Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@кейнит Итро, тесть Моисея. Из кн. За обещанной землёй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "...Моше убежал от Паро и остановился в земле Мидьянской, и сел у колодца" (Шемот-Исход 2:15-16). Как просто, как обыденно звучит эта фраза: "...остановился, и сел у колодца". Вроде, и не осталось за спиной 200 миль (1миля = 1.6 км) пустыни. Согласитесь, так может поступить человек, хорошо знающий и дорогу из района египетской Дельты в Землю Мадиамскую, и саму область, умеющий выжить в условиях пустыни. Иосиф Флавий72: "Прибыв наконец к
  городу Мадиан, лежащему у Чермного моря, он присел около ближайшего колодца, чтобы отдохнуть от усталости... (и привести себя в порядок перед тем, как войти в его ворота - В. П.). Дело было в полдень. А так как в той местности испытывался недостаток в воде, то пастухи старались опередить друг друга, чтобы первыми овладеть колодцами и напоить свои стада, пока другие не вычерпают воду раньше их. Вот к тому колодцу пришли семь девушек-сестёр. Они стерегли стадо отца своего Рагуила (Рыуэйла, ивр. - В.П.). Придя раньше других к колодцу, они стали накачивать воду для своего стада из специальных желобов. Появившиеся следом за ними пастухи бесцеремонно отогнали девушек, чтобы самим овладеть водой. Моисей, однако, счёл недостойным для себя позволить этим пастухам восторжествовать над их правом. Он "защитил их, и напоил овец их" (Исход 2:18). Получив от Моисея такую поддержку, девушки возвратились к отцу своему, рассказали ему о случившемся и о помощи со стороны чужестранца (в библейском тексте, обратите внимание, Моисей назван сёстрами Египтянином - В. П.)... Рагуил велел привести к себе Моисея, чтобы должным образом отблагодарить его. Когда Моисей явился, старик сообщил ему, что он [Моисей] оказал поддержку... людям.., которые способны чувствовать благодарность и сумеют своей признательностью превзойти оказанную им услугу... Итро (это ещё одно имя Рыуэйла - В. П.) принял Моисея к себе в дом как сына и дал ему в жёны одну из дочерей своих; вместе с тем он назначил его... хозяином всех стад своих (которые в древности у варваров составляли всё их богатство)... Моисей и остался пасти его стада". Шемот (2:21): "И он [Рыуэйл] сказал дочерям своим: где же он? Зачем вы оставили этого человека? Позовите его, и пусть он ест хлеб. И согласился Моше жить у этого человека; и он выдал за Моше дочь свою Циппору".
   А вот полная версия Мидраша о событиях, последовавших за появлением Моисея в доме Рыуэйла: "Дочь хозяина Циппора (это имя означает, что она была проворна, совершая добрые дела) привела чужестранца. Итро расспросил Моше о его жизни. Когда Итро узнал, что Моше бежал от египетского суда, он из страха перед фараоном решил заточить его в темницу. Моше был брошен в яму, где провёл десять лет. Всё это время его Циппора тайно приносила ему пищу. Через десять лет она спросила отца: "Не хочешь ли ты увидеть человека, которого ты заточил в темницу десять лет назад?" - "Он давно умер с голоду", - ответил Итро, [но всё же] послал в темницу слугу, и ему сообщили, что Моше жив и что его застали молящимся Ашему [богу]. Итро... приказал, чтобы Моше освободили, постригли, одели и привели к нему в дом. Когда Моше [подходил к дому Итро], в саду... он заметил сапфировый жезл, торчащий из земли. Он вынул его и принёс Итро, чтобы узнать, чей он. "Если ты смог сдвинуть этот жезл, то ты, должно быть, его законный владелец! - воскликнул Итро. - Знай же, что, согласно астрологическим расчётам, это особый жезл, поэтому я взял его из дворца фараона после смерти Йосейфа, которому он принадлежал. Звёзды предрекают, что владелец этого жезла спасёт израильтян, [томящихся в Египте]. Жезл этот сделан самим Ашемом, который дал его Адаму. Затем он был передан Шейму (Симу, сыну Ноя, - В. П.), а потом Аврааму, Ицхаку, Яакову и Йосейфу". После всего, что произошло, Итро стал относиться к Моше с большим уважением... Моше пас стада Итро, и за это получил руку его дочери Циппоры. Было ему в то время семьдесят семь лет".
   Вот такая история, несомненно приукрашенная с целью возвышения Моисея в глазах её слушателей (читателей), и, в то же время, противоречащая принятым представлениям об Итро.
   Попробую дать более отчётливый портрет отца семи девушек, приютившего Моисея. У него, действительно, было семь имён: Рыуэйл (Шемот 2:18), Итро (Шемот 3:1), Ховав (Судьи 4:11), Йетер (Шемот 4:18), Хевер, Путиэль и Кейни. Каждое из них имеет своё толкование, но не это для нас интересно. Как писал Иосиф Флавий72, "Рыуэйл был [в своё время, добавлю от себя - В. П.] священнослужителем [Земли Мадиамской] (в библейском тексте - "жрецом Мидьянским", Шемот 3:1), пользовавшимся большим почётом у тамошних жителей Троглодиты". Греки дали название "троглодиты" варварским племенам, которые жили в пещерах; в переводе с греческого это слово означает буквально "живущие в норе или пещере". Слово "троглодит" является ещё и синонимом слова "варвар". Скорей всего, именно в этом смысле Иосиф Флавий назвал Землю Мадиамскую Троглодитой. Правда, мадианитяне, в период своих кочевий, обычно жили в шатрах, но никак не в пещерах.
   Рабби Шимон бар Иохай (2 в. н.э.), один из лучших учеников рабби Акивы, в своём комментарии к Шемот (http: // refs.redban.ru/ref_687604.html) указывает, что Итро был не только первосвященником Мадиана, но и его правителем, т. е. религиозным и светским главой этого народа. Он же: "Итро разбирался во всех языческих культах мира, и это знание предполагает огромную степень понимания [происходящего] со стороны Итро". Из Мидраша: "Итро был
  человеком проницательным и умным, знатоком всех вероучений. Когда-то он занимал должность советника египетского фараона, [и] предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Поняв, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Мадиане. Вскоре он стал там главным жрецом и руководителем народа". Комментаторы Корана даже отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шу"айба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя Земли Мадиамской.
   Возможно, косвенным подтверждением столь высокого положения Итро в Мадиаме может служить следующее наблюдение А. Кобринского35. В своей статье "Анатомия рунического знака" он описывает один из рунических
  памятников, на котором изображён предположительно Итро в образе князя (или царя).
   Речь идёт о камне, на котором изображён схематически (так рисуют дети 4-5 лет) человек с атрибутами верховной власти. В правой руке он держит жезл, в левой - символ священного животного (быка). От абсолютно круглой его головы расходятся чёрточки, что в целом создаёт впечатление солнечных лучей. Над головой мы видим изображение священной птицы. Можно было бы ограничиться созерцанием этого памятника, но всё дело в том, что в основании последнего отчётливо читаются рунические знаки, из которых легко составляется слово "Итра". Попутно замечу, что все рунические знаки на сегодняшний день расшифрованы (Антон Платов60), и представляют собой упрощённый вариант древнего алфавита.
   У читателя может возникнуть естественный вопрос: а на каком основании А. Кобринский считает, что изображённый Итра и есть наш мадиамский Итро? Перечислю все аргументы в пользу этой гипотезы. Для начала напомню, что в апокрифической литературе, посвящённой библейским событиям, мы встречаем упоминание о том, что Итро был советником одного из египетских фараонов, а также о союзнических отношениях между Египтом и Мадиамом. Можно предположить, что Итро в роли правителя Мадиама могли изображать в соответствии с египетской традицией: серехи (в серехах обычно писали имена царей и египетских богов в ранний додинастический период) и картуши (в египетских иероглифических текстах картушами именуются овальные обрамления имён фараонов) напоминали детские рисунки.
   Как указывает П. Ф. Мельников45, "показателем положения в иерархии, а также индикатором объёма властных полномочий индивида в социуме выступал символ, который выделял человека из общей массы людей. С древних времён такими символами служили посох (прообраз жезла), жезл, булава, скипетр и др. Человек с этим предметом в руках являлся средоточием наивысшего могущества. Его обладатель мог одаривать и наказывать своих подданных. Примеры: посох Аарона или жезл Моисея". Общеизвестно, что жезлы были символами власти фараонов и верховных египетских жрецов. Ведущих богов Египта также изображали непременно с жезлами в руках. Таким образом, наличие жезла в руке человека под именем Итра, изображённого на одном из микоржинских камней, может свидетельствовать, что им мог быть и зять Моисея Итро, хотя это и не очень сильный аргумент.
   Более значимым среди доказательств идентичности людей под именами Итра и Итро является и факт наличия в руке изображённого на камне человека символа быка. В египетской мифологии бог плодородия Апис в облике быка с
  солнечным диском занимал вполне престижное место в пантеоне египетских богов. Живым воплощением бога являлся чёрный бык с особыми белыми отметинами. Для содержания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.
   В древнегреческой мифологии бык считался волшебным жертвенным животным, но никак не богом. Например, критский бык был предназначен царем Миносом для жертвоприношения богу подводного царства Посейдону.
  Греческий бог Дионис был связан с животными ─ быком, бараном, козлом, с которыми он был на дружеской ноге, не более. В классическом мире орфическая литература рассказывает о рогатом змее Загрее, принявшем облик быка и
  разорванном титанами.
   Митра, один из центральных фигур в персидском пантеоне богов, согласно важнейшего из связанных с ним сюжетов, совершает ритуальное убийство первого быка. Во времена персидской империи Митра изображался в виде
  человека с головой быка или в виде юноши, убивающего быка. "Так, крито-минойский и митраистский архетипические сюжеты жертвоприношений быка сливаются воедино" (http:// www.ymnik.ru/page.php?subs=338).
   В ирландской героической эпопее "Похищение быка из Куальгне", сложившейся в III-VIII вв. н. э., королева Медб, отголосок образа хозяйки иного мира, затевает войну ради захвата исполинского Бурого быка, владение которым равнозначно сакральной власти. Здесь Бык ─ символ по образу и подобию жезла, но не бог.
   В мифологии древних славян обнаружить Быка не удалось даже в роли жертвы.
   Приведенный экскурс в мифологию народов мира даёт основание считать, что лишь Древний Египет почитал Быка в качестве живого божества и тщательно оберегал его. Зиновий Косидовский37: "Египетский культ быка Аписа, как
  свидетельствует [библейский] эпизод с золотым тельцом, оставил в душе израильтян глубокий след. Рога для них остались символом святости. Рогатый Моисей в библейском сказании - это помазанник божий, озарённый сиянием божественной тайны". Суммируем: человек под именем Итра с характерным символом священного животного (быка) в руке, если и не был египетским царём, то имел ближайшее к нему отношение, как и жрец Итро из Мадиама.
   И наконец, о символическом изображении птицы над головой князя (царя) по имени Итра. Я уже упоминал ранее, что Итро настолько проникся уважением к Моисею, что выдал за него замуж одну из своих дочерей по имени Циппора, что в переводе с иврита означает "птица, птичка, пташка".
   Согласитесь, как много совпадений; и они дают право высказать гипотезу о том, что "микоржинский" персонаж вполне мог бы быть мадиамским Итро, правителем, первосвященником, верховным жрецом Земли Мадиамской,
  тестем Моисея, человеком, сыгравшим серьёзную роль в его жизни и становлении в качестве главы создаваемого этноса.
   Остаётся открытым вопрос: как мог оказаться наш Итро, спустя 1000 лет, там, в храме Радегаста в Ретре, в земле западно-славянского племени лютичей? Александр Кобринский35: "Мы натолкнулись в данном случае на архетипы, за- фиксированные в коллективном бессознательном многих этносов с времён глубочайшей древности, и имеющие свойство передаваться из поколения в поколение наследственно".
   Я цитировал выше Рабби Шимон бар Иохайя и Мидраш, которые утверждают, что Итро "...разбирался во всех языческих культах мира", "...был... знатоком всех вероучений". Я не исключаю, что, прежде чем стать знатоком подобного рода, Итро, уже будучи правителем Мадиама, много путешествовал, знакомясь не по наслышке, лично с представителями различных этносов, в том числе и на их родине. Кто знает, а может, пришлось побывать ему с каким-нибудь купеческим караваном (мадианитяне давно и активно занимались торговлей) и на северо-западе Европы, и память о необыкновенном человеке сохранилась там. В этом случае, мысль об архетипах вполне логична. Я не настаиваю, конечно же, на образе Итро-путешественника. У истории в запасе ещё немало секретов и тайн, многие из которых так никогда и не будут раскрыты.
   Обосновывая возможность соответствия портрета князя (царя) под именем Итра мадиамскому Итро, я сознательно обошёл деталь, на которую обращал внимание выше: речь идёт о том, что голова князя (царя) на руническом памятнике была изображена в форме солнечного диска с отходящими от него лучами. Известно, что любимым, а может быть, единственно почитаемым богом Эхнатона (1372 - 1354 гг до н. э.), фараона XVIII египетской династии, был Атон, солнечный бог, изображавшийся именно так, как неизвестный древний художник изобразил голову Итра. Это является, во-первых, дополнительным аргументом в пользу версии Александра Кобринского (Итро, как я уже упоминал, был близок к какому-то из египетских фараонов), а во-вторых, позволяет порассуждать о том, а сколько же лет было мадиамскому Итро, когда он впервые увидел Моисея, приведенного в его дом одной из дочерей.
   Начну, однако, с уточнения вопроса о том, а сколько всё-таки лет было Моисею к моменту этой знаменательной встречи? В предыдущей главе я довольно подробно коснулся этого вопроса. Здесь же напомню, что, в соответствии с Ветхим Заветом, Моисею было тогда не более 40 лет, но
  не канонизированная литература, а также исторические реминисценции позволяют полагать, что оказался Моисей у колодца в Мадиаме, где он познакомился со своей будущей (второй уже) женой Циппорой, в возрасте 67 лет, первые 18 из которых он провёл во дворце фараона. Но в том же дворце в качестве советника фараона бывал неоднократно и Итро. Однако Моисей и Итро до их встречи в Мадиаме ранее знакомы не были. Это даёт основание считать, что Итро, как минимум, был на 67 лет старше Моисея. Но не в детском же возрасте Итро выполнял обязанности советника фараона? Статус советника царя достаточно высок, чтобы доверить его молодому человеку. Вспомним, Йосэйфу (Иосифу прекрасному) было 30 лет, когда по воле фараона он стал визирем Египта. Вряд ли Итро был моложе. Но если допустить, что он стал советником фараона в возрасте 30 лет, и оставался в этом качестве ещё, допустим, 10 лет, что уход его от фараона, возвращение в Землю Мадиамскую произошло незадолго до рождения Моисея (по моим расчётам, 1297 г. до н. э.), то, прибавив к этим цифрам цифру 67 (возраст Моисея к моменту встречи с Итро), получится, что было последнему тогда уже 107 лет. По моим расчётам, встреча Моисея и Итро произошла, примерно, в 1230 г. до н. э. В этом году,
  повторюсь, Итро исполнилось 107 лет; это значит, что родился он в 1337 г. до н. э. Советником фараона он стал, предположительно, в возрасте 30 лет, то есть в 1307 г. до н. э., что соответствует, согласно Жану Веркуттеру17, эпохе Сети I, фараона XIX династии, отца Рамсеса II, поработителя израильтян. Любопытно, что я не пытался подгонять все эти цифры под свои умозрительные конструкции. Так получилось, что последний год своей деятельности в роли советника фараона Итро провёл в первый год правления именно Рамсеса II. Если помнит читатель, Итро настоятельно "предлагал фараону относиться к евреям терпимо" (Мидраш). А кому ещё, кроме Рамсеса II, можно было давать такие рекомендации? Что-то я не припомню из истории Древнего Египта другого фараона, которому бы вздумалось превращать пастухов из глухого района дельты Нила в строительных рабочих.
   Все эти выкладки понадобились мне для того, чтобы показать, что, по всей видимости, Итро жил и трудился в Египте спустя не столь продолжительное время после кончины Эхнатона, и он не мог не знать о религиозной революции, которую проводил этот "фараон-еретик", о его идеях свести весь египетский пантеон богов к одному - богу Солнца. Судя по портрету Итра - Итро на древнем руническом памятнике, где он изображён в образе сына бога Солнца (от его абсолютно круглой головы отходят линии, напоминающие солнечные лучи), можно полагать, что идеи Эхнатона были ему близки.
   Как я указывал выше, у Итро было пять имён, причём, в книге Судей (1:16; 4:11) он назван кейнитом. Интересно, что Александр Мень46 в своей "Исагогике" называет Итро именно кейнитским священником": "...он (Моисей - В. П.) поселился в семье кенитского священника Иофора". Кейниты считаются потомками Каина, а Каин (кейниты) упоминается в книгах Числа 24:22 и Исуса Навина 15:57. Кейниты были пастухами; их сделали земледельцами в соответствии с небезызвестной легендой об убийстве Каином своего родного брата Авеля по той причине, что бог предпочёл жертву Авеля, а не Каина. Племя кейнитов, или каинитов, поклонялось богу, носившему непроизносимое имя
  Й-Х-В-Х. С этим богом мы столкнёмся, когда моё повествование приведёт наконец пастуха Моисея к священной горе Хорив, что в Земле Мадиамской.
   Из Мидраша: "Постепенно Итро начал понимать, что нет ничего значительного в сделанных из дерева или из камня идолах, и пришёл к выводу об отсутствии смысла в служении им. Он осознал, что существует единый Творец, создавший небо и землю и управляющий миром милостиво и разумно. И Итро объявил народу, что не сможет быть больше жрецом (и, видимо, главой их страны - В. П.). Слова Итро ошеломили всех. Люди отвернулись от него и от его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их - и они вынуждены были ждать, пока все остальные не напоят свои стада".
   Ремарка: В книге Числа 10:29 читаем: "И сказал Моше Ховаву, сыну Рыуэйла Мидьянитянина, тестя Моше: мы отправляемся в то место (Землю Обетованную - В. П.)... не оставляй... нас". Оказывается, у Итро кроме дочерей был ещё и сын Ховав, несомненно занимавшийся скотоводством. Непонятно, что же могло мешать ему пасти родительский скот? Это остаётся в библейском тексте без комментарий...
   Возвращаемся к тексту из Мидраша. Как трактовать его после всего, сказанного выше об Итро? Как полагают специалисты в области библеистики, израильтяне за годы жизни в Египте (более 400 лет) постепенно стали склоняться к египетскому вероучению. Можно думать, что и Итро, мадианитянин по месту жительства, кейнит по происхождению, оказался под влиянием египетской религии, но столкнувшись с ней лицом к лицу, познакомившись с идеями Эхнатона, а затем возвратившись на родину, снова обратился к религии своих предков.
   Я не случайно написал об Итро "мадианитянин по месту жительства, кейнит по происхождению": в библейском тексте мы находим свидетельства противостояния, даже антагонизма, между мадианитянами и израильтянами. Будь Итро мадианитянином по рождению эти свидетельства, в свете всего, что нам известно о его отношениях с Моисеем, выглядели бы противоестественными.
   Процитирую эти свидетельства:
  - "Боялся Моав [Исраэйля].., потому что тот был многочислен... И сказал Моав старейшинам Мидьянским: теперь объест народ этот всё, что вокруг нас... И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна... с дарами за колдовство... к Биламу" (Числа 22:3-4).
  - В книге Числа 25:14-15 рассказывается история любви израильского юноши по имени "Зимри, сына Салу, начальника отчего дома Шимона.., [и] Мидьянитянки Козби, дочери Цура, родоначальника отчего дома в Мидьяне". Они не скрывали своей любви, и были убиты именно за этот "грех" Пиныхасом, внуком Аарона. Со смертью влюблённых, якобы, прекратился мор среди израильтян, наказанных богом за блудодейство с дочерьми Моава, от которого умерло 24000 человек.
  - "И Господь сказал Моше: Враждуйте с Мидьянитянами и поражайте их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас в деле Пыора (речь идёт о поклонении части израильтян богам моавитским, в том
  числе Баал-Пыору - В. П.), и в деле Козби.., сестры их, убитой в день мора из-за Пыора" (Числа 25:17-18).
  - "И сказал Господь Моше: Отомсти за сынов Исраэйля Мидьянитянам... И выделено было 12000 вооружённых воинов.. И пошли войною на Мидьянитян.., и убили всех мужчин... и царей Мидьянских.., пять царей... И взяли в плен... жён Мидьянских и детей их; и весь скот.., и всё имущество взяли в добычу; и все города их.., и все станы воинские сожгли.., и доставили... в стан, в степи Моавитские, которые у Ярдэйна, против Йырихо... И прогневался Моше на военачальников... И сказал им: вы оставили в живых всех женщин? Ведь они... искушали сынов Исраэйля изменить Господу ради Пыора, и был мор в общине Господней... Убейте всех детей мужского пола и всякую женщину, познавшую мужа" (Числа 31:1, 5, 7-18). Так жестоко поступил Моисей с мадианитянами, выполняя наказ своего бога. Случилось это незадолго до его смерти.
   Некоторая часть мадианитян избегла всё же общего избиения, потому что мы видим их в эпоху Судей нападающими на израильтян, угоняющими их в плен в продолжение семи лет, пока их не разбил на голову Гедеон (Суд 6-8; Евр 11. 32), сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, в течение 40 лет бывший судьёй Израиля.
   Перечисленные события (правда, произошли они спустя немало лет после ухода Моисея из Мадиама) являются косвенным свидетельством не мадиамского, а кейнитского происхождения Итро, тестя Моисея. В связи с этим, уместно процитировать пророчество Билама (Валаама в христианской традиции), жившего в Пыторе, что у реки) о судьбе народа Кэйни: "Крепко жилище твоё, и устрой в скале гнездо твоё; даже если и разорён будет Каин, то надолго ли Ашшур (Ашшурбанипал - царь Ассирии, 669 - около 633 гг. до н. э.,
  воевавший с арамеями и другими племенами, обитавшими в Кынаане, на Синае, в восточном Заиорданьи - В. П.) уведёт тебя в плен?.. Придут корабли от Киттима (с острова Крит - В. П.) и смирят Ашшура" (Числа 24:21-25). В этом про- рочестве можно усмотреть божественную защиту кейнитов от гибели и исчезновения в отличие от мадианитян...
   Вернёмся к Итро. Не хотелось бы думать, что его интерес к Моисею носил чисто прагматический характер. Из Мидраша: "Итро и Моше [при первой встрече] понравились друг другу". И это не случайно. Между ними было немало общего: их высокая образованность, жизнь во дворце фараона и служение ему, склонность к монотеизму. Но тот же Мидраш утверждает "Приглашение Итро было вызвано не только стремлением проявить гостеприимство. Он пригласил чужестранца, помня о том, что его дочери одиноки, и надеясь, что чужестранец может в будущем стать его зятем".
   Здесь уместно отметить, опережая библейское повествование, что если, согласно книге Исход, Итро стал склоняться к монотеизму лишь после великой победы бога над упрямым и ограниченным фараоном египетским, выпустившим таки израильтян за пределы своего государства, то из Мидраша следует, что встреча Моисея и Итро произошла уже после того, как последний, подобно Аврааму за 700 лет до него, самостоятельно пришёл к единобожию. И это принципиально важно для понимания истоков моисеева единобожия. В Гемаре высказывается сомнение относительно того, когда Итро присоединился к монотеизму. Согласно одному утверждению, библейское повествование не соответствует хронологическому принципу. И ещё: в Мидраше указывается, что Рыуэйл, тесть Моисея, взял себе новое имя "Итро", лишь побывав в стане израильтян после их Исхода из Египта, уверовав в величие их бога. Раши28 так объясняет происхождение имени "Итро": К ещё одному имени Рыуэйла "Йетер" после принятия им иудейства прибавили букву "вав", убрав
  обе буквы "е" (добавление буквы к имени человека означает, что он достиг величия). В то же время, под этим именем он появляется уже в стихе 3:1 книги Исход, то есть значительно раньше встречи его с Моисеем и другими
  израильтянами в Синайской пустыне у горы Синай после Исхода, что даёт основание усомниться в приобщении Итро к вере израильтян. Может, и здесь, однако, мы встречаемся с несоответствием библейского текста хронологическому принципу?
   Если суммировать всё, что мне удалось найти и додумать об Итро, то приходится заключить, что знакомство с ним Моисея произошло не в лучшие для Итро годы: он был не у власти, не почитаем, как в прежние годы, он был стар и, в сущности, одинок; его жизнь сосредоточилась вокруг интересов незамужних дочерей и стада овец, дававшего им пропитание. Сын Ховав,
  по-видимому, жил отдельно от отца. И хотя для таких людей, как Итро, удаление от всего того, что долгие годы составляло смысл их жизни, всегда драматично, можно высказать надежду, что чаша сия его обошла. Полагаю, возвращение Итро к единому богу давало ему свет. Не следует забывать также, что брак Моисея и Циппоры, дочери Итро, подарил ему, правда, не сразу, двух внуков, а это радость для старого человека. Наконец, общение с Моисеем, ставшим его зятем, несомненно, украсило его жизнь, обогатило её неторопливыми беседами о сущем, о жизни. У меня сложилось впечатление, что Итро по масштабу своей личности, по уровню знаний и, естественно, жизненному опыту, был выше Моисея. Он мог и, конечно же, стал для него учителем, чему мы находим подтверждения и в библейском тексте. Александр Мень46: "Роль этого человека в жизни Моисея была, по-видимому, значительной, хотя многое остаётся неясным. Иофор... выступает как его наставник и советник... Некоторые библеисты считают, что именно от Иофора Моисей впервые услышал св. Имя Господне. Древние семиты, как известно из угаритских текстов, почитали Бога под именем Йево. Иофор мог быть служителем этого Бога, который в религии Моисея стал ЯГВЕ".
   К сожалению, в пятикнижии Моисея мы находим слишком мало сведений об Итро. Да, он дал приют Моисею в доме своём, выдал за него свою дочь Циппору, доверил пасти своих овец (кто знает, может быть, вместе с сыном Ховавом, о чём, как я уже отмечал, Библия умалчивает). Фактически, это всё, что мы узнаём о летах совместной жизни этих двух замечательных людей. Далее книга Исход 4:18 вспоминает Итро в тот момент, когда Моисей, подвигнутый Богом на освобождение израильтян из рабства египетского, оставляет стадо овец на одном из пастбищ в соседстве со святой горой (Исход 3:1: "Повёл он раз овец за пустыню и пришёл к горе Божией, Хорэйву" (горе Хорив в русскоязычной транскрипции) и возвращается к тестю, чтобы сообщить ему о поручении бога. Моисей тестю: "...пойду я и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли они?" "И сказал Итро Моше: иди с миром".
   Предельно краткий диалог. Но в нём можно усмотреть важное для нас: бог, доверивший Моисею ответственную миссию, это и бог Итро; последний воспринял этот наказ Моисею как нечто само собой разумеющееся. Это же может служить косвенным доказательством мнения о том, что Моисей за годы жизни с Итро воспринял от него многое из его веры. Да и кто, если не Итро, рассказал Моисею о горе Хорив, на которой обитает бог, и, не исключаю, показал дорогу к этой горе?
   В последний раз мы встречаемся с Итро, когда он с сыном Ховавом, дочерью Циппорой и двумя детьми её от брака с Моисеем прибыли в стан израильтян, разбитый вблизи божьей горы Хорив. Мне бы не хотелось пересказывать восемнадцатую главу книги Исход, названную "Итро". Она посвящена, видимо, последней встрече Итро и Моисея. Итро, любивший Моисея как сына, и здесь проявил себя по-отечески, стараясь помочь ему в его нелёгкой миссии главы многочисленного племени. А его роль в реорганизации судебной системы израильтян вообще трудно переоценить.
   Вот как это кратко изложено в Мидраше: "Итро казалось странным, что Моше сидит, а люди вокруг него стоят. Он подумал, что Моше не оказывает народу Израиля должного уважения, заставляя людей стоять из почтения к нему. "Почему ты сидишь, как царь, - спросил он Моше, - тогда как люди, пришедшие выслушать твоё суждение, стоят? Бремя, лежащее на тебе, Аароне и Семидесяти Старейшинах, слишком велико. От столь большого напряжения вы все увянете, как лист на дереве. Позволь мне дать тебе совет: назначь над народом судей. Они будут решать все второстепенные вопросы, а тебе останутся только самые важные. Судьи не должны заниматься больше ничем, чтобы люди всегда могли к ним обратиться... [Но], человек, чтобы стать судьёй, должен обладать следующими достоинствами: oн должен хорошо знать [заповеди и законы Бога]; быть богат и не стремиться к накоплению, чтобы ему не нужно было никому льстить и отдавать предпочтение одной стороне перед другой, и чтобы ни свои, ни чужие деньги не имели для него значения; он должен быть человеком влиятельным, побуждающим других поступать правильно, заслуживающим
  доверия, на слово которого люди могут положиться; должен иметь страх перед Небом, чтобы судить по справедливости. Выбери судей, обладающих качествами, которые я тебе назвал. Если ты претворишь в жизнь мой план, то все решения ваши будут, несомненно, правильными". Почти год Итро прожил в лагере сынов Израиля... у подножия горы Синай". А когда они отправились в дальнейший путь, "ушёл он к себе в страну свою" (Исход 18:27). Из Мидраша: "Когда Итро услыхал от Моше подробное описание великих чудес, совершённых Всевышним ради народа Израиля, он сразу претворил в жизнь своё решение перейти в веру израильтян. Однако в глубине души Итро жалел египтян, утонувших в Ям Суф". Эта фраза свидетельствует об определённой привязанности Итро к Египту, с которым были связаны многие годы его жизни. Но у него оставалась семья в Мадиаме, и "ушёл он к себе в страну свою".
   Ранее, я уже цитировал Числа 10:29: "И сказал Моше Ховаву, сыну Рыуэйла Мидьянитянина, тестя Моше: мы отправляемся в то место (Землю Обетованную - В. П.)... не оставляй... нас". И далее там же: "... не оставляй же нас, потому что ты знаешь (условия) стоянок наших в пустыне и будешь ты нам глазами... И отправились они от горы Господней...". И неясно, пошёл ли сын Итро с ними в Землю Обетованную, или вернулся с отцом домой. В то же время, в Книге Судей 4:11, описывающей события, произошедшие уже спустя много лет после появления израильтян в Кынаане, читаем: "Хевер, Кенеянин, отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатёр свой у дубравы в Цааниме близ Кедеса". Эта фраза даёт основание полагать, что Ховав, и не только его семья, но и семьи других кейнитов, отправились с Моисеем, шурином Ховава, в Землю Обетованную, покинув Мадиам, чтобы разделить с израильтянами трудную их чашу. Иные комментаторы полагают, однако, что сына у Итро не было, и что "Ховав" - ещё одно его имя. Этому также есть библейское подтверждение. Тот же стих четвёртой главы Книга Судей в иерусалимском издании в отличие от приведенного выше лондонского переведен на русский язык подругому: "А Хэвэр, Кэйниец, отделился от Кэйнийцев, от потомков Ховава, тестя Моше, и раскинул шатёр свой у Эйлон-Бецаананнима, что при Кэдэше". Разница между словами "родственник" и "тесть" достаточно тонкая, как всё на Востоке. Если взять на веру фразу из книги Числа 10:29, то Ховав всё же шурин, а не тесть Моисея. Если же "Ховав" - ещё одно имя Итро, тестя Моисея, то у первого было несколько сыновей, а не один.
   И продолжил Моше путь свой скорбный и тяжкий без Итро, больше никогда не увидевшись с ним до своей кончины.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"