Выражение ויהי אחר כו' в отличие от выражения ויהי אחרי כו', означает, что это произошло вскоре после предыдущего события, или как его результат (1 к 39:7; 28 к 22:20). *) Начинается рассказ о заключении в тюрьму двух придворных - прямой результат скандала жены Потифара, чтобы поднять Йосифа на высокое положение (1). Для подъема Йосифа к величию нужны два человека для противоположного толкования Йосифом их снов и судеб (32; 17).
*) По утверждению Раши (1) и Мизрахи (28) выражение ויהי אחר כו', и было после этого означает, что последующее произошло вскоре после предыдущего, когда Йосифа поместили в тюрьму. Но тогда утверждение Мудрецов Торы (164, 178, 210), что Йосиф пробыл в тюрьме 10 лет, по году за каждого из 10 братьев, до того, как туда поместили опальных министров Фараона, не соответствует действительности, ибо здесь начинается рассказ о министрах, которые попали в тюрьму и познакомились с Йосифом вскоре (ויהי אחר כו') после того, как туда попал Йосиф, а через год был день рождения Фараона, и один из них был помилован, а другой - повешен. И еще через 2 года Йосиф встал перед Фараоном разгадывать его сны.
חטאו משקה מלך מצרים והאפה, Согрешили виночерпий царя Египта и его пекарь.
Не справились с обязанностями. В бокал вина попала муха, а в хлебе был найден камешек (1; 6). (6): их обвинили в попытке отравить Фараона, положить яд в вино и хлеб (13). (173; 470): Провидение организовало муху в вине и камешек в хлебе, начав цепь событий, поднявших Йосифа к величию. (1): виночерпий был затем возвращен в прежнее положение (21), а пекарь - убит, ибо нарушение виночерпия было менее серьезным, чем пекаря: муха могла упасть в последний момент, и не была в чаше с вином, когда виночерпий приготовил его и преподнес. Пекарь, же, виновен в пренебрежении, ибо камешек был в тесте и в печи (28; 32; 204). Камешек мог задушить фараона, а дохлая муха безвредна (194).
לאדניהם למלך מצרים, Против их господина, царя Египта.
Их преступление против царя Египта было серьезным (24). (24): виночерпий был более виновен, ибо был обязан заметить, что упало в напиток Фараона, а пекарь не мог знать, что в хлебе есть камешек. И в 2 царский гнев больше на виночерпия, чем на пекаря, чья вина не прямая. Если бы Йосиф истолковал сны так, и фараон решил так, никто бы не принял серьезно роль Йосифа, ибо это естественный смысл а не великая проницательность и сверхестественная сила. Но события подняли Йосифа к величию.
Из рассуждения Мальбима (24) и других Мудрецов далее следует, что судьбу царедворцев решал не Фараон, а Йосиф. Именно он, толкуя сны, определил кого миловать, кого казнить. По их мнению будущее определилось толкованием снов.
2. ויקצף פרעה על שני סריסיו, И разгневался Фараон на обоих придворных.
Бог вынудил Фараона рассердиться на них, чтобы поднять Йосифа к величию. *) Аналогично Бог поднял Мордехая с помощью гнева Ахашвероша на Бигсана и Тереша (494 - 2:21; 6; 111; 121 - 13б). (3): סריסים - придворные. (2): סריסים, - евнухи, ибо были кастрированы и входили в женскую часть дворца.
И точно также Бог вынуждает каждого человека на земле гневаться, казнить или миловать, любить или ненавидеть. Фараон - яркий пример управления человеком со стороны Бога.
על שר המשקים ועל שר האופים, На главного виночерпия и на главного пекаря.
Ибо недосмотрели (17) и согрешили. (16): для народа они были שרים, министры, но для царя они были סריסיו, придворные (кастраты). Он мог бросить их в темницу при малейшем капризе (10).
3. מקום אשר יוסף אסור שם במשמר בית שר הטבחים אל-בית הסהר ויתן אתם, и отдал их под тюремную охрану главного Палача, место, где был Йосиф.
(16): заключив их в тюрьму Фараон не спешил, как Ахашверош, покаравший обвиненных чиновников (494 - 2:23). Это было часть запутанной ткани Провидения. Потифар отвечал за их охрану (4; 233). Провидение направило их в ту камеру, где был Йосиф (24). *) Все для того, чтобы спустить Якова в Египет и начать будущее изгнание (21).
Это работа Провидения через Потифара, который поместил их под надзор Йосифа, чтобы тот докладывал Потифару все, о чем говорили и думали опальные министры. У Йосифа уже был опыт в этом деле: он докладывал Якову все, что говорили братья.
4. וישרת אתם ויפקד שר הטבחים את יוסף אתם, И назначил главный Палач к ним Йосифа. И он прислуживал им.
(1): Йосиф служил им: жест уважения Потифара к падшим коллегам (32; 187; 4). Йосиф имел личный контакт с этими людьми - свидетельство направляющей руки Провидения (18; 24).
По мнению Мудрецов рука Провидения затем наказала Йосифа дополнительным 2-х летним заключением за использование личного контакта.
ויהיו ימים במשמר, И они провели в камере (много) дней.
12 месяцев (1). (289 - 57б): ימים, дни это год. Через три дня после дня рождения Фараона их поместили в тюрьму на год - полный цикл дней. Они были в тюрьме до следующего дня рождения, и их судьба определялась весь этот год (137). У политических заключенных Йосиф изучал работу правительства, как часть Божественного плана, и использовал это, когда стал править Египтом (18).
5. Сны начальников.
ויחלמו חלום שניהם איש חלמו בלילה אחד, И оба увидели сон. Каждый свой сон в одну и ту же ночь.
(1; 6): В 16 сказано: пекарь увидел, что Йосиф истолковал сон правильно. Ему приснилось, что виночерпий вернется на службу к Фараону (24; 16; 6 в 446 - 55б). Их сны не были фантазией (24). (16): нет ничего особенного во сне заключенного, что его освободят и вернут к обычным занятиям. Но оба сна в эту ночь были весьма подобны. (481): это был вечер 1-го Тишрей, Рош аШана. Судьбы людей и народов определяются в этот день, и они придали особое значение снам, определившим их судьбы в грядущем году. (65 - 10а; 158): сны на Рош аШана благоприятны.
איש כפתרון חלמו המשקה והאפה אשר למלך מצרים - Каждый по собственному толкованию его сна, виночерпий и пекарь царя египетского.
Каждый сон согласовывался с толкованием (1). Главный виночерпий видел сон о вине, символе веселья, а главный пекарь - сон о птице, клюющей пищу, которую он нес царю, символ печали (140). Но они не знали толкования. Их сны и их будущее истолковал Йосеф (202; 538; 4; 7; 2). (116): Каждый видел сон, достойный толкования, а не фантазию. Сны были такими реальными, что, не хватало мелочи, чтобы понять их (16). (1; 6): Каждый видел сон, толковавший сон другого: виночерпий видел повешенного пекаря, а пекарь видел виночерпия в прежней должности (13). (217): (6) намекает, что один видел человека, продвинутого с честью, а другой - повешенного, но они не знали, кто эти люди.
6. וירא אתם והנם זעפים ויבא אליהם יוסף בבקר, И утром пришел к ним Йосиф. *) И видит их. А они угрюмы (1).
(18; 6): Йосиф приходил выполнять их просьбы. זעף, сердиться, негодовать (7). (4): возбужденные, расстроенные, как в (328 - 1:15): Море прекратило מזעפו, свой гнев; волнение. (16): И вот они мрачные. זעף искажение лица, вместо обычного живого выражения на лице беспокойство.
*) Здесь ויבא אליהם יוסף בבקר, и утром пришел к ним Йосиф, местоимение אליהם, к ним - явный намек на Элоким, אלהים. Мы увидим это вскоре в (8).
7. ושאל את סריסי פרעה אשר אתו במשמר בית אדניו, И спросил министров Фараона, которые были с ним под стражей его хозяина.
Зачем это многословие вместо: И спросил их? Йосиф полностью уверен в себе. Он презренный, иноземный раб спросил придворных Фараона, предложил истолковать сны, рискуя ошибиться при толковании (2). (17): Йосиф обслуживал их и поэтому спросил. (138): Йосиф не боялся - они были сокамерники.
Тюремный опыт автора подсказывает, что придворных Фараона посадили в пресс-хату, где Йосиф был шнырем и наседкой и докладывал обо всем своему хозяину Потифару, а тот передавал Фараону. Поэтому Йосифу нечего было бояться. Он знал, куда идут его сообщения и ничем не рисковал.
Сны обоих были приговором Небесного суда, который им вручили этой ночью. Утром пробудившись они вернулись с ночного суда своей судьбы в камеру, а Йосиф их встретил и спрашивает: Чего такие печальные? Приговор получили?
Аналогичный случай был у автора, когда он весьма злой вернулся после (земного) суда в камеру, а наседка (стукач) спросил его: Чего такой злой? Приговор получил?
מדוע פניכם רעים היום, Чем вы расстроены сегодня?
Йосиф понял - придворные Фараона это знак Провидения и важны для его судьбы. Его очень интересовало их настроение (422).
Он явно допрашивает их. Зачем? Для кого?
8. חלום חלמנו ופתר אין אתו, Приснился нам сон, и некому разгадать его.
Как объяснить этот сон? Видимо, они обращались к толкователям, но не смогли разгадать его. (2; 52): никто в мире не мог истолковать эти сны. В случае Фараона толкования были, но они не удовлетворяли Фараона (41:8). (138): а в тюрьме не было толкователей.
Дело было утром, и Йосиф первым увидел их.
הלוא לאלהים פתרנים ספרו-נא לי, Разве толкования не от Элоким? *) Прошу, расскажите мне.
Бог посылает сны, и Он дает мудрость толковать их, чтобы сон не пропал по-напрасну. Расскажите мне: возможно, Бог даст мне мудрость толкования (7). Толкование снов принадлежит лишь Богу: Он, посылает сны для предсказания событий, которые Ему желательны. А исполнение снов лишь от Бога (4; 12). (2; 4): его нельзя винить за предсказание злой судьбы. (2; 7): Толкование всех снов у Бога. Он открывает это, кому хочет. Расскажите мне ваши сны; возможно Он откроет мне их толкование. (17): Человек умудрен толковать сны лишь потому, что создан в образе Бога; и я могу обрести эту мудрость. *) Если сны имеют значение, то Бог дает их толкование кому-то (16). Сны это откровения, и боговдохновенный человек распознает их (70).
*) Вот тут Йосиф им прямо говорит, как мы предположили в (6), что он предстает перед ними как Элоким: הלוא לאלהים פתרנים, разве толкования не Элоким?
ספרו-נא לי, Расскажите мне, прошу.
(52): расскажите мне теперь: толкование имеет смысл не позднее следующего дня. И Йосиф просил, чтобы сон был рассказан прежде, чем будет поздно. И если сны исполняются по их толкованиям, то Йосиф хотел опередить иные толкования, и иные реализации. (23) отмечает случай 24-х толкований одного сна и их осуществление. (52) это в случае, если толкования не противоречивы; а иначе лишь первое (толкование) оправдывается, и Йосиф не хотел упустить возможность.
Итак, судьбу придворных решал, по мнению Мудрецов Торы, сам Йосиф: как истолковал, так все и исполнилось. Толковал бы по-иному, и исполнилось бы по-иному. Кажется наивно и не логично. Но если принять во внимание, что и сами происшествия, приведшие этих придворных в тюрьму к Йосифу, и эти сны, и их толкование Йосифом, а затем исполнение предсказаний Фараоном, все это дело Воли Бога, то нельзя отрицать, что все исполнялось именно по толкованию Йосифа, являвшего само Провидение.
Полушуточная модель того, что придворные сидели в пресс-хате, и Йосиф стучал на них своему хозяину Потифару, а тот прямиком Фараону, может найти дополнительное подтверждение именно в этих рассуждениях Ор аХаим (52): Йосиф боялся, что кроме него в камере или в тюрьме есть еще стукачи, которые первыми, раньше его, донесут Потифару и Фараону о снах (сокровенных мыслях) этих придворных, и тогда лавры достанутся не Йосифу, а кому-то другому. Ну а осуществление предсказания снов было делом Самого Господа Бога, через посредство Фараона, который сделал все по толкованию Йосифа, между делом выяснившего, кто из них был настоящим преступником (пекарь), а кто совершил незначительную оплошность. Не исключено также, что именно эти сны и выдали настоящие опасения и страхи обоих, хорошо знавших, что и как они замышляли против Фараона. Это очень напоминает заговор против царя в книге Эстер и доклад Мордехая об этом царю Ахашверошу.
9. ויספר שר-המשקים את-חלמו ליוסף ויאמר לו בחלומי והנה-גפן לפני, И рассказал главный виночерпий свой сон Йосифу, и сказал ему: приснилось мне: вот передо мной виноград.
הנה, вот, означает, что это не фантазия. Это слово (смотри! взгляни!) вводит что-то явно реальное (12). (2): В моем сне была виноградная кисть. (4): все физические объекты в снах - виртуальны, не реальны, ибо сны визуальны, неосязаемы.
10. הבשילו אשכלתיה ענבים והוא כפרחת עלתה נצה ובגפן שלשה שריגם, И у винограда три лозы (ветви). *) И вот расцвела почка, поспели гроздья винограда.
Обычно у виноградной лозы больше, чем 3 ветви. Йосиф придает особое значение этому числу (45). (1): И вот она (почка) распустилась, и из почки расцвел цветок. נץ, бутон - следующая стадия развития פרח, цветка. (2): приставка כ, как, когда означает безотлагательность, незамедлительность. Как только бутон расцел его гроздья превратились в зрелый виноград. Из быстрого развития 3-х лоз Йосиф делает вывод: сон осуществится через 3 дня, а не 3 месяца или года.
שריג, виноградная лоза, ветвь но также тройная решетка, за которой они в те дни находились, но также גרש, изгнание, которое явится результатом разгадки этого сна, но также גשר, наводить мосты, устанавливать связь с Богом то, чем занимался Йосиф в Египте и евреи во все времена.
11. ואתן את הכוס על-כף פרעה ואשחט אתם אל כוס פרעה וכוס פרעה בידי, И чаша Фараона у меня в руке. И я выдавил их в чашу Фараона. И дал чашу в руку Фараона.
(539 - 10:1): 4 чаши, которые пьют в вечер Седер Песах - как 4 упоминания слова "чаша" здесь. Глагол שחט в Писании больше нигде не появляется. (1; 3): выдавил, в Мишне (54) термин סחט, выжимать. *) Фараон принял чашу (16).
*) Пример замены ש на ס: שחט = סחט!
12. Толкование.
ויאמר לו יוסף זה פתרנו שלשת השרגים שלשת ימים הם, И сказал ему Йосиф: вот толкование. Три лозы это три дня (1).
Ты дал мне хорошее направление, и я дам тебе хорошее направление (6).
Вино - Каббалистический символ Израиля (444 - 10:1). *) (70): Йосиф убежден: эта встреча с царедворцами судьба линии Авраама. Он обрадовался чудесному поспеванию вина - 3 расцветшие лозы, немедленно принесшие сочные гроздья. Йосиф связал этот сон с расцветом своего народа. (6): Ты принес мне добрые вести, и я дам тебе добрую весть. (540): Народ Израиля подобен вину: Его ветви - аристократия, его лозы - учителя, его листья - обычный народ, его веточки - те в Израиле, что избегают обучения. Это смысл послания из Эрец Исраэль общине в Вавилон: Пусть лозы молят о листьях, ибо без листьев лозы не смогут существовать: каждый класс важен для процветания общины (131 - 92а). (4): Йосиф знал: 3 лозы - 3 дня до дня рождения Фараона, и будет пир. (7; 2; 53): из быстрого созревания винограда Йосиф знал, что сон исполнится вскоре; и самый короткий промежуток времени - 3 дня. (18): Йосиф удачно истолковал этот сон благодаря Божественному вдохновению; а не своей мудрости.
Мудрость Йосифа и любого человека есть Божественное вдохновение!
*) Гематрия слова יין, вино = 70 = гематрии слова סוד, секрет = 70. Каббалистический символ Израиля יין, вино означает, что каббалистический символ Израиля - סוד, секрет!
13. ונתת כוס-פרעה בידו כמשפט הראשון אשר היית משקהו והשיבך על-כנך בעוד שלשת ימים ישא פרעה את ראשך, Через три дня поднимет (простит) Фараон твою голову и вернет тебя на твое место. И подашь кубок в руку Фараону, как главное право, которое было у тебя, когда был виночерпием.
Фараон соберет вельмож и посчитает тебя среди них (1; 18). (4; 7): его голова будет поднята вверх из нынешнего положения. Фараон поверит тебе и возьмет у тебя чашу, не требуя, чтобы ты пробовал вино первым (22).
14. Йосиф просит виночерпия заступиться за него.
כי אם-זכרתני אתך כאשר ייטב לך, Лишь бы ты вспомнил меня, когда он (Фараон) восстановит тебя.
Когда восстановишь свою позицию вспомни, что я сказал тебе сейчас, и сделай мне личное добро, напомни обо мне Фараону и вытащи меня отсюда (1; 24). Твой подъем к величию по моему толкованию будет таким большим, что тебе нужно будет лишь упомянуть обо мне Фараону, чтобы освободить из тюрьмы, и он наверняка прислушается к тебе (116). (1; 2; 7; 138): Если ты вспомнишь меня, когда все наладится, упомяни обо мне Фараону и освободи меня. Йосиф просил виночерпия: вспомнить его и напомнить о нем Фараону. Но в 23: главный виночерпий не вспомнил Йосифа; и не упомянул о нем Фараону (44; 21). *) Слово אתך, с тобой: окажи мне милость какую оказали тебе, освободи из тюрьмы (2).
*) Но это не верно. Главный виночерпий вспомнил о Йосифе, предложил его услуги Фараону в наиболее подходящий момент, что сделало Йосифа самым главным в Египте после Фараона.
ועשית-נא עמדי חסד והזכרתני אל-פרעה והוצאתני מן-הבית הזה, И окажи, прошу, мне милость и напомни обо мне Фараону. И выведи меня из этого дома. *)
Заступись за меня перед Фараоном. Он оценит твои слова, ибо ты важный человек (7). Сделай одолжение, сообщи, что есть слуга, достойный царской службы. Когда вернешься к прежней позиции, представь меня, как юношу, который служит хорошо в темнице, чтобы стать твоим личным слугой. Упомяни мое имя, освободи меня отсюда (2; 140; 17). Дай мне свободу (138).
Йосиф явно замахнулся обойти Потифара, своего хозяина, стал действовать за его спиной, через его голову. Почему сам Потифар не скажет Фараону, что Йосиф невиновен и прекрасный слуга?
*) Не только из тюрьмы, но и из дома Потифара.
Неожиданно пришла жуткая мысль!
Продав Йосифа в рабство, братья, по существу, продали в рабство самих себя. Йосиф никогда не был освобожден из рабства. Он лишь переходил из одной позиции раба, более низкой, в другую, более высокую. И даже заняв пост вице-фараона, он остался таким же рабом, каким был в свой первый день прибытия в Египет. И когда вся семья вместе с Яковом прибыла в Египет по приглашению фараона, она прибыла туда в статусе самого Йосифа, в статусе раба, пусть очень важного, но раба Фараона. Вот почему, при следующем Фараоне их статус был так четко явлен и закреплен. И это было нужно не только Фараону, но и Провидению, которому нужна безпрекословная власть и владение человеком и народом, его полное и абсолютное подчинение.
Как видим, очень дорого братьям Йосифа обошлись те 20 серебренников - предложение Иуды. Они по существу продали свою свободу вольных независимых пастухов за кусок египетского хлеба. Потом через 300 лет в пустыне их потомки прямо об этом говорят: мы ушли от горшков мяса и лука в пустыню помирать с голоду.
Йосиф понадеялся на виночерпия вместо надежды на Бога, и его тюремное заключение было продлено на 2 года - с 10 до 12 лет (178; 164; 210 - 7:1).
Похоже, Потифар узнал о попытке Йосифа действовать в обход, через его голову прямо на Фараона, и за это наказал Йосифа еще двумя годами заключения.
Или он посадил Йосифа бессрочно, или знал заранее, еще при посадке Йосифа, что тот попросит через 10 лет опального главного виночерпия о заступничестве и сразу дал Йосифу вместо 10 лет заключения 12 лет. Во всяком случае, он почему-то продлил тюремный срок Йосифа и только лично Фараон освободил (помиловал) Йосифа и прибрал его к своим рукам. Интересно, как Мудрецы Торы узнали о 10-летнем приговоре Йосифа? А знал ли Йосиф, что его 10-ти летний срок подходит к концу в момент освобождения главного виночерпия? Зачем он просил о заступничестве перед Фараоном? Ведь он должен был вскоре освободиться?
Тут возникла совершенно запутанная ситуация со сроком заключения Йосифа. Судя по всему Йосиф был посажен в тюрьму пожизненно.
(21): Йосиф просил помощи виночерпия, полагая, что Провидение поместило его в темницу для принесения чуда. Йосиф знал, что Бог помогает праведникам естественным путем. Он был прав, но это был его грех; он должен был позволить Богу действовать Его путем. *) Большинство (291) не видят ничего плохого в помощи человека, который может быть инструментом Провидения. Вопреки неудачам, Йосиф был уверен в Боге; никогда не обвинял, не жаловался, не оправдывался. А тут его вера в Бога слегка поколебалась! Для Йосифа, это величайший грех (422). (40 к 41:1): Если бы виночерпий упомянул Фараону о Йосифе, что бы сделал Йосиф, после освобождения - открыл контору по толкованию снов? (*) Поэтому Провидение продержало его в тюрьме еще 2 года, пока Фараон сам увидел сон, и Йосиф достиг величия. Эти 2 года тюрьмы были Божьей милостью: Йосиф учился у политических узников поведению царского двора.
*) Эти рассуждения так же наивны, как в известном анекдоте о глубоко верующем еврее во время наводнения (он не хотел спасаться на лодке, которую ему предлагали люди много раз, ожидая, пока его спасет Сам Бог) и так погиб. Вот и тут какие-то смешные рассуждения о грехе и наказании Йосифа за то, что он обратился за помощью к человеку - виночерпию а не понадеялся на Бога. Но ведь именно виночерпий напомнил Фараону о Йосифе и вытащил его из тюрьмы. А Тора пишет, что виночерпий забыл о Йосифе, лишь для того, чтобы читатель хоть немного учился думать самостоятельно, без разжевывания всего в Торе. Это как в случае с Потопом: И вспомнил Бог о Ное...
(*) Странные рассуждения Мидраш аГадоль (40). Ведь Йосиф раб! Он принадлежит Потифару. О какой конторе по разгадыванию снов может идти речь?!
Возникает вопрос: Что лучше для человека: быть знатным вельможей, вторым после Фараона в величайшей державе мира того времени и оставаться рабом и собственностью Фараона, или быть бедным, но абсолютно свободным пастухом и быть в зависимости только от одного единственного повелителя - Господа Бога? Братья Йосифа и его отец Яков поменяли (может быть и неосознанно, но поменяли) свою свободу и независимость бедных и голодных пастухов Ханаана на сытую и обеспеченную жизнь рабов Египта. Они напомнят об этом Моше позднее в пустыне жалуясь на отсутствие воды и еды.
15. Я не раб по рождению. Я невиновен и не должен быть здесь! (116; 2).
Но в Египте он оказался в положении раба, его таким сделали собственные братья. А затем, приняв его предложение, спустившись в Египет за хлебом, они все сами стали рабами. Так он мстил братьям.
כי גנב גנבתי מארץ העברים, Ибо я был похищен из земли еврейской.
Четвертое упоминание названия иври в Торе.
(416 - 2:5): Бог отказал Моше быть похороненным в Эрец Исраэль: Тот, кто признает ее своей землей будет похоронен в ней, тот, кто не признает ее своей землей, не будет похоронен в ней. Йосиф презрительно назван женой Потифара איש עברי, еврей (39:14), и не отрицал этого; даже в тюрьме он называл себя евреем. Поэтому он заслужил право быть похороненным в Эрец Исраэль. Но Моше назвал себя дочерям Итро египтянином (157 - 2:19), а не евреем. И не был похоронен в Эрец Исраэль. Но Йосиф не родился в еврейской земле. (6): после того, как Эрец Исраэль была завещана Аврааму, еврей принадлежит Святой Земле, независимо от того, где он родился (541). Йосиф был рабом, попал в темницу за постыдное преступление, но не скрывал, что еврей, и ждал признания невиновности, как достоинство его родины (422).
Совершенно непонятна мысль рабби Мунка (422): в чем достоинство и позор еврейского происхождения да еще в те далекие годы, когда о существовании евреев и их земле не знал никто, кроме крошечной кучки (70 человек), затерянных в пустыне людей.
Земля евреев (иврим) - Хеврон, где проживали Авраам, Исаак и Яков. Авраам, великий патриарх был благословлен: Я сделаю твое имя великим (12:1), был назван иври- еврей (14:13), ибо прибыл מעבר, из-за (через) Ефрат. Его потомки названы иври (евреи), чтобы отделиться от ханаанских народов, и это имя осталось именем Израиля навсегда. Йосиф назвался Потифару евреем (39:14). Территория вокруг Хеврона, где они проживали, называлась землей ивриим (еврейской землей), потомков Авраама, принца Бога в глазах народов (23:6) (2).
Еще раз об עברי - מעבר.
Корень слова עבר, еврей имеет много различных значений: переходить, проходить, зачать, стать беременной, былое, прошлое, зародыш, переход, переправа. Но почему этим странным именем были названы лишь потомки Авраама, а не потомки и ученики Эвера? И почему их язык назван ивритом?
Вряд-ли причина в том, что Авраам перешел реку. Миллионы людей пересекали эту реку. Объяснение совершенно не раскрывает имени Авраама. В этом термине есть нечто более глубокое и содержательное, бросающее свет на роль и судьбу евреев, которые упорно придерживаются этого более древнего имени, чем сыны Якова или израильтяне, не говоря уже об иудеях. Имя еврей включает в себя как верующих - иудеев, так и не верующих - детей Якова, как жителей нынешнего и древнего Израиля, израильтян, так и тех, кто жил и живет в рассеянии. Еврей - истинный потомок Авраама, исполнитель его сверх задачи, которая явно не состояла в пересечении реки Евфрат. В момент (перехода через реку) эта сверхзадача Авраама лишь началась. И она продолжается поныне во всех живущих на земле и будущих потомках Авраама.
В чем эта сверхзадача?
Авраам и евреи вышли за пределы, из пределов, совершили переход, перешли в иное (духовное) измерение. И как следствие этого, стали зародышем нового человечества, беремены новым человечеством, которое еще впереди. Евреи вслед Аврааму создали связь, переправу, переход из материального мира человека в духовный мир Бога. Они соединили собой, прорубили тунель, переход - маавар из мира материального за его пределы - меэвер - в мир духовный.
וגם-פה לא-עשיתי מאומה כי-שמו אתי בבור, И даже здесь я не сделал ничего, за что был посажен в яму.
Я верю, Фараон выслушает тебя и освободит меня (17). Здесь впервые Йосиф говорит о невиновности. Слово Йосифа בור, яма, это та яма, в которую братья бросили его (37:24): Я не совершил ничего, за что меня бросили в яму.
16. Сон пекаря.
וירא שר האפים כי טוב פתר, И увидел главный пекарь, что он истолковал хорошо.
Учел каждую деталь (138). טוב, хорошо, благоприятно. Главный пекарь был не уверен в Йосифе и не хотел рассказывать сон. Он видел в Йосифе простого раба, не способного толковать сны (18). Но благоприятное толкование сна товарища обрадовало его, и он рассказал свой сон, ожидая хорошего толкования (2). Он надеялся на это, ибо исполнение сна зависит от толкования; и (22) их судьбы были по толкованию Йосифа (17; 4). (23): Пекарь узнал о правильном толковании Йосифом сна виночерпия из собственного сна (92 - 55б; 52). (116): он знал, толкование правильное, ибо правда говорит сама за себя.
ויאמר אל-יוסף אף-אני בחלומי והנה שלשה סלי חרי על-ראשי, И сказал Йосифу: я тоже в своем сне. И вот! Три плетенные корзины лепешек (огорчений) на моей голове
И я видел сон (53). Слово אף, также, имеет и другой смысл - гнев. (6): уже это слово предсказывает пекарю зло. Три героя Писания начали с אף и погибли с אף, гневом: Змей (3:1); Корах (181 - 16:14); Аман (494 - 5:12). (1; 4; 2 к 9): дырявые корзины, ибо слово חרי от слова חור, дыра. Корзины плетенные из ивовых прутьев. (2; 30; 4): חור, белый, а (542 - 2:6): חיורי, белое печенье. (530): חורי, очень тонкие лепешки белого хлеба. (2): корзина белого хлеба для Фараона. (6): 3 корзины - это Могущество, которое подчинит Израиль в изгнаниях.
17. והעוף אכל מן-הסל מעל ראשי ובסל העליון מכל מאכל פרעה מעשה אפה, И в самой верхней корзине из всякой еды Фараона - выпечка пекаря. *) И птица ела из корзины над моей головой.
Вся еда в корзинах для Фараона ... (16). Слово עוף, птица. (16): Лишь пекарь видел птиц, поедавших его изделия. Они нагло ели хлеб Фараона из корзины на голове пекаря, и он не мог остановить их! Ни одна птица не осмелится так поступать. Птицы - символ врагов Израиля, *) а Израиль сравнивают с хлебом. Птицы, поедающие выпечку, это страдания Израиля от врагов. Это неблагоприятное знамение для Израиля. Эти птицы - символ нападения на Израиль и его рассеяния (как в видении Авраама 15:11) всякий раз, когда Израиль пытается сбросить с себя ярмо Торы и отказаться от короны Небесного Царя, одетой на его голову (здесь - корзины) (164; 70; 52).
מעשה אפה, продукт гнева.
*) Мы помним (15:11) птиц, налетевших на рассеченных Авраамом животных. Но Авраам прогнал их. И вот теперь вновь этот символ.
18. זה פתרנו ויען יוסף ויאמר, И ответил Йосиф и сказал Вот его толкование.
(481): ответ Йосифа пекарю предваряется словом ויען, и он ответил, чего не было с виночерпием. Человек должен избегать дурных слухов, но спрошенный напрямик не должен лгать, не сообщать неприятные новости (263 - 402:12). Благоприятный сон виночерпия Йосиф объявил без запинки, и сам предложил толкование. Но сон пекаря предсказывал смерть, и Йосиф ויען, ответил ему лишь, когда пекарь настоял. Ты принес мне дурные предвестия, - сказал Йосиф (ибо в этом были не благоприятные символы для Израиля), - и я принесу тебе недобрые известия о тебе ... (6). (23): исполнение сна следует его толкованию, и если толкование благоприятное, то слова способствуют благопрятному результату, даже если они предназначены для злого поворота (83). Оба сна требовали одинакового толкования, ибо птица, поедающая пищу над головой пекаря, могла быть символом Фараона, восстановившего пекаря на посту (125 - 17). Но Йосиф знал истории министров, их статус во дворце, различия их преступлений: один - простительное упущение, а другой - большой недосмотр (12). У виночерпия и у пекаря - разные судьбы. Если бы Йосиф ошибся, пекарь, восстановив свое положение, уничтожил бы Йосифа за это толкование (18). (18): Божественное вдохновение руководило Йосифом в его толкованиях.
שלשת הסלים שלשת הימים הם, Три корзины это три дня.
(138): этот короткий промежуток от близости корзин во сне. (21): гематрия слов הסלים שלשת равна гематрии слов הם ימים שלשת.
19. בעוד שלשת ימים ישא פרעה את ראשך מעליך ותלה אותך על-עץ ואכל העוף את-בשרך מעליך, Через три дня снимет Фараон твою голову и повесит тебя на дереве, и птица будет клевать твою плоть. *)
Слова: ישא פרעה, снимет голову буквально: обезглавит тебя.
Из бесконечного множества удивительных моментов Торы необходимо отметить одну. Автор Писания хорошо знаком с психологией, с эмоциональным миром своих героев. И вся эта эмоциональная настроенность тонко отражена в грамматике текста, так, что читатель может легко проникнуть в настроение действующего лица, в чувства, которые обуревают им, в его сомнения и душевные колебания. Автор величайший знаток психологии героев Повествования. Это удивительная сторона Писания.
*) Вот поразительные свойства многозначности иврита: и в 13 для виночерпия и в 19 для пекаря написаны одни те же слова:
בעוד שלשת ימים ישא פרעה את ראשך, через три дня поднимет Фараон твою голову.
Но в 13 они означают подъем к прежнему величию, а в 19 - подъем головы через ее отсечение.
20. Пир в день рождения Фараона.
ויהי ביום השלישי יום הלדת את-פרעה ויעש משתה לכל-עבדיו וישא את ראש שר המשקים ואת-ראש שר האפים בתוך עבדיו, И был третьего дня день рождения Фараона. И устроил пир для всех придворных. И посчитал голову главного виночерпия и голову главного пекаря среди служащих (1).
(21; 7): У Фараона родился сын. Будущий Фараон унаследует трон. И царь устроил пир. משתה от слова שתה, пить, пир (17). Фараон позвал их на пир (1).
Знал ли Йосиф, что через три дня день рождения Фараона, что у Фараона родится сын?
21. וישב את-שר המשקים על משקהו ויתן הכוס על-כף פרעה, И вернул главного виночерпия к его напиткам и (он) подал чашу в руку Фараона.
22. כאשר פתר להם יוסף ואת שר האפים תלה, А главного пекаря повесил. Как Йосиф истолковал им.
(24): пекарь был менее виновен, чем виночерпий, но судьба каждого из них была определена толкованием Йосифа. Каждый получил судьбу, предсказанную Йосифом (6). Каждый сон, исполнился, как следствие толкования (17; 173). Провидение организовало их судьбы, доказав правдивость Йосифа, как предпосылку его подъема к величию (2; 24).
Кто-то из двоих должен был пострадать для создания контраста и подтверждения правдивости слов Йосифа. Бог выбрал пекаря, а Йосиф лишь объявил Его выбор. Но это и подтверждение роли Йосифа, наседки Фараона в камере министров.
23. ולא זכר שר המשקים את יוסף וישכחהו, И не вспомнил Йосифа главный виночерпий и забыл его.
Фраза избыточна: Главный виночерпий не вспомнил Йосифа в день освобождения; и не вспомнил его в будущем (1). (1): забывчивость виночерпия - наказание Провидения. Йосиф доверился виночерпию, а не Богу, и был осужден еще на 2 года тюрьмы. *) (240 - 7:1): Йосиф был заключен на 10 лет - по году за каждого брата, которых он оклеветал (37:2); но он доверился виночерпию дважды: זכרתני и והזכרתני, вспомни меня, и наказан дополнительным заключением (164).
*) Раши (1) не прав. Виночерпий забыл лишь потому, что не пришло время для воспоминания. Но он вспомнит Йосифа в подходящий момент.
Как бы Бог освободил Йосифа на 2 года раньше срока? Устроил бы голод раньше на 2 года, и привел бы евреев в Египет на 2 года раньше?
Виночерпий намеренно забыл Йосифа, выбросил из памяти (138). (6): Действительно главный виночерпий забыл Йосифа, но Бог не забыл.
Ну, как мог Виночерпий забыть о Йосифе? Ведь Йосиф был свидетелем его падения и его жалкого, униженного положения в тюрьме, когда ему приходилось общаться на равных с преступниками и рабами. Такой свидетель ему был не нужен.
Глава 41
Йосиф сказал виночерпию: "Вспомни меня ... и упомяни меня (Фараону)" (40:14) и к его сроку тюремного заключения было добавлено еще два года (172 - 89:3). Йосиф наказан 2 годами тюрьмы за поиск помощи виночерпия. Если он доверяет Богу, то почему "обратился к высокомерному", а если не доверял Богу, искал доверия у высокомерного, почему "сделал аШема своим доверителем"?
(6): Йосиф сурово наказан за то, что дозволено нормальному человеку. Он просидел 10 лет в египетской темнице в лучшие годы своей молодости. Впервые он имел возможность обратиться за помощью к человеку близкому к Фараону. Йосиф понимал, что 2 придворных и их сны посланы Небом для его освобождения, эти сны и их разгадка это Божественное вмешательство. Сообщив виночерпию о своей невиновности, он искал путь исполнения Божественной воли. В чем его преступление? Тора Израилю: и благословит аШем, твой Бог во всем, что ты сделаешь (398 - 15:18) и соберешь свое зерно (398 - 11:15): человек должен работать для своего существования, и Бог благословит его за это. Йосиф должен был искать путь к свободе (558).
Каждый еврей имеет 2 приказа, которые кажутся одинаковыми, но являются разными. Он должен верить в существование Бога и доверять Ему. (5; 559): Вера в Бога - главная команда, которая определяет командира. Команды Торы это законы Бога: первая из Десяти Заповедей: אנכי ה' אלהים, Я аШем, Элоким (157 - 20:2). *) Это утверждение устанавливает мицву להאמין, верить в аШема, как Бога, Властелина всего, который требует покорности Его Торе.
*) Заповедь: אנכי ה' אלהים, Я аШем Элоким гласит: "Я аШем Творец, Создатель". Элоким это Тот, Кто Творит, Кто претворяет в жизнь идеи аШема, Который есть духовная компонента Элоким. И эта фраза означает: Меня зовут аШем, Я твой отец... Да не будет у тебя других родителей.
Йосиф знал, что человеческое посредничество бессильно. Он достиг наиболее высоких степеней доверия Богу. Он знал, что Фараоны и виночерпии не имели для него никакого значения. Он надеялся лишь на Бога и довольствовался тем, что имел. Почему же он искал помощи виночерпия? Он верил, что виночерпий помещен в тюрьму, чтобы его спасти. Поэтому он попросил виночерпия сказать Фараону о себе.
Другой человек должен пахать, искать занятие, искать лучших докторов, использовать любые средства для спасения. Все это средства Бога, и эти усилия ставят нас высоко на шкале (318) в доверии Долгу. Но Йосиф, используя виночерпия, как средство Бога, унизил себя, и был наказан двумя дополнительными годами в тюрьме, чтобы выучить забытый им урок доверия (21 - 40:14).
(558): Мы не поймем величия Йосифа, если не увидим высокий стандарт поведения, который Бог ожидал от него.
(560): трудно представить духовное величие Йосифа. Йосиф мог приложить усилия для своего освобождения. Доверяя Богу мы обязаны искать естественные пути, а не чудеса. Но нельзя также хвататься за любую соломинку, даже если в этом нет никакого реального шанса на успех. Это провозглашение бессилия Бога. (6): Йосиф ошибся в виночерпии, чванливом эгоисте. Когда он был униженным заключенным, а Йосиф - надзирателем, когда он был запутавшимся сновидцем, а Йосиф - блестящим толкователем, он подобострастно вилял хвостом перед Йосифом, ища его расположения. Но он забыл Йосифа сразу после удачи. Йосиф не понял это, отчаялся и снизил доверие Богу.
А может быть, здесь все не так просто, как пытаются объяснить многоуважаемые Равины.
Во-первых, мы видим подтверждние того, что Йосиф таки был надсмотрщиком в тюрьме, то есть, что-то вроде шестерки-стукача в пресс-хате. Именно поэтому виночерпий был подобострастен с ним. А раз так, то он "стучал" Потифару, но понадеялся через виночерпия установить прямой контакт с Фараоном, в обход Потифара. И поэтому Потифар, узнав об этом, наказал Йосифа еще двумя годами заключения своим внутренним судом - что-то вроде крытки, БУРА или ПКТ (такая корова нужна самому).
Но есть и иной аспект этой истории:
Если забывчивость виночерпия - результат намеренного воздействия на его память Бога, в наказание Йосифу за его надежду на виночерпия, а не на Бога, то виночерпий в этом вопросе вовсе не виноват, точно так же, как он не виноват в том, что ему приснился его сон с тремя лозами. И этот сон не случаен, а есть начало строительства Богом дороги наверх, к Фараону, и дороги в изгнание всем евреям. Но так же не случайна и забывчивость виночерпия. Бог дал (сон), Бог взял (память) виночерпия. И сам виночерпий тут вовсе не при чем. Несчастный виночерпий играл роль инструмента возвышения Йосифа. И если бы Богу было угодно, виночерпий упомянул бы о Йосифе Фараону в час своего освобождения из темницы, а не через 2 года. Так что виночерпий лишь простейший инструмент в руках Творца.