Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@ Смерть Моисея. Из книги За обещанной землёй. Литература

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   "Трагедия Моисея, лишённого возможности завершить начатое им великое дело, описана в последней книге Пятикнижия - Второзаконии. Резко отличающаяся от других книг как по стилю, так и по духу (написана значительно позже эпопеи Исхода), она с композиционной точки зрения представляет собой блестящий эпилог рассказа о жизни и деятельности Моисея. Это завещание вождя, который с некоторой горечью подводит итог своей деятельности,
  перечисляет успехи и неудачи, сопутствовавшие почти непосильной миссии" (Электронная еврейская энциклопедия). Что можно добавить к этой характеристике последней части Пятикнижия Моисея? Она читается на одном дыхании. Каждая её фраза, не соглашусь с авторами приведенного выше абзаца, полна не "некоторой горечью", но болью, болью от сознания конца драматически прожитой жизни - в отрыве от семьи, в отрыве от родины, в обстановке неприязни и даже ненависти людей, ради которых он пожертвовал всем, включая свободу распоряжаться самим собой. Но главное, от понимания тщетности всех своих усилий воспитать народ в духе заповедей Создателя: "Я знаю, после смерти моей вы наверное развратитесь и уклонитесь от пути, который я указал вам, и постигнут вас бедствия в будущем" (Второзаконие 31:29). От тех видений будущего, которое ожидает "народ этот": "...рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить божествам иным... Но и между теми народами не успокоишься ты, а даст Господь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть (на волоске).., и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. И возвратит тебя Господь в Египет, и будете продаваться там врагам вашим в рабы и рабыни, но не будет покупателя" (Второзаконие 28:64-69). Что эти слова, как ни крик души? Но не этими словами закончил своё последнее обращение к израильтянам Моисей: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь... Крепись и мужайся, не бойся, не страшись, ибо Господь с тобой" (Второзаконие 30:6, 19).
   Как я уже отметил выше, книга Второзаконие резко отличается от остальных четырёх книг Пятикнижия возвышенным проповедническим стилем, сходным с писаниями пророков VII-VI веков. Александр Мень48: "Содержание ее передавалось в устной и письменной форме левитами и священниками северных колен, группировавшихся вокруг Силома и Сихема. После падения Самарии в 721 году книга... была привезена в Иерусалим и спрятана в Храме. В 622 году царь Иосия неожиданно нашёл ее и сделал законом для всего Израиля (4 Цар 22:8)".
   Ранее я приводил объяснение бога своему решению не допустить Аарона и Моисея в Кынаан (эпизод с добыванием воды из скалы). Наверняка, у него имелись и другие причины недовольства ими. Не будем обсуждать поступки бога. "И говорил Господь Моше... так: Взойди на эту гору Ааварим, гору Ныво, что в земле Моавитской, которая против Йирихо, и обозри землю Кынаанскую... И умри на горе" (Второзаконие 32:49-50). Гора Ныво, более известная как Нево, имеет и третье название - Фасги. Эту гору отождествляют с горной вершиной, находящейся: либо в 10 км от Есевона (моавитский город царя Сихона, располагавшийся в 25-30 км на восток от устья Иордана); либо "против Бэйт-Пыора" (моавитский город Беф-Фегор в русскоязычной транскрипции); либо в 20 км к востоку от северной оконечности Мёртвого моря и в 32 км к северу от реки Арнон.
   Замечу, что "Моше был ста двадцати лет, когда умер он: не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его" (Второзаконие 34:5-7). Он вполне мог бы продолжить руководство общиной израильтян и далее - ведь впереди было ещё немало трудностей. Но существует на этот счёт и иная точка зрения. Ахад ГаАм7: "...Почему умер пророк, не сподобившись счастья самому завершить своё дело? Как известно, предание не даёт достаточно удовлетворительного ответа на этот вопрос. Но оно как бы инстинктивно угадало, что так и должно быть. Когда настаёт момент воплотить идеал в жизнь, пророк не может стоять во главе народа и вынужден уступить своё место другому. Ибо с этого момента начинается новая эпоха, в которой нет места пророку, - эпоха уступок и компромиссов, лежащих в основе борьбы за существование, и в конце концов действительность получает другую форму, отличную от той, которая представлялась пророку в его видениях. Ему поэтому гораздо легче умереть в пустыне, чем жить и видеть это своими глазами... А он, пророк, верою жил, верою и умер. Всё зло жизни, которое он видел на своём веку, не было в состоянии окончательно лишить его надежды на будущее и затмить блеск идеала, который светил ему издали. Он умер после того, как закончил своё дело и выполнил всё то, что было возложено на него; после того, как он вынес тяжесть жизни и весь век свой твёрдо стоял, как скала среди моря, не уклоняясь в сторону и не склоняя своей главы пред бушующими волнами, стремившимися сдвинуть его с места...".
   Григорий Нисский53: "У Моисея и конец... жизни совершился словом Господним. История называет это кончиной, за которой не следует погребение, не насыпают могильного холма. Ибо... кто всю жизнь преуспевал в нетлении, тот, конечно, не приемлет в себя никакого тления. Кто действительно создан по образу Бога, и не изменил в себе ни одной Божественной черты, тот... во всём соответствует первообразу, нетлением, неизменяемостью и отсутствием всякой примеси порока украшая свою душу".
   Смерть Моисея окружена завесой непроницаемой тайны: "И умер Моше, раб Божий, в земле Моавитской, по слову Господню.., и никто не знает погребения его до сего дня" (Второзаконие 34:5-6). Рабби Йеhуда hа Наси, составитель Мишны, считает, что эти последние, скупые, строки вписаны в Книгу не самим Моисеем, а Иисусом Навином уже после его смерти. Иосиф Флавий72 так описывает последний час Моисея: "Когда он отправился туда, где ему было положено умереть, вся толпа народная с плачем последовала за ним. Тогда Моисей знаком руки остановил [их]... Лишь старейшины, первосвященник Елеазар и военачальник Иисус [Навин] ещё сопровождали его. Когда же Моисей достиг вершины горы.., то отпустил и старейшин. Затем он обнял Елеазара и Иисуса, и, пока ещё говорил с ними, его вдруг окружила туча, и он скрылся в каком-то ущелье".
   А вот как представлена кончина Моисея французским писателем и учёным Эдуардом Шюре77 (1841-1929) в его книге "Великие посвящённые" (впервые опубликована в 1914 году): "Когда Моисей привёл свой народ к Ханаану, он почувствовал, что дело его завершилось... и, призвав Ангела смерти.., поднялся на гору Нево, сопровождаемый Иисусом [Навином] и двумя левитами... Во время своего пребывания в пещере горы Нево, по мере того, как дух его
  освобождался от земного праха, он провидел будущее: он видел измены Израиля; анархии..; его Книгу, искажённую и непонятую... И тогда это львиное сердце вспыхнуло ещё раз великой яростью: разгневанный на свой народ, Моисей призвал на него возмездие Элоима. Он поднял свою отяжелевшую руку, и Иисус Навин, и левиты, окружавшие его, услыхали с ужасом следующие слова, исходившие из уст умиравшего пророка: "Израиль предал своего Бога, да будет он рассеян по всем четырём концам света!" ...после этих пророческих слов Моисей испустил дух". Этот финал более соответствует характеру Моисея, да и тексту его завещания, часть которого я цитировал выше.
   И действительно, мог ли такой человек, как Моисей, смириться с приговором бога не позволить ему войти в Землю Обетованную? С одной стороны, ему нельзя отказать в болезненной скромности, но с другой, согласно Мидрашу, он честолюбив: стремился, якобы, основать свою династию, во время освящения скинии Завета выполнял функции первосвященника (в присутствии Аарона), в течение сорока лет жизни в пустыне считался царём Израиля, а перед смертью просил у бога сохранить за ним эти два титула и передать их в наследство его потомству - в чём бог, правда, ему отказал. Аггада даёт описание, буквально, мольбы оисея отвести от него уготованную ему смерть и дать перейти реку Иордан. Бог отвергает её, и тогда Моисей обращается к небу и земле, солнцу и луне, звёздам и планетам, горам и холмам, морям и рекам с просьбой заступиться за него перед богом, но все они находят отговорки, чтобы уклониться от этой миссии.
   Франц Верфель18 (1890-1945), один из зачинателей экспрессионизма в немецкой литературе, взяв за основу данный аггадический сюжет, почти в апокалиптической форме описывает события, связанные со смертью Моисея: "Моисей, увидев со своей горы, что постановление суда о нём принято, возложил на себя вретище и пепел, очертил небольшой круг, встал в середину его и сказал: "Не сойду с этого места, пока решение не будет отменено!" И возносил великие мольбы и сетования, так что твердь небесная и основы творения были потрясены и поколеблены... говорил Моисей Богу: "Господин и царь мира, Ты избрал меня, чтобы я учил твой народ, не тайна для Тебя мои усилия и мой труд. Я делал всё это и с утешением думал: "Как видел я их в пустыне в скитаниях и муках, так увижу их в обладании и в счастье!"... Господин мой, не разбивай во мне свою скрижаль, где сказано Тобой: "Не обижай наёмника, бедного и нищего"... И работнику Моисею должна же быть награда за сорокалетние труды!.. Господи, царь мой, если уж не дашь Ты мне войти в страну Израиль и не могу я остаться здесь, на этой горе, бедным угольщиком, то позволь мне жить как зверю в лесу, бегать рысцой окрест, жевать траву и пить из водоёмов! Я только жить хочу, дышать и наслаждаться миром!"... Моисей грыз землю, катался по траве и рычал: "Хочу быть птицей, летать по всем четырём сторонам неба и вечернею зарёй усталый возвращаться в своё гнездо! А если и это воспретишь, - пусть буду чахлой травой на берегу или недвижимым камнем в ущелье, лишь дай мне жить!" И сказал Бог своё Слово: "Довольно!"... И настал час его умирания... и небесный голос возвестил..: "Не бойся, я сам займусь тобой и твоим погребением"... поцеловал Бог Моисея, и отнял поцелуем душу с его уст".
   Жуткое впечатление производит этот текст, и как-то не вяжется он с мужественным образом Моисея. Францем Верфелем нарисован портрет свихнувшегося пред лицом смерти человека, но не Моисея. И мне непонятны мотивы, которыми руководствовался автор, рисуя эту неприглядную картину разрушения великой личности. Но, противореча самому себе, в конце он всё же, повторюсь, пишет: "поцеловал Бог Моисея, и отнял поцелуем душу с его уст". Такого благоволения бога удостаиваются лишь избранные им.
   Об этом же можно прочесть в талмудическом трактате Бава Батра 17а: умирая, Моисей удостоился поцелуя самого Бога. Александр Мень46: "Буквально текст во Втор 34:5-6 может быть переведен так: "ЯГВЕ похоронил его"". ЯГВЕ сам позаботился о Моисее в смертный его час, отнял у него жизнь своим целованием и сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидался момента власти над Моше: ему не достаётся его добыча. В присутствии
  архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе Моше), Гавриила (набрасывающего виссон на его голову) и ещё одного ангела (накрывающего его ноги) Бог сам вынимает душу Моисея (талмудическая литература: Дебарим рабба, 6 и II; Недарим 39в). Спор Михаила архангела с Сатаной о теле Моисея, описанный в иудейском апокрифе "Вознесение Моисея"6 (датируется предположительно началом I в. до н. э. - вскоре после смерти царя Ирода Великого; в наиболее полном виде сохранился в единственной рукописи на латинском языке), упомянут и в новозаветной литературе (Послание Иуды 1:9). В апокрифическом "Житии святого пророка Моисея"24 также встречаем упоминание об этом: "При кончине его <Моисея> был архистратиг Михаил, архистратиг силы Господней. И вот Дьявол бесстыдный злокозненный оказался тут. И спорил он о теле Моисея, поскольку совершил, дескать, тот убийство египтянина, и некоторые другие обвинения облыжно возводил. Ему же отвечал архистратиг Михаил: "Запрещает тебе [это] Господь, вселукавый Дьявол". Ибо не смел Михаил, архистратиг силы Господней, неправедно осудить Моисея... И тотчас исчез хитрец... Потому и не знали сыны израилевы о теле <Моисея> даже и до сего дня".
   А. П. Лопухин42: "Место погребения великого Моисея могло стать в глазах евреев особенно священным, сделавшись впоследствии предметом суеверного или даже идолопоклоннического почитания, и поэтому оно от смертных скрыто". Иудейский апокриф "Вознесение Моисея"6 даёт нам в поэтической форме представление о месте захоронения Моисея: "Когда услышал Иисус [Навин] слова Моисея, записанные в писании его, и всё, что предрёк он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним. И сказал Иисус: "Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твоё из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в своё время, есть могилы свои на земле, твоя же могила - от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона [от юга до севера] - весь мир есть могила твоя, господин мой"".
   Иосиф Флавий72: "...в священных книгах [Моисей] сам упомянул о своей смерти, из опасения, как бы люди не вздумали утверждать, будто бы он, вследствие особенной любви к нему со стороны Господа Бога, был взят прямо на небо". В талмудическом трактате Недарим, 38а, однако, высказывается мнение, что Моисей на самом деле не умер, и продолжает служить богу, как некогда на горе Хорив. В Новом Завете мы находим свидетельство о том, что Моисей жив и здравствует: "И вот, явились им Моисей и Илия (пророк Илья - В. П.), с Ним беседующие" (Евангелие от Матфея 17:3). Библия не говорит, когда именно это произошло: в какой-то момент после своей смерти Моисей был воскрешён и взят на небо, откуда он вместе с пророком Илией сошёл на гору Тавор для встречи с Иисусом Христом и поддержания его перед исполнением важной миссии спасения человечества. В христианском рассказе о преображении Иисуса Христа Моисей как свидетель мессии представляет "Закон", а Илия - пророческую линию Ветхого Завета. Согласно легенды, в момент смерти Моисея пророк Илья находился рядом с ним на горе Нево. С этого места ангелы вознесли его на огненной колеснице для встречи с Моисеем уже на небе.
   Сергей Аверинцев1 в работе "Моисей", со ссылкой на Гемару, трактат Сота 14а, пишет: "По преданию, люди "нечестивого царствия", т. е. римляне, разделившись на два отряда, искали могилу Моисея, но те, кто был на холме, видели её в долине, а те, кто был в долине, - на холме". Далеко не все уверовали в чудесное воскресение Моисея: одни искали его могилу, другие - земное объяснение её отсутствию. Самое драматическое из них: Моисей не умер своей смертью, а "во время бунта израильских идолопоклонников на стоянке в Моаве был убит и похоронен в общей могиле" (Зиновий Косидовский37). Главный аргумент: накануне своей смерти он был в ясной памяти, в добром здравии. Иосиф Флавий72: "...вообще они (израильтяне - В. П.) считали для себя полезным быть более самостоятельными и освободиться от тирании Моисея, которую они сносили лишь в силу благодарности за освобождение их от египетского ига". Версии об убийстве Моисея кем-то из его окружения придерживался Зигмунд Фрейд73: "Вероятно, [израильтянам] было нелегко отличить образ человека Моисея от образа его Бога.., поклонение которому было [им] навязано; и чувства их не обманывали, так как Моисей в характере своего Бога мог запечатлеть черты своей собственной личности - такие как вспыльчивый нрав и непреклонность. И если они действительно однажды убили своего великого человека, то лишь повторяли преступление, совершённое в древние времена и направленное, вопреки закону, против божественного царя". Гипотеза о насильственной смерти Моисея вошла и в художественную литературу. Современный израильский писатель Борис Клейман31 в своём романе "Modus vivendi" описывает ужасную картину суда над Моисееем, происходящего накануне долгожданного перехода израильтян через Иордан. В роли судьи и палача - его ученик и наследник Иисус Навин: ""А тебя, учитель, придётся бросить здесь. Убивать я тебя не буду. Ты не враг мой. Время твоё истекло. А ты не можешь этого понять. Ты умрёшь сам... Я - слово Бога!" Бен Нун повернул копьё лезвием вниз.., проткнул ступню сидящего на камне старика... [и] навалился на копьё всем телом. Хриплый булькающий крик вырвался из горла Моисея... Нуний выдернул копьё и пронзил вторую ступню. "А народу мы скажем, что похоронили тебя в долине"... Старик упал на четвереньки... "Ты похож на льва, старого, беспомощного льва, изгнанного умирать. Вот и умирай здесь. А мы уходим". Нуний повелительно махнул кистью руки, и все быстрым шагом направились к краю вершины"...
   И всё же, потомки не могли смириться с мыслью о насильственной смерти человека, роль которого в становлении их как народа, в приобщении к великой религии, в обретении земли не просто велика - огромна. Особенность человеческой памяти - хранить доброе, и забывать дурное. И спасибо человеческой памяти.
  
  Эпилог
  
   Густой туман рассеялся, и он увидел себя сидящим у входа в пещеру на самом краю площадки, круто обрывающейся вниз. Солнце близилось к закату, и буквально на его глазах уходило за песчаные дюны где-то в районе Беер-Шебы. Внизу, примерно в тысяче локтей от него, неожиданно обострившимся зрением он заметил группу священников, несущих Ковчег Завета в направлении к Иордану, а следом за ними всю общину, растянувшуюся вдоль берега. Едва священники вошли в реку, как вода, текущая сверху, остановилась, а текущая в Солёное море стала на глазах иссякать. Часть священников тут же образовала коридор, и люди по обнажённому дну, не торопясь, ведя за собою скот,
  пересекли Иордан, растекаясь по иерихонской равнине на земле Кынаана.
   Память постепенно возвращалась к нему, но понять, как он очутился в этом недоступном для человека месте, он не мог. Перед его глазами возникла толпа плачущих женщин, следующих за ним по тропинке на вершину Нево, и старающихся напоследок прикоснуться пальцами к краям его одежды. Затем он увидел себя поднимающимся в гору, Йыошуа и Элеэйзера, осторожно поддерживающих его с обеих сторон, хотя в этом и не было никакой нужды. А что было дальше?
   А дальше - эта тесная полоска розового гранита перед чёрным пятном входа в пещеру. Неожиданно солнечный луч почти по прямой проник в неё, разрезав мрак на две равные части, и исчез в глубине. Стало сумрачно и прохладно. Моисей, неловко согнувшись, заглянул вниз - и тут же выпрямил спину: прямо под площадкой угрожающе темнели выступы скалы. Стало страшно. "Не очень ты похож на умирающего", - подумал он, и улыбнулся своей мысли. Он знал, что это должно вот-вот произойти, но он не знал, как и в какой момент. И всё же, упасть вниз не очень хотелось, и он решил заползти внутрь пещеры, где, наверное, было потеплее. Странно, его не беспокоила возможность наткнуться в пещере на лежбище змей, или какой-нибудь другой опасной твари. Вход в пещеру был достаточно узок, и Моисей, чтобы не ушибиться головой о свод, буквально вполз в неё, отодвинувшись от края на несколько метров. Каменное основание оказалось неожиданно тёплым, и он вытянулся во всю длину своего мощного тела, подложив под голову оказавшийся рядом плоский и гладкий камень. Согревшись, он, видимо, задремал, ибо, проснувшись, не сразу понял, где он находится.
   Чувство неясной тревоги заставило Моисея осторожно приподняться со своего ложа и осмотреться. Дав глазам привыкнуть к неведомо откуда взявшемуся бледному зыбкому неровному свету, Моисей разглядел и сам источник его: это был огонь, напоминающий колеблющийся свет свечи,
  исходивший из глубины пещеры. Язычок пламени то приближался, то отдалялся от него, то менял свой цвет с бледно-оранжевого на любимый Моисеем сиреневый, словно приглашая за собой. На удивление, пещера оказалась достаточно большой, в ней можно было смело подняться в полный рост. Вначале осторожно, а затем всё смелее Моисей двинулся за своим "поводырём" туда, куда не проникал ещё его глаз. Чем дальше он шёл, тем ровнее становились стены, оказавшиеся полированным чёрным базальтом, тем явственней стали различаться вдоль стен фигуры египетских воинов с копьями в руках, высеченные из цельного камня. Он оставался один, но ему стали чудиться знакомые тени тех, кого он знал в своей жизни. В небольшой группе, стоявших у возникшего и уходящего влево коридора, он узнал Сети, Рамсеса и Мернептаха, чуть в стороне от них свою мать Фермуфис. Вдруг ему показалось, что кто-то прикоснулся к его плечу. Он знал и любил это прикосновение - Циппора. Но ведь она была среди провожавших его женщин, как она оказалась здесь? Наверно, это душа её - догнала, чтобы попрощаться. Спасибо тебе, жена. А капля света всё увлекала и увлекала его вперёд, и вниз, и вглубь камня по коридору, которому, казалось, не было конца. Это была дорога смерти страны Кемет.
  
  Список литературных источников
  
  Пять книг Торы. Текст сверен с рукописью и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордыхаем Брое- ром. Русский перевод Давида Йосифона. Мосад Арав Кук. Иерусалим, 1978
  
  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заве- та. Канонические. В Русском Переводе. InterMedia Services Ltd., 1994
  
  Мидраши (полный текст всех частей Пятикнижия Моисея)
  http://jhistory.nfurman.com/traditions/midrash015.htm http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy
  
  Электронная еврейская энциклопедия. www.eleven.co.il
  
  Названия книг Пятикнижия Моисея в русскоязычной и ив- ритской транскрипциях:
  
  Бытие - Бырэйшит
  Исход - Шемот
  Левит - Ваикра
  Числа - Бымидбар
  Второзаконие - Дыварим
  
  
  1. Сергей С. Аверинцев Моисей/ Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева. Т 2. М., 2000
  
  2. Айзек Азимов. Египтяне. От древней цивилизации до на- ших дней. М., ЗАО Центрполиграф, 2004
  
  3. Айзек Азимов. Путеводитель по библии. Ветхий завет. М., ЗАО Центрполиграф, 2005
  
  4. С. Альдред. Египтяне - великие строители пирамид /Пер.
  с англ. М. К. Якушиной. М., ЗАО Центрполиграф, 2004.
  
  5. Эрнест Альфред, Уоллис Бадж. Египетская книга мёрт-
  вых. М., ЗАО "Центрполиграф", 2006 http://www.universalinternetlibrary.ru/book/ekm-papirus/1.shtm
  
  6. Апокрифические апокалипсисы. Вознесение Моисея. Пе-
  ревод выполнен по изданию: Е.- М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, Э 19, 1970. http://www.krotov.info/acts/01/joseph/apok_02.html
  
  7. Ахад ГаАм. Моисей (hheblit.org/text.php?ge=publicist&ac=agam&tc=agam01)
  
  8. Эфраим Баух. Пустыня внемлет богу. М., ОАО Радуга, 2002
  
  9. Эмиль Бенвенист. Словарь индоевропейских социальных терминов. Букинистическое издание. Прогресс, Универси- тет, 1995
  
  10. Жан Бло. Моисей. СПб., Блиц, 2001
  
  11. Д. Брестед, Б. Тураев. История Древнего Египта. Мн.: Харвест, 2003
  
  12. Г. Бругш. "Всё о Египте". М., Золотой век, 2000
  
  13. А. С. Васильев. Шасу новоегипетских источников: к во- просу об идентификации / Древний Восток и античный мир. М., 1998
  
  14. Домокош Варга. Древний Восток. Будапешт, Корвина, 1979
  
  15. Юлиус Велльгаузен. Введение в историю Израиля. Гл.
  IV Жрецы и левиты. Перевод с немецкого Н. М. Никольско- го, 1909. http://www.svob.narod.ru/bibl/vellg01.htm
  
  16. Вениамин, Епископ Владивостокский и Приморский. Священная Библейская История Ветхого Завета. http://lib.eparhia saratov.ru/books/03v/veniamin1/biblehistory
  
  17. Жан Веркуттер. Древний Египет (Университетская биб- лиотека). М., АСТ Астрель, 2004
  
  18. Франц Верфель (Franz Werfel). Смерть Моисея. 1914. Пер. Анатолия Кантора. http://www.beth.ru/werfel/moses.htm
  
  19. В. П. Вихлянцев. Тематический библейский словарь. М., Зеркало, 1998 http://www.biblicalstudies.ru/books.html#BS
  
  20. Кристиан Дерош-Ноблькур. "Жизнь на земле фараонов". Курьер Юнеско, 10, Октябрь, 1988
  
  21. Андрей Десницкий. Моисей: испытание возвращением.
  http://www.ntv.ru/gordon/archive/2062
  
  22. Пол Джонсон. Популярная история евреев. М., Вече, 2000
  
  23. Иван Ефремов. На краю Ойкумены. М., Правда, 1988
  
  24. Житие святого пророка Моисея. Сказание бытия его. Апокриф о Моисее. http://www.old-rus.narod.ru/03-46.html
  
  25. Жития святых. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya
  
  26. Исторический словарь. http://mirslovarei.com
  
  27. История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих ци- вилизаций. Под ред. И. М. Дьяконова. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., Наука, 1988
  
  28. Рабби Шломо Ицхаки (РАШИ). Пятикнижие с толкова- нием. Книга Имена (Шмот). Швут Ами. Иерусалим, 2006
  
  29. Вернер Келлер. Библия как история. Пер. с англ. Блейз А. М., Крон-Пресс, 1998
  
  30. Р. Кларк. Священные традиции Древнего Египта. М., Фа- ир-Пресс, 2002
  
  31. Борис Клейман. Modus vivendi. Иерусалим, 2001
  
  32. В. В. Клименко. Климат и история от Конфуция до Му- хаммада. Восток, 2000, Љ1
  
  33. Книга Юбилеев. Введение и русский перевод проф. прот.
  А. Смирнова. Казань, 1895 http://www.krotov.info/library/bible/comm3
  
  34. Александр Кобринский. Решение коренных вопросов со- временной библеистики. В кн. Новая парадигма. Беер-Яков, 1995
  
  35. Александр Кобринский. Анатомия рунического знака. В кн. Иберийские тождества. Антология языка и культуры. Изд. ЭРА. Иерусалим - Москва, 2007
  
  36. Дон Кольберт. Библейские принципы здорового питания (What would Jesus Eat). Триада, 2006
  
  37. Зиновий Косидовский. Библейские сказания. М., Полит. Литература, 1968
  
  38. Самюэль Крамер. Шумеры: первая цивилизация на Зем- ле. М., 2002.
  
  39. Краткая географическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред. А. А. Григорьев М., Советская энциклопедия, 1960
  
  40. И. А. Лапис. Новые данные о гиксосском владычестве в Египте. Вестник Древней Истории, 1958, Љ3 http://kladina.narod.ru/lapis/lapis.htm
  
  41. С. А. Левинштам. Библейская энциклопедия на иврите. Иерусалим, 1950-1972 гг., т. 3, стр. 754
  
  42. А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на
  все книги Святого Писания Ветхого и Нового Заветов. http://www.lopbible.narod.ru/exo/0.htm
  
  43. А. Е. Любарев. Анализ Библии. http://www.hronos.km.ru/statii/iskhod.html
  
  44. Томас Манн. Иосиф и его братья. М., Правда, 1991
  
  45. П. Ф. Мельников. Место и функции символов власти в традиционном обществе (на примере скипетра). http://www.mrunar.narod.ru/forge/palo-2.html
  
  46. Протоиерей Александр Мень. Исагогика. Ветхий Завет. Фонд имени Александра Меня, 2003
  
  47. Протоиерей Александр Мень. Ветхозаветные пророки. Ленинград. Советский писатель, 1991
  
  48. Протоиерей Александр Мень. История религии: В пои- сках пути, истины и жизни. М., Форум-Инфра-М", 1997 http://www.lib.ru/HRISTIAN/MEN/2__tom.txt
  
  49. Барбара Мертц. Древний Египет. М., ЗАО Центрполи- граф, 2004
  
  50. Леннарт Мёллер. Дело об Исходе. http://nbad.narod.ru/exodus_case
  
  51. Шмуэль Мушник. Очерки о земле Израиля. http://www.machanaim.org/history/in_israel.htm
  
  52. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. 1891, репринт 1990. http://www.biblicalstudies.ru/books.html#BS
  
  53. Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя, или
  о совершенстве в добродетели. Антология. Восточные От-
  цы и учители Церкви IV века. Том II. МФТИ, 2000 http://www.krotov.info/library/g/nissky/moisey.htm
  
  54. Валентина Новомирова. Гиксоcы. Свiтло на сходi, 1998
  
  55. А. А. Опарин. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина. Харьков, Факт, 2000. http://nauka.bible.com.ua/exodus
  
  56. А. А. Опарин. Религии мира и Библия. Часть IV, "Я есмь путь, истина и жизнь". Харьков, Факт, 2001 http://nauka.bible.com.ua/religion/rel4-01.htm
  
  57. Е. А. Пасыпкин. Военное искусство Древнего Египта. СПб., 1901
  
  58. Б. Б. Пиотровский. Современное состояние изучения до- династического Египта. Проблемы истории докапиталисти- ческих обществ, 1934, Љ 7 - 8
  
  59. Антон Платов. Славянские руны: два века исследований. В кн.: Варвары. Сборник статей по истории древнего мира
  и средневековой Европы. М., Метагалактика, 1999
  
  60. Антон Платов. Славянские руны. http://xpomo.com/ruskolan/liter/slav_runes.htm
  
  61. Зелиг Плискин. "Расти, изучая Тору". Цит. Ефим Майда- ник. Калейдоскоп (Израиль), 3.01.2002
  
  62. Дж. Э. Райт. Библейская археология. G. Ernest Wright. Bi- blical Archaeology, Philadelphia, 1960. Перевод с английского А. Чех. http://enoth.narod.ru/Bible/Wright_03.htm
  
  63. И. В. Рак. Египетская мифология. М., Терра, 2004
  
  64. Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопе- дия Брокгауза. Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn
  
  65. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы исто-рии. М., Политиздат, 1987
  
  66. В. В. Сорокин. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. http://www.bible-center.ru/book/context/
  
  67. Страбон. География. Перевод Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Книга XVI, Ч. 2. Л., 1964.
  
  68. Х. Тадмор и Р. Надель. Библейский период. В кн. Очерк истории еврейского народа. Биб-ка Алия. Иерусалим, 1994
  
  69. Игорь Торик. География Исхода. 2006 http://www.torick.com/static/art_exodus.php
  
  70. А. Б. Тураев. История Древнего Востока. Мн., Харвест, 2004
  
  71. Иосиф Флафий. Против Апиона. I, 14. М - Иерусалим, 1994.
  
  72. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В переводе на рус- ский язык с древнегреческого Г. Генкеля (1900), с примеча- ниями переводчика, а также со стилистическими правками, уточнениями, исправлениями и комментариями издателей (Г. Довгяло, В. Федосик). Библиотека "Вехи", 2002
  
  73. Зигмунд Фрэйд. Моисей и монотеизм. Библиотека Гу- мер. http://www.gumer.info
  
  74. Г. Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок. Пер. с английского, М., 1956
  
  75. А. С. Четверухин. "Проблемы исследования раннего Египта" (послесловие к книге У. Б. Эмери "Архаический Египет". СПб, Серия "Александрийская библиотека", ИТД "Летний Сад", 2001
  
  76. В. А. Шнирельман. Происхождение скотоводства. М., 1980
  
  77. Эдуард Шюре. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий. Книга четвёртая "Моисей". Перевод Е. Писаревой. Второе исправленное издание. Калуга: Типография Губерн- ской Земской Управы, 1914 (www.psylib.ukrweb.net/books/shure01/index.htm)
  
  78. У. Б. Эмери. Архаический Египет. СПб, Серия "Алексан- дрийская библиотека", ИТД "Летний Сад", 2001
  
  79. Адольф Эрман. Государство, армия и общество Древне- го Египта (Life in Ancient Egypt - Жизнь в Древнем Египте). М., Центрполиграф, 2006
  
  80. Foldes L. (ed.) Viehwirtschaft und Hirtenkultur. Etnographi- sche Studien. Budapest, 1969
  
  81. Glasеr, Skizze. Geschichte und Geographie Arabiens von den altesteh Zeiten bis zum Propheten Muhammad. Berlin, 1890.
  
  82. W. C. Hayes. A papyrus of the late Middle Kingdom in the Brooklyn Museum, 1950.
  
  83. J. Leciejewski. О runah i runicznych pomnikach slowian- skich. Lwow, 1906
  
  84. W. M. F. Petrie. Prehistoric Egypt. L., 1920; Manuel d'ar- chéologi égyptienne, t.1, P., 1953
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"