Пайков Валерий Лазаревич: другие произведения.

@ Моисей-законодатель. Из кн. За обещанной землёй

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Несомненно, все эти успехи были бы невозможны без организации жизни общины на основе чёткого и ясного законодательства. Важнейшим институтом, созданным Моисеем, был институт судей и судопроизводства. Этой проблемы я касался в разделе, посвящённом Итро. "Судей и надсмотрщиков поставь во всех вратах, чтоб судили они народ судом праведным... Правды, правды ищи" (Второзаконие 16:18). При этом, судьи должны были действовать, опираясь на Закон, единый для всех, а не на свой личный опыт, привязанности и инстинкты. "Закон один да будет у вас, одинаков да будет он для пришельца и туземца" (Левит 24:22). Вынесение любого приговора, а также казнь осуждённого должны были производиться в присутствии не менее двух-трёх свидетелей (Второзаконие 17:6), что придавало судебной системе публичный характер. Строго наказывалось лжесвидетельство и взяточничество в ходе судопроизводства. Но и "судей не злословь и начальника в народе твоём не проклинай" (Исход 22:27).
   Пуповинная связь с богом предполагала создание такой законодательной системы, в которой бы слились воедино уложения религиозного и светского характера. Нарушения законов общежития, взаимоотношений в общине должны были рассматриваться как грех, как отступление от Божьего Завета. Возврат к язычеству, отступление от ритуала даже в малом предполагал невозможность дальнейшей жизни в общине, отлучение от неё, вплоть до казни. Это двуединство являлось краеугольным камнем Моисеевой юриспруденции.
   Законодательную систему Моисея Библия представляет в форме Договора - Союза, именуемого Синайским, между богом и избранным им народом. Подобного рода договоры, начиная с XVIII в. до н. э., считались на Древнем Востоке общепринятыми при урегулировании отношений, например, между царём и его вассалами, государством-победителем и побеждённым государством. Тексты таких договоров встречаются среди хеттских и аккадских документов XV - XIII в. до н. э., арамейских и ассирийских - VIII-VII в. до н. э. Книга Второзаконие фактически является текстом такого Договора. Начинается она с повторения основных вех истории взаимоотношений бога и народа Израиля, эпопеи Исхода из Египта и завоевания части обещанной богом земли. Далее излагаются, начиная с декалога, основные элементы законодательства; завершается этот документ перечислением благ, обещанных богом, в случае исполнения всех предписаний и заветов, и кар при их нарушении. Синайский Союз сходен по своей форме с хеттскими и аккадскими договорами II тыс. до н. э. (Х. Тадмор и Р. Надель68).
   Не вызывает сомнения, что, составляя свой свод законов, Моисей опирался на существовавшие в этом плане наработки предшествующих поколений: в годы учёбы у него была возможность знакомиться с более древними их образцами. При этом, можно назвать свод законов Ур-Намму третьей династии Ура, "царя Шумера и Аккада", датируемый, примерно, 2050 г. до н. э., законы царства Эшнуна, составленные на аккадском языке (примерно, 1920 г. до н. э.), свод законов Хаммурапи (датируется 1728-1686 гг. до н. э.), свод законов древнего Ашура (восходит к XV в. до н. э.). Синайский Союз, однако, не является их копией, но по своей совокупности самостоятельной и фундаментальной работой.
   На сегодняшний день учёные-библеисты свели эти законы в систему из 613 заповедей, содержащую 248 предписаний и 365 запретов. Они собраны в трёх сводах: Книга Завета (Исход, главы 21-23), Закон Священнослужения (Левит), и Второзаконие. Главнейшим элементом Синайского Союза, его сердцевиной, является Декалог(Десятисловие): "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им... Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту... Соблюдай день субботний.., не делай никакой работы. Чти отца твоего и мать твою... Не убивай, и не прелюбодействуй, и не кради, и не отзывайся о ближнем твоём свидетельством ложным. И не домогайся жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего.., ничего, что у ближнего твоего" (Второзаконие 5:8-18). В трёх названных сводах этот декалог расширяется и углубляется, детализируется, дополняется новыми положениями.
   Здесь уместно обратить внимание читателя на то обстоятельство, что Декалог Моисея не является его личным произведением. Александр Мень48: "В Священной Истории... приводится так называемый Малый Обрядовый Кодекс. Он состоит из 12 заповедей. По мнению Роули и других историков, этот кодекс принадлежал мадианитянским поклонникам ЯГВЕ и был как бы символом веры Итро, тестя Моисея. [В Законе Моисея он фигурирует] под названинием Декалог, или Скрижали Завета. Формулировки Декалога напоминают [один из текстов] Книги Мёртвых и свидетельствуют о том, что автор знаком с Египтом". Это
  является, кстати, ещё одним аргументом в пользу высказанного выше утверждения о трёх источниках веры Моисея, одним из которых является египетский.
   Настоящее название древнеегипетской "Книги мёртвого человека", или "Книги Мёртвых" - "Изречения выхода в день"5. Основной целью этой книги было помочь умершему египтянину благополучно преодолеть все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с богом Ра на солнечной барке вновь вернуться к жизни в нетленном теле на вечной плодородной земле в окружении близких. Согласно верованиям древних египтян, в Нефер-Аменти (Прекрасный Запад), располагавшемся (в проекции на Землю) в районе Фив, посреди Озера Правды находилось основное рабочее место бога Осириса, владыки загробного мира. Здесь он судил мёртвых, здесь на посмертном суде в зале Двух Истин решалась окончательная судьба покойного. Во время этой процедуры на одну чашу весов клали перо - символ богини Маат, воплощавшей истину, справедливость и мировой порядок, на другую - сердце прибывшего мертвеца. Если ответчик вёл честную жизнь, то обе чаши оставались уравновешенными. Особый интерес представляет 125-я гл. Книги, в которой описывается суд Осириса над умершим. На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи (даю её в сокращении): "Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не.. исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист". Согласитесь, это очень напоминает библейский Декалог, только если в последнем бог наставляет, то в Книге Мёртвых умерший доказывает, что он не совершал всех перечисляемых им мерзких деяний.
   Вернёмся к своду законов Моисея. Ниже я представлю в обобщённой форме предусмотренные им предписания и запреты, представляющие, на мой взгляд, интерес для современного читателя. Я решил сделать это и по следующим двум причинам: во-первых, не каждый человек, далёкий от религии, может заставить себя прочесть соответствующие библейские тексты; а во-вторых, в библии предписания и запреты конкретного характера не систематизированы, но разбросаны по разным главам и стихам, что осложняет восприятие законодательной системы Моисея в виде целостной картины.
   Итак, все предписания и запреты, встречаемые в книгах Исход, Левит, Второзаконие, можно разделить на группы, которым я дал современные названия:
  1. Организация судебной системы и порядок судопроизводства.
  2. Религиозного характера (в них, преимущественно, речь идёт о вопросах священнослужения, видах и содержании жертвоприношений, о причинах "нечистоты" и снятии её, о праздниках и другое).
  3. Здоровое питание и здравоохранение.
  4. Гражданский кодекс: неприкосновенность частной собственности, права женщин.
  5. Уголовный кодекс (убийства, воровство, преступления на сексуальной почве).
  6. Трудовой кодекс (о регулировании отношений в сфере труда).
  7. Морального характера.
   Организации судебной системы и судопроизводства я касался в разделе, посвящённом Итро, и в данном разделе (см. выше). Рассматривать вопросы религиозного характера в рамках данной книги мне представлялось нецелесообразным, ибо они слишком специфичны и требуют специальной подготовки для их восприятия.
   Предписания или запреты, касающиеся здорового питания, выглядят следующим образом. Перечень животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу: верблюд, даман (разновидность зайца), заяц, свинья, черепаха. Животные, мясо которых можно употреблять в пищу, то есть "кошерные" ("кошер" - подходящий, верный, ивр.; слово "трефа" является противоположным по значению понятию "кошер"), жуют жвачку и имеют раздвоенные копыта. Жвачкой называются маленькие шарики пережёванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, то есть возвращается в рот и вновь пережёвывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.
   Нельзя употреблять в пищу пресмыкающихся. Из морских или речных рыб нельзя употреблять в пищу тех, у которых нет плавников и чешуи. К разрешённой относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба.
   Перечень птиц, мясо которых нельзя употреблять в пищу: аист, баклан, ворон, гриф, ибис, коршун, орёл, пеликан, сип, сова, сокол, страус, сыч, удод, филин, цапля, чайка, ястреб.
   Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (первый письменный вариант Устного Закона иврим, конец II - начало III в. н. э.) утверждает, что "птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой". К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепёлки и индюки; на практике, однако, едят в основном кур, индеек и уток. Животные и птицы, считающиеся кошерными, могут оказаться некошерными, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов.
   Всё, что соприкоснётся с "нечистыми" животными, рыбами, птицами (сосуд, мешок, печь, предметы одежды, кожа человека, другое), также становится "нечистым", и должно быть очищено с помощью водных ванн в течение
  двенадцати часов, либо уничтожено. Есть мясо не запрещённых к употреблению животных или птиц можно, предварительно выпустив из них кровь, и то лишь в течение первых двух дней после их забоя. На третий день несъеденное мясо должно быть сожжено. В соответствии с кашрутом, еврейскими законами об употреблении пищи, для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Категорически запрещается есть кровь животных и птиц. "Кровь есть душа; не ешь же души" (Второзаконие 12:23). По мнению американского врача Дона Кольберта36, рекомендации Ветхого Завета не употреблять в пищу свинину или мясо зайца, дамана, "рыбу без чешуи" (крабов, креветок) "...обусловлено высоким содержанием в этих продуктах арахидоновой кислоты, которая приводит к образованию жиров, [в том числе] сатурированных, предрасполагающих к [различным] заболеваниям". По этой же причине, видимо, запрещается есть воловий, овечий, козий тук (тугоплавкий жир). Обращают на себя внимание повторяющиеся в библейском тексте настоятельные предписания сочетать жертвоприношения с приёмом в пищу значительных количеств мяса. Оказывается, это не случайно: животный белок ближе по аминокислотному составу к белкам человека, чем растительные белки, а поэтому он лучше усваивается для построения тела, для наращивания физической силы. Мясо положительно воздействует на жизненный тонус, половую функцию, мотивации человека и его эмоции. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не позволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов: на страницах Пятикнижия часто встречается наставление "Не вари козлёнка в молоке матери".
   Предписания по охране здоровья членов общины касаются раннего выявления больных с кожными (проказа, опухолевые образования, включая фурункулёз, лишаи, изъязвления, пятнистая сыпь, облысение очагового характера) заболеваниями и с заболеваниями, характеризующимися "истечением из плоти" слизи и крови (Левит 13-15). Речь идёт не столько о терапии этих больных, сколько о мерах, которых следует придерживаться в случаях контакта с "нечистыми", а также контакта со всем, что находилось в соприкосновении с ними. Фактически, мы сталкиваемся с основами профилактической медицины древнего мира. Осмотр членов общины, подозрительных на наличие у них какого-то опасного для окружающих заболевания, возлагался на священников - они, видимо, играли роль лекарей, имея для этого специальную подготовку подобно египетским жрецам. Осмотр проводился в динамике (ещё дважды с перерывами в семь дней) в целях снижения риска ошибочной диагностики. При установлении диагноза проказы больной должен был быть изолирован (жить вне стана), ходить закутанным с головы до ног "и кричать: нечист! нечист!" (Левит 13:46), а его одежда, предметы личного и бытового характера сожжены. Лечебные мероприятия ограничивались кругом водных процедур, а также специальным священнослужением по снятию "нечистоты". Изоляция больных с менее опасными для окружающих заболеваниями осуществлялась на месте их проживания и сохранялась до выздоровления. Заканчивается же данный раздел книги Левит (15:31) призывом: "Ограждайте же сынов Исраэйлевых от нечистоты их, дабы не умерли они...".
   Защита собственности является одной из центральных в моисеевом законодательстве. В Библии излагается целая серия соответствующих предписаний и уложений. В частности: хищение, утрата доверенного имущества; хищение, утрата доверенного скота, гибель его; уничтожение посевов и виноградников по вине конкретного человека или принадлежащими ему животными - наказываются (после рассмотрения в суде) наложением штрафа, чаще в двойном размере в сравнении с реальной стоимостью утраченной хозяином собственности. Израильтянин, обнаруживший заблудившихся быка, овцу, осла, другую потерянную собственность единоверца, должен сделать всё, чтобы возвратить её хозяину. Израильтянину, который оказался в винограднике своего близкого, разрешается есть виноград без ограничений, но уносить его с собой в корзине нельзя; если он находится на поле соседа, то может обрывать колосья рукой, чтобы унести с собой, но не серпом.
   Важнейшим является закон о запрете на продажу земли: "Земля не может быть продаваема навеки... Во всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли" (Левит 25:23-24). Если бывший хозяин так и не найдёт средств для выкупа своей заложенной земли, то в "юбилейный", 50-й, год её нужно возвратить ему, либо его наследникам. Если проданный дом, находящийся в пределах городской черты, можно выкупать лишь в течение года с момента его продажи, то сельский дом, стоящий на земле, использующейся для хозяйственной деятельности, - независимо от срока давности его продажи. Этим гарантировалось исключение земли из товарооборота, закрепление её за семьёй, за родом, коленом.
   Этой же цели служит и следующее предписание: если у умершего нет сына, то надел его должен быть переведен дочери, если нет дочери, то братьям его, если нет братьев, то братьям отца его, если и их нет, то ближайшему
  родственнику. Всякая дочь, наследующая надел своего отца, должна стать женой одного из мужчин того же колена, чтобы земля оставалась собственностью этого колена. Если из двух жён, любимой и нелюбимой, первенца родит нелюбимая, то при распределении наследства сын нелюбимой жены обладает правами на двойную часть имения по праву первородства. В этом же законе можно усмотреть и стремление автора защитить права женщины-матери.
   Есть и другие предписания и запреты, касающиеся защиты прав женщины:
  - обольщение девственницы влечёт за собой женитьбу на ней, или уплату денежной компенсации (по желанию её отца);
  - если мужчина изнасиловал необручённую девственницу, то он должен жениться на ней, а отцу выплатить 50 серебреников в качестве компенсации;
  - в течение одной недели после окончания месячных или родов запрещается подходить к женщине с целью вступления с ней в сексуальные отношения;
  - в случае начала военных действий освобождается от участия в них мужчина, который только накануне "обручился с женщиной, и не взял её... Молодой муж да увеселяет жену свою" (Второзаконие 20:7, 24:5);
  - если среди пленных окажется женщина, понравившаяся тому, в чьей власти она оказалась, он должен дать ей возможность в течение месяца оплакать своих близких, и лишь потом овладеть ею; если в последующем он не захочет оставить её в качестве своей жены, то должен отпустить на свободу - превращать её в рабыню, или продавать запрещено;
  - если у мужчины возникнет неприязненное отношение к молодой жене, и он начнёт распускать слухи, что она не была девственницей, и это окажется ложью, то, по решению старейшин, он должен заплатить её отцу 100 серебреников в качестве компенсации за оскорбление семьи, причём, без права развестись с ней;
  - если израильтянин, в силу сложившихся обстоятельств, например, в качестве уплаты долга, отдал свою дочь другому израильтянину, то хозяин вправе "назначить" её для себя, женившись на ней, либо для сына (в последнем случае, он должен относиться к ней "по праву дочерей"); если женившись, он затем разочаруется в ней и возьмёт другую женщину, то эту, первую, не должен лишать пищи, одежды и "сожития" с ней. В противном случае, он обязан вернуть её в семью отца без всякого выкупа - продать её чужому народу он не властен. Женщина-израильтянка не может быть рабыней.
   Концепция ценности человеческой жизни является одной из важнейших в иудаизме. Это прослеживается и на примерах "уголовного кодекса" Моисея. Многие положения его могут показаться сегодняшнему читателю крайне суровыми, неадекватно жестокими. Но следует помнить, что жизнь человеческая рассматривается в иудаизме как дар бога, как творение бога - как следствие, лишение одним человеком жизни другого, даже нанесение ущерба жизни есть преступление против Создателя. В то же время, данный круг законов предусматривает достаточно объективное рассмотрение каждого конкретного случая, связанного с гибелью или увечьем человека. Перечислим их:
  - гибель человека от неожиданного нападения быка, ранее вполне мирного, влечёт за собой наказание в форме уничтожения быка без права использования хозяином в пищу его мяса; если агрессивность животного была известна, но
  хозяин ничего не предпринял, чтобы оградить людей от опасности, и трагедия произошла, то и хозяин, и бык приговариваются к смерти побитием их камнями;
  - в случае членовредительства действует известный принцип "глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу и т.п.";
  - в случае рукоприкладства, приведшего к временной утрате трудоспособности, виновный наказывается уплатой штрафа в размере, соответствующем числу дней нетрудоспособности пострадавшего (эта сумма определяется судьёй) плюс оплата лечения;
  - рукоприкладство в отношении беременной женщины, приведшее к выкидышу, наказывается выкупом в размере, определённом её мужем;
  - умышленное убийство, похищение человека и продажа его, превращение в раба израильтянина ("брата") караются смертью;
   - рукоприкладство, и даже злословие, в отношении отца и матери караются смертью ("уважай старца, вставай, приветствуя его");
  - родители имеют право пожаловаться старейшинам на непокорство или пьянство своего сына, что может стать причиной вынесения ему смертного приговора в форме побития камнями;
  - израильтяне, поселенцы, пришельцы, совершившие неумышленное убийство, имеют право до суда укрываться от мстителей в городах-убежищах; в то же время, удар железным предметом, камнем, деревянным орудием, даже рукой, приведший к смерти, если не будет доказано, что обвиняемый в убийстве нанёс его случайно (например, бросил камень, не предполагая, что где-то рядом находится человек), считается умышленным убийством, которое карается смертью. И тут же: "Не враждуй с братом, не мсти и не храни злобы на сынов своего народа".
   Караются смертью ряд преступлений неуголовных, относящихся, скорее, к сфере религиозной или близкой к ней:
  - знахарство, ворожба, колдовство, жертвоприношение языческим богам;
  - скотоложство, мужской и женский гомосексуализм ("это мерзость..."). В связи с этим же, запрещается женщине носить мужскую одежду, а мужчине женскую, "ибо мерзок... всякий, делающий это" (Второзаконие 22:5).
   Преступления на сексуальной почве, либо сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, противоречащие заповедям бога:
  - осквернение собственной дочери, развратные действия с ней караются смертью обоих;
  - обольщение, совращение обручённой женщины наказывается смертью обоих;
  - изнасилование обручённой женщины в городе, где она могла звать на помощь, но не сделала этого, наказывается смертью обоих;
  - за прелюбодеяние с замужней женщиной, с женой отца или брата, со снохою, одновременно с женой и матерью её, с сестрой, с тёткой своей смерть обоим;
  - молодая жена, не оказавшаяся девственницей, судом приговаривается к смерти побитием камнями.
   "Всякий человек, осуждённый на смерть, не может быть выкуплен" (Левит 27:29), но казнённый по приговору должен быть к вечеру погребён.
   Ряд положений касается регулирования трудовых отношений между работником и работодателем:
  - не задерживай заработка наёмного рабочего даже на одну ночь;
  - не делай неправды в измерении, в весе и в мере [при расчёте].., не обирай ближнего.., не притесняй пришельца..; соблюдай права неимущих;
  - израильтянина, оказавшегося в зависимости, запрещается превращать в раба - он может быть использован лишь как наёмный рабочий или поселенец; использовать в этом качестве его можно лишь в течение шести лет, а на седьмом году - отпустить со всей его семьёй, наделив скотом и едой. "А над братьями вашими, сынами Исраэйлевыми, никто да не властвует" (Левит 25:46). Если пришелец или поселенец достиг достатка, и израильтянин оказался в рабской зависимости от него, то кто-то из единоверцев обязан его выкупить, и использовать в качестве наёмного рабочего, чтобы тот имел возможность расплатиться за выкуп из рабства.
   Встречается в библейском тексте ряд законов, касающихся рабовладения, и защиты прав рабов:
  - покупать рабов следует только у соседних народов, либо у поселенцев-инородцев;
  - если бык нанесёт вред здоровью раба (забодает его), то хозяин должен выплатить [семье раба] компенсацию в размере 30 шекелей серебром;
  - если хозяин нанёс вред здоровью раба (рабыни), то обязан отпустить их на волю;
  - за убийство собственного раба хозяин несёт наказание, характер которого определяет суд;
  - запрещено выдавать беглого раба, который ищет защиты у израильтянина, господину его, оставив в своём доме.
   Ряд предписаний, угодных богу, относятся к сфере человеческой морали. Вот они.
  - Не оставайся равнодушным к крови ближнего... "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит 19:19).
  - Деньги, данные в долг бедняку, не облагай процентом, а взятую в залог одежду возврати ему до захода солнца ("Не бери в залог одежды вдовы", Второзаконие 24:17).
  - Собирая жатву, виноград, маслины, край поля, виноградника, масличного сада оставь бедному и пришельцу.
  - "К концу трёх лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих, Дабы пришёл лейвит.., и пришелец, и сирота, и вдова.., и ели и насыщались" (Второзаконие 14:28-29).
  - На седьмом году оставляй поле, виноградник, сад необработанными, чтобы всем, что там вырастет, могли воспользоваться неимущие.
  - "К концу седьмого года делай... прощение... долга ближнему своему и брату своему... Не будет у тебя нищего... не сожми руки твоей пред нищим братом твоим" (Второзаконие 15:1-4, 7).
  - "Освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её..; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый к семье своей" (Левит 25:10).
   Cводом законов Моисея, и это легко видно при его прочтении, предусмотрены все основные жизненные ситуации, могущие возникнуть не только в условиях кочевья, но и оседлой жизни. Отсюда и появившиеся в тексте поля пшеницы, виноградники, оливковые деревья, дома, наделы земли и так далее. Несомненно, законы писались в расчёте на обретение израильтянами своей земли. Многие положения кодекса Моисея имеют гуманитарный характер. Пусть в зачаточной форме, но в этих законах закреплены ряд прав женщин, наёмных рабочих и рабов; со ссылкой на авторитет бога сформулированы предписания и запреты, целью которых является облегчить жизнь бедняков, неимущего населения, "...ибо не переведётся нуждающийся на земле" (Второзаконие 15:11). Консолидация народа, сохранение семьи - вот важнейшие ориентиры кодекса. Законы Моисея можно рассматривать и как "декларацию равенства..: все израильтяне равны перед богом, а потому равны перед законом" (Пол Джонсон22). Не случайно, кто-то из библеистов назвал Моисея первым демократом. Я сознательно отказался от анализа собственно свода законов, ограничившись их систематизацией, предоставив читателю самому делать выводы о законодательной системе Моисея, большинство положений которой остаются актуальными и для современного общества.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) LitaWolf "Враг мой. Академия Блонвур 2"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) О.Островская "Владычица Эббона"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"