Панарин Сергей Васильевич: другие произведения.

Кто как сочиняет? Опыт авторов Си

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
  • Аннотация:
    Разные авторы Самиздата о собственных рецептах работы над текстами.
    Комментирование - только под регистрацией.


Данный файл, возможно, будет интересен тем авторам, кто хочет «сверить часы» с другими авторами.
В своём дневничке я задал вопрос коллегам, как кто привык сочинять, и для затравки сам ответил на этот вопрос.
Здесь мы не касаемся качества написанного, идейности, гражданственности или, допустим, сферы приложения (фантастика, реализм), интересует именно «процедура», «организация труда». Рецепты индивидуальны, но дают пищу к размышлению над собственным способом писать.

Вы тоже наверняка задумываетесь над нижеследующими вопросами. Если хотите, поделитесь в комментариях своим опытом.

Пишете ли вы план или всё происходит спонтанно?
Составляете ли какие-то этюды-портреты героев, ведёте ли записную книжку с какими-то штришочками, идейками, мыслишками?
Садитесь ли за работу, только когда замысел полностью созреет, или творите «от завязки», «от эпизода», «от героя»?

Что касается меня:
— всегда есть пополняемый файл с «досье» на каждого героя (таблица),
— файл с фишками, намётками, идейками, именами, забавными топонимами кусочками описаний, диалогов и т. д., всё это сортируется по темам (например, княжества, скоморохи, штрихи второстепенным героям, потенциальные эпиграфы и т. д.
— есть записные книжки...

А ещё есть лист формата А3, который лежит дома перед монитором — я использую этот лист как стену или доску для спонтанно возникших и срочных записей, сейчас, например, на нём:
— пароль от моей странички в «Городе мастеров»,
— запись «Сальери так не любил молодого коллегу, что называл его Чмоцарт»,
— запись «Отвечает Дима Гоге: мы с тобою демагоги»,
— телефон моей бывшей классной учительницы,
— записи «Нефертити шопой!!!», «отговорка по Фрейду», «Рабочий тащит пуль и мёд. Сейчас он stupid boy»,
— объявление: «Товарищество „Вкусъ и цветъ” заявляет об отсутствии учредителей», и, наконец, памятка «Найти в сети записи балалаечника Михаила Рожкова». Кстати, обалденен.

Остальное завалено всякими книгами/дисками. Лень раздвигать.

О плане vs спонтанность. Как правило, у меня есть примерный, очень примерный план опорных событий. Интересно вести героев по контрольным точкам этого плана, а также удивляться, чего это они никак не хотят действовать по плану. Таким образом, играют обе, казалось бы, взаимоисключающие фишки — и план, и наитие.

Да, и ещё. Стараюсь не садиться за написание, пока не поверю, что дело стоит труда и обязательно будет доведено до конца. Хотя пара недостроев за мной числится, хе-хе...


Ваша очередь приоткрывать дверь в собственную авторскую кухню.
(Далее идут выдержки из комментариев с сохранением авторской сетевой речи, пунктуации и проч-проч-проч...)



Джулия Лэмберт
Идейки, наметки, фразочки — фиксируются.
План поэпизодно — обязательно. Хуже того — чтобы описать эпизод, моему организму необходимо «увидеть мультик», детальный и со звуком.
А начинается в голове все по-разному — иногда с героя, иногда с эпизода, иногда с ситуации.


Странникс Иных Земель
Все всегда начинается с образа — в этом я не оригинален. Иногда отправной точкой служит картина, иногда — музыкальное произведение, иногда — просто фраза или даже слово. Так или иначе, рождается образ, а от него уже пошла свистопляска.
Я работаю практически без плана, у меня есть ряд ключевых эпизодов, от одного к другому действие может идти совершенно невероятным образом. Однако часто я пишу произведение в виде в виде скетчей-раскадровок: краткий план с детальным описанием тех самых ключевых сцен: в таком качестве у меня лежат с пол дюжины романов
☺ На столе — так же всегда лист бумаги, исписанный всякими разными вещами. Сейчас — с несколькими авторскими понятиями, нужными для работы, цитатой из Будды, несколькими словами из толкового словаря Даля (я переодически просматриваю его для расширения словарного запаса), наметка на диалог:
— Что может быть лучше светлого завтра?
— Светлое сегодня.
— Нет. Этого быть никак не может.
Ну и некоторые мысли по читаемому сейчас Драйзеру.


КОШКА
пишу в последнее время, выстраивая сюжет заранее — в мозгу
но начаться может с чего угодно: один малюсенький текстик, например, вылез из фразы «час с четвертью», возникшей вдруг ниоткуда
образы... это песня особая
ща!
...когда я закончил «Бешеных псов», и мне нужно было срочно распечатать рукопись, все друзья, которые обычно это делали для меня бесплатно, оказались заняты. Тогда я взял у подружки компьютер. Это был самый допотопный компьютер в мире, надо было сразу же распечатывать написанную страницу. Это размывало мою теорию, что для творчества достаточно пера в руке, и привело к тому, что мои герои стали спорить между собой о цветах их костюмов. Они продолжали спорить, а мне ничего не оставалось, как только записывать их реплики. И это было просто великолепно!
Приходят ко мне люди и говорят: «Ты пишешь замечательные диалоги». Но я чувствую себя мошенником, принимая их похвалы. Это мои герои написали эти диалоги, а я просто спровоцировал их и законспектировал то, что они говорили.

мои герои ведут себя аналогично — ну то есть как хотят
и вполне могут даже изменить основной сюжет, бывало и такое
под рукой всегда блокнот — имя им легион, и валяются они по всему дому и по всем сумкам
в блокнотах — только какие-то удачные фразочки, интересные определения, пароли, явки, телефоны и прочая мелочь
например, последняя запись в блокноте у компа: а.л. — 40 тыс. зн. с проб.
попадаются чьи-нибудь сверхумные мысли, но это редко
вот как-то так... :)
но вообще, глобально я «смотрю кино» и просто записываю то, что вижу

вспомнила, почитывая коммы...
одну штучку («Ничего личного») и писала, и собирала по кусочкам
конец, например, был написан сразу после первого эпизода
но этот текст от начала до конца «сделанный» — все сюжетные перепетии были известны задолго до собственно написания


Чернышева Ната
Я никогда не задумывалась о том, КАК я пишу.

Оно приходит само и практически не оставляет мне выбора. но Странникс прав — вначале рождается образ. Эмоция. Мир.

Миры рождаются мгновенно в одной яркой вспышке. Сразу. Со всей своей историей, предысторией и финалом. Именно поэтому мои ранние рассказы мало кому нравились — сжать огромную Вселенную в 20К конкурсного потолка очень сложно. Краткость — сестра таланта, да, но с нею можно перестараться. И тогда текст становится чужим и непонятным не только читателю, но и самому автору.

раньше я записывала все в тетрадки, а потом переписывала — и это был скучный однообразный процесс. с появлением компьютера дело пошло веселее. Еще веселее стало ,когда мне подарили наладонник — покет пс. Это настоящий компьютер только маленький. И записывать туда все мысли, заготовки, диалоги ,идеи — легко ,просто и доступно в любое время дня и ночи. Все, что требуется — это не забыть в какую папку что положено.
Но как правило я стараюсь сразу писать хорошо, чтоб потом не переписывать сотни раз. Получается не всегда ,но уж если получается...

мне нравятся непослушные миры. Те, которые живут сами по себе. Те, которые сопротивляются моей воле изо всех сил. Они упорно отрицают все мои попытки наставить их на путь истинный. Они бунтуют. Они живут. Без меня. Я — только проводник, только рассказчик, автор. Инструмент,с помощью которого мир рассказывает о себе. вот хочу допустим, чтобы Паша и Маша поженились. А они жениться не хотят! Мало того — начинают ненавидеть друг друга. Ну что с ними сделаешь? Обломаешь — текст получится картонным. Пустишь на самотек — текст получится безобразным. Надо обосновывать. Уточнять. ПОЧЕМУ Паша и Маша не хотят жить вместе!
вот это «почему» — и есть самое, пожалуй, главное в текстах. По крайней мере, для меня.
Понять созданный моей же мыслью мир.

Из-за этого мне трудно строить текст по рамочкам и главам.
Вот пишу-пишу. Потом вдруг — как я люблю это внезапное «вдруг»! — выясняется, что надо бы написать пару глав о том, что было ДО того, о чем сейчас я пишу. возвращаюсь, правлю ,дописываю эти главы. Возвращаюсь снова на тот момент ,с которого отвлеклась. Пишу-пишу. И вдруг! выясняется, что надо снова вернуться к началу и написать еще одно начало — еще пару глав ДО той отправной точки, с которой начинался текст. А это здорово меняет все — и героев и их мотивации и поступки и даже, бывает, сам финал.
Я пробовала составлять временные шкалы, цепочку событий, даты. Помогает плохо.
Эти бесконечные рекурсии в прошлое очень утомляют. В какой-то момент понимаешь, что мир разбивается на два романа — один о том, что было ДО, другой о том, что есть СЕЙЧАС. Начинаешь писать первый, а тот опять делится, как амеба. На ДО и СЕЙЧАС. Утомляет.

это от того, что чаще всего первым у меня рождается финал. Именно финальная сцена, образ, даже фраза. А потом как бы вспоминаешь все то, что было ДО. До финала.
иногда это трудно, иногда легко. почти всегда — интересно. и никогда — скучно!
Интересно узнавать другие миры. Они ведь и похожи на наш и не похожи.

а что касается идеи рассказа... Если есть мир, будет и идея. Идея, даже самая хорошая,но без своего собственного внутреннего мира выливается в плохие рассказы.
по крайней мере, у меня.


Бояндин Константин
«Возвращайтесь на творческую кухню, там у вас молоко убегает...»
Образы приходят извне, ощущаются как поток (обычно плохо структурированный), часто оформляются в виде сновидений.

Писать приступаю (переношу в читабельную форму) по завершении формирования. Несколько раз писал, вовсе без плана и чёткого понимания (кривая вывезет). Интуиция не обманывала — вывозило.

Из внешних носителей:
— листки бумаги и ручка: у рабочего места
— диктофон — когда в пути. Включил, сказал, мысль фиксирована.

Если нужно ваять в комфорте, что храню в удалённом репозитории (Subversion, SVN). Если нет такой возможности, но есть Сеть — то в Google Docs пишу рабочие фрагменты. Если нет Сети — то в текстовом режиме (точнее, в TeX — LyX).

Имена, взаимоотношения и пр. обычно ищутся контекстным поиском.

Последовательность написания — обычно от начала к концу. позже бывают вставки или, наоборот изъятия. Кусочно-гнездовой метод в целом не понравился, слишком много швов потом накладывать.

По окончании работы и минимальной чистки блох отставляю работу на месяц-полтора, потом первая вычитка. Потом снова на 2-3 месяца в сторону и снова вычитка. Малую форму вычитываю чаще и скорее, да там и чистить меньше.

Всё идёт единым потоком — готовый образ произведения. Как образ сформировался, сажусь и переписываю в электронный вид.

Вспомогательные материалы:
— перекрёстные ссылки на другие произведения (герои, события, сущности)
— скрижали (ранее это был ватман, на который записывалось всё, что ни приходит в голову, теперь в основном файл)

Собственно, вот всё описание творческого процесса. По окончании работы над, произведение откладывается в сторону, потом распечатывается и не менее чем через месяц начинаются вычитки. Интервал между последовательными вычитками не менее трёх месяцев.

Понятно, что короткие работы "доводить" до конечного состояния проще, там обычно такого временного интервала не нужно.

Во время активной работы над своими произведениями не читаю никаких работ других авторов.

Примерно так.


Мушинский Олег
«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Не совсем так. План есть, но он не у меня, а у главных персонажей. Вот задумали они подвиг/злодейство, а я подглядываю и записываю. Этакий фантастический папарацци. :)
А так, я пишу «от мира». Вначале мир, где все происходит, потом что и с кем там может происходить. На героев составляю описание, но краткое. Иначе есть риск, что герой останется в мозгу у меня, а не уйдет на бумагу. Поэтому, вводя героя, делаю описание, и это описание потом отслеживаю вместо досье.
Рабочий файл, конечно, есть. Собираю туда эпизоды, заметки про мир и героев, технические выкладки. Бывает, рабочий файл по объему не уступает произведению. (улыбка) Вот из последнего целую статью вычленил. (еще одна улыбка) Всю историю сразу до финала не продумываю, но, когда сажусь, общая примерная картина в голове уже есть. Я ведь знаю, кто что затевает, и чем это может для него закончится.



Михаил Рашевский (ака Мых)

Я, коли у меня возникает задумка, в обязательном порядке записываю её в особую тетрадь, где у меня «кучкуются все задумки». Исключение — миниатюры, которые могут возникнуть «враз», как заметка в блог. Ну а рассказы, а тем паче повести — обязательно сначала расписываю на бумаге. Следом за задумкой делаю расэпизодку или, на худой конец, детальное описание того, что надумал написать. Это не факт, что именно так и будет написано. А уж потом, когда приходит вдохновение или её тень, сажусь писать. Тетрадь открыта на нужной странице, а пишу уже «от головы», лишь сверяясь иногда с планом.
К сожалению, не имею привычки записывать спонтанные потенциальные задумки, которые возникают в пути, на работе, в трёпе. А бывают просто гениальные вещи! Но они забываются (с памятью у меня траблы) — и не воплощаются.
Некоторые задумки «вынашиваются» в тетради годами. Ждут своего и только своего настроя.


Добрый
Идея — прежде всего. Под нее сами собой находятся персонажи, которые ей подходят. И плана никакого нет, а благодаря им — идет все словно по плану :)
Ничего нигде не коспектирую (почти), все держу в голове и жду, когда «созреет».


Сорокин Александр Викторович
А у меня по разному бывает.
Прозу я начал писать менее 5 лет назад. А вот стишки лет с 17. Был правда перерыв с 22-х до 40-ка, во время которого бывали всплески, 1-2 раза в год, а то и в пять. Кстати, количество видимо перешло в качество, бо как получались они получше чем те, что я бывало по 5 штук в день выдавал...
А стихи, они приходят порой просто как слово: встретилось, всплыло в памяти, услышалось мельком и... И начинается вокруг него накручиваться, облекать, вырастать и жить.
И глядишь к вечеру, через день, через неделю — стих садишься и пишешь. Потом правда над ним поработать надо, чистая техника оставется.
С рассказами сложнее. Для меня нужен стимул. По сути, все что написал — написано на конкурсы. При этом, что важно, практически всегда в последний момент — едва вычитать успеваешь. Цейтнот мобилизует. Без него у меня написан, пожалуй лишь один рассказ. И что странно, он конкурс выиграл.
А был рассказ, который родился из фразы, что пришла в голову в автобусе по дороге на работу. Как со стихом вышло. Весь день она в голове вертелась, какие-то наметки возникли, а вечером за 3,5 часа накатал рассказ (печатаю я очень медлено) в 23 кБ. И отправил почти не вычитывая — дедлайн нависал.

Короче, по разному бывает. Но лень побеждает. Нужен стимул серьезный, чтобы заставить себя писать. К тому же сейчас и писать негде: дома практически нельзя, а на работе — работа мешает. Да БД-шный в 12 Кб писал три дня на работе урывками.
А еще мне нравится над написанным работать. Резать его немилосердно. Кое-чего жаль оставлять за бортом, но многое отринутое явно повышает качество. Как у Юлиана Семенова было правило: при правке каждая страница сокращалась минимум на 7 строк.
Записных книжек не веду. Сюжеты нигде не записываю. Мелочи, характеристики, нюансы, фразы — практически всегда спонтанны. И не всегда финал выходит задуманным, частенько все заканчивается неожиданным для меня образом.


Ксения Лебонд
А я никаких конспектов не веду, даже шпор на экзамены не пишу — лень :)
Что касается творчества, то всё держу в голове — сюжет, героев, кульминацию, концовку. Видимо, в голове у меня ещё много свободного места :)))
Часто по ходу написания приходят идеи, что-то добавляю, меняю, но никогда основательно не переделывала уже готовое произведение.


Датыщев Владимир
Пишу от начала и до конца) Если героев слишком много — выписываю каждого (все детали с пометками «написано» и «еще не написано» персонажа), делаю глоссарии для каждого мира (география, боги, обычаи...)
Вариант старого глоссария на Мир Материка можно увидеть вот здесь (долгое время не обновлялся, потому как лениво): глоссарий.
Сюжет не прорабатываю полностью, потому что на любом этапе герои начинают жить собственной жизнью, а я просто записываю)
Хотя, со временем, все же удается склонить своих целлюлозно-бумажных подопечных к необходимому действию и финалу)


Свиньин Игорь
Из чего рождается замысел? Бывает, что из настроения, бывает из случайной фразы или образа, подсмотренного в фильме. Сначала рождается название, затем концовка и небольшие куски сюжета.
Чтобы не потерять и не забыть, стараюсь все записать в файл или на листочке, коих скопился уже целый культурный слой. Разобрать руки не доходят.
Часто отложенные до поры сюжеты и идейки встраиваются друг в друга, взаимно дополняя. Со временем сюжеты меняются до неузнаваемости. Акценты и точки зрения — вплоть до противоположных.
Что касается непосредственно работы над текстом:
Наперво пишется даже не скелет — так, отдельные фрагменты. Заметки, идейки, эпизодики и характеристики героев складываю в том же файле что и текст. Только в конце. Эпизодики и отдельные зарисовки сразу расставляю в хронологическом порядке. А по мере написания они сами на место встраиваются.
Наперво пишу очень быстро и все что придет в голову. Местами полный бред. Это как заготовка. Схема действий и диалогов.
Когда готов кусок килограмм на двадцать, начинаю его править. В итоге текст распухает примерно вдвое.
По организации хранения:
В РС на рабочем столе лежит папка — «произведения».
В ней папки «готовое», «рассказы», «крупное», «материалы», «архив», «мусор».
В «готовом» отдельные папки для каждого произведения, а в них сами тексты в разных форматах, архивный файл с историей рассылки по издательствам, тексты писем, и прочее.
В «материалах» все, что наскреб в паутине по мере работы над текстами.
Имея печальный опыт общения с компьютерами, регулярно копирую всю папку «произведения» в другой раздел жесткого диска и на флэшку.
Не люблю писать в тишине. Музыка отгораживает от окружающего шума и настраивает на нужный лад.


Комментарии, добавленные после публикации данной статьи-обзора.


Ляпота Елена Михайловна
Рождение моих рассказов происходит в два этапа: сначала появляется мысль о какой-то ситуации, которая кажется мне интересной. Потом прорисовывается образ героя (или героев). Начинаю развивать события (в голове), параллельно формируется окружающий героя мир.
Потом начинаю писать — не делаю никаких заметок или черновиков — всё в голове. Хотя иногда жалею, поскольку в процессе обдумывания рождаются гениальнейшие фразы и диалоги, которые потом никогда больше не всплывают.
Пишу текст до середины, создаю антураж — потом перечитываю, исправляю ошибки, обдумываю нюансы. Обычно после этого меня «осеняет» та самая МЫСЛЬ, которая и делает соль произведения. Герой нередко предстаёт в ином свете, мир тоже меняется. Вношу соответствующие правки — и дописываю произведение.
Не люблю продумывать образ героя сразу до конца. Всегда играю с ним в «встречаю по одёжке — провожаю по уму», иначе самой становится неинтересно. На каком-то этапе останавливаюсь и анализирую его поступки (словно это — посторонний человек), делаю выводы, какая у меня получается личность, а затем уж стараюсь показать всё то лучшее (или худшее), на что он способен.
Обязательно вставляю в рассказ философскую мысль. Иногда из-за этой мысли ломается финал — однако без этого произведение кажется мне пустым.
Когда пишу — вокруг обязательно должно быть тихо, поэтому пишу, в основном ночью.


Светлана Рыжкова
Стихи — лирика, юмор — чаще всего приходят на ум вдруг — это эмоция, звук, наблюдение, событие, настроение. И здесь важно написать именно быстро — пока ещё горячо.Технику уже потом можно довести до ума.
Другое дело, когда хочется написать про конкретного человека — тогда за основу берется какая-то особая черта характера, внешности — и пошлО нанизываться вокруг этого дела. Под этот характер подбирается подходящий ритм, размер, внутренняя мелодия. Тогда, конечно, стих пишется дольше. Откладываю, опять возвращаюсь, пока не пойму — вот, попала в точку — вот так я его (её) вижу, вот так эта личность для меня звучит.

Прозу — здесь опыта ещё меньше, но обычно всё-таки идея ведёт за собой. В маленьких миниатюрках — вижу начало и конец, и характер, конечно в общих чертах. Середина заполняется постепенно. Как дОлжно закончить текст — это порою важнее, чем как начать. Поэтому часто начало уже написано, а над концовкой приходится думать.

Отдельно хочу сказать про работу в соавторстве. Это интересно, и никто вроде бы таким опытом ещё не поделился.Сейчас работаем в паре. Соавтор — ведущий. Основная идея и канва его. Ваша покорная слуга — ведомый, моя задача — конкретная героиня и ситуация вокруг неё. Согласовываем взаимотношения героев, обсуждаем весь сюжет вдвоем. Во всем остальном — абсолютная свобода. Получается диалог двух авторов в процессе создания текста. Иногда один из авторов прописывает ситуацию совсем не так, как предполагает другой. И — это новый интересный поворот и развитие сюжета. Основное правило работы в нашей паре — не препятствовать другому, не диктовать своих жёстких условий, не «перетягивать одеяло на себя».
Пока получается.

Подручные средства — текстовый файл с тезисами и готовыми фразочками. В ящике стола — тетрадка. В сумке — ежедневник («моя голова» — как называю).Потому что мысль иногда приходит в транспорте — надо срочно записать. Вот помню недавно накатала листа три в ежедневнике, пока стояла в очередь в Фонд соц.страхования с отчетом за квартал (больные мы люди!!)
И вот ещё — это ВАЖНО! Когда работаю на месте, уже конкретно серьёзно довожу до ума текст (или стих) — включаю подходящую музыку. Ту, которая соответствует настроению автора в тексте. Это помогает «раствориться в теме».


Даймар Сонни
Ну, если это интересно.
В одном из первых рассказов Д.С. есть такой диалог:

— Но почему твои произведения созданы в стиле комикса?
— Ты думаешь, мы живём в реальном мире? Нет. Это мир комикса и фаст-фуда. Смешной и жалкий мир. Мир попкорна и плоских мыслей. Я всего лишь описываю окружающую нас реальность, находясь за её гранью.
— Но как ты выстраиваешь эти конструкции?
— Я не знаю. — Даймара улыбнулась. — Просто пишу. Без плана. Без размышлений.
Иногда достаточно хаотично. Я не придумываю парадоксы специально. Осознание написанного приходит мгновением позже.

«Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало» © П. Клее


Ковалевская Елена Александровна
Основная идея приходит обычно, когда я занимаюсь какими-нибудь домашними делами, когда руки заняты, а голова свободна. Она возникает обычно из какой-нибудь фразы или передачи, которую я, например, мельком зацепила, пробегая мимо телевизора или разговора услышанного вчера. А бывает и от погоды за окном. Вроде как раз и какая-то картинка нарисовалась. Такие возникающие спонтанно вещи я стараюсь записывать, поэтому компьютер у меня чаще всего включен, а если же нет, то бегу до ближайшего листа и ручки, ну на худой конец карандаша. Потом все такие идейки я заношу в папочку и складирую на компе.
Начиная придумывать что-нибудь, я обязательно должна понять: чем хочу все закончить, а потом между этими вот двумя точками создаю так называемый скелет. Постепенно он обрастает мышцами — идеями и поворотами сюжета, что-то сдвигается, что-то добавляется или наоборот убирается.
Окончательные штрихи сюжета мне приходят, как ни странно через пяток минут, как только я наконец-то плюхнулась спать. Я лежу еще пару минут, соображая: уйдет ли картинка или не уйдет, а потом чаще всего не выдерживаю, подскакиваю и начинаю строчить фразы или наброски на кусок главы. К подобным выкрутасам своего мозга я уже привыкла, поэтому, ложась спать, всегда оставляю радом с диваном стопку чистых листов, карандаш и настольную лампу, чтобы не включать основной свет. Большинство замечательных вариаций диалогов или поведения героев у меня так и получается.
Если я в пути, и мне пришла идея, я тут же стараюсь найти место поукромней и хватаюсь за телефон, чтобы надиктовать пришедшую мысль. Если на работе, то комп всегда под рукой.
Правда иногда приходится устраивать мозговые штурмы, когда я понимаю что у меня в произведении что-то не так. Самое главное разогнать всех из дома, а то вид меня моющей пол или окна и бормочущей при этом что-то себе под нос, а иногда с радостным воплем подбегающей к компу и отчаянно стучащей по клавишам вызывает у домашних оторопь и недоумение, смешанное с желанием вызвать психиатричку :))
Вот так в принципе в основном и происходит создание сюжета.
Кстати забыла добавить, что все написанные мною почекрушки складируются кучками на столе, а затем плавно перекладываются на подоконник и лежат там до востребования. Поэтому копаться или убираться в моей комнате на подоконнике домашним строжайше запрещено.


Сергей А. Емец
Если говорить о сочинительстве, как таковом — все, что я сочиняю, уходит в мусорную корзину, потому как пошло, плоско и неинтересно даже мне. Творчество — процесс иной, нежели сочинительство.
Как-то сидел за сочинением песни. Всю ночь, скурил все сигареты и выпил весь чай, пару раз едва не перепутав одно с другим. Законы гармонии и моя задумка здорово конфликтовали, и вместо песни получался какой-то беспомощный бред. В четыре часа утра я просто сел, перебирая струны, и в тридцать секунд мне пришло знание того, как разобраться с проблемными моментами. Задумка, обидевшись, ушла, — и туда ей и дорога.
Или вот вчера. Шел с работы — и текст пришел полностью. Забежал домой, не разуваясь, побежал к ноуту, записал, пока не забыл. Не редактировал практически, потому что все там прекрасно и так.
Вообще, склоняюсь к версии, что творческий человек — этакий локатор, приемник Божественного, пропущенного через ноосферу и пласт знаний, и на выходе дающий конечный результат. Процесс творения — он почти мистический, и должен быть сопряжен с эмоциями и интересом к происходящему. Сколько не составлял планов — все шли лесом, потому что герои начинали идти туда, куда хотелось им, а не туда, куда хотелось мне.
Образы — они разные. Но всегда единичные и непонятные, раскрывающиеся для меня в процессе написания чего-либо.
Сначала я сидел и пил кофе, общался с небезызвестным на СИ Ником Нилаком :) и другими интересными людьми. В итоге на вопрос «что есть время» я возьми и брякни — «Время — талый песок сквозь пальцы ребенка». Пришел домой, включил компьютер и из одной этой фразы родилась повесть, совершенно меня не спросив.
В общем, это спонтанный процесс, — но требующий очень нежного отношения и огромного труда.
Один раз не обратишь внимания — и все. Ушло. Потому стараюсь работать на голой интуиции. Потом только могу редактировать, — интуитивный подход не всегда дает необходимую миру внутреннюю логику :)


Читающая По Костям А.К.А.
Идеи берутся «от противного». С точным планом произведения не получилось, а вот хаотично — самое то.
Герои — а бес их знает, откуда они берутся. Крысюк вот из одной иллюстрации к конкурсу художников взялся.
Палий (персонаж) — это классический пример «смотрю в книгу, вижу фигу». Вместо затюканного добродушного идиота получилось хтоническое чмо. Зато у него есть корова.


Александр Парфе
Как зарождаются произведения... Интересная тема!
Лично у меня всё начинается с белой зависти или с протеста. Вот прочитаю дюжину хороших сказок хорошего автора — узавидуюсь весь, уревусь, вытру сопли, потом хватаю клаву и начинаю по ней яростно стучать. В другой раз прочитаю подряд два-три посредственных романа фэнтези, а на середине четвёртого романа псих берёт — да что же это такое! И это печатают?! (вот он протест — движущая сила!) И снова хватаю клаву... И с этого момента посредственное уже не читаю, беру что-то из хорошего, ранее читанного, чтобы поднять боевой дух. Герои и сам сюжет придумываются уже по ходу дела (честно!). Причём, что интересно, если начало не пошло, то произведение откладывается в сторону и может лежать не один год. Началу и названию уделяю огромное значение. «Как вы яхту назовёте...» Первый абзац могу писать не один день, писать, переписывать, удалять, править... Особенно важно первое предложение. Тут читателя надо как-то удивить, привлечь внимание, чтобы он не поставил книгу обратно на полку. Концовки не знаю никогда. Примерно знаю, кто из персонажей положительный, кто отрицательный, и только. Характеры постепенно сами прорисовываются, иногда даже плюс меняется на минус... вообще люблю это дело — плясать под дудку главных героев. :) «Перепитии» сюжета тоже выплывают сами собой, спонтанно. Так вот и работаю. Система малопродуктивная, надо сказать. Куча недописанного лежит пудовым грузом на плечах. Но тут есть и свой плюс. Многие произведения сейчас написаны на 60-80%. Однажды плотину ка-ак прорвёт... и на небосклоне объявится новый «плодовитый автор», который «выдаёт на гора по 10 книжек в год». Не иначе негров запрягает... :)
Файловая организация. Всё лежит в папке «Рукописи». Для каждого крупного произведения — отдельная папка; в ней один файл это сама рукопись, а второй с таким же названием, но с пометкой «сюжет» — содержит все накопительные мысли по сюжету. Здесь же ещё имеются вложенные папки «Архивы», «Рабочие материалы» и «Критика». В архивы время от времени копирую основной файл, проставляя этой копии номер по нарастающей, чтобы в случае отката восстановить первоначальный текст, который был до редактирования. В рабочие материалы складываю всё, что удалось нарыть в сети, там тоже могут быть вложенные папки. Особая радость — когда в папке «Критика» появляются отзывы первых читателей. Отбираю только те отзывы, которые реально должны изменить произведение. В конце дня вся папка «Рукописи» архивируется РАРом и сбрасывается на флэшку (раньше это были дискеты и CDRW-диски). Раз в месяц свежие копии произведений складируются в почтовом ящике где-нибудь на Яндексе или Рамблере. Механизм отработан чётко. Бывали случаи проблем с компом, но ни одной рукописи за всю жизнь я не потерял.
Блокнотов не держу. Всё ношу в голове, а в конце дня запихиваю в комп. Если вдруг рождается идея, сразу придумываю название произведения и в двух-трёх предложениях записываю эту идею в файл с таким же названием. Если название не придумывается, то и файл не создаётся. Из-за этого идеи, бывает, теряются. Что делать. Яхта не назвалась и не поплыла. :)


Павел Шэд
Не важно с чего все начинается, самое главное — чем все закончится.
Никогда не начинаю работать, если не знаю о чем будет последняя строка в произведении, то есть, пока не отвечу на вопрос: «А на кой черт все это надо?». Задумка и идея может возникнуть с чего угодно, с какой-нибудь фразы, действия, образа и оказаться в любом месте произведения, но только не в начале. Второй вопрос — «А с чего все началось?».
Когда возникает более-менее целостная глобальная картинка, возникает вопрос «Как они докатились до такой жизни?». Это уже и образы, и мир, и отношения, интриги, события, цель происходящего.
Единого подхода у меня нет, всегда работаю линейно, с первого эпизода и до последнего. Не могу я составлять текст из отрывков, потому что не знаю, чем займется мой персонаж на следующей строке. Для крупных произведений всегда веду хронограф, если события растянуты по времени, и справочник с особенностями персонажей и местности. Иногда рисую карты.
Единожды обломав все 32 зуба об гранит весьма специфического мира и его устройства, теперь достаточно легко выискиваю в задумках и изюминки, и подводные камни.
Записок никаких не держу — все в набранном виде на компе-флешке-ноутбуке. Единственное, когда работаю «пером» — это в электричке, для этих целей есть удобные блокноты и ручки (специально подбирал, иногда действительно тянет не постучать по клаве, а вывести что-то на бумаге).
Большую часть информации по тексту держу в голове, посему никогда не могу одновременно работать над несколькими проектами, а если уж переключаюсь от одного к другому, то потом требуется время, чтобы повернуть все вспять.

Как-то так...


Трубников Александр
Я уже третий роман пишу в программе yWriter. Там есть весь необходимый инструментарий — базы данных локаций, персонажей, деление на сцены, возможность быстро оценить весть проект в целом и перетасовать его составляющие.
Когда общий замысел романа вызревает, делаю примерный план и начинаю набивать то, что приходит в голову. Не по сюжету, а мозаично. Затем долго и натужно правлю, правлю, правлю... Потом тасую главы и эпизоды. Опять правлю. Потом выбрасываю от трети до четверти написанного. И снова правлю. Бывают редкие дни когда пишется много и сразу чисто. Примерно раза три в году.
О программе:
Программа заточена в отличие от многих других именно под романы. Ее автор-программер, который пишет и издает фантастику. Структуризация глава-сцена. У каждой главы и сцены подписывается синопсис, есть куча характеристик, которые можно использовать по желанию (напр. перспектива повествования, активность-реактивность итд.)
Довольно развитая и удобная при работе с текстом база героев, локаций, предметов
Учет объема в словах и знаках по главам, сценам, тексту в целом
Контроль паразитных слов, подсветка персонажа в тексте, в т.ч. и по синонимам.
Очень толковый бекап, который позволяет откатываться по шагам на измененный текст.
Для страждущих-почти полностью русифицированный интерфейс.
Русского спеллчекера нет, но есть интеграция с любым текстовым процессором. При экспорте в HTML и работе с ОпенОфисом изредка косячит с кодировками.
Ну, еще много мелочишек, которыми я почти не пользуюсь.

Качать тут http://www.spacejock.com/yWriter5.html?yWriter5

Программа бесплатная, есть реализация под Линукс. Активно развивается, обновляется по нескольку раз в месяц.


Рихтер

А у меня сначала появляется Герой. То есть идешь ты себе куда-нибудь, например, по осеннему парку, и видишь мальчишку, сидящего на скамейке, такого всего из себя воробушка, в старой куртке и порядком потертых джинсах, а рядом с ним рюкзак валяется... У него длинные спутанные волосы, а глаза...ну скажем, очень темные. И ты на него смотришь и начинаешь додумывать характер, а потом и ситуацию. Он ведь не просто так сидит в этом парке...может ждет кого-то, а может ему просто больше некуда пойти...И я просто начинаю создавать мир этого паренька, такой, каким я его вижу. Этот мир может быть нелогичен, может быть несовременен, может быть вообще в отрыве от нашего, главное что в нем есть герой и его собственное внутреннее состояние.
ИМХО, конечно, но мне кажется, что людям чертовски неинтересно читать про синхрафазатроны или о преимуществе в стрельбе у эльфов Лихолесья и Лориена. Людям интересно читать о самих себе, о внутреннем мире, о проблемах и переживаниях. Книга тогда становится книгой, когда в ней есть Главный Герой, вызывающий сочувствие или любовь, или желание помочь. А если нет, то это — учебник. В учебниках все очень логично и замечательно написано, однако же читать их никто не любит.


Сергей Гатаулин

Может это не совсем, как принято, но мои сюжеты зачастую приходят ко мне во сне.
Есть у меня рассказ «Мяуки» — он полностью, результат такого сновидения — законстпектированный на Южном побережье Кавказа. Вскочил в пять утра и за несколько часов накропал. Потом, конечно, перерабатывал текст, но только слова.
В моих «Вирусах» тоже немало сцен вытащенных из моего отдыхающего мозга.
Часто идеи появляются неожиданно — в основном на ходу — взгляд на предмет, определенное слово, услышанное в телевизоре, заметка в журнале, много новостных зарисовок, продолженных в будущее. А как будет если «это» продолжить лет на двести-пятьсот? — спрашиваю себя.
После которого начинается «переработка» по принципу логично-нелогично. Создается общая картинка, очень похожая на мнение о прочитанное книге: множество моментов, много путей развития, но только в общем. Ручка и листок, компьютер, всегда под рукой. Когда создалась общая картинка и больше не нужно бояться побега испуганной мысли, начинаю записывать. После этого обдумываю и детализирую отдельные сцены.
Затем, появляются герои, способные вписаться в обстановку. Дальше — больше, антураж, времена года и все как в жизни (или как в кино), с подробным проигрыванием каждой сцены, каждой фразы, каждого мимического жеста.
Просматривая, погружаюсь настолько, что начинаю жить в бульоне из реальности и вымышленности. Если это состояние достигнуто, значит текст пошел. Никаких файлов, никаких таблиц, породу «на гора» — «даешь стране угля — мелкий, но много! Больше, лучше. Днем, по дороге из дома, вечером по пути домой,на работе, во сне — везде другой мир, повсюду чужая жизнь. Если увидите посреди дороги «идиота» с листком бумаги и ручкой — это я.
Живешь..., пока не упираешься в стену. Нет дальше жизни, так не бывает, и быть не может. Логика потеряна.
И вот тогда начинаются мучения, таблицы, файлы, все что угодно лишь бы не погружаться вновь в другую жизнь.
А без погружения не пишется. И ждешь опять снов, статей, мыслей, случаев из жизни. Вот и сейчас жду и потому пишу всякую...
Вот, как-то так. Сумбурно, но как есть.


Кузиманза Д Д

Мы соавторы. Но согласны друг с другом в том, что:
1/ пишется последняя глава
2/ разрабатывается и строится стратегическая интрига.
Грубо говоря: как дошли до жизни такой?
А персонажи, сюжет, фабула, миры, эмоции - это всё вторично.



159. *Е.А. 2012/03/22 10:10
  Как я пишу?
   Интересный вопрос.
  Я не живу писательским трудом.
   Но по роду занятий занимаюсь литературным творчеством каждый день.
  Приходится в минимум текста закладывать массу информации. В несколько абзацев вместить человеческую жизнь. И не только жизнь.
   Причем сделать это сразу, без черновиков и помарок.
  И без эмоций. Эмоции- лишняя информация в моей работе.
  И лишняя роскошь. Вообще- роскошь.
  Но эмоции нужно куда-то девать. Поэтому, эмоции - в литературу.
  Что из этого следует?
  История рождается сперва в голове, а потом переносится на бумагу.
   Как правило- очень быстро.
  Потом правлю от силы одно- два предложения.
   Чаще всего- заострить конфликт.
  При этом умудряюсь достать всех друзей перфекционизмом.
   Еще нюанс- пишу этюдно, крупным мазком.
   Основная цель- поймать настроение- передать читателю.
  Часто экспериментирую с невербальной составляющей текста.
  Иногда могу написать 'вопреки'. Для тренировки мозга .
  Стихи пишу, когда есть идея.
  Рифмовать 'розы-грезы' и вышивать "стихотворные крестики"- не для меня.
  'Буря и натиск'.
  Люблю писать пародии, но только если авторская концепция либо очень интересна, либо в корне расходится с моим взглядом на предмет.
  
  ps Интересные истории сейчас стараюсь записывать. Этюды.
     >А не кажется, что этюды, мазки - хорошо, но что-нибудь, более крупной формы, было бы лучше?☺
  >
  
  Крупная форма именно как классический роман- у меня в соавторстве. Но тогда была несколько другая жизненная ситуация - сначала я работала сутками- то есть было довольно много свободного времени. Потом- в декрете- на полставки, ну и тошно было. А сейчас у меня полная загрузка на работе- ну и наука. так что погружаться при всем желании не выходит. Сейчас, как вы свои заметки- коплю истории, может, получится повесть или роман.
  "Веспера"- это практически роман, хоть и экспериментальный. Небольшой. Но и на него у меня ушло при нынешней работе практически десять месяцев.
  
  >Мне кажется, писатель в полную мощь раскрывается в крупной форме, хотя всё понятно, Чехов, то сё... Но Чехов - один. Ну, два с Зощенко... Ну, три с Бабелем... И всё
  Да, конечно. И искушение велико. Но в роман нужно погружаться- как вы пишете - делать подбор литературы - на эмоциях и ощущениях далеко не уедешь. Поговорить со свидетелями, очевидцами. А сейчас,к ак я уже пишу нет возможнсти. Не разорвусь я между наукой и литературой- и там, и там- творчество.
  Что касается рассказа - я обратила внимание, что на СИ не так много людей в совершенстве владеют этой формой. В этом плане роман или повесть выгоднее- проще скрыть огрехи. Рассказ- не так. Все "белые нитки" тотчас вылезают наружу.
160. *Михеев Михаил Александрович (miheev_ma@mail.ru) 2012/03/21 21:22
  Когда я начал писать, то всегда ориентировался на принцип Бушкова: нет понятия вдохновение - есть желание или нежелание работать.
  
  А вообще, все довольно просто. Есть минимум, который я должен написать за день. Не напишу сегодня - значит, то, что сам себе задолжал, обязательно должен написать на следующий день. Иногда не успеваю просто из-за отсутствия свободного времени, но если оно есть - значит, надо писать. Даже когда лежал с температурой писал, ничего страшного.
  
  На столе стоит компьютер, всегда включенный. Интересная мысль может прийти внезапно, и ее надо записать. Наброски отдельные есть, но обычно я стараюсь писать четко по-порядку. Вот, в принципе, и все.
161. Granovsky Irene 2012/03/21 21:38
  Планы, эпизоды... зачем?
  Дали на конкурсе тему - ну и вперед. А что там, в рассказке, случится, узнаю, когда допишу. Вот интерес выяснить, что будет, чем дело кончится, на чем сердце упокои.. тьфу, успокоится, и двигает графоманским процессом.
164. *Скороходова Татьяна Николаевна (stntanua@gmail.com) 2012/03/22 10:15
  У меня сначала рождается главный герой, затем вижу начало, кульминацию и конец. Сразу не приступаю, идея должна вызреть в подсознании. Я больше интуит, поэтому никакие планы и "снежинки" не вытанцовываются, хотя пыталась, честно. Герои все равно перестают слушаться после первых глав. Пишу чаще на работе, в перерывах, но перечитываю и правлю текст уже дома, на спокойную голову и в тишине. Метод правки - текст должен быть распечатан, причем, чем меньше размер шрифта, тем для меня лучше. Почему-то на экране ляпов я не замечаю, а вот когда на руках лист бумаги, то 'блох' находится больше, что для меня загадка... Мое маленькое ноу-хау.
  Иногда текст "летит", но чаще потом такие "полеты" приходится безжалостно резать, имею свойство забываться, заноситься, а также растекаться мыслью по древу, а иногда пара-тройка абзацев столько энергии забирают, что потом днями не могу сесть за текст. Пока пишу, фэнтези принципиально не читаю. Так и живем. :)




Хотите поделиться собственным опытом? Wелкам в комментарии. Просьба залогиниться.


Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) Eo-one "Люди"(Антиутопия) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) К.Демина "На краю одиночества"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"