Наставление о великих и малых кораблях народов пустыни.
Создано для расширения познаний капитанов будущих, купеческих, военных и всякому, кто интересуется творениями лучших мастеров дел корабельных.
Неисповедимы пути богов мира нашего. Но благосклонны они к детям своим. И нет лучшего доказательства любви их к детям своим, как дарование нам великих чудес.
И самым прекрасным из них является талант мастеров корабелов народов пустыни.
Каждому, кому приходилось покидать уединенные пустынные оазисы и ступать дерзновенной ногой, на раскаленный песок великой матери пустыни, представало единственное средство для выживания человека в чреве матери пустыни.
Ибо матерь наша чрезвычайно сурова к детям своим, дабы не выросли они слабыми, чтобы чтили законы предков своих, чтобы преумножалось число их. Чтобы трепетали враги при одном имени их.
Каждому капитану будущему, следует знать, что корабельное дело народов пустыни развивалось почти с момента зарождения рода человеческого.
Тысячи лет предки наши совершенствовали сии, дарованные нам богами, умения. У каждого из народов есть свои находки и ухватки, суть технические приемы, которые они неустанно оттачивали, любовно передавая знания новым поколениям.
В данном труде мы их затрагивать не будем, но я удовольствием порекомендую Вам труды мною уважаемых мастеров, кои эти детали, подробно освещают. Сей же труд посвящен общему для всех народов, населяющим великую пустыню, приемам в корабельном строительстве.
Материалы для постройки.
Материалом для постройки кораблей, служит дарованный нам суровым богом АШ, повелевающим песчаными бурями, воинской доблестью, жаркими лучами солнца, поистине божественного происхождения, минерал.
Минерал сей, имеет форму порошка подобного песку. И рассыпан в огромном количестве в песках пустыни. И сколько бы кораблей из него не строили, меньше его в песках не становиться. Что еще раз подтверждает божественное его происхождение.
Более подробно, пытливый ум читателя, может изучить этот вопрос в легендах народов пустыни, особенно в легенде о низвержение бога предателя Осириса с небес. Ибо материал используемый нами, есть пепел, оставшийся от низвергнутого бога.
Материал сей, как мной уже отмечалось, мастера корабелы, отсеивают из песков пустынь. Используя для этого крупные сита, куют которые кузнецы в оазисах.
Порошок, цвет имеющий белый, охотно пристает к решетке сита, тогда как песок ссыпается на пол. В чистом виде, порошок, при помещении в печь, легко плавиться, под молотом кузнечным, превращается в причудливые формы.
Получающийся божественный металл, достаточно прочен, поразительно легок, чтобы строить из него корабли, но увы слишком хрупок при ударном воздействии.
Если отлить из божественного металла молот, ударив им по обычной железной наковальне, снова получим прах Осириса, белый порошок который собирают ситами из песков пустыни. Потому умение мастеров капитанов, могущих направить корабль в обход рифов каменных скал или мелких песков с солончаками, провести корабль над каньонами, где ход корабля не устойчив, остается востребованным.
Паруса и оснастка.
Для пошива парусного оснащения, плетения такелажа, используются те же материалы, из которых производиться вся одежда жителей пустыни. Промысел по добыче материалов, довольно опасен, но прибылен. Подробно об этом, каждому капитану узнать предстоит. Ибо большую половину времени, капитаны торговые, занимаются вывозом песчаных ныряльщиков или перевозкой добычи. А капитаны военные, охраной капитанов торговых, на указанном промысле.
Устройство кораблей принципиальное.
Корабли народов пустыни, независимо от их размера и назначения, черт несколько роднит.
Первым в этом родстве, будет широкое и плоское дно.
Корабль любой, при взгляде с кормы, выглядит как усеченная пирамида.
Основание широкое, покрытое искусно выкованным металлом божественным в виде ячеек, собирает силу павшего бога молний Осириса.
И так велик был гнев его, когда плывет корабль народа пустынного, части превращенные в метал детьми пустыни, норовят оттолкнуться от пепла рассыпанного в песках. И чем больше пепла в песках, тем легче и выше идет корабль, забираясь порой на высоты, доступные лишь вольным птицам пустынным.
Потому не могут корабли у побережья океанов летать, ибо нет там плоти поверженного бога.
Так же скалы кораблю опасны. Ибо борта кораблей хрупки. Не выдержат прямого столкновения они.
Вторым, объединяющим моментом, являются крылья.
Крылья каждый капитан создает по своему рисунку. Ибо ему виднее как потоками силы, рождающейся от взаимодействия праха Осириса с металлом, управлять.
Крылья устойчивость кораблю придают. Подняв крыло левое, корабль на левый борт заваливается, что дает широту маневра и скорость разворота увеличивает.
Третьим моментом являются мачты и паруса.
Ветер что постоянно над пустыней гуляет, порой в чудовищной силы песчаные бури перерождаясь, есть почти единственный двигатель кораблей пустыни. Потому, коли корабль хочет движение начать, не изнуряя команду кручением винтов, надлежит ему поднять паруса и устремиться на встречу пустыне.
Вооружение парусное, различное бывает. Ткут паруса прямые, круглые, косые, прямоугольные, ромбовидной формы и порой совсем уж чудных форм и размеров.
Виды основных кораблей народами пустыни используемых.
Прежде чем о типах судов говорить, поведаю вкратце о возникновении названий. Как известно пытливому читателю, что держит в руках труд мой, написанный в оригинале, на языке народов пустыни центральной. Переведен сей труд и на другие диалекты.
Дело в том, что язык центральной пустыни, основной для трех могущественных кланов, что держат в руках сотни жемчужин оазисов, и чьи боевые корабли патрулируют огромные территории. Всякое искусство и мастерство, более всех ими поощряется. Оттого множество умных людей перебирается под руку Князей кланов центральной пустыни.
Сие приводит к тому, что на их языке, пишутся книги и свитки, их мастера названия новым предметам дают. Все это привело к тому, что язык кланов южной пустыни и северной, в сути своей, диалекты. То есть версии, слегка измененные, языка пустыни центральной.
Язык каганатов, искореженный тысячами лет возле моря, представляет собой варварское наречье, понять которое, пожив средь этих дикарей можно, но пользоваться им в приличном обществе крайне не принято, ибо считается дурным тоном.
Возвращаясь к теме трудов своих. Названия многих кораблей, это сокращенные названия явлений, положенных в их основу. Например, Иолин, известный всей пустыне материал. Из которого ткут одежду и паруса все народы пустыни, с древнего языка народов центральной пустыни, переводиться как "пустынный шелк". Корабли что в те древние времена использовали роды торговые, для перевозки Иолина, получили свое краткое название Иолы.
Кеч (Кэчри - название овоща выращиваемого в оазисах, из его кожуры, детишки строят свои первые маленькие летающие кораблики) - двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля.
Иол - разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча.
Оба вида кораблей пустынных, строятся жителями оазисов, для промыслов в песках, не далеко от оазисов. Экипаж два три человека имеют. Знакомство с управлением кораблем, с таких судов, все капитаны начинают.
Яхта (яхут - беглец) - лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы, прогулочные и гоночные - для полетов в приоазисной зоне. Одна мачта, большой парус. Маневренность и скорость вот достоинство яхты. Гонец с секретным поручением, разведчик спешащий по своим делам, богатый купец соревнующийся в скорости и искусстве управления кораблем. Вот кто яхты использует с большой пользой.
Аак (Аак - одинокий куст)- одномачтовое плоскодонное судно. По конструкции - небольшое грузовое судно простой постройки с полукруглой люковой палубой. Аак является самым простым из кораблей пустыни. На нем развозят продукты и грузы. Одна мачта и всего 4 крыла управления, не дают ему скорости и маневренности, но не отнимают устойчивости. Простые жители оазисов и небольшие вольные кланы, предпочитают такие корабли. Ибо постройка их элементарна, а управление почти не требует навыков. Самый распространенный тип кораблей среди народов пустыни.
Вооружение отсутствует. Лучшей защитой является осторожность капитана и доблесть команды.
Донка (Dzonka - упрощенное название термина которое используется в каганате)- парусное грузовое двух-четырёх мачтовое судно. Используется для военных целей, перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Имеют небольшую высоту полета, грузоподъёмность - до 600 весов верблюда; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек. Убого сие творение, строится прибрежными жителями, для каботажных рейсов по границе с пустыней. Медленное, невысоко летящее судно, часто добычей пиратов становиться.
Бриг (Бригиус - быстрый)- двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте - грота-гаф-триселем. Да простят меня читатели за злоупотребление терминами, но иначе не дать точного представления. А капитанам будущим, надобно к названиям этим привыкать, ибо то что матросы простые знают на зубок, капитану глубоко в сердце держать должно. Бриг корабль торговый. И если Аак используется на небольших расстояниях, то Бриг уже способен путешествовать на многие песчаные мили. Для начинающих торговцев корабль сей отлично подходит.
Бригантина (Бригиуста - быстрая)- лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Это исчадье Осириса, возникло сначала с благородной целью. Кланам был нужен быстрый корабль для передачи известий, перевозки гонцов и небольших отрядов. Проведения разведки. В настоящее время, корабль сей обычно используется кланами отступниками. На путь пиратства вставшими. И не смотря на то, что орудий нет на кораблях сиих, многочисленная абордажная команда и отменная скорость, потрясающая маневренность, делают их опасными кораблями очень. В крупных кланах, флот регулярный имеющих, служба капитанов с подобных кораблей начинается.
Шхуна (Шахиурна - вид песчаных лис в южной пустыне)- тип парусного судна распространенного на севере пустыни, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления, шхуна пользуется заслуженной популярностью и часто выбор разумного торгового капитана, падает на этот корабль.
Барк (Баркус - сильный ) - трёх-пяти мачтовое большое пустынное парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Крупные торговые кланы всегда предпочитают эти корабли. Их вместимость, грузоподъемность, высокая скорость, маневренность. Делают эти корабли в руках опытного капитана лучшим торговым судном пустыни.
Баркенти́на (шхуна-барк) (Баркуста - сильная) - трёх-пяти мачтовое (иногда шестимачтовое) пустынное парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Разновидность барка, автор выделяет ее в отдельный вид кораблей, так как торговый клан Фенек, разработавший эту разновидность корабля, именно с их помощью стал одним из ведущих кланов торговли на юге пустыни. Чрезвычайно хороший корабль.
Каравелла (Каравелиуста - величественная) - 4 мачтовый однопалубный универсальный парусный корабль, способный к сверх дальним пустынным полетам. Каравелла имеет высокий нос и корму для сопротивления пустынным бурям. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя - косой парус. Корабли эти, первые из торговых, имеют легкие пушки, в качестве вооружения для защиты. Но маневренность кораблей не очень хорошая, потому это скорее транспорт редких и дорогих товаров. Желанный приз для любого пирата. Но капитаны торговые не желая рисковать товаром и экипажем, редко выходят в открытую пустыню караваном менее трех судов.
Каракка (Каракта - грозная) - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно. Это основной войсковой транспорт множества кланов. Вооружение от 30 пушек. Судно может вместить до 1200 человек. Судно имеет до трёх палуб и рассчитано на длительные пустынные плавания. Каракка тяжёла на ходу и обладает плохой маневренностью. Но множество пушек, многочисленная абордажная команда, делает этот корабль основным при войнах кланов. Он и штурмующих к оазису привезет и огнем поддержит доблестных воинов.
Галеон (Галеоус - Повергающий) - большое многопалубное парусное судно с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, Великой Армады народов центральной пустыни. Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна. Данный вид корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк и предназначается для дальних пустынных путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению воздушного сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, устойчивое и маневренное судно. Галеон отличается от ранних судов еще и тем, что он длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Носовая надстройка отодвинута назад и не нависает над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещается на срезанной корме. Надстройка имеет несколько ярусов, в которых размещаются жилые помещения офицеров и пассажиров. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшается резьбой и балконами.
Только очень крупные торговые кланы, могут себе позволить Галеоны. До 120 пушек может нести такой корабль. Многочисленный экипаж. Надстройки делаются из обычного металла и дерева. Что делает этот корабль крайне трудно уничтожимым. Справиться с ним, могут только боевые корабли, числом не менее трех. Командовать Галеоном может только очень опытный капитан.
Далее речь пойдет только о кораблях что строят богатые и могущественные кланы. Корабли эти служат сугубо войне и стоят баснословных денег. Ибо на них стоят тяжелые пушки, а борта обшиты деревом и железом. В трюмах их редко гостит добыча или товар, там с трудом хватает места для запасов огненного зелья, пороха, ядер и продуктов для экипажа. Но каждый из кораблей построенных, на зорком учете всех соседей. Ибо мощь их огромна.
Шлюп (Шлиткус - трусливый)- трёхмачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением. Вооружение 28 пушек. Используется для дозорной и посыльной служб, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (соответственно, грот и фок). Сии корабли быстры опасны, но к счастью малый трюм не дает им далеко удаляться от оазисов. Корабли эти служат в основном для обороны оазисов кланов.
Фрегат (Фригиус - коварный)- военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являются одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, дюнных фрегатов, применявшихся для рейдов далеко в пустыню. С ростом пустынных флотов и их радиуса действия, характеристики дюнных фрегатов перестали удовлетворять адмиралов, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты - это были корабли среднего размера, вооружённые примерно двумя-тремя десятками пушек на одной орудийной палубе. В дальнейшем мощь вооружения фрегатов росла и ко времени написания сего труда, фрегат может нести до шестидесяти орудий. Наиболее крупные из них может включаться в боевую линию и носит название линейного фрегата. Именно фрегаты являются наиболее загруженным типом кораблей песчаного флота. В мирное время фрегаты, как правило применяются для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делают их популярными судами для исследователей и путешественников, в том числе и для вашего покорного слуги, предпочитающего передвигаться по великой пустыне только на своем фрегате "Эль Барейн".
На этом позвольте завершить описание кораблей пустынного флота и перейти к иным полезным начинающему или будущему капитану знаний.
Первым, после знания устройства корабля за сим рекомендую пытливому уму, обратиться к мастерам корабелам, стоит знание типов различных судов. Автор надеется что описание вышло достаточно подробным и обстоятельным.
Третьим по важности будет знание того, как проходят путь от простого матроса до всемогущего адмирала.
Не смотря на то что, внутри оазисов существует своя иерархия, во многом индивидуальная для каждого клана, а прибрежные варварские каганаты и вовсе используют какие-то свои, примитивные представления о чинопочитании, в плоти и крови, любого флота, какой клан или народ в целом не возьми, в течение веков устоялись следующие традиции.
О рангах в песчаном флоте.
Неофицерские звания.
Воин песчаного клана, поступивший на службу на торговый или боевой корабль, не вложив в его постройку ни одного динара, первое время носит звание матроса.
Матрос - это тот же дружинник в дружине князя или мечник сухопутных войсках Каганатов.
Далее идут звания - Старшина 1-й и 2-й статьи (командиры малой дружины), главный
старшина (помощник воеводы) и главный корабельный старшина (помощник артиллерийского воеводы). В варварских Каганатах используются звания десятников.
Мастер, в этой должности, воин отвечает за навигацию, лоцманские полеты, и все не боевые эволюции корабля, как-то постановку, уборку и настройку парусов, постановку в ангар и выход с него, выбор наилучшего пути и учет условий полетов.
Баталер - устаревший термин обозначающий старого, проверенного воина. Им в пустынном флоте поручают заведовать продовольственным и вещевым снабжением экипажей кораблей и береговых флотских команд, кладовщик иными словами.
Все они занимают ключевые должности на корабле, и отвечают за свои службы (снабжение, корпус, парусное вооружение и имущество, артиллерия и боеприпасы) непосредственно перед капитаном, но в повседневной службе подчинялись первому воеводе. Набираются они из наиболее опытных старшин, либо путем перевода из оазисов, например с верфей и госпиталей. Возможностей продвижения по службе у них практически нет.
Боцман не офицерское звание. Но всем будущим капитанам следует знать, что боцман важнейший человек на корабле. Он как заботливый отец, который следит за своим домом, следит за кораблем. Подчиненные ему матросы, чинят, красят, корабль. Они отчищают крылья корабля от налипшего на них праха Осириса. Все техническое состояние корабля, от которого часто зависит успех в битве, зависит от боцмана.
Капеллан - Служители великого бога Аша, присутствуют только на крупных кораблях. Их присутствие воодушевляет воинов. Ибо кому как не им оценивать доблесть воинов, в их присутствии воины проявляют чудеса доблести.
Учитель - состоятельные роды, народа песков, помимо вложений в строительство кораблей, что обеспечивает юному наследнику должность мичмана, зачастую нанимают опытных воинов, в ранге не ниже старшины, для индивидуального обучения. Дабы юноша не просто постигал науку хождения по пустыне, но и овладел ее в совершенстве.
Звание Мичмана и старшего мичмана присваивается воину по окончании соответствующих академий, с этого ранга начинают свою службу, либо благородные отпрыски, либо юноши чьи родители вложили в постройку корабля свыше одной десятой его стоимости. На любом корабле может быть не более десяти мичманов. Именно из этих юношей, они начинают службу с 10-12 сезонов, формируется основной резерв пополнения офицерского корпуса. С ранних стадий службы им дается номинальная власть над старшими и гораздо более опытными моряками, "для приобретения командных навыков". Как правило, они становятся помощниками офицера - воеводы или замещают роль старшины. Со временем, более успешные юноши, могут получить должность штурманского помощника. Все готовятся, и с разрешения капитана исполняют, обязанности вахтенного офицера. К 20 годам ожидается, что мичман выдержит воеводский экзамен, но случаются и пожилые мичмана, так и не выдержавшие его до самой старости.
Офицерские звания.
Здесь в порядке старшинства следуют младший воевода (Вод), воевода (Воед), старший воевода (Своед) и капитан-воевода (Капвод - здесь и далее жаргонные сокращения). Армия каганатов использует звание сотника, во всех подобных случаях.
Старшие командиры.
Старший офицерский состав образован капитанами 3-го ("каптри"), 2-го ("кавторанг", "капдва") и 1-го ("каперанг", "капраз") ранга. В каганате звание тысяцкого носят могущественные командиры.
Контур-адмирал может командовать эскадрой или быть заместителем командующего флотилией - Самый младший ранг из властителей песков.
Вице-адмирал возглавляет оперативную эскадру, флотилию или занимает должность заместителя командующего флотом.
Адмирал (Дословно расшифровывается как Амир аль Бахрейн - повелитель песков)
Адмирал повелевает флотом, занимает должность начальника Флота.
Самое высокое звание во флоте - адмирал флота, Воин который занимает пост Главнокомандующего всеми силами флота, практически всегда возглавляет все вооруженные силы клана, союза кланов.
И напоследок, я открою пытливому будущего капитана, немного общих сведений о том, чем побеждать врага, владея кораблем.
О вооружении флота.
В наше время, сбить корабль, обшитый деревом и железом, даже загруженный пушками и боеприпасом, оказывается не так просто. К тому же, эффективность, дальность и точность орудий оставляет желать лучшего. Во многих случаях успех сражения решает абордаж, поэтому основной целью корабельной артиллерии является поражение экипажа и такелажа корабля для лишения его возможности управляться.
На палубах кораблей тяжелых, ставят мортиры забрасывающих разрывные бомбы на палубу вражеского корабля.
На Галеонах и Фрегатах, в основном стоят гаубицы, они приспособлены для стрельбы картечью и разрывными снарядами. Основные типы боеприпаса: чугунные ядра, разрывные, зажигательные, картечь.
Современные дымный порох состоит из смеси (древесный уголь, селитра, сера) в виде зёрен неправильной формы, имеющий ряд неудобств в использовании и существенный недостаток в виде свойства впитывать влагу. Потому корабли стараются не подходить близко к побережью и оазисам без необходимости. Дымный порох легко воспламеняется под действием пламени и искры, поэтому в обращении опасен. Хранится в герметической укупорке. Процесс производства дымных порохов предусматривает смешение тонкоизмельчённых компонентов и обработку полученной пороховой мякоти до получения зёрен заданных размеров.
Коррозия стволов орудий при использовании дымного пороха очень сильна, поскольку побочным продуктом сгорания являются сильные кислоты.
Для получения селитры служат селитряницы - кучи из смеси навоза с известняком, строительным мусором и т. п. с прослойками из соломы или хвороста.
Надеюсь труд мой, был полезен для Вас, о будущий капитан, а может Повелитель песков, неисповедимы пути великого Аша. Я вам искренне пожелаю успехов на службе своему клану и народу.
Да прибудет благословенна Великая Пустыня!
Составлено в 10548 году от сотворения мира, в городе Фер*Самкард.