Панюшенко Михаил Петрович : другие произведения.

Власть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Власть

   Власть преступна по определению! Абсолютная власть преступна абсолютно. Суть власти состоит в праве сильного, грабить слабого.
   Образ власти в моих юношеских впечатлениях - плакатик, с изображением членов политбюро ЦК КПСС. Этакие почтенные старцы, все в одинаковых черных костюмах и галстуках выстроенные в несколько рядов. Во главе с первым секретарем ЦК КПСС - главным в этом коллективном портрете власти. Эта власть уже в те годы не внушала уважения. Но и ненависти к себе, еще не вызывала. Нам всю жизнь внушали, что власть, это эти мудрые дяди, ежедневно и ежечасно заботящиеся о нашем с вами благе.
   Но, власть другая - подлая, беспринципная, алчная. Как сказал Козьма Прутков "Зри в корень". Давайте последуем совету этого мудрого автора и посмотрим в корень власти. Нашей российской власти с самого ее исторического зарождения. Тем более, что и повод к этому у нас есть. Совершенно недавно наша страна отметила 1150 - летие российской государственности. А государство и власть это, как говорится две стороны одной медали. Государство - инструмент власти. Вот и давайте вернемся на 1150 лет назад и посмотрим на ту власть, из которой и выросла нынешняя.
   В те далекие времена территории, на которых проживали наши предки славяне (поляне, древляне, радимичи, кривичи...) не имели государственности. И эти территории, как и другие земли Европы, подвергались набегам викингов, ради грабежа и военной добычи. Со временем предводители этих шаек поняли, что более эффективно грабить окрестное население не набегами, а постоянным присутствием на ограбляемых землях. И вот уже двое предводителей варягов Аскольд и Дир захватывают город полян Киев и распространяют свою власть на полян. Но долго править им в Киеве не пришлось. Их соотечественник Олег, еще не Вещий, подлым и обманным путем убивает своих сородичей и сам вокняжается в Киеве. Как видим, власть не только произрастает из преступности, но и сама является носителем преступности.
   И вот наш Олег, распространяя свою власть на окружающие племена и народы, в 883 году покоряет древлян, в 884 северян и в 885 приходит к радимичам.
   "Кому дань даете"? - спрашивает он у радимичей. А радимичи отвечают - хазарам. - Давайте мне давать будете - говорит им Олег.
  -- "И посла к радимичем, река: "Кому дань даеть?" Они же ръша: "Козаромъ". И рече имъ Олегъ: "Не дайте козаромъ, но мнъ давайте". И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша" (Повесть Времянных Лет)
   Радимичи - не слабые ребята и за свое постоять могут и Олега послать, куда подальше тоже. Но, в то же время, заботясь о своих интересах, и желая их обеспечить с минимальными для себя потерями, они ведут с Олегом примерно такой разговор:
   - Братан, да нам по фигу кому дань давать (лукавили, конечно). Тебе или хазаром. Но ты разберись сначала с этими хазарами, а то и тебе и им, платить нам не с руки.
   Олегу ничего не остается, как разобраться с хазарами. "Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам; их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам. (А.С. Пушкин).
   Власть хочет грабить податное население единолично и не терпит рядом другого грабителя - вот вам и основы государственности.
   Уже следующий князь, Игорь, обеспечивая свою власть практически, собирает дань с древлян. Сбор дани это обычный грабеж, ничем не регламентированный - возьму, что хочу и сколько хочу. Собрав дань и отправившись с ней домой, Игорь, вдруг принимает решение пособирать еще: "Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.
   Как видим, на примере Игоря, подвластное население не всегда согласно со своей властью, и при необходимости готово оппонировать ей достаточно жестко.
   В случае древлян и Игоря, это первый общественный договор власти и общества. Поскольку, несмотря на репрессии Ольги, жены Игоря, против древлян, сбор дани после этого случая был регламентирован в количественном выражении.
   Вообще подвластное население всегда было в оппозиции к власти, а при случае и входило с ней в вооруженное противостояние. Последнюю попытку освободиться от власти предприняли радимичи, но были разбиты войском киевского князя Владимира Святославовича. Власть торжествует, государственность укрепляется. И так торжествуя и укрепляясь, доукреплялась она до абсолютной власти Ивана Грозного. Настолько абсолютной и настолько грозной, что кровь лилась рекой, а головы летели не только у бояр, но и у простых смердов. Буйству необузданной, одуревшей от своей власти власти не было предела. Разорялись не только села, но и целые города вырезались напрочь, как это было с Великим Новгородом. Но и того было мало. По стране скакали отряды опричников, разоряя еще чудом уцелевшее. Страна лежала в руинах не от нашествия ужасных врагов, а от деяний собственной власти. Со смертью Ивана грозного - носителя этой власти, население, да и страна в целом погрузилась в оцепенение - признавая любую власть и не признавая никакой. Начался период смутного времени на Руси. Однако Русь и ее государственность выжили и сохранились не благодаря власти, но вопреки ей. Прошло еще несколько веков и власть российских государей, продолжалась с уменьшающейся степенью жестокости. Но случился октябрьский переворот, и власть государей, досталась проходимцам - авантюристам, которые заявили, что они впервые в мире создали справедливое государство с властью рабочих и крестьян. Однако это справедливое государство и власть обернулись для всего населения ужасом похлеще Грозного с его опричниной. Миллионы расстрелянных, десятки миллионов в лагерях. Остальные еще не отнесенные ни к той, ни к другой категории ожидали своей участи, нервно вздрагивая по ночам и прислушиваясь к шуму каждого автомобиля - не за мной ли..? Но вот окончилась и эта людоедская власть. Ну, наконец-то вздохнем свободно в нашем новом демократическом "Арканаре". Но не тут то было. Власть на то и власть, что она всегда стремиться к власти полной, абсолютной и несменяемой. Чуть расслабилось общество, не навязало власти свой общественный договор, как древляне Игорю и вот те нате вам, пожалуйста. "Не было никогда и вот опять снова" как говаривал незабвенный Виктор Степанович. Опять и снова диктат власти над обществом, правом, законом. Властный отъем собственности и даже жизни. Мы скатились в такую средневековую Японию, где каждый сегун не только сам владел собственностью и жизнью своих подданных, но и делегировал такое право своим самураям. Любой самурай мог беспричинно и безнаказанно убить любого простолюдина по причине плохого настроения или чтобы испытать свой новый меч.
   Несменяемая и абсолютная власть, как правило, становится людоедской по форме правления. А в некоторых случаях она становится такой еще и по гастрономическим предпочтениям диктатора. Как это случалось в Либерии или Центрально Африканской Республике, где правитель последней, Бокасса, любил закусить своими подданными в виде лангета или отбивной с кровью.
   Ну что еще можно сказать о власти. Либо нам "дорогим россиянам" по воле злой судьбы, достается такая власть, либо мы не достойны лучшей?
   Апрель 2013
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"