1. וירא והנה עשו בא ועמו ארבע מאות איש וישא יעקב עיניו, И поднял Яков глаза и видит вот подходит Эсав и с ним 400 человек. *)
По-видимому, подарок не умиротворил его (17).
*) И поднял Яков глаза и испугался:вот пришел Эсав и с ним 400 народов. Отосланный навстречу Эсаву первый лагерь Якова не остановил Эсава, и он сам пришел к Якову.
Эта глава начинается констатацией одного из главных факторов жизни Якова - и испугался Яков. Тора использовала в этом месте слово ירא, боязнь, страх, почитание, идол. Хотя чувство страха может быть выражено такими словами, как פחד или חרדה.
Все дальнейшее поведение Якова проходит под влиянием его страха (силы и могущества) Эсава.
Мы помним страх Исаака при благословении первородства (27:33):
ויחרד יצחק חרדה גדלה עד-מאד ויאמר מי-אפוא הוא הצד-ציד ויבא לי ואכל מכל בטרם תבוא ואברכהו גם-ברוך יהיה:
И охватил Исаака ужас и сказал: кто тот охотник вошел ко мне перед тобой и принес мне, и я ел от всего, и я благословил его, и будет благословен.
Теперь этот страх по наследству перешел к Якову вместе с первородством. Интересно, что страх Якова возник после возвращения в Ханаан.
Раньше Тора ни разу не упоминала страх Якова. В Харане, не смотря на многолетний тяжелый труд, обман со стороны Лавана, Яков не знал страха. А с возвращением в Ханаан страх стал его постоянным спутником.
Интересно, что в Харане Якова постоянно навещал аШем и ангелы. Все годы изгнания Они были с ним. Иногда аШем напрямую вступался за Якова перед Лаваном. Но Лаван это прошлое, и аШем исчез со страниц Торы.
Помнится, выше Мудрецы рассуждали о том, что аШем действует лишь на территории Эрец Исраэль. Но Яков уже в Ханаане. Куда подевался аШем, ангелы? Их нет ни в деле Эсава, ни в деле Шхема. Может быть страх Якова из-за исчезновения аШема?
Почему аШем не встал на защиту Якова перед Эсавом? аШем явно держит нейтралитет, не являя Себя ни прямо, ни косвенно: Разбирайтесь сами.
Почему аШем, который принял Личное участие в деле Лавана, устранился в деле Эсава? Почему аШем, который является, пусть и не явным, но инициатором похищения первородства, причиной конфликта Якова с Эсавом, исчез, не желая помочь Якову ни с Эсавом, ни с жителями Шхема? Яков сам принимает меры защиты себя и потомства. И даже борьба Якова с ангелом Эсава целиком заслуга Якова, его духовной и физической силы.
Яков теперь в полном одиночестве: "И остался Яков один" в самый трудный момент его жизни. И все его потомки, весь еврейский народ остался один, странно покинутый аШемом в самые критические века и тысячелетия жизни. Как объяснить одиночество Якова в истории? Не является ли ответом на эту загадку слова Торы: "И вспомнил аШем свой народ в Египте"? То есть, по какой-то причине аШем временами забывает свой народ, вспоминая о нем лишь в поворотные моменты истории человечества. А в промежутках потомки Якова страдают от нещадного подавления и уничтожения Эсавом. Но почему этого не было в Харане, а началось лишь с возвращением в Ханаан?
Эсав и Яков, братья-близнецы разделили духовное наследие Авраама, дух аШема. аШем это часть Эсава и Якова.
Эсав и Яков - одна семья. Исаак дал Эсаву почти те же благословения (27:39, 40), что Якову (27:28, 29). Но Яков первородный.
А первородство это не только почет, но обязанность, ответственность за всю семью. Яков теперь отвечает и за Эсава, и за будущий мир, мир аШема.
Как связаны между собой аШем и Яков? Если аШем это будущий Яков, то Эсав это часть Якова, часть первородного. И тогда борьба Якова с Эсавом это борьба внутри аШема, внутри Якова, борьба внутренних противоречий аШема-Якова, и аШем не может выступать здесь на чьей либо стороне. Борьба Якова с Эсавом - семейное дело, процесс самосовершенствования будущего Якова - аШема. Этот процесс бесконечен, как бесконечна борьба духа и материи. Да, он болезненный, жестокий, это кровь и смерть. Но это суть мира и его законов.
Яков и Эсав сами решают свои проблемы. Помочь одной из сторон этого конфликта означает прекратить процесс развития, совершенствования мира, что для аШема невозможно.
Недаром Яков (32:7,8) выделил половину своего "имущества" Эсаву. Яков чувствует, что "его" имущество в той же мере его, в какой Эсава. Поэтому аШем терпеливо ждет решения внутреннего конфликта путем взаимного компромиса сторон.
С возвращением Якова в Ханаан начался новый этап духовного развития Якова, его потомства. Мы помним из главы 32, что Якова теперь постоянно сопровождают ангелы, маханаим. Отныне у Якова и потомства другой статус. Теперь аШем уже не вмешивается извне в дела земные, которые в значительной степени решаются Яковом, его потомством, наместниками аШема на земле. аШем предоставил им полную свободу, ибо Он теперь часть этих решений и этих деяний. Разумеется, это нелегко дается Якову, его потомкам. Но это их труд, их обязанность, их борьба. А кто сказал, что исполнение обязанностей, возложенных Небом, да еще таких сложных, легкое дело? Вот и достается Якову и евреям.
Вопрос действительно очень сложный.
Мы уже пытались косвено ответить на него в предыдущей главе.
Да, благословения братьев почти одинаковы. Но ведь Эсав живет у себя дома полноценной жизнью, а Яков - изгой постоянно мыкается на чужбине, страдает. В чем причина различий?
Пшат Торы, прямой текст объясняет, что причина в хищении Яковом первородства Эсава. Это не убедительно.
Зачем похищать первородство, если результат хищения противоположен его цели?
Овладев первородством, Яков не только не может им воспользоваться, но даже не пытается это делать. Так зачем он это сделал? Ведь результат был очевиден с самого начала и Якову, и Ривке.
Тора явно говорит о чем-то ином, более глубоком. В чем смысл первородства?
Яков пусть и неосознанно, но стремился к чему-то другому. Мало того, Эсав тоже все прекрасно понимал и вовсе не переживал по этому поводу. Ну да, он произносит какие-то слова и угрозы, но Тора никак не отражает его действия в этом направлении помимо надуманных страхов Якова. Так что произошло? В чем раскол между Эсавом и Яковом? Лишь ответив на этот вопрос, мы сможем понять всю суть, глубину конфликта тысячелетий.
Да, правы мудрецы, настаивающие на толковании пшат Торы. Действительно, причина всему первородство. Но первородство в духовном смысле этого слова.
Это такое первородство, когда первородный отвественнен за всех и за все, что происходит в его семье, в семье человечества, в мире.
Это первородство есть иго, ярмо, бремя, על, оль ответственности, от которой с радостью избавился Эсав, обменяв его на чечевичную похлебку, но от которой Якову и потомству не избавиться никогда. Да, это тот самый подъем, алия, עליה, который совершил Авраам, Исаак и Яков, прийдя в Ханаан.
Вот почему Эсав так охотно отдал свое первородство Якову. Он абсолютно безответственнен. Он не желает отвечать за всех. Пусть это будет проблемой Якова, который, не понимая до конца будущей судьбы, по настоянию Ривки взвалил на себя первородство, обернувшееся не столько привилегией, сколько огромной обязанностью, о чем ему тут же сообщил аШем при встрече на Гар Эль (лестница Якова). Именно этой ответственности не за себя, но за Эсава, так сильно теперь боится Яков.
Слово, понятие раскол проходит "красной" нитью через всю Тору. А ведь слова Торы это основа, базис материального мира.
Вот самое первое слово Торы - вначале, בראשית (...создал Бог...). Помимо уже известного вначале оно означает еще (ראש ב) в разветвление (...создал Бог ...). То есть раскол, разделение, разветвление были заложены Богом уже в момент создания мира. Это тот самый Большой Взрыв, Большой Конфликт, который разнес исходное состояние мира в щепки, с чем уже смирилась современная наука. Каким был этот начальный раскол, начальный конфликт?
Это был раскол, разделение, конфликт неба и земли, раскол духовной и материальной компонент мира, которые в исходном состоянии были едины.
И все повествование Торы это непрерывная череда расколов, разветвлений, конфликтов: создан свет и отделен от тьмы; созданы воды и отделены друг от друга; созданы отдельные небесные тела; создана суша, отделенная от моря; созданы разнообразные отдельные животные; создан человек-Адам, и отделена женщина; создан Рай и отделен от человека; и, наконец, (глава 3) созданы потомки человека, разделенные конфликтом (עקב = בקע, раскол).
Авраам приносит в Ханаан слово Божье. Что в этом слове? В нем раскол - בתר, страшная клятва Бога между разрубленными половинами животных. И сам Авраам создает двух совершенно разных сыновей. Его сын Исаак также создает двух совершенно разных сыновей. И между ними возникает конфликт, соперничество, борьба. Зачем все это? Зачем этот конфликт и борьба?
Можно понять смысл разнообразия, созданного Богом: это Его суть, Его природа, Его законы. А в чем смысл конфликта, соперничества и борьбы? Это тоже суть Творца?
Конфликт и соперничество необходимы миру, для сохранения многообразия, противодействия процессу слияния, выравнивания, сглаживания многообразия.
Выравнивание, сглаживание увеличивает энтропию. Многообразие и конфликты снижают энтропию.
Законы борьбы аШем Элоким, это то, что позднее человек назовет греческим словом диалектика (вести спор) - единство и борьба противоположностей? Это борьба (спор) духа (шамаим, Небеса) с материей (арец, земля).
Конфликт Якова и Эсава это конфликт физической оболочки человека, его тела, с его духовной сутью, с его душой.
Яков выступает от имени Небес, в роли духа, а Эсав - в роли земли, от имени материи. Главы 25, 27, 32, 33 это аллегория борьбы, столкновений Якова с Эсавом. Тора не сообщает о конечном исходе борьбы. Кто победитель?
В главе 32 ангел Эсава признает свое поражение. Яков, представитель духовного мира побеждает ангела Эсава на духовном, идейном поле. Но Яков, его потомство получает тяжелую травму. Можно сказать, что борьба двух начал закончилась ничьей. Никто не превозмог противника. По-видимому, это символ конечного результата развития мира: обе стороны мира - духовная и материальная - остануться в равной степени активными в продолжении Творения мира.
Данная глава подводит временный, промежуточный итог соперничества двух мировых начал, которое пока закончилось боевой ничьей, а значит продолжится.
Сегодня мы свидетели еще более интенсивной борьбы.
ויחץ את הילדים על-לאה ועל-רחל ועל שתי השפחות, И разделил детей Лии, Рахель, и обеих служанок.
Яков не надеется на чудо и вновь делит людей и стада, как в 32:7,8: пусть мать спасает своих детей (7). Даже при полной уверенности в Боге, мы должны делать все возможное для собственного благополучия (16).
Да что же это такое!
Ведь Яков уже победил ангела Эсава, но все еще боится его самого. Ужас проник в Якова вместе с благословением Исаака, свил гнездо в геноме Якова навечно.
Нам, в 21-ом веке, через 4000 лет после тех событий, читать и ощущать это больно, унизительно, постыдно. Что же это аШем Элоким делает со всеми нами и за что нам такое наказание? Логика тут бессильна.
Страх Якова можно объяснить чисто физиологически. Мы помним бытовое выражение: от страха сердце в пятки ушло. А ведь Яков это пята, пятка (см. 3:15 и 25:26). Вот еще почему страх - неотъемлемое свойство Якова - пяты.
Страх Якова это проявление на практике, в жизни той самой исходной, вечной тенденции аШема, Бога, разделять, дробить созданый мир. Яков подсознательно исполняет эту задачу аШема. Теперь он начинает дробление своего собственного лагеря, своей семьи.
Реакция Якова показывает, как сильно он напуган, готов к самому худшему. Он рассекает оставшийся лагерь, исходя из личных предпочтений жен и детей, пытаясь сохранить хоть часть потомства.
Последующая история внесет коррективы в это деление потомства, по степени их совершенства и близости к Небу, по прочности связи с Богом: первыми отпадут и исчезнут в недрах четырехсот народов Эсава потомки служанок, потомки Рахель, и большая часть потомков Лии. Это самые слабые звенья в наследии Якова.
Сохранятся лишь колена Иуды, Леви и часть колена Биньямина. Остальные колена Израиля исчезнут без следа среди народов Эсава.
Готовностью принести в жертву Эсава часть своих детей Яков предсказал результаты поглощения евреев народами. Хотя вопрос о духовной чистоте и прочности его детей определяется не их принадлежностью к матерям, а их духовной связью с Яковом, с аШемом. Это объективный исторический отбор.
История показала, что деление потомков Якова определяется не их происхождением, но их внутренним духовным "основанием".
На земле остались лишь потомки Иуды, Биньямина или Леви. Но в их жилах течет кровь всех 12-ти колен Израиля. Любой еврей несет в себе гены Якова и является потенциальным источником любого из 12-ти колен Израиля.
Деление детей Якова по принадлежности к их матерям весьма символично. История отберет среди них наиболее сильных и отправит в наиболее тяжкое изгнание. И они не исчезнут в нем, преодолеют его и выйдут победителями, вернутся из него, и восстановят, воссоздадут Израиль, предсказанный ангелом Эсава. Наверняка это будут лучшие из лучших и самые стойкие из стойких сыновей Якова, которым оказались по плечу эти труднейшие испытания четырех тысячелетий.
Это тот самый "естественный отбор", открытием которого так кичится "научная" теория эволюции жизни на земле в пику Торе.
Сторонники ее полагают, что если они не нашли в Торе слов естественный отбор, то тем самым опровергли Тору.
Но ведь естественный отбор это то, что совершенно очевидно присутствует на каждой странице Торы. Если одни герои Торы приходят на смену другим, это означает естественный отбор. Если одни исчезают во Всемирном Потопе, а другие спасаются и создают новую жизнь, то это наглядный пример естественного отбора.
И так же среди 12-ти колен Израиля. Если часть колен исчезла, а другая - осталась, сохранилась, это значит, что оставшиеся оказались устойчивей и выносливей и потому сохранились в изменяющихся окружающих условиях.
В ортодоксальной системе ценностей исчезновение колен относят к их греховности, к нарушению ими заповедей аШема. Это полностью совпадает с предложенной тут моделью. Греховность колен, несоблюдение ими заповедей связана с их духовной слабостью, деградацией, не способностью соблюдать свой образ жизни в изменившихся условиях. Те колена, которым не хватило твердости духа хранить заповеди отцов, которые поддались внешнему давлению и переняли чужие обычаи, чужие заповеди, эти колена Израиля исчезли, растворились среди окружающих народов, стали этими народами, врагами Израиля. В этом суть естественного отбора, изложенного в Торе.
Таким путем аШем отбирает и выковывает наиболее сильных, которые продолжат Его труды на земле. И тот факт, что Он не вмешивается в конфликт Эсава с Яковом, делает этот естественный отбор наиболее жестким, который даст миру самый совершенный народ, Его народ, народ Израиля, который в конечном итоге преодолеет (в себе) Эсава.
Жизнь, история в дальнейшем поделит евреев по странам их рассеяния, по народам, среди которых они будут обитать. Эти народы и страны будут формировать в евреях наследственные характеристики и свойства сообразно их окружению, хотя в основе всех евреев лежит геном Патриархов - Авраама, Исаака и Якова.
Чем трудней, жестче условия обитания евреев, тем тверже талантливей, находчивей еврейский народ, живущий в этих условиях. Так выковываются потомки Якова, способные жить в самых разнообразных и трудных условиях. История показала, самыми трудными оказались условия обитания евреев в Европе. Именно там возникли ашкеназы, символические потомки мудрого Йосифа, любимца Якова, которые победят Эсава, вернут евреев в Эрец Исраэль, возродят великую славу Израиля.
2. וישם את השפחות ואת ילדיהן ראשנה, И поставил первыми служанок и их детей.
Он не хотел принести в жертву Бильгу, Зильпу, и их сыновей; они были первыми в его молитвах, ибо он не был так уверен в них, как в Рахель и Лие (13; 120).
וישם, и положил (мысленно на жертвенник) первыми служанок и их детей. Яков производит отбор, исходя из степени чистоты наследственности его детей.
Эти колена Израиля в будущем первыми уйдут в изгнание и исчезнут, растворятся без остатка, ибо дух Якова-Израиля в них наиболее слаб.
ואת-לאה וילדיה אחרנים, а за ними - Лию и ее детей.
Лию и ее детей Яков положил (на жертвенник) следующими.
Мы знаем из истории, что потомки Лии, Иуда и Леви оказались наиболее прочными и стойкими из всех сынов Якова. Именно они явились основой продолжения наследия Якова-Израиля в истории, стали основой дальнейшего рассечения евреев на части, распространившиеся странам и континентам.
ואת רחל ואת יוסף אחרנים - А последними - Рахель и Йосифа.
Самые дорогие и любимые поставлены подальше (1; 4). Яков надеялся, что Эсав утолит жажду резней тех, кто впереди, и пожалеет тех, кто сзади (7). *)
*) История показала, что этим последним досталось больше остальных, ибо именно они пережили все изгнания истории и сохранились, ценой страшных потерь последнего тысячелетия.
3. והוא עבר לפניהם - И Он обошел (и встал) перед ними. *)
Говоря: "Пусть вначале атакует меня!" (1). Пример отеческой любви к своим детям - если бы Эсав напал, то Яков принял атаку на себя и спас детей (7). **)
*) "И он прошел вперед". Духовно Яков, иври встал впереди всех: окрылил и вдохновил их.
**) А как могло быть иначе?!
Увы, иначе тоже бывало.
Вспомним, что Авраам в Египте и у филистимлян поставил впереди себя Сару, заслонился ею, спрятался за нее. А Сара возвысилась перед Авраамом, прикрыв его собой.
וישתחו ארצה שבע פעמים - И поклонился до земли 7 раз. *)
Праведник 7 раз падает, но вновь поднимается (7). Эсав - старший брат, ему отдают "сыновий долг" (2; ком. к 457 - 3:2). **) Когда Мордехай отказался склониться перед Аманом (457 - 3:2), ему напомнили, что Яков простерся перед Эсавом. "Да, - ответил Мордехай. - Но Беньямин еще не родился и не склонился, а я из колена Биньямина (2:5). Мой предок не склонился, и я не склонюсь" (456 - 3; 78 - 14). Саул, потомок Биньямина, (49:10) первый царь Израиля, был обязан разрушить Амалека, потомка Эсава. Иуда простерся тогда перед Эсавом. Только Биньямин из всех колен не стал свидетелем этого, и только его потомок мог уничтожить семя Эсава. (347 - 33:12): Иерусалимский Храм был на территории Биньямина.
*) Поклоны Якова Эсаву это проявление обычной формальной вежливости при встрече незнакомых людей или родственников. В них нет раболепия.
Вопрос к Мордехаю: он что не кланялся персидскому царю?
Если он кланялся царю, то дело не в том, к какому колену принадлежал Мордехай, а в том, до какой степени Мордехай мог явить свое высокомерие. Ведь именно его колено, колено Биньямина, не уничтожило Амалека, потомку которого, он, гордый Мордехай, не хочет теперь поклониться. В чем же гордость Мордехая? В том, что его предки опозорились, не выполнив задачу, возложенную на них? Кроме того, персидский царь, которому Мордехай кланялся охотно, был таким же потомком Эсава, как все остальные народы мира. Так, что Мордехай лишь пытается скрыть свое высокомерие и зазнайство.
**) А как понимать благословение Исаака:
...הוה גביר לאחיך וישתחוו לך בני אמך...
... будешь властелином твоему брату и поклонятся (падут) перед тобой сыны твоей матери... ? Значит со временем поклонятся?!
Эсав - (עשו = 376 = נחש חי = 376) нахаш хай, живой змей подобен удаву, взгляд которого гипнотизирует и парализует кролика Якова, вызывая у него непреодолимый ужас.
Судя по этиму поведению, Яков в силу своего внутреннего естества не хозяин, не первородный, но раб, готовый подчиниться хозяину - первородному. Ривка навязала Якову первородство помимо его воли, точно так же, как Бог навязал Йоне помимо его воли пророчествовать в Ниневии.
Яков не желал этого, внутренне не был способен к этому, сопротивлялся всеми силами, и сейчас продолжает свое сопротивление. Все его поведение - результат неприятия Яковом позиции первородства. аШем наказал его и потомство тысячелетиями изгнания и рабства среди народов Эсава за это внутреннее сопротивление и неприятие первородства.
Йосиф это истинный блестящий пример первородства. Йосиф берет на себя ответственность за судьбы народа Египта, всех народов того времени, за судьбу Якова и его потомства.
Лишь с рождением ашкеназов, потомков Йосифа, как гениально предсказали мудрецы Торы, Яков, наконец-то, станет истинно первородным, истинным хозяином земли и духовным победителем Эсава.
Что значит это изгнание?
Мы помним как в (13:14-17) аШем сказал Аврааму:
... שא-נא עיניך וראה מן-המקום אשר-אתה שם צפנה ונגבה וקדמה וימה: כי את-כל-הארץ אשר-אתה ראה לך אתננה ולזרעך עד-עולם: ושמתי את-זרעך כעפר הארץ אשר אם-איש למנות את-עפר הארץ גם-זרעך ימנה: קום התהלך בארץ לארכה ולרחבה כי לך אתננה:
... подними свой взор и взгляни с того места, где ты находишься, на север, на юг, на восток и на запад. Ибо всю ту землю, что ты видишь, тебе Я отдам и твоему потомству навсегда. И сделаю (умножу) твое потомство, как пыль земли, которую если бы человек смог сосчитать пыль земли, он бы и твое потомство сосчитал.
Встань! Пройдись по земле вдоль и поперек! Ибо тебе ее Я отдам!
И теперь, с появлением потомства Якова, аШем начинает осуществлять это обещание. Это будущее изгнание потомков Якова есть осуществление наказа аШема: Встань! Пройдись по земле вдоль и поперек! Ибо она твоя!
Так аШем постепенно вырабатывает в евреях свойство первородства - чувство хозяина, чувство властелина.
Якову, его потомкам предстоит стать наместниками Бога на земле, властителями жизни. В этом подлинная борьба Израиля с Эсавом, ангелом зла?
Нет это борьба не с Эсавом.
Это борьба Израиля с Господом Богом. Вот почему ангел Эсава сказал, что Яков боролся с людьми и Богом. Эта борьба продолжается, и конец ее пока не виден. Именно в этом суть истинной хромоты Якова тогда и поныне.
Выше сказано, что страх (פחד, страх, יראה, страх, боязнь) Якова (Израиля - ישראל) был его наиболее характерной чертой, его Богом (פחד, Бог), его сутью и проявился в поражении бедра (פחד, бедро).
В приведенной выше цитате из главы 13, из наказа аШема Аврааму, имеется масса слов повторяющихся в данной главе.
Сравним стих (13:14): שא-נא עיניך וראה... צפנה ונגבה וקדמה וימה, подними свои глаза и взгляни ... на север, и на юг, и на восток и на запад со стихом (33:1): וירא והנה עשו בא ועמו ארבע מאות איש וישא יעקב עיניו, и поднял Яков глаза и увидел, испугался Эсава и с ним 400 человек. А ведь Эсав и его 400 народов это представители всей земли на север и юг, на восток и на запад.
Еще пример совпадения выражений:
(13:16): ושמתי את-זרעך כעפר הארץ, ибо умножу (поставлю) твое потомство как пыль земли.
(33:2): וישם את השפחות ואת ילדיהן, и расположил (поставил) свое потомство ... которое, как пыль земли, готово отправиться с Эсавом в любое изгнание на север, на юг, на восток и на запад.
(8): Число 7 имеет огромный каббалистический смысл. *) (60): "Яков будет падать ниц перед Эсавом до тех пор, пока מדת הדין, Мейдат аДин, Свойство Строгого Суда Бога не уступит место Его מדת הרחמים, Медат аРахамим, Свойству Милосердия. (*) (70): Божественное Присутствие сопровождало Якова и охраняло его. И Яков кланялся до земли не Эсаву, но Святому и Благословенному, Который прошел перед ним. Эсав думал, что Яков кланяется ему, и ответил тепло.
עד-גשתו עד-אחיו - До его приближения к брату.
*) Слово שבע, шева, семь, насыщаться, клятва может быть представлено, как два слова ש + בעה, в значении: что + раскрывает, обнаруживает, предсказывает (скрытый смысл).
Слово פעמים, паамим, разы, раз также означает вдохновлять, возбуждать. Отсюда слово פעמון, колокол, набат, который возбуждает и поднимает народ.
שבע פעמים וישתחו ארצה - и распростерся до земли, вдохновленный предсказанным, открытым (ему): Божественным Присутствием.
(*) Не означает ли это утверждение Рава Ханина Пази (60), что Яков, евреи тысячелетиями находятся в угнетенном состоянии по решению מדת הדין, Мейдат аДин, Свойства Строгого Суда Бога. Чем они так согрешили? И что сможет склонить Бога к מדת הרחמים, Медат аРахамим, Свойству Милосердия в отношении евреев? Что евреи должны сделать, чтобы Он их помиловал?
4. וירץ עשו לקראתו ויחבקהו - И побежал Эсав к нему навстречу и обнял его. *)
Эсав смягчился от многочисленных унижений Якова (1; 6). Гнев Эсава ослабел, когда его ангел уступил Якову. Все в мире зависит от Высшей Сферы. Их примирение в Небесной Сфере примирило их внизу (70).
Но Эсав до сих пор не признал это. Тора написала, что они примирятся, но пока они все еще враждуют.
Народы мира (Эсав) когда-нибудь поймут и примут духовную роль потомков Израиля, хранящие высшие духовные идеалы даже в самых трудных, критических материальных и духовных обстоятельствах. Это произойдет лишь в условиях самых тяжких глобальных испытаний, которые поставят человечество на грань полного исчезновения. И если в таких условиях потомки Израиля в очередной раз придут на помощь всему человечеству и жертвуя собой (да, опять жертвуя, как все прошлые тысячелетия) спасут человечество от неминуемой гибели, то лишь тогда изменится пагубное антиеврейское сознание человечества, примирятся, наконец, потомки Эсава и Якова, и человечество примет первородство Израиля.
*) Этот жест Эсава лучше тысячи слов говорит о его будущем отношении к Якову, о его будущей искренности и любви к Якову.
Но выше в главе 32 мудрецы сравнивали слово חבק, обнимать со словом אבק, пыль, как результат борьбы, намекая на то, что эти объятия есть борьба Эсава с Яковом. То есть Эсав бросился навстречу Якову, и они обнялись в схватке между собой, а затем расплакались от бессилия одолеть противника.
ויפל על-צוארו וישקהו - И упал ему на шею и поцеловал его. *)
В слове וישקהו, и он поцеловал его над каждой буквой стоят точки. (6): это намек. (8): Эсав целовал не чистосердечно. (455): Эсав ненавидит Якова, но целует искренне. (1; 6): Р. Янай сказал Р. Шимону: Если поцелуй Эсава был искренним, почему это слово все в точках? Эсав хотел укусить Якова! Но шея Якова стала твердой, как мрамор, и Эсав сломал зубы. И они заплакали - Яков плакал из-за боли в твердой шее, а Эсав - из-за зубов. (42): точки намекают на желание Эсава: וישכהו, и он укусил его! (70): поцелуи врага обманчивы. (455; 1): точки от необычной искренности поцелуев Эсава. (4): Эсав был искреннен, как Йосиф и его братья (45:15). (53): Эсав был тронут подарками Якова, его преклонением, он бросился на шею Якову и обнял его, как брата после долгой разлуки.
*) Слово וישקהו, и поцеловал его еще значит и оросил, полил его (слезами) -שקה , или оросил его (слезами) - שוק. В подтверждение Тора пишет: ויבכו, и заплакали:
ויבכו - И заплакали. (*) Оба заплакали. Яков чувствовал любовь к Эсаву (138). Таковы будущие отношения потомков Якова и Эсава. Когда потомки Эсава признают духовное влияние Израиля, им отвечают любовью и братством. (31; 138) Яков рыдал, ибо много претерпел от руки брата, но готов забыть прошлое, ответить на любой жест дружбы. *) (*)
(*) Они заплакали от бессилия одолеть друг друга.
*) Какие страдания терпел Яков от рук Эсава?
Ведь это Яков обманул Исаака, украл благословение первородства. Яков сам бежал от Эсава, опасаясь мести, и заплатил 20-ю годами ссылки. Эсав не принуждал Якова обмануть и бежать. Эсав не заставлял Якова тяжело работать на чужбине 20 лет. Яков бежал и обрек себя на ссылку из страха перед Эсавом по наущению Ривки. Какие страдания причинил Эсав Якову? Не воруй и не беги от страха! Вот и все. А раз украл и испугался, кто виноват? А кто действительно виновен в воровстве, совершенном Яковом?
И вновь мудрецы абсолютно правы. Ведь Тора написана не о прошлом Якова, но о будущем его потомков. А в том будущем, которое для нас сегодня уже позади, Эсав на протяжении 4000 лет нещадно подавлял и притеснял Якова, который тысячелетиями работал на Эсава, терпел 2000 лет изгнаний и страданий.
Эсав переполнен простыми человеческими чувствами. Поцелуи могли быть притворными, но не слезы. Человек не может плакать, если он искренне не тронут, ибо слезы текут из-за самых глубоких чувств. *) Поцелуи и слезы Эсава доказывали, что он потомок Авраама (16). (70): Яков плакал от страха, что ему не убежать от брата. Эсав плакал, ибо отец был жив, и он не мог навредить Якову. (*)
О, мудрый р. Гирш (16)! О великий Зогар (70)! Так зачем Яков вообще бежал от Эсава? Жил бы себе припеваючи рядом с отцом и матерью и спокойно ждал смерти отца и лишь потом сбежал от Эсава.
*) А ведь актеры плачут в каждом спектакле.
(*) По мнению Зогар (70) Эсав сожалел, что его отец все еще жив.
Яков рыдал, вспоминая дом отца (40).
Куда, надо полагать, Яков тут же немедленно и отправился!
5. הילדים אשר-חנן אלהים את-עבדך מי-אלה לך וישא את עיניו וירא את הנשים ואת הילדים, И поднял глаза и увидел женщин и детей. (*) Кто эти с тобой? Дети, которыми Бог одарил твоего раба. *)
Эсав спросил и о женщинах, но Яков ответил только о детях (2). Эсав интересовался женщинами, ибо хотел взять их в жены (138). **)
(*) Эта фраза в точности повторяет стих (33:1), который мы трактовали: и поднял (Яков) свои глаза и испугался... Здесь Тора намекает, что в подтексте смысл этой фразы остается: и поднял (Эсав) свои глаза и (внутренне) испугался...
Чего внутренне, неосознанно испугался Эсав? (Тора показала нам, что и Эсаву присуще чувство страха) Он испугался потомков Якова, его детей, которые несут в себе гибель Эсава. А Яков интуитивно почувствовал спрятанный глубоко в подсознании Эсава страх и смиренно отвечает именно на него: Дети, которыми Бог одарил твоего раба.
*) Здесь и в других местах выражения אדני, мой господин и עבדך, твой раб обычная форма вежливого обращения: человека уважительно величают мой господин, и при этом обращающийся становится твой раб.
**) Неужели же Эсаву было так мало женщин вокруг него в Ханаане и в Эдоме, что он заинтересовался женами Якова?
А где Дина? Почему Эсав не хочет взять в жены Дину? Кто ее прячет и где? Кого за это вскоре накажут?
6. ותגשן השפחות הנה וילדיהן ותשתחוין - И вот приблизились служанки и их дети, и поклонились.
Хотя служанки вышли вперед с детьми, глагол поклонились в женского роде - только матери поклонились. По-видимому, дети не кланялись: сыновьям Якова не пристало кланяться (138). А ведь только что сам Яков кланялся 7 раз! А ранее говорилось, что кланялись все дети кроме нерожденного Биньямина.
Поклоны Якова, его жен и детей это проявление обычной вежливости и воспитанности при встрече уважаемых людей даже незнакомых, не говоря уже о встрече близких родственников. И если дети служанок не кланялись, это говорит об их дурном воспитании.
Здесь глагол в женском роде, ибо речь идет о двух женщинах, и глаголы предложения согласованы: они ותגשן, приблизились и ותשתחוין, поклонились.
В этом описании бытовой сцены приветствия Эсава членами семьи Якова, дана последовательность ухода евреев в изгнание. Первыми уйдут потомки наложниц Якова.
7. ותגש גם-לאה וילדיה וישתחוו - И приблизилась также Лия и ее дети и поклонились.
Тут глагол поклонились - в мужском роде множественном числе: дети поклонились вслед матери (138).
Следующими в изгнание уйдут потомки Лии. И только потом, последними будут потомки Рахель.
Но как же так? Ведь мы знаем, что потомки Лии, колено Иуды, часть колена Леви и колена Биньмина продержались еще около 800 лет прежде, чем окончательно исчезло царство Иудея и евреи Эрец Исраэль ушли в окончательное изгнание? Как понимать намеки Торы с поклонами Эсаву?
Видимо, это описание символизирует не уход в изгнание, но пребывание в изгнании. Йосиф был последним, кто поклонился Эсаву и Йосиф будет первым, кто прекратит свое изгнание, и выведет своих братьев из изгнания в Эрец Исраэль.
ואחר נגש יוסף ורחל וישתחוו - А затем приблизились Йосеф и Рахель и поклонились.
В других группах матери были впереди детей; но здесь Йосеф вышел перед матерью, ибо она была прекрасной, и он хотел защитить ее от взгляда Эсава. *) Почему Яков не скрыл Рахель от Эсава, как Дину (32:22)? Возможно, Яков был убежден, что внук Авраама не будет насиловать замужнюю женщину. А Йосеф был более осторожен (138; 18).
Богатая фантазия. Йосифу в это время было около 6 лет. Как мог ребенок 6 лет закрыть собой мать?
Но где была Дина в этой сцене? Где ее прятали? Кто ее прятал? Ее не мог прятать у себя на груди Яков, ибо ему пришлось падать ниц 7 раз. Возможно, Дина была на спине у Лии?
*) Теперь становится понятным, почему Авраам выставил Сару впереди себя: он понял, что она прекрасна и может соблазнить Фараона и Авимелеха. Именно на это он рассчитывал.
(7): Йосиф был еще ребенком, и Рахель несла его в руках перед собой. Вот почему он упоминается первым. Йосифу было 6 лет. У других жен было несколько детей, а Йосиф был у Рахель единственным.
Не понятно, как Рахель кланялась Эсаву, держа в руках шестилетнего Йосифа?
8. ויאמר מי לך כל-המחנה הזה אשר פגשתי - И сказал: Для чего, для кого весь тот лагерь, что я встретил? *)
(1): Зачем эти подарки, которые ты послал? Зачем ты послал мне весь этот лагерь? (2; 53): Кому этот богатый дар?
*) Отсюда следует, что теплое отношение Эсава к Якову (будет) вызвано не подарками, а братскими чувствами Эсава к Якову после долгой (тысячелетней) разлуки!
ויאמר למצא-חן בעיני אדני - И сказал: Найти милость в глазах моего господина.
Помириться с тобой (1). (53): Это подарок тебе. (17): Заслужить твою милость.
9. ויאמר עשו יש לי רב - И сказал Эсав: У меня есть много. *)
Мне не нужны подарки (7). Твои подарки щедры, но не нужны.
*) Еще бы! Ведь у Эсава все наследие Исаака, причитающееся Якову.
אחי יהי לך אשר לך - Брат мой, пусть у тебя будет все, что твое.
Мы братья, мне не нужны твои подарки (17) Так Эсав согласился с благословением Якова (1).
В этих словах Эсава косвенное признание благословения Якова.
10. ולקחת מנחתי מידי אם-נא מצאתי חן בעיניך ויאמר יעקב אל-נא - Нет, прошу тебя! Если я нашел милость в твоих глазах, прими мой дар из моих рук.
Прошу, не говори так (1). Яков имел в виду подарок, а не признание Эсавом благословения Исаака (175). *) Яков умоляет принять подарок как свидетельство дружбы (53). **)
*) До Якова это признание Эсава еще не дошло.
**) Тогда прими мою жертву (מנחתי), как мое признание и мою благодарность (מידי).
כי על-כן ראיתי פניך כראת פני אלהים - Ибо, я увидел твое лицо, как увидел лицо Элоким. *)
Если я нашел милость в глазах твоих, то прими мой дар, твое лицо для меня, как лицо твоего ангела хранителя, которого я видел. Упомянув ангела, он хочет внушить Эсаву страх, ибо Яков одолел ангела, и Эсав не победит его (1;6).
*) Ибо тогда (על-כן) в твоем лице я увижу видение (כראת) лика Элоким.
Здесь Яков льстит Эсаву, сравнивая его с Самим Богом?