Аннотация: Обзор рассказов основной номинации "Стоптанных кирзачей-7"
Ну что ж, леди и джентльмены, для начала - общие впечатления. Уж не знаю, сыграло ли роль требование синопсисов, но средний уровень конкурса ОЧЕНЬ вырос. Дело не только в том, что много по-настоящему хороших рассказов (хотя это так), не в повышении качества "средних" (что тоже так), не в отсутствии по-настоящему слабых (и это так: текстов "на грани отказа" настолько нет, что у меня сердце кровью обливалось, когда я ставил требующиеся по правилам нижние оценки - ведь даже слабейший рассказ по-хорошему заслуживал не менее 6 по 10-балльной шкале)... Так вот, дело не во всем этом порознь - а в совокупности.
Также приятно, что нам удалось сохранить дружескую обстановку. При этом банов было явно больше среднего числа, но ни к кому из участников они никоим боком не относились: во всех случаях имели место персонажи, являвшиеся на форумы специально для того, чтобы быстренько заработать бан и исчезнуть.
Общее количество рассказов тоже вполне приличное (на внеконкурсе тоже: лишь единожды было больше). Тут еще уместно вспомнить, что часть внеконкурсных писалась для основной номинации, но переросла лимит. Причем эти тексты тоже не из худших. Так что "лишних" синопсисов оказалось всего два, причем на один-то у меня с самого начала не было особых надежд, а вот "Парейдолия" мне казалась и кажется очень многообещающей. Надеюсь, автор все же напишет рассказ, пускай и не на наш конкурс.
Ну и судейских пусть меньше максимума, но больше той шестерки, на которую мы рассчитывал по минимуму. Хотя должен заметить, что в планах были еще аж 4 рассказа. Тоже надеюсь, что они когда-нибудь реализуются - но на этом конкурсе времени и сил, увы, не хватило.
Итак, вот моя разбивка на группы. Оценки 10 и 1 всегда ставлю лишь в единственном числе, остальные - как придется. Расположение рассказов в каждой группе произвольно, порядок перечисления никак не соотносится с набранными баллами. Тексты, включенные в гр. 1-2, имхо, достойны публикации прямо как есть или с незначительной доработкой. Гр. З - обычно с более существенной доработкой. Гр. 4 - с сильной и выборочно.
Правда, сейчас не очень представляю, о публикации ГДЕ может идти речь. Но как редактор и составитель сборников постараюсь сделать все, от меня зависящее...
1. Золото и серебро (9 и 10 баллов)
Карбонарий "Небеса дураков"
Как вижу по обсуждению - очень недооцененный рассказ. И намного масштабней, чем второй из конкурсных текстов этого автора - потому что сумел подняться над стебом, обрел дополнительное измерение. В принципе не скажу, что он вырывается из этой "девяточно-десяточной рубрики", но именно потому, что от других судей рассказ, имхо, много баллов не добрал, поставлю ему свою единственную десятку.
Лола "Дело о скрещенных винтовках"
Этот рассказ, имхо, еще более недооценен. Да, постмодернизм - ну так и средствами ПМ все решено. В наше время, да к тому же в фантастике, ПМ имеет по меньшей мере такое же право на существование, как ортодоксальная космоНФ ефремовского типа или романтическая эльфийская фэнтези. И некая "беззадачность" ПМ тоже входит в условия игры... Не как обязательный компонент: у того же Пелевина и Сорокина бывает и очень содержательно ("Хрустальный мир" и "День опричника"), но бывает ведь и так же "разбросано", как тут ("Настенька" и "Лампа Мафусаила"). Т. е. автор с поставленной литературной задачей справился. Но я, честно говоря, ловлю себя на том, что слишком активно вынужден сам себе это доказывать :) Так что десятки от меня рассказ не получит.
Папа Легба "Генератор"
Крепкий плюс, причем ожиданный: синопсис был написан умело, хотя по совокупности все же я бы скорее поместил в гр. 2... Однако финал прозвучал даже лучше, чем можно было предполагать по синопсису. За это добавляю балл.
Ты_в_таблицу_смотри "Обмен"
Возможно, этот рассказ в "первичном варианте" я бы тоже поставил в гр. 2. Однако после доработки его и так-то немалые достоинства взыграли дополнительно. И даже отсутствие полной ясности не мешает, наоборот, создает особую обстановку...
Lyn "Первые влюблённые на Луне"
Очень необычно - и очень качественно написано. Еще немного, и рассказ утонул бы в притчеобразности, но этот лишний шаг не был сделан. Так что всего в меру!
К.Ас-Сандр "Бункер"
Приятно, когда сюжет, которому, казалось бы, на роду написано превратиться в политический трактат, оказывается полнокровным рассказом. Все же большую часть конкурса я колебался между оценкой 8 и 9. Если верно угадал автора, то он чаще тяготеет к "крупным вариантам малой формы" - и... это чувствуется: в конкурсном тексте ему тесновато. Ну, может, после конкурса выложит у себя полную версию, но сейчас-то речь идет о конкурсной!
Дело решило, пардон, неожиданно резкое вторжение политического памфлета в реальность: запрет в кинопрокате комедии "Смерть Сталина". Политическим памфлетом в данном случае, разумеется, является запрет, а не комедия.
Раз уж мы живем в таком мире, то рассказ, не павший до фельетона, когда, казалось бы, вся окружающая действительность к этому подталкивает, заслуживает дополнительного балла :(
2. Бронза на грани серебра (8 баллов)
До-ре-ми "Последний троллейбус"
Написано чуть менее умело, чем я ожидал по синопсису. Но зато более проникновенно и даже с более интересным сюжетом (на последнее я, признаюсь, особых надежд не полагал: тема уж очень битая).
Санитары леса "Кровь и нервы"
Хорошо написано, но выбранный ракурс (через внутренний монолог, наращивающий градус безумия) все же затрудняет восприятие, когда приходится читать текст такого объема: невеликого, но всяко превышающего миниатюру... Ну так потому и не первая группа, а "только" вторая!
Б.А.Бочкин "Иван IV и бабочка"
Как-то вроде и есть за что покритиковать, но при этом оценил достаточно высоко. После дошлифовки может стать еще лучше. Правда, Иван Грозный был такой перец, что его навряд ли архангелом проймешь - если бесконтактно... А тут "лазерный меч", насколько понимаю, в ход пущен не был. Не дошлифовки ради, токмо сумления для: тяготеет иноязычное окружение - автор явно хорош и грамотен, только вот запятые совсем отфонарно ставит...
ЧукчаНеЧитатель "Серебряная дудка"
Несмотря на некоторое идейное ошеломление (автор в курсе: см. коммы к рассказу), так-таки заставившее понизить оценку, плюс остается жирным. Хотя местами похоже, что Грим отправляется скорее из нашего настоящего... прочитав статью (отличную!) в покойном альманахе "Атеистические чтения". Некоторые блоки оттуда, плюс еще и представление, что сманенные ан масс были детьми. На самом деле средневековый оборот скорее подразумевал "малых сих" в гораздо более широком смысле, скорее социальном, чем возрастном - хотя да, "неостепенившаяся молодежь" оба смысла включает; только вот тон там задавали не малолетние ангелы с соплями, а крепкие гопники с дубинами.
Эх, у меня давно есть замысел крупной формы по Крестовому походу детей - но ни один издатель не заинтересовался. Хотя в литеретуре тема не освещена, да и в синема тоже куда менее юзана, чем любые другие крестовые походы: только "Крестоносец в джинсах", кажется...
Вдагон "СК:7 Спящий пробудился!"
Автор сумел остановиться в миллиметре от стеба, так что ироничность работает на текст, а не против. Ну и я, полагаю, сумел его узнать - но я вообще много кого тут узнал; зато такого "шквала узнаваний" рассказа, как на одном из прошлых конкурсов, не произошло. А это есть гут, ибо автор не зациклился на узком наборе методов.
Из недостатков отмечу два. Первый - установка на некую "тусовочность" (хотя, пожалуй, "корованы" работают и для тех, кто незнаком с этим гэгом). Второй - слабоватая эмоциональная вовлеченность: персонажи словно бы фигурки на доске. А ведь фокус восприятия уже оказался внутри этого отряда, мы идем с ним, сопереживаем и боимся, это наши товарищи (раз уж выбран такой прием)... да и друг другу они боевые товарищи, даже когда начинают вычислять "монстра среди своих"...
Часовщик "Три часа"
Есть к чему придраться, но зрелая работа. Ирония не отменяет серьезности, мысли - лиризма, а юмор не превращается в хохмачество.
Док "Город Зелен"
Тут главная специфика, конечно, биопанковская (не дендропанк в узком смысле слова, но совсем рядом: элементы флауэрпанка и пр.), однако городские легенды присутствуют в достаточной мере. Гербарий изумрудного города...
С этим направлением вообще мало кто справляется (один такой автор сейчас на внеконкурсе есть, но явно не его рука). Еще у Юли Зонис получалось, но ее я тоже в качестве Дока не вижу... хотя кое в чем она ближе: автору в одном из обсуждений намекнул.
Ну, в общем, такое сравнение - само по себе похвала.
Трифон "Расклейщик афиш"
Автор знает, по каким причинам я бы ему охотно снизил балл (даже в связи с кое-какими событиями только на этом конкурсе, не говоря о прошлых) - но не сводить же счеты :) А рассказ написан весьма качественно, пускай и без попыток включить во многомерность взгляд с позиции "человека с ружьем": ну, об этом в каком-то из коммов уже говорилось. Удивлен ли я этим? Да нет, наоборот: после того, как автор появился в поле нашего зрения на СК-2, я как раз удивлялся, отчего на новых конкурсах не видно рассказов достодолжного уровня.
Какое-то время "Расклейщик афиш" у тех судей, что одновременно были и преноминаторами, возглавлял топ - причем, помнится, вместе с "Бункером", по интонациям предельно несходным. В итоге у меня этот текст все же не вошел в блок "девяточных" рассказов, но меньше восьмерки ему поставить не могу.
Пицца "Шины"
Очень неплохо. То есть просто хорошо. Если бы не юзанность драконьей тематики (пускай и без принцессы) - совсем бы отлично вышло. Имхо, автор скорее имеет навык писания не столько "про драконов", а именно сказочной фэнтези. Как оно срослось с дачно-холостяцким сюжетом (в финале покидающим холостяцкую нишу, но не за счет появления принцессы) - отдельный вопрос. Опять же имхо, и здесь срослось хорошо...
3. Бронза без особых граней (оценки 6-7 баллов)
Рози "Выбор"
Неплохо, хотя и по многим причинам - не более этого. Имхо, автор довольно странно представляет себе научную работу - особенно на передовом крае физики. Да и отношения в таких вот заведениях тоже представляет, имхо, со вторых рук...
А ведь ситуация в принципе богатая: Нил Гейман из нее "Коралину" вытянул!
Дараэна "Там, где оживают камни. Небесный огонь"
Довольно сносно (и опять же не очень более того), но я ждал куда худшего, так что скорее утешен. Во внеконкурсном варианте и тем более синопсисе мир был прописан менее умело. Автору большой дополнительный плюс: ощутимый рост прямо в процессе работы!
Дядя Гриша "Проделки веселухи"
На мой взгляд, исполнение много хуже замысла, очень много обещавшего. А на фоне дяченковской "Марты" (не сравнивать с которой, при таком-то сходстве сюжетов, трудно) рассказ просто теряется... Ну да, целостнее "продолжения", но хотелось бы похвалить более активно.
Роман Филонов "Красный газ"
Что ж, колчаковцы в кои-то веки не выглядят хуже красных партизан (хотя "красным террором" в те годы обычно называлось нечто иное) - за это некоторая прибавка. Но все же перебор с бурлеском. Насчет (не)самостоятельности рассказа по сравнению с "Проделками веселухи" возникают замечания... но, может, авторы договорились выступить тандемом? Для публикации это лучше, но на конкурсе баллов не прибавляет - особенно второму тексту.
Палиандр Козлыблев "Финляндский вокзал"
Добротно написано, со знанием матчасти. Но как-то чуть слишком "ниачем"; ну и тяжело, когда в рассказе читателю не с кем самоотождествиться, некому сочувствовать... Литературная сверхзадача тоже не очень улавливается. Имхо, не хватило ч. 3, посвященной именно призраку. Ну, может, не буквально отдельной части, а нескольких эпизодов, в которых он, един из двух, предстает достаточно зримо, чтобы можно было уловить "обратную связь" с двумя его источниками = составными частями - и с, наверно, с пассажирами...
Технических сбоев полно, иногда они портят картинку: "кривой меч в богатых бархатных ножнах, качнувшись на перевязи, бил о бедро... Этот редкий меч отец сам, провожая, надел ему на шею" - как-то не совмещается, даже если это оружие того типа, что носили на плечевой портупее; "огромный устрашающего вида сотник по прозвищу скала" - все же "Скала" с заглавной. И сына хана, думаю, даже после дезертирства и отцеубийства казнили бы "без пролития крови" - переломом хребта (хотя по болевым ощущениям это точно хуже, чем саблей). Ну ладно, это придирка.
Клинган "Сир Григор и искусство меча"
Вижу, многие читатели не включились, что этот сюжет основан на предположении, что "Игра престолов" станет значимым культурным явлением на несколько десятилетий - и вокруг него будет образовываться многокомпонентная надстройка. Как с толкинистикой было, да отчасти и продолжается.
А вот зря не включились: предположение-то обоснованное!
Да, в финале автор, кажется, несколько "замельчил" ряд вопросов и даже частично ушел от ответов, но возникла доп. фишка: донецкий и львовский участники, победитель из Минска (притом поляк), говорят все по-русски, и проблем между ними нет... В общем, таки мирное небо. Именно сейчас такие моменты в рассказе работают едва ли не больше, чем все остальное.
Тем не менее, при всей динамичности, какого-то фермента не хватает... Я бы предложил нечто вроде пересечения "их" и "нашей" реальности, с инфильтрацией клиганского мироощущения в нашу: из-за чего эти поединки и привлекают такое внимание... Этот ход может иметь очень зловещее продолжение - особенно на фоне того "мирного неба", которое я, по сами-догадайтесь-каким причинам, оценил как особо ценный элемент.
Трифон "Новогоднее сиртаки"
Рассказ весьма неплох, хотя временами "зависает". Затянутым он тоже на каком-то этапе становится. И назидательно-рассказывающим вместо показа (вот тут узнаю авторский стиль больше, чем в "Расклейшике афиш"). И перегруженных фраз тоже немало. Но все равно не ниже "очень неплохо", что в данном случае очень хорошо :) Поджанр святочного рассказа вообще не слишком дает разгуляться, даже при таких необычностях...
Бутов "Посещение Эдема"
Плюс менее жирный, чем я ожидал при взгляде на синопсис: чересчур рано раскрываются козыри, да и жена что-то многовато тревожных подробностей сообщает мужу, только что вышедшему из комы (и о "тени", и о тете) - дура она, что ли? А дворовой шахматист, улетевший на международный турнир, вызывает скорее улыбку... хотя, может, так и планировалось?
Но все равно сожалею в основном потому, что ждал большего.
ЧукчаНеЧитатель "Ск-7: Эмоша по четвергам"
Весьма. И теме соответствует больше, чем я предполагал по синопсису. По сравнению с другим рассказом того же автора... не то чтобы сильно проигрывает, но все же в иной нише.
Бром "Дом с привидениями"
Абсурдистская фантастика такого типа, чтобы быть хороша, должна быть ОЧЕНЬ хороша - чего все же нет... а ведь синопсис давал надежду, что будет...
Тем не менее автор явно пытался отнестись к себе с гораздо большей строгостью, чем следовало!
Ты_в_таблицу_смотри "Враг номер один"
Меня, в отличие от первого рассказа, не зацепило. Но добротно.
Студент "Изнанка"
Гораздо слабее, чем обещал синопсис. Впрочем, он бы обеспечил успех лишь в случае сложной игры, а тут все именно что куда проще решено. Обидно. Да и вообще такие возможности, имхо, для бОльших свершений использовать бы (в т. ч. и криминалам)...
Аниме "Ася и баронет"
Как вижу, большинство прочитавших не заметили высокую степень ироничности. В обзоре только Заяц ее зафиксировал - но он же упомянул и грехи рассказа... в общем, заслуженно. Такая ирония требует лучшего стилистического оформления.
Также вижу, что не все разобрались в сюжете (автор, тоже отчасти ваша вина!). Суть в том, что Земля превратилась в добровольный аналог этнографических резерваций, где происходит действо, приятное для взора инопланетных туристов... а они познают действительность по диснеевской анимации. Так что Америке приходится "играть" в индейцев, Китаю - в тех китайцев, которые увековечены в "Мулан", а России - в реальность "Анастасии": с Дмитрием, совнаркомом и принцессой. Тем и живут. Только Джеймс Бонд настоящий, т. к. Шотландия осталась реальным государством.
Получилось не блестяще - а столь оригинальный замысел требует воплощения или блестящего, или никакого. Не будь у меня обоснованных предположений, оставалось бы только гадать, на что это похоже больше: на невнимательный набросок умелого автора - или на высокий прыжок среднего?
Дона И. "Кровный должок"
Судя по обсуждениям, рассказ понравился многим. Но не могу к ним так уж присоединиться. Имхо, чувствуется как потенциал, так и (покамест?) неумение с ним справиться. Однако теме соответствует лучше, чем можно было опасаться после синопсиса, а за такое я всегда начисляю бонусы...
Но вообще-то мне вдруг неудержимо захотелось процитировать частушку:
Вышел утром: звёзды тают,
Над селом гробы летают.
Что-то низко вроде.
Видно, к непогоде...
Карбонарий "Дегустатор"
Автор сильно перехохмил - но... это все-таки рассказ, а не анекдот. Раз так, то он берет читателя "не мытьем, так катанием": за счет яркости сцен и колоритности антуража.
Stranger "Жанна"
Когда рассказ только появился, я сделал себе, не обижайтесь, такую пометку: "не бог весть что, но и не в хвосте будет". Однако впечатлен работой по ходу конкурса. Это не заставило переместить рассказ ближе к "голове", но о близости к "хвосту" теперь речь вообще не идет :)
Stranger "Бисова меленка"
Этот рассказ несколько целостнее (может, потому, что не уводит в такие дали), но и менее масштабные проблемы поднимает. А вообще меня всегда умиляет, что "красного" обязательно надо поставить в ситуацию, когда он начинает читать молитвы - а вот "белого", хотя бы для литературной симметрии, ни за что не заставляют сорвать крестик или пальнуть в икону. От автора последовали заявление, что, мол, этот белый "еще подавится своей молитвой". Но он, как и следовало ожидать, не подавился. В общем, см. среднюю часть комма 205 к внеконкурсу: http://samlib.ru/comment/s/sk7/addvnek?PAGE=2 А ведь как бы хорошо создать ситуацию, в которой красные и белые по-настоящему, а не имитационно (с явным "подсуживанием" последним) на равных противостояли некому "всеобщему злу"...
В этой же группе был бы рассказ Сергея Мякина "Дом чужих дорог", уложись он в объем (но он не уложился и был подан, без анонимности, на внеконкурс). И рассказ "Место" автора, сохраняющего псевдоним "Ветер дует". Наверно, оба бы получили по 7 баллов.
4. Люминий (оценки 4-6 баллов)
Совсем один "Расщелина"
Помимо вечного воспевания превосходства миротворческой мудрости беременной фемины перед оборонительными инстинктами защищающего семью мачо, еще и странно выглядит ТАКОЕ спасение от безработицы. Но главное, конечно, полный набор феминистских штампов, вставленных в рассказ по-джентльменски галантно, явно мужской рукой. Ну, об этом уже говорено в коммах.
В тех же коммах автор все время убеждал меня, что "совсем не то имел в виду", но, имхо, это каждый раз выглядело примерно так: "Нет-нет, я вовсе не утверждаю, что дважды два равно пяти: просто трижды три равно десяти... Тоже не подходит? Ну ладно, а двадцатью двадцать равно шестьсот сорок один - подойдет?". Впрочем, что читателям до коментариев: текст должен убеждать литературно, в т. ч. за счет внутренней логики...
Кроме того, лобовое, почти без нюансов, дублирование ситуации, имхо же, снизило уровень.
А ведь жаль же, честно! Рассказ явно несет внутри "зародыш самого себя, но лучше!". Может быть, сюжет выпрямится, если ситуация с инопланетянами утратит аналогичность и станет "иной" (или, чего уж, мелочиться, даже "противоположной")? Тогда как раз образуется баланс между малопредсказуемыми решениями, который на автопилоте обнулит все штампы.
Я - Катя
Автор в курсе, за что я оценил рассказ как "весьма средний". Во многом как раз из-за высокой узнаваемости стиля и используемых методов. Это может стать особенностью (в других авторских вещах вполне становится!) - но в данном конкретном случае сделалось недостатком.
Технически же, имхо, перемудрено: когда выясняется, что "Катя не в соседней галактике, а..." то - логичнее бы ей оказаться в соседней комнате, в своем теле, подключенном к некому симулятору. Это позволило бы раскрутить финал ничем не хуже: физические метания по Солнечной системе здесь ровно в той же степени излишни, как и трансгалактические. (Да еще сохраняется вопрос: как они там общаются - с задержкой в десятки минут?)
Гаврош "Деволюция"
На конкурсе есть и другие примеры сходных чувств по поводу "утраченной мечты". И, в общем, достаточно сравнить с наиболее удачными из них, чтобы понять, почему этот рассказ - НЕ наиболее удачный :(
Во всяком случае, пока. Автор совершенно отчетливо не проявляет жестоковыйности, небезуспешно работает как над синопсисом, так и над текстом - и, надеюсь, на следующих СК его рассказы попадут в более высокую группу.
Но в общем-то не следует злоупотреблять методами притчеобразности, если пишете рассказ более классической формы.
Гаврош "Мара"
Примерно то же скажу. Хотя в этом рассказе злоупотребление диалогом, а в прошлом - его отсутствием :)
Хатуль "Пришелец"
Охо-хо. Очень впечатлен работой Хатуль на конкурсе, он бы много потерял без ее участия как комментатора и автора обзора. Насколько я (не)согласен с расставленными там акцентами - см. мой обзор, но тот появился куда раньше, выдержан в очень доброжелательной тональности - так чего еще желать?
Столь же впечатлен работой по улучшению рассказа: замечания учитывались регулярно и по делу.
Автор, Вы не обидитесь, если скажу, что только благодаря этому рассказ оказался в гр. 4?
Помните - пока Вы не "проговорились", я считал, что Вас в осн. номинации нет? А это было потому, что ориентировался я на уровень Ваших рассказов, подававшихся на внеконкурс. Вот "Пришелец" сейчас их заметно выше... как раз на уровень гр. 4 поднялся.
При учете явного совершенствования не сомневаюсь, что в дальнейшем грядет небо в алмазах. Но пока до этого неба - как до Китая... лесом (не обижайтесь еще раз: самому неловко...).
Дараэна "Сброс"
Когда пришел такой многокомпонентный синопсис, я так и думал, что они написан по уже существующему рассказу... и что линии, выглядящие в синопсисе достаточно сносно, в рассказе будут недостаточно мощны для своей собственной сложности. А тут еще, вдобавок ко всему, оказалось, что слишком много задач решается за счет диалогов вперемежку с внутренними монологами...
Че Бурашка "Английский шпион"
Могло получиться до крайности интересно. Поэтому очень жаль, что текст сильно не ахти. И как историческая фантастика "плаща и шпаги", и по внутренней логике, и чисто по языку. И по присоединению к морали "падающего толкни": не хотелось бы этого говорить, но...
Правки уже после подачи рассказа были внесены - и по делу. Ну так до этого я его вообще в последнюю группу поместил, лишь после доработок несколько поднимаю.
5. Чугуний (оценки 1-3 балла)
Большой Ух "Проект "Альтернатива""
Как преноминатор ответил: "Ну, плюс...". Слишком политизированно, автор с явным наслаждением представляет себя на месте "тех", а не "этих"... но пропущено через литературный фильтр, так что не политический трактат, а какой-никакой рассказ. Вообще же слыхал я, что ряд читателей воспринял сорокинский "День опричника" как светлую утопию; ну и этот рассказ, имхо, не "прочитан", а написан с аналогичными чувствами...
А еще меня огорчило неумелое исполнение: и язык хромает, и что-то слишком многое через диалоги решено! На конкурсе есть еще несколько рассказов с аналогичными огрехами, но стилистически похож лишь один из них... Ладно, не буду свои подозрения озвучивать.
Декабрь на дворе "Родной город"
Очень разочарован. Именно из-за разочарования поставил столь низкую оценку (вообще-то готов допустить, что у этого рассказа есть резерв роста - и после радикальной до-, а скорее переработки он достигнет публикабельного уровня). Судя по синопсису, мы могли ожидать чрезвычайно колоритный мир; ну, он таковым и задуман, но литературное исполнение откровенно слабо. Да еще и сам рассказ выглядит словно бы синопсисом крупной формы. А ведь какое потенциально роскошное направление, пусть даже это скорее биопритча, чем биопанк...
Мне больше напомнило даже не "Два заповедника" Васильева (где жизнь бурлила на огромных листьях, парящих в вышине) и "Интегральные деревья" Нивена, а "Опрокинутый мир" Приста. Правда, автор, как он(а) ответил(а) в коммах, эти вещи не читал(а). А вот стоило бы!
Хатуль "Спящая"
Ну... об этом рассказе я в меньшей степени могу сказать то, что сказал о "Пришельце". Т. е. он остался ближе к первоначальному уровню. А уровень этот, опять же не обижайтесь, просто ученический.
Крынов Пётр "Дисциплина"
Синопсис оставлял надежду, что текст будет посильнее, пооруэлловистее... да и в чисто техническом виде будет менее тяп-ляписто написан. Ну и с канцеляритом перебор.
Кроме того, рассказ в своем нынешнем виде вызывает сильнейшее неприятие. Вот на Украине сейчас провластный официоз активно гундит: "О, возлюбите Бандеру: ведь если б не он, то Сталин сделал бы то, что он и так сделал, еще раньше, больше и хуже!". А здесь мы, как понимаю, имеем нечто подобное со Сталиным на месте Бандеры и Троцким вместо Сталина. Ну-ну.
Между тем если оценивать только литературную убедительность, то мир в рассказе, вот честно, получился неприятный и опасный - но куда менее пугающий, чем "наш" реал в худшие его годы!
Ладно, я готов допустить, что автор вообще не политизирует ничего, а просто моделирует историческую развилку. Но такое тем паче надо делать в литературном всеоружии, чтобы читатель, даже трижды не соглашаясь, был покорен языком и стилем! А здесь этого, мягко говоря, нет. У меня вообще скорее создалось впечатление, что это не то с мясом вырванный фрагмент, не то торопливый дайджест крупной формы - которая и сама-то несет полный набор литературных огрехов; при учете же "с мясом вырванности" они только усугубляются.
Так что с сожалением ставлю этот рассказ на последнее место в списке. Сожаление связано с тем, что вообще-то он реально не так уж слаб и по "абсолютной шкале" заслуживал бы оценки 6, см. выше...