ויסף אברהם ויקח אשה - И добавил Авраам и взял жену.
(8): Авраам вновь женился на Хагарь. (7): Кетура - наложница.
Авраам изгнал Хагарь по требованию Сары. Но сам он был привязан к ней и, когда Сара умерла, он вернул Хагарь в свой дом. Следовательно, в отношении Сары и Исаака, Авраам руководствовался не личными чувствами, но только приказами аШема. Он исполнял их вопреки своим чувствам. А в отношениях с Хагарь Авраам руководствовался исключительно своими чувствами, желаниями и страстями.
Сара умерла, Исаака женили и передали на попечение Ривке, и перед Авраамом исчезло последнее препятствие, сдерживающее его страсть. Он вновь целиком отдался своему чувству и вернул в дом Хагарь (если Кетура это Хагарь), которая родила ему много новых детей.
С Хагарь Авраам вел себя как обычный человек, потомок Ноя. Он не возражал против рождения Кетурой новых детей, хотя мы помним, что он возразил самому Богу, когда Тот известил его о предстоящем рождении Исаака. Это еще раз подтверждает, что Аврааму ребенок Сары был не мил, но были очень милы и желанны дети Хагарь и Кетуры.
ושמה קטורה - По имени Кетура.
Кетура это Хагарь: ее дела были прекрасны как фимиам (кеторет); она осталась целомудренной после отделения от Авраама (6; 1). (6; 172): Авраам вновь женился на Кетуре/Хагарь по Божественной команде (140). (13): Кетура это Хагарь, привязана к нему (ктура на арамейском привязана) с самого начала.
Вряд ли Кетура была Хагарь. Хагари уже должно было быть не менее 85 лет. И в этом возрасте Авраам вновь взял ее в жены? Она родила ему еще шестерых сыновей, которые родили "ей" пятерых внуков, которые были, затем, изгнаны Авраамом из Ханаана. Вся эта история продолжалась вплоть до ее 110-ти летнего возраста. Когда Авраам умер Хагарь-Кетуре должно было быть 113 лет. Расчет такой:
Сара получила Хагарь от Фараона, когда Аврааму было 75 лет. Хагарь наверняка была достаточно взрослой, чтобы исполнять обязанности служанки, то есть ей было в тот момент не меньше 13-ти лет. Авраам умер в возрасте 175 лет. Следовательно, к моменту смерти Авраама ей должно было быть не меньше 113-ти лет, и рожала она Аврааму детей в возрасте 85 - 90 лет. Несколько поздновато - ведь это не чудо Сары.
Дети Авраама стали основателями новых цивилизаций. Ишмаэль породил арабов. Исаак через Якова породил евреев и через Эсава - европейцев. Вот почему европейцы по своему духовному развитию ближе к евреям, чем народы востока, потомки Кетуры.
Но каков смысл этой связи? Каков смысл Ишмаэля и прочих потомков Авраама с точки зрения Божественного плана Творения?
Впечатление, что аШем заменяет старые народы потомками Авраама. Так Он создает "полосу препятствий", которую избранному народу предстоит преодолеть в будущем. Дети Авраама от Хагарь и Кетуры - это те проблемы, с которыми евреи столкнутся в последующей истории.
Пшат этой фразы - Кетура не Хагарь (116). (2): Тора не дает генеалогии Кетуры, и мы можем предположить, что она из Ханаана. (2): Почему Авраам не искал жену в Харане, как для Исаака? Ибо Завет выполнялся только через Исаака. Другие дети носителями завета не были.
То есть, теперь Авраам исполняет наказ Бога "Плодитесь и размножайтесь!" Он выполнил свой долг перед аШемом в отношении избранного народа но продолжает исполнение Высшей Воли. После женитьбы Исаака Авраам получил свободу от прежних обязательств, которые он добросовестно выполнял 137 лет.
Авраам предстает в роли посланца аШема на земле, своеобразного десантника. Впрочем, души всех людей - это посланцы небес. Но Авраам специальный, особый посланник для установления и "воплощения" представительства аШема на земле. Вот почему он иври - послан, прислан, переведен сюда небом, извне, из-за грани нашего бытия, отделяющей духовный мир от мира материального. Ему в помощь были приданы Сара и Элиезер. Все трое создали "форпост" Бога в Эрец Исраэль. На этом их задача завершилась. А Авраам в награду за успешно выполненное задание еще 38 лет продолжает жизнь обыкновенного человека, не связанного специальными обязательствами перед Богом.
Теперь на cцену вышел Исаак, который произвел укрепление, окапывание позиции Бога, созданной Авраамом. Именно поэтому Исааку запрещено покидать Ханаан. Его задача удержаться на этой позиции, превратить ее в вечный и незыблемый якорь Бога. Исаак с этой задачей полностью справился. Он пустил глубокие корни в Эрец Исраэль.
Именно поэтому Исаак, драгоценный сосуд, хранящий уникальный букет наследственности будущего великого народа, не мог выйти за пределы Ханаана, чтобы не расплескать и не засорить этот бесценный генетический набор, но выдержать и настоять его в течение 60-ти лет, дать ему дозреть в условиях святой земли, а затем оросить им лоно Ривки, единственной на земле женщины, могущей взрастить в себе росток Якова - основателя будущего народа.
Яков уже мог выходить из Ханаана. Он связан с этой землей корнями Исаака. И на него Бог возложит особую задачу - создание еврейского народа, создание Израиля.
Подводя итог, можно сказать, что Авраам пришел в Ханаан для установления представительства Бога на земле. Исаак закрепил позицию Авраама, укоренился в Эрец Исраэль. Яков создал народ для заселения Ханаана.
2. את-זמרן ואת-יקשן ואת-מדן ואת-מדין ואת-ישבק ואת-שוח ותלד לו - И родила ему Зимран и Якшан, и Медан, и Мидиян, и Ишбак, и Шуах.
3. היו אשורים ולטושם ולאמים את-שבא ואת-דדן - Шеба и Дедан были Ашурим, и Летушим, и Леумим.
4. כל-אלה בני קטורה ובני מדין עיפה ועפר... - и дети Мидьян: Ейфах и Эфер. Все это сыновья Кетуры.
Авраам в полную силу выполнил завет Бога: плодитесь и размножайтесь и заселяйте землю.
Вопрос: Для чего?
Видимо для Бога нет предела совершенству. Совершенное Творение "Авраам" теперь обязан заполнить своими потомками всю землю, заменив ими прежних обитателей. И это только начало. Тора расскажет нам в дальнейшем, как волны такой замены одних народов другими будут неоднократно прокатываться по земле. Видимо это очередной закон Божественного Творения: новое приходит на смену старому, лучшее сменяет хорошее.
5. ויתן אברהם את-כל-מה-אשר-לו ליצחק - И отдал Авраам все, что имел, Исааку.
(24): он передал ему все физическое и духовное наследие. (1): Авраам передал привилегию благословения других, ибо Бог сказал Аврааму (12:2): и ты будешь благословением: будешь благословлять, кого пожелаешь. (6): право быть похороненным в Пещере Махпела. (215): он дал ему свое сверхестественное знание: Имя Святого и Благословенного.
Наследие Авраама, высшего авторитета еврейской морали, состоит из двух основных частей: материальной и духовной. Исаак получил от Авраама в наследие обе составляющие. Духовным наследием Авраама были слова молитв и обращений к Богу, духовный слух Авраама.
Мудрецы до сих пор спорят, что отнести к полному наследию Авраама. Нравственное или материальное наследие?
Нравственность, важнейший духовный компонент нашей жизни, неотделим от ее материального компонента. Они идут вместе, бок о бок, что хорошо показано в этих фразах Торы.
Говорить лишь о материальном наследии без духовного, нравственного наследия означает обратить человека в животное. Говорить о духовном наследии без материального наполнения означает обратить человека в ангела, оторванного от реальной жизни.
Именно Авраам первый объединил Небо и землю, духовность с материей - одухотворил человека.
Авраам пришел на землю основать то человечество, ради которого Творец затеял Творение. Именно эту функцию Авраам теперь передал Исааку.
Авраам и Сара дали Исааку совместную наследственность, Божественную миссию Творения мира. Этого один Авраам не мог дать никому из других сыновей при всем своем желании, что хорошо видно из его необычайной привязанности и любви к Хагарь и Ишмаэлю.
Ишмаэль, его братья от Кетуры не несли в себе сколько-нибудь значительного духовного наследия. Поэтому следует признать, что духовное наследие Исаака было в значительной степени наследием именно Сары.
Но и это наследие еще не было достаточно очищено от материальных примесей и влияний и, поэтому понадобилась еще одна очистка, "возгонка", при которой было произведено дополнительное отделение (тяжелых компонент) материальных примесей (Эсав) в наследственности Исаака из (легких компонент) ее чистой духовной основы (Яков).
Тот факт, что в наследии Авраама присутствовала довольно сильная материальная примесь, хорошо виден по его сыновьям от Хагарь и Кетуры. В них (тяжелая) материальная компонента превалировала над духовной, из-за чего все они без исключения были неприемлемы для аШема как наследники Авраама.
У Исаака материальная компонента была подчинена духовной, которая превалировала. Поэтому именно Исаак избран Богом как подлинный наследник Авраама.
6. נתן אברהם מתנות ולבני הפילגשים אשר לאברהם - А детям наложниц, которые у Авраама, Авраам дал подарки.
Авраам подарил им свою наследственность. Ибо слово מתנה, матана, подарок, дар, имеет еще значение бедро (מתן), которое мы в предыдущей главе, в клятве Элиезера на бедре Авраама, отнесли к истоку наследственности человека. Вот замечательный пример глубокой аллегоричности текста Торы.
Эта искра наследственности Авраама хорошо видна в арабских ракетах, которые сыпятся со всех сторон на головы жителей Израиля. Это одно из следствий того, что аШем позволил Аврааму произвести сводных братьев Исаака: чтобы всем его потомкам на земле жизнь не казалась медом.
וישלחם מעל יצחק בנו בעודנו חי קדמה אל ארץ קדם - И отослал их прочь от Исаака, своего сына, пока был жив на восток, в восточную страну.
Это пример того, что проблема формирования еврейского народа, не столько моральная, сколько биологическая, наследственная. Это пример неразрывного связи материального и духовного в единое целое.
Моральные основы, заложенные Богом через Авраама в еврейский народ, нельзя было реализовать на фундаменте других наследственных, генетических корней, ни во времена Адама, ни во времена Ноя, ни во времена Вавилонского рассеяния. Лишь Авраам и Сара совместно создали основы генетики нового народа.
Хагарь и Ишмаэль, Кетура и ее дети ясно показали, что наследственности одного лишь Авраама не достаточно для создания еврейского народа. Для этого необходима была наследственность Сары. Бог не мог строить новый народ, новое учение только на основе наследственности Авраама и его наложниц. Она непригодна для формирования высших духовных основ. Только Исаак, сын Сары, прошедший страшную прививку Акедат, был пригоден для создания нового народа и новой морали.
7. Смерть Авраама.
ואלה ימי שני חיי אברהם אשר-חי מאת שנה ושבעים שנה וחמש שנה - И это дни лет жизни Авраама, который жил 175 лет.
Авраам дожил до 15-ти летия Яакова. Аврааму было 100 лет при рождении Исаака, а Исааку - 60 лет при рождении Яакова. В 100 он был как в 70, а в 70 как в 5 - без греха (1).
ואלה ימי שני חיי אברהם - и это дни двух жизней Авраама. Авраам прожил две жизни: одну из них до 75 лет в Харане до прихода в Ханаан, а другую, 100 лет, в Ханаане. Либо: Авраам прожил 100 лет до рождения Исаака и еще семьдесят пять лет после этого.
8. בשיבה טובה זקן ושבע ויגוע וימת אברהם - И устал Авраам и умер в хорошем пожилом возрасте, зрелый и удовлетворенный.
Это был 2123 год от Сотворения (178). Бог обещал, что подавление его потомков не начнется при его жизни (116). (8): Никто не оставляет мир без исполнения половины своих желаний. Грешники не удовлетворены, когда умирают; а праведники уходят удовлетворенными. (2): Он увидел вознаграждение, ожидающее его в Мире Грядущем, и умер мирно и удовлетворенно. (7): в хорошем пожилом возрасте, увидел своих детей и внуков, был погружен в доброту и почет.
ויאסף אל-עמיו - И присоединился к своему народу.
После смерти он присоединился к своим предкам (4), независимо от их праведности или греховности (7). Большинство связывает это выражение с душой, которая в теле изолирована (от Верхних миров); покинув тело, она объединяется со своим Источником (53). (59): он духовно воссоединился со своим отцом Терахом, который раскаялся, и чья душа была в Ган Эден. (40): "его народ" в Загробном Мире: объединился с праведниками всех поколений, которые подобны ему. "Воссоединение" подразумевает возвращение души в свой истинный и постоянный дом (41).
Это наиболее приемлемый комментарий.
9. אל-מערת המכפלה אל-שדה אפרן בן-צחר החתי אשר על-פני ממרא ויקברו אתו יצחק וישמעאל בניו - И похоронили его сыновья Исаак и Ишмаэль в пещере Махпела в поле Эфрона Бен Цохара хитийца, которое перед Мамре.
10. שמה קבר אברהם ושרה אשתו השדה אשר קנה אברהם מאת בני חת - Поле, которое Авраам купил у сынов Хетта. Там похоронены Авраам и Сара, его жена.
11.ויהי אחרי מות אברהם ויברך אלהים את יצחק בנו - И после смерти Авраама благословил Элоким Исаака, его сына.
Он утешил его после похорон: Сам пришел и благословил. (10): Бог благословил Исаака после смерти Авраама, ибо не хотел багословлять его "через голову" Авраама.
Непонятно почему Авраам не благословил Исаака перед смертью. Пришлось Богу Самому благословлять Исаака.
Здесь вновь Бог назван Элоким Творец всего мира, всех его материальных и духовных атрибутов. Благословив Исаака, Элоким передал ему все атрибуты жизни Авраама - как духовные, так и материальные. И Исаак стал полным эквивалентом Авраама.
Раньше Бог благословил Авраама после смерти Сары, а теперь Он благословил Исаака после смерти Авраама. Это означает, что Сара для Авраама по своей духовной роли была подобна духовной роли Авраама для Исаака.
וישב יצחק עם-באר לחי ראי - И Исаак жил возле Беер (колодца) Лехай Рои.
Возле Хагарь, вдовы Авраама (118). И он распространял Имя Бога из этого места (45).
Где результаты этого распространения?
Полагаю, что Исаак жил очень уединенно возле отдаленного колодца (Беер Лехай Рои), вдали от городов и скопления людей, чтобы меньше контактировать с местным населением. Исаак ушел в себя, в свои мысли, медитировал, прислушиваясь к голосу Бога в самом себе. Место было весьма подходящим для этого. Именно здесь Хагарь услышала впервые Бога.
12. Генеалогия Ишмаэля
ואלה תלדת ישמעאל בן-אברהם אשר ילדה הגר המצרית שפחת שרה לאברהם - И это потомки Ишмаэля, сына Авраама, которого родила Аврааму египтянка Хагарь, служанка Сары.
(173): Ишмаэль пришел к высшему удалению от дикости. Ишмаэль с одной стороны сын Авраама, а с другой - сын Хагарь (83). Но Авраам любил его, своего первородного; и Бог благословил его ради Авраама. Он стал великим и породил 12 принцев.
Очень интересное замечание Яффе Тоар (173). Из него следует, что если даже Ишмаэль, сын Авраама был диким и лишь благодаря своему духовному усилию пришел к высшему удалению от дикости, то каковы же были все окружающие народы, далекие от родства с Авраамом? Видимо, неспроста Фараон отдал свою дочь Хагарь Саре в служанки: он видел различие между своим народом и семьей Авраама и Сары.
И вновь встает вопрос, зачем аШем затеял всю эту историю с голодом, спуском в Египет, фараоном, Хагарью и Ишмаэлем? Ведь она, казалось бы, лежит совершенно в стороне от главной линии Торы - создание еврейского народа? Из истории Хагарь-Ишмаэль можно сделать вывод, что не менее важным, чем создание нового (еврейского) народа для Торы является создание новых условий его обитания. Потомки Ишмаэля, так же, как и потомки его братьев, составляют весь современный набор народов земли, среди которых жили и живут потомки Исаака. Таким образом создавая новый (избранный) народ Бог одновременно создает и все остальные (новые) народы, окружающие еврейский народ.
Авраам, таким образом, выступил и в роли Адама, и в роли Ноя.
Так все древние народы были со временем замещены народами, произошедшими от потомков Авраама. Египет и весь средний восток был заселен арабами, потомками Ишмаэля. Европа была заселена потомками Эсава (Рима). А весь восток был заселен потомками Кетуры. Таким образом, современный мир заполнен новыми народами - потомками Авраама. Но евреям, родственникам этих народов, от этого живется в мире ничуть не легче.
13. ואדבאל ומבשם בכר ישמעאל נבית וקדר בשמיתם לתולדתם ואלה שמות בני ישמעאל - И это имена сыновей Ишмаэля по их именам и по их поколениям. Первородный Ишмаэля Небит и Кадер, и Адбаэль, и Мевшам.
14. ומשמע ודומה ומשא - И Мишма, и Дума, и Маса.
15. חדד ותמא יטור נפיש וקדמה - Хадад и Тема, Йетур, Нафиш и Кедма.
16. שנים עשר נשיאם לאמתם ואלה שמתם בחצריהם ובטירתם אלה הם בני ישמעאל - Это сыны Ишмаэля. И это наименования их по их хозяйствам и по их крепостям. Двенадцать вождей их народов.
17. מאת שנה ושלשים שנה ושבע שנים ויגוע וימת ויאסף אל-עמיו ואלה שני חיי ישמעאל - И это годы жизни Ишмаэля. Сто тридцать семь лет. И угас, и умер, и присоединился к своему народу.
(6): Яков получил благословение Исаака в момент смерти Ишмаэля. Ишмаэлю было 137 лет, когда он умер, и Исаак был младше Ишмаэля на 14 лет, ибо Аврааму было 86 лет, когда родился Ишмаэль, и 100 лет при рождении Исаака. Итак, в момент смерти Ишмаэля Исааку было 123 года, а Яакову - 63 года.
18. על פני כל-אחיו נפל וישכנו מחוילה עד שור אשר על פני מצרים באכה אשורה - И расселились они от Хавилы до Шура, который возле Египта в направлении Ашура. Перед лицом всех своих братьев.
Как обещано Хагарь: он поселится перед лицом всех своих братьев. (1): Его потомки вторглись против своих братьев. Глубокие воды дают совет сердцу человека, и мудрость человека черпает их. Мудрость человека подобна водам в глубинах земли. И мудрый человек черпает в своем сердце, как тот, кто ищет воду в земных глубинах. (208 - 20:5).
Замечательно! Лучше не скажешь!!!
Все наши знания поступают к нам из глубин духовного мира Бога через каналы подсознания. Лишь тот, кто слышит голос подсознания, непрерывно звучащий в нас, получает от Бога мудрость познания.
Этот голос очень тих на фоне громких сигналов нашего сознания. Материальный мир источник "шумов", подавляющих слабые сигналы подсознания. Вот почему мудрецы и пророки получали свои пророчества во сне, в пустыне, в уединенных пещерах, вдали от цивилизации, где сигналы внешнего мира в сознании максимально ослаблены.
Даже величайшему пророку Моисею для общения с Богом приходилось уходить в горы, удаляться от людей и их проблем.
Первобытный человек с его минимальным словарным запасом, элементарными потребностями и заботами, минимумом общения с другими людьми, которых было на земле очень мало, имел весьма ограниченое сознание, но обладал открытым не замутненным подсознанием, свободным от бытового шума. Он хорошо слышал, воспринимал голос подсознания, обладал хорошей "связью" с Богом.
Но не только сознание - помеха к восприятию голоса подсознания. "Больное" подсознания также является шумом и помехой.
На "больное подсознание" первым обратил внимание Зигмунд Фрейд. Он показал, что сигналы подсознания человека, могут определяться скрытыми сексуальными желаниями, быть источником различных психических заболеваний, навязчивых идей. Открытие Фрейда - блестящая иллюстрация скрытого влияния тела, плоти на наше мышление.
Плоть (на иврите בשר, плоть, тело) является главным источником подсознания и генератором идей (на иврите בשר, также: извещать, возвещать).
Сигналы плоти, приходящие в мозг, сигналы внешнего мира от органов чувств, являются мощным источником "шума", заглушающим слабые сигналы духовного мира подсознания.
Сигналы плоти Адама и его жены были главной причиной их греха в Раю. Человек составлен из элементов земли. Различные органы тела шлют сигналы в сознание и управляют поведением человека. Поэтому после "греха" Адама и Евы аШем "проклял" землю. Это ее "влияние" подтолкнуло Адама на совершение проступка.
Чтобы помочь еврею нейтрализовать пагубное влияние земли на его поведение Тора предписывает выполнение 613 заповедей, 611 из которых соответствуют числу различных органов тела. Исполнение 611 заповедей позволяет еврею ослабить сигналы плоти в общем шумовом ансамбле сознания. А молитвы, содержащие две главных заповеди, сверх 611-ти: 1) Я Господь Бог; 2) Да не будет у тебя других Богов; усиливают и обостряют слух человека к сигналам Духовного Мира в его подсознании, отсекая шум материального мира.
Уникальность Исаака.
Исаак кажется наименее выдающимся из Патриархов. Ему посвящено лишь несколько глав Торы, но и там он пассивен. Жену ему выбрал Элиезер. Яков и Ривка обманули его, получив благословение Эсава.
Сара защитила его от посягательств Ишмаэля. аШем защитил его от Авраама, пытавшегося принести его в жертву Элоким. Исаак скорее пассивный объект, чем активный субъект.
Исаак не самостоятелен. Он как мост между двумя столпами-основателями Израиля? Нет, все Париархи равны (172; 82), как "колесница" Божественного Присутствия на земле. Пьедестал Исаака не ниже других. Придет время, и спасение потомков обоснуется на Исааке. (292; 124): "В грядущем Святой скажет Аврааму: "Твои дети грешили". Авраам ответит: "Властитель Вселенной, пусть будут уничтожены во славу Твоего Имени". Яков скажет: "Пусть будут уничтожены во славу Твоего Имени". Исаак скажет: "Разве они мои дети, а не Твои? Когда они сказали: "Мы сделаем", - еще до того как сказали, - "Мы прислушаемся", - Ты назвал их "Мой первородный" - теперь Ты отказываешься от них? Грехи Израиля невелики. Ты наделяешь всех (грешников) добром. А если нет, то пусть половина будет на Тебе и половина - на мне. Или пусть они все будут на мне. Я уже предлагал себя Тебе (во время Акедат) (160). Исаак имеет превосходство там, где ни его отец, ни его сын даже не делают попытки. Таков он, величественный Исаак!
Изумительно!!! Великолепно!!!
Создается впечатление, что на протяжении последних двух с лишним тысяч лет потомки Исаака, евреи идут именно его путем - путем Акедат, непрерывно пассивно приносят себя в жертву аШему.
Мало того, когда народы мира, собравшиеся в ООН в 1948 году решали судьбу еврейского ишува и возможность создания еврейского государства в Палестине, шесть миллионов жертв Катастрофы, олицетворявшие Акедат Ицхак встали на трибуне перед всеми членами ООН и сказали: грехи Израиля пусть все они будут на нас, и вы уже получили от нас всю расплату сполна. И ООН утвердила предложение о создании в Палестине государства Израиль.
Но сегодня приходит новая пора: время объекту стать субъектом! Пора еврейскому народу оставить роль Исаака - взять первородство в собственные руки - стать Яковом! К этому нас усиленно подталкивают народы всего мира.
Новый Путь
Авраам и Исаак - это два совершенно разных подхода в служении Богу. Авраам - Доброта и Милосердие. Исаак - Сила и Мужество. (314): жизненные философии Патриархов - это не их личные прихоти или предпочтения. *) Авраам познал Создателя и вознагражден явлением Шехины. Современники называют его принцем Бога. Но у Исаака свой путь. Он не следует за своим блестящим отцом. (315): Его величие в отказе от подражания. Он не порвал со своим наследием, как Авраам. Он не восстал против учения Авраама и Сары. Он учился у них, но не подражал. Исаак нашел свой путь служения Богу, путь Мужества и Силы, путь духовного величия. Исаак не копировал Авраама, но сам стал Патриархом.
*) Эта жизненная философия Патриархов не их прихоть или персональное решение. Разные модели поведения человека и человечества не связаны с волевым решением личности, но выражают ее глубинную суть, загадка происхождения которой скрыта в глубинах Торы. Читателям Торы предстоит решить эту загадку.
Авраам - широкая натура, весел, гостеприимен, говорлив, дружественнен со всеми, за исключением отдельных моментов его растерянности и слабости.
Эти сугубо имманентные свойства их личностей являют чисто генетический феномен, происхождение которого неизвестно, непонятно и, видимо, отражает свойства материала, из которого он изготовлен, "теста" из которого он вылеплен: свойства его матери. Исаак не Авраам. Он терпелив, стоек, честен, как его мать Сара. И Яков наделен свойствами своей матери - Ривки, великой, храброй воительницы.
Отец определяет цели и стремления сына, мать определяет суть сына, его естество, его основание.
(315): почему молитва Исаака о потомстве была более приемлема, чем Ривки? Она - праведница, дочь грешника.
Авраам и Сара как Ривка - праведники, дети грешника.
А Исаак - праведник, сын праведника. Стать Исааком, а не вторым Авраамом - великий подвиг. Независимый поиск смысла, значения и важности мыслей и деяний это огромный духовный триумф. Он выбрал свой собственный путь, отличный от пути Авраама. *) Авраам всю жизнь искал людей, которым нес послание Бога. Авраам имел 318 учеников возраста борцов, которые были частью его собственного дома; и в Харане, он и Сара проповедовали огромному множеству людей. (2): Столп вселенной - наш отец Авраам поднялся и воззвал великим голосом ко всему миру, сообщив, что имеется единый Бог. От города к городу, от царства к царству он шел и пришел в Ханаан, где собрал тысячи и десятки тысяч. Это люди дома Авраама. Он поставил Исаака учить и убеждать. Исаак сделал это известным (лишь) Якову (316). Авраам был вдохновителем и учителем десятков тысяч. Исаак учил лишь Якова. Почему?
Исаак понял - учение Авраама можно закрепить на земле только фундаментом наследственности. Без соответствующей наследственности передача и укрепление нового учения невозможна. Зерно учения не взойдет на камне. Ему требуется плодородная почва - подходящая наследственность.
*) Найти свой собственный путь к Богу это задача каждого еврея на земле.
Милосердие (хесед) и мужество (гвура) совершенно разные, но они взаимодополняющие. Одно не существует без другого. Желание дать милосердие, это щедрость и альтруизм. Но Милосердие без дисциплины, без Силы и Мощи (без суда) - путь к дегенерации.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И ДЕНЬГИ.
В современном здоровом обществе человек получает деньги (материальные ценности) для своего существования либо подаянием, благотворительностью (хесед) тех, у кого излишек денег, либо работой - оказанием услуг другим людям.
В обмен на свою услугу-работу, в благодарность за нее человек получает плату - ответную услугу, в виде денег или иных ценностей (материальных или духовных). Это честный и чистый обмен услугами.
Чем полезней человек своим согражданам, чем больше он оказал им услуг, за которые они его отблагодарили (деньгами), тем он более богат материально и духовно.
Вот почему, у нормального человека, не вора, не бандита и не жулика, богатство это свидетельство его полезности обществу, его заслуг перед обществом. Более богатый человек - это человек более заслуженый, более полезный обществу: он оказал обществу больше услуг, чем человек менее богатый.
Так, что деньги это некий универсальный эквивалент общей полезности человека в обществе, и отражение способности общества выражать социальную благодарность за свое существование.
В этом плане общую массу денег в данном обществе можно сравнить с медом, накопленным в улье за лето: чем лучше и здоровее пчелы, чем лучше окружающие условия, тем больше накоплено меду.
Человек, обладающий деньгами (обладатель меда), полезен другим членам общества тем, что дает им работу (кормит их медом), оплачивает ее своими деньгами. С помощью этих денег он включает других членов общества в круговорот взаимных услуг.
Деньги - это работа. Обладатель денег дает другим возможность оказывать свои собственные посильные услуги обществу.
Работа человека - это оказание услуг другим членам общества. Давая работу человеку, мы вовлекаем его в круговорот обмена услугами между членами общества. А деньги, находящиеся у человека, есть показатель его полезности данному обществу.
Истинный хесед, истинная благотворительность современного общества должна проявляться не в том, чтобы имущие граждане раздавали неимущим свое добро (деньги, еду, одежду). Истинный хесед состоит в том, чтобы предоставлять каждому человеку работу - возможность оказать обществу свои посильные услуги, и получать от общества благодарность в виде оплаты.
Итак, работа - вот истиный хесед современного общества. Учеба, накопление знаний это подготовка к более эффективной работе.
Для достижения такого состояния общество нуждается в определенной организации. А организация это гвура, ибо она требует определенной дисциплины. Наилучшим способом организации общества является оплата услуг каждого деньгами. Деньги - это гвура общества, это способ организации дисциплины и порядка общества.
Современное общество - это собрание людей, тесно связанных между собой определенными обязательствами, которые обеспечиваются с помощью денег. Современное общество это гвура.
Первоначально человек ограничивался лишь семейными связями: жена - муж, родители - дети, глава семейства - члены семьи, глава клана - члены клана. Их социальная жизнь ограничивалась внутри семейным или внутриклановым обменом.
В современном обществе взаимообмен охватил всех членов общества, независимо от их семейной и клановой принадлежности. В таком обществе связь между людьми есть функция их взаимной социальной полезности. Чем полезней человек, тем он более востребован, более необходим всему обществу.
Деньги это и мерило полезности человека в обществе (хесед) и тот социальный клей, та дисциплина (гвура), которая связывает всех членов общества в крепко спаянное социальное единство. Являясь социальной кровью общества, разносящей жизненные соки всем его членам, деньги, в то же время, обеспечивают каждому члену общества полную свободу и независимость от общества. Чем больше у человека денег, тем он более свободен и независим от данного общества. И в этом подлинный парадокс современного общества и денег.
Изгнание из Рая и необходимость труда.
Мудрецы, опираясь на заявление Бога: В поте лица своего будешь добывать хлеб свой, утверждают, что согласно исходному замыслу Творца, человек не должен был работать, а лишь потреблять все необходимое ему с деревьев райского сада и молиться Богу. И только после совершения греха он был поставлен в условия, когда для своего существования он вынужден трудиться и зарабатывать хлеб свой.
Эта модель в корне ошибочна. Она рассматривает лишь одностороннюю связь: "человек - Бог". В ней нет связи "человек - человек". Каждый индивидуум в этой модели связан лишь с Богом. Человек молится Богу и получает от Него за это все необходимое для своей жизни. А его связь с другими членами общества возможна лишь на этапе молитвы, когда требуется миньян, а также на этапе зарождения ребенка. Для других целей люди друг другу не нужны. Это типичный семейный уклад собрания индивидуумов. В нем нет взаимодействия между людьми общества вне семьи.
Именно этот общественный уклад отражен в Торе при описании жизни в Раю. Но развитие общества неминуемо требует развития взаимоотношений между его членами, развития различных социальных услуг, что тут же приведет к связям между людьми. А эти связи требуют помимо молитвы, то есть помимо связи с Богом, еще и труда во имя хеседа - принесения пользы другим людям, что невозможно добиться одной лишь молитвой. Примером такого труда служит изготовление одежды (работа, которую на первом этапе пришлось выполнить самому Богу, ибо Адам был совершенно беспомощным для этого), предметов быта, жилища и многого другого, без чего человек существовать не может.
Именно хесед, взаимная польза, заставляют человека трудиться. Трудиться не потому, что это наказание Бога. Но трудиться, чтобы быть полезным другим людям.
Человек не может проявить хесед в отношении Бога. Хесед возможен только в отношениях между людьми, и только таким образом, через людей хесед опосредствованно направлен к Богу. Хесед между людьми - одна из целей Бога. Ведь каждый человек это бесконечно малая, но все-таки частичка Бога. Богу не нужна молитва человека. Богу нужна доброта человека в отношении ближнего своего. Оказывая хесед другому, мы оказываем его самому Богу.
Но хесед - это работа. Человек создан Богом для выполнения работы не в наказание за грех, но для исполнения хеседа, из милосердия.
И это понятно: ведь человек - это продолжение Бога, человек - десница Бога для преобразования мира. Весь наш мир, жизнь на земле и жизнь человека, в частности, есть хесед Бога по отношению к миру и ко всем живущим в нем. И человек, продолжая труды Бога на земле, продолжает Его хесед. Вот почему человек обязан трудиться.
Итак, миссия человека на земле - продолжать труд Бога по Творению мира на "более высоком, более тонком" уровне, доступном только человеку, как-то, помощь другим людям, оказание им услуг, создание произведений искусства, науки и технологии, преобразование природы и тому подобное. Именно с этой целью Бог создал человека-творца, Своего продолжателя, и труд человека, его творчество есть неотъемлемая часть задач, возложенных на него Богом. Человек обязан трудиться не потому, что Адам согрешил в Ган Эден, но потому, что он является творческой десницей аШема, продолжателем Его трудов.
Это хорошо видно из Торы.
Создавая святой избранный народ - евреев, аШем создал лишь одно колено, Левитов, для молитвы, а остальные двенадцать колен - для труда и освоения земли Эрец Исраэль. Все разговоры о том, что человек был создан лишь чтобы молиться Богу, и в этом состоит его миссия на земле - беспочвенная фантазия.
"Изгнание" человека из Рая и "проклятия", произнесенные Богом в его адрес, это предсказание пути превращения человека животного, подобного остальным зверям полевым, где нет и не может быть места хеседу, в человека разумного, которому предстоит создать общество индивидуумов, связанных социальными законами общежития - гвура, предусматривающими труд для удовлетворения взаимных социальных потребностей и продолжения Творения мира, начатого Элоким.
Философия Исаака продолжала Аврамову. (20): и это предки Исаака, сына Авраама. Жизнь Исаака есть продолжение - но продолжение в космических терминах.
Это прекрасная иллюстрация эволюции мира от момента его создания и до наших дней. Человеку предшествуют его предки, предыдущие поколения, а перечисляя последовательность небесных творений, Бог дает понять, что люди на земле, как и весь физический мир, есть последовательность созданий от самых простых ко все более сложным.
(70): словоהבראם , при их творении, имеет буквы имени אברהם, Авраам: мир был создан ради Авраама и его учения, ради провозглашения Авраамом аШема, как единственного Бога, и ради его бесконечной доброты. Авраам внес свой вклад в совершенствование Творения. Но теперь наступила новая эпоха Творения. Исаак пришел, чтобы продолжить работу отца. То, что Авраам сделал своей добротой, Исаак должен очистить справедливостью и закрепить силой. Авраам породил Исаака: Философия Авраама породила философию Исаака. Сила и доброта дополняют одна другую. За Хесед-Доброта следует Сила-Мощь, страх и ужас Бога вытекает из любви к Богу. "Авраам родил Исаака": любовь Бога разбудила страх Божественного могущества. Связь любви и страха, доброты и силы, рождает Тиферет-Великолепие, Эмет-Правда - совершенство Якова. Исаак - это необходимый шаг в духовном процессе, начатом Авраамом. Достижения Исаака были невозможны при Аврааме. Борьба добра и зла - это непримиримая вражда между Яковом и Эсавом. Исаак должен был отсечь загрязнение Эсава из возникающего народа Авраама. Хесед не мог справиться с Эсавом. Требовалось жесткое приложение внутренних сил и очищение. Это и было вкладом Исаака в наследственные свойства Патриархов.
Но в действительности эту операцию проделала Ривка, а не Исаак. Это и был главный вклад Ривки в наследие Патриархов.
Авраам имел Ишмаэля, который был удален из среды Израиля. Существенное различие между Ишмаэлем и Эсавом: Ишмаэль не был сыном Сары и не считался потомком Авраама.
Исаак - это потомок Сары! И отсечение Ишмаэля от потомства Авраама провела Сара, а не Авраам, так же, как отсечение Эсава произвела Ривка, а не Исаак. Похоже, что обе Праматери твердо и верно осуществляли линию аШема.
Эсав был рожден Праматерью и Праотцом, и был назван продолжателем линии Авраама и Исаака. Именно это сделало вызов таким ужасным: Яков или Эсав, кто из них? Важнейший выбор поджидал Исаака.
Но справилась с этим вызовом именно Ривка, а не Исаак. Это был ее подвиг, а не его.
Авраам был пропагандист. Он двигался из одной земли в другую, провозглашая Имя Бога. Роль Исаака была не менее трудной, но его сценой был не мир, а его сердце. Академия Авраама была открыта всем; у Исаака был только один студент - Яков, но какой студент! Конечные результаты обучения Авраама неизвестны. *) Но единственный выпускник Академии Исаака создал народ, конечную цель Бога в создании небес на земле. **)
*) Неверно: конечные результаты обучения Авраама хорошо известны: они окружали в прошлом и окружают ныне Израиль со всех сторон на протяжении всей истории человечества. Вся история борьбы и страданий Израиля это история столкновений Израиля с учениками Авраама и их потомками.
**) Отсюда можно сделать вывод:
Без надлежащей материальной базы - подходящей наследственности, никакими чисто духовными усилиями, учениями, академиями Сима, Эвера, Авраама, крещениями в воде, иными способами обращения, даже сверх насильственными - невозможно создать новый народ, новое духовное явление.
Вот почему от сотен или тысяч учеников Авраама, в том числе и от Элиезера, такого верного последователя и такого горячо верующего в могущество Бога Авраама, не произошло ни одного прозелита и народа веры Аврамовой помимо Исаака. А весь новый народ и новое учение вышло от одного единственного человека, от Исаака, обладающего именно той материальной базой - наследственностью, которая была крайне необходима для восприятия учения. В случае Исаака и евреев материя и дух продемонстрировали свое полное единство и возможность формирования нового духовно-физического Творения.
Именно поэтому Исаак, драгоценный сосуд, хранящий уникальный букет наследственности будущего великого народа, не мог выйти за пределы Ханаана, дабы не расплескать и не засорить этот бесценный состав, но выдержать его на протяжении 60-ти лет, дать ему дозреть в условиях святой земли, а затем оросить им лоно Ривки, единственной на земле женщины, могущей взрастить из него росток Якова - основателя будущего народа.
Источники. Исаак вновь отрыл колодцы, которые выкопал Авраам, а филистимляне засыпали. Это символ соперничества Исаака и филистимлян. (2): дела Патриархов - предзнаменование будущего еврейского народа. (2): филистимляне закрыли два колодца Исаака, Эсек и Ситна, как предзнаменование разрушения первых двух Храмов. Третий колодец Исаака, Реховот, является символом Третьего и Вечного Храма. Колодцы и вода - символы духовной жизни Израиля, и необходимо преодолеть сильную оппозицию прежде, чем провозгласить, что Бог окончательно убрал препятствия с нашего пути. *)
Но это борьба не только между Израилем и Филистией, Яаковом и Эсавом. Это конфликт между добром и злом во всемирном масштабе. Это и личная борьба внутри каждого человека. **)
*) Колодцы Эсек (עשק, грабить, притеснять, эксплуатировать), Ситна (שטנה, ненавидеть, обвинять, поклеп, навет) и Реховот это символы трех последовательных стадий истории еврейского народа.
Стадия Эсек - это история царства Давида, Соломона, Израиля и Иудеи независимых еврейских государств, которые были ограблены и разрушены захватчиками и окончательно уничтожены Римом.
Стадия Ситна - это история еврейского народа в рассеянии, история еврейского галута, который претерпел все самые крайние меры унижений, ненависти, гонений, обвинений и наветов со стороны других народов мира вплоть до Катастрофы евреев Европы средины 20-го века.
Стадия Реховот (רחבות, широта, размах, обилие, щедрость, великодушие, мудрость) - это история еврейского народа в восстановленном и построенном заново своем собственном еврейском доме, которое вырвется на просторы земли на просторы духовного расцвета со всем обилием Божественного духа, милосердия и щедрости. Реховот это нынешний Израиль и будущее еврейского народа.
**) Авраам, символ царства Бога на земле, символ Его духовного мира в средине мира материального, стал ощущать сопротивление со стороны мира физического уже при своей жизни. Именно этим можно объяснить его спуск из Хеврона в Негев, его уход в Египет, его ссору с Лотом и его уход к филистимлянам. После прихода в Ханаан, он видит окружающий мир иными глазами, глазами праведника. И этот мир становится все более враждебен Аврааму (здесь нет страха Божьего). Авраам первым предпринимает попытку принести жертву Богу во имя исправления этого мира - Акедат Ицхак.
Акедат Ицхак, предложенная Авраамом, но отвергнутая аШемом, показала, что мир нельзя исправить разовым деянием, разовым жертвоприношением и даже принесением множества жертв в Первом и Втором Храме Иерусалима.
Исправление мира есть длительный исторический процесс, требующий многих тысячелетий и многих миллионов еврейских жертв, олицетворенных в Акедат Ицхак.
С каждым поколением антагонизм, противостояние, борьба духовного мира Бога, олицетворенного евреями, и физического мира земли, олицетворенного народами мира, только нарастает. Исааку труднее, чем Аврааму, Якову труднее, чем Исааку, детям Якова труднее, чем Якову, ... и так по сей день.
Интересный вывод возникает при исследовании гематрии слова עשו (Эсав) = 376 и гематрии слов נחש חי (живой змей) = 358 + 18 = 376. Следовательно, Эсав не символическое, но реальное олицетворение, в повседневной жизни мифического символа зла - змея. Это тот самый змей, который по прогнозу аШема будет разить детей женщины в пяту, в עקב, акев, да-да, именно в Якова, который родился близнецом Эсава - живого змея. Ривка родила антиподов: добро-Яков и зло-Эсав.
Именно поэтому, с его появлением уже не символическая, но открытая борьба между добром и злом обостряется и принимает крайние формы соперничества, сражения не на жизнь, а на смерть.
Филистимляне не терпели колодцы Авраама, и не мог вынести вечного потока свежей, дающей жизнь, духовной воды сыновей и дочерей Авраама. Исаак вновь открыл источники отца, и мы должны делать то же самое в каждом поколении, защищая и возвращая источники отцов и дедов, наследство Авраама.
Пример Торы с колодцами Авраама и Исаака и филистимлянами весьма символичен. Все антисемиты мира и арабы, в их числе, терпеть не могут евреев и готовы уничтожать, даже с ущербом для самих себя, все, что исходит от евреев.
Эти колодцы Исаака, если их принимать в буквальном смысле, несли живительную влагу всем жителям тех мест, самим филистимлянам. Но, поскольку они были выкопаны, созданы Исааком, их следовало уничтожить, даже в ущерб себе. Эту картину мы наблюдаем в мире на протяжении всей истории человечества.
Вот совсем свежее свидетельство именно этих колодцев наших дней.
Израильтяне ушли из Газы, из земли филистимлян, оставив там плодородные ухоженые земли, парники, системы полива и водоснабжения, все необходимое для продолжения процветания этой земли.