Панюшенко Михаил Петрович : другие произведения.

Что немцу хорошо...Ii

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Что немцу хорошо... II

   Загрузившись водкой и селедкой мы летим в эту самую Швейцарию. Чтобы на месте разобраться со швейцарцами, что кому хорошо и что кому смерть. Почему с селедкой? Да потому, что ни в Боденском, ни в Женевском, ни в Цюрихском озерах эта самая селедка не ловится. А, некоторые швейцарцы, бывшие наши соотечественники, иногда скучают по селедке. Ну, а водка... Водка, это такой универсальный презент, который можно привезти в любую страну. Правда, по части водки, мне сказали, что швейцарцы предпочитают вкусную водку. Ну, а как узнать, какая из водок вкусная? Конечно только органолептическим методом. И вот, как человек ответственный, да и лицом в грязь перед швейцарцами ударить не хочется, закупил я некое количество этого напитка и сел его дегустировать. Хотя по правде сказать, что там дегустировать. Водка она и есть водка. Не мед чай. Но швейцарцы от своей красивой жизни совсем обалдели, и, даже водку хотят пить сладкую. Это мы русские понимаем, что водка не может быть сладкой. Мы так и говорим: выпить горькой, понимая под горькой конечно же водку. А они другое дело.
   Сравнивая на вкус содержимое разных бутылок, я обнаружил наконец абсолютную водку. Она так и называлась - "ABSOLUT". И, это открытие меня несколько огорчило. Потому, что так уж издавна повелось, что нам в России было чем гордиться: балетом, хоккеем, и конечно же водкой. И вот теперь оказывается, что и этот наш символ отнят у нас иностранцами. Так, что оснований для гордости снова поубавилось. Но да ладно. Нам не впервой разочаровываться. Дело привычное. Хотя конечно привыкнуть к этому трудно, а более того обидно. Не за водку конечно, а за державу, хотя и за водку тоже.
   Летим мы значит, и я слегка переживаю о предстоящей встрече со швейцарской таможней. Загрузил лишку алкоголя. По швейцарским правилам можно литр на нос, а я везу втрое больше. Конечно это не по правилам. Хотя, где вы видели россиянина живущего по правилам и законам. У нас не только граждане не соблюдают законов, но и сама власть нарушает основной закон страны - конституцию. Так, что, как говаривал наш нанопрезидент, все мы заражены вирусом правового нигилизма.
   Но, я, напрасно переживал. Потому, что швейцарская таможня встретила меня совершенно индифферентно. Вообще никак не встретила. Иду вместе с другими пассажирами, лабиринтами аэропорта Цюриха, ожидая за очередным поворотом, упереться в барьер со строгими таможенниками, иду, иду, и вываливаюсь вместе с толпой в зал, где нас встречают наши швейцарцы. Удивленье, изумленье и разочарованье - а где же таможня? Ну, вы блин даете, дорогие швейцарцы! Сначала пишете правила ввоза, а потом этот ввоз не контролируете. Я понимаю, что у вас все построено на доверии, но нельзя же так. Как говориться доверяй, но проверяй.
   Но, да ладно с таможней. Пересекли границу и вот она, другая страна. Ну, здравствуй Швейцария, давай знакомиться! Что мы знаем о Швейцарии? Знаем, что это страна часов, сыров и конечно же, банков. Это внешняя атрибутика. А, вот, что внутри, мы, и постараемся рассмотреть.
   Сели в трамвай и поехали в город. Впервые еду из аэропорта на трамвае. На такси ездил, на электричке ездил, на автобусе ездил, на частнике ездил. Но вот на трамвае впервые. И трамвай какой-то непривычный. Не дребезжит своим железом и не громыхает колесами на стыках рельсов. Идет мягко совсем не слышно, словно на воздушной подушке. И в салоне комфортно. Остановки объявляются и на экраны визуальная информация выводится, на какой вы остановке и через сколько остановок вам сходить, и даже время в пути до каждой остановки. Народу в салоне совсем не битком, а даже наоборот, по количеству свободных мест, да и те не все заняты. Чудеса да и только. У нас в стране трамвай, это транспорт прошлого, нет, даже позапрошлого века. И наши городские власти всемерно стараются от него избавляться, как от отжившего свой век транспортного средства. А здесь трамвай вполне себе современный транспорт, который не только в городе прекрасно работает, но и по горам туристов катает. Да не только туристов, но и местным жителям, построившим свои домики высоко в горах, помогает добираться до дома легко и комфортно. Так началось наше знакомство со Швейцарией изнутри. Снаружи то, мы более менее поверхностно знаем кое что о Швейцарии. А вот как устроена швейцарская жизнь на уровне быта, это нам и предстоит узнать. Тем более, что наши гостеприимные хозяева создали нам все условия для этого. А, бытово, надо сказать, они очень неплохо устроились. Я не в смысле дворцов и вилл. У нас этого предостаточно. А в смысле быта рядового швейцарского обывателя. Они никогда не знали, что такое коммуналка, а у нас в стране до сих пор существуют коммунальные квартиры, да и в бараках еще живут люди. Это наверное оттого, что они индивидуалисты, а мы наоборот коллективисты. Мы строили коммунальную страну и жили в коммунальных квартирах. Правда сейчас, мы уже не строим коммунальную страну, хотя по-прежнему живем в коммуналках. А строим мы сейчас, капитализм. Почему капитализм? Потому, что коммунизм мы уже стоили, социализм строили, развитой социализм и даже "социализм с человеческим лицом" тоже строили. И все эти измы нам как-то не очень понравились. И тогда мы сказали себе, а, давайте построим как у них - капитализм. И начали строить. Строили, строили и то, что построили, нам опять совсем не понравилось. Вообще, нам русским, свойственно заражаться всякими новыми идеями и испытывать их на себе. Вот и "призрак коммунизма", бродил по Европе, а подхватили его почему то мы. И потом, три четверти века, страна лежала в горячечном бреду с этим призраком. Вроде начали понемножку выздоравливать, и "вот опять... снова". А все почему, наверное потому, что социальную жизнь, да и сам социум, мы пытаемся уложить в прокрустово ложе какой-либо идеи. А это всегда плохо получается. То ноги торчат, то голова не вмещается. А, они живут себе, совершенно не задумываясь какой у них строй. Обыкновенный. Без идейный. Никакой изм к нему не прикрепить. Но да ладно, что-то мы от бытовых проблем незаметно перешли к социальным. Это наверное потому, что социума, без быта не бывает. Тем не менее, давайте снова вернемся к бытовым. Так вот, наша бытовая неустроенность оттого, что мы, все свои силы и ресурсы бросали на построение правильного социума, совершенно не уделяя внимания быту. А нужно было наоборот. "Бытие определяет сознание". Человек, живущий в пещере не может быть современным человеком.
   Так вот, сравнивая жилище швейцарского обывателя и россиянина находишь много интересного. Ну, что например можно найти в подвале многоквартирного дома россиянина, кроме протекающих труб и гнилой канализации? Можно еще найти дохлую крысу. А, у гражданина Швейцарской Конфедерации? Чистый и уютный подвальчик, где хранятся всякие полезные бытовые вещи, как-то лыжи и санки до очередного снежного сезона, или персональный винный погребок, заполненный стеллажами винных бутылок, ящиками с пивом, соками и минеральной водой.
   Или например, где хранит россиянин свой автомобиль? Правильно, во дворе в ракушке, или припарковав его на клумбе, рядом со своим окном, чтобы наблюдать за сохранностью, было сподручней. А швейцарский обыватель подъезжает к подъезду своего дома, нажимает кнопочку на пульте и въезжает в подземный гараж, где у него персональное место для автомобиля, а если нужно то и два. И отсюда же поднимается на лифте к себе в квартиру. Удобно! Комфортно! Замечательно! Просто удивительно, почему мы россияне не переняли этот передовой опыт капиталистического бытия? Казалось бы, чего проще. Посмотри как там у них это устроено и внедряй готовенькое. И опыт у нас в этом плане есть какой никакой. В свое время мы немало внедрили у себя, ихних всяких полезных вещей. Например, наделали себе из их немецкой Leica фотоаппаратов ФЭД и Зоркий, из Zinger швейных машинок Подольск. Часы: Победа, Ракета, Полет производные от американских и частично швейцарских часовых марок. Но вот уже много лет, да сразу, как только "встали с колен", так уже ничего сами и не делаем. Ни по своим чертежам, ни по ихним лекалам. Даже кухонную утварь и ту разучились делать. За ненадобностью. Зачем нам энергетической сверхдержаве отвлекаться на скороварки и сковородки. Мы нефть и газ, знай себе качаем. А остального нам и не нужно. У кого нет газа и нефти, тот пускай и делает всякую мелочевку. А нам чего мелочиться, качай себе, да качай, пока недра не оскудели. Миллиард туда, миллиард сюда.
   Хотя с другой стороны, дома мы все же строим. Ну и почему бы нам не позаимствовать ихний опыт - каждому дому подземный гараж с числом машиномест по количеству квартир в доме, а лучше по два. Смотришь, и не пришлось бы пятое кольцевое шоссе вокруг Москвы возводить. Транспорт не парковался бы на улицах, не закупорывал бы транспортные артерии и вены города. А, если бы еще общественные подземные парковки около каждого значимого городского объекта, то о пробках и парковочных местах, даже в Москве можно было бы забыть. Но видимо наши большие начальники не бывают за границей и не видят ничего этого. Нет, они конечно бывают в куршевелях и давосах. Но там им недосуг. Нет, досуг там конечно есть: лыжи, сауна, виски, девочки. И это гораздо интересней нежели изучать их коммуналку. Да и зачем нашим чиновникам, что-то ихнее изучать и копировать. Им этого и не надобно. Они уже давно живут за границей. А здесь... Здесь только деньги добывают.
   Или вот например вопрос квартирной платы. У нас чем дольше живешь, тем больше платишь. А, у них наоборот. А, почему так? Потому, что мы все собственники жилья, приватизировавшие свои коммуналки. А, раз собственник, будь добр плати. А они, предпочитают не собственное, а наемное жилье. Это проще удобнее, и сменить жилье никаких проблем. А дешевле потому, что собственник жилья, назначает квартиросъемщику цену и не вправе ее повышать все то время, пока живет квартиросъемщик. Вот и получается порой, что недавно заселившаяся в двухкомнатную квартиру семья, платит больше, чем их соседи проживающие в трехкомнатной. Или например, мы россияне так истосковались за время СССР по частной собственности, что квартиру хотим непременно в собственность. А, для них, разницы нет, собственная или съемная. Главное, чтобы это было комфортное жилье. А, мы, покупаем "однушку" за бешенные деньги, при этом попадая в кредитное рабство к банкам. Здесь наверное не только желание иметь собственное жилье, но отсутствие возможности выбора - свое или съемное. У нас в стране нет рынка съемного жилья. Поэтому, если сравнить наше собственное жилье со съемным в Швейцарии, то окажется, что на деньги, потраченные на покупку собственной "однушки", можно снять "двушку" в Швейцарии. Лет эдак на семьдесят. Вот такие гримасы капитализма, понимаешь.
   Что еще можно сказать об их быте? Если заглянуть к ним на кухню, а затем в холодильник, то можно обнаружить продукты практически со всего мира. Нас этим тоже не удивишь. Но, вот какая разница. Если у нас, импортное продовольствие, особенно в свете последних запретов на лосось и фуа-гра, это всегда хуже, нежели свое отечественное, то у них наоборот. Импортируется только самое лучшее и качественное, что может дать импорт. Если это копченая шинка, будь она испанская или итальянская то из самого лучшего мяса, если фрукты, то свежие и вкусные, если вино, то не Агдам. Про пиво вообще нет разговора. А у нас почему-то ножки Буша, да к тому же еще и в хлорке вымоченные. Так, что дело наверное не в поставщике, а в покупателе.
   А, вот по части дворцов... Их как-то мне совсем не встретилось ни в Цюрихе ни в Женеве ни в других городах Швейцарии. За исключением, пожалуй, дворца Федерального парламента в Берне. А, дворцы, это визитная карточка страны и замануха для туриста. Любой туристический экскурсион непременно начинается и завершается знакомством с дворцами, их помпезностью и роскошью. В одном Париже, вам покажут: Лувр, Версаль, дворец Ришелье, а также самый роскошный из всех французских дворцов - Во-ле-Виконт. Дворец Николя Фуке - министра финансов Людовика XIV. И это не считая Пале-Роялей и прочих Тюильри и Фонтенбло. Тоже в России: Зимний Дворец, Летний, Аничков, Михайловский, а также Петергоф, Павловск, Гатчина, Царское Село.
   А вот в Швейцарии их совершенно нет. Спрашивается почему? А, наверное все потому, что строительство дворцов предполагает отъем у многих ради одного. В Швейцарии уже в те времена не было условий для отъема у многих в пользу одного. Общество было белее или менее свободно и каждый бюргер, свободный охотник или ремесленник не отдавали, большую часть своего труда, феодалу. Потому и некому, да и не на что было строить дворцы. В отличие от соседней Франции или более далекой России. Да и как-то так получалось в истории, что помпезные дворцы не приносили счастья их владельцам. Скорее наоборот. Печальна участь Николя Фуке, построившего всего за три года дворец, превзошедший по роскоши королевский, и на следующий день после торжественной церемонии открытия дворца, оказавшегося в тюрьме до конца своих дней. Людовик четырнадцатый не мог позволить, своему министру, возвыситься выше самого короля. Ведь дворец, это показатель богатства и власти, а еще и символ неравенства. И людовикам тоже воздалось за дворцы. Последний из них, Людовик XVI, кончил жизнь на плахе. Но история нас учит тому, что ничему не учит. Современные дворцестроители не извлекают никаких уроков из былого, и уже в наше время повторяют те же ошибки. Ну, скажите пожалуйста, зачем нужно триста три комнаты, когда достаточно трех? Непонятно. Ничем, кроме как алчностью и глупостью это не объяснишь. Но ведь строят. И строят уже в наше время. Последний пример - помпезный дворец бывшего президента Украины, бежавшего от своего народа. Когда народ ворвался в этот дворец, то изумлению его не было предела. Современный чиновник, хоть и высокого ранга, затмил роскошью и богатством французских королей. Батоны, отлитые из чистого золота, валявшиеся в комнатах дворца, говорили о вкусе его владельца. Что там бедняга Николя Фуке, со своим Во-ле-Виконтом.
   Но, это Украина. А, Россия и того круче. У нее, даже не президент, а чиновник, скажем уровня министра, строит такой дворец, с шубохранилищами и молельными комнатами, с такой роскошью и богатством, что бедный Людовик XIV, глядя на него, рыдал бы от зависти, как маленькое дитя, у которого отняли игрушку. Но откровенно говоря, мне жалко это владельца шубохранилищ. Ну построил он дворец, отняв у многих в пользу себя, такого немногого, но такого себя любимого. Ну, а дальше что? А дальше - казус Фуке. Пусть отсроченный во времени, но обязательно неизбежный - потеря дворца и конец жизни в казенном доме.
   Так, что, с дворцами в Швейцарии все нормально. Один дворец на всю Швейцарию и тот не королевский, а Федерального парламента. Построенный в 1902 году без помпезности, но добротно качественно, и со вкусом, где символично отражено многообразие Швейцарии и ее населения. То же и с городской архитектурой. Все рационально, эстетично, качественно на века, но без излишней помпезности. Вообще Швейцария ассоциируется со швейцарскими часами. Их общественный механизм, как и их часы: функционален, точен, аккуратен. Все его шестеренки хорошо подогнаны друг к другу работают без сбоев и потрясений. Вообще Швейцарии повезло. Повезло, что на ее территории не обнаружилось ни нефти, ни апатитов, ни бокситов и вообще никакого тебе гуано. Только красивая природа, озера, да альпийские луга. Вот и пришлось этим ребятам как-то выживать без нефти и газа. Кто-то стал пасти скот и делать сыры, кто-то охотился в лесах на оленей, кто-то стал делать часы, кто-то, хорошо владеющий луком и клинком, нанимался в армии соседних королевств. Но обязательно все делали свою работу хорошо. Если сыр то лучший, если часы, то швейцарские, если воин, то гвардеец. Кстати нужно сказать, что не зря все государи Европы стремились иметь у себя в армии швейцарских наемников. А, Папа Римский, так их до сих пор имеет. Эти ребята знали военное ремесло и хорошо его делали. Кстати, швейцарская гвардия во время Великой Французской революции защищала короля, уже упоминавшегося, Людовика XVI, и вся полегла, но не отступила перед многократно превосходящим противником.
   Коль мы перешли к строительным проблемам, то мне хочется продолжить тему и поделиться вот еще каким наблюдением. У нас в России, все строители почему-то на одно лицо. Смуглокожи и узкоглазы.
   - Почему так? - интересуюсь.
   - Да потому, что на эту зарплату, других не найдешь - отвечают мне.
   Странно. Мне вспоминается совершенно обратный случай, правда не из нашей жизни. Наняли за маленькую зарплату, а потом пришлось доплатить до большой. Случилась эта история в славном граде Цюрихе. Компания ZARA, держатель сети магазинов модной одежды, решила построить очередной магазин в Цюрихе. И построила. А чтобы сократить издержки, на стройке использовала не местную, дорогую рабочую силу, а завезла свою дешевую. Ну завезла и завезла ничего в этом противозаконного нет. Но, вот когда обнаружилось, что строители этого магазина получали зарплату втрое меньше швейцарского рабочего, разразился скандал. Это было расценено, как нарушение швейцарского законодательства. ZARu обязали выплатить крупный штраф и доплатить строителям зарплату до швейцарского уровня.
   Ну и вот, подумалось, вот она проблема решения неконтролируемой миграции в Россию и занятости своего населения. Просто как три рубля. Повысьте зарплату и к вам придут строители со славянскими лицами, и поток трудовых мигрантов сократится. Но то, что хорошо для немца (швейцарца), для русского смерть. То, что очевидно для Швейцарии совсем не очевидно в России. У нас и термин есть специальный по этому поводу - "очевидное-невероятное". Очевидное в Швейцарии (высокая зарплата) невероятное в России - зачем платить высокую своему, когда можно привлечь гастарбайтера за низкую. Привлечение дешевой рабочей силы в Россию выгодно небольшому кругу россиян и совершенно невыгодно основной массе населения. Но государство закрывает глаза на эту проблему. Пока дешевая рабочая сила приносит доход отдельным гражданам, государству начхать на остальных. И плевать, что использование рабского труда приводит к деградации собственного населения и потере страны. Исторический пример Римской империи нам не впрок.
   Сидим, мы значит, с нашими швейцарскими друзьями за кружечкой холодного пива, общаемся на смеси русского, немецкого и английского. И говорим на всякие отвлеченные темы, в том числе и о политике. Впрочем, что толку говорить со швейцарцем о политике, когда в ихней стране, политики не существует. То, что у них есть, не политика, а сплошной функционал. Как в их часах. Механизм стрелки крутит и время отбивает. И этого достаточно. А больше и не надо. Так и с политикой. И, тогда, я решил взять их на слабо. А, что, спрашиваю, у вас есть национальная идея? Понимаю, что это сложный вопрос не только для простого аполитичного швейцарского обывателя, но и даже для продвинутого российского политтехнолога. Мы в России до сих пор ищем эту национальную идею, колеблясь между православием, самодержавием и прочими духовными скрепами.
   И вот, весь такой, довольный собой, типа срезал оппонента, с язвительной ухмылкой, наблюдаю, как мой швейцарский визави будет выкарабкиваться из этого трудного вопроса.
   А, он, ни на минуту не задумываясь, отхлебнув из своего бокала холодного пива, отвечает на той же смеси языков:
   - Наш национальный идея - свобода, равенство и холодный бир.
   Я сижу с отвисшей челюстью, не в силах собрать в уме ответ, на такое заявление. Ну, что же это за национальная идея. Это какая то компиляция из лозунгов французской революции: "свобода, равенство, братство". А холодное пиво, так это вообще не из высоких идей, и ему здесь не место.
   Видя мое замешательство, мой швейцарский оппонент подтверждает свое утверждение.
   Я, я! Дас ист националише идея.
   Оно да! Оно конечно, ничто что-либо и как-либо! А, случись что-либо и вот на тебе, пущай... пожалуйста...как говорится. Хотя, если посмотреть сбоку, наискосок и поперек проблемы, а также под другим углом, без кумачевости и фанатизма; типа "весь мир насилья мы разрушим", то получается вотще:
   Свобода: свобода для швейцарца, это не пустой звук, надутого бычьего пузыря а, весомая котомка за спиной. В которой не обременительно, но кстати, и для всякой пользы, и собственной целесообразности имеются необходимые права. Право поступать по своему разумению и собственной целесообразности, не считаясь с мнением сюзерена. Право служить в своих войсках, либо наниматься к другим воителям. Право жить там, где хочется, а не там, где укажет властелин крепостных душ. Это абсолютная свобода, ничем не ограниченная, поступать любому индивидууму так, как ему заблагорассудится. В настоящее время, это выражается не только в основополагающих правилах, но и личностной идентификации. Иногда выражение свободы личности принимает несколько необычное выражение. Вот скажем сидит, в сквере на скамеечке, седой старичок в юбке. Почему, спросите, в юбке? Да потому что дедушка нетрадиционной сексуальной ориентации и таким образом он подчеркивает свою индивидуальность. И это, заметьте, совершенно свободно и безбоязненно. Потому, что он не опасается быть побитым скинхедами, или например православными активистами. Которые, увидев бы такого дедушку в России, набросились бы на него с гоготом и криками - бей старого пидора.
   Или другой пример. Молодая привлекательная девушка, идет себе по городу и даже едет в трамвае в совершенно непривычном для горожанина виде. Из всей одежды на ней только туфли и сумка через плечо. И больше ничего. Никакой одежды. Если не считать сделанные маркером надписи. На ногах - "брюки", а на руках - "кофта". И все! И никаких проблем! И идет она по городу, эта девушка, совершенно свободно. Самовыражается. А, отчего же не выразится, если есть чего выразить и чего показать. При этом заметьте никаких замечаний в ее адрес, от полностью одетой публики. И даже полиция не гонится за ней с пледом, чтобы укрыть безнравственное тело от покушения на нравственность населения. И православные казаки не хлещут ее нагайками по обнаженному телу. Общество совершенно спокойно и индифферентно к таким проявлением. Ну разве какая ни-будь местная газета сообщит назавтра своим читателям о случившемся факте.
   Равенство: Равенство абсолютное везде и во всем. Основополагающее право для каждого швейцарца. Самый последний швейцарский бюргер ни на миллиметр не ниже, а именно равен, в правах и уважении общества, в сравнении с самым известным и признанным швейцарским гражданином, будь то хоть сам президент Швейцарской конфедерации. Равенство, это такой обязательный атрибут швейцарского сознания. Оно дает возможность каждому гражданину Швейцарии, чувствовать себя человеком, а не бессловесной скотиной с которой власть, может делать, что хочет: доить, стричь или резать. Это равенство закреплено и в политическом устройстве страны. У них там, как ни покажется странным, советская власть. Только не власть совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А власть: "Совета кантонов", "Национального совета" и "Федерального совета" (правительства). И все правительство состоит всего из восьми федеральных советников (министров). Всего семь министров руководят страной. Ну, а больше, если не руководить откатами, распилами и заносами и не нужно. И среди них президент. Но не как глава правительства, а как один из его членов, равный остальным. Просто тем семи достались функции министров, а одному функция президента. А через год на объединенном заседании двух советов (кантонов и национального) будет избран новый президент, а прежний, до истечения срока полномочий федерального совета (четыре года), продолжит работать в качестве одного из министров. Вот такое рациональное устройство верховной власти Швейцарии. Никакой иерархии и субординации. И никаких, рядом, личных друзей президента, кормящихся от его благосклонности. Потому, что там это не работает. Ну, к примеру, выстроил ты личные отношения с президентом, только собрался пожинать плоды этой дружбы, а он уже и не президент. Так, что, вот как-то так, там у них устроена власть. Власть, навластвоваться всласть не получается. Даже как-то обидно за тамошнего президента. Ни тебе высоких рейтингов, ни тебе любви народной, ни дворцов, ни яхт, ни боингов персональных. Ну и нафига она такая власть. Да это даже не власть, а неизвестно что. Потому, что ты, хоть и президент, но не можешь даже самого захудалого швейцарского олигарха отправить на нары, скажем за неуплату налогов, или влепить "двушечку" девицам за непочтительный перфоманс в храме.
   Да и вообще, тамошнего президента народ даже не знает ни по имени, ни по фамилии, ни по фейсу. Откуда же взяться народной любви и признанию, если его ни в газетах не печатают, ни по телевизору не показывают. Хотя, случилось одно событие с нынешним президентом, Дидье Буркгалтером, когда о нем дали материалы швейцарские газеты и показали пару сюжетов по телевизору. Но это была не его заслуга, а счастливый случай предоставивший ему возможность, отбликовать в лучах славы нашего великого кормчего. Случилось это в самый разгар российско-украинского кризиса. Когда перед Россией встал вопрос о вводе российских войск в Украину. И вот их президент, прилетает к нашему, как посланец доброй воли европейского сообщества. И наш президент принимает ихнего. А мог бы и не принять. Визит то внеплановый. Но наш изволил... Принял... Правда, о чем они говорили, неизвестно. В нашей стране вообще не было информации о визите. А в ихней, швейцарской, кроме протокольного - "высокие договаривающиеся стороны достигли соглашения по всем обсуждаемым вопросам" - тоже ничего конкретного сказано не было. Но как утверждают злые языки, ихний Дидье, нашему поставил на вид, и потребовал отвести российские войска от границы с Украиной. На что наш, со всей прямотой и широтой русской души заявил ему, то есть Дидье: "А ты кто такой, чтобы мне здесь указывать?!". Конечно в рамках дипломатического протокола, но именно так. Но ихний, хоть и младший коллега, по срокам президентства имеется ввиду, ответил нашему, более старшему. Тоже по срокам имеем ввиду. Примерно следующее: "Господин президент, я не могу Вам указывать. Но предлагаю сделать выбор между вводом войск в Украину, и вот этой проблемой..." И тут он достал из кармана небольшую карточку похожую на визитную, на которой был записан ряд цифр.
   - Мы не знаем точно, но предполагаем, кто является держателем этих счетов. И эти счета мы вынуждены будем заморозить - сказал Дидье.
   Взглянув на цифры и поиграв желваками, наш угрюмо ответил. - Ладно, ваша взяла. Пусть будет, по-вашему.
   На том и договорились. Наши СМИ скромно промолчали, а, ихние, отметили определенные успехи своего президента.
   Ну и чтобы уж окончательно разобраться с равенством и властью, этими двумя институтами швейцарской жизни, давайте представим себе... Ну например такую картину. Действующий президент страны стоит на перроне в ожидании электропоезда. Стоит совершенно один, без всякой охраны, как простой обычный смертный.
   - Ну, ты... это загнул - скажет читатель. - Да, и где это ты видел таких президентов? Которые на электричке и без охраны. Нет, это же несерьезно. Это чистый фейк. Даже теоретически представить себе такое невозможно. И обсуждать это нечего.
   - И все же, уважаемый читатель, давайте хотя бы чисто гипотетически, представим себе эту ситуацию и посмотрим, как бы повели себя люди в этой картинке. А, что бы долго не искать людей, для нашего эксперимента, возьмем их из народного же творчества.
   "Американец, русский и еврей"... Только еврея, в этой троице, давайте заменим на швейцарца. Для чистоты эксперимента.
   Американец. Американец, видит стоящего невдалеке от него президента, и сияя на лице неподдельным счастьем, подходит к нему.
   - Господин президент, здравствуйте! Позвольте представиться. Я Джордж Смит из Джорджии. Я сторонник республиканской партии. Я голосовал за вас на выборах. Позвольте пожать вашу руку?!
   Русский. Русский видит рядом с собой президента и никакой охраны. Вот оно счастье. Да это же, как джек-пот в рулетку.
   - Господин президент, только на вас вся надежда. Я Иванов Сергей Иванович, из Нижнего Новгорода. Я выполнял воинский долг по наведению конституционного порядка. Имею ранение и контузию. Инвалид. Состою на учете на получение муниципального жилья. В очереди уже 10 лет и никакого жилья. Одни обещания. Только вы можете исправить эту несправедливость, и решить мою проблему. Позвоните нашему губернатору, этому вору и негодяю...
   Швейцарец. Швейцарец видит рядом с собой человека, похожего на президента, и не особенно пялясь, боковым зрением, пытается его получше разглядеть. А, разглядев получше не бежит к нему обниматься и фотографироваться, а соображает про себя:
   - Да, это действительно наш президент. Куда это он, интересно, едет? Наверное, в Берн, к себе на работу, думает он. А, в Сен-Морис, чего приезжал? Наверное, по альпийским тропинкам, на горном велосипеде покататься.
   -Да-а-а...- скажет вдумчивый читатель - по части американцев, полностью согласен, а вот с русскими, более наглядной была бы нищая пенсионерка, еще не преклонного возраста. Которая, завидев президента, совершенно одного и без охраны, бросилась бы к нему целовать ручки, со словами: "Господин президент! Спасибо, что вы у нас есть". Ну, а по части реакции швейцарцев на своего президента... Думаю, что тут автор слегка загнул. Даже не слегка, а совсем ... Потому, что такого быть не может, и не бывает в самом деле.
   Мне конечно близок и понятен скепсис читателя к представленной ситуации. Но описываемый мной случай не нафантазирован, а самый, что ни на есть реальный факт. И случился он в Швейцарии со швейцарским президентом. Об этом написали швейцарские газеты и опубликовали фото одинокого Дидье, стоящего на перроне, в ожидании электропоезда. И, в этом нет ничего удивительного. В личной жизни и президент и мэр и любой другой чиновник, прежде всего частное лицо, и никак не государственное, и поэтому ведут себя как частные лица не находящиеся на госслужбе. И никаких тебе персональных автомобилей, и личной охраны.
   Но тем не менее, газетное фото одинокого президента на перроне, всколыхнуло швейцарское общество и начались дебаты: "А, не слишком ли мы безразличны к своей власти"? Пошли примеры из других стран. В первую очередь вспомнили Соединенные Штаты, где каждый американец в душе ковбой, и не прочь пострелять. Да хотя бы и в своего президента. И таких случаев в американской истории набралось немало. Раз в четверть века американцы отстреливают своих президентов. Линкольн, Гарфилд, Мак-Кинли, Кеннеди. Последнего, и далеко не худшего президента, застрелил Освальд, нафантазировав себе, что Штаты империя зла, а президент ее главный злодей.
   У нас в России другое дело. У нас президентов не убивают. Нет, попытки конечно случаются, но до летального не доходит. А все потому, что охрана у нас всегда на страже.
   Вот, хотя бы последний случай. В Казани, наш президент встречался с общественностью. Отвечал там на всякие вопросы, которые способствуют росту президентского рейтинга. И, надо же такому случиться, что незапланированная девушка, в инвалидном кресле, по собственной воле, пожелала приблизиться к президенту, чтобы передать ему документы. Она только и успела, что глазами с президентом встретиться, как ее тут же замела доблестная охрана, и в считанные секунды вышвырнула вместе с креслом за пределы помещения, где проходила церемония. Вот так-то нужно охранять президентов, господа швейцарцы.
   Но да ладно. Что это мы все о политике. Давайте рассмотрим третий постулат швейцарской национальной идеи. А именно...
   Холодное пиво. Холодное пиво, как может показаться вначале, это такая второстепенная идея. Не достойная быть лозунгом высокой национальной самоидентификации. Но это совершенно не так. Она не только не второстепенная, но можно сказать основополагающая. Если убрать этот постулат, то Швейцарская Конфедерация перестанет существовать. Потому как это будет уже не Швейцария, а совершенно другая страна. Потому, что неотъемлемым правом каждого швейцарца является право выпить холодного пива в любой точке Швейцарии и в любое время. К примеру, вы устали катать тележку по супермаркету, и вам захотелось отдохнуть и охладить свой шопинг-пыл кружечкой холодного пива. Пожалуйста. Вот вам на каждом этаже супермаркета уютные столики и внимательные официанты, которые незамедлительно принесут вам кружку холодного пива и пару зажаренных на гриле колбасок. А, если вы, неровен час, забрались в швейцарские Альпы, и у вас пересохло во рту от хождения по горам, то вам нет необходимости спускаться в долину. Тут же в Альпах на расстоянии нескольких сот метров вы обнаружите небольшое кафе, где вам непременно нальют кружечку холодного пива. И так везде и всюду. Холодное пиво - неотъемлемое право каждого гражданина Швейцарии, будь это в супермаркете, на улице, в Альпах или даже за рулем. Недаром российский гражданин Ульянов (Ленин), вынашивая в Цюрихе, планы русской революции, по утрам отправлял сапожника, у которого снимал комнату, за свежим, холодным пивом. Даже Ильич, не будучи швейцарцем, не мог отказать себе в удовольствии пользоваться правами швейцарского гражданина. Вот как-то так. А вы говорите пиво несущественный вопрос. Да, от этого несущественного вопроса развалился Советский Союз. Если политологи будут вам рассказывать, что Советский Союз развалился из-за того, что не выдержал гонки вооружений с США, то плюньте им в лицо. Это неправильная версия. Советский Союз развалился из-за отсутствия холодного пива в стране. Вот представьте себе город с миллионным населением, или лучше возьмем небольшой провинциальный город с полутора сотнями тысяч населения. И вот этот город просыпается утром в субботу с желанием выпить, после вчерашнего выпитого, кружечку холодного пива. Право то, такое, у него, у населения, есть, как и еще много каких прав, по конституции СССР, только вот с обеспечением этих прав пока еще плоховато. То есть пива теоретически, хоть и не холодного, гражданин может выпить. Только ему сначала предстоит отыскать, где сегодня запарковалась бочка с разливным пивом. А, как оная обнаружится, одна на весь полуторасоттысячный город, то оказывается, что там уже полно страждущих. И нужно стоять в очереди за вожделенным напитком. А в очереди не только люди интеллигентные, но и совершеннейшие пролетарии, а можно сказать, полные люмпены, с которыми тебе стоять в одной очереди не совсем комфортно. Но вот доходит твоя очередь, и оказывается, что пивных кружек нет, и пиво отпускают в свою тару. А, ты не был готов к такому повороту событий, не принес с собой свою любимую пивную кружку, да хоть бы и стеклянную банку, из-под вчерашних маринованных огурцов. И вот ты у заветной цели, но не можешь ее осуществить, и как буриданов осел, вынужден с горящими глазами метаться между бочкой с заветным напитком и поиском посуды. А, когда тара найдена, в соседнем гастрономе, а ее содержимое вывалено с мусорный контейнер, и ты снова у вожделенной точки, то оказывается, что тебя в очереди уже не помнят, и к заветному крану не подпускают, и ты опять должен стать в хвост длинной очереди и с пересохшей глоткой отстоять ее снова. А когда вожделенный напиток у тебя в стеклянной банке, и ты пробуешь его на вкус, то оказывается, что он совершенно теплый, совершенно безвкусный, к тому же разбавленный водой, хорошо еще, если из-под крана. И полное разочарование охватывает твою душу от такого напитка.
   В средневековой Европе случались пивные бунты. И пиво, после этого выправлялось. У нас же пивных, да и любых бунтов, после Антоновского мятежа, не было и поэтому все консервировалось и накапливалось. И вот рвануло в тысяча девятьсот девяносто первом году. И распалась великая империя - Советский Союз.
   Как правило все великие империи рушатся не от военных поражений, а от сущего пустяка, находящегося внутри самой империи. Это как гусеница, в тело которой отложила яйца маленькая мушка. Гусеница такой мелочи даже не замечает, вполне прекрасно себя чувствует, питается и растет. Но по мере того, как растет проблема в самой гусенице, развиваясь и поедая ее тело изнутри, гусеница перестает питаться, расти и развиваться, какое-то время она еще делает судорожные движения, но это уже не динамика, а агония. И вот от некогда бодрой и упитанной гусеницы остается пустая оболочка. Так и с империями. Империя еще велика и могуча, но яйцо уже отложено и теперь ее смерть неизбежна и неотвратима. Дело только в скорости процесса. Конец может случится чуть раньше или чуть позже, но непременно до пустой оболочки. Этим яйцом, может статься отсутствие в империи пива, либо отсутствие хлеба ("если нет хлеба, пусть едят пирожные"), либо отсутствие основных свобод.
   Нет, наверное все же не все в так однозначно. Есть конечно отдельные совпадения в ихнем и нашем государственном устройстве. Вот например и у них и у нас есть Совет Федерации. Вроде два схожих института власти. Только вот наполнение немного разное. Их наполнен федеральными советниками, проще сказать министрами. Наш Совет куда круче. Он наполнен сенаторами в красных тогах. Почему в красных?.. Да, потому, что, как и во времена Калигулы, он утверждает важные государственные решения, рождающиеся в одной высокой государственной голове.
   А, вообще стоит отметить, что отношения с властью их и нашего общества совершенно различны. Их общество над властью. Наше под властью. Нашему народонаселению тяжело у неуютно внизу. Хочется вывернуться и избежать насилия. Но не получается. Власть, она сильнее. От нее не увернешься и не избежишь. Вот и приходится терпеть. Хотя, можно поднапрячься и попытаться сбросить ее с себя. Но мы не предпринимаем таких попыток. На протяжении столетий мы жили с такой властью и привыкли к тому, что она потому и власть, что у нее сила. И оправдание своей лени и безразличию к своей судьбе придумали - "Плетью обуха не перешибешь". Даже и не пытаемся. А, с другой стороны, вот парадокс... Насколько мы ненавидим свою власть, настолько ее и любим. Любим беззаветно и преданно. Любим верховного представителя этой власти. А все подлости и гнусности власти, приписываем властному окружению, а не самому правителю. У нас и для этого случая поговорочка припасена - "Царь хороший, бояре плохие". Поэтому, чтобы не отчебучил правитель, все ему сходит с рук. Если чего, на плохих бояр спишется. Ну, и как скажите, себя правителю вести, имея на руках 86- процентный рейтинг народной любви. Можно делать что хочешь. Можно издеваться можно смеяться, можно тиранить свой народ. Все равно любовь народа остается незыблемой. Все российские властители этим пользовались. Даже самые кровавые тираны в памяти народной сохранились как мудрые и добрые правители. Иван IV, всего лишь Грозный, Сталин - "эффективный менеджер".
   А, нынешний наш правитель - любимчик всенародный, настолько в эйфории от нашей любви, что у него случилось "головокружение от успехов". И теперь со страхом наблюдаем, а не навернется ли он с этой головокружительной высоты в пропасть, и не ухнемся ли вместе с ним и мы, вкупе со страной?
   Пожалуй, достаточно сравнивать их и наше бытие и политические системы наших стран. Надо заканчивать. Тем более, что и пребывание наше подошло к концу. Пора возвращаться на родину. Остается поблагодарить, принимавших нас хозяев, Елену и Мирослава, за оказанное радушие, гостеприимство и возможность посмотреть их прекрасную страну. И в знак благодарности, пригласить их к себе в гости, к нам на Дальний Восток. Хозяева приглашение приняли. И я теперь думаю - приедут, или не приедут? Если не приедут будет жаль, что не увидят наш Дальний Восток. А если приедут, то есть некоторые опасения и даже некоторая неловкость, от того, что они смогут у нас увидеть. Даже мысленный диалог, в мозгу выстроился, как это может быть:
   - Отчего это у вас в городе дороги такие плохие? - спросит меня Мирослав. - Почему муниципалитет их не ремонтирует? Может ваш мэр не знает об этом? Вы жители города, говорили ему об этой проблеме?
   - Нет не говорили, - отвечу я. - Да и что говорить, мэр и сам знает, что дороги плохие.
   - Нет вы должны немедленно написать ему электронное письмо и указать где нужно сделать ремонт.
   - К сожалению Мирослав, мы не пишем электронных писем своим правителям.
   - Варум? Их зеен швейцарише телевизион выступление вашего премьер-министра. Он говорил, что у вас электронное правительство... Если жители напишут, то муниципалитет должен будет отремонтировать дороги.
   - Нет, Мирослав, не должен.
   - Варум?
   - Потому, что у муниципалитета нет денег.
   - А, где же налоги, которые вы заплатили городу?
   - Налоги забрала себе Москва. А, у Москвы свое понимание как потратить собранные всей страной деньги. Строить дороги и вкладывать их в коммуналку, скучно и не интересно. А вот устроить веселое и зрелищное шоу, будь то олимпиада, универсиада, или чемпионат мира по футболу - это да-а-а-а! Ну, а остатки, можно раздать по губерниям и муниципиям. И пусть хоть застроятся, или застрелятся, все эти мэры и губернаторы. Верховной власти до этого - нет никакого дела.
   - Это неправильно. Так не должно быть. Вы должны поставить эту проблему на самом высоком уровне. На уровне президента.
   - К сожалению, Мирослав, у нас нет таких механизмов, чтобы к проблемам населения можно было подключить власть.
   - Тогда вам нужно избирать другой правительство и другой президент.
   - Нет Мирослав, у нас, тут вам, не Швейцария. У нас Российская Византийская Федерация. У нас президенты выборами не меняются. Они либо правят пожизненно, либо заканчивают свою карьеру, а иногда и жизнь, оттого, что к власти приходит другой правитель.
   Ну, вот, писал о Швейцарии, а оказалось о России. Получается, как у того рабочего с завода швейных машинок. Он таскает домой запчасти от этих машинок, а как соберет их в изделие, то получается не швейная машина, а пулемет. Так и у меня, про, чтобы не писал, все выходит о России. Как говорится, что у кого болит...
  
   Цюрих-Владивосток июнь 2014
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"