Панков Юрий Васильевич: другие произведения.

Российско-американские отношения на современном этапе: Военно-политический аспект

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 3.46*11  Ваша оценка:

 Наша книжная лавка  Наша книжная лавка
  Российско-американские отношения на современном этапе: Военно-политический аспект
  
  
  СОДЕРЖАНИЕ
  
  Введение 3-14
  Глава I. Ретроспектива российско - американских отношений в последнее десятилетие XX века 14-44
  1.1. От конфронтации к партнёрству. Россия и США. 14-24
  1.2. Обострение отношений Россия - США. Основные проблемы 24-44
  Глава II. Договор СНВ-2 и проблема ратификации в российско - американских отношениях 44-57
  Глава III. Договор по ПРО в контексте российско - американских отношениях 57-70
  Заключение 70-73
  Приложения 73-88
  Список источников и литературы 88-94
  
  Введение
  За последнее десятилетие 20-го века произошли большие изменения в политической карте Европы. Развал СССР привел к тому, что мир перестал делиться на две системы. Еще несколько лет назад СССР играл роль своеобразного противовеса США, и это создавало известную стабильность в мире, хотя и основанную на взаимном сдерживании и взаимном устрашении.
   В 1991г. этот баланс оказался разрушен. После более чем полувека биполярного противостояния в мире остался лишь один гигант - Соединенные Штаты Америки. Крушение СССР лишило США конкурента в военной сфере. Сейчас лидерство в мировом сообществе, бесспорно, принадлежит Америке. Превосходя любое другое государство в военном, экономическом, научно-техническом и информационном отношении, США все более решительно определяют международные отношения, пытаются влиять на внутренние дела других стран, задают политический климат всей планете. Но так было не всегда Андрей Громыко, министр иностранных дел Советского Союза с 1957 по 1985 год, как-то утверждал, что ни одна сколько-нибудь значимая международная проблема не может быть разрешена "без Советского Союза или вопреки - ему". Главным содержанием советской внешней политики в годы, когда ее возглавлял Громыко, было неуклонное противостояние Западу. Что же касается его масштабов, утверждение Громыко было исполненным самодовольства, но верным. Москва возможно, и не имела права вето по любой международной проблеме, но ее конфликт с Западом, конечно, чувствовался в любом уголке мира. После краха коммунизма в Европе внешняя политика государства - правопреемника Советского Союза - России - сильно ограничена в масштабах влияния.
   Российская внешняя политика решительно отличается от советской внешней политики, потому что новая Россия радикально отличается от старого Советского Союза. География России иная: страна уменьшилась в размерах: то, что было западными и южными провинциями СССР до 1992года, теперь - независимые государства. Советский Союз посвятил себя реализации заповедей амбициозной и тщательно разработанной идеологии. В новой России марксизм - ленинизм в его советской форме мертв. Советский Союз располагал громадным военно-промышленным комплексом: значительная часть его экономики служила военным целям. Вооруженные силы новой России не столь многочисленны, они слабее, а ее военная промышленность намного меньше, чем у советского предшественника.
   Первые шаги в посткоммунистической российской внешней политике фактически начались еще в советском периоде. Она была нововведением последнего советского лидера Михаила Горбачева, плодом его "нового мышления". Горбачев отверг основу коммунистического мышления и поставил на ее место общечеловеческие интересы, объединяющие все народы и прежде всего - мир.
   В то время, как советские лидеры настаивали, что все страны, попавшие под коммунистическое правление должны оставаться коммунистическими, - Горбачев утверждал, что каждая страна имеет право избирать свою собственную международную ориентацию и внутреннюю политическую систему.
   Наконец Горбачев пришел к выводу, что в ядерный век национальная безопасность должна быть взаимной. Ни США, ни СССР, говорил он, не могли надеяться получить решающее военное превосходство над своим соперником. Этот вывод открыл дорогу соглашениям, решительным образом, сократившим вооружения, накопленные Соединенными Штатами и Советским Союзом на протяжении четырех десятилетий. Центральное место среди этих соглашений занимают Договора по ПРО и СНВ-2. Однако, этим важным документам играющим большую роль в развитии российско-американских отношений посвящено очень мало работ в нашей стране. Фундаментальных исследований, посвященных Договору по ПРО и СНВ-2 нет, а в периодической печати этим вопросам уделяется относительно мало внимания.
   Цель исследования - проанализировать военно-политический аспект российско-американских отношений и в частности проследить судьбу Договоров по ПРО и СНВ-2. Выявить основные противоречия между Москвой и Вашингтоном и показать их влияние на развитие российско-американских отношений на современном этапе.
   Хронологические рамки исследования - последнее десятилетие 20-го века - срок президентского правления Билла Клинтона в Америке и Бориса Ельцина в России.
   Этот отрезок времени выбран не случайно, 1991г.- это конец советского периода истории нашей Родины и начало нового этапа в развитии России. А последний год президентства Клинтона совпал с последним годом 20-го столетия.
   В работе мы попытаемся:
  1. Проследить развитие отношений России и США, обратив внимание на факторы, которые способствовали обострению российско-американских отношений.
  2. Рассмотреть проблемы ратификации Договора СНВ-2.
  3. Определить значение Договора по ПРО в контексте российско-американских отношений.
  В качестве источника нами были использованы документы внешней политики США, такие как "Стратегия национальной безопасности США 1994-1995 г.г." и "Стратегия национальной безопасности 1997г." . "Стратегию ..." президент Америки ежегодно представляет в конгресс в качестве документа, определяющего цели, задачи, направления американской администрации в сфере внешней и военной политики на ближайший год. В "Стратегии ..." прослеживаются основные аспекты и конкретные шаги внешней политики. В исследовании российско-американских отношений эти документы предоставляют несомненную ценность, так как в них расширение НАТО на Восток - один из важнейших факторов, повлиявший на обострение отношений США и России, признается частью национальной безопасности США. Важная группа источников - выступления, статьи, интервью высокопоставленных представителей американской администрации, участвовавших в разработке внешнеполитической стратегии страны. Статьи бывших государственных секретарей США: М.Олбрайт, У. Кристофера позволяет выявить особую роль расширения НАТО на Восток.
  Работа З Бжезинского "Великая шахматная доска" рассказывает об Америке как "единственной сверхдержаве" и раскрывает способы, которыми можно удержать и упрочить ее исключительное положение. Он ясно показывает положение и роль России в современном мире. Книга З. Бжезинского, одного из кузнецов американской внешней политики, - это поиск новой стратегии мирового господства США.
  Несомненную источниковую ценность представляют статьи Р. Холбрука , С. Тэлбота , занимавших должность помощника и заместителя гос. секретаря в 1995г. Весь смысл статьи Р. Холбрука - подтвердить важность присутствия США в Европе - для европейской безопасности.
  С. Тэлбот подробно рассказывает о причинах, последствиях, возможностях расширения НАТО.
  Особое место занимает статья Линтона Брукса, бывшего руководителя американской делегации на переговорах по Договору СНВ-1 и участника переговоров по Договору СНВ-2. Л. Брукс приводит аргументы за ратификацию СНВ-2. Он рассматривает положительные и отрицательные стороны Договора и приходит к выводу, что ратификация договора отвечает интересам как США, так и России. Он считает Договор СНВ-2 важнейшим шагом в ХХI век.
  Большой интерес представляет книга авторитетного американского специалиста Дмитрия Саймса "После распада Россия ищет свое место как великая держава" Саймс оценивает итоги политики администрации Клинтона в отношении России. И делает вывод, что для администрации Клинтона было важнее сохранение послушного правительства в Москве сегодня, чем создание прочных связей с Россией основанных на взаимных интересах и уважении.
  Особое значение имеет информация взятая нами из работ американских ученных, профессоров университетов по проблемам внешней политики. Многие ученные в прошлом занимали высокие посты в государственных структурах США, к мнению которых и сейчас прислушивается администрация Вашангтона. Нами были исследованы работы М. Мандельбаума - профессора американской внешней политики в школе Международных исследований имени Дж. Хопкина, в прошлом был советником Б. Клинтона по внешней политике, У. Одома - руководителя исследовании по национальной безопасности в Гудзонском институте, Д. Мэтлока - бывшего посла в Москве, ученого и историка, Д.Росса- директора управления планирования политики госдепартамента США, Б Скаукрофта - Президента Внешнеполитического фонда "Forum for Internati onal Policy", был советником в администрациях Форда и Буша, Д. Спайдера - профессора Колумбийского университета. Выше указанные авторы, анализируя международную обстановку, указывают на необходимость тех или иных политических решений руководства Белого дома. Отвечая на вопрос, стоит ли обращать внимание на позицию России по отношению расширения НАТО, авторы отвечают - нет. США не должны упустить шанс еще больше расширить сферу своего влияния.
  Особо хотим отметить работу Николаса О. Берри - профессора политики и международных отношений Уринсонского колледжа, штат Пенсильвания. В своей статье "Почему американскую внешнюю политику так трудно понять" он показывает факторы, влияющие на формирование американской внешней политики. Но особый интерес в статье представляют выводы автора о первенстве Америки в мировом сообществе. Николас О. Берри прямо призывает все другие страны "ориентироваться на Вашингтон"
  В качестве источников по внешней политике России были использованы следующие документы: Концепция внешней политики Российской Федерации; Концепция национальной безопасности Российской Федерации, 17.12.1997г.; Лиссабонский протокол; Договор СНВ-2; Документы встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с Президентом США Б. Клинтоном в Хельсинки 21 марта 1997г.; Документы встречи Президента РФ. Б.Н. Ельцина с Президентом США Б. Клинтоном в Нью-Йорке 26 сентября 1997г.; Кэмп-Дэвидская декларация Президента Буша и Президента Ельцина о новых отношениях. 01 февраля 1992г. российско- американского партнерства и дружбы, 17 июля 1992г.; Ванкуверская декларация. 4 апреля 1993г.; Московская декларация Президента РФ Б. Ельцина и Президента США Б. Клинтона о важности российско-американского сотрудничества. 14.01.1994г.; Совместное заявление Президентов РФ и США об общих вызовах безопасности на рубеже XXIвека. 2 сентября 1998г, а также Договор по ПРО 1972 года. Отечественную историографию по проблеме российско-американских отношений в последнее десятилетие 20-го века можно разделить на два периода:
  1. Период1992-1195 г.г. - сохраняется ориентация на стратегическое партнерство с Америкой.
  2. Период 1995-2000г.г. - характеризуется принятием идеи многомерного мира в официальной стратегии Российской Федерации. США уже не рассматриваются, как единственный партнер России.
  Анализ работ, опубликованных в 1992-1998гг., отражает эволюцию взглядов российских ученных и тех подходов, которые оказывали и продолжают оказывать влияние на выработку российского внешнеполитического курса. Основными проблемами, которые обсуждаются в академическом и политическом сообществе России остаются следующие: оценка изменений, происходящих в международных отношениях после окончания эпохи биполярности, определение характера складывающейся мировой системы и места в ней Российский Федерации; определение интересов России и приоритетов ее внешнеполитической деятельности.
  В 1992г. авторитетный специалист в области международных отношений С.М. Рогов писал, что мир возвращается к нормальному состоянию, так как исторически многополярная система международных отношений является типичным случаем, нормой, а биполярность - исключение из правил. Однако, ученый подчеркнул, что это не дает оснований для оптимизма, поскольку многополярный мир сложно сохранять длительное время в стабильном состоянии.
  В первый период развития российско-американских отношений Америка рассматривалась в качестве "естественного союзника" новой реформированной России, и поначалу казалось, что США готовы поддержать такой подход: были подписаны Кэмп-Дэвидская декларация в феврале 1992 г., Хартия российско-американского партнерства и дружбы в июне 1992г., Ванкуверская декларация в апреле 1993г., провозгласившая стратегическое партнерство США и России.
  Однако, вскоре произошел определенный "откат" от позитивный достижений начала 1990-х годов, что позволило отдельным ученным в России и США говорить об "упущенных возможностях, предоставленных мирным окончанием холодной войны".
  В историографии второго периода большой пласт работ посвящен дискуссии о роли Америки и России в грядущем столетии. Эти дискуссии все более стали вестись в категориях геостратегии, а именно, о роли Соединенных Штатов - как единственной сверхдержавы и "империи современного типа" и о роли России, в новом, изменившемся мире.
  В этой связи интересна мысль, высказанная авторитетным специалистом в области международных отношений А.Д. Богатуровым, который считает, что следует хотя бы отчасти "заземлить" наши представления о текущей ситуации и признать, что современные международные отношения более укладываются в форму "плюралистической одномерности" при неоспоримом лидерстве США, которые остаются опорой указанной структуры.
  Задача России, считает А.Д. Богатуров, состоит в том, чтобы не только найти свое место в меняющейся системе, отвечающее параметрам Российского государства и его национальным интересам и его национальным интересам, но и сделать так, что бы новая международная структура стала менее однополярной.
  Весьма распространена точка зрения, согласно которой Российской Федерации не следует излишне акцентировать свое внимание на США, как на единственного партнера, так как в современном многополярном мире для России одинаково важны и другие направления внешней политики. Такой точки зрения придерживаются: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН Сергей Михайлович Самуйлов; доктор исторических наук, академик Академии военных наук, главный исследователь ИСКРАН Давыдов Юрий Петрович ; и другие.
  Работы, непосредственно анализирующие русско - американские отношения в последнее десятилетие затрагивают несколько аспектов. Одна из наиболее обсуждаемых проблем - расширение НАТО на восток, как одно из основных разногласий между Россией и США. Наибольший интерес вызывают работы кандидата исторических наук П.Е. Смирнова, директора ИСКРАН Рогова С.М, кандидата исторических наук, старшего советника Департамента по разоружению и контролю за военными технологиями МИД РФ В.Д. Козина. Авторы подробно рассматривают причины расширения НАТО и последствия этого шага. Изучение исследований вышеназванных авторов позволяет нам понять, почему этот вопрос является одним из главных разногласий между Америкой и Россией. Исследователи признают зависимость США от России в вопросе расширения НАТО на восток в начале 90-х годов, однако к середине 90-х годов, отмечают авторы, российский фактор никак не влияет на решение, расширяться или нет.
  Много исследований посвящено политике Америки в Югославии. Ученные называют этот прецедент, как один из основных моментов, повлиявших на развития российско-американских отношений. Из множества исследований эту тему можно отметить работы кандидата исторических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН Н.К.. Арбатовой; начальника отдела Четвертого департамента стран СНГ МИД России С.И.Чернявского; третьего секретаря Четвертого европейского департамента МИД России В. Кружкова. Авторы отмечают стремление США стать мировым лидером и то, что Америка все меньше интересуется мнением России по любым международным вопросам.
  Особую группу исследований составляют работы, всесторонне рассматривающие Договор по ПРО и СНВ-2 в контексте российско-американских отношений.
  Среди исследователей немного ученных уделяли внимание этим проблемам. Можно выделить исследование аспиранта ИСКРАН Г.Б. Корсакова. Он всесторонне изучил Договор по ПРО 1972г. и его влияние на внешнюю политику России и Америки.
  Важными в понимании политики Вашингтона в отношении России за последнее десятилетие двадцатого века явились работы авторов: А. Коновалова, С.М. Рогова, В.И. Батюк. В этом ряду выделяются исследования С. М. Рогова. Исследование подводит итоги политики администрации Клинтона. В работе особое внимание уделено развитию российско-американских отношений. А Коновалов анализирует причины разногласий России и Америки.
  В. И. Батюк исследует межгосударственные и межправительственные соглашения, заключенные США и Россией в 1992 - 1996 годах и сравнивает их с договорами, заключенными в Советский период.
  Заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук Ю.М. Мельников характеризует российско-американские отношения в постсоветский период автор анализирует разногласия, возникшие между Россией и Америкой и делает вывод, что в будущем отношения между Москвой и Вашингтоном должны строится на взаимной заинтересованности.
  Несомненную ценность представляет работа В. Любецкого. Автор анализирует эволюцию ядерной политики США в 1991-2000 гг.
  В качестве источников были привлечены периодические издания. Журналы: "США: экономика, политика, идеология". (С 1999 года "США и Канада: экономика, политика, культура"), "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Новая и Новейшая история", "За рубежом", американская газета "Нью-Йорк Таймс" на русском языке. На страницах указанных изданий опубликованы интервью с ведущими государственными деятелями США, хроника интересующих нас событий. Также часто печатались цитаты из внешнеполитических документов США, соглашения, договоры с другими сторонами.
  Историография российско-американских отношений поссоветского периода имеет ряд недостатков. Мало исследована военная экономика России и Америки, почти нет работ, анализирующих Договор СНВ-2. Договор по ПРО рассмотрел только аспирант ИСКРАН Г.Б. Корсаков. Это создаёт трудности в процессе изучения проблемы.
 Наша книжная лавка 
Оценка: 3.46*11  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Казакова "Жена-королева"(Любовное фэнтези) Т.Кошкина "Академия Алых песков. Проклятье ректора"(Любовное фэнтези) С.Суббота "Шесть секретов мисс Недотроги"(Любовное фэнтези) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Д.Толкачев "Калитка в бездну"(Научная фантастика) В.Коновалов "Чернокнижник-3. Ключ от преисподней"(ЛитРПГ) А.Вичурин "Ник "Бот@ник""(Постапокалипсис) О.Валентеева "Проклятие лилий"(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"