Панюшенко Михаил Петрович : другие произведения.

Самурайский меч

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Самурайский меч

   - Дедушка, а что это у тебя за сабля?
   - Это, Кирюш, не сабля, а самурайский меч.
   - А где ты его взял?
   - Купил.
   - А тебя бабушка не наругает?
   - А, почему она должна меня наругать..?
   - Потому, что, ты, дедушка, купил себе меч, а бабушка собиралась купить себе новую норковую шубу. Она даже, с мамой моей, договорилась поехать вместе в Китай за новой шубой.
   - Нет, Кирюш, ты посуди сам... кому покупка важнее, мне или бабушке? Сколько у бабушки шуб?
   - Одна из овечки...
   - Цигейковая значит. Так...
   - Другая - такая черная, в завитой барашек.
   - Так. А третья?
   - Третья у нее норковая.
   - Вот видишь... у бабушки три шубы, а меня ни одного меча. Так, где же справедливость, и кто имеет право на покупку? Да к тому же моя покупка, никак не влияет желание бабушки купить себе еще одну шубу.
   - Ну, дедушка, ты меня запутал... я не знаю.
   А зачем тебе меч? Ты что, хочешь стать самураем?
   - Я хочу повесить этот меч на стену в своем кабинете и, глядя на него, проникнуться самурайским духом. Чтобы стойко переносить те неприятности, которые вы с Владом, твоим старшим братом, мне доставляете.
   - Какие, дедушка?
   - Как какие? А замечания в дневнике, а тройки, а иногда даже и двойки, в тетрадках, а лень и небрежность, при выполнении домашних заданий...
   - А почему ты думаешь, что от этого старого меча, можно проникнуться духом?
   - А потому, Кирюш, что этот старый меч и есть результат терпения, стойкости и силы духа тех, кто его создал.
   - Это как, дедушка?
   - Это так, что он сделан не так, как вы с Владом делаете домашнее задание. Впопыхах и кое-как, когда хотите поскорее убежать на улицу гулять с друзьями. На его изготовление затрачено почти десять лет.
   - Ну, ничего себе, дедушка?!! За десять лет я успею не только домашнее задание выполнить, но и школу окончить. А почему этот меч делали так долго?
   - А потому, что как сказал поэт: "Служенье муз не терпит суеты". Сначала металлические заготовки для будущего меча опускали в болото, чтобы болотная вода растворила плохое железо. И лежало железо в этом болоте целых восемь лет. Через восемь лет процесс очищения металла считался оконченным. Железо извлекали из болота и несли в кузницу. Теперь за него принимался кузнец. Он нагревал металл в горне, до солнечного свечения и стучал по нему тяжелым молотом. Так он делал многократно, то превращая металл в тонкую широкую ленту, то снова сбивал его в плотный комок, а затем снова тонкая лента и снова ком металла. Это примерно, как наша бабушка, когда собирается испечь булочки или пирожки, так поступает с тестом. То раскатает его в тонкий блин, то снова его скатает в ком и снова раскатает тонким слоем. Это у бабушки называется вымесить тесто. И чем лучше бабушка вымесит тесто, тем вкуснее и пышнее будут булочки. Так поступает и кузнец. Только у кузнеца не тесто, а твердый металл. Его задача гораздо труднее. Ему предстоит вымесить этот кусок металла, чтобы очистить его от шлаковых примесей и получить сталь пригодную для изготовления меча.
   - Дедушка, а что это за линии на мече, как будто узоры, на замерзшем стекле зимой.
   - А вот об этом я и хотел тебе рассказать дальше. Это не узоры, а слои металла, которые проявились при шлифовке меча. Если ты обратил внимание, в комнате стоит стол, столешница которого изготовлена из цельного куска дерева. Там тоже под шлифовкой и полировкой видны узоры слоев древесины.
   - Да дедушка, это я знаю. Мы в школе по природоведению проходили... называются годичные кольца древесины. Только меч ведь не из дерева, а из железа... и откуда там кольца взялись?
   - Так вот я и пытаюсь, рассказать тебе как все было дальше.
   - Как, деда?
   - Значит так. После того, как кузнец многократно проковал металл и очистил его от всех ненужных примесей, он приступал к ковке будущих заготовок меча. Для этого металл предназначенный стать мечом, он расковывал в длинные, тонкие заготовки толщиной, как например, фольга от шоколада, а лучше, еще и тоньше - как тетрадный листок.
   - И что, дедушка..? Как же из этой фольги можно меч сделать?
   - А ты не торопись с выводами. Древний мастер знал, что делал.
   Он складывал эту фольгу стопкой, и, раскалив ее на горящих древесных углях, прохаживался по ней тяжелым молотом, пока тонкие слои металлической фольги, снова не превратились в монолитную полосу металла. Затем снова превращал эту полосу в листы фольги и снова складывал вместе и снова проковывал в монолит и так несколько раз. Вот теперь это была настоящая заготовка будущего меча. Теперь тело этой заготовки состояло не из стального монолита, а из скованных между собой тонких листов металла. В некоторых мечах количество слоев доходит до пяти тысяч и более.
   - Ну и зачем ему, кузнецу, было так трудиться? Взял бы железо, да и выковал бы из него меч, и не надо никакой фольги.
   - Э нет, Кирюш... в том то и секрет этого меча, что из-за множества слоев металла в нем, он обладает уникальными свойствами. Ну, чтобы тебе было понятнее возьмем для сравнения одинаковые по толщине дощечки древесины и фанеры. Древесина легко ломается, а вот фанеру, которая тоже состоит из древесины сломать очень сложно. Она гнется, изгибается, но не ломается. А все почему? Потому, что состоит из тонких слоев древесины склеенных между собой. Так и наш меч. Только слои в нем из металла и их очень много. Они и придают мечу те свойства, за которые он и ценен
   - Ух ты... Здорово.
   - Да. Здорово. Но на этой стадии рождение меча еще не окончено. Теперь откованную заготовку меча нужно закалить. Закалить, чтобы меч стал тверже и прочнее стали, из которой он изготовлен. А самое сложное в этой стадии изготовления меча, то, что закалить его нужно так, чтобы острие его стало прочным, как алмаз, а сердцевина меча оставалась мягкой и пластичной. Такой меч в сражении, при ударе о вражеский меч не тупится и не крошится. А если в поединке ему встретится меч выкованный, как ты предлагал "без особого труда", то он будет перерублен настоящим мечом, так же, как летом, ты перерубаешь, прутиком лозы, молодые побеги полыни. Но мы еще не окончили с закалкой меча. Закалка - это нагревание металла до определенной температуры и быстрое его охлаждение, тоже до определенной температуры. У древнего мастера не было современных измерительных приборов и ему приходилось все делать, полагаясь, только на собственные знания и опыт. Но даже опытный мастер не был застрахован от неудачи. Случалось, что в процессе закалки железо не выдерживало и давало трещину. И тогда заготовка выбрасывалась. Весь многолетний труд оказывался уничтоженным. Мастеру приходилось браться за новый меч и все начинать сначала. Пример достойный восхищения и уважения. Терпение и упорство в достижении цели, которые теперь вряд ли встретишь. Вот, ты например, Кирилл, когда делаешь ошибки и исправления в домашнем задании, часто ли переписываешь его снова?
   - Нет, дедушка, это же занимает много времени, и я не успею погулять на улице со своим другом Костей.
   - Вот видишь, дружок, для того чтобы переделывать работу много раз, пока не получишь самый лучший результат, нужно много терпения, упорства и труда. А это не каждому дано. Мастер, ковавший этот меч, обладал этими качествами. Иначе он не создал бы столь совершенное изделие.
   Но и теперь работа над мечом не заканчивалась. Мастер приступал к его отделке. Поверхность клинка шлифовалась до зеркального блеска. На это уходило еще много времени и труда. Шлифование производилось поочередно девятью точильными камнями. От крупного до, мелкозернистого. А последний этап полировки мастер выполнял уже не шлифовальными камнями, а подушечками собственных пальцев, порошком древесного угля. Вот теперь работа кузнеца была завершена, и он передавал голый меч другому мастеру, который должен был изготовить для него одежду.
   - Дедушка, а что значит голый меч и какая у него одежда?
   - Голый - значит обнаженный. Ты, наверное, видел в кино, как командир конного отряда дает команду: "шашки наголо"? И весь отряд конников выхватывает из ножен сабли и с криком ура мчится на врага.
   А одежда у меча - ножны. Вот изготовлением ножен, а также рукояти меча занимался уже другой мастер. Работа хоть и менее сложная и менее трудоемкая, чем ковка лезвия, но не менее ответственная и кропотливая.
   - Деда, а вот здесь на лезвии меча какие-то иероглифы нарисованы.
   - Это имя владельца, самурая, которому меч принадлежал. А на хвостовике клинка, который сейчас скрыт под рукояткой, обозначено и имя мастера, который этот меч выковал. Вот таким образом, наконец, меч полностью готов и вручен владельцу, самураю, для которого он и ковался. Но и теперь этот меч еще не боевое оружие. Для того, чтобы он таковым стал, он должен пройти испытание.
   - Значит, самурай должен был перерубить своим мечом кусок железа, чтобы проверить какой он острый и крепкий, да дедушка?
   - Совершенно наоборот Кирюш. Самурай поступал иначе. Он шел к перекрестку дорог и поджидал появления какого ни-будь крестьянина либо простолюдина. А затем хрясь мечом... и разрубал человека напополам.
   - Дедушка, ну это же нечестно и не по правилам. А самурая за это не наказывали?
   - Не наказывали. Потому, что в средневековой Японии самурай имел право зарубить простолюдина, и ничего ему за это не было. Так что это было по правилам. Такие в те времена были правила. Более сильный мог обидеть и даже убить более слабого.
   - Значит, в старинной Японии у самураев хорошая жизнь была?
   - Не совсем так. Жизнь самурая не была ни легкой, ни веселой. Более или менее были устроены те самураи, которые состояли на службе у сегуна (князя) и должны были в случае необходимости отдать за него жизнь. Другие же самураи, которым не повезло устроиться на службу, влачили порой жалкое существование и были не менее бедны, чем японские крестьяне. Отличало их от крестьян только самурайская гордость, да самурайский меч (катана), который всегда был при самурае и часто составлял единственное его богатство. Даже кимоно и широкие самурайские штаны были у бедных самураев много раз штопаны-перештопаны. Да и к тому же, несмотря на меч, самурай не был в большей безопасности, чем например крестьянин. Крестьянина мог убить самурай безо всякой на то причины, а самурая другой самурай и тоже без всяких оснований. Просто потому, что один воин желал сразиться с другим, чтобы проверить свою удаль и мастерство владения мечом. Поводом для поединка мог стать совершенно незначительный случай: не очень вежливое приветствие или если край одежды одного самурая коснулся одежды другого. А можно было и вообще без повода. Достаточно слегка вынуть меч из ножен и это являлось вызовом противнику на поединок. А побеждал в сражении всегда сильнейший. И этот сильнейший был не всегда сильнее физически, но всегда сильнее духом. Практически результат поединка определялся еще до самого сражения. Тот боец, который спасовал перед противником, усомнился в своей победе, неизбежно погибал от его меча. Удар мечом это завершающая часть поединка. Сам же поединок произошел несколько ранее, когда два самурая с занесенными над головой мечами стоят напротив друг друга и смотрят глаза в глаза. В глазах побежденного читается страх, и свист клинка лишь завершает поединок.
   - Ладно, дедушка, дай мне тоже подержать этот меч.
   - Держи... только осторожно. Он тяжелый и острый.
   Подошел старший брат Кирилла и тоже подержал в руках меч. Подошла мама.
   - Мам, смотри какой меч! Хочешь его подержать?
   - Нет, Кирюш, мне неприятно брать в руки вещь, на которой есть кровь.
   - Мам, это было очень давно, так, что никакой крови не осталось.
   - Бабушка, а тебе нравится меч?
   - Нет, Кирилл, я ничего не понимаю в мечах.
   - Конечно, бабушка, зато ты понимаешь в шубах.
  
   2013
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"