Аннотация: Небольшой очерк о Ведической философии.
Учение Шанкары - Истина Ведической Мудрости.
Веда - это светоч вечной Мудрости, ведущий человека к Спасению и вдохновляющий его на величайшие достижения. Вездесущность вечного божественного Бытия, непроявленного и абсолютного; Его статус как Того даже в проявленном многообразии творения; и возможность осознания божественного Бытия любым достойным человеком в самом себе, в своей Душе - вот великие истины неувядаемой философии Вед.
Истина Ведической мудрости по самой своей природе независима от времени и поэтому никогда не может быть утрачена. Однако, когда мировоззрение человека становится односторонним, когда он опутан связывающим влиянием феноменального мира, исключающего абсолютную фазу Реальности; когда он настолько ограничен пределами меняющихся фаз существования, тогда его жизнь утрачивает стабильность и он начинает страдать. Когда страдание возрастает, непобедимая сила природы направляется на то, чтобы исправить мировоззрение человека и установить образ жизни, который вновь выполнит высокую цель человеческого существования. Продолжительная история мира фиксирует много таких периодов, в которые идеальный образец жизни вначале забыт, а потом возвращен человеку.
Веда-Вьяса, мудрец просветленного видения и величайший из поэтов древности, свидетельствует рост неправедности в семьях тех, кто правил людьми около пяти тысяч лет тому назад. Именно тогда Шри Кришна пришел, чтобы напомнить человеку об истинных ценностях жизни и образа жизни. Он восстановил тот непосредственный контакт с трансцендентальным Бытием, которое единственно может дать полноту каждому аспекту жизни. Он пролил свет на абсолютное Бытие как основную Реальность жизни и утвердил Его как основу всякого мышления, которое, в свою очередь, является основой всякого дела. Эта философия Бытия, мышления и дела - истинная философия целостной жизни. Она не только помогает деятелю добиться успеха в своем деле, но в то же время освобождает его от пут действия/кармы, привнося завершение на каждый уровень. Таково учение вечной Истины, данное Шри Кришной Арджуне в Бхагавад-Гите.
Постепенно это учение стало забытым, так что две тысячи лет спустя даже принцип Бытия оказался затемненным ложными верованиями, которые прославляли только относительные аспекты жизни. "Большой промежуток времени, - говорит Кришна, - вот причина такой утраты мудрости". Когда философия целостной жизни, восстановленная Шри Кришной, была потеряна из виду, возникла идея, что все, что жизнь может предложить, присутствует на материальных уровнях существования, и поэтому было бы бессмысленно стремиться к чему-либо, что может лежать глубже, чем внешние явления. Способность проникновения в подлинную Реальность была утрачена, правильное восприятие ценностей забыто, и стабильность жизни разрушена. Напряжение, беспорядки, суеверия, несчастье и страх преобладали.
Будда пришел, чтобы исправить это положение. Обнаружив искажения в поле действия, Он пришел с проповедью правильного действия и правильного мышления. Говоря со Своего уровня сознания, утвердившегося в Бытии, Будда преподал философию достижения Свободы (т.е. Нирваны). Он пропагандировал медитацию, чтобы очистить поле мысли благодаря непосредственному контакту с трансцендентным Бытием и вызвать в обществе состояние правильного действия и правильного понимания. Проповедь Будды была совершенной, потому что Он объединил поле Бытия, мысли и действия в Своем рассуждении о возрождении. Но так как его последователям не удалось привести в гармоничное соотношение эти различные поля жизни систематическим образом через регулярную практику трансцендентальной медитации, то понимание Бытия как основы добродетельной жизни стало смутным. Вся структура учения Будды стала не только искаженной, но и перевернутой с ног на голову. Следствие было принято за причину.
Несчастье каждого Учителя вот в чем: в то время как Он говорит со своего (т.е. очень высокого) уровня Сознания, его последователи могут воспринять его мысли на своем (низком) уровне, и пропасть между Учением и пониманием его со временем разрастается все шире. Учение о правильном действии без должного акцентирования первостепенной необходимости осознания Бытия подобно возведению стены без фундамента. Она будет качаться от ветра и вскоре разрушится. За три или четыре столетия всякая реальная связь между основными заповедями Будды и повседневной жизнью его последователей исчезла. Вновь было утрачено понимание принципа целостной жизни. Забыв о первостепенной важности познания Бытия, общество снова погрязло в материалистической жизни.
Но природа не позволит человечеству быть надолго лишенным видения Реальности. Волна возрождения принесла великого Мудреца Шанкару, дабы восстановить основу жизни, и обновить человеческое понимание. Шанкара возвратил мудрость Абсолюта и утвердил его в повседневной жизни людей, укрепляя поля мысли и действия мощью Бытия. Он принес весть о самореализации путем непосредственного постижения трансцендентального Бытия в состоянии Самосознания, являющегося основой всякого блага жизни.
Акцентирование Шанкарой Самореализации исходит из вечной философии целостной жизни, выраженной Шри Кришной в Бхагавад-Гите, когда он просит Арджуну сначала "быть вне трех гун", а затем совершать действия, утвердившись таким образом в Бытии. Что все люди во все времена должны жить в Сознании-блаженстве абсолютного Бытия, и что они должны переживать состояние Реализации в Сознании Бога во всякой мысли, речи и действии - вот сущность откровения Шри Шанкарачарьи, так же, как и откровения Шри Кришны и всей Ведической философии.
Величайшее благо, которое учение Шанкары даровало миру, это принцип полноты интеллектуального и эмоционального развития в состоянии Просветления, основанного на трансцендентальном чистом Сознании, в котором сердце столь чисто, что способно наполняться и переполняться волнами вселенской Любви, а разум так утончен, чтобы наслаждаться осознанием Единства духовной природы как отделенной от мира кармического действия. Излияния ума Шанкары в этом состоянии Свободы и Реализации были источником вдохновения и для тех, кто живет сердцем, и для тех, кто живет умом. Его божественное Сознание служило примером высшего состояния человеческого развития: его сердце изливало высшую трансцендентальную преданность Пара-Бхакти, а разум отражал осознание высшего "Я/Атмана" как отделенного от поля кармического действия. Именно это заставляло речь Шанкары переполняться Преданностью, и в то же время, ясными выражениями Знания, сухими и трезвыми Истинами. Вот два аспекта живой Реальности жизни в полном осуществлении.
Шанкара не только возродил Мудрость целостной жизни и сделал ее популярной в свое время, но также установил четыре главных местонахождения Учения в четырех уголках Индии, чтобы сохранить чистоту своего Учения Адвайта-Веданты и гарантировать, что оно будет передаваться в своей целостности из поколения в поколение. Многие века его Учение продолжало жить в его последователях, которые жили в идеальном состоянии Знания и Преданности (Джняна и Бхакти). Но, несмотря на всю предусмотрительность и старания, идеи Шанкары со временем неминуемо постигли те же несчастья, что и учения всех других великих Учителей.
Если обитатели дома забывают о фундаменте, так это потому, что фундамент находится под землей и скрыт от глаз. Неудивительно, что Бытие было потеряно из виду, так как Оно лежит в трансцендентальном поле жизни. Состояние Реальности, описанное просветленным человеком, не может стать путем для обычного ищущего, так же как и описание места назначения не может заменить дороги, ведущей к нему. Когда та истина, что Бытие составляет основу состояния просветления, оказалась затемненной, высказывания Шанкары о природе цели были ошибочно приняты за путь к ее достижению. И даже само великолепие красноречия Шанкары слегка усугубило непонимание. Пронизанные глубокой преданностью слова, произнесенные Шанкарой в состоянии полного смирения и Единения с Богом, и его интеллектуальные разъяснения, сделанные в высшем состоянии Cознания, настолько полны и совершенны сами по себе, что на обычном уровне сознания они представляются двумя независимыми путями к просветлению: путем Знания и путем Преданности.
Это трагедия Знания, трагический рок, что Знание должно потерпеть от рук невежества. Это неизбежно, потому что Учение исходит с одного уровня Сознания, а воспринимается на совершенно ином уровне. Знание Единства должно со временем разбиться о скалы невежества. История доказывает это снова и снова. Учение Шанкары не могло явиться исключением из правила.
Идея двух путей оказалась преобладающей из-за беспечности хранителей Учения Шанкары. Со временем аспект Знания в традиции Шанкары начал преобладать, а аспект Преданности постепенно утрачивал свое значение. Учение стало односторонним, и, лишенное целостности, в конце концов утратило свою универсальную притягательность. Оно стало восприниматься как майявада - философия иллюзии - считающая, что мир только иллюзорен, и подчеркивающая обособленный образ жизни.
По мере того, как принцип Бытия все больше исчезал из виду, пути Преданности и Знания расходились все больше и больше, и, наконец, связь между ними была утрачена. Принцип полного развития сердца и ума благодаря единому процессу был потерян. Целостная природа познания была утрачена. Истинная мудрость осуществления жизни, которая заключается в одновременном развитии сердца и ума, была потеряна. Идея о том, что Преданность и Знание непременно разделены, была величайшим ударом по Учению Шанкары.
В отсутствие Солнца, свет в меру своих сил дает луна. Когда проповедуемый Шанкарой высокий идеал трансцендентальной Преданности исчез из поля зрения, Рамануджа, Мадхва и другие поддержали путь преданности, хотя и без его истинной основы в Бытии. У них нашлись последователи, и, таким образом, возникло множество сект преданных, но все - лишь на уровне невысоких эмоций и все до единой на утешительном основании надежды на то, что "однажды наши молитвы будут услышаны, однажды Он придет к нам и призовет нас к Себе...". Действительно, утешение сердца, но, увы, такая преданность - в воображаемой плоскости чувств. Она далека от Реальности действительного контакта между верующим и его Богом. Осознание в состоянии Бытия единственно делает все поле преданности реальным. Все эти секты считают, что преданность - последняя ступень достижений искателя. Но принцип преданности у Шанкары основан на трансцендентальном Сознании с самого начала. Первый шаг для Шанкары - это последний шаг для этих сект преданных, шаг, который в соответствии с их пониманием для обыкновенного человека недосягаем.
Идея о том, что Преданность должна начинаться с трансцендентального Cознания, была утеряна хранителями мудрости Шанкары, вход в область Преданности был закрыт. Поиски ищущих Бога повисли в воздухе, а любящие Бога плакали о Нем, не находя Его. Коль скоро преданность оставалась только на уровне мышления и напускной позы чувств (создание настроения), знание постигла та же судьба, как только прямой путь к постижению трансцендентального сознания был потерян. Понимание Единства жизни не может быть важным, пока человек не вполне понял из непосредственного опыта, что его внутренняя безграничная природа отделена от мира действия. Если человек не достиг сознания в Бытии благодаря практике трансцендентальной медитации, он продолжает жить в невежестве и зависимости. Так как он еще не открылся опыту отделенности Абсолюта от мира, мысль о Единстве не принесет ему практической пользы. Ему нечего соединять. На плодородном поле трансцендентального Сознания и Знание, и Преданность находят свое осуществление. Но поскольку этот принцип был забыт и техника развития трансцендентального Сознания утрачена, то многие поколения умерли, не увидев света Бога и не достигнув самореализации. Такое положение существовало более тысячи лет. Само непонимание приняло вид традиции, известной, к сожалению, как традиция Шанкары. Эту огромную потерю для человеческой жизни трудно возместить; но таков был ход истории. Время невозможно повернуть вспять. Бесполезно сокрушаться о прошлом.
И тем не менее, в нашем обзоре подъема и падения Истины мы не должны упускать из виду огромное воздействие, оказанное Шанкарой на жизнь Индии. Именно из-за совершенства изложения Учение Шанкары было признано сутью Ведической Мудрости и заняло центральное место в Индийской культуре.