Панков Юрий Васильевич : другие произведения.

Мифотворчество как внеинституциональный механизм военной мемуаристики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материалы к ...

  Мифотворчество как внеинституциональный механизм военной мемуаристики
  
  Мифотворчество - один из подводных камней военной мемуаристики как кульутры.
  Мифотворчество, получив авторитет письменного текста, углубляло личностный характер военных мемуаров через приобретение статуса практического руководства, как для самих авторов, так и для читателей (пользователей) аналогичного рода. Текст воспоминаний начинал определять жизненную позицию и поведение, как читательской аудитории, так и самого создателя в большей степени.
  Культурная мифология в военной мемуаристике характеризуется не только наличием индивидуальных мифов для личного пользования, но и переходом на уровень коллективов и общества в целом. Заново переживая события военных лет, исправляя их в соотетствии с современными трактовками и взглядами на жизнь, мемуарист невольно ставит себя на место других людей, преувеличивая положительное и преуменьшая отрицательное. Человек выстраивает относительно себя миф, а весь массив мифов в текстах военной мемуаристики формирует определенную культуру мифотворчества в этой сфере. Причем наряду со случайными элементами мифотворчества возникает и уровень моделирования "моей жизни".
  Е. Е. Приказчикова отмечает, что для первой трети 19 в. в качестве примера "мифа моей жизни" могут быть рассмотрены "Военные записки" Д. В. Давыдова. Его военные мемуары построены таким образом, что освещают самые "выигрышные", самые поэтические страницы биографии поэта и партизана. В целом в них осуществляется романтическое моделирование личности автора, точнее, попытка перенести лирического героя своей "гусарской лирики" в военно-мемуарную прозу, осознание себя "самой поэтической фигурой русской армии". Записки начинаются встречей с великим А.В. Суворовым, благословившим его выиграть три сражения, и кончаются победоносными компаниями 1812-1814 годов, куда он, по его собственным словам, навсегда "врубил" свое имя. (См.: Приказчикова Е. Е. "Записки" майора М. В. Данилова как образец утопии-эвспихии русского Просвещения // Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет". - Вып. 1. / Гл. ред. С.И. Ермоленко; отв. ред. Е.Ю. Шер. - Екатеринбург, 2013. - 253 с. - С. 5-21. - С. 8).
  Важная особенность военной мемуаристики (и мемуароведения) заключалась в подведении читателя околовоенных мемуаров к пониманию соотношения документальной достоверности текста и его приближенности к литературным произведениям в контексте мифотворчества.
  Приведем пример. П. П. Свиньин - российский путешественник, писатель, журналист, художник, основатель журнала "Отечественные записки". Он родился в 1787 г. в семье отставного лейтенанта флота. После обучения в Благородном пансионе при Московском университете он поступил в МИД, в 1811-1813 гг. служил в русской миссии в Филадельфии, был переводчиком на судне экспедиции адмирала Д. Н. Синявина. В 1815 г. он издал "Опыт живописных путешествий по Северной Америке", в 1817 г. - "Ежедневные записки в Лондоне", в 1818 г. - "Воспоминания о флоте". Примечательны характеристика его мемуаротворчества, данная уже в названии статьи В. Мильчиной "Честный лжец", и литературная привычка приукрашивать действительность. (См.: Мильчина В. А. Честный лжец П.П. Свиньин. Американские дневники и письма (1811−1813) / В. А. Мильчина // Отечественные записки. - 2005. - Љ 5. - С. 559-631).
  Обращаясь к сопоставлению и противопоставлению военноориентированных образов Александра I ("победителя", "освободителя", "Отца Отечества") и Наполеона Бонапарта ("враг", "злодей", "побежденный"), он постоянно балансирует в выстраивании повествования вокруг фигуры того или другого императора и самого себя. В способе подачи информации о французском императоре превалировало подтверждение авторских мыслей различными легендами, историями, мнениями обычных людей. Противопоставление главных героев "Ежедневных записок" было ориентировано в пользу описания личности российского императора Александра I, либо в пользу государственного устройства России.
  (Подробнее см.: Свиньин, П. П. Ежедневные записки в Лондоне / П. П. Свиньин. - СПб.: Типография Императорского Воспитательного Дома, 1817. - 273 с.; С. И. Солодкин. Образы Александра I и Наполеона Бонапарта в "Ежедневных записках в Лондоне" П. П. Свиньина // Мировая литература глазами современной молодежи: сборник материалов междунар. студенческой научно-практической конференции, 25 ноября 2016 г. / науч. ред. С.В. Рудакова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. - 396 с. - С. 85-90; Приказчикова, Е. Е. Русская мемуаристика XVIII - I первой трети XIX века: имена и пути развития / Е. Е. Приказчикова. - Екатеринбург: Уральского ун-та, 2006. - 384 с.; Тартаковский, А. Г. 1812 год и русская мемуаристика / А. Г. Татарковский. - М.: Наука, 1980. - 288 с.; Тартаковский, А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX вв.: от рукописи к книге / А. Г. Татарковский. - М.: Наука, 1991. - 288 с.).
   Прочие книги
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"