В четвертом А классе случилась нечаянная радость. Заболела учительница. А потом и весь класс заболел тоже. Нет, не весь класс, но многие дети заболели. Медицинский работник сказала, что превышен порог заболеваемости. Класс закрыли на карантин по гриппу, учебу отменили на две недели. И все дети были счастливы от такого неожиданного удовольствия - не ходить в школу, веселились и прыгали от восторга. Не нужно ходить в школу, не надо писать контрольные и проверочные работы, не надо отвечать у доски, не надо делать уроки. А можно делать то, что хочется, то, что нравиться, то, что интересно. Можно пойти с друзьями на каток, можно в кино, или просто погулять на улице, а можно сделать что-либо интересное своими руками. Именно этим и решил заняться в освободившееся от учебы время, Кирилл. Кирилл любит сделать что-либо своими руками, будь то самолетик, кораблик, или даже... Вообще, Кирилл, конструктор со стажем. Еще в своей дошкольной жизни он много поконструировал с конструктором "Лего". Затем от малых конструктивных форм он перешел к большим, которые водились у дяди Игоря на стоянке. Это были большие настоящие автомобили, которые уже не бегали по дороге, а были источником запчастей для других автомобилей. Из этого материала Кирилл и решил собрать свой гоночный автомобиль. Для этого нужно было взять недостающие части с одних автомобилей и собрать на другом, одном, которому и предстояло стать гоночным автомобилем. За время строительства своего автомобиля, Кирилл многое успел. Подобрал недостающие: руль, капот, аккумулятор, и раздумывал над тем, как ему оснастить свой автомобиль дополнительными техническими штучками, чтобы он мог не только передвигаться по шоссе, но плавать в воде и под водой, а еще и летать как самолет. Но для полетов, не нашлось авиационных крыльев, и эту затею пришлось оставить. А затем и вовсе отложить конструирование на неопределенное время. Закончилось лето, наступил сентябрь, и Кирилл пошел в первый класс. Теперь, он не принадлежал себе. Он полностью принадлежал школе, и даже если уходил после окончания занятий домой, все равно он принадлежал школе, потому, что и дома школа не оставляла его в покое, требуя выполнять домашние задания, готовить проекты, заучивать на память стихи, читать страницы. А еще нужно было ходить в спортивную секцию и на занятия по английскому. Так, что свободного времени у него совсем не оставалось. Наоборот его катастрофически не хватало, чтобы все успеть. И вот теперь, совершенно случайно, это свободное время появилось.
- Дедушка, а у нас учительница заболела! - поделился своей радостью Кирилл. - Мне кажется, Кирилл, что радоваться, тому, что кто-то заболел, что кому-то плохо, это не совсем хорошо, вернее совсем нехорошо - заметил дедушка. - Дедушка, да ты не понял, я же радуюсь не потому, что учительнице плохо, а потому что мне хорошо. Ну что тут скажешь, что возразишь. Дети потому и дети, что они искренни. Они еще не научились лукавить и скрывать свои чувства за словами, как это делаем мы взрослые. Однако, как правило, всякая нечаянная радость бывает неполной и недолгой. На всякую бочку меда всегда найдется своя ложка дегтя. Так и в случае с Кириллом. Мама совершенно не собиралась разделить с сыном его радость. Наоборот, она даже огорчилась, что целых две недели не будет занятий. - И как вы все это будете потом наверстывать? - забеспокоилась она. - Да ладно, мам... - попытался отвлечь маму, от неправильного течения мыслей, Кирилл. - Нет, не ладно - снова не согласилась мама. - Сейчас я посмотрю твой электронный дневник.
И посмотрела. И увидела... И то, что она там увидела, никак не порадовало Кирилла, а наоборот огорчило. В дневнике домашние задания были расписаны наперед и до конца карантина.
- Вот видишь - сказала мама. - Какие гулянья!? Работать надо! Ты можешь освоить заданный материал за час, за день, за неделю. А когда задания, будут тобой пройдены, можешь заниматься своими делами, сколько тебе заблагорассудится.
- Ну, мам... - пытался возражать, Кирилл - так у меня никакого свободного времени не останется.
- Все зависит от тебя. Чем скорее справишься с заданием, тем скорее освободишься - не пошла на сделку с Кириллом мама.
Тут нужно сказать, что в воспитании Кирилла основную роль играют женщины: мама, бабушка, школьная учительница, тренер по плаванию. Нет, мужчины тоже принимают участие, но это не воспитательно-образовательная повинность, а скорее мужской клуб по интересам. С папой можно поехать на рыбалку. С дядей, младшим папиным братом, можно пойти в баню. С дядей Игорем, маминым братом, хорошо покататься на горных лыжах. Ну а с дедушкой, можно пойти в гараж и там пилить, строгать, паять, а если, что-либо не получается, привлечь на помощь самого дедушку.
С женщинами все не так. Здесь строгость и еще раз строгость. Школьная учительница очень строгая и не прощает никаких ошибок, и всегда фиксирует их в школьном дневнике Кирилла: "не работал на уроке", "разговаривал с Федоровым", "забыл дома тетрадку по математике". А дома, мама, читает эти записи и становится еще более строгой, чем сама учительница. Кирилл видит, как мамино лицо становится жестким, ее добрые глаза, колючими, а в голосе появляется металлический тембр.
- Ну и объясни мне, - глядя в упор на Кирилла, спрашивает мама - когда я перестану получать подобные записи, когда, ты наконец станешь собранным и организованным.
- Мам, ну я же не виноват - пытается оправдаться Кирилл - я же не разговаривал...я только "стиралку" у Кости попросил... а, она сразу...дневник на стол...
- Нет, ты виноват. Виноват тем, что отвлекался на уроке и виноват тем, что не взял свою резинку, а значит и к уроку не был готов - продолжает экзекуцию мама.
Но мама она потому и мама, что она не всегда бывает строгая. Она еще бывает очень доброй и ласковой:
- Мам, я написал контрольную по русскому на отлично!
- Я, люблю тебя сын!
- Мам, без единой ошибки.
- Я, очень сильно тебя люблю - говорит мама.
А вот учительница младших классов, Иринванна, она не мама, поэтому она бывает только строгой и никогда, доброй и ласковой. А еще она делит свой класс на: отличников, хорошистов и троечников. Но дети понимают, что что такое деление условное и не совсем верное. Они делят класс по-своему: на сильных и слабых, и тех, кто может за себя постоять, и дать сдачи. За четыре года эти группы сложились и определились, и каждый знает свое место в коллективе, или точнее стае. Слабые не задирают сильных, да и те, кто, может дать сдачи, тоже не нарываются. Но стычки происходят постоянно. Как правило в своей категории. Но иногда они выходят и за пределы установленного "табеля о рангах". Случается, это, как правило, когда сильный, пытается достать более слабого, потому, что он сильный и ему все позволено.
- Однажды на перемене, - рассказывает Кирилл - Платон, он сильный мальчик и спортсмен, начал наезжать на Уклейкина. А Уклейкин слабак, и драться не умеет, а к тому же он еще и ботаник, и не понимает, как себя вести в драке. А Платон, он на него лезет и лезет, а Уклейкин, размахнулся и заехал Платону, и разбил ему нос. Платон взревел от боли и начал молотить Уклейкина обоими кулаками, как боксер грушу. Мы поняли, что Платон сейчас убьет Уклейкина и бросились его удерживать. А Платон, когда он рассвирепеет, его не удержишь. Мы втроем на него набросились, чтобы удержать, а он всех нас разбросал. Мы валяемся на полу, а он добивает Уклейкина. И тут в класс входит Ирина Ивановна, и говорит: "А что это здесь у вас происходит? Немедленно прекратить. Почему меня не позвали?.." А мы втроем встаем с пола, отряхиваемся и говорим: "Так, Иринванна, мы сами хотели справиться".
- Так - говорит Ирина Ивановнаа - все... дневники, ко мне на стол! И Уклейкин тоже. Но мы то понимаем, что Уклейкин то, совсем не виноват, его чуть не убили, а ему тоже дневник нести... Это потом мы поняли, что Иринванна нарочно потребовала дневник Уклейкина. Это чтобы поднять его статус, чтобы он был наказан наравне с нами, чтобы мы в своей среде - тех, кто умеет за себя постоять и может дать сдачи, посчитали его равным себе. Но, уловка Иринванны не прошла. Статус нельзя дать, его нужно заработать, а потом в постоянных сражениях, неоднократно подтверждать и отстаивать. Вообще Иринванна строгий учитель и не любит, когда дети отвлекаются на что-либо иное, кроме учебы. Когда Кирилл, прибегает в класс с опозданием, и пытается оправдаться, что он задержался на тренировке по плаванию, потому, что тренер их не отпускала, Иринванна строго его отчитывает и говорит, что слушать больше не может этих оправданий про тренировки. Она ревнует его к этим спортивным занятиям. А тренер по плаванию наоборот, считает, что спорту нужно больше уделять сил и времени, даже учебой нужно жертвовать. А мама считает, что и учебе нужно уделять достаточно времени, и спортом заниматься серьезно. И она тоже ревнует Кирилла к другим мальчикам, которым в соревнованиях удается занимать более высокие места, чем Кириллу. Потому, что мама хочет гордится своим сыном и соревнуется с другими мамами, своими подругами, у которых сыновья, как и Кирилл занимаются плаванием. И вот всем этим строгим тетенькам: учительнице, тренеру, маме, бабушке Кирилл всегда что-то должен. Учительнице, должен хорошо себя вести, не опаздывать на уроки и правильно выполнять домашние задания. Тренеру, должен показывать результаты, и полностью выкладываться на тренировках. Маме, должен хорошо учится и занимать призовые места на соревнованиях. Бабушке, должен отвечать по подготовке к урокам. И только себе Кирилл ничего не должен. Потому, что он себе не принадлежит. Все его время и его самого забрали себе эти строгие тети. Забрали все себе и не оставили ничего Кириллу. Ну совсем не остается свободного времени, чтобы заняться любимым делом - что ни-будь поконструировать. Нет, все же Кириллу удалось, благодаря, нежданным каникулам, выкроить немного времени и заняться любимым делом: строгать, пилить, клеить, завинчивать, заизоленчивать, и вот пожалуйста результат - пистолет, который стреляет как настоящий. Для этого понадобилась порожняя бабушкина туба из-под таблеток, папина зажигалка, старый игрушечный пистолет, ну и всякие проволочки, изоленты и другие подручные материалы. А теперь, если в камеру сгорания, которая раньше была тубой из-под таблеток впрыснуть немного маминых духов, а в ствол, который соединен с камерой сгорания забить ядро из пластмассового шарика, а затем нажать на курок, который соединен с пьезо-элементом, то в камере сгорания произойдет взрыв, и шарик из ствола вылетит как снаряд из пушки. Тут главное прицеливаться получше, чтобы не разбить любимую бабушкину вазу, или фарфоровую статуэтку. Да, в квартире, почаще проветривать, потому, что сгораемое взрывчатое вещество дает не совсем приятный запах. От маминых духов еще ничего, а вот от папиного лосьона после бритья, пороховые газы пахнут не совсем приятно. Поэтому бабушка, возмущается стрельбой в квартире, приказывает Кириллу, прекратить немедленно это безобразие. - Бабушка, ты только попробуй, как стреляет, мой пистолет - пытается привлечь на свою сторону, бабушку, Кирилл. - Не хочу я стрелять, - строго говорит ему бабушка - и ты прекращай. Конечно жаль, что бабушка не согласилась пострелять. Это, наверное, потому, что она ничего не понимает в пистолетах. В блинчиках и котлетах она понимает, а в пистолетах совершенно не разбирается. Другое дело дедушка. Он понимает. Когда дедушка увидел пистолет он сразу удивился и восхитился:
- Ух ты! Здорово - сказал дедушка - можно мне из него выстрелить? - Конечно, деда, сейчас я заряжу тебе его мамиными духами - с радостью, принялся Кирилл, демонстрировать свое изделие. - Вот, держи. Видишь, вот сюда нужно смотреть, чтобы прицеливаться, а сюда нажимать, чтобы пистолет выстрелил. Дедушка прицелился и выстрелил... - Кирилл, я же просила тебя не стрелять - ворвалась в комнату, бабушка.
- А я и не стрелял - лукаво глядя на бабушку ответил Кирилл.
- Это я стрелял - сознался дедушка. - Ну вот, не ожидала... деда, и ты туда же...ну право, как маленькие... - отчитала мужчин бабушка и ушла к себе на кухню. Бабушку понять можно, она озабочена порядком в квартире. Но понять мужчин бабушке невозможно. Потому, что она никогда не была мальчиком и, как и дедушка не мастерила в детстве свои пистолеты. Вот. Затем у Кирилла закончился карантин, и он снова пошел в школу: писать контрольные, отвечать у доски, получать записи в дневнике и объясняться с мамой. Началась обычная школьная жизнь. Это как новая страница в школьной тетрадке. Открываешь ее и думаешь, ну все, на этой странице, буду писать красиво, чисто и без ошибок. Но к средине страницы или даже раньше, помимо твоей воли появляются и помарки, и ошибки и повторяется все то, что было на предыдущих страницах. Так и в школьной жизни. Думаешь, не буду получать замечания от учителя, не буду забывать ластики и карандаши, не буду огорчать маму. Буду прилежным учеником и отличником. Но ничего не меняется и все повторяется, к сожалению. И только каникулы, особенно летние, скрашивают тяжелую школьную жизнь.