Высказанное ранее (Глава 1) предположение о том, что евреи получили иврит вместе с Торой, находит все большее подтверждение при дальнейшем изучении текста Торы. Толкования мудрецов Торы свидетельствуют, что освоение глубин иврита происходило одновременно с изучением глубин Торы все прошедшие тысячелетия и продолжается до сих пор.
Именно этим можно объяснить споры мудрецов Торы о смысле того или иного слова, той или иной фразы, легенда о непонимании Моше-Рабейну букв и значков текста, на что аШем ответил ему: раби Акива объяснит. И это вполне резонно.
Тора и иврит это план бесконечности Божественного мира. Но можно ли бесконечность описать конечным текстом, конечным набором слов? Видимо можно, если этот текст на иврите. Тора это мост, построенный для человека, существа конечного, для перевода его сознания из ограниченного мира нашего бытия в мир бесконечности Бога. И идти по этому мосту - переходу, изучать Тору и иврит, человечество будет еще многие тысячелетия. Слово иври עברי переход, мост, проход сквозь границу (подобно פריצה, прорыв, проход) есть выход сознания за пределы конечного физического мира человека в духовную бесконечность аШем Элоким.
Слово ברא, бара, духовное творение родственно слову ברך, браха, благословение. В их основе лежит слово בר, духовная чистота, непорочность. ברא это чистота и непорочность Бога (א), а ברך это чистота и непорочность твоя (שלך). Благословляя человека, ברך, браха, аШем Элоким создает очередное ברא, бара, обеспечивает этому человеку чистоту и непорочность. А слово ברך можно представить, как составленное из двух слов: ברא, сотворение и אותך, тебя. То есть благословение это духовное сотворение тебя.
Женщины Торы
Глубина и мудрость иврита определяет суть предметов и явлений.
Женщина בת, бат является домом בית, баит каждой семьи от ее рождения и до окончания. Смерть женщины это конец ее семьи и дома. А рождение женщины это зародыш будущей семьи и нового дома!
Мужчина בן, бен это строитель, камень в стене будущего дома женщины. Мужчина - помощник и слуга женщины, строитель семьи и дома женщины. Его главная задача помочь женщине создать семью.
Женщина носитель, творец материальной основы семьи. Мужчина носитель и творец духовной базы семьи и народа, но только после исполнения своей главной функции помощника и слуги женщины в становлении и укреплении материальной базы дома и семьи.
שית , שתה ,שת, фундамент, основа, основание, класть, положить, устанавливать. Первое слово Торы בראשית - создавая основание, основу - ברא שית . В нем есть еще множество иных значений таких, например, как
ב ראש- во главу, на вершину, ибо слово ראש это глава, вершина, первый. И это слово близко по гематрии и составу слову שר - министр, правитель, военачальник, ангел, и слову שרה - правительница, госпожа, бороться.
Первое слово Торы בראשית ставит знак равенства между двумя главными частями мира: его основанием, фундаментом (שית) и его вершиной, главой (ראש). Они оба находятся в Небе.
Праматерь Сара, שרה была главой, вершиной, фундаментом, основанием будущего еврейского народа. Таким образом, сочетание букв שר или ראש определяют в Торе базис будущего развития народа.
В иврите неисчислимое множество тайн и загадок.
Женщина заменила Элоким - Бога на земле. Именно она поддерживает жизнь на земле, делает человечество бессмертным.
Автор с ранних школьных лет помнит рисунок в учебнике истории, изображающий пещеру, костер и женщину с детьми вокруг него. Надпись гласила: женщина с древности была хранительницей домашнего очага, огня. В иврите женщина обозначена словом אשה, иша, а огонь - словом אש, эш.
Главное средство женщины רחם рехем, матка. Но רחם означает также любить, жалеть и является корнем слов милосердие и Бог милоседный. Милосердие - одно из главных свойств Бога. Такова роль женщины в нашей жизни. Женщина с ее רחם, рехем, маткой и милосердием есть эквивалент аШема, который, как известно, Бог милосердный, רחמים, рахамим.
Мир, созданный Элоким, представляет собой два начала: духовное, שמים, и физическое, материальное, ארץ. Как связаны и чем различаются эти два начала? Можно ли отделить одну компоненту мира от другой?
В живом мире эквивалентом материального начала является плоть, тело, בשר, басар.
А что может быть эквивалентом духовного мира?
Таким эквивалентом может быть весть, известие, возвещение, информация. Именно с помощью возвещений и вестей Господь Бог приобщал Авраама, Исаака, Якова и Моисея к своему духовному миру, к своим поучениям и командам. Но в иврите понятия весть, известие, возвещение передаются словом ... בשר, басар, тем же, что и понятие плоть.
Следовательно, материальная компонента мира בשר неотделима от ее духовной компоненты בשר. Они слиты воедино и неразличимы. Любой даже самый крошечный элемент материального мира בשר содержит в себе информацию, духовный мир בשר Творца.
Тора постоянно говорит о духовном влиянии мира аШем Элоким на Патриархов и пророков, на человека. Значит есть нечто не связанное с материальными компонентами мира, нечто надматериальное?
Иврит дает нам исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Вдохновение, интуиция, которые являются чисто духовными свойствами выражаются словом אשראה и по гематрии эквивалентно слову בשר.
Круг замкнулся: интуиция и вдохновение, известие, и возвещение все это аналогично самым материальным из возможных понятий таким, как тело и плоть.
Тут мы наткнулись на непреодолимый барьер: интуиция, вдохновение, известие, בשר, которые приходят к нам, казалось бы, откуда-то извне, от Бога, являются продуктом нашего собственного тела בשר.
Как преодолеть барьер, отделяющий нас от мира Творца?
Все то, что мы называем явлениями духовного мира есть реакция нашего тела на воздействия духовного мира. А каковы эти воздействия и каков он, этот духовный мир, нам познать не дано.
Духовный мир Господа Бога дан нам лишь в наших ощущениях и реакциях на него.
Таким образом, Господь Бог устроил наш мир так, что его невозможно разделить на материю и дух. Но самое удивительное свойство мира состоит в том, что при таком слитном, нераздельном сочетании материи и духа в человеке происходит непрерывная взаимная борьба за влияния на человека обоих компонент.
В чем состоит это влияние? Почему происходит эта борьба?
Это борьба между хаосом (תהו-ובהו) и порядком (סדר), законами (חוק) развития жизни на земле, развития человека, эволюции его духовного мира, борьба между животным началом и духовным началом (יהוה) в человеке.
И так же, как Элоким (אלהים) упорядочил хаос материи, подчинив материю определенным физическим и биологическим законам, создав небесные тела, землю и жизнь на ней, таким же образом аШем (יהוה) создает из хаоса случайных идей, порывов, инстинктов человека определенный духовный мир, подчиненный духовным законам человеческого общежития, и направленный на продолжение Творения Элоким на уровне человека.
Понятие случай, случаться, происходить случайно в иврите дано словом ארע - случайное событие, то есть не подчиненное определенному закону. Именно эти случайности руководят человеческим сознанием, когда он вопреки слову аШем Элоким принимает решение взять плод дерева познания добра и зла. Мы помним, чем все это закончилось. Мы там задавали вопрос, а за что Бог после этого проклял землю, а не Адама. А вот ответ на вопрос.
Понятие земля еще выражается в иврите словом ארעא, которое по гематрии эквивалентно понятию случай, случайность. Это казалось бы случайное решение Адама было подсказано ему землей, из которой он весь состоит. Вот почему проклята земля, источнику "случайного" решения Адама.
Кстати слово яд, ядовитый (ארסי, арси) - эквивалент змея, его совета, повлиявшего на случайное решение Адама - имеет такую же гематрию, что и слово случаться, случайный (ארע) и, следовательно, эти понятия эквивалентны. Поэтому Бог вместе с землей проклял и змея совратившего своим ядовитым советом Адама.
Таким образом, влияние хаоса земли на человеческое сознание проявляется во внесении в его сознания случайных решений и путем возникновения у него случайных решений и порывов.
Создав Патриархов Авраама, Исаака, Якова и еврейский народ, аШем Элоким в значительной степени преуспел на пути упорядочения сознания человека. Но борьба организующей силы аШема с хаосом продолжается поныне.
Духовный хаос, видимо одно из исходных свойств человечества. Хаос человеческого сознания создает в мозгу человека тот шум, который не позволяет слышать слабые сигналы его подсознания, сигналы Творца.
Авраам первым преодолел шум этого хаоса и воспринял сигналы Творца. Так началась борьба аШема с хаосом человеческого сознания.
Один из путей этой борьбы - борьба с хаосом наследственности, создание строго упорядоченного и отобранного наследия женитьбой на близких родственниках. В этом суть благословения Авраама.
1. ויקרא יצחק אל יעקב ויברך אתו ויצוהו ויאמר לו לא-תקח אשה מבנות כנען - И позвал Исаак Якова и благословил его, и приказал ему и сказал: Не бери жену из дочерей Ханаана.
Ривка убедила Исаака, что Яков его истинный наследник (16). 11 потомков Ханаана (Кейнана) населяли эту землю: Цидонцы, Хетты, Иевусеи, Эмониты, Гиргасеи, Хиввеи, Аркиты, Синиты, Эродиты, Зимриты, Хамиты (4; 170), все они и дочери Анера, Эшколя и Мамре были запрещены (173; 6). (22): благословение Авраама на наследование Земли: потомство не должно быть от женщин Ханаана.
Вот парадокс Торы. Казалось бы, женитьба на ханаанской женщине обеспечивала землю Ханаана как приданое, как наследие жены. Но именно в этом был запрет - эту землю можно было получить только благословением, только из рук аШема и никак иначе.
Определяющим тут было не право владения землей, а владение определенным набором хромосом потомства. Эту землю они добудут войной, захватом, кровью, смертью. Но требуемый набор хромосом они получат лишь женитьбой на строго определенных женщинах. Именно в этом условие благословения Авраама Исааку и Исаака Якову.
Напрашивается вывод: право владения землей Ханаана определяется лишь хромосомным набором владельца.
Это напоминает нам современноый способ определениея отцовства ребенка сравнением генетики ребенка и отца. Если их генетические характеристики совпадают, то отцовство установлено.
Благословение и наказ Авраама накладывал жесткое генетическое условие на право владения землей Ханаана. После создания необходимого генетического набора потомки Авраама, Исаака и Якова формально станут законными владельцами земли Ханаана вне зависимости от места их проживания и происхождения. Их право владения, их наследие земли Ханаана становится абсолютным и неизменным в тысячелетиях.
Это некий паспорт, удостоверение Господа Бога еврейскому народу и человечеству на все времена.
Авраам и Исаак были лишь промежуточными этапами на пути формирования требуемого набора хромосом избранного народа. Яков - завершающая стадия этого процесса. Его дети уже имеют весь необходимый набор хромосом для владения Ханааном. Перед ними встанет лишь проблема умножения числа правоприемников на наследие для его практического осуществления.
2. לבנות לבן אחי אמך ביתה בתואל אבי אמך קום לך פדנה ארם - Встань! Иди в Падан Арам! В дом Бетуэля, отца твоей матери, к дочерям Лавана, брата твоей матери. *)
Авраам, пославший Элиэзера, был менее определен, чем Исаак, отправивший Якова: в доме твоей матери ты найдешь достойную жену (16).
Теперь становиться понятным смысл и происхождение имени прародителя жен Исаака и Якова. Они из дома בתואל - Бетуэля. Откуда в семье язычников, которые не знают и не признают Бога, Эль, вдруг возникло это странное имя Бетуэль, которое составлено из слов בתו של אל, бато шель Эль, дочь его Бога. Дочерей Самого Бога брали себе в жены Патриархи. Именно туда Провидение направляло их за невестами.
Вспомним, что жена Авраама Сара была его племянницей, жена Исаака Ривка была его двоюродной сестрой, и вот теперь Яков отправляется взять в жены двоюродную сестру. Это целенаправленный генетический отбор.
Все Патриархи и их жены произошли от семени их прадеда Тераха. Слово Терах תרח может быть производной от глагола חרו, харо, чувствовать облегчение, расширять, душа, дух, освобождение, облегчение - ты расширишь, ты дух, ты освободишь и облегчишь. Потомки Тераха через Авраама и Сару стали основанием всех нынешних народов земли.
И еще одна параллель: слово חרו, чувствовать облегчение очень близко по своему смыслу к имени נוח, Ноах, Ной, отдыхать, успокоиться.
*) Если Авраам хорошо помнил дом своего отца, где он прожил 75 лет, и куда он отправил Элиезера за невестой для Исаака, то для Исаака дом Бетуэля был совершенно чужим, незнакомым. Он знал о нем лишь по наслышке от Ривки. И тем не менее, он решительно отправляет туда Якова за невестой.
Выражение קום לך, осуществи себя, построй себя, восстанови себя напоминает слова аШема Аврааму לך לך, иди к себе, найди себя. Исаак явно отправлял Якова на продолжение и завершение дела, начатого Авраамом.
Выражение לבנות לבן אחי אמך, к дочерям Лавана, брата твоей матери может быть истолковано как: основать, построить (לבנות) сыновей (לבן) брата твоей матери (сыновья дочери считаются сыновьями ее отца).
3. ואל-שדי יברך אתך - И Бог Всемогущий (Эль Шедай) благословит тебя.
(1): Он, Который (ש) достаточен (די) Своим благословением. Не нужно брать с собой ничего, кроме веры в Бога (16). (138): это пророчество: Бог, Эль Шедай благословит его изобилием, и собрание людей произойдет из него.
Эль Шедай, אל-שדי, этот Бог (אל) - символ женского (שדים, шедаим, женские груди) плодородия. Женская грудь - это источник пищи младенца, будущего народа. А это то, что теперь необходимо Якову - превращение во множество, в обилие народов, то, что могла дать Якову только женщина. Вот почему אל-שדי, Бог в Его атрибуте женского плодородия.
ויפרך וירבך והיית לקהל עמים - И расплодишься, и размножишься, и станешь собранием народов.
Он даст тебе силу иметь детей, и ты размножишься, получишь собрание народов (16).
Исаак не мог стать множеством народов из-за нежелательных наследственных примесей, вылившихся в Эсава. А Яков уже полностью чист. Эсав станет собранием порочных народов на определенном этапе еще более многочисленных, чем Яков.
4. ויתן-לך את-ברכת אברהם לך ולזרעך אתך - И даст тебе благословение Авраама. Тебе и твоему потомству с тобой.
Благословение Бога Аврааму: Я сделаю тебя великим народом; и Исааку: И все народы земли будут благословлять себя твоими потомками. Этот великий народ и благословенное семя выйдет из тебя (1). Благословение Аврааму: Взгляни в небеса, и пересчитай звезды, если ты способен пересчитать их! Таким будет твое потомство! (86).
לרשתך את-ארץ מגריך - В твое наследие земля твоего проживания.
Эрец Исраэль, земля, где ты живешь сейчас (17). Это благословение понятно в соединении с благословением: Может быть, Бог даст тебе от росы небес... Исаак уточнил: материальное изобилие Якова будет в земле Ханаана, которую Бог отдал Аврааму, а материальное изобилие Эсава будет в другой стране (2). *)
אשר נתן אלהים לאברהם - Которую Элоким дал Аврааму.
В 17:8: Я дам тебе и твоему потомству после тебя землю твоего проживания, всю землю Ханаана, в вечное владение.
*) В благословении Якова (27:28) тука земли и росы небес не указано место осуществления благословения. Более 2000 лет евреи скитались по разным землям. В благословении тука земли и росы небес именно у Эсава (27:39) определено место его осуществления: в земле твоего проживания.
Этим Тора показала, что благополучие потомства Якова будет в любом месте, где они находятся: в Харане, в Египте. А в Эрец Исраэль их постоянно преследовали несчастья: столкновение с Эсавом и ангелом, изнасилование Дины, убийство жителей Шхема, смерть Рахель, конфликты братьев с Йосифом, исчезновение Йосифа, и голод.
5. וילך פדנה ארם אל-לבן בן-בתואל הארמי וישלח יצחק את-יעקב - И отослал Исаак Якова. И он ушел в Падан Арам к Лавану сыну Бетуэля арамейца.
(2): Яков бежал, спасая жизнь, и Исаак не дал ему ничего. Вначале Яков пошел в Академию Эвера и 14 лет учился там. (1) А потом пошел в Падан Арам, где провел 22 года. За это *) его любимый сын Йосиф был отделен от него на 22 года. За что Яков был наказан? Его отправили в Падан Арам взять жену и вернуться, **) а он работал еще 7 лет за Рахель; все годы, пока он был там, были подсчитаны против него (21).
Яков должен был строить свой дом и свой духовный мир с нуля, полностью самостоятельно, независимо от прошлого.
*) За что? Ведь с одной Лией Яков за вторые 7 лет не мог создать 12 детей. Здесь явная натяжка мудрецов в их попытке объяснить "провалы" времени.
**) Яков пришел в Падан Арам нищим, без денег для выкупа невесты и, следовательно, он никак не мог получить жену. Ему изначально еще до женитьбы пришлось отработать за Лию 7 лет.
אחי רבקה אם יעקב ועשו - Брата Ривки, матери Якова и Эсава. *)
Чему ... это должно научить нас? (1). Есть множество толкований. Но (1) не нашел толкования, подходящего к содержанию фразы (28). (2): чтобы Яков женился на двоюродной сестре. Тора упоминает Эсава, ибо наказ касается лишь Якова (17).
*) Все это длинное предложение прозрачно намекает на жесткую необходимость указанной здесь наследственности для создания избранного еврейского народа.
6. וירא עשו כי-ברך יצחק את-יעקב ושלח אתו פדנה ארמ לקחת-לו משם אשה בברכו אתו ויצו עליו לאמר לא-תקח אשה מבנות כנען - И увидел Эсав, что Исаак благословил Якова и послал его в Падан Арам взять там жену, благословляя его, и наказал ему, говоря: не бери жену из ханаанских женщин.
В этом благословении дар Авраама - Эрец Исраэль. Эсав понял, что лишен благословения из-за ханаанских жен, и взял дочь Ишмаэля (116).
7. וישמע יעקב אל-אביו ואל-אמו וילך פדנה ארם - И послушал Яков своего отца и свою мать и отправился в Падан Арам.
8. וירא עשו כי רעות בנות כנען בעיני יצחק אביו - И увидел Эсав, что женщины Ханаана плохи в глазах Исаака, его отца. Услышав слова Исаака Якову, он женился на дочери Ишмаэля, чтобы умиротворить отца (18; 24).
Тут Тора совершенно непонятна. Неужели Исаак и Ривка не обращали никакого внимание на проделки Эсава, не учили его ничему и никак не воспитывали. Он узнал о своих дурных поступках лишь косвенно, когда они отправили Якова в Паддан Арам. То есть, между Эсавом и его родителями, не было бесед о его поведении. Как же они его воспитывали? Почему Якову Исаак наказывает жениться лишь на родне из Падан Арама, а Эсаву нет? Либо Эсав не обращал ранее внимания на их сетования, либо Исаак и Ривка пришли к выводу о женах из Ханаана только после горького опыта с женами Эсава?
9. לו לאשה על נשיו נביות אחות את-מחלת בת-ישמעאל בן-אברהם וילך עשו אל-ישמעאל ויקח - И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат дочь Ишмаэля сына Авраама сестру Невиота в добавлении к его женам себе в жены.
Исаак был авторитетом для Эсава и мог предохранить его от женитьбы на ханаанских женщинах (17). *) Эсав хотел произвести впечатление на Исаака, но игнорировал команду жениться на женщине из семьи Авраама в Паддан Араме (18; 24). 20-30 лет он огорчал родителей ханаанскими женами и понял это только теперь. Но вместо развода, он взял еще одну неподходящую жену и добавил к прежним (16).
*) Почему же Исаак не сделал этого?
Возникает вопрос: Каким образом "хитрый и ловкий" Яков присвоил себе первородство? Что подразумевается под благословением превородства, которое он так "изощренно и хитро" отобрал у Эсава? Что это такое? За что боролись "простак" Эсав и "хитрец" Яков? Что так основательно обсуждают мудрецы Торы тысячелетиями? Это полнейшая загадка.
Что унаследовал Яков от Исаака, что он отобрал у Эсава? На что он расчитывал?
Вот он "голый и босый" бежит сломя голову от своего брата, отца и матери, покинув Эсаву все богатство родителей, все стада и драгоценности Исаака, оставшееся еще от Авраама. Все это досталось Эсаву, не Якову. Так кто кого перехитрил? Кто забрал все материальное наследство родителей?
Может быть, Яков унаследовал Землю?
Нет, он бежал с этой земли, оставив ее все тому же Эсаву.
Так что же досталось Якову "хитростью и обманом"?
Он потом действительно вернется в Ханаан, но вернется робко, украдкой, скрываясь от Эсава и местных жителей. Это называется "унаследовать Ханаан"? А землю Ханаана потомкам Якова придется завоевывать, брать с боем, в то время, как Эсав мог свободно овладеть этой землей точно так же, как он овладел землей Эдома - по наследству, по приданому своих ханаанских жен.
Итак, никаких материальных богатств, никакого движимого и недвижимого имущества своих родителей "хитрый и коварный" Яков не получил. Все материальное досталось "простаку", Эсаву. Хотя "формально, юридически (по небесным записям)" все теперь принадлежит Якову. Но кто об этом знает кроме Якова, Исаака и Ривки? А Яков даже не претендует на материальное наследие отца и деда.
А вот братец его, Эсав, хотя и продал свое первородство, хотя и был недостоин наследия отцов, хотя и не получил благословления отца, но получил само это наследие, землю и все богатство своих родителей естественно - де-факто, даже не силой, а лишь угрозой насилия. Так что, Эсав, оказался намного хитрее своего "хитроумного и находчивого" братца, Якова.
Якову же пришлось начинать свою жизнь с нуля, с самого начала, с батрачества, с рабства (как впоследствие начнут свою жизнь его потомки в Египте), в то время, как Эсав богатый господин владел множеством рабов, скота и имуществом отца и деда, и передал все это своим потомкам. Так что, по существу, все богатство родителей досталось "простаку" Эсаву. А "хитрому и изворотливому" Якову пришлось добывать все с нуля собственным трудом.
А что касается духовного наследия, духовного первородства, то, ведь перед Эсавом не было никаких преград для овладения духовными богатствами, духовным учением и наследием Авраама и Исаака. Никто от Эсава ничего не скрывал. Не существовало никаких "процентных норм" - иди и учись, хоть в Академию Сима и Эвера, хоть на частных уроках любящего отца Исаака. Никто Эсаву в этом не мешал. Эсав, все время находящийся вблизи и в контакте с Исааком, мог учить Тору и перенимать все духовное наследие Авраама и Исаака столько, сколько его душе угодно, круглосуточно. Это Яков ушел в Харан и на 22 года потерял связь с Исааком.
Более того, Эсав не был обременен никакими материальными заботами и необходимостью ежедневно тяжко трудиться, добывая себе пропитание, как это было с его "хитрым" братом Яковом, который работал на Лавана круглосуточно 20 лет. Так что никто не мешал, не препятствовал Эсаву овладеть, "присвоить" себе духовное наследие Авраама и Исаака. Бери его на здоровье и пользуйся!
Но Эсав лишь развлекался на охоте, с женщинами, ничуть не заботясь о еде, о "крыше над головой" и об усвоении "духовного наследия" отцов. Так в чем же дело? Кто кого обокрал, обманул, перехитрил?
Сдается мне, что тут у мудрецов что-то явно не в порядке с логикой.
Ведь тот, кто по их логике хитрый (Яков - обманщик и хитрец) перехитрил сам себя и остался без элементарных средств к существованию. А тот, кто, по их логике, жертва хитрости своего ловкого брата, остался со всем богатством и процветал в свое удовольствие, развлекаясь и ни о чем не заботясь ни о чем, кроме одной единственной заботы - как ему отомстить своему "хитрому братцу" за то, что тот его так ловко "обманул": остался без всего на свете.
И что самое интересное: прошедшие 4000 лет все так и продолжается: "хитрый" еврей всегда остается без клочка земли, без копейки денег, и без возможности спокойно учиться, а "простак" Эсав, обманутый хитрым евреем, сидит на своей земле, на своих потомственных богатствах, ни о чем не заботится, а только упрекает "хитрого" в том, что тот его постоянно обманывает и грабит.
Но может быть именно в этом достатке и свободе Эсава и его потомков, в этом нищенстве и рабстве Якова, и его потомков, и заключена вся глубинная суть, вся подлинная мудрость этого мира!!!
Выходит, что миф о том, что евреи всех грабят, начал свою жизнь еще 4000 лет назад, и был построен нашими собственными Мудрецами на основе поверхностного толкования Торы и полного не понимания ее сути.
А написано там лишь то, что зависть и подозрения тупого и наглого старшего брата позволила ему оболгать и обвинить младшего брата в хитрости и коварстве и на основе этой лжи захватить себе все какие только существуют богатства, не оставив своему брату ничего, и, таким образом, фактически, а не на словах, перехитрить и ограбить своего "хитрого" беззащитного брата.
Вот таков промежуточный итог этой битвы за наследие первородства между Эсавом и Яковом.
Прослеживается удивительная тенденция в отношении истории жизни евреев, начиная с Авраама: они ни в коем случае не идут естественным, нормальным, эволюционным прямым путем наследия, как все народы земли. Они постоянно движутся наперекор общепринятым нормам, везде и во всем. Они постоянно нарушают границы, постоянно פרצו, парцу, прорывают границы, рамки, законы.
Сквозь всю историю просматривается ясный подчерк Якова - а именно идти в обход, עקב, обходить сложившиеся традиции. Причины могут быть разные, но метод и результат остается все тот же.
Это началось еще при Аврааме.
Встретившись с трудностями в Ханаане (голод) Авраам ушел в Египет и вернулся оттуда с огромным богатством и возможностью получить потомка (Хагарь).
Затем Авраам уходит к Авимелеху и возвращается от него с огромным богатством и со вторым потомком - Исааком.
Исаак тоже из-за голода идет к Авимелеху и возвращается богатым.
И вот теперь Яков бросает все в Ханаане и уходит в Харан, чтобы вернуться с огромным богатством и огромным потомством.
Так будет и в последующей истории.
Потомки Якова уйдут из Ханаана в Египет и вернуться многочисленными могучими народами и с огромным материальным и духовным богатством.
А спустя много столетий их потомки уйдут в Вавилон, чтобы вернуться обогащенные опытом и желанием возродить храм на новой более глубокой духовной основе.
И сегодня их потомки, пройдя весь мир, вновь возвращаются в Эрец Исраэль обогащенные тысячелетиями скитаний среди народов земли.
Каждый раз Яков и его потомки возвращаются на землю, застывшую в том состоянии, в котором она находилась в момент, когда они ее покинули.
Таким образом, метод Якова, метод обхода (עקב), каждый раз приносит земле и народу Ханаана новый прорыв (פרץ), новый подъем. И так везде и повсюду, где действуют дети Якова. "Нормальные герои всегда идут в обход или на прорыв". В этом состоял и состоит метод Якова.
Тайны и парадоксы Торы.
Это странное благословение и его результат один из великих парадоксов Торы. Как получилось, что тот, кому было отданы в наследство все материальные и духовные богатства мира с самого начала и по сей день остается самым бедным и самым гонимым из всех народов земли.
Этот парадокс настолько удивителен, что, на него обратили внимание даже мудрецы Торы. И они нашли ответ, точнее отговорку, оправдывающую, объясняющую его: благословение и наследие, завещанное Якову и евреям, дано лишь при условии строго соблюдения заветов и законов Бога. Ну а раз завет (о наследии) не исполняется, значит евреи не исполняют свои обязательства перед Богом.
Это очень удобная и полностью безответственная позиция, позволяет и дальше спокойно зубрить Тору, без выяснения, а в чем на самом деле суть этого парадокса.
Ведь если правы мудрецы, то выходит, что с первого дня, с первого часа Исаак, а затем Яков (ведь изгнание было предсказано Аврааму в отношении его потомства) оказались грешниками, нарушающими заветы Авраама, Исаака, и Бога. Это началось при Исааке, распространилось на Якова и продолжается поныне, все тысячелетия.
И что интересно. Обусловив благословение Якова и его потомства, строгим соблюдением законов Торы, Бог совершенно не интересуется поведением Ишмаэля и Эсава и их потомков, раздавая им все и вся, налево и направо, вне зависимости от творимых ими преступлений. И все это не смотря на то, что Ишмаэль, сын Авраама, и Эсав внук Авраама, потомству которого предрекается изгнание и жизнь изгоя. То есть, Бог очень строгий и справедливый..., но только в отношении евреев. А в отношении остальных народов Он щедр и благодушен, добряк и покровитель.
И даже саму землю, Эрец Исраэль, которую Бог будто бы завещал Якову, Он отбирает у Якова, изгоняет его, превращая в беженца, а Эсаву отдает ее в полное владение.
В этом парадокс данного пророчества, который не прикрыть никакими отговорками о соблюдении законов Бога.
Нужно отметить, что вся Тора пронизана множеством тайн и загадок, которые требуют объяснения современного человека, верящего Богу, как Высшему Авторитету. К сожалению, некоторые толкования мудрецов уже не могут разрешить накопившиеся проблемы.
Яков бежал от Эсава и 20 лет жил у Лавана. Там он женился, породил 12 детей. Он пришел без гроша а вышел с огромным богатством. Он был объектом постоянных манипуляций и мошенничества Лавана. Это рассказ о личных тяжких мучениях затравленного, бездомного Якова.
И стал он таким тяжко мучающимся, затравленным и бездомным сразу же после получения благословения и обещания всех материальных и духовных богатств мира. Это ли не парадокс? Кто обрек его на эти лишения? Тот, кто благословил!
Бегство Якова символ 400 лет еврейского изгнания, объявленного Аврааму *) и подготовка тысячелетий будущего изгнания.
*) За что и почему? История показала, что изгнание это основной образ жизни евреев, одна из главных характерных черт еврейского народа. И Яков, Патриарх изгнания - главный символ жизни еврейского народа.
Яков всегда страдал вдали от Святой Земли, в галуте, *) в Харане, а не в Беер Шеве; и это главный фактор его выносливости и выживания.
*) Почему он жил вдали? Кто и что вынудило его?
Яков уходил в изгнание с клятвой. (6): И вышел Яков из Беер Шевы (28:10) ... расстался с колодцем (באר) (его) клятвы שבע = שבועה (172) (*) клятва от слова שבע, семь.
(*) באר, беэр, колодец и производная от корня אור הואר, ор, гуар, свет, светить, освещать, был освещен, был просвещен. И фраза
ויצא יעקב מבאר שבע
означает: и вышел Яков, освещенный (מבאר) клятвой (שבע) (в свете клятвы).
(6): Яков оставил дом с клятвой, символом Беер Шевы, который никогда не покинет его. Но Яков не просто поклялся. Он идет в Харан с острым сознанием источника клятвы. Он вошел в чужую землю с благодарностью Богу. Он посвятил свою жизнь идеалу Патриархов. (70): Яков спустился в глубокий предательский колодец. Клятва Якова прикрепила его к святости Эрец Исраэль. Теперь он уже никогда не порвет свои связи с источником силы.
Не клятва Беер Шевы, но генетическая связь Якова с Эрец Исраэль прикрепила его и потомство к Святой Земле. И произошло это не в Беер Шеве а в Бейт Эль.
Развивая эту идею можно сказать, что еврейский народ, ушел (его ушли) в изгнание на тысячелетия крепко привязав себя (его привязали) прочной генетической связью с Эрец Исраэль, и поэтому он не упал в пропасть, не растворился и не исчез, но навсегда остался связан с Землей.
Последняя ночь Якова была в Бейт Эль/Мория, в Доме Бога, во Вратах Небес, где Бог открыл Себя, а Яков дал клятву верности Ему. Сон в Бейт Эль/Мория прочно прикрепил его к этой земле. (1): Яков оказался на месте, освященном его отцами; так сильно было его желание подражать им. Как это произошло? Если Яков был в Харане, как мог Бейт Эль/Мория прийти и встретить его? Но если духовный мир имеет свою собственную реальность, что на самом деле так и есть, то почему не должно быть первооснов духовного существования, и законов духовного мира?
Первоосновы духовного мира наверняка существуют. И они подчиняются собственным духовным законам и уже поэтому не подпадают под категорию "чуда". Но здесь есть еще один аспект, на который не обратили внимания наши мудрецы.
Ведь если Яков, уже дойдя до Харана, вдруг вспомнил о том, что забыл помолиться в священном месте своих отцов, и ради этого проделал обратно весь длинный путь, то это подвиг значительно более величественный, чем просто "прыжок земли" ему навстречу, вызванный его желанием помолиться. Возможно, именно после того, как Яков вернулся из Харана в Ханаан на гору Мория, чтобы помолиться Богу своих предков, Бог явился ему во сне в заслугу за это усилие.
Но не понятен еще один момент. Когда Яков вернулся из Харана в Бейт Эль и Бог беседовал с Яковом: до начала его учебы в Академии Эвера или после нее? Дело в том, что сам факт решения Якова помолиться перед уходом в Харан и то, что эта молитва "случайно" произошла на месте Акедат Ицхак является величайшим "чудом". Но об этом почему-то не говорят.
Понять великое видение Якова легче в свете его уникальности. (197): Яков - символ истины, а его образ начертан на Божьем כסא הכבוד, Троне Славы (172). *) Печать Бога - истина (160), и человеческий образ Его печати выгравирован на Его троне. Пророческое видение Якова и Божественная истина едины. **)
*) Яков - наследие и основа будущего Рая, в котором установлен этот Трон.
**) Яков и есть Трон Бога, его основание и его постамент. Яков - код наследственности и суть Бога.
Тора здесь трижды использует слово הנה, вот!: והנה סלם, и вот! лестница; והנה מלאכי אלהים, и вот! ангелы Элоким; и והנה ה' נצב עליו, и вот! аШем стоит над ним. Это слово всегда означает что-то потрясающе новое. Это три уровня пророчества.
Первый уровень - лестница от земли в небеса. (*) (318): лестница Якова это средство постижения Бога. Интеллектуальным усилием можно понять, что есть Творец. Это подъем по интеллектуальной и духовной лестнице к великому пониманию, доступному человеку. Авраам сделал это еще ребенком, сказав: Знает ли эта столица, что она без руководителя? (172). *) Классические комментаторы доказали существование Бога философским исследованием.
(*) Лестница Якова установлена не "от земли в небеса", но с неба на землю. Ее источник, и ее опора - небо, а не земля. Она была поставлена не для углубленного познания человеком своего Творца. Она была поставлена Творцом для укрепления связи с Яковом и его потомством.
*) Но сегодня нужно ставить вопрос не о том, есть ли в этой столице Руководитель, Бог или нет. Вопрос в том, какими законами пользуется Руководитель, управляя этой столицей? Или Он руководит, как "Бог на душу положил"?
Но Яков не принял знание Бога, ограниченное человеческими пределами. Даже совершенный человек ограничен.
Тогда каков же способ обретения знаний о Боге? Ведь лестница Якова это дар неба человеку. И именно человеку в этом разобраться, а иначе, зачем это видение вообще?
Испытание Сном
Бог проверял насколько Яков настойчив в поиске истины? Это огромный вызов. *) Он спал. Его ощущения были притуплены, исчез самоконтроль. Спящего человека легко соблазнить аргументами, неприемлемыми при бодрствовании. Но если он допущен к откровению, его стремление к истине искренне.
*) Лестница это тот самый Божественный Трон Славы, та самая цепочка наследственности, которая формирует Этот Трон - место, содержащее суть Бога - аШема.
Цепочка наследственности, спираль ДНК как винтовая лестница, имеет две "параллельные" спиральные направляющие, соединенные между собой перемычками это материальное воплощение наследственных кодов всего живого организма (человека).
Бог испытал его вторым более высоким уровнем откровения: Божьи ангелы поднимались и спускались по лестнице. (*) Яков видел духовную истину: ангелы лишь на шаг отделены от Бога. Этот уровень святости выходит за пределы модели лестницы. Но стремление Якова к истине было большим.
(*) Ангел, посланец, מלאך. Но он же труд, работа. Ангел это строитель той лестницы наследственности, которую наблюдал Яков. Ангел это коды наследственности, воплощенные в спирали ДНК. Яков видит строительные леса генетики, то, как возводится генетика его потомства, то, что в ней записано. Ангелы возводят трон Божественной Славы. Это посланцы, это те самые ступеньки, коды наследственности, которые трудом и работой выстраивают всю цепочку генетики Якова. Именно этим будет заниматься Яков следующие 20 лет.
Не напрасно говорят, что труд сделал человека. Труд Якова, его потомства завершит генетическое строительство, которое ведет к Трону Славы Бога. Вершиной этой генетической цепочки является Сам Бог.
Бог показал Якову технологию и весь процесс создания генетической ажурной конструкции, которая и составляет Трон Божественной Славы, Всемогущество Бога, Его Основание и Его суть. Этот труд Якова и его потомства есть продолжение и завершение труда Элоким (אלהים) по созданию (ברא) Небес и Земли (את השמים ואת הארץ).
Но Якову мало видения ангелов. Ангела можно сравнить с человеком. (230): это концепция לבוש, одежды, оболочки, покрытия. (**) У одетого человека мы не видим рук, ног, стоп. Мы видим лишь пиджак и брюки, перчатки и ботинки. Тело находится под одеждой, но как оно выглядит, мы не знаем. А душа скрыта оболочкой тела. Яков понял: ангел это оболочка Бога. (**)
(**) לבוש, לבש, одежда, форма, внешность, оболочка, закутывать, облекать. Производная из этого слова по гематрии שלב, вплетать, сочетать, соединять, ступенька, стадия, перемычка; а также שבל, шлейф, кильватер; а также בלש, розыск, прослеживать.
Таким образом, кабалистически (230) термин לבוש для ангела и человеческой души это не только внешний вид, скрывающий душу и Бога, но это также каждая отдельная ступенька, отдельное соединение, информация, каждой ступеньки и каждой связи спирали ДНК, формирующая всю гигантскую информационно-генетическую конструкцию этой спирали, ее Божественной сути.
И это также шлейф, след и кильватер Божественного строительства. И это также путь поиска, прослеживания Божественной сути в словах Торы, в специфике ее лингвистики. Это метод нашего исследования.
Ангел это то или иное частное решение, частный закон или частное изменение в цепочке ДНК, мотивированное общим направлением движения всей эволюции, всех изменений, определяемых Высшей целью аШема - Бога, которая скрыта от ангела и от Якова.
Сам Бог это величайшая сововкупность всего бесконечного кода, всех законов, записанных в Небе пламенем, кильватером, шлейфом Логоса, который и есть Элоким, и который существует лишь в динамике, лишь в движении и взаимодействии потенциалов. А человеческая душа это простейший динамический элемент Божественной сути, подобный элементу бинарной системы (0,1), который существует лишь в движении и находится в таком состоянии до тех пор, пока питается, получает энергию тела живого человека, снабжая его желанием, страстью, волей (רצה, רצון).
Яков хотел видеть не оболочку, но Самого Бога. (6): слово כבוד, слава, это термин Якова *) для непосредственного наблюдения Бога. (384) определяет человеческую душу, как כבוד. Понятно, что высшая форма славы затуманена: Святость Бога в ангелах, а человеческой души - в теле.
*) Вот еще пример постепенного осознания и понимания иврита и сути Торы.
Как интересно, что душа человека названа в Псалмах (384) термином כבוד, слава Бога. Отсюда становится понятно, почему считают, что душа находится в крови. Ведь כבוד, душа, это также и печень, כבוד, а печень это источник крови. Может быть именно поэтому, когда хотят произвести генетический анализ человека, берут его кровь, а не часть его кожи, его волос или что-то другое от него. Автор Торы явно знаком с физиологией живого организма, раз дал единое лингвистическое определение крови, печени и Божественной славы, которая, если судить по слову כבוד, находится в глубинах человеческой крови, то есть в его ДНК.
Сцена наблюдения Яковом лестницы с ангелами и Богом на вершине есть удивительное проникновение Якова в конечную стадию всего этого строительства, возведения Трона Божественной Славы, во главе которого находится конечная цель всего генетического строительства - Господь Бог в Седьмой День Творения.