Народ, страна, обладающая обширными территориями, лесами, полями, богатыми земными недрами, нефтью, рудами, алмазами и тому подобным, считается богатой. Но, помимо земных просторов и богатых недр отдельных народов и стран, человек обладает неисчерпаемыми духовными богатствами Небес, которые принадлежат каждому без ограничения. Вопрос лишь в том, как их добыть.
Хозяин этой безбрежной небесной медной горы Господь Бог. Это Он в своей бесконечной щедрости дарит богатства человеку в виде открытий и изобретений. Это истиное равноправие. Каждый человек потенциальный обладатель этих сокровищ и, как истинный старатель, может найти в Небесных кладовых, что-то ценное для себя и человечества.
Евреи наиболее удачливые старатели, добытчики небесных богатств. Это хорошо видно по числу ученых и изобретателей среди евреев, по числу выдающихся открытий, сделанных евреями. Вот результаты некоторых статистических исследований.
Согласно работе Murray, Human Accomplishment (512) евреи, составляя 0,3% от общего населения земли, внесли вклад в 25% выдающихся интеллектуальных достижений человечества: "В первой половине XX столетия вопреки всепроникающей непрерывной социальной дискриминации евреев во всем западном мире, вопреки ущемлению законных социальных прав и вопреки Катастрофе, евреи завоевали 14% Нобелевских премий по литературе, химии, физике и медицине/психологии".
"Во второй половине XX столетия, когда Нобелевские премии стали присуждаться гражданам всех стран мира, число евреев награжденных Нобелевской премией поднялось до 29%. Так что в XXI столетии эта цифра может достигнуть 32%".
Gilder, George. The Israel Test. (514): "Начиная с Генриха Герца, отец которого был еврей, и который первым продемонстрировал электромагнитные волны, и Альберта Майкельсона, осуществившего эксперименты, подтвердившие теорию относительности Эйнштейна, достижения современной науки являются в значительной степени выражением еврейского гения и изобретательности. Если 29% нобелевских лауреатов не достаточны для этого утверждения, то оно может быть подтверждено 51% премий по физике Фонда Вольфа, 28% медалей Макса Планка и 38% медалями Диррака по теоретической физике, 37% премий Хейнемана по математической физике и 53% наград Энрико Ферми".
"Евреи не только превосходят других в трудных для понимания интеллектуальных достижениях таких, как квантовая физика и ядернные технологии. Они также значительно преобладают среди предпринимателей бизнеса в области технологии, который лидирует и поднимает глобальную экономику".
"Социальный психолог David McClelland автор The Achieving Society, (513) считает, что предпринимательство требует значительно большей "способности к достижениям", чем другие группы".
"Евреи непропорционально много представлены среди предпринимателей Соединенных Штатов относительно их общего количества среди населения страны".
"Но одна лишь "способность к достижениям" не достаточна человеку для начала и развития успешной технологической компании. Здесь требуется сочетание технологического совершенства, деловой хватки и навыков лидерства, которые неравномерно распределены среди элиты ученых и инженеров".
"Исследование, проведенное среди выпускников Массачузетского института технологии (MIT), создавших новые технологические компании, показало, что среди их основателей евреев в пять раз больше, чем среди общего числа выпускников MIT".
Связь еврейского народа с Небом неосознано расценивается народами, как источник их несметных богатств.
Мир вступил в эпоху глобализации, когда все изобретения и открытия евреев, все их находки становятся всеобщим достоянием человечества.
"Классическое" ортодоксальное толкование Торы это частный случай вариационного, ассоциативного толкования. Ортодоксальное толкование Торы подобно механике Ньютона или геометрии Пифагора. Но законы Бога значительно шире, обширней узких ортодоксальных рамок. Это законы вариационного мира переменных аргументов, подобно законам относительности Эйнштейна или геометрии Римана.
Судьба Йосифа в Египте это рассказ о создании первого в истории человечества нового принципа социальной организации общества, созданного Йосифом. Социальные меры Йосифа так же революционны как патриархат, введенный Авраамом.
Йосиф решил надвигающуюся продольственную катастрофу Египта созданием зернового резерва.
Развитое общество постоянно накапливает и приумножает материальные резервы. Это необходимо для дальнейшего развития общества и на случай непредвиденных катастроф. При возникновении социальной необходимости эти резервы можно направить в любое русло. В отсутствие резервов общество становится бессильным, стагнирует.
История Йосифа, первого еврея на службе другого народа, это рассказ о создании первого социального фонда, первого банка материальных резервов. Само его имя на иврите יוסף, Йосиф, означает накопление. Сейчас нам кажется это тривиальным. Прошло 4000 лет, люди привыкли к банкам и фондам и не видят в этом ничего необычного, ибо это стало нормой всех стран. А ввел эту норму в жизнь человечества первый еврей - Йосиф.
В истории Йосифа есть еще одна не менее важная сторона. Деньги - символ накопления ресурсов, богатств. Деньги на иврите называют כסף, кесеф, что звучит и пишется почти так же, как имя יוסף, Йосиф, накопление. Это совпадение не случайно. Слово כסף, кесеф составное: כסף = י + יוסף, игье йосеф, будет накопление. Так, что деньги, кесеф, серебро - символ накопления, символ первого банка Йосифа. Деньги - символ социальной организации общества, созданного Йосифом 4000 лет назад, символ Йосифа. В самом названии денег увековечен их основатель Йосиф.
Вот результаты недавних археологических находок в Египте.
Археологическая сенсация в Египте: найдены монеты периода библейского Иосифа
В египетской ежедневной газете "Аль-Ахрам" опубликована статья журналиста Ваджиха ас-Саккара о беспрецедентной находке археологов - они обнаружили древние египетские монеты с именем и портретом библейского Иосифа. Институт изучения СМИ Ближнего Востока МЕМРИ приводит выдержки из статьи Ваджиха ас-Саккара: "Строки из Корана свидетельствуют о том, что в Египте во времена Иосифа использовались монеты". "Группа египетских исследователей и археологов обнаружила тайник с монетами эпохи Фараонов. Эта находка имеет большое значение, так как является окончательным научным доказательством, опровергающим утверждение некоторых историков о том, что древние египтяне не использовали монеты и вели меновую торговлю". "Эти монеты найдены исследователями при осмотре тысяч мелких археологических артефактов, хранившихся в музее Египта. [Сначала] их приняли за амулеты, но, проведя более тщательную проверку, обнаружили, что на монетах указан год чеканки, их номинал и портреты [правивших] в то время фараонов. Некоторые из монет относятся к периоду, когда Иосиф жил в Египте - на них изображены его портрет и имя". "О торговле [в Древнем Египте] сложилось неправильное представление - считается, что она производилась посредством обмена, и египетскую пшеницу обменивали на другие товары. Однако удивительно, что строки из Корана свидетельствуют о том, что в Египте во времена Иосифа использовались монеты".
"Руководитель исследовательской группы д-р Саид Мухаммад Табет заявил, что во время археологического исследования в хранилищах департамента Античности и Национального музея [Египта] было найдено множество амулетов разных периодов до и после эпохи Иосифа, в том числе монеты с его портретом в должности министра казначейства при дворе египетского Фараона..." "Д-р Саид Табет добавил, что он исследовал множество саркофагов Фараонов в поисках монет, используемых в качестве амулетов и украшений, и нашел похожие древние египетские монеты. Эта [находка] побудила исследователей перечитать Коран, чтобы найти строки, в которых говорится о монетах, используемых в Древнем Египте: "И продали они его [Иосифа] за малую цену отсчитанных дирхемов" [Коран, 12:20]". Карун говорит о своих деньгах: "Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю [Коран, 28:78]". "В результате исследований... было обнаружено, что то, что большинство археологов считали амулетами и украшениями... на самом деле монеты".
"В своих исследованиях д-р Табет опирался на документы о III Династии, в одном из которых говорится, что египетская монета того времени называлась "дебен", и ее стоимость равнялась четверти грамма золота. Об этой монете упоминается в письме высокопоставленного смотрителя мостов Нила по имени Тот-Нехет. В письме (которое адресовано сыну) говорится об аренде земли в обмен на монеты "дебен" и сельскохозяйственные товары". "В других текстах эпохи III, VI и XII Династий говорится о монете под названием "шати" или "сат"; ее стоимость равна ценности монеты "дебен". Имеется также рисунок, на котором изображен египетский рынок, где торговля ведется посредством обмена, однако видно, как один из продавцов протягивает руку, чтобы получить "дебен" от покупателя". "В результате исследований, проведенных группой д-ра Табета, было обнаружено, что то, что большинство археологов считали амулетами и украшениями, на самом деле монеты. Исследователи пришли [к такому выводу, основываясь на следующих фактах]: во-первых, множество похожих монет было обнаружено на различных [археологических объектах]; эти монеты имеют круглую или овальную форму и две стороны: одна с надписью, а вторая - с отчеканенным изображением - как на монетах, используемых в настоящее время". "Эта археологическая находка также основывается на том, что на одной стороне монеты отчеканено [слово] Египет, дата и ее номинал, а на другой изображен портрет одного из Фараонов, богов или связанный с ними символ. Еще один важный факт: эти монеты имеют разные размеры; они сделаны из различных материалов, в том числе из слоновой кости, драгоценных камней, меди, серебра, золота и т.п.".
"Исследователь подчеркнул, что обычно на монетах, сделанных из драгоценных металлов и камней, есть отверстие (как в женских украшениях), чтобы [носить] их на шее. Некоторые монеты, на которых отчеканены изображения богов и тексты молитв и заклинаний, представляли собой ценные вещи, которые помещали между повязками мумий или [на груди человека, близко] к сердцу. Эти монеты имели форму скарабея. Это открытие стало возможным благодаря тому, что [недавно] в Музее Египта были обнаружены 500 похожих монет ...".
"Этот исследователь идентифицировал монеты различных периодов, в том числе монеты с изображением особых знаков, которые относятся к эпохе Иосифа. На одной из монет отчеканена надпись и корова, символизирующая сон Фараона о семи тучных и семи тощих коровах, и о семи зеленых и семи сухих колосьях. В такой ранний период надписи были простыми, так как письменность находилась на первых стадиях развития, и поэтому было трудно расшифровать надписи на этих монетах. Однако исследовательской группе д-ра Табета [удалось] удалось перевести [эти надписи], сравнив их с более ранними иероглифическими текстами..." "На этой монете имя Иосифа написано иероглифами; оно указано дважды: первый раз - его настоящее имя, Иосиф, а второй раз - его египетское имя, Саба Сабани, данное ему Фараоном после назначения на должность казначея. Также имеется изображение Иосифа, который входил в египетское правительство".
Добавим, что название древнеегипетской монеты дебен может иметь ивритский эквивалент דבא, добе, богатство, обилие.
Убивая, изгоняя Йосифа, братья, Шимон и Леви убирали конкурента на право первородства. Этот грабеж, им не помог. Яков распылил их потомков среди остальных племен, и они вообще лишились земельного наследия. Уничтожая своих вождей еврейский народ только теряет.
Братья лишили Йосифа самого ценного: восхищения отца и царской туники. В далеких землях, среди чужих народов Йосиф начал жизнь рабом и поднялся к величию, достиг наивысшего возможного положения. История Йосифа показала, что даже в те далекие темные времена, ум человека - его главное достояние, символ еврейского народа. Поэтому во сне ему кланяются звезды, солнце и луна. Мудрость Бога позволяет ему подняться выше звезд, стать лишь на ступеньку ниже Создателя. Именно таким путем пойдут сквозь тысячелетия духовные потомки Йосифа ашкеназы, которые начнут своей подъем к величию человечества в беспросветные годы крестовых походов, пройдут все самые тяжкие испытания средневековья, новейших времен и Катасрофы 20-го века и возродят новое еврейское государство Израиль.
Тора показала, что создание избранного семени для продолжения дела Авраама, создание человека-творца, создание очага Бога на земле, создание Израиля, всегда шло через самого избранного из избранных. Это был Исаак у Авраама, Яков у Исаака, Йосиф у Якова, Иуда у Израиля, ашкеназ у евреев.
Евреи это канал связи Неба с человечеством, канал человеческого сверхсознания (אלהכרה), приносящий дух Неба сознанию (הכרה), приобщающий человечество к духовному миру аШем-Элоким.
Усвоение Торы происходило постепенно устно и письмено.
Десять заповедей на Скрижалях Завета - первый письменный документ. Устная Тора это углубленное понимание их сути. Усвоение Торы народом Израиля, создание и разрушение Первого и Второго храмов - путь духовной эволюции народа, который по мере взросления все глубже проникал в законы Торы, в задачи, возложенные Творцом на Его народ. Бог учил евреев Торе их собственной судьбой, их несчастьями, всей историей человечества. Процесс обучения, духовная эволюция еврейского народа и человечества продолжается, приближаясь к зрелости, к пониманию задач, возложенных Богом.
Слово ор,אור , свет это корень слова הואר, гуар, разъясненный и слова תורה, Тора, учение: אורה זו תורה, ора зо Тора, ученье - свет.
В русском (английском) языке слово просвещение (enlightenment) - прямая производная слова свет (light).
Просвещение - шестое чувство человека. Оно дополняет пять естественных органов чувств чувствами просветителей, их мыслями, их душой.
Просвещение, учеба позволяет человеку ощутить, познать то, что пережили, познали Пушкин и Достоевский, Шекспир и Флобер, открыли Архимед и Ньютон, Коперник и Эйнштейн. Человеку не нужно самому производить химические или физические опыты, вглядываться в телескоп или микроскоп. Он переживает вместе с Лермонтовым гибель Пушкина, убивает старуху процентщицу и познает чувство вины, описаное Достоевским.
Все это дает человеку шестое чувство - просвещение. Просвещение человека начинается с момента рождения. Мать словом и делом передает свои чувства младенцу.
С помощью шестого чувства человек проникает в миры недоступные его пяти чувствам, обретает опыт и знание через книги, лекции, театр, кино, телевизор, радио, интернет. Это чувства и знания, уже испытанные кем-то из людей. Но может ли человек выйти из пределов мира, известного просвещенному человечеству.
Можно ли познать что-то абсолютно новое, не известное еще никому, стать первооткрывателем?
Для этого человеку необходимо еще одно, седьмое чувство, чувство творчества, или чувство сверхсознания.
Наш мир это законы Господа Бога. Открывая что-то новое, не известное, мы познаем Его законы. Тора дает описание части этих законов.
Тора это подлинное просвещение: אורה זו תורה, ора зо Тора, ученье - свет, Тора - истинный свет.
Ее называют книгой Моше-рабейну, но Моше лишь пересказал в ней то, что услышал из уст Бога, ибо Тора принадлежит Богу и содержит знания, чувства и мысли Небесного Творца, Его законы.
Изучение Торы, проникновение в ее глубины, истинное исследование Торы и мира развивает у человека седьмое чувство, чувство творчества, чувство сверхпознания, раскрытия секретов Торы, познания цели Творения.
Наверняка, полное развитие у человека седьмого чувства произойдет лишь в Седьмой День Творения, когда человек приобщится к Творцу и процессу Творения.
בנה, бина - להבן , легавин - понять внутренний смысл Торы, проникнуть в него. (בנימין, Биньямин, 12-ый сын Якова, сын познания, сын Седьмого Дня Творения - בן ימים).
Каббалисты считают, что человек постоянно стремится к наслаждению, как животное. Но животное наслаждается, потребляя лишь то, что дает ему окружающая природа, Бог. А человек потребляет то, что создает своим трудом, своими усилиями. Человек наслаждается своим трудом.
Для получения наслаждений человек должен тратить массу времени и сил - в поте лица своего будешь добывать хлеб свой. Добыча пропитания это не наслаждение. Это повседневный тяжелый труд, которому человек отдает большую часть времени, энергии, сил.
А если человек трудится, чтобы удовлетворить потребности семьи, обеспечить ее будущее, то такое наслаждение больше похоже на каторгу. Изгоняя Адама из Рая, где Адам жил на всем готовом, Творец превратил его в творца собственного бытия: в поте лица твоего будешь добывать хлеб свой.
Человечество постоянно создает, накапливает материальные и духовные богатства. Это результат творчества людей. После смерти человек оставляет мир, обогащенный результатами его духовных и физических трудов.
В обществе человек живет сложной социальной жизнью.
Деньги - социальный клей общества, помогают человеку найти свое место в нем, выполнить свое предназначение. Деньги направляют активность человека в русло, наиболее необходимое обществу. Они упрощают общение людей, организуют связи между ними. Деньги делают жизнь человека в обществе простой, надежной, удобной.
Но главное, деньги это символ той роли, той пользы и значения, которое имеет в обществе их обладатель; деньги - мерило социальной значимости человека.
Члены общества добровольно отдают свои деньги человеку в награду за его труды, за пользу, которую он принес им. Деньги - мера полезности человека в обществе, мера истинного альтруизма человека, ибо альтруист это активный член общества.
Чем богаче человек, тем больше пользы он принес обществу. Желание накопить деньги, разбогатеть это желание стать максимально полезным членом общества. Богатство это знак почета, которым общество наградило человека. Погоня за деньгами есть неосознанное желание человека принести обществу максимальную пользу.
Евреи в глазах других народов всегда были носители богатств. Это означает, что во всех обществах евреи были максимально полезны. Недаром в любой стране люди подобно евреям хотят стать богатыми. Так евреи воспитывают другие народы собственным примером.
Еврейский народ создан для спасения человечества (подобно Йосифу) в момент смертельной опасности, кризиса, в напряженные моменты жизни, для решения сложных жизненных проблем.
Эти решения евреи добывают у Творца и приносят народам, как выход из затруднений. Поэтому народы обращают свое гневное внимание к евреям именно в моменты кризисов, когда им самим не справиться: Евреи виноваты в наших проблемах. Евреи должны решать их проблемы.
Среди различных значений слова Йосиф имеется значение собирание, собрание. Йосиф это символ накопления мощи еврейского народа перед предстоящим решающим шагом, переломом в судьбе народа.
В каждом человеке имеется ישראל, Исраэль, дух, духовная составляющая мира, и מיצרים, Мицраим, от слова מוצר, муцар, предмет, материальная составляющая мира. Евреи были в плену Египта, в плену своих материальных страстей и желаний. Уход из Египта был переходом из мира материальной зависимости в мир высоких духовных ценностей, от котлов с мясом и луком в мир скудной мацы и общения с высшим духом.
12 сыновей Якова, это не только 12 племен будущего народа, вышедших из Египта и завоевавших Ханаан, это не только разные свойства характера, темперамента человека, это также символы разных периодов истории еврейского народа.
Первый сын, Реувен (29:32) - символ начала истории Израиля. Это романтический период проживания Израиля в Харане, Ханаане и первое благополучное столетие жизни евреев в Египте, до смерти Йосифа, до начала порабощения.
Второй сын, Шимон (ненависть, послушание) (29:33) - символ жестокого порабощения евреев, эксплуатации, гонений и убийств. Символ восстания народа и исхода из Египта.
Третий сын Леви (сопровождение) (29:34) - символ формирования и укрепления в народе веры в аШема. Он начинается десятью казнями египетскими, встречей с Богом у горы Синай, продолжается сорока годами блуждания в пустыне, завоеванием Эрец Исраэль и эпохой Судей.
Четвертый сын Иуда (полнота, достаток) (29:35) - символ возникновения, расцвета и упадка Израильского царства. Он длился вплоть до Вавилонского изгнания свыше 450 лет.
Пятый сын Дан (суд) (30:6) - символ истории евреев от возвращения из Вавилонского изгнания и до восстания Макавеев.
Шестой сын Нафтали (путаница, неразбериха) (30:8) - символ истории евреев от Макавеев до начала римского правления.
Седьмой сын Гад (счастье, измена) (30:11) - символ истории правления царя Ирода, восстановления Второго храма, последующей ликвидации еврейской государственности, кровопролитных еврейских восстаний.
Восьмой сын Ашер (свидетельство) (30:13) - символ исхода евреев из Эрец Исраэль, символ галута, создания еврейской диаспоры в мире, первоначально в Вавилоне и в Римской империи.
Девятый сын Иссахар (расплата, вознаграждение) (30:18) - символ начала глубокого изучения Торы еврейскими мудрецами: рабаним, танаим и мишнаим. Этот период в истории евреев идет параллельно периодам Дана, Нафтали, Гада и Ашера. Он начался сразу после возвращения евреев из вавилонского плена, усилился в период римского владычества и после разрушения Второго храма, перемещаясь из Эрец Исраэль в Вавилон и Испанию.
Десятый сын Звулон (храм, дом, мусор) (30:20) - символ периода наиболее жестоких преследований евреев в средневековой Европе и на востоке, период лжемессии, когда еврейский народ потерял миллионы своих сынов от рук христиан и мусульман.
Одинадцатый сын Йосиф (прибавлять, продолжать, восстанавливать) (30:24) - символ возрождения еврейского народа, символ возникновения новых евреев Европы, ашкеназов, символ последнего тысячелетия истории человечества, символ жесточайших преследований евреев от начала крестовых походов и до возникновения государства Израиль, символ укрепления и подъема Израиля в мире. Йосиф это завершение истории человечества, Шестого дня Творения, вплоть до наступления Седьмого дня Творения.
Борьба с Эсавом - главная задача жизни Якова и потомства. Она идет во все исторические эпохи, при всех потомках. Ее апогей наступает в период ашкеназ, период Йосифа. Как предсказали Мудрецы Торы, эта борьба закончится полным духовным поражением Эсава. В результате этой победы мир присвоит Якову, евреям, имя Израиль.
Двенадцатый сын Биньямин (сын скорби, сын правды, сын силы, сын мудрости, сын конца дней - умножая знания умножаем печаль) (35:18) - символ заключительного периода истории человечества, символ окончательного понимания еврейским народом и человечеством Истины и Создателя (בנה, бина). Этот период наступит в Седьмой день Творения.
История Йосифа и братьев одна из наиболее запутанных и таинственных. Она требует глубоко проникновения Мудрецов (291). Тора отводит Йосифу особую важность в семье Якова: אלה תלדות יעקב יוסף, Это потомки Якова: Йосиф (37:2). У Якова 12 сыновей и дочь, но Тора упоминает лишь Йосифа. *) (*) (6; 1): Йосиф главный в потомстве Якова (**), остальные - второстепенны.
*) Эта запись в Торе сделана, чтобы мы поняли: по сути Йосиф единственный потомок Якова, остальные сыновья - это скорее потомки Лавана, чем Якова, это гои, с которыми Йосиф в будущем будет постоянно "бороться". Если бы не проделка Лавана с Лией, их бы вообще не было.
(*) Йосиф-ашкеназы истинные потомки Израиля в новейшей истории.
(**) Йосиф главный во всей истории евреев. Эпоха Йосифа повторяется. Он начал историю потомков Якова, и он ее завершает.
В 37:3 Тора объясняет, почему Яков любил Йосифа так сильно:
וישראל אהב את-יוסף מכל בניו כי-בן-זקנים הוא לו
И Израиль любил Йосифа больше всех своих сыновей, ибо он был сыном его старости. *)
*) Израиль полюбил Йосифа больше всех сыновей, ибо он был сыном его мудрости. Мудрый Израиль видел в Йосифе свое будущее наследие и потомство вплоть до наших дней, чего не было у других сыновей.
(1): Яков особенно любил Йосифа, родившегося в старости после остальных; (3): זקן, старик, мудрец. Йосиф был эрудитом как Яков. Характер Йосифа был как у Якова. (324): лицо Йосифа было уникальным. Когда Яков узнал, что Йосиф жив, он воскликнул: Пойду и увижу его прежде, чем умру (45:28). А когда они встретились, Яков сказал: теперь, увидев твое лицо, я готов умереть (46:30). Умирая Яков сказал Йосифу: Я не мечтал, увидеть твое лицо (48:11). Яков трижды желал увидеть Йосифа. (*) В лице Йосифа было что-то, что Яков должен был увидеть перед смертью. Что это? Почему видеть "лицо" Йосифа было целью жизни Якова? *)
Йосиф - истинный венец трудов Якова. Даже Иуда не такой. Яков хотел видеть этот венец.
(*) פנים, это не только лицо, но и образ, внутренний (мир). Яков хотел видеть образ Йосифа - внутренний мир будущего. Внутренний мир человека освещен духовным миром аШема. Глаза - зеркало души человека, отражают глубину духовного мира Бога в человеке.
Но פנה это еще поворот, освобождение. Авраам-аиври был убар, зародыш нового народа, а פנים של יוסף, паним шель Йосиф - законченный образ этого народа, народа Израиля.
Поворот произошел в Египте, еще при жизни Якова, а итог - в новейшей истории народа в его новейшей ветви, в ашкеназ, в дни воссоздания государства Израиль, при исходе миллионов евреев из СССР.
Лицо Йосифа - олицетворение его далеких потомков, образ Самого аШема!!!
Потомки Йосифа, современники Якова были хорошо известны ему. Он их видел и благословил. Но ни Эфраим, ни Менаше не стали духовными продолжателями Йосифа, его гениальной мудрости. Из них не вышло ни одного гения уровня Йосифа. Вот почему Яков так вглядывался в глубину Йосифа - в его лицо. Он искал там великих продолжателей сына, итог всех его усилий. И он увидел.
Из прогнозов Авраама Яков хорошо знал ближайшее будущее потомков, грядущие 400 лет. Этот период его не интересовал. Он пытался взглянуть глубже, сквозь тысячелетия, в те далекие времена, когда потомки Йосифа, наконец, победят Эсава.
Там, в далеком будущем явятся истинные духовные продолжатели Йосифа - ашкеназы. Это будет новый Израиль. Он победит Эсава, воссоздаст Израиль и достойно войдет в Седьмой день Творения.
*) Гематрия слова פנים, лицо = 180, а слова יעקב, Яков =182. Они практически равны. В лице Йосифа Яков увидел свое будущее, и оно не обмануло Якова. Он увидел то, на что так надеялся и ради чего упорно друдился всю жизнь.
(291): красота человека сияет изнутри. Характер, доброта, цельность и мудрость отражены в лице. Адам, продукт Самого Бога, был прекрасен в момент создания; Яков напоминал Адама (180 - 84а). Яков был идеалом человека; о нем Бог сказал: "Создадим человека!" (291): образ Якова выгравирован на Божественном троне славы (172 - 82:2; 131 - 91б). *)
Формирование еврейского народа - конечная цель Творения. Яков - начало человечества, сотворенного Богом. Жизненные невзгоды делали Якова лишь сильней и прекрасней. Его потомки, еврейский народ, проходя одно испытание за другим, становится все крепче, выносливее и прекрасней. Яков - конечный продукт Бога.
*) Образ Якова выгравирован на Божественном троне славы ибо у Бога нет лика. Лик Якова - материализация духовного лика Бога. А Йосиф - конечный продукт работы Якова.
Йосиф подобен Якову: "Он прекрасен, как образ человека, чья суть выгравирована Божественным Творением". Не всякий видит эту красоту. Лишь одухотворенная личность может оценить духовную красоту. Величие Йосифа, его сияние отразилось в его облике. Яков видел это величие. Почему братья ненавидели Йосифа? Он, истинный "образ Якова", их идеал, а не соперник.
Именно поэтому он ненавистен братьям.
Конфликт братьев и Йосифа подобен конфликту Эсава и Якова. Борьба за первенство это борьба материи и духа. Йосиф - духовное первородство Якова. Тора подчеркивает это: сны, туника. Все чисто символическое, чисто духовное. Ничего материального. Да и сами братья это признали: он будет править нами! Это функция духовного мира.
Братья решили присвоить первородство. Но что значит отнять духовное превосходство? Это значит заменить мудрость убожеством.
Братья хотели отнять первородство Йосифа. Убили, продали его, изгнали из своих пределов, "уничтожили" физически и духовно. Но воля, планы Бога взяли верх, и первородный занял свое место. Прозрачный намек на историю человечества: вопреки всем усилиям народов, братьев Йосифа, еврейский народ займет место Первородного человечества.
(430): Йосиф - переходная стадия от Патриарха к народу. Он был патриархом, а не основателем племени. *) Он основал племена Эфраим и Менаше, равные Реувену, Симеону, другими (48:5).
*) Йосиф духовная основа ашкеназа, символа современного еврейства, победителя Эсава, создателя нового Израиля.
Конфликт Йосиф-братья аллегория истории еврейского народа и человечества, диалектика развития человечества, пример передачи человечеству Небесных духовных импульсов (информации) посредством еврейского народа.
Как возник этот конфликт?
Небо наделило Йосифа обычайными способностями, далеко выходящими за рамки всего, что было известно. Небо через Йосифа передавало братьям сообщения. Но они не желали принимать их от Йосифа, уникального приемника Небесных посланий.
Даже Яков, многократно общавшийся с Богом, поражен снами Йосифа. Он не понял, что это продолжение его личного опыта. Провидение установило связь с его сыном. Этому следовало радоваться, как свидетельству величия сына, как продолжению связи Неба с его потомством. Якову следовало показать сыновьям, что Йосиф пророк, удостоин откровения Небес, и они спасены! Но он ослеп, как Исаак. Яков и братья не видели в Йосифе пророка, но лишь соперника и врага.
Это наглядный пример известной поговорки: אין נביא בעירו, нет пророка в его городе (отечестве). В семье Якова пророка не было. История Израиля свидетель множества подобных примеров.
Йосиф типичный представитель современного еврейского народа, иври, передающего звена от Неба на землю, яркое воплощение лестницы Якова. Вся его жизнь посвящена связи Неба с землей, передаче на землю посланий Неба для дальнейшего развития своего народа, народа Египта, всего человечества. Он истинный продолжатель Авраама, истиный иври - еврей.
Иная аллегория этой истории: планы Неба посредством Израиля спускаются к народам и становятся их законами и обычаями. Случай Йосифа - классический пример этого явления.
В главе 36 дан один из путей такой передачи через "перебежчиков", эсавов, уходящих от евреев к другим народам, унося в себе бесценные сокровища наследственности Патриархов. Йосиф подобен Эсаву. Поэтому эта глава стоит после главы об Эсаве. Но если Эсав добровольно ушел в другой народ, то Йосиф был переселен насильно. В остальном все то же самое. В Египте Йосиф передал Фараону духовное наследие Патриархов. Через Йосифа Провидение сообщило народу Египта часть духовных законов.
Но случай Йосифа это пример и другого наиболее типичного способа передачи законов Неба земле через евреев.
Благодаря Йосифу евреи спустились в Египет, стали его частью и 400 лет вносили свой вклад в жизнь Египта. И хотя они жили в относительной изоляции, в гетто земли Гошен, они строили города и пирамиды Египта, передавали свои знания и опыт.
Этот способ передачи духа Небес через еврейский народ всему человечеству в будущем станет наиболее распространенным, ибо народ Израиля в тысячелетиях истории будет скитаться по большинству стран мира, личным примером неся человечеству законы Небес
Еще одна яркая аллегория истории Йосифа - вражда между братьями, коленами Израиля, приведет в будущем к расколу единого еврейского царства на Израиль и Иудею, к изгнанию 10 колен (да вновь 10-ти), к их исчезновению, растворению в народах мира подобно растворению Эсава в Сеире. Уйдя в другие народы 10 племен Израиля принесли им свое генетическое и духовное наследие, весь духовный мир Неба, ниспосланный через Израиль человечеству.
И, наконец, случай Йосифа и братьев это пример возникновения в среде родных и близких людей, в среде братьев, ни на чем не основанной ненависти, стремления к уничтожению самого выдающегося из братьев, несущего духовную истину Неба. Это аллегория исторического будущего, когда Израиль станет постоянным объектом необоснованной зависти и ненависти со стороны народов, стремящихся извести его и уничтожить.
В основе этой ненависти, лежит трансцендентная, не поддающаяся никакому логическому объяснению сила, диктуемая Небом во имя достижения целей, известных лишь Ему. Это вскрывает суть одного из основных человеческих начал, превращающая свободного и праведного человека в марионетку, в бездумного робота, в автомат для выполнению Высшей Воли. Таковы истории Яков - Эсав и Йосиф - братья.
В будущем правители разных народов неоднократно будут приглашать гениальных йосифов вместе с родней, "с народом" на жительство в свои края именно для развития своих хозяйств и своего благосостояния. Но всегда эти истории заканчиваются притеснением евреев, порабощением и изгнанием. Именно так было с основателями будущих ашкеназов, когда безвестный немецкий герцог пригласил в свою землю еврейскую семью для укрепления экономики.
Рассказ о Йосифе и братьях это аллегория судьбы еврейского народа в тысячелетиях.
(70): суть Йосифа - ברית שלום, завет мира - гармония всех потребностей, интересов и желаний. Йосиф, символ мира, испытан завистью, ненавистью, оскорблениями, потерей свободы. Так сформировалось его величие. Он везде завоевывал доверие хозяина: Якова, Потифара, начальника тюрьмы, Фараона. Он управлял своими желаниями, был цадик и стал основанием Израиля, а, затем, всего мира. Йосиф представил Единое Имя Бога. Его жизнь это гармония и баланс, суть Божественного совершенства.
(511): Трагедия в непонимании чувств Якова к Йосифу и чувств Йосифа к братьям. Это породило у братьев эмоции Эсава: *) завидуя Йосифу (37:11), они возненавидели его (37:4). Это была ненависть Рима к 10 великим мудрецам Мишны, казненным за грех 10 братьев, продавших Йосифа. Но праведных детей Якова в их наихудших делах нельзя сравнить с Эсавом в его лучших делах; говорить об их ненависти и зависти, следует лишь относительно, как о грехах духовных гигантов прошлого.**)
*) Рабби Меир Злотович (511) признал, что братья действовали против Йосифа как Эсав - против Якова, как народы Эсава - против евреев.
**) А убить Йосифа братья хотели не так, как Эсав? Понарошку? Просто пощекотать ножом и посмеяться, как и положено духовным гигантам прошлого? Видимо и Авраам не пытался убить Исаака, а просто делал грозный вид, чтобы обмануть Небеса. Нужно признать, что ему это удалось.
Йосиф был наследником Якова, пламенем, выходящим из его углей. Он был главным из 12 племен: Вот потомки Якова - Йосиф (37:2).
Общим для Якова и Йосифа является трансцендентная любвь Неба и ненависть братьев.
Можно понять антипатию братьев к Йосифу, но как понять их желание убить? Йосиф - переходная стадия от Патриархов к народу. *) Кроме мицвот и духовного величия евреев существует: монархия Иуды, священники Коганим-Леви и великие ученые Иссахара. Йосиф был предтечей всего.
*) Ашкеназ переходная стадия от галута к единому Израилю. В них слились воедино: мицвот, духовное величие, правление, священничество, мудрость.
(3): Спор был из-за монархии. Братья знали: цари будут из Иуды; *) вмешательство в монархию Иуды запрещено. (70): царь, подчиняет личные интересы воле Бога, как в имени Иуды - יהודה, содержащем Четырех-Буквенное Имя Бога.
*) Если братья знали, что монархия это Иуда, то о чем они беспокоились? Что им было до Йосифа? Если они знали судьбу Иуды, то тем более должны были знать, что Йосиф будет вице Фараоном в Египте за 600 лет до монархии Иуды? И почему сам Иуда не только не защищал свою будущую монархию от Йосифа, но пытался защитить Йосифа, от братьев, защитников монархии?
(2): Хасмонеи, великая священническая семья, боролась с Греко-Сирийцами, привела к чуду Хануки: "Если бы не они, Тора и команды были бы забыты в Израиле". Но не вернув царство семье Давида, нарушив закон, они были уничтожены: Скипетр (монархии) не отойдет от Иуды и законодатель от его потомков (49:10). Это было восстание против монархии, преступление (5; 323 - 3:5). Сны показали, что Йосиф хотел быть царем над братьями (37:8), восстал против монархии Иуды и заслужил смерть.
О том, что монархия будет у Иуды, братья узнали из завещания Якова (49:10), а в момент продажи Йосифа они это не знали. И если бы они действительно обладали пророческим видением и знали об этом еще тогда, то должны были в первую очередь знать роль Йосифа в истории. И предсмертное пророчество Якова (49:10) было бы для них пустым звуком. Если братья знали, что Иуда их будущий царь, то должны были исполнять его волю безпрекословно. А мы видим, что Иуда здесь не решает, но лишь советует робко и с большой осторожностью.
Еврейский народ был в стадии формирования. Братья видели опасности Эсава, Ишмаэля. У патриархов были потомки, недостойные включения в семью Израиля. (*) Ишмаэль мог убить Исаака. Яков опасался Эсава. *) Братья были на страже единства семьи. Йосиф был опасен. Яков видел Йосифа главным наследником! Так Исаак думал об Эсаве! (474). **)
(*) А Яков произвел 10 потомков, достойных последующего исключения из семьи Израиля, что и произошло в дальнейшем.
*) Эсав не собирался убивать Якова, ибо впереди у них была длинная история потомков, которых будут убивать.
**) Но Яков не думал убить Эсава, а братья решили убить Йосифа. Главным внутренним врагом был Яков? Вот с убийства Якова братьям и нужно было начать.
Братья знали, что будет 12 племен, и без Йосифа семья не полная. *) Но боролись за выполнение закона Торы (475).
*) Идея пророческого знания семьи Якова о 12-ти племенах красной нитью проходит через многие комментарии Торы. Хотя Тора об этом не упоминает. В конечном итоге, у Якова было 13 племен, а не 12. Предварительное знание о 12-ти коленах могло быть лишь следствием пророчества, но его нет в Торе. Такое пророчество должно было нести знание о каждом племени, и, в первую очередь, о Йосифе, создавшем два племени.
Если бы Йосиф был узурпатор, их можно понять. В Египте, они раскаялись (42:21), но не в том, что осудили Йосифа, а в том, что жестоко обошлись с ним. *) (6; 430): Поэтому в заговор они включили даже Бога (1 - 37:33).
Но что же все-таки произошло с братьями? Почему они хотели убить Йосифа? Эта история параллельна истории греха Адама в раю. Там в роли провокатора выступил змей, נחש, гематрия = 358, эквивалент Шехины, а здесь - зависть и ненависть, שנאה, гематрия = 356 - братьям внушила все та же Шехина.
*) Йосифу учинили суд Линча.
Йосиф это путь в будущее царство. Цари Израиля призойдут от Иуды. Йосиф знал это. *) Но без спуска в Египет не будет Исхода и династии Давида. Иуда стал Его святостью (384 - 114:2). Иуда руководил в пустыне, вел Израиль на захват Эрец Исраэль.
*) После благословения Якова перед смертью.
Йосиф начнет эру царей Иудейских - Машиах дома Йосифа. Затем прийдет Машиах дома Давида (206 - 52а). Йосиф создаст вечное правление Иуды.
Иуда-ашкеназ! Ашкеназ - современный символ единого народа Израиля - современный Йосиф.
Братья могли распознать в снах Иосифа *) стремление проложить путь Иуде. Но в истории Израиля был период, когда Реховоам, наследник Царя Соломона, нарушил традиции. Для наказания его и возвращения духа Давида, Бог создал его соперника Иеровоама Бен Небата из колена Эфраима, сына Йосифа, великого воина и цадика (511). Иеровоам отколол 10 колен, но не остался праведным и не объединился с царством Иерусалима. Ослепленный силой и престижем, он стал против Иерусалима, установил идолопоклонство (385 - гл. 11-14). Оно просочилось в Царство Иуды, уничтожило Десять Колен, разложило Иудею и разрушило Храм.
Из комментария рабби Меир Злотовича (511) следует, что Бог, создавая Иеровоама Бен Небата, великого воина и цадика, не знал, что тот установит идолопоклонство в своем царстве и со временем разрушит не только Десять Колен, но Иудею и Храм. В представлении (511) Бог слеп и недалек, не ведает, что произойдет уже через несколько дней. Но братья все это узрели в Йосифе, хотя совершенно не заметили роль Иуды и свою собственную в будущей истории.
*) Комментаторы и братья Йосифа обнаружили стремление Йосифа к монархии в его снах? А во сне Авраама перед рассеченными животными нет его желания ввергнуть евреев в рабство? А Яков во сне не стремился взобраться по лестнице в Небо и узурпировать Престол Бога?
Все видения и сны героев Торы - прогноз будущего, но никак не раскрытие их личных эгоистических устремлений. И Фараон не желал 7 лет голода в Египте. Его сон, как и сон Йосифа, был прогнозом.
Йосиф был чист, но в нем было семя Иеровоама и потомков, которые украдут царство, удержат его, и приведут народ к разрушению. Во сне Йосифа братья увидели угрозу. *) (291): кто сомневается в династии дома Давида, сомневается в Божественном Присутствии (430 в 82 - 110а). Йосиф, в глазах братьев, восстал против авторитета Иуды, против Шехины. В свой заговор братья включили Самого Бога.
*) Это пример того, как легко быть умным задним числом, когда все свершилось, и истории осталась позади. Если так рассуждать, то братьям прежде всего следовало уничтожить самих себя, наложить на себя руки, ибо именно они раскололи будущее единое царство на два, борющихся друг с другом, это они в Северном царстве обратились к идолопоклонству.
Интересна логика комментатора: Йосиф видел и поведал сон, который предупреждал братьев о том, что он для них опасен. Потрясающе!
Ведь именно эти 10 колен усомнились в правомочности царства Иуды, подняли восстание, откололись от него. Какая связь с Йосифом? Комментаторы пытаются оправдать жуткую попытку братьев убить Йосифа.
Если братья уже знали, что Иуда - будущий царь, они должны были подчиняться ему, исполнять его распоряжения. Но мы видим, что сам Иуда о своем будущем величии не догадывался, и его голос далеко не решающий. Иуда пытается смягчить жестокое решение братьев хитростью, а не приказом. В конечном итоге, все вышло именно по совету Иуды. Он неосознанно прокладывал путь будущему царству.
Это подчерк аШема. При всей свободе воли людей, они, соглашаясь или протестуя, поступая праведно или грешно, в конечном итоге, осуществляют планы Бога.
Вот основание поступка братьев. Да, они ошиблись, но привели в движение великие события. Йосиф попал в Египет, и Яков пошел за ним. Так должно было быть. Яков послал Йосифа к братьям из долины Хеврона (37:14). (1): но Хеврон находится в горах?
אלא מעצה עמוקה של אתו צדיק הקבור בחברון לקים מה שנאמר לאברהם בין הבתרים כי גר יהיה זרעך
Это глубокий (עמק = עמוקה) замысел цадика (Авраама) из Хеврона исполнить, сказанное Аврааму между Частями (15:16): "Твои потомки будут пришельцами".
Разумеется, не Авраам будучи 100 лет в могиле задумал и посоветовал это.
Пришел период рабства, который превратит семью Якова в народ и приведет к Торе. Ни Яков, ни Йосиф, ни братья не знали, что это часть Божественного Созидания.
А ранее комментаторы сказали, что им было известно о 12-ти коленах, о царстве Иуды, о Леви священослужителе, и Иссахаре - мудреце Торы.
Братья не доверяли снам Йосифа, *) мечтателя (37:19), осудили его на смерть за бунт, посмотреть на его сны (37:20). (*) Но Бог сказал: Мы увидим, чье желание исполнится, Мое или ваше. Продажа Йосифа в рабство это план Бога. (**)
*) Если братья не доверяли снам Йосифа, то зачем издевались над ним, хотели убить. "Не доверяли" означает: Пусть болтает эту чепуху. Наплевать и забыть! Нет, братья полностью верили снам и хотели предотвратить пророчество.
То есть, братья не только не уважали отца, не только не жалели его, фактически убили, убив Йосифа, но они не верили в могущество аШема, полагая, что у Йосифа собственный Бог, который поможет узурпировать власть над ними.
(*) Никакого суда не было. Йосифа схватили и без суда и следствия, не выслушав ничьего мнения (он умолял выслушать его), просто убили.
(**) Как же мудрые братья Йосифа, которым известно все на сотни лет вперед, не слышали голос Бога, который соревновался с ними: посмотрим, чья возьмет! Мало того, они даже взяли Бога в миньян для сокрытия преступления.
Они сделали его рабом, а раб никогда не будет царем. Но Бог думал иначе: Йосиф будет царем, куда бы ни пошел. Раб Потифара, он правил его домом; заключенный, он правил тюрьмой; презренный еврей, он правил всей страной, и другие народы пришли к нему просить еду. Вся семья поклонилась ему. Так осуществились его сны! Наш отец Яков должен был спуститься в Египет в цепях и ошейнике. Сказал Бог: "Он Мой первородный, Я не опущу его в унижении. Я введу сына перед ним, и он спуститься за ним с почетом" (172 - 86:2; 160 - 89б). Яков и семья должны были прийти в Египет. Бог смешал милосердие с необходимостью и привел Якова в ненавистный Египет в комфорте и уважении (37:25). Судьба Йосифа неизбежна, но источник его страданий - праведные братья? Бог использовал их для выполнения Своей воли. За что они были наказаны?
Никого не заставляют совершать зло. Бог не вмешивается в свободу человека; это основной принцип иудаизма. Но интеллект человека ограничен, чтобы понять, как быть свободным перед силами, толкающими его куда-то. Возможность созидать дана тому, кто заслужил это право, а возможность грешить - тому, кто грешил. (291): Право у тех, кто заслужил и спрос с тех, кто обязан (160 - 32а).
Классический пример, как зло творит добро! И все в рамках законов. Человек может грешить или поступать праведно. Грешник отвечает за грехи, а праведник вознаграждается. Но человек никогда не знает последствий своих поступков, тем более - отдаленных последствий.
Зависть, ненависть застилают человеку разум, и он совершает то, что никогда бы не совершил по трезвому размышлению. Братья продавая Йосифа в рабство, по сути, продают в рабство самих себя. Таковы Его законы.
Праведник всегда может сделать добро. А для греха Бог ищет грешника. Грешник - инструментом вреда. Почему братья, жаждущие единства Израиля, убили Йосифа?
Это вопрос из тех, которые возникают при чтении Торы во множестве мест и различных обстоятельств. Почему Авраам, так верящий Богу, преданный ему, спустился в Египет из-за голода? Почему он испугался египтян и Фараона, отдал Сару? Ведь он продал ее Фараону так же, как братья продали Йосифа. Разве поступок Авраама не такой, как поступок братьев? А Яков украл благословение первородства, совершив откровенный обман слепого отца!
За всем этим стоит Бог, который, пользуясь ограниченностью людей, осуществляет Свои цели. Эти глубочайшие философские проблемы Торы предстоит решать потомкам. Без этого не решить загадку мироздания. Тора привела их в назидание, чтобы читатель извлек уроки.
Они ненавидели его ... (37:4), ... завидовали ему ... (37:11). Ненависть, зависть обычны среди братьев. Но они не достойны детей Якова, основателей племен Бога. Рассказ о Йосифе и братьях наиболее запутанный в Торе. Не ответить на все вопросы, которые он поднимает.
(484 в 172 - 71:2): весь народ - потомки Йосифа, его святости. *) (6; 172 - 87:8): Красное Море расступилось, чтобы Израиль пронес останками Йосифа (384 - 114:3). Он решил прийти к ней, и его желание было сильнее, чем любого человека, ибо он хотел исполнить мицву. Но он подавил его, познав истину, и его триумф еще более велик. Тот, кто освобождается от греха или исполняет команду ради Бога, как Йосиф, освящает Имя Бога (5; 485 - 5:10).
*) Ах, какое прекрасное замечания рабби Шимона Бен Йохай (484): Все ашкеназы - духовные потомки Йосифа, его святости.
Глава 37
1. Хроника Якова и потомства.
וישב יעקב בארץ מגורי אביו - И поселился Яков в земле проживания отца. (*)
Эсав ушел в другие земли (36:6), а Яков остался на земле отца как первородный (116). Потомки Эсава стали вечными хозяевами захваченной земли (36:43). *) Яков был чужаком в Ханаане, земле своего наследия. Пророчество - потомство Авраама будет чужим (15:13) и овладеет землей - было исполнено лишь через потомство Якова (2). Тора: וישב, осел вместо ויגר, жил чужаком. (6): Яков хотел поселиться спокойно, но беда Йосифа не дала. (1): Бог: "Разве ему мало того, что накоплено им в Мире Грядущем, он ожидает легкой жизни в Этом Мире?"
(*) Фраза подчеркивает: Яков осел постоянно в земле, где его отец был поселенцем, чужаком.
*) Кто сейчас живет на земле вечного владения Эсава? Арабы, ишмаэлиты. Какое же это вечное владение? В прошлом ишмаэлиты изгнали потомков Эсава из Сеира, а теперь они гонят их из Европы и других мест проживания.
Старые тексты Раши (1) добавляют параллели из (6): Верблюды пришли в город, груженные льном. Кузнец спросил с удивлением, куда весь этот лен можно сложить. "Не беспокойся - ответил умный человек. - Одна искра твоего молота и все превратится в пламя!" (6): Когда Яков узнал о множестве вождей Эсава, его поразил страх: "Как можно когда-нибудь завоевать их? - Спросил он. Бог ответил: Ты их боишься? Одна искра Йосифа, *) и они уйдут с пламенем!" И так, список вождей Эдома: Имеются потомки Якова - Йосиф. (331 - 1:18): Дом Якова будет огнем, и дом Йосифа пламя, и дом Эсава стерня; они сожгут ее и поглотят. (1 - 30:25): с рождением Йосифа, Яков почувствовал себя уверенным, оставил Лавана и вернулся в Ханаан, не опасаясь Эсава.