Панова Мария Витальевна : другие произведения.

Психологический портрет убийцы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исследовательская работа по произведениям Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы". Выполнена для XVI Апрельских Юношеских чтений, которые проходят в Старой Руссе.


Исследовательская работа на тему:

"Психологический портрет убийцы"

(по произведениям "Преступление и Наказание" и "Братья Карамазовы")

2014

  
  
  
   Хотелось бы начать со слов философа Соловьёва: "А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением". (Три речи в память Достоевского. 1881-1883). Мне кажется, эти слова лучше всего отражают суть отношения Фёдора Михайловича к миру. Он был удивительно милосерден и человеколюбив. Тогда почему же в его произведениях так часто речь идёт об ужаснейшем из человеческих грехов - убийстве? Почему Достоевский так часто думал об этом?
   "Основные характерные черты лиц, совершающих насильственные преступления, - дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Для их поведения характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний, примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средство разрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты - самооправдание ими своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства." (Юридическая психология А.М. Бандурка). Именно такой психологический портрет человека-убийцы рисует нам Достоевский, чей писательский талант объединяет в себе и юридические, и психологические знания, и богатый опыт, и безусловные способности к тонкому наблюдению, проникновению в человеческую душу.
   В романе "Преступление и Наказание" четко прослеживается путь человека, который становится преступником. Психологи утверждают, что, как правило, все основные наклонности человека закладываются в детстве. Можно ли утверждать это в отношении Родиона Раскольникова? Думаю, что это вполне имеет место быть. Он был старшим и любимым сыном у родителей, после смерти отца мать и сестра возлагают на него большие надежды, даже могут принести себя в жертву, они готовы на все ради будущего Родиона, рассчитывают на то, что он получит хорошее образование, их любовь к нему безгранична. "Ты наше все, вся надежда наша, упование наше" - и мать, и сестра выделяют его, превозносят выше себя и остальных, и это не могло не породить в Раскольникове некого тщеславия, чувства собственной значимости.
   Ещё один фактор, имеющий большое значение в формировании характера героя - то, что в университете Родиона Раскольникова "ужасно увлек Наполеон". Увлечённый этой, безусловно, неординарной личностью, Раскольников выделил две категории людей: "твари дрожащие" и "право имеющие". Скорее всего, именно с этого момента и начинается становление убийцы. "Умысел возникает во время мышления" - и чем больше Раскольников думает о том, к какой группе относится, тем глубже он в этой мысли увязает. Большое значение в том, склонен ли человек к тому, чтобы стать убийцей, имеет темперамент и характер. Объект наших исследований имеет склонность к депрессивному состоянию, самолюбив, горделив, замкнут, упрям. Стоит обратить внимание, что идя по улице, Раскольников постоянно думает о том, что все на него смотрят, обсуждают, смеются, в каждом он видит врага и угрозу. И после совершения преступления Раскольникову кажется, что все знают о содеянном им. С одной стороны, наверное, это характерно для человека, который впервые совершил убийство: совесть его ещё жива и не может так просто примириться с содеянным. А с другой стороны, в отношении Раскольникова я рискну предположить, что все перечисленное свидетельствует о паранойе. Следовательно, он имеет либо психические недуги, либо поражение головного мозга.
   Если проанализировать сцену преступления и отметить поведение и чувства Раскольникова, то, безусловно, можно заметить, что ему оно дается нелегко. Он все делает словно во сне. Раскольников не маньяк, он не наслаждается насилием, а переступает через себя, совершая его. В нем словно ведут борьбу две личности, одной из которых руководят эмоции и душа, а другой разум и цинизм.
   Родион Раскольников, как мы теперь видим, всего лишь обычный человек, кем бы он себя ни возомнил в своем "помутнении". В нем произошел диссонанс "хорошего" и "плохого", его теория потерпела крах, и погубила своего создателя.
   Роман "Преступление и Наказание" является трактатом по психологии и образу мышления преступника. По сути, в повествовании очень немного места отводится самому действию, основное внимание уделено чувствам и мыслям Раскольникова. Но только так мы может понять героя. Читая, невозможно не стать Родионом, мы сливаемся с его образом и переживаем то, что переживает он -- это и помогает нам понять мотивы его преступления. А также "Преступление и наказание" - роман о том, что самые жестокие преступления происходят в человеческой душе. И она же, душа человека, подвергается и самому суровому наказанию.
   В романе "Братья Карамазовы" мы не следим за событиями от лица одного лишь преступника, мы его словно и не замечаем вовсе. Повествование строится, в основном, от лиц трех братьев.
   Фёдора Павловича Карамазова многие недолюбливали, и у многих был мотив убийства, в том числе и у Ивана, который презирал и ненавидел отца, хоть и не демонстрировал это так явно, как старший брат Дмитрий. А Алеша пытался загнать тайные помыслы поглубже в себя. Но все они могли бы быть потенциальными преступниками, это создает в романе дополнительную интригу. Так почему же убийцей стал именно Павел Смердяков, у которого совсем и не было видимых причин? Хоть он и пытается переложить вину со своих плеч на плечи Ивана -- вряд ли это может быть правдой. Но все же стоит отметить, что теоретиком всего преступления был Иван. Именно он продумывал каждую деталь убийства в своем сознании и делился этими мыслями с лакеем и другими братьями.
   Павел Смердяков -- незаконный сын Федора Карамазова и юродивой Елизаветы Смердящей. Склонности к насилию проявились у него еще в детстве (издевательство над животными -- в большинстве случаев, насилие над людьми начинается именно с этого). У Павла были приступы падучей болезни (эпилепсии). Тяжелое детство и заболевание сформировали нестабильную личность. Кроме того, Смердяков обладал собственной "теорией" (тут нельзя не провести аналогию с "теорией" Родиона Раскольникова), он легко оправдывал любое злодеяние, имел извращенную любовь к надругательству и унижению. Смердяков -- человек без морали и нравственных устоев.
   Личность преступника Смердякова формируется под влиянием низкого уровня социального развития: проблемами в семье, при контакте с другими людьми, от недостатка образования. Не стоит забывать, что внебрачный сын не был признан отцом, не имел никакого другого значения в доме, кроме как роли лакея и повара. А он был корыстен и хотел жить лучше. Наверное, неудовлетворенность личных потребностей во многом стала почвой для убийства.
   Я думаю, что Павел Смердяков совершил бы преступление в любом случае, так уже заложено в его личности с детства. Если бы жертвой стал не его отец, то обязательно нашелся бы кто-то другой. Факт остается фактом -- это ДОЛЖНО было произойти. Убийство не было спонтанным (как и в "Преступлении и наказании". Возможно, Достоевский не верит в то, что человек может стать убийцей "просто так", под влиянием порыва, аффекта. Для Достоевского убийца всегда идёт к злодеянию долгой дорогой), оно было запланировано задолго до фактического осуществления. Смердяков вынашивал план, подготавливал для него все необходимое. Он специально рассказал Ивану о том, что предчувствует приступ, возможно, надеялся обрести в нем соучастника. Его развращенная личность словно искушала троих братьев, он говорил с ними ,подталкивал их сам своими же, казалось бы, посторонними темами ближе к мысли об отцеубийстве, лакей словно отравлял их словами.
   Но возможен и другой вариант, ведь в романе не дается точного ответа, мы не можем сказать наверняка, что убийца именно Павел. Быть может, убил Дмитрий? "Личное омерзение нарастало нестерпимо. Митя уже не помнил себя и вдруг выхватил медный пестик из кармана...". Значит, у него было некое помутнение рассудка, и есть вероятность того, что он просто не помнит, что делал дальше. И ведь Григорий прямо указал на него, но его показания также можно поставить под сомнение. Получается, главная тайна остается нераскрытой. Я считаю, что этой недосказанностью Достоевский даёт нам понять следующее: в романе преступники все. Потому что в душе они уже пошли на преступление, пожелали смерти отцу, и неважно, кто сделал роковой шаг - виновны все.
   Смердяков как убийца явно превзошел Родиона Раскольникова, более состоялся, если можно так выразиться. Родион Раскольников еще не совсем пропащий человек, он скорее "оступился" ("Разве я старушонку убил? Я себя убил" - так он говорит после переосмысления своего поступка), чего нельзя сказать о Павле. Разница в том, что в "Преступлении и Наказании" мы следим за событиями от лица виновного, а в "Братьях Карамазовых" со стороны косвенных преступников. И, конечно, сами убийцы -- антиподы. В Раскольникове еще не проявилось хладнокровие, присущее настоящим убийцам, а в Смердякове сосредоточены все темные стороны человеческой натуры.
   Но если говорить с точки зрения науки и медицины, то ученые, и в частности Адриан Рейн, при помощи нейровизуализации мозга, выявили, что многие рецидивисты, убийцы и психопаты обладают аномальной мозговой активностью и имеют низкую активность в передней части мозга, которая отвечает за обработку эмоций, самосознания и чувствительности к насилию. Значит, эти люди больны, их стоит лечить наравне с другими людьми, обладающими психическими отклонениями и мы должны сочувствовать их беде? Иногда кажется, что лечиться нужно всем нам - нездоровому обществу, в котором деньги ценятся дороже человеческой жизни, в котором инстинкты преобладают над разумом. Одно из действенных средств для такого "лечения" - творчество Достоевского, который разворачивает перед нами все грани человеческой души, призывает беречь в себе человека, взращивая в душе милосердие, а не хищничество.
  

Список используемой литературы:

      -- Кузнецова А.Б. "Скорбный лист Родиона Раскольникова".
      -- Бандурка А.М. "Юридическая психология".
      -- Образцов В.А "Криминалистическая психология".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

1

  
  
  
  
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"