ואמר אלהים אל-יעקב קום עלה בית-אל - И сказал Элоким Якову: Встань, поднимись в Бейт Эль. (*)
22 года назад Яков поклялся, что Бейт Эль будет домом Бога (28:22). Он не сделал это, и Дину изнасиловали (1; 7). *) Яков наказан из-за задержки выполнить обет после возвращения - Если я вернусь благополучно (28:21). **) (1; 6): Яков наказан изнасилованием Дины, ибо скрыл Дину от Эсава. (32): Яков промедлил, и Бог "открыл книгу счетов Якова". Грех укрытия Дины мог быть отменен раскаянием и молитвой Якова. (138; 28): задержка в Сукоте и в пути в Бейт Эль связаны с сокрытием Яковом Дины от Эсава. Он не пошел прямо в Бейт Эль и наказан.
А между тем, Яков, страстно желавший увидеть своих родителей, будучи уже в Эрец Исраэль почему-то не спешит к ним.
(*) Здесь впервые после главы 28 к Якову обращается Элоким. В 33 и 34 мы уже было предположили, что Бог - аШем покинул Якова. Он не помогал Якову в трудных обстоятельствах с Эсавом и Шхемом. И вот тут вновь является Бог. Но не аШем, а Элоким, Творец, которому Яков поклялся в 28:20-22 на Бейт Эль:
וידר יעקב נדר לאמר אם-יהיה אלהים עמדי ושמרני בדרך הזה אשר אנכי הולך ונתן-לי לחם לאכל ובגד ללבש: ושבתי בשלום אל-בית אבי והיה יהוה לי לאלהים: והאבן הזאת אשר-שמתי מצבה יהיה בית אלהים וכל אשר תתן-לי עשר אעשרנו לך:
И дал Яков клятву говоря: если Элоким будет со мной и будет хранить меня на пути, по которому я иду, и даст мне хлеб и одежду, и вернет с миром в дом отца моего, тогда будет аШем мне Элоким, и этот камень, который я поставил как памятник, будет домом Элоким, и от всего (богатства), что Ты дашь мне, Тебе отделю десятину.
Можно ли заключить, что Яков наказан за то, что поставил жертвенник Элокей Исраэль возле Шхема, а не на Бейт Эль, и за то, что это жертвенник, а не памятный камень, и жертвенник не Элоким, а Элокей Исраэль? Или же наказания Якова не связаны с его поведением и грехами?
Ведь даже после того, как Яков поставил и освятил камень на Бейт Эль и провозгласил его домом Элоким, и получил от Элоким благословения и обещания благополучия, он наказан смертью Рахель, самым дорогим Якову человеком. А вслед за этим пошли неприятности с Реувеном и с Йосифом.
Складывается впечатление, что благословения Элоким и аШема не связаны непосредственно с текущими событиями личной жизни Якова. Видимо, они расчитаны на историческую перспективу, но не текущих событий.
Так, история Дины и уничтожение Шхема стали основой полного многолетнего спокойствия и мира семьи Якова в Ханаане, обещанных Якову аШемом. А история Реувена дала повод передать первородство Йосифу. Ранняя смерть Рахель сняла вопрос о ее захоронении в пещере Махпела и позволила братьям продать Йосифа в рабство, что, в свою очередь, привело к уходу евреев из-за голода в Египет, к египетскому рабству, умножению потомков Израиля, исходу из Египта, встрече у горы Синай с Богом, принятию Торы и так далее.
Возможно именно поэтому фраза ויצב יעקב מצבה..., и воздвиг Яков памятник ... Элоким на Бейт Эль в 35:13 дословно повторена в 35:20: и воздвиг Яков памятник ... на могиле Рахель. Ибо оба эти события тесно связаны.
Только так можно объяснить те многочисленные несчастья, которые обрушивались на Якова сразу после получения очередного благословения аШема.
Благословение это п на отдаленную перспективу и исполнится в далеком будущем. А непосредственно следующее за пророчеством несчастье это лишь пролог длинной истории, заканчивающейся предсказанным в пророчестве результатом. Или, как говорят сегодня в Израиле, יהיה בסדר, йигйе беседер, что в вольном переводе на русский означает: все образуется, все будет в порядке.
И вот теперь Элоким вновь выходит на связь с Яковом, чтобы он исполнил свою давнюю клятву: застолбил для потомков место будущего Храма.
*) Но за что была наказана Дина? Она то в чем виновата?
Она жертва во имя защиты семьи от будущих атак жителей Ханаана.
Сразу после возвращения из Харана в Шхем, куда в самом начале прибыл и Авраам, первый город Ханаана на пути из Харана, Яков поставил жертвенник и провозгласил имя Бога (33:20). И после этого Дина была изнасилована, что явилось по мнению мудрецов, наказанием Якова за его грехи. Но в чем его грех?
Может быть Яков преждевременно назвал себя Израиль, хотя формально еще не получил его?
**) Можно ли считать благополучным возвращением изнасилование Дины, шок Якова, резню в Шхеме?
(398 - 23:22): Не медли исполнить свой обет аШему, ибо аШем, твой Бог призовет к ответу и признает тебя виновным. *) Бейт Эль расположен выше, чем Шхем; отсюда: поднимись (18). **) (6 к 28:17-19): в видении Якова гора Мория в Иерусалиме была чудесным образом перемещена в Луз/Бейт Эль.
*) А разве Яков не спешил? Тора 33:20 говорит, что Яков, как только вернулся в Ханаан, немедленно возвел жертвенник в Шхеме. Обвинения Якова в промедлении несправеливо.
**) Поднимись тут подразумевает духовный подъем, а не физический: снизу вверх. Это духовный подъем Якова и семьи после падения в языческую грязь Шхема. Яков сразу после приказа стал очищаться от вещей и идолов, которые попали в его дом на пути из Харана и из Шхема.
ושב-שם - И поселись (останься) там.
(2): что значит: и останься там? Для очищения лагеря от טמאה, скверны, идолов, захваченых в Шхеме и от скверны людей, испачканных прикосновением к мертвым (181 - 31:19). После этого Яков создаст алтарь. Или он должен был поселиться здесь до установки алтаря, чтобы его мысли настроились духовно на служение Богу.
Яков провел в Бейт Эле 6 месяцев, принося жертвы всесожжения (225). Полное время путешествия Якова из Паддан Арама к Исааку - 2 года, а все время пребывания вне дома отца 36 лет: 14 лет в Академии Эвера, 20 лет у Лавана, 18 месяцев в Суккот; 6 месяцев в Бейт Эле и Шхеме. Вина Якова - последние 22 года. За это Йосиф пропал на 22 года (178; 121 - 17а; 1 в 37:33). (17): благочестивые люди прошлого ждали час перед молитвой, чтобы сосредочить свои мысли на Небесном Отце (469 - 5:1). Тут Яков и семья получили вдохновение духом Бейт Эля (16). Либо: оставайся там, не бойся ханаанцев (52). Яков должен был не селиться в Бейт Эль навсегда, а выполнить обет возведения алтаря (41).
ועשה-שם מזבח - И возведи там жертвенник.
Духовно подготовся и возведи алтарь (2). (470): Яков не исполнил обет, не зная, где именно построить алтарь. (6) (к 28:17): Гора Мория временно сдвинулась в Бейт Эль/Луз, где Яков исполнил обет. Теперь гора Мория вернулась на свое место в Иерусалим, и Яков хотел узнать, где же построить алтарь - в Бейт Эле или на Горе Мория. (8): Яков был в Иерусалиме на Горе Мория. Этот алтарь был дополнением к обету 28:22, который выполнен восстановлением колоны в 14.
לאל הנראה אליך בברחך מפני עשו אחיך - Богу, Который явился тебе, когда ты бежал от Эсава, твоего брата. *)
В благодарность Богу за защиту (28:15). (291; 92 - 54а): человек должен сказать: Благословен Он, исполнивший чудо для меня в этом месте (17). Якову напомнили, что когда он бежал от брата (27:43), явился Бог и пообещал защиту (28:10-15). Бог выполнил Свое обещание, и Яков должен выполнить свое (7). Имя Эль (32; 157 - 34:6) показывает степень Божественной милости, изливающейся и далеко превосходящей то, что демонстрируется Именем аШем. Почему Бог назвал Себя в третьем лице - לאל, Богу, вместо первого лица - לי, Мне? (7): это слова ангела от Имени Бога.
И Яков как и его потомки становится вечным "должником" аШема. аШем спас его от Эсава, и Яков благодарит Его за это верной службой. Евреев, потомков Якова, аШем вывел из египетского рабства, и они должны благодарить Его верной службой.
Авраам вдруг ушел в Египет, а потом к филистимлянам, чтобы аШем вызволил его оттуда, и Авраам обязан аШему за свое вызволение. Кроме того, Авраам обязан Богу за обещанного долгожданного сына Исаака.
Все поколения евреев, начиная от Авраама и далее до исхода из Египта, блуждания по пустыни, завоевания Ханаана и вплоть до наших дней во все времена физически и духовно обязаны аШему за все Его благодеяния. И лишь в ХХ веке, веке материализма, евреи как-будто бы стали совершенно независимы, самодостаточны, и тогда последовало страшное наказание Катастрофы.
Государство Израиль, настоящ будущее средство спасения евреев, новый "ноев" Ковчег в надвигающемся страшном потопе материализма, глобальной анархии, терроризма и гибели мира.
*) Здесь Тора величает Бога ואמר אלהים ..., И сказал Элоким ..., а также לאל הנראה אליך... , Богу (Эль), Силе, явившейся тебе ..., но там Бог назвал себя: אני יהוה אלהי אברהם... אלהי יצחק..., Я аШем Элокей Авраама ... Элокей Исаака... Все эти имена: אל, יהוה, אלהי, אלהים, Бог-Могущество, аШем, Элокей, Элоким это, по сути, одно и тоже. Разве что, аШем это некое обобщенное наименование Элокей (Силы Творения) Авраама и Элокей (Силы Творения) Исаака. Но иאל , сила, мощь есть собирательное наименование всех этих понятий и свойств Бога.
2. ואמר יעקב אל-ביתו ואל כל אשר עמו - И сказал Яков своему дому и всем, кто с ним. *)
ביתו, своим домочадцам, женам и сыновьям (18; 7). (6): всем, кто с ним: обращенным, принятым под крыло Шехины. ((335) (изд. Парма) параграф 1765): человек вначале должен убедить свой дом, а затем других.
*) И сказал Яков своему дому и своему народу. Позднее эта фраза Торы примет крылатую греческую аналогию: городу и миру.
חסרו את-אלהי הנכר אשר בתככם - Удалите чужих богов, которые у вас.
Уберите идолов, взятых в Шхеме (1). אלהי הנכר, чужеземные боги, которым моляться в чужих землях (53). (*) (16): הנכר, чуждые. Добычей было серебро, золото, драгоценности с фигурками богов. Их носили не для поклонения. Но Яков решил убрать их из дома. Тора (398 - 7:25): Вам не нужно их серебро и золото, их (13:18) грязь останется на ваших руках (7). Служба аШему не идолопоклонство (138). (41): это терафим, украденные Рахель, (31:19) и другие языческие символы слуг из Арам Нагараим.
והטהרו - И очиститесь
от грязи идолопоклонства (1; 7). Очистить себя погружением (85) *). (2; 471 - 6:1): это указ Торы, ее намек в данной фразе.
Одежды идолопоклонников (1). Одежды, загрязненные вами, снятые с убитых, из их домов (7). (16): Моше перед Откровением на Синае: освятил народ, и они вымыли свои одежды (157 - 19:14). Подъем Якова и семьи на Бейт Эль, где Бог явит Себя Патриарху аналогичен собранию его потомков у Горы Синай. Человек, идущий на молитву, должен быть чист телом и одеждами (7).
3. ונקומה ונעלה בית-אל ואעשה-שם מזבח - И встанем и поднимемся в Бейт Элья. и я возведу там алтарь. *)
Очистившись пойдем в Бейт Эль, служить Богу (21). Поднимемся в Бейт Эль, и я возведу алтарь. Яков сам строит алтарь, ибо дети пришли в мир после его обета. Лишь познавший чудо должен Благодарить; лишь кто ест хлеб, должен Благодарить, а не тот, кто ничего не ест (70).
Все здесь происходит так же, как в будущем у Горы Синай: тут Яков в одиночку общается с Богом и возводит алтарь, а там Моше в одиночку будет общаться с Богом и получит Скрижали Завета.
Так происходила духовная эволюция Патриархов и их потомства. На Бейт Эль понимание и осознание Бога еще самое зачаточное, для этого достаточно возвести колону или жертвенник. На Горе Синай, уровень восприятия Бога уже позволяет написать и передать потомству Скрижали Завета с Десятью Заповедями. А в последующие 40 лет блужданий по пустыни духовный и интеллектуальный рост Израиля будет таким стремительным, что позволит передать народу Израиля всю письменную и устную Тору. Это невообразимо гигантский, просто, бесконечный скачек духовной эволюции народа.
И все это результат естественного интеллектуального развития Якова и его потомков, результат развития мозга, когнитивной, аналитической способности углубляться в мир подсознания, в мир Бога.
לאל הענה אתי ביום צרתי - Богу, ответившему мне в дни моих несчастий. *)
Когда я бежал от Эсава (18). Он решил мои проблемы (12). Яков получил команду в 1 возвести алтарь Богу, Который явился ему, во время бегства от Эсава, но Яков хотел отплатить Богу не только за Его доброту в прошлом, но и в настоящем, поэтому он использует настоящее время: Бог, Который отвечает мне в дни моих несчастий. Для Якова Божественное спасение это непрерывная, непрекращающаяся реальность. Даже в конце жизни, он использовал настоящее время, вызвать ангела, который спасает меня от всех бед (48:16). Для Якова Божественное Провидение присутствует всегда, Оно всегда рядом с человеком, Оно всегда милосердно. Божественная любовь бесконечна, неистощима, не знает ни прошлого, ни будущего, но лишь вечное присутствие (422).
*) Силе, которая отвечает мне в день моего несчастья.
Замечательным примером этому является спасение автора во Фрунзе в марте 1942 года, когда на его хибару напали бандиты, и он, ребенок 4-х лет, изо всех сил звал на помощь идущих мимо людей. Но на помошь пришел совершенно далекий человек, "случайно" оказавшийся рядом проездом в дальние края.
ויהי עמדי בדרך אשר הלכתי - И был со мной на моем пути.
4. ואת הנזמים אשר באזניהם ויתנו אל-יעקב את כל-אלהי הנכר אשר בידם - И отдали Якову всех чужих богов, которые у них, и сережки, которые у них в ушах. Идолов и предметы идолопоклонников Шхема (13;138). Сережки использовали для идолопоклонства: на них были изображения (42). קדשא по арамейски серьги - נזמים (от корня קדש, священный) (16).
נזם, серьга. Возможно, от корня זמה, распутство, разврат, злой умысел. Отсюда серьги - символ распутства и злого умысла. Еще слово (близкое по гематрии) זנה, прелюбодействовать, развращать.
ויטמן אתם יעקב תחת האלה אשר עם שכם - И скрыл (закопал) их Яков под фисташковым деревом, под Шхемом. *)
(23): Яков закопал этих идолов (один - в виде голубя) на Горе Геризим возле Шхема. В месте, которое не будет ни обрабатываться, ни засеваться (2) так, чтобы другие не приходили на него и не сбивались с пути (7). Закон требует измельчить и рассеять идолов по ветру или погрузить их в море (90 - 43б). Яков похоронил их, чтобы не оттягивать исполнение обета (340). Он торопился и выбрал кратчайший путь (21). (40): Местные жители видели, как Яков руками вырвал фисташковое дерево, спрятал там идолов и вновь посадил его на место. Ужас перед Богом охватил их.
*) И покрыл их Яков ужасным (תחת = חתת) проклятием (האלה), и свидетелем (אשר) был народ (עם) Шхема.
5. ויסעו ויהי חתת אלהים על הערים אשר סביבותיהם - И отправились. И ужас Элоким объял окружающие города.
Божественный ужас от военной доблести Якова и сыновей (34:25). Окружающие народы хотели начать войну, если бы Яков не взял в руки оружие (245; 1 к 48:22). Это было скрытое чудо, и Тора намекает на него в 48:22. Это чудо спасло их. (311): народы собрались в Хацоре, начать войну, но были чудесным образом предупреждены от этого. И Иошуа из всех городов Эрец Исраэль сжег лишь Хацор, не пострадавший во время его завоевания (376 - 11:13). В наказание за ту попытку, которая божественно открылась Моше и передана Иошуа.
ולא רדפו אחרי בני יעקב - И не преследовали сыновей Якова.
Ужас Бога, остановил многочисленных "подобно песку, который на морском берегу в изобилии" (2 к 34:13). Они ненавидели Якова но боялись (167).
Чудо уничтожения Шхема и ужас всех народов Ханаана перед Яковом - результат смелой, гневной атаки Шимона и Леви на Шхем, которая поразила не только жителей Шхема физически, но все население Ханаана духовно.
История с обрезанием и болями на третий день типична для Торы, которая часто прикрывает явление чудес какими-либо очевидными физическими факторами такими, как восточный ветер, согнавший воды Красного моря и оголивший дно моря для прохода народа Израиля.
Красное море расступилось перед народом Израиля, который смело вошел в его воды.
И в Шхеме братья Шимон и Леви, еще дети, были так разгневаны поступком Шхема и его сограждан, что смело вошли в город двоем против всех его жителей.
6. לוזה אשר בארץ כנען הוא ביתאל - В Луз, который в земле Ханаан, это Бейт Эль.
И теперь, в Лузе, в земле Ханаана, путешествие Якова завершилось: Бейт-Эль - святое место, которое Яков освятил, как Дом Бога, когда уходил из этой земли. Бог исполнил Свое обещание. И Яков теперь исполнит обет (41).
Так почему мудрецы упрекали Якова в задержке исполнения клятвы?
הוא וכל-העם אשר עמו - Он и весь народ, который с ним.
Благодаря Божьему благословению (2 к 34:13) никто не умер в Шхеме или в пути (7).
7. ויבן שם מזבח - И он построил там жертвенник.
Там Бог открыл Себя Якову на пути в Харан видением лестницы и ангелов (28:12-13), там он возвел колону (28:18) (41). (8): форма алтаря была согласована с Богом в 1.
ויקרא למקום אל ביתאל - И назвал это место Эль Бейт-Эль. *)
Авраам и Исаак при постройке алтарей (Тора) провозглашали Имя Бога (ויקרא בשמ ה', 12:8; 26:24). Имя Бога было известно от Авраама и Исаака (140 к 13:8). אל בבית-אל, Святой и Благословенный в Бейт-Эле: Он явил Свое Божественное Присутствие в Бейт-Эле. Яков дал Ему имя Бейт-Эль в 28:19. Теперь он добавил имя Эль - как к имени алтаря в Шхеме: Эль Элокей Исраэль в 33:20 и посвятил чуду, что Бог сотворил для него здесь (7). (1): Яков провозгласил всем об этом месте: Бог Бейт-Эля (18). (1; 157 - 34:6; 49): Эль - Божественная Милость, а Элоким - Строгое Правосудие.
Это хороший пример эволюции осознания Патриархами, потомками сути Бога. Пример неопределенности, которая видна у мудрецов: ведь Божественная Милость оназвана именем "аШем", а здесь, неожиданно, она присвоена имени "Эль".
*) Мощь, Сила Бейт Эля. И по аналогии: Мощь, Сила Бога Израиля.
כי שם נגלו אליו האלהים - Ибо там открылся ему Элоким, (*)
Судья и Властитель (1). (16): Божественное откровение открылось ему.
Здесь вновь открылся Якову Элоким, а не аШем! Вновь Яков и евреи взаимодействуют со строгим Судьей - Элоким, а не с Милосердным аШемом. А по нашей модели, тут Яков и евреи вновь взаимодействуют с Могуществом и Силой Творца Мироздания, и становятся неотделимой частью основных Сил и Законов Мироздания вцелом.
(*) Ибо там открылись ему Силы Взаимодействий (האלהים).
Алтарь возведен в память о явлении Бога. Глагол נגלו, открылись, во множественном числе, хотя слово Элоким обычно сопровождается глаголом в единственном числе: ברא אלהים, Бог создал. (1): в иврите существительные, означающие силу или власть, часто пишут во множественном числе, 39:20: אדוני יוסף (= אדון יוסף), господин Йосефа; (157 - 22:14): Если его хозяин (בעליו = בעלו) с ним. Имя Бога Элоким, которое описывает Его, как Судью и Господина, появляется во множественном числе и может иметь глагол множественного числа, как в данном предложении. Другое Божественное Имя (שדי ה') - Шадай всегда появляется во множественном числе. Сказано (во множественном числе), что Бог открылся ему, в то время, как в 3 Яков говорит, что он строит алтарь Богу, Который ответил (в единственном числе) мне во время моей беды. Таким образом, понятно из 3, что не было никогда мысли ח''ו о множестве богов. (3): Ибо это было здесь, что אתגלי לה יי, Бог явился (в единственном числе) ему; (13): множественная форма - ссылка на ангелов на лестнице (28:12): что ангелы Бога явились ему. *)
בברחו מפני אחיו - Во время его бегства от своего брата.
*) Таргум Йонатан (13): это единственное место в Торе, где одновременно помимо Бога действуют еще и ангелы.
Но возможно также и иное объяснение: якобы "множественное число" в слове נגלו, (он) открыл от того, что фраза сообщает: он, Яков (третье лицо единственного числа) открыл (אליו, себе) Бога, что это его личное открытие.
И еще один момент. Слово נגלו, открыл имеет также смысл уходить на чужбину, скитаться, уходить, что полностью соответствует происходившему тогда с Яковом и смыслу фразы 7, которая оканчивается словами во время его бегства от брата. Становится ясным, что словарь иврита составлен на основе Торы и тех сюжетных коллизий, которые она описывает, а не наоборот: что Тора записана с использованием словарного запаса иврита, имевшегося в то время у евреев.
И хотя Бог открылся Якову в этом месте, и никому больше, помимо Авраама и Исаака, и после вплоть до возведения Храма, Бог в этом месте не открывался. Так было и после разрушения Храма. То есть, Бог связан не с местом, а с человеком. Возможно, что какие-то места более благоприятны для связи человека с Богом, а какие-то - менее. Но связь возможна только между человеком, достойным связи, и Богом. Мы видели, что Бог был в связи с Авраамом, Исааком, Яковом в разных местах земли, вдали от Бейт Эль. По русски это звучит так: Не место красит человека, а человек - место.
Яков в Бейт Эль поднимал духовность этого места до духовности Бога. Но почему Бог не произносил Свои Великие Благословения Якову в любом другом месте? Чтобы сделать это место святым для его потомков, застолбить его?
8. Смерть Деборы.
Фраза 8 разрывает течение фраз 7 - возведение алтаря, и 9 - благословение в Бейт Эле. Мудрецы: фраза 8 не просто о смерти Деборы, но также о смерти Ривки.
ותמת דברה מינקת רבקה - И умерла Дебора, кормилица Ривки.
Дебора - нянька провожала Ривку, еще ребенка, в Ханаан, замуж за Исаака (24:59). Она кормилица Ривки, но ее имя раньше не упомяналось (111). Что она делала в доме Якова? Ривка обещала прислать ее, когда Якову будет безопасно вернуться (27:45). Дебора пришла за ним, и вот теперь умерла на обратном пути (1; 472). Не ясно, когда Ривка отправила Дебору к Якову, и когда Яков ушел после прибытия Деборы. Почему Яков наказан за то, что был вдали от родителей - ведь он был там по их приказу? (2) не согласен с (472): мало вероятно, чтобы Ривка отправила старую женщину с такой миссией. Проводив Ривку в Ханаан, Дебора вернулась в Паддан Арам. Теперь она провожала Якова домой. Вероятно, Дебора заботилась о детях Якова. Дебора была у Лавана, и Яков взял ее присмотреть за своей матерью в ее пожилом возрасте. В смерти Деборы загадка смерти Ривки.
Нет сомнения, что Тора пронизана загадками и намеками, с которыми предстоит разбираться грядущим поколениям. Например: почему тут названа нигде ранее не упоминавшаяся Дебора? Каков смысл? На что намекает? Почему прерван рассказ о благословении Якова Богом в таком важнейшем месте и в важнейший момент?
Первый раз Яков оказался здесь, когда бежал из Ханаана по настоянию Ривки. А это второе посещение Бейт Эля также связано с Ривкой. Как?
ותקבר מתחת לביתאל - И она похоронена под Бейт Эль.
У подножья (1). (3): В долине. (1): Алон - плато в Бейт-Эль. Алон - название места в 14:13. (2) не согласен с (1): алон - дуб, как у (154 - 6:13): כאלה וכאלון, Как фисташка и как дуб. *) (3): это равнина Алон - там было много дубов. (7): различие между אלון (Айлон), равнина по (3), и אלון (Алон) дубовое дерево на арамейском по (9). (28 в 14:13): разногласия (3) и (9) из-за двух традиций, каждый храняит традицию своего учителя. **)
*) Изучаем иврит Торы.
**) Споры мудрецов Торы - великолепное подтверждение факта, что Тора спущена Сверху, получена еврейским народом единым текстом, а иврит народа, его мудрецов - результат постепенного и тщательного изучения и осмысления текста Писания.
Вполне вероятно, что события главы 11, когда аШем спутал языки жителей Вавилона, осуществились путем, подобным передаче Торы: всем народам Небо (ангелы) дало определенный набор слов и повелений в виде легенд, историй их происхождения, по которым в дальнейшем создавался их собственный язык, их словарь.
И Тора в данном месте и в других местах, дает намек, как именно осуществилось смешение языков и народов из исходного единого народа и единого языка.
У каждого народа имеется своя легенда происхождения. Сложность легенды, богатство ее текста и смыслов определялась интеллектуальными способностями каждого народа. Недаром у евреев существует легенда о том, что Бог предлагал Тору многим народам, но все отказывались, якобы из-за сложности исполнения 10-ти заповедей. Вот вам и ответ: сложность 10-ти заповедей была не из-за строгости их требований, а из-за сложности текста, который было трудно понять. И это касалось лишь текста заповедей. А что говорить обо всей Торе?
"Отец народов", Творец Мира разослал по земле своих агентов, народы земли, снабдив каждого из них "собственной легендой и собственным шифром - собственным языком". Каждый народ, осваивая "свою легенду", усваивал родной язык. Евреям досталась Тора.
Почему столько рыданий по никому не известной старухе, которая нигде в Торе никогда не фигурировала, и вдруг вызвала такие страдания и слезы?
(1; 6): это намек на смерть Ривки, ибо она умерла, когда Яков был там. По гречески алон означает другой, и Алон Бахут означает: Другое Рыдание, рыдание о другом (о его матери) так же, как и о Деборе.
Надо полагать, что Бог, так же, как Раши (1) и Мидраш (6), знал греческий язык и поэтому написал часть Торы по гречески. Интересно, какие еще языки знал и знает Бог? Может быть на русском или суахили в Торе есть еще больше разных смыслов?
(169): Яков, его сыновья, его люди поднялись и пошли в Бейт-Эль по слову Бога. Якову было 99 лет. Они были в Бейт-Эль 6 месяцев, когда умерла Дебора, дочь Уза, кормилица Ривки. Яков похоронил ее под Бейт Эль под дубом. В это же время в Хевроне, Кириат Арба, умерла Ривка, дочь Бетуэля, мать Якова. Ее похоронили в пещере Махпела. Ривке было 133 года. Яков очень рыдал о своей матери и о ее кормилице Деборе под дубом, названным Алон-Бахут, Дуб Рыданий. Тогда же умер и Лаван. (2) спорит с (6): эта фраза намекает на смерть Ривки, из-за названия Алон Бахут, которое (6) означает двойное рыдание (слово בכות - множественное число от בכה) о Деборе и о Ривке. (2): невероятно, чтобы печаль и рыдания о кормилице были такими, что Яков переименовал это место. В (27) Яков пришел в дом своего отца. Если бы Ривка была жива, Тора упомянула бы ее, ибо она послала Якова в Паддан Арам и была причиной всего, что с ним случилось; Исаак исполнил ее совет (27:43). Смерть Ривки была значительным событием. Почему о ней не говорят? Тора не упоминает о ее смерти, чтобы люди не прокляли ее, как мать Эсава (1; 6). *) **)
*) Эсав основатель половины современного человечества.
**) Может быть потому, что Эсав источник будущих страшных несчастий человечества? Но ведь есть еще один ее сын - Яков - слава и спасение всего человечества?
Видимо, эта странная, туманная фраза, вызвавшая столько споров, несет иной смысл. Какой?
Рассмотрим еще раз выражение 8:
ותמת דברה מינקת רבקה ותקבר מתחת לביתאל ויקרא שמו אלון בכות, И умерла Дебора, кормилица Ривки, и похоронена под Бейт Эль, и названо место Элон Рыданий.
Мы знаем, что Ривка была похоронена в Пещере Махпела, на поле Элон Море. Там уже похоронены Сара и Авраам. Элон Море, Пещера Махпела, находится в Хевроне, духовно "ниже" Бейт Эль, который в Иерусалиме. Мы помним, что молящиеся поднимаются в Иерусалим и спускаются оттуда. Поэтому эту фразу можно читать, как: И умерла Ривка, вскормленная (кормилицей) Деборой, и была похоронена под Бейт Эль (в пещере Махпела, в Элон Море) и название того места Элон Рыданий (ибо там уже были похоронены к этому времени Сара и Авраам и молящиеся в будущем будут много рыдать там в своих молитвах).
Именно так можно объяснить эту странную на первый взгляд фразу. При таком толковании, эта фраза совершенно не связана с фразами 7 и 9. Она объясняет исчезновение из Торы Ривки.
Как в свое время Сара после Акедат Ицхак, так теперь Ривка полностью завершила свое предназначение и тихо ушла из жизни. Ушла, увидев исполнение цели своей жизни: Яков женат на ее племянницах, как она хотела, у него 12 праведных сыновей, и он благодарит за все Господа Бога в Бейт Эле.
Она ушла в полном одиночестве: ни ее слепой муж Исаак, ни ненавидящий ее старший сын Эсав, ни любимый ею беглый сын Яков, застрявший в пути в своих сложных взаимоотношениях с Богом и жизнью, никто не присутствовал на похоронах, никто с ней не попрощался. Ее хоронили чужие люди.
Но Ривка свершила великое дело, заложила основы двух главных духовных течений и культур человечества: иудаизм и христианство. И народы мира никогда не забудут свою великую Праматерь.
Несомненно, что אלון בכות, долина слез, или роща слез это אלון ממרא, роща Мамре, или роща горечи и печали, где находится пещера Махпела, в которой похоронены Сара и Авраам, а теперь и Ривка. И к тому же Хеврон, роща Мамре, пещера Махпела духовно ниже Бейт Эль, ниже Храмовой горы.
Удивительно другое.
Торжественный рассказ о возведении жертвенника Богу для последующего получения величественного благословения Бога неожиданно прервался печальным сообщением о смерти Деборы или Ривки, или обеих женщин, давших жизнь и выкормивших будущие христианские народы и еврейский народ, которого вот-вот благословит Элоким.
Зачем эта печальная вставка, зачем тут эти многочисленные слезы и рыдания? Не является ли это прозрачным намеком на печальную судьбу тех, кто теперь будет благословлен здесь, на судьбу Якова и потомства?
Вероятно, также, это намек на судьбу будущего Храма, который был дважды возведен и дважды разрушен (בכות, бахут, рыдания, которых будет не менее двух (на реках Вавилонских)). Так Тора, еще перед благословением Якова - Израиля и его потомства, сообщает, что эта радость будет дважды омрачена большим горем и слезами.
Этот отрывок Торы параллель благословения Авраама перед рассеченными частями. Там, так же, как тут, прежде, чем благословить Авраама, Бог сообщает о несчастье его потомков (15:14):
... ידע תדע כי-גר יהיה זרעך בארץ לא להם ועבדום וענו אתם ארבע מאות שנה:
Так знай же, изгнанником будет твое потомство в чужой земле, рабство и издевательства будут терпеть 400 лет.
И лишь затем Бог благословил Авраама и его потомство. Вот и теперь Яков перед благословением получает печаль, горе и слезы.
Но есть тут и некоторый оптимистический намек. Он в том, что после рыданий и печалей Яков и потомки все-же получают благословение Элоким, Бога.
Возраст Ривки. (178): Ривке было 3 года, а Исааку - 40 лет (25:20), когда они поженились. Она была бесплодной 20 лет замужества, и в 23 года родила Якова. Якову было 99 лет когда он вернулся в Эрец Исраэль и Ривка умерла в возрасте 122 года (99+23=122). Якову было 99 лет, ибо в 63 он получил благословение и бежал (25:17); он провел 14 лет в Академии Эвера; 20 лет в доме Лавана, и 2 года путешествуя (18 месяцев в Суккот и 6 месяцев в Бейт Эль). 63+14+20+2=99. (298): Ривке было 133 года, когда Якову было 99, и 14 лет во время замужества. (28): Ривке было 3 года во время ее замужества и 122 при смерти. (2; 1): тот факт, что смерть Ривки не упоминается не имеет значения - многие смерти (Лии, например) не упоминаются! Почему ее смерть дана намеком? Не убедителен аргумент (1): Тора хотела избежать проклятий Ривки, "матери Эсава", ибо Эсав упомянут в связи со смертью Исаака (29). *) Основания для сокрытия: слишком мало уважения воздано ей на похоронах: слепой Исаак на похоронах отсутствовал; Эсав ненавидел ее; Яков отсутствовал. (6; 473 - 4): Только Эсав мог присутствовать на похоронах, и было опасение, что люди будут проклинать Ривку, родившую его. Ее похоронили ночью, и Тора не говорит о ее смерти, а лишь намекает на нее. (79): смерть Ривки скрыта даже от Эсава. Если бы он присутствовал, другие участники прокляли бы Ривку. Она единственная из Матриархов, родила грешника (Ишмаэль был сыном Хагарь.). **)
А какова роль Исаака здесь и Авраама в деле Ишмаэля? Почему все добродетели приписываются отцам, а все грехи - матерям. Разве ребенок это не взаимное творение отца и матери?
Именно Авраам породил Ишмаэля, от которого сегодня страдает весь мир. И именно Исаак породил Эсава, от которого уже три тысячи лет страдают евреи. А Ривка породила не только Эсава, но и Якова - спасителя народов всего мира. Так за что же ее проклинать а Исаака прославлять?
*) Как связать запись о смерти Ривки в Торе и возможные проклятия ее в народе? Ведь Тора была записана через много сотен лет после этих событий.
**) Вопрос о связи характера человека с теми или иными духовными свойствами его родителей очень сложный. Тора начиная с Адама намекает читателю, как формируются духовные свойства ребенка. Каков вклад отца и матери.
Совершенно определенно одно: мать и отец ребенка - лишь средства материализации, средства доставки в физический мир души ребенка из духовного мира аШема.
Мать и отец, предоставляют этой душе определенную материальную базу, оболочку из имеющихся в их распоряжении, а именно: цвет волос и глаз, рост, комплекция, физическое здоровье. Пульт управления этой материальной оболочкой, душа ребенка связана с Духовным Миром, который выделяет из своей бесконечности капельку духовной энергии, наполняющей жизнью физическое тело ребенка.
Ни отец, ни мать не в силах определить, каким получится ребенок в духовном плане: добрым или злым, щедрым или скупым, мудрым или простаком, святым, пророком или грешником, средоточием зла и скверны. Все это преррогатива небес.
Тора на примерах своих героев дает нам понять, что не все так безнадежно, человек не пассивный поставщик материальной компоненты будущего ребенка. Он может в той или иной степени влиять на процесс духовного зарождения ребенка.
Начнем с того, что мужчина в процессе зарождения ребенка предоставляет женщине широкий набор в несколько миллиардов сперматозоидов - кандидатов будущего ребенка. Из этого гигантского числа кандидатов женщина выбирает лишь одного (изредка двух). Именно женщина решает (хотя и неосознанно, на уровне физиологии), кто из этих миллионов станет ее ребенком. Так что окончательное решение остается за женщиной. Но она выбирает лишь из того, что дал ей муж. Она не может выбрать то, чего в наборе мужа нет. Ее выбор ограничен потенциалом мужчины. Но последнее слово за женщиной. Поэтому не следует говорить о том, что мужчина источник добра, а женщина источник зла. Еще раз: женщина выбирает из того, что дает ей мужчина.
Как выбирает женщина своего потомка? Почему из столь обширного числа претендентов, счастья добивается лишь один? Кто этот счастливчик? Почему именно он, а не кто-то другой? Современная физиология женщины, основанна на вульгарных идеях естественного отбора и полагает, что счастливчиком становится самый сильный и резвый, тот, кто быстрее всех добирется до ее яйца, проникает в него.
Но даже если эта крайне упрощенная, примитивная модель отбора кандидатов (сперматозоидов) в утробе женщины верна, она совершенно не учитывает, как внутренние биохимические условия женской утробы сказываются на поведении сперматозоидов при их движении к желанной цели - яйцу женщины. Кого эти биохимические условия поощряют, ускоряя его движение к цели, а кого - тормозят, подавляют и вообще исключают из гонки. Науке еще предстоят открытия, определяющие влияние внутриматочной среды женщины на отбор, на предпочтение тех или иных кандидатов в потомки.
В наше время уже появляются первые робкие научные работы, определяющие те или иные факторы, влияющие на отбор сперматозоидов внутриматочной средой женщины перед ее оплодотворением. Вот одна из таких работ.
Исследователи Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и Университета Питтсбурга обнаружили, что в женских бедрах содержатся жирные кислоты омега-3, которые способствуют развитию мозга матери и ребенка в ходе беременности. "Крупные бедра содержат важные питательные вещества, которые способствуют развитию мозга и помогают рожать умных детей" - объяснил один из исследователей, Стивен Галин из Университета Санта-Барбары.
А вот еще одна, совсем свежая работа, которая практически подтверождает наши выводы, сделанные на основе текста Торы.
Женский организм контролирует качество сперматозоидов. 24.06.2010г. 23:29 MIGnews.com
Женский организм может быть бессознательно избирателен к сперме, позволяя семени одного мужчины оплодотворять яйцеклетки, но отторгая семя другого. Такое открытие сделали ученые Университета Аделаиды (Австралия), сообщает eurolab.ua со ссылкой на AFP.
Профессор Сара Робертсон утверждает, что сперма "подходящего" мужчины содержит особые сигнальные молекулы, которые вызывают иммунные изменения в женском организме. Как результат, иммунная система "пропускает" сперматозоиды, давая им возможность достичь яйцеклетки. Сперма же прочих партнеров, хотя и совершенно здоровая, не способна активизировать иммунные изменения и потому не проходит в организме "контроль качества". Таким образом, организм проверяет на совместимость каждого полового партнера, отсеивая непригодных.
Впрочем, иногда совершенная на первый взгляд система дает сбои. Происходит это, если сигналы спермы подходящего мужчины недостаточно сильны, или когда женский организм становится чрезмерно "избирательным". Кроме того, иммунная система может не принять сперматозоиды, если сперма данного мужчины не попадала в женский организм на протяжении как минимум трех предыдущих месяцев.
Ученые планируют продолжить исследование женской системы "контроля качества" спермы и надеются, что по результатам работы им удастся создать новые методики лечения бесплодия.
Тора, со своей стороны, подсказывает нам, что происходит с отбором духовных характеристик будущего ребенка.
Так, мы узнаем, что Ева очень завидовала Создателю в деле Творения человека, торопилась обрести способность порождения человека, что выразилось в ее радостном восклицании: ... קניתי איש את-יי, канити ..., я сотворила человека аШема, в момент рождения ею первенца, Каина, קין, который явился завистливым и жестоким, отражая еще совсем незрелые низменные чувства матери.
Второй сын, Авель - результат ее глубокого сожаления о неудачном первенце, жертва старшего брата. И не мудрено: Адам и Ева еще не были готовы к деторождению, слишком рано съели незрелый плод дерева добра и зла, поторопились с зачатием.
И лишь полностью созрев и осознав свои роли в создании ребенка и человечества Адаму и Еве удалось родить Шета - основу человечества.
Следующей героиней Торы, основательницей будущего избранного народа, является Сара. Тора называет ее сутью, корнем, основанием, עקרה будущего человечества. Сара не была бесплодной, עקרה, как полагают комментаторы Торы. Сара обладала необычайно совершенным и требовательным внутренним фильтром, который не допускал к ее оплодотворению неподходящих кандидатов, предоставляемых Авраамом. Авраам тоже не был бесплодным в общем смысле этого слова. Он предоставлял Саре и Агарь множество кандидатов. Но они были хороши лишь для Агарь с ее невысоким требованием к отбору, но не подходили Саре.
И лишь в столетнем возрасте, только после обрезания Аврааму удалось создать сперму, которая смогла преодолеть жесткий и требовательный внутриматочный контроль Сары и оплодотворить ее. Но это не было заслугой одного лишь Авраама. Сара все годы, все девяносто лет, в молитвах призывала в свое лоно дух высшего свойства, дух ее будущего сына, дух Исаака.
История Ривки, ее сыновей еще сложней. В отличие от Сары Ривка после 20 лет бесплодия решила больше не ждать и предложила Исааку обратиться к Богу в совместной молитве с просьбой о беремености. Они подобно Еве и Адаму явно поторопились. Им стоило подождать до созревания у Исаака спермы необходимого качества для преодоления внутриматочного барьера Ривки. В результате совместной молитвы Исаака и Ривки у них родились близнецы - Эсав и Яков, аналоги Каина и Авеля.
Комментаторы в рождении Эсава винят Ривку, возлагая на нее ответственность за отрицательные свойства Эсава. А Якову приписывают лишь достоинства Исаака. Такой подход не выдерживает критики.
Оба родителя Исаак и Ривка обращались к Богу за помощью. Возможно, им не следовало молиться, подгоняя события. Через некоторое время Ривка бы забеременела и без этих усилий. Единственная вина, которая может быть вменена Ривке, состоит в том, что именно она нетерпеливо настояла на совместной с Исааком молитве о наследнике. Исаак сам этого бы не сделал. То есть, Ривка виновна в желании ускорить естественный процесс созревания их обоих к порождению наследника.
Но кто из них лично виноват в рождении Эсава и Якова?
Если обратиться к последствиям этого рождения, то увидим, что Исаак предпочитал Эсава, который, не смотря на все его дурное поведение, пользовался у Исаака явным предпочтением и любовью. Он даже был готов передать Эсаву первородство. А Ривка Эсава недолюбливала.
В то же время Яков был явно не в фаворе у Исаака, но был любимцем Ривки.
Из этого можно заключить, что каждый из родителей, возможно неосознанно, молился за идеалы своих будущих наследников, которые воплотились в их фаворитах, а именно: Исаак молился о рождении Эсава, а Ривка - о рождении Якова.
Вот почему приписывать ответственность за отрицательные свойства Эсава Ривке несправедливо. Рождение Эсава, вероятнее всего, лежит на совести Исаака, а рождение Якова - результат молитв Ривки.
Наиболее характерное влияние чаяний и молитв матерей на рождение их сыновей видно на примере сыновей Якова, 12-ти колен Израиля. Там каждая мать перед рождением ее очередного сына, не надеясь на случайность, обращалась к Богу с мольбой о даровании ей очередного сына с теми или иными духовными свойствами. Бог отвечал их молитвам, и они получали желаемое. Своими молитвами жены Якова привнесли в своих сыновей из небесных сфер те духовные свойства, которые считали для них идеальными.
Так Тора сформулировала для нас духовную связь душевных чаянияний матери и ее будущего ребенка.
(34): мать осуждают за грешного ребенка больше, чем отца. Главная роль отца - учить Тору и обучать ребенка. Если ребенок развивается плохо, люди говорят, что ребенок отказывается принимать учение праведного отца. Но мать растит и воспитывает ребенка. Ее отпечаток на нем от начала существования. Люди обычно обвиняют ее за его злой характер, как ее неудачу в воспитании. (32; 23): мать дает младенцу плоть, кровь и нервы. Они определяют основные инстинкты и отвественны за его животные страсти.
Да чего там говорить! Сам Яков хорош. Бежал и оставил свою мать без заботы и внимания лишь за то, что она подарила ему первородство. Если бы не Ривка, оставался бы Яков и его потомки на вторых ролях вечно. Именно Яков должен был проводить мать в последний путь и сказать ей слова благодарности не только от себя, но от имени всего народа Израиля. Но он слишком замешкался в повседневных заботах и забыл о матери. Так что весь тот позор и проклятия на похоронах Ривки должны быть отнесены не к ней, но к Якову, самому неблагодарному из ее сыновей.
9. וירא אלהים אל-יעקב עוד בבאו מפדן ארם - И увидел Элоким Якова вновь, после того, как он пришел из Паддан Арама.
Когда закончилось оплакивание, ибо Шехина не останавливается там, где печаль (17). עוד, вновь: второй раз на том же месте, первый раз - когда он уходил в Паддан Арам (1). В Паддан Араме Якову являлся лишь ангел в 31:3 и 31:13 (17).
ויברך אתו - И благословил его.
Утешил по смерти Ривки (1). В 25:11 Бог благословил Исаака на похоронах Авраама.