Библейский Исход израильтян из Египта, их становление как единого этноса, заключение союза с богом единым, законы Пятикнижия связаны с легендарным человеком по имени Моисей. О Моисее как исторической личности нет никаких документов, помимо библейских текстов, мидрашей, неканонизированных повествований. Данная глава основана именно на этих материалах. Я постарался обобщить их, составив некий последовательный рассказ о нём с момента рождения до его кончины.
История рождения и чудесного спасения Моисея впрямую связана с событиями, о которых я упоминал ранее, а именно, о приказе Рамсеса II уничтожать израильских младенцев, чтобы как-то сократить популяцию семитов, представлявших собой угрозу режиму этого фараона. Саботаж "системы родовспоможения израильтян" (повивальных бабок) этому приказу привёл к тому, что "повелел Паро всему народу своему... всякого новорожденного сына [израильтян - В. П.] бросать в реку" (Шемот 1:22). Иными словами, простые египтяне "по его хотению" превратились не только в осведомителей, но и в прямых убийц израильских младенцев мужского пола. Но при этом, египтянам, чтобы находить новорожденных израильских малышей, "приказали носить своих маленьких детей в еврейские дома, не откликнется ли дитя еврейское дитяти египетскому" (из древнерусскоского апокрифа "Житие святого пророка Моисея"24).
А незадолго до этого Амрам, сын Кыата (или Каафа), отцом которого был Леви, сын Яакова-Исраэйля, праотца двенадцати колен Исраэйлевых, "взял... Йохэвэд, тётку свою, себе в жёны" (Шемот 6:20).
Согласно легенде, к Амраму во сне пришёл бог и сказал, что видит все страдания Своего народа и что увеличение численности израильтян - часть его замысла. Далее бог сообщил Амраму, что сын, которого родит Йохэвэд, будет оберегаем от тех, кто захочет его убить, что этот ребёнок вырастет в необычной обстановке и впоследствии освободит израильтян от рабства в Египте. Бог также сказал, что брат мальчика Аарон, станет священником. Амрам поведал жене о своём видении. "И зачала жена, и родила сына, и, видя, что он красив, скрывала его три месяца" (Шемот 2:2-3)...
Библейские тексты свидетельствуют о том, что Моисей прожил 120 лет, разделённых на три 40-летних периода (Дыварим 34:7): первые сорок лет он прожил в Египте, из которого ему пришлось бежать, спасая свою жизнь, вторые - провел в земле Мадиамской, скрываясь от преследования фараона, где был пастухом (Деяния 7:29), последние сорок лет водил свой народ по пустыне. Шемот (4:19-20): "И сказал Господь Моше в Мидьяне (в земле Мадиамской - В. П.): пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие души твоей (то есть, хотевшие его убить - В. П.). И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую". Здесь, забегая вперёд, следует разъяснить: это возвращение было связано не с ностальгическими настроениями Моисея, что по-человечески было бы понятным, но, фактически, с настоятельной просьбой бога "вывести [по тексту "выведи" - В. П.] народ Мой, сынов Исраэйлевых, из Египта" (Шемот 3:11).
На основании приведенных выше сведений, легко заключить, что вернулся Моисей на родину для выполнения своей богоданной миссии в возрасте 80 лет. Ранее я указывал, что фараоном Исхода на основании всех приведенных мною аргументов и фактов следует считать фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамсеса II, закабалившего израильтян. При этом Мернептах стал фактическим фараоном задолго до смерти отца. В общей сложности Рамсес II и его сын Мернептах правили Египтом в течение 72 лет. Если принять во внимание, что приводимую в литературе хронологию следут рассматривать как ориентировочную, то можно считать, что цифры 72 (общая продолжительность правления Египтом Рамсеса II и Мернептаха) и 80 (возраст Моисея к моменту его возвращения в Египет из изгнания) максимально близки друг другу. Это, в свою очередь, даёт основание подтвердить предположение о том, что Моисей родился в начале царствования Рамсеса II, именно тогда, когда тот инициировал свою жестокую политику по сокращению численности израильтян, проживавших в дельте Нила...
Итак, согласно традиционной библейской позиции, Моисей родился в семье из рода Левия в седьмом после Авраама поколении израильтян. Мне встретилась ещё одна оригинальная версия о происхождении Моисея, которую я бы хотел здесь привести. Её автор - израильский писатель и философ Александр Кобринский34. В основу её он положил историю из Манефона, согласно которой государство гиксосов в период их очередного нашествия на Египет было создано перешедшим в их род жрецом Осарсифом (по имени Гелиопольского бога Осириса) родом из Гелиополя, изменившим своё имя на Моисес (Моше).
Вот как излагает эту историю, ссылаясь на Манефона, Иосиф Флавий71: "...царь Аменофис [Аменофисы - греческая транскрипция имени египетских фараонов Аменхотепов - В. П.].., подобно Ору, одному из своих царственных предшественников, пожелал созерцать богов. Он сообщил об этом желании своему тёзке Аменофису, сыну Пааписа, которого за мудрость и дар предвидения считали причастным божественной природе. Этот тёзка сказал ему, что он сможет узреть богов, если полностью очистит страну от прокажённых и других грязных людей. Обрадованный царь велел собрать по Египту всех увечных - их оказалось восемьдесят тысяч - и бросил их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы они там работали, но не смешивались с другими египтянами... Среди них было несколько учёных жрецов, заражённых проказой... Они уже в течение долгого времени страдали в каменоломнях, когда царь наконец уступил просьбам выделить им как кров и пристанище оставленный в те времена пастухами город Аварис. Придя туда, они поставили своим предводителем некоего жреца из Гелиополя по имени Осарсиф, и дали клятву подчиняться ему во всём. Первый же закон, который он дал им, предписывал не поклоняться богам [египетским -В.П.] и не воздерживаться ни от каких особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять в пищу. Составив много других законов, которые, подобно этим, были крайне враждебны египетским обычаям, он приказал всем вместе возводить оборонительную стену и готовиться к войне с царём Аменофисом".
Я не буду далее цитировать Манефона в воспроизведении Иосифа Флавия, но вернусь к гипотезе А. Кобринского. В своей работе "Решение коренных вопросов современной библеистики" он пишет: "...из города Аварис.., как мы помним, были изгнаны гиксосы... По-видимому, люди бедные и среднего достатка остались. С течением времени, этот город и принадлежащие ему земли стали местом жительства населения гиксосского происхождения (семитов - В. П.). И вполне возможно, что ...Леви и Кеат [из рода Яакова] и их потомство проживало в Аварисе... [Осарсиф, оказавшийся в этом же городе - В. П.], мог быть знаком с [ними]. И по-человечески понятно, что Осарсиф, ненавидевший фараона за каторжные годы свои и позорное насилие, мог сблизиться с евреями, ставшими к тому времени в Египте изгоями и испытывавшими по отношению к себе со стороны египтян такую же ненависть, как и прокажённые. Поэтому вполне вероятно, что женой Осарсифа могла стать еврейка [Йохэвэд] из рода Леви. Но это означает, что Моисей наполовину еврей, наполовину египтянин... Во главе последнего Исхода стоял не Осарсиф, поменявший имя на Моше, а сын Осарсифа [от его брака с Йохэвэд] - Моше. Участниками этого Исхода были не только потомки рода Яакова.., но также и тех самых прокажённых, которые побывали в каменоломнях... Во время первого длительного пребывания Моисея на горе [Сион, куда он отправился за скрижалями завета, - В. П.], народ поклонялся золотому тельцу - факт, убеждающий нас в том, что основной контингент участников Исхода не принадлежал к сторонникам монотеизма (к роду Яакова). Очевидно, что многие из них были потомственными египтянами... Золотой телец был изготовлен братом Моисея Аароном... И уже только поэтому... он, как и Моисей, был сыном Осарсифа... Сравнивая [религиозную] политику Осарсифа [а позднее, и его сына Моисея - Моше] с политикой Эхнатона по отношению к многобожию, можно заметить явное совпадение... На духовную связь Моисея со своим отцом Осарсифом указывает также очевидная близость десяти заповедей Моисея тексту знаменитой 125-й главы Книги Мёртвых (глава о загробном суде, производимом самим Осирисом). [Наконец], тема проказы... красной нитью проходит через всю Библию, [что свидетельствует о доверительном характере рассказа Манефона о прокажённых, их лидере Осарсифе - Моше, возглавившем Исход, так похожий на восстание против фараона - В. П.]".
Косвенным подтверждением гипотезы Александра Кобринского могут служить следующие выдержки из Библии (ранее, здесь и далее названия библейских книг я даю в ивритском их варианте). Так, в книге Бымидбар 5:1-2 читаем: "И Господь сказал Моше, говоря: Повели сынам Исраэйля, чтобы выслали из стана (речь идёт о событиях после Исхода - В. П.) всякого прокажённого". Книга Ваикра 24:10: "И вышел сын Исраэйльтянки, он же сын Египтянина, в среду сынов Исраэйлевых". Эта цитата свидетельствует о том, что браки между израильтянами и египтянами имели место.
Данная гипотеза находится также в определённом соответстствии с представлениями создателя теории и практики психоанализа Зигмунда Фрэйда о национальности Моисея. В своей работе "Моисей и монотеизм"73 он пишет буквально следующее: "Моисей был египтянином - вероятно, аристократом, которого легенда должна была превратить в еврея. Таков наш вывод". Он же в первой главе этой монографии цитирует отрывок из книги "The Dawn of Conscience" ("Заря совести", 1934) Бристеда, автора классического исследования "History of Egypt" ("История Египта", 1906): "Важно отметить, что его имя, Моисей, было египетским. Это просто египетское слово "мос", означающее "ребёнок" и являющееся сокращением более полной формы таких имен: как "Амен-мос", что значит "Амона ребёнок", или "Птах-мос" - "Птаха ребёнок", которые в свою очередь есть сокращения полной формы "Амоном (даренный) ребёнок" или "Птахом подаренный ребёнок. Такое сокращение слова "ребёнок" скоро стало удобным упрощением громоздкого полного имени, и имя Мос, "ребёнок", довольно часто встречается на египетских памятниках. Отец Моисея, без сомнения, поставил перед именем своего сына имя египетского богa, такое как Амон или Птах. Это божественное имя в общем употреблении было постепенно утеряно, и мальчика стали называть "Мос"".
Манефоновская легенда о египтянине Осарсифе-Моисее, "который дал иврим команду перебить всех египетских священных животных.., дважды воспроизводится... в письмах Карла Маркса Энгельсу" (Пол Джонсон22). Современный историк Ахмет Осман также не исключает египетское происхождение Моисея, полагая даже, что Моисей и Эхнатон ─ одно и то же лицо. Б. П. Синюков в своём погромном отклике на статью о Моисее в Еврейской Энциклопедии пишет: ""египетский отец" Амрам не имеет к Моисею никакого отношения; "мать" Иохебед... тоже никогда не рожала Моисея" (http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p). Зиновий Косидовский37: "Моисей испытывал сильное влияние Египта и был посвящён в разные египетские премудрости! Его имя не израильского происхождения и этимологически выводится из угаритского "м-в-ш", означавшего "новорождённое дитя", или из египетского глагола "мей" - "родить". По этой причине некоторые учёные высказали предположение, что Моисей был египтянином; как преследуемый изгнанник, он пристал к древнееврейским племенам и со временем стал их вождём".
Мы можем проигнорировать все эти рассуждения о египетском происхождении Моисея. Но вот фраза из книги Шемот (32:10-11), являющаяся реакцией бога на фактический отказ от поклонения ему бежавших из Египта (не без его помощи!) израильтян и возврат их к язычеству (известная история о золотом тельце): "Я истреблю их, и сделаю тебя (это он говорит Моисею - В. П.) народом великим". Не нужно быть крупным толкователем библейского текста, чтобы не усмотреть в этих словах единственно то, что они обозначают: бог с самого начала не считал Моисея принадлежащим к роду израильтян. Но если он не был израильтянином-иври, то кем тогда? Ответ напрашивается сам собой - Моисей был египтянином, волею судьбы (бога) предназначенным возглавить Исход израильтян из египетского рабства. Любопытно, что Раши28 обходит в своих комментариях эту фразу. Случайно ли? Наконец, в Дыварим 23:8-10 читаем наставление, вложенное в уста бога: "Не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его. Дети, которые у них родятся в третьем поколении их, могут войти в общество Господне" в отличие от коренных народов Кынаана.
Я позволил себе процитировать различных авторов, чтобы читатель мог самостоятельно прийти к выводу о том, что библейская история о Моисее-Моше в значительной степени носит фольклорный характер. Но, на мой взгляд, лишь в той её части, которая касается происхождения этого человека. Всё остальное, связанное с обретением израильтянами земли Кынаанской, становлением их как единого этноса в религиозном, политическом отношении, несомненно имело место, причём, имело место в связи с конкретной выдающейся личностью, появившейся на исторической арене в нужном месте и в нужное время. На мой взгляд, не так уж это и важно, был ли Моше израильтянином из колена Леви, или египтянином: главное, что его имя, рассказ о делах его сохранились до наших дней благодаря памяти израильтян, для которых он был, есть и останется их национальным героем.
И ещё одна, воистину сенсационная, версия о происхождении Моисея. "Французский антрополог, лингвист и исследователь Библии профессор Феликс Бонжан заявляет, что ему удалось расшифровать часть Кумранских рукописей, обнаруженных в 1947 году в одной из пещер на берегу Мёртвого моря, и хранящихся в Ватикане. По его словам, в рукописях содержатся сведения о том, что 2500 лет тому назад на Землю прибыла флотилия инопланетных космических кораблей. У космонавтов были огромные грушеобразные головы и зелёно-кофейно-серая кожа. Вместе с ними прибыл и величайший пророк Моисей, который, соответственно, не был ни израильтянином, ни египтянином, ни вообще землянином. Его миссия как раз и состояла в том, чтобы спустить слово Божье с неба на землю" (Еженедельник МИГ, Израиль, 21. 02. 2002). Согласно И. С. Свенцицкой65, кумранская религиозная община, членов которой считают первохристианами, существовала во II в. до н. э. - I в. н. э., то есть 2200 - 1900 лет тому назад, что близко указываемой профессором дате. И это вызывает в душе сомнение: а может, действительно, они прилетали.
Что касается традиционного Моисея, то, по общепринятому мнению, он жил, примерно, 3300 лет тому назад. Это даёт основание предположить, что в
Кумранских рукописях речь идёт о каком-то другом Моисее...
Вернёмся, однако, к событиям, связанным с рождением Моисея, и повторим: "И зачала жена, и родила сына, и, видя, что он красив, скрывала его три месяца" (Шемот 2:2-3). Меня немного шокирует фраза "и видя, что он красив, скрывала его...". А если бы не был он красив, она бы убила ребёнка, исполнив приказ фараона? Оставим дополнение "что он красив" на совести составителей книги Шемот. Я уверен, родители были счастливы, глядя на своё дитя, которому, по обещанию бога, была уготована великая судьба. Мне встретился рассказ о том, что, когда родился Моисей, весь дом был озарён необычайным светом. В отличие от многих израильских женщин, рожавших детей в поле, под деревом, без свидетелей, Йохэвэд родила сына "среди стен египетских", то есть дома. Повивальная бабка-египтянка, принявшая Моисея, хотела было уже сообщить фараону о рождении мальчика. Но именно свет, озарявший его чело, заставил её изменить это решение, и она промолчала. Казалось, что опасность миновала. Но соглядатаи фараона пронюхали всё же, что в доме Амрама родился мальчик, и когда они постучали в дверь, Йохэвэд в ужасе бросила новорожденного сына в топившуюся печь, сама не сознавая, что делает. После их ухода ребёнок был извлечён из огня целым и невредимым, так как бог охладил пламя. Эта история напоминает нам таковую о счастливом спасении Авраама, приговорённого царём Нимродом к казни через сожжение в печи, - праотец израильтян к всеобщему удивлению остался жив благодаря чудесному вмешательству бога.
Три месяца родители прятали малыша с риском для жизни всех членов семьи. В конце концов, они решили доверить ребёнка провидению, попытавшись спасти его необычным способом: "...сделали тростниковую плетёную корзиночку, наподобие колыбельки, такой величины, чтобы удобно было поместить туда младенца. Замазав её смолою, которая по природе своей препятствует проникновению внутрь воды, положили в корзинку ребёнка и спустили на реку. Мариамна же, сестра ребёнка, по приказанию матери, пошла по берегу, скрываясь за кустарником, чтобы посмотреть, куда течение понесёт корзинку [Арабские историки подчёркивают, что мать опустила ребёнка в реку по велению самого бога. Волны понесли затем корзинку прямо к тем деревьям, которые находились против царского дворца у берега реки. Пе- рев.]" (Иосиф Флавий72). Книга Юбилеев33: "И мать скрывала [Моисея] три месяца, и на неё донесли. Тогда она сделала для [ребёнка] корзину, осмолила её смолою и асфальтом, и положила её в траву на берегу реки, и клала в неё [Моисея] в течение семи дней, [пока его не нашли слуги дочери фараона]. И приходила ночью кормить грудью. А днём его стерегла от птиц сестра Мария". Автор Книги Юбилеев не рискнул, видимо, доверить реке ребёнка из опасения его гибели в ней.
В. В. Сорокин66: "Казалось бы, в местах, где население было в основном семитским, рассчитывать было не на что, но следует учитывать, что несколько южнее по течению Нила начиналась курортная зона, где находились виллы египетской аристократии, в том числе самого фараона и его близких. Любимым же развлечением египетской знати во время отдыха на природе была охота (у мужчин), а также купание и лодочные прогулки (у женщин), и потому можно было рассчитывать, что кто-нибудь из отдыхающих аристократов найдёт ребёнка. Так и случилось с Моисеем, причём, нашла мальчика не просто аристократка, а дочь самого фараона". Шемот 2:5-6: "И сошла дочь Паро к реке мыться; а прислужницы её ходили по берегу реки. И увидела она корзинку среди тростника, и послала рабыню свою и та взяла её. И открыла она, и увидела его, младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним, и сказала: этот из детей Иврим".
Для египтян того времени Нил был не просто полноводной рекой, кормящей страну, но, в первую очередь, священной рекой, в которой обитал её бог Хапи, один из так называемых космических богов Египта. И поэтому всё, связанное с Нилом, египтяне объясняли не законами природы, а волей богов. Вот и найдёныш считался их даром, и его нужно было по возможности вырастить и воспитать.
А. А. Опарин55 приводит ряд свидетельств божьей милости, связанной с событием, о котором идёт речь: "царевна, [будучи бездетной - В. П.], мечтает о сыне, молит об этом богов, и, выйдя на берег Нила, видит в его священных водах корзинку с ребёнком; по замечаниям путешественников, находиться в водах Нила было, в связи с обилием в нём крокодилов, опасно для жизни, и тот факт, что ребёнок, найденный в тростнике, оказался живым и невредимым, является вторым свидетельством благосклонности богов (Виктор Тепляков, русский дипломат, посетивший в конце первой половины XIX в. н. э. Египет и совершивший путешествие по Нилу, описывает многократные встречи их парусника с крокодилами, что делало купание в реке небезопасным - В. П.); не только у египтян, но, к примеру, и в древней Месопотамии, бог на водах реки часто приносил младенцев, ставших в будущем великими политическими деятелями".
Иосиф Флавий72: "У царя была дочь по имени Фермуфис. Гуляя по берегу реки и увидав корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить её ей. Когда посланные вернулись с корзинкой и царевна увидала ребёнка, она полюбила его за его величину и красоту". Кто была эта "дочь" Паро, книга Шемот не сообщает. У Рамсеса II было предположительно пятьдесят дочерей, "поэтому установить личность юной госпожи не представляется возможным" (Айзек Азимов2).
Предание сообщает, что "дочь" Паро, нашедшая в Ниле ребёнка, страдала проказой и хотела избавиться от своей болезни, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к младенцу оказалось достаточно, чтобы исцелить её. Арабские комментаторы Корана указывают в примечаниях к суре 28(8), что дочь фараона, которая носит у них имя Асия, увидела сияние на челе ребёнка, сосавшего в то время свой палец, из которого текло молоко. Она тотчас полюбила его. У фараона была ещё одна дочь, страдавшая проказой, которую, по определению врачей, могла спасти только слюна человекоподобного речного существа. Асия употребила для сестры слюну мальчика и тем исцелила её.
Дальнейшие события разворачивались следующим образом. Дочь фараона Фермуфис, как только увидела ребёнка, "тотчас повелела привести кормилицу, которая дала бы ему грудь. Но малыш не хотел брать ни грудь этой женщины, ни других. Бывшая при этом Мариамна [напомню, библейская сестра его - В. П.] подошла как бы случайно, и как бы из любопытства, и предложила найти кормилицу среди израильтянок, полагая, что "он немедленно примет родную грудь". Признав это замечание правильным, дочь царя приказала [девушке] пойти за кормилицей [из иврим]. Вскоре [Мариамна] явилась обратно в сопровождении никому из присутствующих незнакомой женщины (это была мать Мариамны и Моисея - В. П.). Так как младенец с удовольствием взял у неё грудь, то царевна вполне доверила ей воспитание его. От того, что он был брошен в реку и вытащен из неё, ребёнок получил и своё имя [Моисей], так как египтяне называют воду 'мо', а спасённых - 'исей'" (Иосиф Флавий72). А.П.Лопухин42: "Наречение имени египтянкою говорит.., что по своему проис- хождению и оно должно быть египетским". "В те времена египетская царевна вряд ли могла обратиться к еврейскому языку, чтобы выбрать имя ребёнку" (Айзек Азимов2). "И нарекла [дочь Паро] ему имя Моше (еврейская транскрипция имени Моисей - В. П.), потому что, говорила она, ведь из воды вынули его" (Шемот 2:10-11). "Более вероятно, что царевна дала приёмышу египетское имя Месу, что значит сын" (Александр Мень46).
"И сказала ей [кормилице-израильтянке, а по сути, матери Моше - В. П.] дочь Паро: возьми младенца сего и выкорми мне; а я дам тебе плату" (Шемот 2:9). Эта плата составила "две серебряные монеты на день" ("Житие святого пророка Моисея"24).
"Надо заметить, что в те времена в Египте ребёнок оставался обычно с матерью или с кормилицей до пяти лет" (В. В. Сорокин66). В Толковой Библии А. П. Лопухина42 читаем: "По окончании кормления материнским молоком, то есть по истечении 3-х лет (2 Мак 7:27), ребёнка привели к дочери фараона". "Обычай требовал, чтобы сын фараона был представлен ко двору не ранее, чем по достижении 3-х- летнего возраста. Значит, в течение трёх лет Иохевед могла кормить и лелеять своего сына, убаюкивая его песнями Израиля, а Амрам, Аарон и Мариам любоваться им" (Андрей Десницкий21). "На исходе второго года принесли его [Моисея] к дочери Фараона, и был он ей вместо сына" ("Житие святого пророка Моисея"24). Как видим, разброс информации от 5 до 2-х лет. Согласно же Книге Юбилеев33 (замечу, библейская традиция гласит, что её продиктовал Моисею архангел Гавриил во время одного из восхождений первого на гору Синай), Моисея привели в дом Фараона из родительской семьи либо в отроческом возрасте ("и ты сделался отроком"), либо лишь по окончании трёх седмин, то есть, в возрасте 21 года (возможно, в древности данный возраст считался всё ещё отроческим, и оговорки здесь нет). Эта цифра, несомненно, придумана автором данного произведения (I век до новой эры), чтобы как-то обосновать близость Моисея, не только генетическую, но и духовную, к Сынам Исраэйлевым.
В соответствии с современной педиатрией, ребёнка кормят грудью обычно до одного года. Это связано, во-первых, с переводом его на более адекватное потребностям растущего организма питание, так как в материнском молоке уже недостаточно необходимых ребёнку старше года пищевых ингредиентов, во-вторых, с постепенным угасанием к концу года кормления лактации у матери. Редко, правда, наблюдаются случаи, когда женщина кормит ребёнка в течение первых двух лет его жизни. Скорей всего, это следует рассматривать как аномалию лактации.
Библейский текст не даёт ответа на вопрос, как долго находился Моисей с матерью: "И взяла женщина младенца, и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери Паро, и он был у неё вместо сына" (Шемот 2:10). То обстоятельство, что дочь фараона, фактически спасшая семитского младенца от гибели, решила усыновить его, "само по себе не доказывает вымышленности повествования. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жён Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребёнку" (А. Мень46).
Вопреки архангелу Гавриилу, остаётся всё же открытым вопрос: жил ли он в течение одного - двух - пяти (или более) лет в своей родной семье, или мать в качестве кормилицы и воспитательницы приходила во дворец фараона, где жил усыновлённый принцессой её ребёнок? Святой Стефан в защитной речи своей перед Синедрионом говорит о Моисее: "...три месяца он был питаем в доме отца своего, а когда был брошен, взяла его дочь фараона и воспитала его у себя, как сына" (Деяния 7:20-21). Эта фраза недвусмысленно свидетельствует о том, что Моше после извлечения его из вод Нила жил во дворце фараона. И я склонен согласиться с этим, ибо, оставайся Моисей среди израильтян в течение длительного срока, вряд ли чувства "дочери Паро" к нему сохранились бы столь любовными...
Григорий Нисский53: "В Библии ничего не говорится о его детстве и юности, кроме упоминания, что он рос при дворе египетского правителя. Повествование продолжается, когда Моисею исполняется 40 лет. По какой-то причине в книге Исход (Шемот - В. П.) очень мало говорится о его первых 40 годах, проведённых во дворце. Некоторые сведения о нём сообщает Иосиф Флавий, иные можно почерпнуть из Аггады и фольклорных сказаний. По талмудическому преданию, Моисей родился 7 адара (февраль) и умер в тот же день в возрасте 120 лет".
Иосиф Флавий72: "Ум [Моше] развивался несообразно с его возрастом, так как тот соответствовал по силе более зрелым годам. Мощь этих способностей обнаружилась [у него] уже в раннем детстве, и тогдашние поступки его уже свидетельствовали о том, что в зрелые годы он совершит более необычайные вещи. Когда ему минуло три года, Господь даровал ему необыкновенный для таких лет рост, и к красоте его никто не только не был в состоянии относиться равнодушно, но все при виде Моисея непременно выражали своё изумление. Случалось также, что, когда ребёнка несли по улице, многих из прохожих поражал взгляд его настолько, что они в изумлении останавливались, глядя ему вслед. Настолько сильно его детская красота приковывала к себе внимание, [что царевна запретила выносить ребёнка из дворца. Перев.].
Не имея собственных детей, Фермуфис.., приведя Моисея однажды к отцу своему, сказала: "По воле Господа мне не суждено иметь родного сына... Взрастив этого чудного обликом и благородного по своему духовному развитию ребёнка, которого я столь дивным образом получила в дар от реки, я задумала усыновить его и сделать [со временем] наследником твоего царства". С этими словами она подала ребёнка отцу. Последний взял его и, прижав к груди своей, из желания высказать дочери расположение, надел на него свою диадему. Но Моисей сорвал её с себя в детской шаловливости, и стал топтать ножками. Это было дурным предзнаменованием для царя.
Когда это увидел учёный, который [когда-то] предсказал, что рождение Моисея будет началом унижения власти египтян, то он бросился [на ребенка] с целью убить его; при этом он громко закричал: "Царь! Это именно тот ребёнок, которого бог велел нам убить, чтобы быть в безопасности. Своим поступком он ведь подтверждает правильность предсказания, глумясь [теперь уже] над твоей властью и топча ногами твою корону. Прошу, убей его, освободи египтян от страха перед ним и обмани надежды евреев, которые вызовет в них эта его смелость". Однако Фермуфис быстро велела унести ребёнка; к тому же и царь медлил с приказанием убить его, так как к тому побуждал его Господь, который заботился о спасении Моисея.
[Многие источники сообщают не только об этом эпизоде из детства Моисея, но и дают целый ряд вариантов этого сказания. По одному из них, советники предложили фараону самому убедиться в степени осознанности ребёнком своего поступка. С этой целью перед Моисеем поставили два блюда, одно с золотом (или, в арабской версии рассказа,- с драгоценными камнями), другое - с раскалёнными углями. Ребёнок протянул руку к золоту, но архангел Гавриил направил её к блюду с углями. Моисей схватил один из угольков и сунул в рот, чем прижёг себе язык. С тех пор Моисей стал косноязычным. В другом предании рассказывается, что однажды царь с царицей, царевной и главными советниками сидели за столом и обедали. Моисей покоился на коленях у царевны и сам протянул руку за царским венцом, который возложил себе на голову. Дурное предзнаменование, заключавшееся в этом поступке, побудило царя созвать совет мудрейших людей, среди которых ко двору явился под видом учёного и архангел Гавриил, который якобы и дал совет испытать умственное развитие ребёнка вышесказанным образом. Только вместо золота в этом случае упоминается чудодейственный камень Шомар. Перев.]
Затем его воспитывали с большой заботливостью, [хотя] египтяне относились к его воспитанию с подозрением. Но так как не было прямой причины, по которой убил бы его либо царь (родственный ему теперь благодаря усыновлению), или кто-нибудь другой, кто решился бы на это в интересах египтян ввиду известного предсказания, то его никто и не думал убивать".
В. В. Сорокин66: "...с пяти лет Моисей, как все мальчики из знатных семей, должен был отправиться в школу. Поскольку он принадлежал к семье фараона, ему предстояло учиться в придворной школе писцов, которая была, в известном смысле, также и университетом, и академией наук, [т. к.] здесь можно было получить не только среднее, но и высшее образование, и здесь же работали учёные самых различных специальностей (египетская наука была хорошо развита). Впрочем, дети из знатных семей, добирая необходимые им практические знания непосредственно на службе, ограничивались общим средним образованием, а оно заканчивалось обычно на восемнадцатом году жизни. За 14 или 15 лет обучения [дети, а затем подростки - В. П.] успевали получить начальное (чтение, письмо и счёт) и базовое образование в таких предметах, как египетская история и литература, география, основы естественных наук и астрономии, правоведение и государственное управление, основы военного дела. Что касается тонкостей египетской религии, то тут приходится иметь в виду, что эти тонкости изучались в специальных жреческих школах, находившихся при храмах, а не в придворной школе, которая была светским учебным заведением. Основы религии там, естественно, изучались, но лишь в той мере, в которой они были необходимы каждому египтянину, который должен был участвовать в известных религиозных обрядах и иметь общее представление о них, а также о египетских богах и храмах. А после окончания школы Моисею предстояло начать служебную карьеру. Определённый общественный статус у приёмного сына дочери фараона был, и, несмотря на своё семитское происхождение, он мог рассчитывать на продвижение по служебной лестнице. Конечно, о египетском престоле думать было нечего - дворец был полон побочными и приёмными детьми, как самого фараона, так и его ближайших родственников, из которых большинство к тому же были коренными египтянами". Согласно А. А. Опарину55, однако, "ребёнок, ниспосланный богами через священные воды Нила, в ответ на молитвы дочери фараона (которая и сама была рождена, в представлении египтян, богом), рассматривался, как законный наследник престола". В последние годы получен ряд интересных данных, касающихся Моисея как наследника египетского престола. Это и обрывки надписей, якобы, говорящие о Моисее и о гробнице, которая начала для него строиться и другое (Новейшие Библейские Археологические Открытия, http: www.lipetsk.ru/~wyatt).
Иосиф Флавий72: "Затем Моисей... доказал египтянам свою доблесть. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: эфиопы (соседи египтян) ворвались в их страну, похитили у них всё имущество и угнали весь скот. Напав вначале на пограничные области, они дошли до самого моря, причём, ни один город не смог противостоять им. Стеснённые таким оборотом дел, египтяне прибегли к помощи оракулов и прорицателей, которые посоветовали фараону назначить Моисея военачальником. Царевна, приёмная мать Моисея, заставила отца поклясться, что юноша не подвергнется с его стороны никакому насилию. На участие Моисея в военных действиях она смотрела как на великое (оказываемое им стране) благодеяние.
Упрошенный Фермуфис и фараоном, Моисей усердно взялся за это дело. Египетские учёные и книжники радовались тому, что теперь, когда они, благодаря доблести Моисея, победят врагов, им представится возможность избавиться и от него каким-нибудь коварным способом. Желая предупредить [эфиопов] раньше, чем они могли бы узнать о его [планах], Моисей отправил против них войско не морским путем, а сухопутным. В связи с тем, что путешествие по суше представляло большие затруднения ввиду обилия змей, Моисей придумал для большей безопасности и спокойствия войска следующее удивительное средство: он велел приготовить плетёные коробки из тростника и наполнить их ибисами, которые враждебно относятся к змеям. Совершая таким образом переход, Моисей нагрянул на эфиопов раньше, чем они могли предполагать это. Затем он сошёлся с ними в бою, победил их и отнял у них всякую надежду на подчинение им египтян. Немедленно за этим он двинулся на города эфиопские, в конце концов подвергнув осаде главный город Эфиопии Саву. И здесь... с ним случилось следующее происшествие.
У эфиопского царя была дочь Фарбис. Видя, как Моисей храбро сражается, и удивляясь его военному таланту.., она воспылала к нему безумной страстью. Так как это чувство все более и более овладевало ею, она решилась послать к Моисею самых верных слуг своих для переговоров о браке. Условием для последнего он поставил сдачу города и дал клятвенное обещание, заняв его, жениться на царевне. Возблагодарив после покорения эфиопов бога, Моисей вступил в брак и повёл египетское войско обратно на родину".
Мне не удалось уточнить, в каком возрасте Моисей возглавил египетское войско, и своими умелыми действиями восстановил суверинитет Египта. У Иосифа Флавия мне встретилась фраза о том, что, прежде чем назначить Моше верховным военачальником, фараон просил дочь свою Фермуфис разрешить ему обратиться к Моисею с подобным предложением. Можно предположить, что Моисей был ещё сравнительно юн в этот период, может, он только закончил своё образование, и последнее слово в таких случаях было за матерью. Даже если это и так, и было ему тогда не более двадцати лет, остаётся неясным, как протекала его жизнь, в том числе семейная (ведь в исходе этой кампании он женился на кушской принцессе), жизнь приближённого фараона, в последующие двадцать лет - до момента бегства из Египта? Любопытно, что Мидраш, повествуя о дальнейшей судьбе Моисея, начинает её с фразы: "Однажды, когда Моше было уже больше двадцати лет...". Обратите внимание: не двадцати пяти, не тридцати, а именно "больше двадцати". Это косвенно подтверждает моё предположение о том, что деятельность Моисея в роли командующего войсками фараона могла иметь место в возрасте его до двадцати лет.
Приближённые фараона, фактически спасённые Моисеем от пленения или гибели, "почувствовали к нему ещё большую ненависть, и ещё более страстно вознамерились привести в исполнение свои коварные намерения относительно него, ибо боялись, что Моисей, воспользовавшись своим успехом, задумает совершить государственный переворот в Египте. Ввиду этого, они снова стали советовать царю убить его. Царь и сам уже подумывал об этом отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти же из страха быть свергнутым им. Когда же его к этому начали подстрекать также и книжники, фараон окончательно решил избавиться от Моисея" (Иосиф Флавий72).
Григорий Нисский53: "Моисея стали бояться многие высокопоставленные египтяне, ибо, одержав столь убедительную победу над эфиопами, он получил большую власть и влияние. Его таланты и новаторский дух заставляли опасаться, что он привнесёт в культуру страны новые традиции и обычаи. Движимые завистью и страхом, чиновники и сам фараон желали избавиться от израильтянина, который и сам понимал, что им для этого нужен лишь предлог".
И снова Григорий Нисский53: "А вышедши уже из детского возраста.., не решился [он] пользоваться долее [благами жизни во дворце фараона - В. П.], и признавать матерью эту вымышленную, у которой был он вместо сына, но
пожелал возвратиться опять к родной своей матери и жить среди соплеменников". Здесь Г. Нисский свободно пересказывает апостола Павла. В оригинале это звучит так: "Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища..." (Евр 11:24-26). Из "Жития святого пророка Моисея": "И жил Моисей в доме Фараона 15 лет, рос вместе с царскими детьми, в одинаковых одеждах <ходил>. И на исходе 15-го года он захотел к отцу и матери, и отправился к ним. И пришёл к братьям своим...". Согласно этому древнерусскому апокрифу, бежал Моше из Египта в возрасте 18 лет. Но если он покинул дворец фараона пятнадцатилетним подростком, а бежал из страны в возрасте 18 лет, то значит жил он в семье родителей целых три года.
Книга Юбилеев: "[Моисей] был при дворе три седмины (21 год) до того времени, когда вышел из царского дворца и увидел египтянина, который бил его друга из сынов Израиля. И он убил его". Если внимательно перечитать всю эту историко-апокрифическую литературу, то обращаешь внимание на одну деталь: одни авторы указывают, что Моисей вначале около 20 лет жил в родительском доме, а потом оказался во дворце фараона, где провёл также около 20 лет, другие же, наоборот, вначале помещают его в цар- скую среду на примерно тот же срок, перемещая затем в се- мью родителей. Это разноречие, с одной стороны, подтверж- дает фольклорное происхождение историй о первых 40 го- дах жизни Моисея, с другой - указывает на сакральное их происхождение. Авторам хотелось как-то сохранить связь Моисея с его, предположительно, израильской семьёй, объяснить его причастность к Исходу и лидирующую роль при этом.
А вот ещё одна история (из кинофильма "Принц Египта") о молодом Моисее: "Внезапно в красивой и безмятежной жизни египетского принца возникает неожиданная ситуация. Он встречает свою сестру Мариамну, которая, узнав брата, открывает ему его истинное происхождение. В один миг весь мир Моисея рушится - он оказывается сыном угнетаемого, подобно рабам, народа". Эфраим Баух8 описывает сходную картину прозрения Моисея: на египетском празднике явления народу наместника бога Амона-Ра на земле "удаётся Моисею, как бы не видя, уловить сверкающий проблеск чёрных женских глаз одной из танцовщиц, закутанной, как и все остальные, в тёмную, развевающуюся в танце ткань... И сквозь стихию всеобщего пения пробивается твёрдый... голос, услышанный только им: "Привет тебе от истинной твоей матери и кормилицы! Я - сестра твоя!"". Позднее слуга и одновременно тайный осведомитель фараона Яхмес сообщает Моисею, что нашёл израильскую его семью - мать, отца, сестру и брата.
"Поскольку в качестве кормилицы для Моисея была взята его собственная мать, он не утратил связи со своим народом, хотя и рос в египетском окружении" (А. Мень46). Я могу согласиться, что, хотя от порабощённых "братьев" его отделяла пропасть, возникшая в результате иного образа жизни, он хранил в душе рассказы кормилицы о её народе и боге отцов, не утратил языка племени Авраама, который слышал в раннем детстве, и которым, видимо, владел так же свободно, как и египетским, что не угасало в нём чувство сострадания к униженному народу. Мне могут и возразить: фантазии, мол! Сошлюсь, однако, на существующее в педиатрии понятие "феномен импринтинга". "Импринтинг, или запечатлевание", - феномен, открытый К. Лоренцом в 1935 году. Он обнаружил, что у новорожденного есть сравнитель- но короткий период, названный "чувствительным" или "им- принтинговым", в течение которого происходит фиксирова-
ние им впервые увиденных образов, будь то зрительных или слуховых. При этом первожизненное запечетлевание оказывается наиболее сильным в сравнении со всеми последующими. Общение ребёнка с матерью в эти сроки, сказанное ею остаётся самым ярким впечатлением на всю жизнь.
И всё же, оставил ли Моисей приёмную мать ещё юношей, вернулся ли в семью своего "отца", скрыто за завесой истории. Я склонен считать, что возвращения не произошло, а утверждения богословов носят литературный характер. В. В. Сорокин66 выдвигает следующую гипотезу о деятельности Моисея по окончании им "военной карьеры": "Можно предположить, что местом его [дальнейшей] службы стала должность администратора на общественных работах, причём, именно в тех местах, где работали израильтяне. В ином случае сложно было бы объяснить, как мог Моисей оказаться на этих работах и увидеть то, что он увидел, - посторонние на государственные стройки, обычно, не допускались, тем более, когда речь шла о военных объектах. Администра- тору, знавшему язык и обычаи семитов, было бы, конечно,
легче справиться со своими обязанностями, чем египтянину, который воспринимался, естественно, как чужак. Опреде-
лённым подтверждением предположения В. В. Сорокина могут служить два нижеследующих фрагмента. Первый - это комментарий Раши28 к Шемот 2:10-11 (10: "И вырос младе- нец..."; 11: "И было в те дни, когда вырос Моше..."): "Первое... относится к росту телесному, а второе - к величию, ибо Паро назначил его (Моисея - В. П.) старшим над своим домом". То же из Мидраша: "Фараон признал исключительные способности молодого Моше и назначил его своим управляющим". И далее там же: "Моисей, видя, что израильтян заставляют работать без всякого роздыха, обратился к фараону: "Государь! Каждому рабовладельцу известно, что, если не дать рабу один день отдыха в неделю, раб не выдержит и умрёт. И этим рабам твоим не выдержать долго, если ты не установишь для них отдыха по одному дню в неделю. - Иди, -ответил фараон, - и сделай так, как ты говоришь". Пошёл Моисей и установил для израильтян празднование субботнего дня". Как видим, карьерная планка в приведен-ных ссылках поднята ещё выше.
"Подобное поведение вполне соответствует статусу на-чальника трудовых лагерей. Иными словами, Моисей, по
Мидрашу.., был начальником египетского ГУЛАГа.... Фара- он, видимо, знал о еврейской кормилице Моисея, но пола-гал, что египетское воспитание... сильнее [впечатлений раннего детства]" (Евгений Левин, www.booknik.ru/colon- nade).
Шемот (2:11-15): " И было, в те дни, когда... Моше вышел к братьям своим, он присматривался к тяжким работам их; и увидел он, что Египтянин бьёт Иври из братьев его". Из Мидраша: "Однажды.., [когда] Моше... совершал свой ежедневный обход трудовых лагерей, он оказался свидетелем страшной сцены. Египетский надсмотрщик жестоко избивал еврея... Датан [так звали этого израильтянина - В. П.], который подвергался жестоким побоям, не был обычным работником - Он был еврейским урядником, который должен был наблюдать за работающими евреями. Когда египетский надсмотрщик постучал к нему в дверь, чтобы поднять его на работу, он увидел красавицу Шломит, жену Датана. После того, как Датан ушёл, египтянин вернулся к его дому и проник в него, выдав себя за хозяина. [Вернувшись], Датан обнаружил, что над его женой надругались. Надсмотрщик же, опасаясь, что его накажут за содеянное, снял Датана с должности урядника, бросил в трудовой ла- герь и теперь жестоко избивал его, рассчитывая убить. "Ты, нечестивец! - закричал Моше. - Мало того, что ты надругался над его женой, так ты ещё хочешь забить его до смерти?"" Раши в своих комментариях фактически повторяет Мидраш.
Согласитесь, что эти события вряд ли могли оставить равнодушным Моисея. "И оглянулся он туда и сюдя, и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке" (Шемот 2:12-13). В. В. Сорокин66: "По-видимому, Моисей.., неожиданно для себя самого, остро пережил всё происходящее, быть может, вспомнив, что и сам он отнюдь не египтянин; совершённое им убийство было, скорее всего, следствием того порыва, который вполне мог в этой ситуации породить неожиданно вспыхнувшее национальное чувство". Правда, фраза "И оглянулся он туда и сюдя, и видя, что нет никого, он убил..." говорит не в пользу действия, совершённого в состоянии аффекта, - всё же с оглядкой он совершил свой акт возмездия. Из Мидраша: "Моше обдумал, какого наказания заслужил египтянин за его преступление, и при-шёл к выводу, что он должен быть предан смерти". Несом-
ненно, это был заранее спланированный акт перед тем, как исчезнуть из Египта: Моисей не мог не знать, что за убийство лица при исполнении им своих должностных обязанностей по египетским законам могла последовать только смертная казнь. "Убив египетского надсмотрщика, Моисей вынужен был бежать за пределы страны. Но скорее всего, у него были и другие, более веские, причины бояться гнева фараона" (Александр Мень46). Вспомним из Иосифа Флавия72: "...фараон окончательно решил избавиться от Моисея". Моисей не мог не иметь этой информации.
Согласно общепринятым воззрениям, зная, что за дорогами ведётся наблюдение, он бежит через пустыню, где его бы не стали искать. Это может говорить о том, что Моисей хорошо ориентировался в той местности, где даже сегодня нетрудно сбиться с пути. В конце концов, он достигает Земли Мадиамской. Иосиф Флавий72: "...так как все дороги были оберегаемы стражей, то [Моисей] направил путь свой по пустыне и таким местам, где он не рисковал попасться в руки врагам. И хотя он терпел недостаток в пище, он, благодаря стойкости своего характера, всё-таки уходил, не обращая внимания на бедствия"...
Библейская традиция, повторюсь, 120 лет жизни Моисея распределяет следующим образом: 40 лет в Египте, 40 лет в Земле Мадиамской и последние 40 лет после Исхода в блужданиях по пустыне с народом Исраэйлевым. Но действительно ли 40 лет прожил Моисей в Египте до своего бегства? Некоторые сомнения в этом вызывает Мидраш. В отличие от Иосифа Флавия, Мидраш рассказывает нам совершенно иную историю о пребывании Моисея в земле Куш (Эфиопия), связывая её с бегством из Египта.
Из Мидраша: "Когда Моше был управляющим во двор- це фараона, советник последнего Билам бежал, так как до него дошли слухи, что Моше собирается его убить. Он... со своими двумя сыновьями... пришёл в землю Куш, где в то время шла война. Воспользовавшись тем, что царя Кокену- са, возглавившего лично военные действия, не было в столце, Билам поднял восстание против него. Людей убедили речи Билама [о лучшей их жизни без Кокенуса - В. П.], и они назначили его своим новым правителем, а сыновей Билама министрами. Под руководством Билама они укрепили столицу, подняв её стены с двух сторон настолько, чтобы нельзя было взобраться на них, с третьей - вырыли глубокий ров, наполнив его водой, а землю у четвёртой стороны заполнили змеями.
Когда Кокенус вернулся с войны, все входы в город были заблокированы... Именно в этот момент около города появился Моше, [бежавший из Египта], который присоединил- ся к свергнутому царю. Кокенус быстро оценил мудрость Моше и назначил его своим советником. Через девять лет Кокенус умер, Моше возглавил армию вместо него. Воины жаловались Моше: "Мы не видим наших жён и детей девять лет, потому что Билам занял крепость. Посоветуй нам, что делать?" Моше ответил: "Пусть каждый воин поймает молодого аиста, принесёт его в свой дом, научит летать, и в течение двух дней не кормит!.. Мы ворвёмся в город с той стороны, где змеи; голодные птицы набросятся на них и уничтожат". [Так оно и случилось.] Солдаты бросились в атаку. Билам со своими сыновьями бежал обратно к фараону. Моше был объявлен законным царём земли Куш. Жена прежнего царя стала [формально] женой Моше, (чтобы его воцарение в Куше носило законный характер - В.П.). Сорок лет Моше спокойно царствовал, но когда сын бывшего царя стал взрослым, царица сказала министрам: "...Пришло время назначить царём моего сына Мунхама!" Министры согласились и короновали на царство Мунхама. Моше покинул Куш с почестями. Опасаясь возвращаться в Египет, он направился в Мадиан. Ему было шестьдесят семь лет". Ну совершенно изумительная сказка. Она в ряде своих существенных деталей повторяет рассказ Иосифа Флавия: это и участие Моисея в военных действиях в Куше в роли военачальника, и использование им птиц (в данном случае аистов, а не священных ибисов, впрочем, относящихся к семейству аистовых, и даже гнездящихся с родственниками на одних и тех же деревьях) для уничтожения змей, и женитьба на "эфиоплянке" (не так важно, что вместо царевны появилась вдова умершего царя). Я не случайно написал, что Мидраш "повторяет" Иосифа Флавия: Флавий создавал свои книги во 2-й половине I века н. э., Мидраши (ранние, средние и поздние) писались, начиная от III по XII века н. э.
Я, однако, процитировал Мидраш не для того, чтобы позабавить читателя: меня заинтересовали представленные в нём данные о продолжительности жизни Моисея в стране Куш. Согласно Мидраша, в стране Куш Моисей провёл 49 лет (из них, 9 лет в роли советника царя Кокенуса, 40 - в качестве правителя этой страны). Когда он покинул её, ему было 67 лет. Значит, бежал Моисей из Египта в возрасте 18 лет (67 - 49), что вполне соответствует событиям его жизни, изложенным выше. В связи с этим же, время жизни его в Земле Мадиамской следует ограничить всего 13-ю годами.
Цифру "18" называет и "Житие святого пророка Моисея"24: "И велел Фараон убить Моисея... Моисею было 18 лет, когда он бежал от Фараона.., и пришёл к Киканосу, царю сарацинскому. И стал Моисей советником у царя... И к концу девятого года разболелся царь сарацинский Киканос, и на седьмой день он умер... Моисею же было 27 лет, когда он стал царём над сарацинами. И взял себе Моисей жену Ки- каноса, с согласия и по воле её... (В 40-й год царствования Моисея царица настояла на передаче власти её сыну от первого брака Мукарису - В. П.). Было Моисею 67 лет, когда он ушёл от сарацин. И отправился Моисей в Мадиамскую землю, боясь возвращаться в Египет". Интересно, что это Сказание в основных чертах повторяет Мидраш; последнему соответствуют все возрастные данные, касающиеся жизни Моисея в Куше, в том числе и возраст, в котором он покинул эту страну и прибыл в Землю Мадиамскую.
Как полагают некоторые исследователи Библии, основанием для создания приведенных мною выше историй о пребывании Моисея в Эфиопии послужило упоминание в книге Числа 12:1 "эфиоплянки в качестве жены Моисея" (А. Мень46). Этот брак, кстати, много позднее ему поставят в вину его брат и сестра, пытаясь скомпрометировать в глазах бога. Объективности ради, следует отметить, что браки высокопоставленных египтян, включая и фараона, с женщинами иноземного происхождения не были редкостью в Древнем Египте. Тем более, речь идёт о народе страны Куш, которая в определённые периоды истории Египта становилась одним из его номов. Почему нельзя допустить, что сын дочери фараона Моисей по молодости лет увлёкся красавицей - кушиткой, и женился на ней? Вполне возможно, это мог быть и династический брак, брак в государственных интересах, брак не по сердцу, а по уму, внука фараона с кушской принцессой (о женитьбе Моисея на эфиопской принцессе сообщает Иосиф Флавий72). Последнее вероятно, ибо дальнейшего упоминания об этой жене Моисея мы нигде в библейском тексте не находим. Авторы Электронной еврейской энциклопедии (www.eleven.co.il) пишут: "Нельзя исключить, что [история пребывания Моисея в Эфиопии, будучи весьма] древнего происхождения, относится не к Эфиопии, а к мадианитскому Кушу, (то есть, видимо, к части Куша, контролировавшейся мадианитами, - В. П.). Флавий, [рассказавший её], уже не знал этого Куша и ошибочно название страны переводил словом Эфиопия". Это даёт основание полагать, что Моисей, и не был в Эфиопии, а если и был после своего бегства из Египта, то какое-то время, и в той её части, которая относилась к Мадиаму. Возможно, находясь там, он успел сойтись с какой-то из овдовевших (об этом сообщает Мидраш) женщин-"эфиоплянок" (не мадианитянок). Как сообщает та же Электронная еврейская энциклопедия, Мадиам (по Иосифу Флавию, Эфиопия) в то время вёл войну с Кынааном и Сирией, и вдов, можно полагать, эта война порождала немало. После расторжения этого брака по неизвестным нам причинам Моисей вынужден был сменить место своего жительства, оказавшись в исторической части Земли Мадиамской. Арабские легенды о Моисее ничего не сообщают о его пребывании в Эфиопии.