Панюшенко Михаил Петрович : другие произведения.

Внеклассное чтение 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Внеклассное чтение II
  И вот, опять, снова. Снова надо читать это внеклассное чтение. Только, разобрался Кирилл с чтением за прошлый год, и вот уже летние каникулы и надо читать заданное на новый учебный год. Каникулы они и есть каникулы. Как говорится, заслужили. Но эта школа и эти взрослые все умудряются испортить. Сами летом не отдыхают и детям не дают. Они даже не понимают, что лето создано для отдыха и сидят себе на работе, вместо того, чтобы ехать на море. И детям они тоже пытаются испортить каникулы - безусловный и заслуженный праздник. Конечно, можно было бы послать все это и ничего не читать. Так некоторые и делают. Но только не Кирилл. И не потому, что он самый правильный ученик. А потому, что за этим следят родители, да еще и дедушка достает. Ему, видишь ли, нравится чтение заданное Кириллу на лето. Так, что не отвертеться никак.
  - С чего начнем? - спрашивает дедушка.
  Кирилл просматривает весь список, и правильно рассудив, что завещания длинными не бывают, выбирает "Завещание Ярослав Мудрого сыновьям".
  - Хорошо, пусть будет "Завещание..." - соглашается дедушка.
  - Сейчас, дедушка, я в интернете погуглю.
  - Ничего не надо гуглить. Возьми с полки книгу, "Изборник" называется. Там найдешь. Кстати, это сборник древнерусских текстов, там параллельно идет текст на старославянском, так что, заодно, поймешь, как звучал язык наших предков тысячу лет назад.
  - Нет, деда - полистав книгу - заявил Кирилл.
  - Чего нет?
  - Завещания, деда, нет.
  - Покажи, ты, наверное, невнимательно смотрел.
  - На, посмотри. Нет никакого завещания.
  Смотрит дедушка, и тоже не находит.
  - Как же так - думает дедушка - неужели не вошло в "Изборник..."? Ну, что-ж...Коли так, давай теперь в интернете поищем. Интернет выдает кучу ссылок, и ни одной, адресованной к первоисточнику. Смотрим дальше. Так вот в чем дело!? Оказывается, нет, и не было никакого первоисточника. Потому, что Ярослав не писал никакого "Завещания...".
  Сам то, ты, что знаешь об этом князе?
  - Знаю, что полный отморозок был князь. Всех своих братьев замочил, чтобы самому захватить отцовский престол.
  - Откуда, ты, это знаешь?
  - Учитель по истории рассказывал.
  - Удивительно... Обычно учителя рассказывают, то, что написано в учебнике. А в учебнике, бывает, написана полная ахинея: то про "Ледовое побоище", которое поставил режиссер Эйзенштейн, для большей зрелищности своего кино; то про 28 панфиловцев, которых выдумал военный корреспондент, и тоже сняли кино; то, про вот это вот, завещание Ярослава.
  Как тут не вспомнить Ленина: "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино". Что и подтверждается лишний раз уже в наше время, поскольку кино для нас не только "важнейшее из искусств", но и историческая летопись, по которой, мы, в массе своей, и усваиваем историю Отечества. Не зря православные активисты, возбудились против фильма "Матильда". Они понимают, что в памяти потомков сохранятся не исторические документы, а вот этот образ Николая II из фильма А.Учителя. Так и с нашим, Мудрым князем. Завещания не писал, а оно есть, и даже рекомендовано к изучению в школах, как документ потрясающей силы.
  Справедливости ради, стоит сказать, что завещание придумали уже после смерти Ярослава, и даже после смерти его внуков. Летописец, писавший "Повесть времянных лет", спустя столетия, решил, что негоже русскому князю оставаться в истории, негодяем-братоубийцей, и решил подправить его имидж, вписав в текст, слова завещания, якобы сказанные князем. Вот полный текст завещания, кстати, ты не ошибся в своем предположении, он достаточно краток: "Вот я отхожу, от этого света, дети мои! любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и от одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу: слушайтесь его, как меня слушались, пусть он будет вам вместо меня".
  - Как сам-то думаешь, мог князь сказать такие слова?
  - Не знаю...
  - Думается, что мог, но тогда это был бы уже не Ярослав, а какой-то другой человек. Для того, чтобы сказать такие слова, нужно иметь моральное право, подкрепленное делами, чего у князя естественно не было, отчего он и не говорил подобных завещаний.
  Вот на этом мы можем и закончить с "Завещанием...". Читай остальные произведения из своего списка, а потом мы обсудим прочитанное.
  Прошло энное количество времени и Кирилл пришел с отчетом о прочитанном.
  - Ну, докладывай о своих успехах! - с радостью встретил его, дедушка.
  - Тебе, как..? Рассказать о прочитанном, или просто перечислить?
  - И перечислить, и рассказать, и обсудить. С чего начнем?
  - С хоббита.
  - Хорошо, давай с хоббита.
  - Мне сказка про хоббита понравилась, а маме, когда она читала в детстве эту книжку, было скучно. Вот.
  - Я уже давно хоббита не перечитывал, так, что у меня выпали из памяти многие подробности из жизни и приключений этого забавного человечка с волосатыми ногами. Поэтому, я не буду задавать тебе вопросов, и мы перейдем к следующему произведению.
  - Следующий - "Дон Кихот Ламанчийский".
  - Не Ламанчийский, а Ламанчский. Ну, и, что ты можешь рассказать о Дон Кихоте?
  - Он был полный придурок. Он так начитался рыцарских романов, что даже умер от этого чтения.
  - Насколько, я, понимаю, тебе участь Дон Кихота не грозит. Ты не умрешь от чтения.
  - Нет, конечно, если только, ты, дедушка, да еще мама, не будете силой заставлять меня читать.
  - Ладно, поехали дальше.
  - Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
  Эти, вообще, дураки. Поссорились из-за ружья, и судятся. А сами уже и забыли, из-за чего судятся.
  - Получается все герои дураки, один ты умный. Тогда, коль такой умный, скажи мне, кто написал эту повесть?
  - Вчера еще помнил, а сегодня немножко забыл. Задай мне наводящий вопрос, и я вспомню.
  - Хорошо, вспомни, кто написал повесть, в которой семинаристы дерутся подушками, пока в класс не войдет преподаватель, а на рынке, "богословы всегда любили брать только на пробу и притом целою горстью".
  - Горький..?
  - Как говорится на вашем сленге - "низачот". Единственное, что меня утешает, это то, что тебе не грозит участь сойти с ума от книг, как это случилось с известным тебе героем. Гоголь это написал. Всегда, в начале произведения стоит фамилия автора. Автора нужно помнить и знать.
  Едем дальше.
  - "Билет на планету Транай".
  - Хорошо, рассказывай.
  - Это произведение запомнилось мне...
  - Вот этого, не надо, дружок. Давай своими словами. Не стоит талдычить то, что, ты, вычитал об этой повести из интернета. Расскажи мне, о прочитанном, своими словами.
  - Прикольная повесть, и планета прикольная. Там все, не совсем, как у нас.
  - Нет, давай сначала предположим, что, я, не знаю о чем эта повесть, и ты должен ввести меня в курс дела. Так сказать познакомить с кратким содержанием. Вот с этого давай и начнем.
  - Гудмэн, житель Земли, услышал от старого "космического волка", что на окраине вселенной есть планета, на которой уже много веков нет ни войн, ни преступности, ни нищеты. А на Земле его все уже достало, поэтому он полетел на эту планету. А на планете, этой, и в самом деле были прикольные порядки. Там у главного президента, на стене, в кабинете, висит винтовка с оптическим прицелом. И как только президент увидит в окно чувака, который его критикует и не уважает, он берет его на прицел. Ба-бах и нету вредного чувака. А, президенту за это ничего не будет. Потому, что имеет право, отстреливать преступников без суда и следствия.
  - Тут, дружочек, ты, немного не прав. Президент на планете Транай имеет право отстреливать преступников, а не политических противников. А кроме права у него есть и ответственность. Вот об этом, я хочу, чтобы ты мне рассказал.
  - Да, деда, об этом, я, хотел сказать позже, но раз ты хочешь, расскажу сейчас. У тамошнего президента есть на шее медальон, который взрывается, если количество дислайков превысит количество лайков. А лайки и дислайки ему ставят жители планеты, за его дела. Вот прикинь, деда, если бы у нас были такие правила... Вот, например, сидит наш президент в телевизоре и общается с народом, на всякие вопросы отвечает...
  - Так... отвечает, и...
  - Я хотел сказать, как пример, что он отвечает и получает за это лайки. Вот, девочка, задает ему вопрос, что она хочет завести собаку, а родители ей не разрешают...Что делать? А, президент отвечает ей, что нужно разрешить. И все довольны и счастливы: и девочка, и родители девочки, и президент. Потому, что ответ на этот вопрос принес ему много лайков и повысил его рейтинг.
  Но, вот старушка, задает другой вопрос: "Почему цены в магазинах растут, а пенсия нет"? И президент отвечает. Он хочет и старушку не обидеть и лайки получить, поэтому отвечает, что все не так плохо, а будет еще лучше. А другие старушки, сидящие у телевизора, смотрят этот ответ и он им не нравится, они понимают, что не доживут до лучше. Тогда они хватаются за свои пульты и нажимают на них красную кнопку, отправляя президенту очередной дислайк. Таких недовольных старушек так много, что количество дислайков превышает количество лайков, и медальон на шее у президента взрывается прямо в студии. И все!.. Пишем объявление в газету: "Требуется новый президент".
  - Браво! Ты здорово нафантазировал. Так здорово, что мне хочется продолжить.
   Хорошо, допустим, что так случилось, что количество дизлайков оказалось несовместимым с жизнью президента и требуется новый президент. И, вот тут у нас образуется, совершенно удивительная картина. Не нужно ни ЦИКов, ни избирательных бюллетеней, ни самих выборов, никаких расходов, никаких фальсификаций. Просто объявляем: "Желающий увенчать себя медальоном президента, плис, пожалуйста, на подиум". Но оказывается, что желающих, получить главную должность в стране не находится. Тогда идем по персоналиям. Предлагаем наиболее известным в стране политикам, принять на себя бразды правления страной: "Владимир Вольфович, вы столько лет, лидер партии, столько раз участвовали в выборах президента... вот он ваш шанс. Или вы, Григорий Алексеевич, самый образованный и популярный политик... кому как не вам провести в стране необходимые реформы?.. А вы, Геннадий Андреевич, не хотите снова построить коммунизм в отдельно взятой стране? Не хотите... жаль".
  Вот и получается, и так, и так, нехорошо. В одном случае переизбыток, а во втором, недостаток претендентов в президенты. А вообще, автор в своей повести размышляет о том, возможно ли более гармоничное устройство социума, нежели то которое принято на земле. Он замечательно фантазирует на тему баланса власти верховного правителя и его зависимости от воли каждого рядового гражданина страны. Фантазирует, и не находит ответа как лучше, оставляя возможность нам самим сравнивать и размышлять. Вот и скажи мне, что ты по этому поводу думаешь и размышляешь?
  - Я, размышляю, когда это было написано.
  - Написано это в 1955 году, когда мне, твоему дедушке, было в три раза меньше, чем тебе сейчас.
  - И что, деда, в твоем детстве, у вас, уже тогда, были смартфоны?
  - С чего, ты, это взял?
  - Ну, вот же, в книжке сказано про андроид. Андроид, это же система, на которой сделаны наши смартфоны.
  - Ах, вот в чем дело... Технологии ушли так далеко, что мы с тобой разговариваем на разных языках, или точнее, один и тот же термин, для нас обозначает совершенно разные понятия. В моей детской, да и взрослой жизни, андроид, (в переводе с греческого - человек) обозначал человеко-подобного робота, а никак не операционную систему для смартфонов и планшетов. Но мы, кажется, отвлеклись от самой повести и ушли несколько в сторону. Давай еще раз. О чем эта повесть?
  - О политике.
  - Наверное, не совсем так, хотя в принципе верно. О политике написана любая книга. Даже "Сказка о попе и его работнике Балде", издаваемая в серии " От трех до пяти". Не зря диктаторы, во все времена, запрещали книги и даже сжигали их на кострах. Необразованным народом легче управлять. Однако, после этого, их страны погружались в мракобесие и отсталость. Не миновала подобной участи и наша с тобой страна. Но, не будем, о печальном. Будем читать больше хороших книг, чтобы хотя бы твое поколение, наконец-то отыскало то социальное устройство, которое обеспечит на земле счастливое и достойное существование, всему человечеству. Но для этого нужно читать и учиться. Потому, что образованный человек думает о том как создать: айфон, адронный коллайдер, "Вояджер" или автомобиль "Тесла", тем самым улучшает не только свою жизнь, но и жизнь всего человечества. А, неграмотный, думает, что добыть деньги и материальные блага, можно, если отнять их у того, у кого они есть. Мыслить созидательно он не может в силу неразвитости интеллекта. Он руководствуется инстинктом древнего человека - отнять. Поэтому он берет автомат Калашникова и идет грабить банк, магазин, квартиру, или морские суда, проходящие в Аденском заливе.
  Мало-помалу, список для внеклассного чтения, к радости Кирилла, подошел к концу. Осталось добить "Янки...". "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура". Этой книги не было на дедушкиной полке и Кириллу нужно было идти в библиотеку. Всякие неотложные и более интересные дела, нежели поход в библиотеку, мешали Кириллу добыть эту книгу. А когда он, наконец, принес ее из библиотеки, подоспел отпуск родителей. Они собрались ехать на пару недель к морю. А, Кириллу было объявлено, что он, как не справившийся с внеклассным чтением, остается дома с бабушкой и дедушкой, и будет исправлять свой недочет, вернее, недочИт.
  Такая ситуация, Кирилла, совершенно не устраивала. Он знал о предстоящей поездке и готовился к ней заранее. Ласты, трубка, маска и гидрокостюм, уже давно лежали у него в рюкзаке. И вот, оказывается, все напрасно. Обидно, из-за какого-то янки, не попасть в этом сезоне на море. Но безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть, тем более, если его хорошенько поискать. Кирилл, включил соображалку, и тоже нашел свой выход.
  - Мам, а давай поступим так... Я возьму с собой книжку на море и там ее прочитаю - озвучил свое предложение, Кирилл.
  Мама, сделав на лице, выражение задумчивости, и выдержав для порядка паузу, согласилась - Только обещай мне точно - сказала она.
  - Конечно, мам, обещаю - обрадовался Кирилл.
  Прошло две недели. Закончились морские каникулы Кирилла с родителями. Отдых удался. Все вернулись домой, отдохнувшими, загорелыми, с массой положительных впечатлений. А, Кирилл, еще и с книгой под мышкой, которую он так и не прочитал. Нет, он по-честному, предпринял несколько попыток прочитать на пляже эту книгу, о чем свидетельствовали песчинки, застрявшие между страницами. Но, не вышло... Жизнь за пределами книжных страниц, была интереснее и увлекательнее и постоянно отвлекала от чтения.
  - Ну, что, дружочек?.. Цейтнот?.. До школы несколько дней, а книга так и не прочитана... Что делать то будем? - вмешался дедушка. - Полагаю, нам придется попытаться совершить отрыв от последней плиты аэродрома, как говорят у нас в авиации. Книга серьезная и, я готов тебе помочь с ней справиться. Будем читать в две руки. Главу ты, главу я. До тех пор, пока не закончим. Согласен?
  - Да, деда, согласен. Начинай.
  - Не наглей, дружочек. Читай вслух, чтобы я мог насладиться твоим чтением и сделать замечания об ошибках в ударениях и произношении, потому, что текст достаточно сложный для восприятия, вашим поколением. А те главы, которые буду читать я, ты мне будешь пересказывать. Это для того, чтобы пока я читаю, ты не дремал и не уносился мыслями в эмпиреи.
  В две руки, в два дня, Кирилл, с дедушкой осилили "Янки...".
  - Хорошо, а теперь перескажи мне вкратце прочитанное.
  - Один чувак, янки из Коннектикута, в драке получил удар по голове. А когда очнулся, обнаружил себя сидящим под деревом, а на него, с копьем наперевес, скал рыцарь, который взял его в плен. Янки, сначала подумал, что это цирк или это сумасшедший, одевший на себя латы древнего рыцаря. Но потом он понял, что попал в Англию шестого века, ко двору короля Артура. Сначала его собирались сжечь на костре, но он избежал смерти, тем, что объявил себя колдуном способным погасить солнце, заранее зная о наступлении солнечного затмения. Потом он подружился с королем, и они вдвоем, переодевшись в простолюдинов, отправились путешествовать по Англии и испытали много приключений. Их брали в плен, продавали в рабство, хотели повесить. Но они спаслись благодаря знаниям и находчивости янки. Когда они вернулись снова ко двору, король устроил рыцарский турнир, на котором янки победил всех рыцарей с помощью современного оружия. Он хотел, чтобы с рыцарством было покончено навсегда. Он хотел преобразовать Англию шестого века, в современное ему государство. Он построил железные дороги, фабрики, телефон, учил знать и простолюдинов умываться, пытался сделать нравы людей лучше. Но потом король Артур погиб на турнире и у янки не стало союзника и защитника, а попы, недовольные всем новым, устроили против него войну и напустили на него всех рыцарей. Всех рыцарей он уничтожил с помощью электротока и современного оружия. Но и сам он, тоже погиб, смертельно раненый одним из рыцарей, которому хотел оказать помощь. Так, не сделал он, из Англии шестого века, Англию девятнадцатого века. Вот.
  - Ну, в общем, верно. Хотя, то, что ты рассказал, только поверхностная фабула повести. Содержательное ее наполнение гораздо глубже. Можно сказать, что она, как хороший торт, состоит из множества слоев. Тебе открылся один слой - авантюрно-приключенческий. А все, гораздо сложнее. Даже жаль, что книгу не читают взрослые, считая ее детской. Хотя может и правильно, что не читают, потому, что если бы книгу прочли попы, они тут же оскорбились бы в своих чувствах и потребовали бы, ее запретить. Как они любят запрещать кино, спектакли и, иное, свободное от мракобесия, творчество. Ну да ладно с попами, надеюсь, доживем до тех времен, когда этого сословия совсем не будет в нашем социуме. Вернемся к книге. Вот несколько цитат:
  "Становится стыдно за свой народ, когда подумаешь, какие мыльные пузыри постоянно восседали на его тронах без всякого права и основания и какие третьесортные людишки считались его аристократией; если бы всех этих монархов и вельмож предоставить самим себе, как предоставлены себе куда более достойные люди, они никогда не выбились бы из нищеты и неизвестности".
  - Тебе, это, наверное, ни о чем не говорит, а, тем не менее, сентенция Марка Твена, вполне применима к нашей сегодняшней власти. Или, вот еще одна цитата:
   "Большая часть британского народа при короле Артуре состояла из рабов, самых настоящих; они так рабами и назывались и в знак рабства носили железные ошейники; остальные тоже, в сущности, были рабы, хотя не назывались рабами, - они воображали себя свободными людьми, и их именовали: "свободные люди". По правде говоря, вся нация в целом существовала только для того, чтобы пресмыкаться перед королем, церковью и знатью, чтобы рабски служить им, чтобы проливать за них кровь, чтобы, умирая с голоду, кормить их, чтобы, работая, предоставить им возможность забавляться, чтобы, терпя нужду и горе, делать их счастливыми, чтобы, ходя голыми, дать им возможность носить шелка и драгоценные каменья, чтобы, платя налоги, избавить их от необходимости платить, чтобы, слыша от них только брань в течение всей своей жизни, позволять знатным кичиться и чувствовать себя земными богами. И в благодарность получать только побои и презрение; впрочем, они так привыкли к своей приниженности, что даже такое проявление внимания принимали за честь".
  - Написано про народ короля Артура. А если приложить это к народу современной России?..
  - А вот еще одна цитата. О праве выбора:
   "Эти бедные мнимо свободные люди, разделившие со мной завтрак и беседу, столь смиренно чтили короля, церковь и знать, что худшего не мог бы пожелать им и их злейший враг. Мне было смешно и грустно смотреть на них. Я спросил их, могут ли они представить себе народ, который, обладая правом свободного выбора, выбрал бы в правители одну семью, с тем чтобы ее потомки во веки веков властвовали над ним, независимо от того, будут ли они даровитыми людьми или болванами, и с тем, чтобы никакая другая семья, в том числе и семья избирателя, никогда не могла бы уже достичь такого могущества; а также выбрал бы несколько сотен семейств с тем, чтобы вознести их на головокружительную высоту и украсить оскорбительными для других, передающимися по наследству почестями и привилегиями, и с тем, чтобы все остальные семьи в стране, в том числе и семьи избирателя, этих почестей и привилегий были лишены?
  Они выслушали меня равнодушно и ответили, что ничего этого не знают, что никогда об этом не думали и что они не могут вообразить себе страну, в которой народ имеет право высказывать свое мнение о делах государственных. Я ответил, что видел один такой народ и что он не потеряет своих прав до тех пор, пока не введет у себя единую господствующую церковь. Они опять выслушали меня равнодушно. Но вдруг один из них посмотрел мне в лицо и попросил повторить то, что я сказал, повторить медленно, чтобы он мог понять. Я повторил. Он скоро понял меня, стукнул кулаком и заявил, что, по его мнению, народ, имеющий право выбора, никогда добровольно не опустится в такую грязь и что ограбить народ, отняв у него право выбора, - тягчайшее из всех преступлений".
  Это тоже наводит на размышление, имеем ли мы в России право выбора, или имеем фейковые выборы?
  - И еще цитата из нашего Сэмуэла Клеменса:
  "Видите ли, я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина - это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным; учреждения же - нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от холода, болезни и смерти. Быть верным тряпкам, прославлять тряпки, преклоняться перед тряпками, умирать за тряпки - это глупая верность, животная верность, монархическая, монархиями изобретенная; пусть она и останется при монархиях. А я родом из Коннектикута, в конституции которого сказано, что "вся политическая власть принадлежит народу и все свободные правительства учреждаются для блага народа и держатся его авторитетом; и народ имеет неоспоримое и неотъемлемое право во всякое время изменять форму правления, как найдет нужным".
  Автор, талантлив настолько, что сам о том не догадываясь, обладает даром предвидения, почти как известный всем Нострадамус. Вот, чего только стоит его несколько фраз из текста: "Человек всегда остается человеком. Века притеснений я гнета не могут вытравить в нем человека. Тот, кто полагает, что это ошибка, сам ошибается. Да, любой народ таит в себе достаточно сил, чтобы создать республику, даже такой угнетенный народ, как русский, и такой робкий и нерешительный, как немецкий; выведите его из состояния покоя, и он затопчет в грязь любой трон и любую знать. Мы еще увидим многое, будем же надеяться и верить".
  - Не зря он выделил эти два народа, и поставил их рядом. Немцы (Маркс и Энгельс) придумали "Манифест Коммунистической партии", а русские, вооруженные этим манифестом, расфигачили свою страну и поубивали множество своего народа, немцы тоже поубивали, только чужого, хотя и не из-за "Манифеста...". Немцы, прошли процесс очищения от красно-коричневой чумы, а мы, пока болтаемся между православием, самодержавием и "духовными скрепами". Видимо немцы прочли эти строчки из Марка Твена. А нам всем стоит прочитать. И как можно скорее, пока попы нам этого не запретили.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"