Аннотация: Текст из раздела "Первым делом самолеты..."
План - закон (химия)
Вы уже знаете, как мы планируем свои планы. А вот как мы их выполняем это отдельная песня. Все то, что мы нарисовали на бумаге, теперь надо воплотить в жизнь. План это закон и его должно выполнить любой ценой, как говорит нам начальство. И мы его выполняли любой ценой, а также в меру своих сил и способностей.
Возьмем, к примеру, АХР.
Что такое АХР? Это, вид такой, авиационных работ. Он так и называется авиационно-химические работы. Это когда химические вещества, с самолета или другого летательного аппарата, распыляются над сельскохозяйственными угодьями, в целях защиты растений от вредных природных объектов, или стимулирования роста урожая. Короче, "химия". А те, кто выполняют эти работы, и пилоты и технический персонал "химики". Вообще понятие "химик" - определение многомерное. Это и специальность и человек отбывающий наказание и преподаватель соответствующей дисциплины, и специалист по регенерации воздуха на подлодках и не очень порядочный человек, способный на всякие жульничества и специалист по химической защите в армии, ну и в нашем случае тот, кто сыплет с борта воздушного судна, на поля химию.
Но это мы слегка отвлеклись от основного повествования - авиахимработ.
Так вот у нас есть план по авиахимработам, а есть совхозы и колхозы, которые и являются заказчиками этих авиахимработ. У нас взаимное притяжение и взаимный интерес. Нам нужно выполнить планы, а совхозам и колхозам обеспечить свои задачи. Так уж случилось, что в плановой экономике развитого социализма наши интересы сошлись.
У совхоза есть гора минеральных удобрений, которые достались ему по разнарядке совершенно бесплатно. И эту гору нужно внести на поля до посева или под посев, для повышения урожайности. А времени, чтобы успеть ее внести нет. Наземная техника до посева не может войти в поле. Вязнет. А после посева не вязнет, но уже поздно. Вот и выручали мы аграриев, тем, что вносили их химикаты с воздуха "не касаясь планеты ногами". А вносить нужно было не только для повышения урожайности, но и еще потому, что если оставить эту кучу под дождем мокнуть (хранилищ, то толком не было) еще на год, то не дай бог набежит народный контроль. А народный, он хоть и народный, но мало не покажется. Затаскают директора по парткомиссиям, штраф в два три месячных оклада нарисуют, обвинят в небрежении социалистической собственности. Общим себе дороже. Так, что с аграриями у нас было полное взаимопонимание. Мы им химию. Они нам заявки. Заявка, это по-современному счет-фактура, где записаны обработанные гектары и налет. А налет это зарплата. Налет предприятию, в копилку выполнения плана. Зарплата пилоту, за труды праведные.
Вообще мы химичили в основном в рисосеющих хозяйствах. У нас рис без авиации, вообще не растет. Это, где-нибудь в Китае или во Вьетнаме стоит на рисовом поле по колено в воде чувачок и втыкает в грязь ростки риса. У нас промышленная технология выращивания риса. Мы поступаем совершенно по-другому. У нас нет ста вьетнамцев, или триста китайцев. У нас есть самолет. И мы загружаем в бак самолета семена риса, поднимаемся в воздух, включаем свою аппаратуру, и, проносясь над рисовыми полями, производим сев. Таким образом, мы закладываем основу будущего урожая. А затем проводим полный цикл работ по выращиванию риса с помощью авиации. После того как посеяли, можем при необходимости подкормить удобрениями. Затем обработаем посевы от сорняков. Затем, то же от вредителей. Затем опять подкормки и еще несколько обработок. Итак, до самого созревания риса, наши химики летают над рисовыми чеками. Единственное, что мы не делали, так это вспашку и скашивание риса. Не было у нас в комплекте химика такой аппаратуры. Все остальное делалось с помощью авиации. Даже предуборочное высушивание зеленой массы для лучшего обмолота производилось методом авиационного опрыскивания полей химикатом.
Но это мы опять отвлеклись от основной темы нашего повествования. Коей является не сама работа, а работа, как факт выполнения плана.
Как в капле воды отражается окружающий мир, так в авиахимработах, отражается сущность социалистической экономики.
Так вот. У нас у авиаторов есть план по выполнению авиахимработ. У наших партнеров, аграриев есть план по защите сельхозугодий от вредителей. А у Госплана есть планы на все случаи жизни, в том числе и на химическую защиту урожая от вредителей. Госплан, конечно, не планирует защиту урожая от каждой козявки, тли, к примеру, или капустной белянки. Но для борьбы с вредителями, которые периодически появляются в массовом порядке и грозят уничтожить урожай на территории многих областей и республик, Госплан деньги планирует. Но поскольку вся социалистическая экономика плановая и развивается строго по плану и поступательно, то планы текущего периода планируются от фактически достигнутых в предыдущем периоде плюс процент роста.
Получит ли область, район или хозяйство деньги на проведение защиты урожая от вредителей, зависит от того стоит ли в отчетных показателях цифра о выполнении плана по этим работам в прошлом году. Если стоит в отчетном, то дадут и в текущем. А если не стоит, то и ждать не стоит. Планировать не от чего. Не от чего оттолкнуться. Поэтому все фигуранты, которым эти деньги планирует Госплан и выделяет государство, стараются их оприходовать.
Как это происходит?
Деньги поступили в соответствии с планом. А вредитель не пошел. Не развивается он по погодно-климатическим особенностям этого лета. Но аграрии понимают, что выделенные деньги нужно освоить, потому, что если в следующем году вредитель пойдет, а отчета о потраченных средствах не будет, то и новых денег не будет. Вот тут оба плана, авиаторов и аграриев испытывают взаимное притяжение друг к другу. Вот тут и начинается самое интересное. Как выполняются производственные планы, без какого либо производства.
Прилетают авиаторы. Чехлят в поле самолет. Идут к агроному. Тот говорит:
- Ребята ничего обрабатывать не надо. Лугового мотылька в этом году в нашем районе не предвидится. Вот вам заявки на две тысячи гектаров...отдыхайте.
Ребята естественно отдыхают. Едят шашлык, запивают его добрым вином, а может, чем и покрепче. Но поскольку социализм это не только плановая экономика, а еще и "учет и контроль", то все на учете и под контролем. Поэтому ребята авиаторы не только едят шашлык, но и ежедневно, не расчехляя своего самолета, передают к себе на базу данные о налете и обработанных гектарах. База данные принимает, формирует свои сводки и передает их выше. Второй пилот в это время работает не покладая рук. Нет не за штурвалом. Его задача гораздо ответственнее и филигранней. Две тысячи гектаров, которые подарил агроном. Это объем работы на пять - семь дней и сорок часов налета. Теперь их нужно расписать по ежедневным санитарным нормам налета. А также составить все причитающиеся к сему летные документы: бортлист, кроки и схему обработки участков, расчет по обработке участков, барограмму и хронометраж полетов. Это все работа второго пилота. На то он и второй, чтобы составлять всю эту полетную канцелярию, а также таскать за командиром портфель со всей прочей полетной и технической документацией. Итак, второй пилот, гектары разделил на производительность и получил налет часов. Часы умножил на расход горючего и получил потребное количество авиатоплива. Получилось шесть тонн чистейшего авиационного бензина. Конечно, бензин можно было бы и не везти, поскольку никакие работы выполнять и не собирались. Но поскольку социализм, это контроль и учет, то нужно везти. Чтобы по отчетности все сходилось и количество гектаров, и количество часов и конечно количество потраченного на эти летные часы бензина.
Зафрахтован бензовоз. Привезен бензин.
Бензин пока собственность авиапредприятия, и выдан аграриям на ответственное хранение, пока работает самолет. В нашем же случае привезенный бензин по документам уже истрачен и около бензовоза роятся аграрные начальники. Налетай, да полнее наливай. Заправили "Волгу" директора, УАЗик главного агронома, УАЗик главного инженера, "Москвич" главного зоотехника. Затем пошли руководители помельче: агрономы, бригадиры, полеводы, со своим служебным и личным автотранспортом. Всем хватило, и еще осталось. Подтянулись простые механизаторы со своими мотоциклами и тоже заправились. Наконец потянулось простое население, кому бензин тоже может сгодиться. Осушили бензовоз до дна. Хоть какая, то польза от этих авиахимработ.
Нет, польза от этих авиахимработ конечно же есть, если они выполняются. В нашем же случае речь идет не об авиахимработах, а о плановой экономике на примере авиахимработ.
Так вот две отрасли транспортная, в лице авиаторов, и аграрная в лице руководства совхоза свои планы выполнили. Авиаторы получили свои гектары и часы налета. Аграрии потратили отпущенные деньги и выполнили план по защите растений от вредителей. Но и это еще не все.
Как круги по воде от брошенного камня, так и от содеянного аграриями и авиаторами распространяется, плановое счастье, вовлекая в свою орбиту все новые сферы и области народного хозяйства. Авиационная промышленность получила дополнительные объемы работ по выпуску авиадвигателей и ремонту планеров самолетов, которые вылетали свой ресурс по формулярам налета, хотя по факту не израсходовали его и на четверть. А куда денешься - плановая экономика. Химическая промышленность получила возможность произвести дополнительное количество средств защиты урожая. Нефтяники добыли дополнительное количество нефти. Предприятия нефтепереработки произвели из нее высокооктановый авиационный бензин. Все довольны. Все выполнили свои планы. Экономика успешно развивается. Госплан рапортует Совету министров. Совет министров выпускает документ "Основные направления развития народного хозяйства в отчетном периоде и план на предстоящий период".
Генеральный секретарь ЦК КПСС докладывает с трибуны какого ни будь очередного съезда о замечательных цифрах выполнения и перевыполнения всего и вся в Советском союзе на радость трудящемуся народу под бурные и продолжительные аплодисменты.
А потом, мы удивлялись, почему планы выполняются и перевыполняются и даже с повышенными обязательствами, а в закромах родины от этого никак не прибавляется.
А все потому, что вся страна производила планы, а не продукцию.