Парицкий Александр Соломонович: другие произведения.

Тора Прошлого И Будущего. Сара

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

  ТОРА ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО. САРА
  
  Глава 23
  
  Авраам и Сара переехали обратно в Хеврон за 12 лет до Акедат, когда Саре исполнилось 115 лет. Они уже жили в Хевроне прежде - это был их первый постоянный дом в Эрец Исраэль, и они прожили в нем 25 лет, покинув его после разрушения Содома и инцеста Лота и его дочерей (20:1). Все это время они жили в Беер Шеве (21:13), где Авраам создал свой эшель, место, в котором он предоставлял свое гостеприимство путникам и провозглашал учение Бога. Даже после переезда в Хеврон, он сохранил эшель в Беер Шеве и часто навещал его, как он сделал это на пути домой после Акедат.
  Не ясно, почему Авраам и Сара покинули Беер Шеву после 26 лет и вернулись в Хеврон.
  Многие годы Авраам и Сара страстно желали быть похороненными в месте последнего отдохновения Адама и Евы, но никто не знал, где оно находится. Тогда, в день, когда Бог сообщил им новость, которую они ожидали всю свою жизнь, скорое рождение сына, Он открыл им также и этот секрет. Когда ангелы пришли сообщить Аврааму и Саре о будущем рождении Исаака, Патриарх отправился к своему стаду, чтобы выбрать животное для пира почетных гостей (18:7). Один из телят убежал, и Авраам погнался за ним. Теленок забежал в пещеру. Авраам последовал за ним и увидел там Адама и Еву, склонившихся в креслах, духовный свет невиданной прелести светился вокруг них, и вся сцена пещеры была укутана ароматом фимиама. Он немедленно захотел приобрести пещеру для собственного погребения. *) Это место было Пещерой Махпела на поле Эфрона, сразу за стеной Хеврона. Авраам сообщил секрет пещеры лишь Саре.
  Когда Саре исполнилось 115 лет, она почувствовала, что приближается конец ее жизни. Как жители Беер Шевы филистимлян, она и Авраам не будут иметь право на захоронении в Хевроне, в земле Ханаана. Поэтому они вернулись в свой первоначальный дом, восстановили свою резиденцию и утвердили право постоянных жителей на участок для захоронения. **) После смерти Сары Авраам пришел к руководителям Хеврона просить о месте, для захоронения Сары. (178; 42; 70; 18)
  
  *) Почему же он не приобрел эту пещеру тогда, а сделал это спустя 38 лет?
  **) Из этих рассуждений следует, что они готовились к покупке пещеры 12 лет.
  
  
  1. Жизнь Сары, приобретение места захоронения.
   И было жизни Сары 127 лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирият Арба, это Хеврон земля Ханаана. И пришел Авраам оплакивать Сару и поминать ее. И встал Авраам над умершей и обратился к сынам хеттов и сказал: "Чужеземцем живу я среди вас. Дайте мне место для захоронения среди вас, и похороню умершую передо мной". И ответили сыны хетта Аврааму говоря: "Послушай нас господин: Ты принц Элоким среди нас. В самом избранном месте для захоронения похорони свою умершую. Никто из нас не откажет тебе в своем месте захоронения для твоего захоронения". И встал Авраам и поклонился членам совета сынов Хетта и сказал: "Если вы, действительно, готовы похоронить мою умершую среди вас, тогда помогите мне с Эфроном сыном Цохара. Пусть даст мне Пещеру Махпела, которая его, которая на краю его поля за полную стоимость! И пусть даст мне среди вас как собственность для места захоронения".
  А Эфрон сидел между сынов Хетта. И ответил Эфрон хетиянин Аврааму во всеуслышание сынов Хетта для всех, кто находился в воротах города, говоря: "Нет, мой господин, послушай меня! Это поле я отдаю тебе и пещеру, которая в ней, я отдаю тебе перед лицом сынов моего народа, я отдаю тебе для захоронения твоей умершей". И поклонился Авраам перед членами совета и сказал Эфрону во всеуслышание всех членов совета, говоря: "Только в случае, если ты назовешь мне цену за поле и примешь от меня, только тогда я смогу похоронить мою умершую здесь". И ответил Эфрон Аврааму, сказав ему: "Мой господин, послушай меня! Земля стоит 400 шкалим серебра - между мной и тобой - в чем дело? И похорони свою умершую".
  И выслушал Авраам Эфрона и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил перед лицом сынов Хетта, 400 шекелей серебром, как договорились. И перешло поле Эфрона, в котором была (пещера) Махпела, которая перед Мамре - поле и пещера, которая в ней и все деревья, которые в этом поле, которые в пределах границ вокруг - перешло к Аврааму в собственность перед глазами сынов Хетта, среди всех, которые пришли к воротам города. И после этого похоронил Авраам Сару, свою жену в пещере поля Махпела перед Мамре, это Хеврон в земле Ханаан. И перешло это поле и эта пещера, которая в ней к Аврааму в собственность, как место захоронения от сынов Хетта.
  
  В этом отрывке 16 предложений. В нем 6 раз стоит выражение אדני שמעני, мы слышим, Господин наш. Это обращение к Аврааму, которого в самом начале этой главы хетты называют אתה נשיא אלהים, Ты Принц Элоким. И вся эта глава напоминает известную молитву Шма Исраэль - Слушай Израиль. Только в данном случае хетты обращаются к Аврааму в виде своеобразной клятвы перед Принцем Элоким. И не только хетты, но и Авраам использует обращение שמעוני, призывая тем самым их к клятвенному обязательству. Дальше Мудрецы зададут вопрос: почему Тора уделила так много внимания и места главе о покупке пещеры Махпела? Приведенный выше анализ показывает, что при продаже земли Эфрон и все хетты поклялись Элоким в лице Авраама своей своеобразной молитвой в том, что эта земля стала землей Авраама и всего его потомства. Они произнесли своеобразное Шма Элоким, отныне эта земля принадлежит Аврааму и его потомству. И не имеет значения, какую цену заплатил за эту землю Авраам. Для него и для всех евреев Она бесценна. Именно поэтому Тора подчеркивает, что, услышав означенную сумму, Авраам тут же выплатил ее Эфрону, как если, у него была с собой вся необходимая сумма. Он заплатил бы немедленно и сумму в тысячу раз большую, ибо платил не Авраам, но Принц Элоким, который знал истинную цену этой покупки.
  Это великое историческое приобретение, позволяющее евреям во всех прошлых и будущих тысячелетиях, где бы они ни были, постоянно возвращаться на могилы своих отцов, своих предков.
  
  ויהיו חיי שרה - и было жизни Сары.
  
  (116): Смерть Сары упомянута, чтобы связать ее с приобретением Пещеры Махпела. Тора сообщает ее возраст при смерти. (116): почему упомянут возраст Сары? (6): все праведные женщины умерли раньше своих мужей, и были сохранены от деградации (или вдовства) (25). *) (217): Тора упомянула возраст одной лишь Сары, ибо она Праматерь и первый предок еврейского народа. (44): Гематрия, числовое значение словаויהיו , и было, равно 37. Сара родила сына в 90 лет, и она действительно "жила" лишь последующие 37 лет от всей ее жизни (127-90=37), ибо бездетная личность считается мертвой (255). **) Скрытый смысл этой фразы: и было жизни Сары 37 лет противопоставлены 127 годам - сроку жизни Сары (106). (1): все годы ее жизни были одинаково хороши.
  
  *) У мужчин деградация и вдовство приемлемы и допустимы.
  **) Авраам был "мертвым" на протяжении 85-ти лет.
  
  מאה שנה ועשרים שנה ושבע שנים - сто лет, и двадцать лет и семь лет.
  
  (1): слова שנה, лет, повторяются: каждое это слово толкуется независимо, и оно разделяет определенные характеристики целого: Она была так же безгрешна в возрасте 20 лет, как и в возрасте 100 лет. А в 20 лет она была красива, как в 7 лет (138). (256): красота семилетней естественна и лишена всякого желания наслаждения. Двадцатилетняя обладает разрушительной красотой, которая сбивает с пути других. Эта красота не чиста. *) Величие Сары **) в том, что даже в начале ее жизни она была чиста и невинна вопреки физической красоте, как прекрасный ребенок. Только в Египте и в Филистии, ее красота была опасна. ***) (16): три различных периода ее жизни: детство, зрелая юность и пожилой возраст. (8): Сара взяла красоту своего детства в свой зрелый период, ****) а ее женскую невинность - в годы ее дальнейшего развития. Двадцатилетняя Сара, созревшая до прекрасной женственности, боролась с ее чувствами и победила. (*) (2): Заключительная фраза: годы жизни Сары охватывает все и указывает на равный статус всех лет ее жизни. (8): красота и праведность были самыми главными свойствами на протяжении всей ее жизни. (1): в 100 лет она была такой же безгрешной, как в 20 лет, ибо небесное наказание приводится в исполнение, начиная с возраста в 20 лет. (**) (35; 6; 257): В 100 лет она была подобна 20-ти летней по своей красоте, а в 20 она была подобна семилетней по своей невинности. Юность Сары вернулась к ней в возрасте 90 лет, и ее взяли во дворец Авимелеха (20:2).
  
  *) У кого именно возникает это разрушительное желание наслаждения? Разве у Сары? На кого пытаются свалить эти грехи Мудрецы?
  **) ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ САРЫ
  
  Мудрецы Торы низводят величие этой величайшей из всех женщин мира к ее физической красоте, скромности и святости ее домашнего очага. Все несомненно так.
  Но говорить об этом это все равно, что обсуждать красоту булавки в прическе ослепительной, мудрейшей и святейшей красавицы, не замечая ни святости, ни мудрости, ни красоты той, что носит эту булавку. Да, увы, наши мудрецы старательно и многословно обсуждают красоту булавки.
  Но начнем с великой роли в мире, которую Элоким аШем Господь Бог отвел женщине вообще.
  аШем Элоким назвал роль женщины для ее мужа: עזר כנגדו помощник - противник, стоящий напротив верный его помощник. Уже с самого начала роль женщины весьма сложна: это одновременно верный помощник и противник, стоящий напротив. Сюда можно добавить также и значение весьма близкого по написанию слова נגיד, правитель, предводитель, начальник. Именно на это значение слова указывает Тора в предложении 2:24:
   על-כן יעזב-איש את-אביו ואת-אמו ודבק באשתו ויהיו לבשר אחד
  Поэтому оставит мужчина своего отца и свою мать и прилепится к своей жене и станут единой плотью.
  Это выражение определяет роль, отведенную Богом женщине в супружестве: женщина начальник, правитель, управитель, а мужчина при ней, прилепившийся к ней, после того, как оставил своих отца и мать. Из этой фразы можно заключить, что женщина в определенной степени заменяет мужчине, выполняет в его жизни роль отца и матери.
  Но этим роль женщины, жены и матери далеко не исчерпывается. Недаром Господь Бог изготовил женщину из Адама, предварительно его усыпив. Он явно вложил в женщину какие-то дополнительные свойства, которых нет у Адама. Женщина физически, физиологически прилеплена к Богу. Она тесно связана с Ним на уровне надсознания. В семейной паре именно женщина представляет сторону Бога.
  И это вполне объяснимо, если вспомнить, что Бог передал женщине Свое самое главное дело - сотворение человека. Можно ли отдать главную цель Творения в "руки" бесконтрольного существа? Разумеется, это недопустимо. Вот почему Господь Бог наделил женщину возможностью производить людей под Своим жестким, строгим контролем.
  Женщина действительно верный помощник, стоящий напротив כנגדו ... Господа Бога. Она действует заодно с Богом. Она своеобразный посредник между мужем и Богом. Именно женщина осуществляет жесткий контроль своих потомков, будущее человечество. Ее потомки являются зеркальным отображением ее скрытых надежд и чаяний, ее лучших и худших свойств.
  Но если так, то как же в раю произошел сбой? Почему жена Адама дала ему неразумный совет, совратила его с пути истинного: предложила нарушить запрет Бога?
  Это была явная провокация, подобная провокациям, что устраивают излечившимся алкоголикам - дают выпить водки. Если бы Адам был зрел, был полноценным человеком, он бы отказался от предложеного женой плода, который Бог запретил. Но Адам не совладал с соблазном и взял его - выпил предложенную ему водку.
  Жена Адама в этом эпизоде выступила явно на стороне Бога. Это еще один пример роли женщины в жизни. Она представляет Бога, хотя не всегда осознает это. Библейские примеры тому: Ева, Хагарь, Сара и все остальные героини Торы.
  
  Сара всю жизнью представляла в семье Авраама сторону Бога. Это видно из случаев в Египте, с Авимелехом, с Хагарь и даже из ее смерти.
  Именно в этой уникальной, великой роли Сары ее величайшая красота. Но ни комментаторы, ни сам Авраам этой Божественной красоты Сары не замечают. Они подобно Фараону и Авимелеху видят лишь чисто внешние проявления красоты Сары - ее булавку.
  ***) Для кого была опасна ее красота? Неужели самая безгрешная женщина - уродец, "красота" которой ни для кого не опасна? Одумайтесь, Уважаемые!
  ****) Как можно взять красоту детства в зрелый возраст?
  (*) Кто наблюдал следы этой борьбы? И с какими именно своими чувствами она боролась? Она что, любила другого человека, а не Авраама? Она что, не любила Авраама? Какие именно чувства одолевали Сару? Откуда все эти фантазии?
  (**) Какая связь между небесным наказанием с 20 лет и ее возрастом в 100 лет?
  Все вышеприведенные рассуждения Мудрецов Торы выявляют их глубокие знания и опыт в женском вопросе, в вопросах женской красоты женской физиологии и психологии. Откуда?
  
  שני חיי שרה - Годы жизни Сары.
  
  Они все были равны по своей доброте (1) и посвящены служению Богу. Сара наверняка пережила в жизни трудные дни, но не придавала им значение, принимала все снисходительно и с хорошим настроением - как плохое, так и хорошее. *) "Все равно в доброте" - даже плохое она воспринимала с любовью (258).
  
  *) Но в таком случае, что такое плохое и что такое хорошее в жизни? Чем плохое отличается от хорошего, если все что происходит воспринимается с хорошим настроением? Раши хочет сказать, что Сара ушла от Авраама к Фараону с таким же хорошим настроением и с такой же любовью, с какой она пребывала у Авраама? О чем же тогда она молила Бога будучи в доме Фараона?
  
  Мудрецы любят говорить об испытаниях, которым Бог подверг Авраама. Но никто из них почему-то не говорит об испытаниях Сары.
  Вся жизнь Сары была наполнена тяжкими испытаниями.
  Самым главным испытанием Сары было ее бесплодие - неспособность родить ребенка Аврааму. Она больше Авраама желала иметь детей. И это ее страстное желание иметь ребенка, которое в те времена, наверное, являлось самым главным достоинством и ценностью женщины, основной целью ее существования, было для нее неисполнимо. Это была настоящая трагедия Сары, с которой она прожила почти всю свою жизнь. Осознание своего бесплодия отравила ей жизнь. Она чувствовала свою ответственность перед Авраамом. Вот почему она настояла на том, чтобы Авраам взял ее рабыню Хагарь себе в наложницы.
  Вторым очень тяжелым испытанием Сары был уход в Египет, когда Авраам смалодушничал и отдал ее в гарем Фараона. Трудно себе представить, что испытала Сара, любившая своего мужа, когда он продал ее в гарем, получив за это множество дорогих подарков. Можно понять ее самоотверженность, желание спасти мужа. Но ведь если бы их тайна была раскрыта, то тогда ее мужа наверняка бы не пощадили, да и ей самой было бы несдобровать. Но главное, как можно было согласиться пойти к Фараону, при той любви и преданности, которую Сара питала к Аврааму. Это была трагедия, граничащая со смертью. Не возможно представить, как Сара пошла на это, и как она смогла это пережить. Это величайшее самопожертвование святейшей женщины. И лишь в состоянии крайнего отчаяния Сара призвала на помощь аШема.
  В то же время, Авраам в этом деле выглядит весьма непривлекательно, если не сказать больше. Ведь никто из них, ни Сара, ни Авраам не знали исхода этой истории, не знали, что в дело вмешается сам Бог, который вступиться за Сару и накажет Фараона. Если бы они были в этом уверены, то вообще не допустили бы этого ужасного испытания Сары.
  Третьим немалым испытанием для Сары был уход Авраама на войну с царями. Тора мало внимания уделяет этому моменту, однако не трудно представить, что испытала Сара, когда Авраам отправился на войну, исход которой был неизвестен.
  Четвертым не менее тяжелым испытанием для Сары было ее "добровольное" предложение Хагарь в наложницы Аврааму. Наверняка этот поступок не возник на пустом месте. Это был результат разочарования, которое испытывал Авраам от неспособности Сары родить ему наследника и от его многочисленных упреков Саре по этому поводу. Чтобы снять возникшую между ними напряженность, Сара предложила Аврааму в наложницы Хагарь. Но этот поступок Сары явился новым источником ее испытаний. Хагарь стала независимой и дерзкой, возомнив себя женой Авраама и хозяйкой в доме Сары. Наверняка это далось Саре очень тяжело.
  Рождение Ишмаэля стало пятым тяжким испытанием Сары. Теперь Хагарь явно претендовала на все наследие Авраама в пользу ее сына Ишмаэля. Наступили самые черные дни в жизни Сары. Она стала нежеланной гостьей в собственном доме. Авраам очень любил своего первородного сына Ишмаэля, и Сара оказалась лишней в доме Авраама.
  Шестым испытанием Сары явился уход Авраама к филистимлянам, к Авимелеху, и передача Сары в гарем Авимелеха. Этот загадочный повтор истории с Фараоном, принес Саре небывалые переживания как в отношениях с Авимелехом, так и в отношении с Авраамом: сколько можно торговать собственной женой?
  Акедат Ицхак было седьмым и наиболее тяжким испытанием Сары, которое она не выдержала и скончалась.
  Но Авраам и на этом не успокаивается. Он использовал свою жену в третий раз, уже мертвой. Смерть Сары позволила Аврааму приобрести место для семейного захоронения, пещеру Махпела.
  И все же правильно сообщает Тора - у Сары было две жизни: שני חיי שרה. Одна жизнь до рождения Исаака и вторая с Исааком. У Сары также несомненно есть две жизни еще и потому, что одну жизнь она прожила с Авраамом, а вторую свою вечную жизнь она проживает уже несколько тысячелетий в своих потомках. Начиная с Исаака и далее, все евреи на земле это потомки Сары, это Сара.
  Кстати сказать, и эту свою высшую вторую жизнь в своих потомках евреях Сара проживает среди нелегкого окружения потомков Авраама, всех народов земли, произошедших от Авраама.
  Именно в этом состоит возрождение и переселение душ умерших. Души умерших возрождаются в своих потомках. Тело и душа Сары воскресла и миллионнократно возродилась, воплотилась в телах и душах всех евреев земли во все прошедшие тысячелетия. Душа и тело Сары еще миллионнократно возродится и воплотится в душах будущих поколений евреев грядущих тысячелетий.
  Если можно сказать, что евреи есть потомки Авраама, создавшего множество народов и цивилизаций на земле, то уж наверняка, евреи чистые физические и духовные потомки одной лишь Сары. И Сара продолжает и будет жить во всех евреях земли, как в прошлом, так и в будущем.
  Необходимо также отметить, что Сара духовно (через своего внука Эсава) воплотилась также в народах европейской цивилизации. Ее духом полны все христианские народы.
  За все свои прежние страдания Сара была вознаграждена, в конце концов, беременностью и рождением Исаака. Здесь также не обошлось без кризиса и испытания. Саре пришлось изгнать из своего дома Ишмаэля и Хагарь. На этот раз уже окончательно. Это было не легко в первую очередь из-за возражений Авраама. Но это нужно было сделать для охраны мира и спокойствия в ее семье, для охраны здоровья своего сына Исаака, и она это сделала, несмотря на все трудности.
  Вот почему Сара, святая праведница, которая с успехом выдержала семь тяжелейших испытаний в своей жизни, в конце концов добилась своего - родила не просто сына, но родоначальника великого еврейского народа, первого сабру в истории человечества - Ицхака.
  
  Кто же такая была Сара, Праматерь еврейского народа?
  ותהי שרי עקרה אין לה ולד, и будет Сарай бездетной, нет у нее ребенка. Это "пшат", прямое толкование этой фразы. Но эта фраза явно противоречива. Ведь, в конце концов, у нее был ребенок. Так о чем же тут речь?
  Слово עקרה помимо таких значений как бездетная, бесплодная, означает также корень, суть, главное, принцип, основание. И фраза сообщает нам, что Сара была корнем, сутью, главным принципом и основанием всей семьи Авраама, всего еврейского народа и всех европейских народов.
  Если это так, то тогда понятно, почему Авраам, проживший со своей бесплодной женой чуть ли не сто лет, не развелся с ней, хотя имел на это все законные основания. Он не посмел этого сделать, ибо Сара была самой основой, самой сутью, базой их семьи. Она была умна, мудра, добра и безгрешна. Она спасла Авраама в нескольких катастрофических обстоятельствах, в которые он попадал по своему неразумию и недостаточной вере в аШема (когда не было страха аШема) в Египте и у филистимлян. Самоотверженная Сара, которую он, пытаясь спасти свою жизнь, называл сестрой и продавал в наложницы то Фараону, то Авимелеху, как мать малого дитяти каждый раз вставала на его защиту всем своим телом и духом.
  Да, Авраам в годы ее бездетности был для нее как сын, и она готова была сражаться за него до последнего. Только так можно объяснить ее безмолвное согласие ради спасения Авраама идти в гарем Фараона или Авимелеха. И наверняка Авраам тоже чувствовал эту ее самоотверженность матери и относился к ней, как неблагодарный сын относится к любящей матери. А иначе невозможно объяснить эти унижающие человеческое достоинство выходки Авраама в отношении Сары.
  Нужно было быть необычайно чистой, святой женщиной, чтобы принимать эти больные идеи Авраама и покрывать его. Единственным объяснением ее согласия с ним может быть ее глубокое материнское чувство в отношении Авраама. Она защищала его и относилась к его капризам и страхам, как мать защищает капризного и неразумного сына. Именно в этом подлинная святость Сары, а не в том, что ее свеча горела всю субботу или в том, что над ее шатром постоянно висело облако, как любят повторять мудрецы Торы.
  Да, Сара была основой их семьи. Она была для Авраама матерью и несла в себе заряд великой чистой морали, снисходительно позволяя Аврааму временами крайне экстравагантные выходки по отношению к себе.
  Но и это не все. Зная, что она станет основанием, базой будущего еврейского народа, она терпеливо ожидала своего часа. И когда он, наконец, настал, она, так долго ждавшая его, даже поначалу не поверила, что этот час пробил. Вот откуда этот смех и это имя ее сына יצחק - смех.
  
  Кто и что определяет выбор будущего наследника, потомка? Мужчина или женщина? Разумеется, в первую очередь, это преррогатива аШема Господа. Здесь нет никаких сомнений. Но во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, кто из этих двоих определяет личность будущего ребенка?
  Исходя из известной нам физиологии, мужчина посылает женщине много миллиардов кандидатов будущего младенца. Только один из них станет сыном или дочерью. Кто решает, выбирает, определяет одного единственного из миллионов кандидатов? Этот окончательный выбор осуществляет женщина. Мы не знаем, как именно она производит этот выбор. По-видимому, отбор производится на уровне ее физиологии. Но все эти физиологические средства направлены на то, чтобы женщина сделала выбор наиболее соответствующий ее скрытым моральным, духовным запросам и свойствам.
   Именно поэтому Ева родила Каина, Агарь родила Ишмаэля, а Сара родила Исаака. Все их сыновья являются четким отражением свойств своих матерей, их тайных мыслей, запросов, стремлений. И Исаак - прямое отражение свойств своей матери, ее желаний, стремлений. Он также самоотвержен и целеустремлен, как Сара. Он также готов идти на смерть по воле, по команде своего отца, как это дважды делала его мать, Сара. Исаак - подлинный сын своей матери.
  Именно его так долго ждала Сара, не допуская к рождению никого, кто не похож на будущего Исаака. И только тогда, когда Авраам смог создать семя Исаака, она выбрала его из миллиардов, предложенных ей Авраамом, выносила его и родила.
  Вот почему она так смеялась, узнав о предстоящих родах. Она поняла, что ее муж, ее Авраам наконец-то стал способен дать ей будущего наследника. Ее терпение и все ее страдания были вознаграждены. Она родила не просто сына. Она родила родоначальника нового народа и народов. Совместно с аШемом (א) Сара родила в мир не только сына, но новый закон יצ(א) חק = יצחק - Ицхак = Йоце Хок - Создан новый закон. Это был совершенно новый закон Вселенной из множества законов, созданных Элоким при Творении мира.
  
  Нет ничего удивительного в том, что персону, личность будущего наследника определяет биохимия и физиология его матери. Вся жизнь человека есть результат непрерывно происходящих в нем биохимических, физиологических процессов.
  Человек гордится своей способностью к мышлению, как высшим результатом его физиологической деятельности, так резко выделяющей его из всего живого и животного мира. Но, сам процесс мышления и его результаты, даже такие высокие как поэзия, философия, высшая математика, квантовая физика, изучение Торы и такие решающие для будущей его жизни, как выбор своего суженного или суженной, все это, как и прочие следствия мышления человека - не что иное, как результат его биохимических процессов. Человек приходит в восторг или впадает в глубокую печаль от одного лишь известия, поступившего к нему в вербальной или письменной форме, от одной лишь мысли, неожиданно пришедшей к нему из его подсознания. Что это все значит?
  Радость или горе человека связаны с появлением в его крови определенных энзимов, вызывающих у него то или иное эмоциональное состояние. То есть, чисто информационное сообщение способно влиять на ход биохимических процессов человека, и наверняка правилен и обратный вывод, а именно, результаты определенных биохимических процессов являют себя в виде мыслей, идей, умозаключений, психических состояний человека. Человек, по своей сути, очень сложная биохимическая машина. И вся его духовная, интеллектуальная жизнедеятельность есть продукт биохимических процессов.
  И именно на уровне вот таких биохимических процессов каждая женщина производит по своему (биохимическому, физиологическому) усмотрению выбор единственного будущего сына или дочери из миллиардов кандидатов, которых посылает ей муж. Именно женщина, в отличие от мужчины, обладает довереной ей Богом высочайшей честью производить биохимической выбор будущего потомка своего мужа производя, таким образом, свой личный отбор одного из многих, и сама лично принимает окончательное решение о наследнике.
  Разумеется, Элоким легко управляет и направляет эти биологические процессы в человеке, при необходимости внося изменения, осуществляя целенаправленное воздействие на это решение женщины.
  Да, Авраам был способен и раньше дать рождение сыну. Но каким был этот сын, мы видим на примере Ишмаэля, которого выбрала Хагарь.
  Среди многих миллиардов кандидатов в сыновья, которые в течение 80-ти лет совместной жизни Авраам предлагал Саре, она не смогла найти, выбрать ничего путного, и именно поэтому была бесплодной. Все, что имелось у Авраама подходило лишь для Хагарь.
  Да и позднее, после смерти Сары, когда Авраам, женился на Кетуре, из него также ничего путного больше не вышло. Беременность Сары была звездным часом, а правильней сказать, звездным мгновением для Авраама. Тора оставила своим вниманием его детей от Кетуры из-за их незначительности.
  Только однажды за 80 лет Сара смогла выбрать одного единственного подходящего кандидата на звание основателя еврейского народа - Исаака. Так с помощью Сары Авраам смог породить העם - этот (еврейский) Народ. Это и был истинный подвиг Сары. И ради этого триумфа прожила свою многострадальную жизнь эта Великая женщина. Она сделала свое дело и теперь могла спокойно уйти из жизни. Она исполнила свое Божественное предназначение.
  Эти удивительные свойства женщин, решающих судьбы будущих поколений человечества Тора продолжит демонстрировать нам на примерах Ривки и жен Якова.
  У Ривки произошел сбой в физиологическом, биохимическом механизме отбора будущих сыновей. Она родила двойню. Ривка осознала допущенную ошибку и лично исправила ее уже на уровне взрослых сыновей.
  Она передала право наследия своему младшему сыну Якову, который, если бы не досадная физиологическая ошибка, был бы ее единственным сыном. Поэтому именно Ривка, как мать единственно ответственная за весь процесс отбора, сама исправила допущенную ею ошибку. А Исаак, точно так же, как в свое время Авраам, не видит этой ошибки и слепо (как Авраам с Ишмаэлем) следует общепринятым канонам, обычаям. Ривка, точно так же, как перед ней Сара, в конце концов, делает правильный выбор наследника и продолжателя еврейского народа.
  Исходя из этого анализа, можно заключить, что именно женщина исполняет волю Бога, определяет пути дальнейшего развития истории, и, что самое главное, реализует их. Она, по указанию Бога выбирает, рождает и выкармливает будущего продолжателя дела, намеченного Богом. В этом плане женщина играет роль подлинного ангела, точно и беспрекословно исполняющего волю Бога. Она строго воплощает в жизнь, материализует все приказы Бога. Мужчина же весьма неоднозначен с духовной стороны, легко совершает ошибки, что хорошо видно на примере Авраама или Исаака.
  Мужчина еще более неоднозначен с материальной стороны, так как он производит миллиарды кандидатов в свои потомки, целиком и полностью вверяя их на усмотрение женщине, что тоже хорошо видно на примере Авраама, породившего Ишмаэля.
  Как замечательно сказал об этом Богу Адам: Ты дал ее мне, а она дала мне этот плод. Именно женщина дает человечеству (Адаму) его плод - его потомка.
  Избранная в жены и матери женщина совершенно однозначна. Она отбирает из миллионов кандидатов лишь одного, наиболее подходящего с ее физиологической точки зрения и рождает потомка, который и является наследником, избранным Богом.
  Жены Якова, как сообщает Тора, уже значительно лучше понимали суть явлений отбора и зарождения детей. Именно поэтому они перед каждым предстоящим зачатием обращались за помощью к Богу, молили его о каждом из будущих наследников. Этим можно объяснить почти полное отсутствие у них ошибок.
  Так Тора на примере Патриархов демонстрирует нам, как происходил отбор основателей избранного еврейского народа. Какую роль в этом процессе играли Патриархи, и какая роль была отведена Матриархам? Патриархи предоставляли своим женам на выбор множество возможных наследников. Матриархи совершали один единственный правильный и уникальный выбор наследника - Патриарха. Вся мера ответственности в этом процессе лежала на матерях будущих Праотцов. И они не подвели Элоким, совершая свой выбор.
  
  2. ותמת שרה - И Сара умерла.
  
  От горя, узнав, что Авраам убил Исаака. (13) *) Но уже рождена Ривка (22:23), которая наследует Сару, ибо праведник не уходит, пока не рождается его последователь - Сара не умерла, пока Аврааму не сообщили о рождении Ривки, следующей Праматери (17; 106) *). (259): прежде, чем "солнце" одного праведника зайдет, восходит "солнце" другого праведника, и так поколение за поколением.
  
  *) Неужели решение о смерти Сары принимал Авраам?
  
  בקרית ארבע - в Кирият Арба
  
  (6): город имел 4 названия: Эшколь; Мамре; Кирият Арба; и Хеврон. (4): Арба один из гигантов, живших в этом городе, и город назван его именем - город Арба. (203): Хеврон это Кирият Арба, Арба - величайший человек среди Анаким, отец гигантов. (28): гигант Арба был назван в честь города. (32): Хеврон управлялся человеком по имени Арба.
  
  הוא חברון בארץ כנען - Это Хеврон в земле Ханаана.
  
   Хам, сын Ноя, построил город для Кейнана, своего сына, и назвал его Хеврон. Позднее семья Анаким - Ачимон, Шешай, Талмай и их отец, Арба, поселились здесь, и город был называн Кирият Арба в их честь. Одно время он назывался Мамре. В дни Иошуа он вновь стал Хеврон. Хеврон был постоянной резиденцией Авраама и Сары.
  
  ארץ כנען - Земля Ханаана. Название כנען может быть истолковано как составное из двух слов: כ נען - как ответ, как провозглашение, как исполнение просьбы, как страдание, как притеснение.
  Почему Сара умерла в возрасте значительно более молодом, чем умер Авраам?
  
  (6): Сара умерла, узнав, что Исаак убит в Акедат. Она могла еще жить. (260): такое толкование несостоятельно. (23): наследственность определяет продолжительность жизни человека, и человек должен ждать смерти в пределах возраста смерти одного из родителей. И Исаак, достигнув возраста 123, решил благословить первородного, ибо его мать умерла в возрасте 127 лет. Но Сара умерла от шока, а Исаак не учел это? Сара прожила все свои годы. Праведники подобные Саре исполняют всю свою миссию на земле. Ее дни - дни совершенства. Ее душа была взята, ибо она полностью выполнила свою цель на земле. В естественном мире смерть возникает по естественным причинам Бога для исполнения Его воли - сердечный приступ, инсульт, дорожное происшествие, землетрясение, или шокирующая ложь. Но дни Сары совершенны и замечательны как по количеству, так и по качеству.
  
  Так отчего же умерла Сара?
  Мы знаем, что Сара обладала способностью предвидения и пророчества значительно более сильной, чем Авраам. Авраам лишь попытался исполнить волю Элоким - принести Исаака в жертву. аШем остановил его в момент выполнения этого неверно понятого им приказа Элоким. На этом его пророчество завершилась.
  Сара, в отличие от Авраама, была значительно более дальновидной и проницательной в восприятии и понимании воли аШем. Сара поняла, что приказ Аврааму убить Исаака не был непонятной и странной ошибкой Авраама или прихотью Элоким.
  Она поняла его как четкий, совершенно ясный и очевидный прогноз, предсказание будущей судьбы всех ее потомков на тысячелетия вперед. Она поняла, что, этим символическим действием над Исааком, Элоким показал ей и всему человечеству, что ожидает ее будущих потомков, которые многими тысячелетиями будут уничтожаться другими народами, сжигаться в огне ненависти, будут окроплять своей кровью миллионы жертвенников человечества на земле.
  Сара вдруг прозрела. Она увидела всю картинy ужаса, через который будет шествовать по земле ее потомство. Это прозрение оказалось для нее непереносимым. Именно это предвидение будущего ее детей убило Сару. Она была не в силах смириться с ним и оставила этот мир. Столько лет она стремилась иметь ребенка, и теперь, когда он родился, она узнала вдруг, что ждет его потомство на тысячелетия вперед. И это сразило ее.
  Но умирала Сара со спокойной душой. Это же предвидение указало ей на истинный путь возрождения умерших, который Авраам попытался завести в тупик при Акедат Ицхак. Умирая, она увидела, как ее душа возродится в миллионах потомков, которые продолжат ее путь и ее дело. И она спокойно отдала свою душу для воплощения в потомках.
  
  ויבא אברהם לספר לשרה - И пришел Авраам помянуть Сару.
  
  Прочесть некролог о Саре. Авраам оплакивал не физическую смерть Сары: праведная женщина будет наслаждаться плодами своей праведности в Мире Духовной вечности. Авраам оплакивал потерю Сары - принцессы всего человечества (10).
  
  ולבכתה - и оплакать ее.
  
  Авраам пришел из Беер Шевы после Акедат помянуть Сару и оплакать ее (96) вскоре после Акедат, ибо ее смерть была вызвана едва не состоявшимся жертвоприношением Исаака. Она умерла, узнав, что ее сына едва не зарезали (1; 42; 32).
  Причины смерти Сары:
  А. Сатана сказал Саре: "Твой муж зарезал Исаака и принес в жертву на алтаре". Сара разрыдалась, вскрикнула трижды, как звуки шофара и умерла (42). (40): звук шофара на Рош аШана это причитания Сары - как наше вечное напоминание.
  Б. (246): Исаак сказал Саре: "Если бы не ангел, я был бы мертв". Это убило Сару. Но то был Сатана, а не Исаак.
  В. (169): когда Сатана сообщил Саре о случившемся, она зарыдала: "О, мой сын Исаак. Я бы хотела умереть сегодня вместо тебя...". *) Она уронила свою голову и разрыдалась. Но явился Сатана и сказал: "Я солгал тебе, твой сын жив!" Сара обрадовалась и умерла от счастья.
  
  *) Возникает вопрос, а почему Авраам в свое время, когда Исаак лежал связанный на алтаре, приготовленный в жертву, не предложил в качестве жертвы себя самого вместо Исаака, как это сделала Сара? Вопрос святотатственный, но правомочный. Ведь, предложив в жертву себя вместо Исаака, Авраам с одной стороны показал бы, что он готов отдать даже собственную жизнь, а не только жизнь своего сына, в доказательство верности Богу, а с другой стороны, подсказал бы Богу разумный выход, сохраняющий жизнь праведника и его потомство во имя Бога, как он сделал это накануне катастрофы Содома.
  И еще один вопрос: а почему Сатана пришел к Саре только после Акедат Ицхак? Ведь он мог прийти к ней в любое время, и тогда бы она умерла после этого рассказа, совершенно не связанного с Акедат. Зачем Сатане было необходимо привязать свою ложь к этому события? Ведь солгать, да еще такому, как Сатана, можно легко в любой момент?
  Проблема Сатаны не оставляет в покое. Она напоминает излюбленный прием Советской пропаганды. Когда нужно отвести вину от себя самого, от своих ошибок, придумывают какого-то внешнего врага, вредителя и возлагают на него всю ответственность за собственные промахи. Так и в данном случае. Сатана придуман для того, чтобы снять вину с Авраама. И получается, что Сара умерла не из-за Авраама, а из-за Сатаны. Очень удобно. На Сатану можно возложить любую вину и любые даже самые фантастические деяния. Сатана - "козел отпущения грехов".
  
  Традиционная равинистическая хронология связала смерть Сары с Акедат - основа для всей датировки Библии. Акедат была в год смерти Сары, 2085, когда Исааку было 37 лет.
  Слово ולבכתה и оплакать ее, написано с маленькой буквой כ, хаф, чтобы показать, что Авраам не рыдал по ней чрезмерно, ибо она была старой, и человек воздерживается от траура по умершему, если тот прожил полную жизнь. Кроме того, Сара, по сути, сама вызвала свою преждевременную смерть, пробудив Небесный суд против Авраама, и была наказана смертью перед ним. Соответственно, так как Сара была ответственна за свою преждевременную смерть, Авраам урезал свое оплакивание Сары, как самоубийцы (106).
  
  Обвинить Сару в самоубийстве, обвинить Сару в несправедливости в отношении Авраама, вот это уже святотатство! А ведь чувствует уважаемый Бааль аТурим (106), что Авраам виновен, но не может это выразить (самоцензура не позволяет), и он всю вину возлагает на Сару. В этом комментарии Мудрецы Торы в полной мере выразили свое негативное отношение к женщине, как к недочеловеку, как к чему-то промежуточному между животным и человеком. Полагаем, что причиной этого является тот факт, что женщина стоит выше мужчины в своей близости к Богу, что крайне унижает и оскорбляет мужское достоинство Комментаторов и Мудрецов.
  Да в Торе мало слов уделено женщинам. Большинство героев Торы мужчины. О чем это может говорить? О том, что женщины не достойны внимания Торы и Бога? Вся вина женщины и ее униженное положение якобы проистекают от того, что она толкнула Адама на его первый грех. Но это только от непонимания роли Евы в том событии.
  Ева своим поступком выявила подлинную незрелую суть Адама. Будь он зрел и совершенен, он бы не пошел на грехопадение. Ева провела проверку Адама подобно "лакмусовой бумажке". Недаром Адам сказал Богу:
   האשה אשר נתתה עמדי היא נתנה-לי מן-העץ ואכל, женщина, которую Ты дал со мной (поставил на пост возле меня), она дала мне от этого дерева и ел. Она на своем посту у Адама в точности исполнила задание Бога - проверить Адама на зрелость. И проверка показала, что Адам еще совсем не зрел (зелен).
  Так, что Ева в этом деле сыграла роль помощницы Бога. Такую роль верной помощницы Бога играют все женщины, представленные в Торе. Именно они четко и без колебаний исполняют все те задания, которые Бог возлагает на человеческий род. Женщины, а не мужчины! Наверное, поэтому Мудрецы Торы так недружелюбны в отношении женщин. Их можно понять: женщины весьма успешные конкуренты мужчин.
  Авторы Зогар (70), другие Мудрецы (291), хорошо знакомые с "тайным" содержанием Торы, утверждают, что помимо прямого смысла рассказов Торы, помимо "пшат", в Торе имеется значительно более глубокое содержание, которое скрыто и доступно лишь при тщательном изучении текста Торы и проникновении в его скрытые духовные глубины.
  Полагаем, что одним из таких тайных смыслов Торы является подлинная роль и значение женщин на всем протяжении ее повествования. Да, при простом поверхностном прочтении Торы роль женщины выглядит весьма незначительной, второстепенной, и даже третьестепенной. Но при вдумчивом и глубоком подходе к повествованию Торы роль женщин становится все более определяющей и решающей в сравнении с ролью мужчин.
  Да, женщина всегда находится в тени повествования, в некоторой отдаленности от главных событий Торы. Она так же мало заметна и невыразительна, как Сам Господь Бог, который лишь иногда напрямую вмешивается в происходящие процессы и решает исход тех или иных событий.
  Знатоки Зогар (70), Каббалы (230), Мудрецы (291) Торы знают, что, несмотря на завуалированную роль Бога в повествовании, именно Он главное действующее лицо, главная пружина и главный герой всего повествования. И такая же скрытая роль главного героя Торы отведена женщине. Лишь комментаторы могут выявить эту завуалированную, не лежащую на поверхности, и, тем не менее, главенствующую или, по меньшей мере, значительную роль, отведенную женщине в Торе. Но они почему-то постоянно игнорируют ее значение, сводя все к зажиганию субботних свечей, поддержанию огня в семейном очаге, и облаку висящему у входа в ее шатер.
  Мы уже говорили, что Авраам во множестве случаев вел себя по отношению к Саре весьма несправедливо. Создается впечатление, что она настолько надоела ему за все долгие годы их совместной жизни, что он обрадовался, когда она, наконец, умерла. Эти слова могут показаться святотатственными, но, увы, это так. И маленькая буква в слове ולבכתה , оплакивать ее, есть лучшее подтверждение этого. Сама Тора этой буквой показала нам неискренность Авраама во время этой церемонии.
  Авраам оплакивал Сару лишь из вежливости, лишь для присутствующих, у которых он намеревался теперь, прикрываясь кончиной Сары, купить землю под ее и свое будущие захоронение, а вовсе не из сожаления о ее безвременной кончине. Почему безвременной? Да хотя бы уже потому, что сам он, будучи на десять лет старше ее, в это время все еще был жив и здоров, и дальше продолжил жить с другими женщинами, и народил с ними еще кучу детей, хотя, был против того, чтобы Сара родила ему наследника.
  При жизни Сары Авраам дважды использовал ее как ценную собственность для торговли, приобретения, обмена ее на богатые подарки от Фараона и от Авимелеха.
  Своей смертью Сара предоставила Аврааму очередную возможность обрести очередную еще большую собственность, недвижимость: приобрести землю и пещеру Махпела. Так, даже ценой собственной смерти, Сара продвинула Авраама по пути обретения собственности и овладения Эрец Исраэль.
  Трудно сказать понимали это Авраам и Мудрецы Торы или нет, но великая Сара, не только заложила духовные и материальные основания избранного еврейского народа, родив Исаака, равно и народов Европы, но своей смертью Сара заложила фундамент, корень еврейского народа в землю Эрец Исраэль, который отныне, став собственностью ее потомков, обратился в маяк, в магнит, что в тысячелетиях будет притягивать и звать к себе ее потомков, в каких бы уголках мира они не жили.
  Данная глава демонстрирует это совершенно ясно. Она содержит всего 20 предложений. И в 19-ти из них упоминается смерть и похороны Сары. Так святая Сара своей смертью фактически обратила Эрец Исраэль в собственность ее потомков.
  Авраам продолжил жить и благоденствовать после рождения Исаака и смерти Сары, но его роль для Торы уже исчерпана, перестала быть такой определяющей, как роль Сары. Авраам продолжал жить и наслаждаться личной жизнью, но уже в стороне от главного потока событий Торы точно так же, как Ишмаэль. Жизнь Ишмаэля и жизнь Авраама после смерти Сары оказались в стороне от внимания Торы. Так, что главным действующим лицом всей повести о жизни Авраама была Сара. И с ее уходом, Авраам и его жизнь перестали интересовать Тору вообще. Авраам интересовал Святое Писание лишь пока жила Сара.
  
  (16): маленькое כ в слове ולבכתה - Авраам не печалился открыто. Мы знаем, кем Сара была для Авраама, и как бесконечно глубока была его печаль. Он печалился и плакал, но скрыто в своем сердце, в уединенности своего дома. *) (70): не хорошо мудрецу плакать открыто на публике.
  
  *) Откуда мы это знаем?
  Слово לבכתה может быть также истолковано как составное из двух слов: לבה הכותה, ее сердце разбито, поражено, что может указывать на истинную причину смерти Сары. Тогда вся фраза может быть истолкована таким образом: "Авраам пришел помянуть Сару, ее разбитое, пораженное сердце".
  Возвращаясь к самому первому определению Сары в Торе: ותהי שרי עקרה אין לה ולד, и будет Сарай бездетной нет у нее ребенка, еще одна вполне вероятная трактовка этой фразы будет следующей: И будет Сара основанием и горе ей с сыном. Здесь словосочетание אין לה может быть рассмотрено как אוי לה, О, горе ей с сыном! или как און לה ей оплакивать сына! И вся эта фраза хорошо описывает будущую через много лет кончину Сары из-за сына.
  Модель взаимоотношений Авраама и Сары может быть еще и такой.
  Авраам и Сара оба были пророками в большей (Сара) или меньшей (Авраам) степени. Вот почему, когда Авраам упрекал Сару в том, что она не рожает ему ребенка, она отвечала ему: Я не рожаю потому, что ты еще не созрел, не создал ребенка, который достоин наследовать тебя. Вот создашь такого, тогда я его тебе рожу. Возможно, поэтому Авраам не разводился с Сарой все эти годы. Ведь по закону Торы, если жена бесплодна, муж может оставить ее. Но Авраам не разводился с Сарой, ибо знал, что бесплоден он, а не она.
  Видимо, в разгар одного из таких споров, кто виноват, что Сара бесплодна, она или он, Сара и решила дать Аврааму свою наложницу, Агарь: "если тебе все равно, кто родится у тебя, или если ты готов согласиться на любого сына, то вот, бери мою служанку и посмотри сам, какой сын произойдет у нее от тебя". Думаю, что после рождения Ишмаэля, все претензии Авраама к Саре прекратились, и он уже отчаялся когда-нибудь создать сына, достойного Сары.
  Таким образом, и Авраам, и Сара хорошо понимали, кто на самом деле из них двоих в течение долгого времени бесплоден.
  Странно, что Мудрецы Зогар (70), которые так глубоко проникают в духовные глубины Торы, не видят этих ясных взаимоотношений между Авраамом и Сарой.
  Далее в главе Эсав, глава 36, мы приведем еще некоторые соображения о взаимоотношениях Авраама и Сары и о взаимных конфликтах, сопровождавших всю их жизнь.
  
  3. ויקם אברהם מעל פני מתו - И поднялся Авраам в присутствии умершей. (над лицом умершей).
  
  Оплакивая умершую, он, буквально, обнимал тело жены. Теперь он встал (18). *) (192): Авраам целенаправленно встал рядом с ее телом, чтобы вызвать симпатию присутствующих. **)
  
  *) Абарбанель (18) - великий поэт Торы.
  **) Пользуясь трауром и состраданием к умершей, Авраам начинает свое психологическое давление на хеттов.
  
  וידבר אל בני-חת - И обратился к сынам Хетта.
  
  Хет - сын Кейнана (10:15), хетты были главными в этой области. Авраам собрал их, для подтвеждения законности сделки (7; 12). (6): смерть Сары была потерей не только для него, но для всей страны. Пока Сара была жива, все в стране шло хорошо. С ее смертью начались проблемы. Оплакивание ее смерти было всеобщим, и Авраам утешал других: "Мои дети: Не печальтесь".
  
  4. גר-ותושב אנכי עמכם - Я чужак и живу среди вас.
  
  (6): Если вы продадите мне землю, то я, как чужеземец заплачу вам за нее. А если вы не согласны со мной, то я как житель возьму ее по закону, ибо Бог обещал эту Землю моим потомкам (1). Как мог Авраам требовать землю по закону, ведь он еще не был ее законным хозяином, ибо Ханаанеяне и Феризеи еще жили там? (28): рождение Исаака исполнило условие Бога "...твоим потомкам Я дам эту землю". Теперь у Авраама был потомок, которому эта земля принадлежит законно. И он мог требовать ее для потомков, хотя Ханаане все еще жили здесь. (173): Авраам не мог требовать землю, так как мера греха ханаанеян не наполнилась; но он уже мог требовать место захоронения. (8; 82; 2; 1): какой контраст между обещаниями Бога Аврааму "дать землю", и унижением перед хеттами, умоляя их о месте захоронения Сары. При всех обещаниях он безземельный и должен купить место захоронения. Сказал Бог: Ты унизил себя в жизни, Я сделаю тебя властелином надо всеми! (40)
  
  תנו לי אחזת קבר עמכם ואקברה מתי מלפני - Дайте мне в собственность могилу с вами, и я похороню мою умершую передо мной.
  
  Выражение אחזת קבר, собственное захоронение, от אחזה собственность на землю, служащая как קבר, место захоронения. (16): словоאחזה относится только к земле, недвижимости. Корень אחז собственность хозяина в пассивной форме предполагает, что собственник держится благодаря его собственности. אחוזה земельная собственность, переживет своего собственника и остается на месте постоянно. Хозяин захвачен этой недвижимой собственностью. Авраам, кочуя по Ханаану, никогда не приобретал землю. Теперь он должен был дать Саре покой в своей первой собственности на этой земле, яркий пример, когда земля будет держать его в своих объятиях. Так могила Сары стала первой постоянной связью, прикрепляющей Израиль к его земле.
  
  Вот она та последняя и великая роль, которую сыграла Сара в истории евреев и всего человечества. Этот кусок земли, могила Сары אחז схватила, задержала, скрепила, соединила всех ее потомков во все грядущие тысячелетия.
  
  5. ויענו בני-חת את-אברהם לאמר לו - И ответили сыны хетта Аврааму: Говоря ему.
  
  6. נשיא אלהים אתה בתוכנו שמענו אדני - Послушай нас, наш господин. Среди нас ты принц Элоким (Бога).
  
  Ты царь. Бог сделал тебя царем над нами, и мы, и наша земля - твои. Не спрашивай о земле - она твоя! Возьми любую землю и помести твою умершую (2).
  
  Из этой фразы видно, что по сути, хотя неосознанно, хетты обращаются не столько к Аврааму, сколько к Элоким, к Богу. Следовательно, понятие Элоким в те времена существовало среди многих народов. Может быть, поэтому оно звучало во множественном числе, как обобщающее и охватывающее всех местных, земных богов разных народов, творцов всего земного и небесного вокруг.
  
  "Принц Бога" - почетный титул. Ты возвышенный (נשיא = поднятый,) Богом, и мы тебя таким и принимаем (7). Слово אלהים в этой фразе свято (270). "Ты царь среди нас, ты принц над нами". - говорят хетты.
  
  במבחר קברינו קבר את-מתך את קברו לא יכלה - Выбирай из наших захоронений похоронить умершую твою. Место ее захоронения. Не откажем.
  
  И это будет в твоем вечном владении (2). (1; 4; 28) יכלה от родственного корня כלא, удерживать, отказать, и, хотя эти глаголы различаются в окончании буквами ה и א, они синонимичны и взаимно заменяемы.
  
  А почему не принять слово יכלה как производное от корня יכל мочь, иметь возможность. И тогда смысл этого места: не сможем (отказать). Это характерный пример, как Мудрецы допускают замену буквы ה на букву א.
  
  מקבר מתך - от захоронения умершей твоей.
  
  Но это не годится Аврааму, который требовал не просто могилу для своей жены; но хотел приобрести в постоянную собственность место для вечного захоронения всей семьи (7; 272). Авраам желал пещеру Махпела, но пока не открыл это (83;7).
  
  7. ויקם אברהם וישתחו לעם הארץ לבני חת - И Авраам встал и поклонился членам совета, сынам Хетта.
  
  Обращаясь к ним, он уважительно поднялся и поклонился (21; 271).
  
  8. לקבר את-מתי מלפני אם-יש את נפשכם וידבר אתם לאמר - И обратился к ним со словами: Если вам по душе похоронить мою умершую передо мной.
  
  Если вы искренно предложили мне условия для захоронения моей умершей (271). Он имеет в виду: "похоронить мою умершую, которая все еще остается передо мной" - и я должен поспешить с ее захоронением (2). *) (132; 2; 274; 275): закон Торы требует захоронения в землю. (132) два основания: 1. Адам изготовлен из земли, и тело человека должно быть возвращено к своему истоку; 2. Открытое тело есть осквернение.
  
  *) Создается ощущение, что Авраам с помощью тела умершей Сары оказывает на них все большее моральное давление, чтобы затем выставить свое основное требование: пещера Махпела.
  
  ופגעו-לי בעפרון בן-צחר - и мольба моя к Эфрону Бен Цохар.
  
  Эфрон - богатый, выдающийся человек, и его статус не позволял ему продать потомственную собственность. *) Авраам, просит жителей обратиться к Эфрону и молить его "дать" в подарок Аврааму, и Авраам готов заплатить за этот подарок (2). Слово פגעו, столкнуться, вмешаться, умолять. Это означает важность просьбы, которая может быть гарантирована, лишь влиянием участников (61).
  
  *) Какая это могла быть потомственная собственность, если по мнению некоторых комментаторов хетты захватили эту землю всего с десяток лет назад, изгнав предыдущих владельцев?
  
  9. ויתן-לי מערת המכפלה - и даст мне Пещеру Махпела.
  
  (сдвоенную пещеру). Она названа так, из-за двух этажей; или из-за пар, которые были похоронены там (1). Хотя в ней были похоронены только Адам и Ева, пещера была достаточно просторна для четырех пар (32). (70): когда Авраам узнал, что Адам и Ева похоронены в этой пещере, он решил создать в ней захоронение для себя и своих детей.
  
  אשר לו - которая его.
  
  Эфрона. (8): есть глубокое мистическое значение в том, что многие места великой святости исходно принадлежали простым людям. Эта пещера принадлежала Эфрону, место Храма было гумном Орнана Иевуссея, у которого Давид приобрел его (370 - 24:18-25); Батшева, предшественница династии Давида, была женой Урии (там же 11:3) и Эрец Исраэль была населена Ханаанеянами. Аналогично многие прозелиты достигали святости, хотя были рождены не евреями. Эти тайны Торы - результат греха Адама, и находятся за пределами нашего понимания (120). Аналогично возникла династии Давида от Рут Моавитянки, чьи корни выросли из инцеста Лота и его дочерей. Семья Давида возникла от испорченного союза Иуды и Тамар.
  
  אשר בקצה שדהו בכסף מלא יתננה לי בתוככם לאחזת-קבר - которое на конце его поля. Пусть даст мне ее за полную цену среди вас, как недвижимость для захоронения.
  
  (1): Так Царь Давид, сказав Орнану, покупая его гумно как место для алтаря, который позднее стало местом Храма: בכסף מלא, за полную цену. (24; 40): Пусть Эфрон подарит мне кусочек своей собственности на краю его поля. А я подарю ему деньги. В присутствие всех. Заплачу ему немедленно, при всех. И Авраам тут же заплатил Эфрону (17).
  
  10. לכל באי שער עירו באזני בני-חת ויען עפרון החתי את אברהם ועפרון ישב בתוך בני חת - А Эфрон сидел среди детей Хетта. И ответил Эфрон хеттиец Аврааму во всеуслышание сынов Хетта и всем, кто пришел к воротам его города.
  
  Термин באי שער, ко всем, входящим в ворота - все население города (7). Все пришли отдать дань уважения Саре (1). Ворота города - место собрания граждан, коммерческих сделок и суда.
  
  11. לעיני בני-עמי נתתיה לך קבר מתך השדה נתתי לך והמערה אשר-בו לך נתתיה לא-אדני שמעני - Нет, мой господин, слушай, поле и пещеру, что в ней, тебе я отдаю. На виду у моего народа отдаю тебе, похорони твою умершую.
  
  Тебе не нужно приобретать это (1). Я отдаю это тебе (18), и это уже твое (1). Я дарю тебе его; и не только пещеру, но все поле! (7) Авраам хотел лишь пещеру, а Эфрон отдает ему поле и пещеру на нем. Авраам обрадовался предложению и приобрел все вместе за полную цену, названую Эфроном (2).
  
  12. וישתחו אברהם לפני עם הארץ - И поклонился Авраам перед членами совета.
  
  13. נתתי כסף השדה קח ממני ואקברה את-מתי שמה אך אם אתה לו שמעני באזני עם הארץ וידבר אל-עפרון - И обратился к Эфрону во всеуслышание членов совета: Но если ты послушаешь меня. Я дал тебе серебро за поле, возьми у меня, и я похороню там мою умершую.
  
  14. ויען עפרון את-אברהם לאמר לו - И ответил Эфрон Аврааму, говоря ему.
  
  15. ואת מתך קבר ביני ובינך מה-הוא אדני שמעני ארץ ארבע מאות שקל כסף - Земля (стоит) 400 серебряных шекелей. Между тобой и мной, - что это? И хорони свою умершую.
  
  Между друзьями какое это имеет значение? (1). (8): беззаботным тоном продавец называет свою чрезмерную цену. (279): Царь Омри заплатил 6000 шекелей за всю территорию Самарии (385 - 16:25), а Иеремия заплатил 17 шекелей за собственность, подобную полю Махпела! (147)
  
  16. את הכסף אשר דבר באזני בני חת ארבע מאות שקל כסף עבר לסחר וישמע אברהם את עפרון וישקל אברהם לעפרן - И послушал Авраам Эфрона, и отвесил (выплатил) Авраам Эфрону. Серебро, которое было названо во всеуслышание сынам Хетта, 400 шекелей передано продавцу.
  
  (17): Он мудро принял оценку Эфрона без возражения. *) Оплатил место захоронения (9-13).
  
  Смысл фразы в том, что Авраам отвесил (серебро) за землю погребения Сары עפר, афар ее хозяину עפרון Эфрону и, одновременно, выплатил свою дань этой земле עפר, афар. Вспомним, что сказал аШем Элоким Адаму при изгнании его из Ган Эден: כי-עפר אתה ואל-עפר תשוב, ибо ты пыль, и в пыль ты вернешься. И вот теперь Авраам вылачивает той самой пыли ту самую пыль, в которую он возвращает Сару.
  *) Интересно, почему же, в таком случае, язычники во все времена и во всех местах очерняют Израиль, не признают за ним прав на владения всеми этими и другими землями и гонят Израиль отовсюду?
  
  17. אשר במכפלה אשר לפני ממרא ויקם שדה עפרון - И перешло поле Эфрона (поднялось, возвысилось), которое в Махпела, которая перед Мамре.
  
  Владение полем, пещерой перешло в собственность Авраама. (6; 1): ויקם - собственность была поднята по своему значению потому, что оно перешло из собственности обыкновенного (Эфрона) в собственность царя (Авраама). Место, известное из-за пещеры Махпела возле Хеврона (Мамре, Кириат Арба).
  
  Похоже на то, что тут действительно произошло множество событий, не упомянутых в Торе. Захват этой местности различными народами и завоевателями. Так, неожиданно в Хевроне появляются хетты, которые ранее нигде не упоминались. Возникает Кириат Арба, которая также раньше не упоминалось. Это может объяснить ничем не обоснованное поспешное бегство Авраама из Хеврона к филистимлянам. Он бежал от надвигавшихся захватчиков, всех этих "гигантов" (Арба) и хеттов, засевших в Хевроне. Именно поэтому, возможно, исчез его приятель Мамре, и поле неожиданно оказалось в руках хеттийца Эфрона. Ибо, как же нам объяснить, что в течение 27 лет Авраам спокойно проживал на поле Мамре, пас там свои стада и располагал там свои шатры, из-за этого поля он поссорился с Лотом и прогнал его с этого поля, а вот теперь он вдруг должен платить даже за какую-то пещеру, находящуюся на краю этого поля, не говоря уже обо всем этом поле. Видимо пришли иные владельцы, которые относились к Аврааму по-иному, чем его прежний приятель Мамре. Перемена хозяев может также объяснить тот факт, что Авраам, который узнал о значении пещеры еще во время визита ангелов, перед разрушением Содома, то есть за 37 лет до смерти Сары, только теперь решил приобрести пещеру в свою собственность. Что заставило его отложить задуманный план на 37 лет? Впрочем, все эти рассуждения о том, что Авраам зашел в пещеру в поисках теленка и увидел там Адама и Еву, отсутствуют в Торе, а взяты из комментариев Мудрецов и, следовательно, менее достоверны.
  Ответ на этот вопрос может быть тот, что Аврааму пришлось прибегнуть, с одной стороны к жалости и трауру местных жителей из-за кончины Сары, а с другой стороны, к легкому шантажу в связи с тем, что тело не погребенной Сары лежало на глазах у местных жителей и оскверняло их всех. Воспользовавшись этими двумя вескими аргументами, Авраам быстро склонил местных жителей на свою сторону и получил у них разрешение на продажу земли.
  
  השדה והמערה אשר-בו וכל העץ אשר בסדה אשר בכל-גבלו - Поле и пещера, которая в ней, и все деревья, которые в этом поле, и все, что в его пределах.
  
  (6): упоминание деревьев важно, ибо ничего в Торе - даже единственная буква - не является излишним, *) и указывает на то, что было необходимо перечислить все детали в его границах (281) и на то, что приобретение было полным - он купил даже кустарник в поле так, что это стало в абсолютном владении Авраама (45). **)
  
  *) Такое бережное и крайне скрупулезное отношение к тексту Торы со стороны переписчиков и ученых Торы пусть даже подсознательно, несомненно подчеркивает справедливость предположения, что Тора предназначена для прочтения и глубочайшего анализа не только Мудрецами прошлого, но и Мудрецами будущих тысячелетий. Вот почему так важно донести до них весь этот текст без малейших искажений. Ведь им, грядущим поколениям, предстоит скрупулезно анализировать этот текст, выявляя в Торе глубочайший тайный смысл того, что хотел сообщить человечеству аШем Элоким этой Книгой.
  **) Тем более странно, как Авраам мог проживать и пасти свой скот в течение долгого периода времени, а именно, 25 лет до ухода в Беер Шеву и 12 лет после возвращения из Беер Шевы, в этом самом поле, не приобретая его!!! Кто ему это позволял?
  
  18. בכל באי שער-עירו לעיני בני-חת לאברהם למקנה - к Аврааму, купившему (его) в присутствии сынов Хетта, перед всеми, входящими в ворота города.
  
  В присутствие граждан города (4), перед которыми Авраам отвешивал серебро (7). (6): хотя Тора избегает излишних повторов, выражение "дети Хетта" повторяется не меньше десятка раз, по числу Десяти Заповедей, "Как много чернил было потрачено и как много перьев было сломано, чтобы написать это выражение снова и снова. Тот, кто задумал и исполнил покупку в праведности, и такая покупка предназначена для возвышенного использования, считается исполнившим Десять Заповедей.
  
  Вопрос: Какое это все имеет значение сегодня, 4000 лет спустя? Мы видим, что сегодня никто уже ни за что не желает признать правомерность всех тех приобретений, покупок и клятв.
  
  19. את שרה אשתו ואחרי-כן קבר אברהם - И затем похоронил Авраам свою жену Сару.
  
  Его жена упомянута здесь, подчеркивая, что потому, что Сара была женой Авраама, ее похоронили в этом святом месте. И в 49:31: "они были похоронены Авраам и Сара" - Авраам упомянут первым, ибо был более достоин, а Сара получила это вознаграждение, как его жена (282).
  
  Как можно спокойно принять такое пренебрежительное отношение некоторых Мудрецов к Саре. Ведь Сара была святой по сравнению с Авраамом. Только благодаря Саре Авраам приобрел это место для своего будущего захоронения. Мы все должны быть благодарны Саре за это место, которое осталось единственным материальным наследием евреев а Эрец Исраэль, в Ханаане после истекших четырех тысячелетий. И несомненно, что аШем вдохновил Авраама на приобретение этого места под захоронение Сары и далее под семейное захоронение. Как мы уже писали выше, Сара самой смертью совершила свой последний духовный подвиг ради будущего наследия - еврейского народа. Именно Сара явилась тем самым корнем еврейского народа, из которого выросло и расцвело на тысячелетия великое дерево еврейского народа. И именно Сара поместила этот корень в пещеру Махпела. А Авраам лишь последовал за ней.
  
  אל מערת שדה המכפלה על פני-ממרה הוא חברון בארץ כנען - В пещере поля Махпела перед Мамре, которое Хеврон, в земле Ханаана.
  
  Название Хеврон имеет коннотацию - חבר, объединенный, присоединенный. Так первая еврейская собственность в Эрец Исраэль была местом, объедившим мужа с женой, и верности последующих поколений друг другу в близости и интимности (16).
  Скрытый смысл имени Хеврон от חבר, объединять, в том, что именно здесь души погребенных воссоединялись со своими корнями у Трона Славы (21). В этом месте חבור, соединения, небеса встречаются с землей в окончательном познании единства происхождения обоих. Патриархи и их жены, спящие в Хевроне, в земле Махпела, достигли в своей жизни совершенного посвящения своих земных дел воле Бога; поэтому они были похоронены в Махпела, во входе в Сад Эден (70); подчеркивая их достижения в объединении двух миров (283; 284).
  
  20. ויקם השדה והמערה אשר-בו לאברהם לאחזת-קבר מאת בני-חת - И перешло это поле от сынов Хетта к Аврааму как собственность для захоронения.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Неярова "Пустая Земля. Трофей его сердца"(Боевая фантастика) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) Я.Ясная "Муж мой - враг мой"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"