1. וישא יעקב רגליו וילך ארצה בני קדם - И поднялся Яков на ноги, и пошел в землю детей востока.
После Божественного вдохновения (1; 6; 17)
2. וירא והנה באר בשדה - И видит, вот колодец в поле! *)
Встреча явно неожиданная. Но Яков полон энергии.
*) Мы помним (28:2, 3) слова Исаака Якову: Встань отправляйся в Падан Арам в дом Бетуэля отца твоей матери и возьми там себе жену из дочерей Лавана брата твоей матери: И Бог Шадай благословит тебя и расплодит и размножит тебя и станешь собранием народов.
И вот Яков наткнулся на колодец, на источник в поле (בשדה, бе шаде), на символ Шадай (אל שדי), Бога (женского) плодородия.
(2): история Патриархов - прогноз потомкам. (6): колодец символ Храма, 3 стада овец - пилигримы 3-х праздников: Песах, Шавуот, и Сукот; (398): они напоят своих овец духом Храма. Вода - символ Торы, исходящей из Сиона (154; 64). Насладившись Торой они задвигают камень до следующего праздника. (6): Колодец это Сангедрин (духовной источник Израиля); 3 стада овец - 3 ряда ученых перед Сангедрином; из колодца они поят овец: толкуют Закон; камень над колодцем был большим: суд ученых определял Закон; все стада будут собраны тут: другие ученые Эрец Исраэль; они откатят камень слушать Закон, раскрытый Сангедрином; затем вернут камень на место: обсудят каждое правило до полного прояснения. Другие толкования: колодец - тот, что сопровождал Израиль в пустыне; 3 стада: Моше, Аарон и Мириям. (6): колодец это г. Синай; а 3 стада - священники, Левиты, и простой народ, которые слышали Команды Моисея.
Колодец это мудрость Бога. 3 стада это 3 мировых цивилизации перед всемирной духовной катастрофой: христиане, мусульмане и народы востока. Они не в силах решить проблемы надвигающейся катастрофы. Яков, еврейский народ, вдохновленный Рахель - רחל = רוח אל - Духом Божьим, легко решает их, освобождая колодец от огромного камня на нем.
והנה שם שלשה עדרי-צאן רבצים עליה ישקו העדרים כי מין-הבאר ההוא - И вот! Три стада овец лежат рядом с ним. Ибо из этого колодца поят эти стада. *)
Овцы зависели от воды колодца (137; 7). ישקו, пастухи напоят стада (1).
И поят эти стада как бы из этого колодца - фраза прозрачно намекает, что колодец - источник Божественной мудрости. Но добыть ее может лишь тот, кому по силам "отвалить" огромный камень на устье колодца.
*) ישקו - от корня שוק, давать в изобилие, орошать, пускать струей. 3 стада ожидают изобилия мудрости из этого колодца: כי מין-הבאר ההוא - из Его источника - колодца, из Его разъяснений.
У колодца - источника Божественной мудрости - собрались "стада", остро нуждающиеся в этой мудрости, без нее они не могут существовать.
Когда в мире наступит момент, что Божественная мудрость станет жизненно необходимой для существования человечества? Пока у стад нет острой потребности в истине и мудрости. Их легко подменяют подделкой и ложью, вполне удовлетворяющей жажду стад.
והאבן גדלה על-פי הבאר - Но камень огромный над устьем колодца. (*) (^)
Если бы камень был большой, фраза было бы: и большой камень над устьем колодца. Порядок слов подчеркивает: камень огромный. Это показывает огромную силу, данную Богом Якову, *) который легко откатил камень (52). Тора подчеркивает - колодец закрыт таким огромным камнем, что сдвинуть его можно лишь совместными усилиями всех пастухов. (8): Это единственный в городе источник воды, и никто не может взять воду, пока все стада не соберутся; чтобы предотвратить утечку воды в корытах, если каждое стадо поить индивидуально (7). Большой камень - защита, чтобы животные и предметы не попадали в колодец, и от посторонних (138). (8): из-за нехватки воды жители поили стада из этого единственного колодца. Прибытие Якова благословило источники, воды стало в изобилии, и в 30:38 упоминаются поильные корыта (40; 13).
Этот рассказ воспринимается как продолжение сна Якова из предыдущей главы. Сон продолжается, но его действие перенесено с небес на землю.
(*) Этот колодец - символ женского плодородия дочерей Лавана, который не в силах открыть никто из жителей Харана. Только Яков мог открыть колодец плодородия Рахель и Лии. Лишь его зерно могло оплодотворить этих женщин.
(^) И огромное знание в устах истины.
*) Яков - символ мудрости народа Израиля, всех евреев.
האבן גדלה, камень огромный это еще и огромное понимание, разум от слова האבן - בינה, הבנה, ум, понимание, которым обладает лишь Яков. Именно ему по силам отвалить этот камень - разрешить эту проблему. Недаром Рахель поражена той легкостью, с которой Яков откатил этот камень.
Тора показывает, что решение проблемы огромного камня Яковом тесно связано с появлением Рахель. Ее приход стал тем импульсом, который дал Якову силу легко откатить, גלה этот огромный камень, понять, разрешить проблему и напоить знанием страждущие стада - народ (стадо) Рахели и все окружающие народы (стада). А Рахель явилась тем великим вдохновением, которое высвободило гигантскую духовную и физическую силу, скрытую в Якове. Так началась история изгнания גלה Якова и его потомства, всего еврейского народа.
аШем использовал Рахель как приманку Якова в Харане. Эта женщина смогла вдохновить Якова на все его свершения в Харане, а всех его потомков на все свершения в тысячелетиях истории в разных странах. Так это началось.
Это прекрасно отражено в имени первого сына Лии и Якова Реувена - ראובן. Тора и мудрецы подсказывают нам смысл этого имени - ראו בן, смотри, сын - восхищенное восклицание Лии при рождении ее первенца. Но более глубокое рассмотрение всех обстоятельств легко обнаруживает иные источники этого имени.
Из фразы 2 этой главы: וירא... והאבן גדלה על-פי הבאר, и видит ... огромный камень на устье этого колодца. Очевидно, что имя первенца Якова Реувена есть следствие этого видения: וירא... והאבן = ראובן.
Имя первородного сына Якова было названием первого препятствия, первого камня, который встал на пути Якова при создании еврейского народа.
Благодаря Рахель Яков легко преодолел это препятствие.
Рахель явилась духовной Праматерью всех колен Израилевых, а Лия - их физическая Праматерь. Без духовного воздействия Рахель на Якова ни один из сыновей Якова не появился бы на свет.
В этом плане роли Рахель и Лии в Творении еврейского народа напоминают роли Элоким и аШема в Творении мира в целом. Лия - эквивалент Элоким, а Рахель - эквивалент аШема.
3. ונאספו שמה כל העדרים וגללו את האבן מעל פי הבאר והשקו את-הצאן והשיבו את האבן - И собирались там все стада, и откатывали этот камень на устье колодца, и поили стада, и возвращали камень.
Собирались там все стада, раскрывали (גללו) смысл (הבאר), утоляли жажду (знания) и отвечали пониманием (את האבן והשיבו = הבנה השבו).
Мудрость Торы должна выдаваться малыми порциями, постепенно, по мере ее усвоения, утоления жажды стадами. Поэтому колодец мудрости открывали, поили стада знанием и закрывали до будущей жажды страждущих в знании.
4. ויאמר להם יעקב אחי מאין אתם ויאמרו מחרן אנחנו - И сказал им Яков: Братья мои! Откуда вы? И сказали: мы из Харана.
(6): намек на более позднее рассеяние Израиля, когда Яков будет обращаться к своим потомкам говоря: Мои братья: откуда вы пришли? Почему вы рассеяны и разбросаны? Мы из Харана - мы бежим от гнева Божьего (Харон). Вы знаете Лавана? Вы признаете вашу вину, и вы знаете, что только Он может обелить ваш грех (лаван - белый) белее снега (154)? Мы знаем и раскаиваемся в нашем грехе. Смотри! ... Рахель подходит со своим стадом - мир придет благодаря ее заслуге. (147): Рахель рыдала о своих детях. Воздержись от рыданий и слез: есть награда за твои труды, и есть надежда на твое будущее, - сказал аШем, - твои дети вернутся в свои границы (40).
Волшебный сон Якова продолжается.
Это загадочная фраза: не они пришли к нему, но он пришел к ним, к их колодцу, и он спрашивает их откуда они, а не они спрашивают его: откуда ты пришел? С первого мгновения Яков стал духовным лидером жителей Харана.
Поведение Якова у колодца в Харане следует сравнить с поведением Элиезера у этого же колодца.
Элиезер ждет у колодца, чтобы его напоила девушка. Яков сам поит и девушку и весь народ из того же колодца, из духовного источника. Мы видим, насколько Яков отличается от Авраама (и Элиезера, его помощника). Элиезер - проситель милости Божьей, Яков - творит Божью милость вокруг. Это результат его развития от Авраама, через Исаака, следствие его встречи с Богом на Гар-Эль.
5. ויאמר להם הידעתם את-לבן בן-נחור ויאמרו ידענו - И сказал им: знаете ли вы Лавана сына Нахора? И ответили: знаем. *)
Отцом Лавана был Бетуэль: Лаван внук Нахора. (21; 8; 345): внуки считались детьми. В Авраам называл Сару дочерью моего отца, хотя она внучка его отца. (2): сын это "потомок"; Лаван определен через деда: (а) он был известен, как внук Нахора, а не сын Бетуэля; Нахор был главой семьи: в 31:53: Бог Авраама и Бог Нахора; (б) он связал себя с Нахором, ибо Бетуэль не был уважаемым; или (в) его семья вела линию от брата Авраама Нахора.
Странно здесь упоминание Нахора.
Ведь Исаак послал Якова в семью Бетуэля отца Ривки и Лавана. А Яков вдруг называет Нахора. Почему? Как Яков узнал о Нахоре? От Авраама?
Бетуэль = Бейт Эль, дом Бога или дочери Бога. В любом случае, это намек, что из его чресл вышли все жены Патриархов: Ривка, Рахель, Лия, Бильга и Зилпа. Они порождение Бетуэля. Без них не было бы ни Патриархов, ни их семей. Это еще одна тайна Торы, требующая исследования.
Не исключено, что подобно тому, как семья Авраама привязывала все события своей жизни к Аврааму, так и семья Нахора, брата Авраама привязывала все события своей жизни к Нахору.
Терах, их отец, создал трех могучих сыновей: Авраама, Нахора и Арана (отца Сарай и Малки, матери Лавана и Ривки).
*) Возможно, речь тут идет об источнике наследственности, которым в семье Лавана был Нахор, как Авраам в семье Якова. Но, может быть, в этом вопросе имеется иной смысл.
Дело в том, что слово נחור может быть от корня חור, знатный, делать белым, свободный: בן-חורים (а в нашем случае - בן-נחור). Тогда загадка исчезает: Яков спрашивает: не знаете ли вы Лавана (белого), сына знатного, свободного человека, или не знаете ли вы Лавана (белого) сына белого человека?
6. ויאמר להם השלום לו ויאמרו שלום והנה רחל בתו באה עם הצאן - И сказал им: Он в порядке? И сказали: В порядке. А вот Рахель, его дочь, пришла со стадом!
И сказали: А вот Рахель (овца) его дома пришла с этим стадом, ради, и благодаря которой будет открыт источник этой мудрости.
7. ויאמר הן עוד היום גדול לא-עת האסף המקנה השקו הצאן ולכו רעו - И сказал: ведь день еще большой, не время собирать стада. Напоите овец и отправляйтесь пасти. *)
Яков думал - они собрали овец вести домой и напомнил, что еще рано, и не время вести их в стойло, продолжайте пасти: напоите овец и отправляйтесь на пастбище (1; 6). Не лежите праздно, пасите (16). Яков ведет себя, как праведный человек (208): Нерадивый человек отвратителен праведнику (17).
В этой фразе дана полная картина будущего отношения Якова и его потомков к работе пастуха земных стад. Он рачительный хозяин, а не батрак, причем рачительный хозяин всех земных стад. Таково неожиданное и чудесное преображение Якова после сна на Гар Эль. Это совершенно новый человек, хозяин всей земли.
Мы помним слова Торы в 2:15: И взял аШем Элоким Адама и направил (נחה) в Ган Эден (в Рай) для работы и охраны.
И вот теперь Яков, первый еврей на земле, пришел, вернулся в Ган Эден для работы и охраны.
*) Шестой день Творения еще не завершен и рано подводить итоги. Еще много работы впереди всем стадам и всем пастухам, всем вождям и руководителям стад. Напоите и продолжайте пасти свои стада.
8. ויאמרו לא נוכל עד אשר יאספו כל-האדרים וגללו את האבן מעל פי הבאר והשקינו הצאן - И ответили: мы не можем, пока не соберутся все стада, и откатят этот камень от устья колодца, и напоим скот.
Мы ждем остальных откатить тяжелый камень от устья колодца (1; 28; 187).
Они надеятся на будущую коллективную мудрость всех "стад" в поисках истины, они надеются на ООН (Организацию Объединенных Наций).
9. עודנו מדבר עמם ורחל באה עם הצאן אשר לאביה כי רעה הוא - Он еще говорит с ними, и Рахель пришла со стадом отца, ибо она пастушка.
Рахель (52) одна вела небольшое стадо. Позднее Яков скажет Лавану (30:30): Ибо то маленькое, что ты имел прежде, теперь выросло в огромное множество. Рахель - опытная пастушка (13; 83; 52). (6): В Мидии 7 дочерей Йитро пришли поить свои стада, и их изгнали другие пастухи (157), а в Харане Рахель пришла одна, и никто к ней не приставал, хотя она была красивой. *) Влияние проживавшего здесь праведного Авраама (столетием раньше) все еще сказывалось на их духовной жизни (400; 2). Лаван не позволял Лие пасти с другими. А Рахель была совсем юной и не обращала на себя внимание (2).
*) Тот факт, что из этой области вышел Авраам, вышла Сара и вышли все жены Патриархов (Исаака и Якова) говорит о том, что в народе, жившем в этой области, были хорошие предпосылки для зарождения праведников (Авраама, Нахора, Арана, Сары, Ривки, Лии, Рахель, Бильги и Зилпы). Данный отрывок говорит об этом весьма красноречиво.
10. כאשר ראה יעקב את רחל ויהי בת-לבן אחי אמו ואת צאן לבן אחי אמו ויגש יעקב ויגל את-האבן מעל פי הבאר וישק את-צאן לבן אחי אמו - И когда Яков увидел Рахель дочь Лавана, брата его матери, и стадо Лавана, брата его матери, и подошел Яков и откатил камень от устья колодца, и напоил стадо Лавана, брата его матери.
Неописуема радость Якова по поводу этой "случайной" встречи, с дочерью дяди, к которому он шел в поисках жены. Провидение сопровождало его к суженой подобно Элиезеру, который "случайно столкнулся" с Ривкой сто лет назад. Фраза Лаван брат его матери подчеркивает, что действия Якова побуждены не Рахель, а его матерью (21; 17). (16): Каждый поступок Якова мотивирован преданностью матери, которую он увидел в человеке, стоящем перед ним. *) Он откатил камень от устья колодца самостоятельно (116) без усилий, как вытащил пробку из бутылки, что указывает на огромную физическую силу Якова (1). Это было на глазах Рахель, ради нее он совершил этот подвиг огромной физической доблести (24; 250). (1): Яков ויגל, удалил, вместо ויגלגל, откатил. Слово ויגל от корня גלה, раскрытие, а не от слова גלל вращать, и намекает на легкость, с которой Яков убрал камень, открыл колодец. (1): последовательность глаголов: ויגש ויגל, приблизился и откатил это откатывание без усилия. (6): Моше черпал воду (157), а Яков откатил камень, и вода в колодце поднялась и потекла через край, напоив овец Лавана, без черпания. Это был небесный знак: он встретил свою жену (42; 70). (13): вода вытекала 20 лет, пока он был в Харане.
Здесь прекрасно показано, какое впечатление произвела Рахель на Якова: И когда Яков увидел Рахель, прекрасную дочь Лавана, и стада Лавана, он подошел к огромному камню и откатил его от устья колодца. Тора сообщает: Рахель и стадо Лавана вдохновили Якова на этот подвиг.
Мы можем понять, как прекрасная Рахель вдохновила Якова, но зачем Тора подчеркивает наряду с Рахель стадо Лавана, причем, подчеркивает это дважды: увидел стадо Лавана и напоил стадо Лавана? Тора явно намекает, что источником вдохновения Якова явилась не только Рахель, но и стадо Лавана. Почему?
Тора сообщает, что Яков пришел сюда не ради Рахель, но ради стада Лавана - ради своих сыновей? И именно это вдохновило его на подвиг - откатить огромный камень - отправиться в великое изгнание, в котором мы, его потомки, находимся до сих пор.
Глагол יגל открывать, обнажать еще значит (גלה) раскрывать, извещать а также скитаться, уходить на чужбину. И фраза помимо прямого значения: откатил этот камень, означает: раскрыл, известил об этих знаниях. И мы вновь возвращаемся к упомянутой выше мысли, что только Яков и его потомки в состоянии раскрыть остальным народам этот кладезь знаний. Так начался галут (גלות) изгнание, рассеяние еврейского народа, его скитания среди народов мира.
Эта фраза дает и главное основание, раскрывает главную задачу галута, скитания на чужбине потомков Якова: ויגל את-האבן и וישק את-צאן לבן , и откатил этот камень и напоил обильным знанием жаждущее стадо Лавана и других пастухов.
И мы видим, что Яков отправляется в это скитание не насильно, но увлеченный, вдохновленный, влюбленный в прекрасную Рахель, из-за которой все долгие годы скитаний пролетели как считанные дни.
И начался галут еврейского народа в Вавилоне.
Рахель - символ восточного галута. А Йосиф, сын Рахели, символ будущих еврейских мудрецов Торы в Вавилоне и в Испании, служивших при дворцах королей и знатных особ.
Но продолжился галут потомков Якова в Европе, в Германии, Польше, России. Леви и Иуда, сыновья Лии, и Йосиф - символы будущих ашкеназим, основателей нового Израиля.
Тут трижды написано אחי אמו, брата его матери. Мудрецы не объясняет это странное и явно избыточное повторение. Возможное объяснение: слова אחי אמו можно представить как одно слово חמו, חם, тесть, его тесть. Яков будет женат на двух дочерях Лавана, Лие и Рахель, и Лаван его тесть дважды. Яков поработал на Лавана еще и третий срок, чтобы заработать достойное материальное обеспечение, и значительно приумножил стада Лавана, что отражено фразой וישק את-צאן לבן אחי אמו, и приумножит стада Лавана, своего тестя.
*) Не от большой ли преданности к своей матери Яков больше не вернулся к ней, и не явился на ее похороны даже тогда, когда уже был в Ханаане.
11. וישק יעקב לרחל ויבך וישא את-קלו - И поцеловал Яков Рахель, и громко заплакал. *)
Он поцеловал ее в голову, в плечо, или в щеку (4; 401; 2). (1): В Торе это поцелуй в губы. (159) Это запрещаено даже членам одной семьи кроме родителя и ребенка. Он увидел пророчески, что она не будет похоронена с ним (в Пещере Махпела), а у дороги, и будет плакать, когда ее потомки пойдут мимо ее могилы в изгнание (173). Он плакал, ибо пришел с пустыми руками: "Слуга Элиезер пришел за моей матерью, нагруженный богатством, а я пришел в лишении. Сын Эсава Элифаз забрал все, что я имел" (1; 6). (6): когда Яков бежал, Эсав приказал Элифазу убить Якова. Элифаз вырос на коленях Якова и не мог убить его, хотя понимал, что ему придется дать ответ отцу. "Я не хочу убивать тебя, что мне делать?" - Спросил Элифаз. "Возьми все, что есть у меня - сказал Яков - и оставь меня. Так ты исполнишь приказ отца: бедный человек считается мертвым" (1). (17): Яков плакал от мысли, что он не женился на ней в юности и не имел детей, рожденных ему тогда. (16): Яков плакал, увидев двоюродную сестру после 14 лет учении у Эвера. (138) Яков был беден: его богатства истощились за 14 лет учебы в Академии Эвера.
Здесь скорее: и коснулся Яков Рахели ... и зарыдал. Либо, еще ближе к смыслу этой фразы: И страстно возжелал Яков Рахель ... и зарыдал. Ибо слово ישק также означает желание, страсть. Это толкование подтверждается последующим словом וישק... לרחל, желание, страсть... к Рахель. Именно такое острое чувство испытал Яков к Рахель в тот момент и громко заплакал. Рахель разбудила в Якове мужские чувства, его мужскую страсть. Поэтому Провидение послало ему навстречу Рахель, а не Лию, которая не смогла бы вызвать в нем такую страсть.
Яков в этот момент впервые в своей долгой жизни ощутил любовь и страсть к этой девушке, он понял, что в лице Рахель встретил свою судьбу, какой бы горькой она ни была, и зарыдал от счастья.
*) Какая поэзия: в 10-ой: וישק את-צאן, ваяшек эт цон, и напоил скот; а 11-ой: וישק יעקב לרחל , ваяшек Яков леРахель, и возжелал Яков Рахель.
12. ויגד יעקב לרחל כי אחי אביה הוא וכי בן-רבקה הוא ותרץ ותגד לאביה - И сказал Яков Рахели: твой отец мой брат, и я сын Ривки. И она побежала и сказала отцу. *)
(17): Он упомянул Ривку, чтобы она сообщила отцу. Родство с ее отцом физическое; назвав свою мать, он установил духовное родство: праведник радуется родству душ (52).
*) А ведь именно Ривка придумала как обмануть Исаака и Эсава. В этом она была подобна брату Эсаву.
13. ויהי כשמע לבן את-שמע יעקב בן-אחתו וירץ לקראתו ויחבק-לו וינשק-לו ויביאהו אל-ביתו ויספר ללבן את כל-הדברים האלה - И когда услышал Лаван известие о Якове, сыне его сестры, он побежал навстречу ему, и обнял его, и поцеловал, и ввел в дом. И он пересказал Лавану все события.
О том, как он добыл первородство и благословение отца у своего брата; как аШем открыл Себя ему в Бейт Эле; как он сдвинул валун, и как колодец переполнился (13). Лаван думал, что Яков был полон денег, как Элиезер, пришедший с десятью груженными верблюдами (24:10) (1).
Откуда эта девочка все узнала? Когда скромный Яков успел обо всем рассказать, поведать ей все самые сокровенные тайны и секреты, и тайну своего сугубо личного общения с Богом?
Очень интересно узнать, сколько же лет было в это время Лавану, если учесть, что он был старшим братом Ривки, которая была в то время (при Элиезере) трех лет, а Лаван уже был взрослым и решал ее судьбу. И родила Ривка Якова в 40 лет, а Якову теперь было 77 лет. В момент этой встречи Лавану уже должно было быть не меньше 140 лет. И Якову еще предстоит проработать у Лавана 20 лет. Так, что Лаван бросился в погоню за Яковом, когда ему исполнилось уже не меньше 160 лет. Видимо, Лаван тот самый легендарный Мафусаил.
Мы помним, как спешил Лаван приветствовать Элиезера в 24:29. Лаван не был гостеприимный праведник; его дружелюбие мотивировано жадностью. (41): достаточно было брильянта на руке его сестры Ривки, чтобы он побежал и пригласил Элиезера в свой дом. Теперь он надеялся на богатство Якова.
Нет, не напрасно побежал Лаван навстречу Якову. Яков действительно принес Лавану несметное богатство. И не только Лавану, но этой земле и всему миру.
Авраам когда-то пришел в Ханаан богатым человеком (во всяком случае, не бедным). И еще фараон одарил его богатством. Исаак проживал наследие своего отца да и сам нарастил свое богатство. А Яков, не смотря на обещание богатого наследства и благословения, начал все с нуля. Он пришел нищим. Да еще 14 лет его обирал до нитки Лаван за право иметь жен. Но вышел он оттуда богатым и могучим человеком. Это путь истинного еврея. Начать с нуля, начать из положения земной пыли и закончить на уровне небесных звезд. Все преодолеть на пути к звездам.
Увидев, что Яков пуст, он подумал, что деньги спрятаны на теле. Он обнял его но ничего не нашел (1; 6). Это выводы на основе знания личности Лавана. Тора обычно выражается более кратко: ויחבקהו וינשקהו. Слово לו, для себя намекнуло раввинам, что Лаван обнял Якова в поисках богатства на теле (304). *)
Лаван действительно был не менее изощрен, чем Мидраш (6).
*) А разве не было пользы Лавану от бесплатного батрака Якова? Все подлинные богатства Якова были спрятаны в его душе.
Следует отметить еще одно весьма характерное свойство евреев в дальнейшей истории человечества, так четко отраженное первым евреем истории, Яковом: он принес в Харан благополучие и процветание, то же, что все его потомки принесут с собой в любую страну, где будут проживать.
Не найдя денег на теле Якова, Лаван поцеловал его, полагая, что его драгоценные камни лежат во рту (1). Это длинный поцелуй, выраженный интенсивным וינשק, вместо более простой формы וישק (61; 41). (4): приставка показывает, что поцелуй был не в губы. (1): Лаван целовал Якова в рот.
Уважаемым равинам явно не хватило фантазии: драгоценности удобно прятать в заднем проходе. А что касается рта, то речь человека выдает, полон ли его рот.
Но здесь Тора ясно показывает, что Лаван был очень рад приветствовать племянника, о котором он ничего не знал. И потому он немедлено повел его в дом. Его радость хороша видна в его гостеприимстве. А иначе, после всех этих поисковых мероприятий, как полагают равины, Лавану незачем было вести Якова в дом, ибо он был совершенно беден, "гол как сокол", без драгоценностей на теле и во рту.
Яков рассказал, что бежал от своего брата, пришел без гроша, что все деньги отобрал Элифаз (1). Пришел по велению родителей (116) с благословения отца (4).
Прямо так, напрямик, Яков рассказал обо всех своих и Ривки уловках, чтобы получить благословение отца. Он, видимо, хотел поразить Лавана своей ловкостью и хитростью, но поразил его своей детской простотой и наивностью.
14. ויאמר לו לבן אך עצמי ובשרי אתה וישב עמו חדש ימים - И сказал ему Лаван: Да ты моя кость и плоть! И прожил у него месяц. *)
(221; 23): в человеке три партнера: Бог, отец и мать. Отец - кости ребенка, мать - плоть ребенка. Смысл: Ты моя родня со стороны отца (через Нахора/Авраама) и со стороны матери (через Ривку). Ты пришел без гроша. Но ты мой родственник, поживи у меня с месяц. Но этот месяц Яков пас стадо Лавана (1). (17): ты можешь заработать на жизнь пастухом повсюду, но ты моя кость и плоть и работай на меня. (13): Ты хорошо сделал, что пришел ко мне (116). (10): услышав, как Яков перехитрил Эсава, Лаван гордо сказал: Да, ты моя кость и моя плоть - ты обманщик, как я. **) Я беру тебя под свое покровительство. (24; 83): "Не бойся Эсава. Я люблю каждого, кого любит Ривка, и если Эсав придет, я тебя эащищу".
*) Вот свидетельство родственных чувств Лавана: голого и босого Якова Лаван приглашает поселиться у него.
**) Но ведь то была хитрость не Якова, а его матери, Ривки, сестры Лавана.
15. ויאמר לבן ליעקב הכי-אחי אתה ועבדתני חנם הגידה לי מה משכרתך - И сказал Лаван Якову: ведь ты брат мой, а работал на меня бесплатно. *) Скажи мне: как тебе платить?
С момента, когда Яков впервые напоил стада Рахели у колодца (10), он взял на себя ее работу, так велика была его любовь. **) Лавану нравится работа Якова (2). Она очень прибыльна, и Лаван назвал ее бесплатной (16).
"Месячный испытательный срок".
*) Ясное свидетельство честности Лавана.
**) А разве без любви к Рахель Яков не должен был работать, а сидеть на шее Лавана?
Яков работал бесплатно, а Лаван предпочитает платить и не терять хорошего работника (16).
Но пока он действительно Лаван, чист в отношении Якова. Он предлагает Якову кров, предлагает оплатить его работу, предлагает Якову назначить цену работы. Ничего коварного, хитрого.
Да и причем тут Лаван? Ведь это история еврейского изгнания среди разных народов мира, которые, как утверждают Мудрецы, розги Бога и секут еврейский народ за грехи. Так, что Лаван это народы мира, управляемые Богом. Какие могут быть к нему (к ним) претензии. Все претензии евреев должно направлять к Богу, управляющему этими народами - лаванами, которые уже по самому названию чисты - лаван.
16. וללבן שתי בנות שם הגדלה לאה ושם הקטנה רחל - А у Лавана две дочери. Имя старшей Лия. А имя младшей Рахель.
Яков полюбил младшую из них и попросит ее в жены (116). (6): слово בנות, (банот), дочери, означает также בנות (бонот), строители, ибо они построили еврейский народ, и из них вышли великие личности: Моше, Иошуа, Шимшон, Давид, Соломон и царская семья Израиля. Имя לאה, утомленная, уставшая. (144): это намек на усталость Лии от постоянных рыданий и молитв против женитьбы на Эсаве. *) (6; 78): ее имя - сокращение от слова מלא, мелеа, полнота - она была полна мудрости и знания.
Замечательное сравнение: банот - бонот, בנות , дочери - строители, и прекрасный вывод из этого сравнения. Если сыновья, בנים - камни אבנים , то дочери - строители будущего дома. Отличный Мидраш (6)!
*) Как узнали при рождении Лии, что она будет постоянно рыдать, и дали ей это имя?
Можно предположить, что происхождение имени לאה есть форма единственного числа от слова לאם, народ, нация, который произведет эта женщина, родоначальница шести народов.
Но более существенно иное толкование: слово לאה имеет такую же гематрию, что и слово אלה, богиня, Бог. Отсюда следует: Лия была личным представителем Бога (אל שדי) в семье Якова.
(178): Лия и Рахель - двойняшки, Лия старшая. Они родились, когда Яков получил благословение. А при замужестве им было 22 года. (42): Бильга и Зильпа, на которых Яков женился позже, были дочерьми Лавана от наложницы, служанками. Рахель רחל, овца - умела обращаться с овцами (59).
Интересно, как при ее рождении узнали, что она сумеет управляться с овцами, и дали ей это имя?
(420): имя רחל сокращенное и подразумевает, что она была полна רוח אל, Божественным (пророческим) духом. (402): Шехина покоилась на ней. (6): הגדלה, старшая сестра Лия владела талантами, доставшимися ее потомству. Она обрела (Леви и Иуду) священнослужение и царство на все времена (будущий Царь Машиах будет потомком из Дома Давида). Рахель - младшая сестра и таланты ее малы. Ее сын Йосиф имел влияние лишь однажды, а царь Шауль из колена Беньямина правил короткое время и не основал династию.
17. ועיני לאה רכות ורחל יפת תאר ויפת מראה - И глаза Лии слабые (нежные, на мокром месте, в слезах). *) А Рахель прекрасна формами и прекрасна видом.
Лия постоянно рыдала, боясь замужества с Эсавом. У Ривки 2 сына, а у Лавана 2 дочери: старшая дочь выйдет замуж за старшего сына, а младшая - за младшего (1; 13; 4; 53; 18). (2): глаза Лии были слабыми, поэтому овец пасла Рахель. (116): слабость ее глаз не дефект, а симптом духовного величия. (403): слово עיני, это не глаза, но вожди. Слово רכות от ארכות, длинные. (75; 6): благословение правления, священнослужения и царствования, произойдет от нее и продлится долгое время. (6): Лия плакала и молилась: "В Твоей воле, избавить меня от грешного Эсава". (93): Велик молящийся, который анулирует первоначальную судьбу (быть женой Эсава). И она взяла первенство над сестрой - первой женилась на Якове и родила ему большинство детей. (8): Тора подчеркивает добрые черты Лии: ее глаза мягкие и нежные, а Рахель целиком прекрасна. (3): глаза Лии были прекрасны. (140): глаза Лии - ее единственный недостаток, а Рахель - вся прекрасна. (116): если глаза невесты прекрасны, ничего больше не требуется. (138): глаза Лии были, чувствительными к солнцу, и она не могла ухаживать за овцами.
Слово עין, помимо значения глаз, имеет еще одно, очень важное значение: родник, исток. Именно в этом смысле следует воспринимать эту фразу: Истоки, родники Лии были долгими (неистощимы). Так и произошло. Лия была родником потомства Якова, родила ему множество детей. И дети Лии стали неистощимым источником еврейского народа на многие тысячелетия. Вот он подлинный смысл этой фразы, которая, якобы, говорит о недостатках Лии. Это самое главное достоинство Лии, чего Яков при всей его пророческой мудрости не понимал. Это глубинное внутреннее свойство Лии противопоставлено яркой внешности Рахель.
*) Глаза человека - зеркало его души.
18. ויאהב יעקב את רחל ויאמר אעבדך שבע שנים ברחל בתך הקטנה - И полюбил Яков Рахель. И сказал: я буду работать на тебя семь лет за Рахель, твою младшую дочь.
(70): суженная Якову в жены Рахель была встречена у колодца, как жены Исаака и Моше. А Лия стала женой Якова хитростью. Лия подходила к высшей духовной природе Якова; если бы он встретил ее первой, он бы не проявил интереса к Рахель. Волей Провидения он встретил и полюбил Рахель перед Лией, ибо женитьба на Лие случилась бы в любом случае. "Я не работаю за деньги? - Ответил Яков. - Я пришел за твоей дочерью!" (404). Яков оставил родителей на 36 лет, из них 14 лет - в Академии Эвера. Учеба оправдывает Якова. Но следующие 22 года (20 лет работы и 2 года путешествия) это грех Якова (8). В наказание за это Йосиф был отделен от него на 22 года. (1): "20 лет, что я был с тобой, - заявил Яков Лавану (31:41), - были для меня, (ответственность за них лежит на мне), и я еще буду наказан за это". Исаак послал Якова, чтобы он взял жену и вернулся, когда будет возможно. Мать послала свою няню привести его спустя год после прибытия к Лавану, но он был обязан служить Лавану (1). *) Это было равнодушием к родителям.
Яков покинул своих родителей по двум причинам: (1) Конфликт с Эсавом из-за первородства. (2) Поиск жены в Харане.
(1) В конфликте Якова с Эсавом виноват Исаак. Он по своей слепоте решил дать первородство Эсаву, а не Якову, и это основа конфликта братьев, их взаимной вражды и бегства Якова.
(2) Исаак послал Якова взять жену в Харан без денег для выкупа. Долгое отсутствие Якова по воле родителей, это вина слепого Исаака, но не Якова.
*) Как мать узнала, что Яков закончил 14-ти летнюю учебу в Академии Эвера и прибыл к Лавану?
Почему Яков обязал себя на - 7 лет? (8): человек не должен наниматься более, чем на 3 года. (При женитьбе разрешается и дольше (404, 305)). (1; 6): предложение Якова работать 7 лет основано на предписании Ривки, пославшей его к Лавану на несколько дней (27:44), и Тора часто использует дни в значении лет. То, как Яков это понял, показано в (20): эти 7 лет показались ему как несколько дней (о которых говорила мать (28)). (70): Яков сам назначил этот срок, ибо его желание Рахели не основано на физическом влечении. Если бы было влечение, он бы не мог подавлять свою страсть так долго. (*) Возможно, Рахель была еще слишком юна? (21): ей было 5 лет! Яков ждал, пока она сможет рожать детей, чтобы их отношения были плодотворными "во спасение Небес". (178): Во время замужества Рахель и Лие было 21 или 22 года. Яков мог предложить меньше лет службы, но он не думал, что заслужит этих выдающихся женщин за менее продолжительный срок. Он ждал, что явится Эсав и потребует Лию, и тогда Яков был бы свободен жениться на Рахель. Но этому воспрепятствовали слезы и молитвы Лии (75).
Он знал хитрости Лавана и старался быть точным: Рахель, твоя дочь, младшая. *) Он не сказал Рахель, чтобы Лаван не обманул его, заменив другой женщиной по имени Рахель. Яков уточнил: твоя младшая дочь, чтобы Лаван не подменил Рахель Лией. Но, Лаван обманул его (1). Яков полагал, что через 7 лет Рахель достигнет возраста женитьбы, а Лаван найдет мужа для Лии (17). Заявив הקטנה, Яков имел в виду: маловажная дочь, не такая, как Лия, раз ты сделал ее пастушкой (138).
(*) Видимо, главной причиной того, что Яков отложил свою женитьбу на 7 лет, было несовершеннолетие Рахель и его понимание клятвы-испытания, которую Яков дал - Беер Шева - разъяснение клятвы. Когда Яков пришел к Лавану Рахель было 6 или 7 лет. Он отложил женитьбу на 7 лет, до совершеннолетия Рахель. Именно тут сказалась его любовь к Рахель. Он так ее любил, что решил ждать и работать 7 лет, пока она не созреет ему в жены. Это было его главное испытание и клятва. В противном случае, он бы поискал себе иную более зрелую и готовую к замужеству девушку и не ждал так долго Рахель, красивую приманку для Якова и прикрытие для Лии - главной цели Божественного Провидения.
*) Совершенно очевидно, что Лаваном двигал аШем. И все хитрости Лавана - это указания аШема. А тут мудрецы пытаются перехитрить аШема и предлагают всякие уловки против Лавана, то есть против аШема.
Но, с другой стороны, Лаван это символ многих народов земли, среди которых жили и страдали потомки Якова в изгнании. И эти народы, розги аШема, нещадно обманывали, издевались и наказывали евреев тысячелетиями. Яков, направленный к Лавану Исааком и Ривкой, добровольно принял на себя путь изгнания, обмана и издевательств со стороны народов мира.
19. טוב תתי אתה לך מתתי אתה לאיש אחר שבה עמדי - Лучше я отдам ее тебе, чем отдам ее другому человеку. Будь со мной.
Предпочитаю выдать ее замуж за родственника (7). Лаван сказал: я отдам, хотя Яков будет 7 лет тяжело трудиться за нее. Так хитрец Лаван "отдает" свой долг. Он превратил обязательство в подарок. Он "позволил" Якову жениться на Рахель в обмен на его работу; поэтому он не сделал это соглашением с Яковом. Он отдаст ее Якову по праву первого перед другим, когда придется выдавать Рахель замуж (52; 24). Лаван увернулся: "Оставайся со мной и работай, пока не подойдет время ее замужества" (138).
20. ויעבד יעקב ברחל שבע שנים ויהיו בעיניו כימים אחדים באהבתו אתה - И проработал Яков за Рахель 7 лет. *) И промелькнули они, как считанные дни, в его любви к ней.
*) И порабощен был Яков Рахелью 7 лет.
Разумеется, Яков мог проработать эти 7 лет у кого-нибудь другого, а потом прийти к Лавану с выкупом за Рахель, когда придет время выдавать ее замуж. Но он хотел быть уверен, что Рахель отдадут только за него и ни за кого другого, хотел быть всегда рядом с ней, чтобы она подрастала и взрослела "у него на глазах".
Возвращаясь к предыдущей главе (28:10): ויצא יעקב מבאר שבע וילך חרנה, можно толковать теперь ту фразу в смысле: И пошел Яков за разъяснением клятвы (שבע - 7) в Харан. И вот Тора начинает разъяснять (מבאר) смысл клятвы (שבע) Якова: 7 (שבע, семь) лет труда за Лию, 7 дней свадьбы с Лией, 7 дней свадьбы с Рахель и 7 лет труда за Рахель.
Глубокая любовь к Рахель обратила Якову 7 долгих лет в несколько дней; а иначе, они показались бы ему бесконечно длинными (28). Но любовь опрокидывает законы (82; 17; 1). Яков любил ее сильнее самого себя (406). 7 лет показались, как несколько дней, ибо он готов был отдать за нее больше (17). (187): в великой любви Якова, время двигалось так, что эти годы показались, как один день. Яков сказал: "ибо мои дни были наполнены".
Каким Великим психологом является аШем!
Авраама Он вырвал из семьи любимого отца, привел в землю Ханаана, посулив потомка, сына.
Якова Он заставил ждать 2 раза по 7 лет ради любимой Рахель. И годы эти показались Якову как несколько дней.
Вот что значит, правильно использовать психологию и страстное стремление человека к цели: у Авраама - обрести потомка, у Якова - обрести любимую. Это результат активности человеческого подсознания - врат аШема в сознание человека.
21. ויאמר יעקב אל-לבן הבה את אשתי כי מלאו ימי ואבואה אליה - И сказал Яков Лавану: давай мою жену, ибо пришло время. И я войду в нее (к ее Богу, пересплю с ней (1)).
После 7 лет Яков напомнил Лавану об уговоре (53). Закончился срок моей работы (3). Я не могу больше ждать: я должен вернуться домой (28; 187). Другое толкование: "мои дни (годы жизни) полны. Мне уже 84 года (Якову было 63 года когда он оставил свой дом + 14 лет в Академии Эвера + 7 лет работы у Лавана = 84), и если я не женюсь сейчас, я буду слишком стар, чтобы иметь 12 сыновей. Яков добавил неделикатный термин ואבואה אליה, и я войду к ее Богу (пересплю с ней (1)). (2): Тора не говорит: и было после того, как исполнились дни. Яков подошел к Лавану в 7-ой год соглашения и спросил о жене. Срок завершился и исполнился во всем, и он продолжил свою работу в оставшиеся до завершения обязательства дни. (138): Яков ждал 354 дня по лунному году, а Лаван настаивал на 365 дней солнечного года. (53): Яков женился до завершения 7 лет.
Вот оно разъяснение клятвы "Беер Шева", упомянутое в предыдущей главе. Ведь Тора вся устремлена в будущее. И когда Тора говорит, что Яков вышел из Беер Шевы, она подразумевает, что Яков отправился на поиски разъяснения этой клятвы и, вначале, встретился с Элоким аШем на горе Бейт Эль, где получил общее идейно-теоретическое разъяснение, а затем пришел к Лавану, и получил конкретное материальное разъяснение - выполнил практические работы.
(1): Якова беспокоил его возраст. Поэтому он сказал: "Я пересплю с ней", ибо обычные люди не используют такое выражение! Он сказал: пора зародить потомство, исполнить судьбу, а не получить физическое удовлетворение (1; 6). *) (21): слова Якова говорят о потере морали и несдержанности языка. Но Патриархи - выше физических наслаждений. Они определяли поступки своим интеллектом. **) Для Якова это не животный акт, но исполнение Божественной воли создать 12 сыновей. Адам и Ева не нуждались в одежде перед своим грехом, потому, что все органы их тел были посвящены службе Богу.
"Давай перейдем к женитьбе вместо помолвки" (17). ***) (52): 7 лет работы это выкуп и помолвка. Слова я пересплю с ней означали: помолвка завершится ביאה, половым актом, совокуплением, как способом зарождения (407; 408; 24). (2): Лаван дал Якову Лию до завершения 7 лет. Слова Якова означают буквально: и я войду к ней. (18): Я войду к ней, я сделаю свой дом у нее, приду к ней домой, и больше не буду гостем в твоем доме. ****)
*) Огромен объем смыслов этого предложения!
Выше отмечено: в имени לאה, Лия скрыто понятие אלה, Богиня, Бог, Божество. А здесь мы слышим из уст самого Якова слова: ואבואה אליה , и я войду в нее, или, и я войду в Лию, в Богиню. Наше предположение о глубоком смысле имени Лия - верно. Именно так сам Яков непроизвольно и неосознанно интерпретировал его здесь (оговорка по Фрейду).
Из этой фразы еще следует, что Яков боготворил женщину, как источник жизни и потомства.
**) Они определяли поступки своим долгом.
***) Значит Яков знал кое-что об обычаях местного населения.
****) Абарбанель (18) тоже считает, что мужчина, входя в женщину, делает в ней свой дом, что хорошо ложится на наше толкование роли женщины в жизни и в мире, вытекающей и из ивритского термина женщина, בת, то есть дом, בית.
Этим прямолинейным и якобы бесстыдным выражением Яков ясно продемонстрировал, что он и его жены уже находились в условиях Ган Эден, как когда-то, до греха, там были Адам и Ева.
22. Лия выходит замуж за Якова
ויאסף לבן את-כל-אנשי המקום ויעשה משתה - И созвал Лаван всех местных жителей и устроил пир.
(6): Лаван собрал всех людей рассказать им свой план подмены Лии. *) Яков улучшил экономику Харана. Прекратилась засуха, переполнились колодцы. И Лаван придумал, как оставить Якова еще на 7 лет, ради Рахель, которую он любил. Термин משתה происходит от слова שתה, пить, и подразумевает пир, где подается вино (17). Этот пир с вином запутал **) Якова, и он не заметил подмену. Такого пира не было на свадьбе Рахель, ибо не было необходимости обманывать (44). ***) Присутствие множества людей убедило Якова, что нет хитрости, и он не проверил невесту. Гости согласились с Лаваном, что старшая сестра должна выйти замуж первой, Яков был пристыжен и не мог развестись с ней, когда узнал обман (24).
*) Лаван не боялся утечки информации и завистников?
**) По мнению Мудрецов Яков зачал Реувена таким пьяным, что не смог отличить Лию от Рахель. Не верю!