Увлеклись мы с Кириллом Зощенко. Он набирал свои страницы внеклассного чтения, а я подбирал ему наиболее интересное, а иногда и сам читал вслух свои любимые рассказы. Автор рассказывал о времени далеком от нашего. Однако по мере чтения мы замечали, что действия и поступки людей никак не устаревали. А если поместить героев Зощенко в современный антураж, то они ничем не отличались от современных людей. А одна тема, прямо-таки повторилась в нашей жизни. Более того, мы с Кириллом стали участниками этой истории. Случилось наложение сюжета. Вот какой случай описывает Зощенко: "Говорят, граждане, в Америке бани отличные. Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет - мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт. Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику: - Гуд бай,- дескать - присмотри. Только и всего. Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают - стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко! А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно. У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку)...". (М. Зощенко). Наша тема не про баню. Поскольку общественных бань теперь, совсем уж не осталось, по экономическим соображениям. А те что остались перепрофилированы в сауны с номерами и прочими, далеко от банных дел, услугами. Наш рассказ про школу. Однако все по порядку. Приходит как-то Кирилл из школы и пряча лицо, просит меня дать ему большой медный пятак из моей коллекции. Удивляясь нумизматическим интересам внука, спрашиваю зачем ему пятак. - Да так, дедушка... Надо! Раз надо, значит надо. Даю пятак, готовясь одновременно пояснить, что эта монета Екатерины II, отчеканенная в Сибири на Колыванском монетном заводе в одна тысяча семьсот шестьдесят четвертом году по монетной стопе... Однако мои пояснения, совершенно не понадобились, поскольку монету Кирилл использует в более утилитарных целях. Он прикладывает ее левому глазу. - Кирилл, что случилось? - Да, так... Ничего, дед. - Как это ничего? Ну ка покажи мне, что тут у тебя? Вот это да...! Откуда такой фингал? Давай рассказывай. Что случилось? С кем подрался? Кто первый начал? - Да, дедушка, отстань... Все нормально. - Нет не отстань, а давай выкладывай все по-честному. И если я пойму, что сражался ты за правое дело - наказывать тебя не буду. - Ладно...Ну, дело было так ... Стоим мы после уроков в очередь, в школьную раздевалку. А, Дима, толстяк наш, мчится из класса, наперегонки с другими, чтобы успеть занять очередь поближе. Он разогнался, а затормозить уже не может, и с размаху врезается в нашу очередь, прямо в нас с Костиком. Мы с Костяном упали, как кегли в боулинге. Я встал, отряхнулся и смотрю на Диму, когда он извиняться начнет. А он и не думает извиняться только улыбается, да еще и место мое в очереди занял. И тут я понимаю, что никогда не дождусь от него - "сорри". От удара при падении я все перепутал и вот сейчас приходя в себя, вспоминаю, что я не в американской школе, а в нашей муниципальной гимназии Љ1. А в нашей гимназии другие правила, ни как в Америке. У нас, если тебя толкнули, ты должен дать сдачи, потому, что, если не дашь, все тебя будут считать слабаком и никто уважать не будет. Даже мой друг Костик. И тогда, я, стал в боевую стойку и говорю Диме: "Ты что, дебил!?. Попутал? Ты что творишь?" А он мне отвечает: "Сам ты дебил! Сейчас как врежу...". И он мне врезал, а я уклонился от удара, но не совсем. Димкин кулак прошелся по моему лицу. Я взвыл от боли и с яростью набросился на него. От моих ударов он упал. Мы покатились по полу вцепившись в друг друга. Костян и Сергей бросились нас разнимать. Наконец они растащили нас и говорят: "Ну все... Давайте миритесь". Сначала мы не хотели мириться, потому, что я еще недостаточно ему врезал, а он тоже хотел добавить мне еще, и стояли насупившись, друг против друга. Но потом подали-таки друг другу руки в знак примирения, потому что ничья честь не пострадала. - Нда-а-а... Ну, что тут скажешь. Школа!.. Школа жизни, как говорится. А вообще школа школе рознь. "Говорят, граждане, в Америке школы отличные. А у нас школы тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже учиться можно. Не ехать же, всем, в Америку". А мне так и вовсе не американские, а финские школы больше нравятся. Тем более, что это более патриотично и в разрезе основной партийной линии верно. Потому, что в текущем моменте, положительно говорить про Америку не принято. Не в тренде. А финны, ну что с них возьмешь? Финны они и есть финны - чухонцы, короче. Так вот в финских школах мне нравится все то, что не может не понравиться любому нашему школьнику. А поскольку я и сам когда-то был школьником, то мне это тоже очень нравится. Нравится, то, что у них там двоек ученикам не лепят; и вообще никаких отметок не ставят; и домашние задания не задают; и экзаменами школьников не мучают. И в классе, учитель не главный, а только старший товарищ, который помогает справиться с заданием. И к доске учеников не вызывают. А если учитель показывает какой-либо дополнительный материал, а он тебе неинтересен, то можно заниматься своим делом, совершенно не боясь получить замечание. Да и вообще, ученик там, не бесправный школьный изгой, а равноправный участник образовательного процесса. И можно даже сказать - гегемон школьного образования. Нет, у нас школы тоже ничего, но другие. Хотя учиться тоже можно. Правда у нас специфика образования другая. Она на казарме построена. У нас кто главный в казарме? Правильно - старшина. А в школе кто главный? Конечно - преподаватель. "Нам учитель задает трудные задачи". Он же задает, он же и проверяет. И ставит ученикам двойки и тройки. Потому, что он главный в классе. А если что, так он и родителей может вызвать в школу, на ковер, для профилактической беседы. Он главный по казарме, то есть по классу. Он царь и бог. Он может вершить судьбы учеников и даже их родителей. Он имеет в классе своих любимчиков и своих изгоев. Любимчиков он поощряет, а изгоев гнобит. Вот вызов к доске, например: "Машенька, напиши нам пожалуйста формулу воды. Правильно, Машенька, молодец, садись отлично. Так, а что это там у нас в задних рядах?.. Петров, ты что самый умный, что на уроке у меня разговариваешь? Ну раз ты такой умный, то прошу к доске. Яви нам свой ум и знания. Напиши пожалуйста, реакцию кальция в соляной кислоте и определи количество молей образовавшегося вещества. Что, не знаешь, что такое моль? А я кому, на предыдущем уроке объясняла, кому, спрашивается, я вдалбливала эту тему? Не тебе ли Петров и другим подобным тебе дебилам. Но, вы же не слушаете, что вам учитель объясняет, вы занимаетесь своими делами на уроке. Вы черт те чем занимаетесь, только не учебой. Садись - двойка". То есть вызов к доске в нашей школе это не проверка знаний, а публичная экзекуция и унижение провинившихся или просто нелюбимчиков. А еще к ученику можно применить такие воспитательные методы как: написать замечание в дневнике, поставить в угол, выставить за дверь, отправить к директору, пригласить родителей в школу. Все годится для педагогического воспитательного процесса. Но не только школьники ему подвержены. Родители тоже. Кому задаются домашние задания? Думаете детям? Детям тоже, но в основном родителям. Чтобы они, родители эти, придя с работы не отлынивали от образовательного процесса, а окунались в него с головой. А если кто не окунается. Или паче хуже того, отлынивает или не успевает сделать домашнее задание со своим ребенком, того ждет расплата неминуемая и неизбежная. На родительском собрании педагог заклеймит таких родителей позором, и еще раз объяснит, им неразумным, что задача образования полностью лежит на родителях, а в школе, дети получают навыки поведения и дисциплины. Поэтому готовить уроки вместе с детьми долг и обязанность каждого родителя. И вообще, успеваемость детей, тоже обязанность родителей, а не школы. А если, кто не успевает, то это его личные проблемы. Отстающих своих бойцов, отряд, т.е. школа ждать не должен. Он идет вперед не останавливаясь. Вот так у нас поставлен образовательный процесс, в строгости и дисциплине. А как же еще?! Потому, что по разумению наших песталоцци - без дисциплины нет знаний. Ну и вообще грызть гранит науки не легкое дело. Поэтому пусть мучаются и ученики, и их родители. Ну, а как вы хотели? Кому легко в нашем мире, в нашей стране. Мы всегда не ищем легких путей и идем своим особым путем через тернии к звездам. При этом терний нам достается с лихвой, а вот со звездами... как-то не всем везет. Оно бы все ничего, поскольку школа у нас правильная, советская, еще той коммунистической закалки. И все мы воспринимали наш образовательный процесс как правильный, верный и единственно возможный. Только вот маленькая неувязочка вышла. Даже не неувязка, а так, вопрос вдруг откуда-то со стороны, невзначай образовался. Как же это получается, что в финских школах строгости нет, а знания есть? А у нас наоборот - строгости много, а знаний гораздо меньше. Отчего так? Отчего финские школьники на всех международных тестах и олимпиадах всегда занимают первые места?