войнами, стоившими огромных человеческих и экономических затрат, что привело к внутренним потрясениям и беспорядкам. Ситуация осложнилась и борьбой за власть, инициированной Аменмесом (Аменмесесом), как полагают, сыном Мернептаха и царицы Тахат или самого Рамсеса II. Не принимая царского титула, оставаясь визирем, он правил 3 года, вероятно, устранив от власти вначале Мернептаха, а затем и его сына, будущего Сети II.
   Все эти условия, сложившиеся в Египте в период правления Мернептаха, оказались благоприятными для израильтян, для осуществления задуманного Моисеем плана, целью которого было освобождение сынов Исраэйлевых от крепостной зависимости. В 1939 г в работе "Моисей и монотеизм" Зигмунд Фрейд73 высказал предположение о том, что после неудачи религиозной реформы Эхнатона и восстановления примата бога Амона, один из учеников этого фараона предпринял попытку сохранить его монотеизм, объеденив под флагом веры в единого бога другой народ и совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, т.е. после 1358 г. до н. э. Х.Тадмор и Р.Надель68 полагают, что эта идея заслуживает внимания; не случайно, среди ряда семитологов и библиологов распространено мнение о том, что массовому Исходу израильтян из Египта в конце XIII века до н. э. предшествовал выход групп, покинувших Египет в середине XIV века до н. э. Идея Фрейда нашла поддержку у Джозефа Кэмпбелла, известного американского исследователя в области сравнительной мифологии и религиоведения.
   Существует и другая версия хронологии Исхода израильтян из Египта, основанная на библейских данных. В 3-й книге Царств имеется указание на то, что промежуток времени от начала строительства Соломоном Первого Храма до дней Исхода равен 480 годам. Соломон вступил на престол, по некоторым данным, в 968 г. до н. э., начав строить Храм через четыре года после обретения власти, т. е. в 964 г. до н. э. Обобщив эти цифры, можно прийти к выводу, что Исход произошёл совсем в 1444 г. до н.э. (964+480), то есть на 226 лет ранее указанной мною выше даты (1444 - 1218), что соответствует времени правления фараона XVIII династии Аменхотепа II, сына Тутмоса III, создавшего, благодаря своим успешным военным кампаниям, египетскую империю, простиравшуюся от Напаты на южном Ниле до Евфрата.
   Правление Аменхотепа II интересно для нас событиями, связанными с попыткой сирийцев и кынаанских племён, воспользовавшись смертью Тутмоса III, освободиться от египетского владычества. Фараону пришлось приложить немалые усилия для подавления этого бунта. Можно предположить, что ослабление давления фараона на семитов дельты в этот период способствовало исходу части из них в Кынаан для воссоединения с восставшими там родственными племенами. Иными словами, библейские свидетельства об Исходе,
  привязанные ко времени строительства Первого Храма, рассказывают нам об ином, более раннем исходе израильтян из Египта, не связанном с событиями Исхода, возглавленного Моисеем.
   Помимо религиозной историографии, существует теория, которая относит дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта (примерно, 1580 год до н. э.). К таким выводам приходили как древние историки (Манефон), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Я упоминал выше, что фараон Яхмос, основатель XVIII династии, дошёл до Авариса и, согласно документальным свидетельствам, изгнал оттуда гиксосов-аму. Вряд ли можно усомниться в том, что часть израильтян, оказавшихся в Египте при одном из фараонов-гиксосов, ушла вместе с последним из них в Кынаан, полагая, что жизнь вне Египта окажется более безопасной и свободной для них.
   Описано семь поведенческих типов человека: Эгофильный, Генофильный, Альтруистический, Исследовательский, Доминантный, Дигнитофильный и Либертофильный. Для каждого из этих типов характерно преобладание тех или иных инстинктов. Инстинкты - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Бог неоднократно называет израильтян "народом жестоковыйным". И действительно, израильтяне - народ упрямый, "с жёсткой шеей", их не сдвинешь, не повернёшь. Именно эти качества характерны для Либертофильного типа. При данном типе доминирует инстинкт свободы, склонность к протесту против любого её ограничения,
  стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям. Рамбам в 5-й главе "Гилхот Тшува" пишет: "...мы должны решительно признать, что человек волен поступать так, как ему заблагорассудится, и Всевышний не понуждает его и не предопределяет его поступки. Хотя Ему всё известно". Рабби Акива: "Всё предвидено, но свобода дана". И этой свободой израильтяне не могли поступиться. Эта национальная черта - одна из главных причин повторявшихся их исходов из Египта.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"