Согласно Торе в мире возникло семьдесят народов. (6): каждый из народов находится под защитой своего ангела за исключением Израиля, защитником которого является непосредственно Бог. *)
Именно поэтому слова Торы, выгравированные на Скрижалях на Горе Эбаль, были написаны семьюдесятью языками, чтобы все народы могли их прочесть. По этой же причине, голос Бога на Синае разделился на семьдесят наречий (языков). Семьдесят волов приносились как искупительная жертва семидесяти народов.
Семьдесят членов Сангедрина соответствовали числу народов мира. Согласно Торе семьдесят детей Израиля пришли в Египет с Яаковом, что равнялось числу народов земли.
(137): параллели семидесяти народов: семьдесят языков, на которые была переведена Тора **), семьдесят жертвоприношений Скинии, семьдесят членов Сангедрина, семьдесят толковников Септуагинты.
*) Возникает большое сомнение относительно этого утверждения. Сомнение вызвано другим утверждением мудрецов Торы: Господь Бог использует другие народы мира как розги, которыми он стегает евреев за нарушения Его законов, мицвот. Это утверждение полностью опровергает утверждение, высказанное выше, ибо в таком случае все ангелы всех народов мира участвуют (не в защите, но) в нападении и в наказании евреев. Все народы мира под водительством своих ангелов тысячелетиями наказывают евреев за что-то. И получается, что управлением жизнью и судьбой евреев заняты помимо Бога еще семьдесят ангелов других народов, в то время, как над любым другим народом нависает лишь один, его собственный ангел. И это называется: у евреев нет ангела, а есть один лишь Бог?
Кто-нибудь пытался ответить на вопрос, чем объяснить эти числовые совпадения? Из здравого смысла следует, исходя из этих цифр, что евреи несут ответственность за все народы земли! Может быть евреи и есть те семьдесят ангелов, что аШем прикрепил к этим народам!?
**) Если Тора уже была переведена на семьдесят языков, то почему мудрецы считают несчастьем Септуагинту, перевод Торы на греческий язык, из-за которого через 300 лет были разрушены стены Иерусалима?
По версии יצב גבלות עמים למספר בני ישראל, "Он установил границы народов в соответствии с числом детей Израиля", (291): Бог создал семьдесят народов потому, что семья Якова насчитывала семьдесят человек, когда они прибыли в Египет. А по времени зависимость, казалось бы, была обратной: семья Якова при входе в Египет насчитывала семьдесят человек потому, что аШем создал семьдесят народов.
К чему этот символ, зачем было необходимо это соответствие в тот момент? Более того, в заключение сорока лет в пустыне, перед входом в Эрец Исраэль, Моисей прочел евреям Тору на семидесяти языках. Зачем, если его слушатели понимали только иврит?
(291): Каждый из семидесяти народов представляет собой уникальные свойства. Один отличается в военном искусстве, другой - в безнравственности, иной - в красоте и т.п. Все свойства этих народов присутствуют в Израиле. Бог хочет, чтобы все народы поднялись до этого величайшего духовного уровня.
Это разнообразие представлено в отдельных членах семьи Якова. И семьдесят языков, использованных Моисеем, параллельны семидесяти сторонам Торы, обращенным к одному из семидесяти свойств, которыми Бог населил мир.
Израиль как духовная модель и лидер мира, призван продемонстрировать, что величие может быть достигнуто каждым народом; что каждый тип характера может жить жизнью Торы. Вот почему значительная часть еврейской жизни вращается вокруг числа семьдесят, символизируя тот факт, что свойства каждого народа могут быть использованы для святых целей (291).
Таким образом, по мнению мудрецов, евреи должны вобрать в себя и представить собой свойства всех семидесяти народов мира как единое целое. Увы, но есть еще одна сторона этой не совсем понятной закономерности.
История Каина и Авеля показывает, что евреи, этот вечный авель (скорбь, траур) истории, призваны служить перманентной искупительной жертвой каинам всех семидесяти народов мира. В этом их предназначение, и именно это один из моментов символа 70.
Дети Яфета обитали отдельно и распространились далеко на морские острова. Потомки Хама и Сима, жили рядом друг с другом и селились на континентах. Расселение народов было чудесно вынужденным рассеянием, которое усилило уже наметившееся разделение по языкам и ментальности.
Слово לשון, кроме значения язык означает также изменяться, разниться, быть иным - לשנות, и разный, различный, отличающийся - שונה, а с предлогом ל оно означает: каждый по своему отличию, что подразумевает различия не только языковые, но и ментальные.
Человек использует речь, для того, чтобы выразить свое мнение отличное от мнения других. Для согласия с другими человеку не требуется особого языка, искусной речи. Достаточно лишь промычать "Угу" или же кивнуть, а то и вовсе промолчать (молчание знак согласия). А вот когда у тебя имеется свое особое мнение, когда ты не согласен и хочешь объяснить свою позицию, именно тогда тебе требуется членораздельная речь. В этом смысл слово לשון - язык есть проявление несогласия человека, его отличия и инакомыслия - שנה, шоне, отличие.
У многих народов земли слово язык означает одновременно и часть тела и речь человека.
От Яфета произошло 14 народов. От Хама - 30 народов.
Один из сыновей Хама, Нимрод провозгласил себя богом. Он был первым монархом. До него не было ни войн, ни правителей. Он поработил народ Вавилона, и они короновали его, после чего он пошел на Ассирию и построил великие города. При Навуходоносоре Вавилон стал центром империи.
Вавилон - символом рассеяния. Это был один из самых могущественных городов древнего мира. Империя Нимрода располагалась на территории, где собралось поколение перед Рассеянием, чтобы построить свою башню.
Потомки Кейнана, другого сына Хама, стали главами Ханаанейских народов, чьи земли были завещаны Аврааму. Но в период Рассеяния Бог поручил Ханаан нескольким народам до поры, пока Израиль будет готов принять ее.
Линия Сима (26 народов).
Среди детей Сима был Эвер, от которого произошли Патриархи. Он был родоначальником всех тех, что зовется "Сыны Эвера", ибо жили на другой стороне реки. Это трактовка (1), который понимал עבר как предлог через, относящийся ко всем тем, кто жил הנהר עבר за рекой.
Словосочетание אברם העברי, Авраам-аиври обычно переводится как Авраам-еврей, по (1): Авраам, пришедший с другой стороны реки. (17): те, кто верил Богу, были названы עברים иврим (евреи), вслед за их учителем Эвером. Сим, который также был их учителем, называется "отцом детей" Эвера, подразумевая под этим его студентов, потому, что студенты называются детьми своего учителя.
Возникает сомнение. Разве только Авраам переходил через реку? Вряд ли это название связано с физическим пересечением какой-то реки. Скорее оно говорит о том, что была преодолена пропасть между материальным миром и духовным. И, судя по Торе, это не было связано с человеком по имени Эвер. Первым этот шаг совершил Авраам. За это он и получил свое имя: Авраам-аиври. Именно Авраам установил связь человечества с Богом. Но никак не Эвер. Эвер учил чему-то своих учеников. Но ведь ни один из его учеников и ни один из сыновей Эвера не стали иври - евреями, не стали верующими в Бога Авраама (но не Сима и не Эвера). В Торе об этом нет ни слова. Так чему же учили своих студентов Эвер и Сим? Точно так же Тора не уточняет, когда именно появился в обиходе иврит, тот самый, которым кликали-величали Авраама.
Сим родил Арпахшада через два года после Потопа. Арпахшад родил Шелаха. Шеллах родил Эвера.
Эвер был одним из праведников того времени (6). Вслед за своим прадедом Симом он организовал ешиву. (2) ставит Эвера в ряду таких имен как - Энош, Метушелах, Ной и Сим - тех, кто признавал Бога, как Творца даже тогда, когда все другие служили идолам. Имя עבר относится к тем, кто пересек реку. Авраам иври пришел оттуда и, следовательно, потомки Авраама называются ивриим - евреи: (6): потому, что они пришли из-за реки, с другой стороны реки, и потому, что они потомки Эвера.
Но ведь никто из потомков Эвера не стал "иври", даже если они пришли с другой стороны реки.
(376): "Ваши предки жили на другой стороне реки в старые времена, и Я взял отца вашего Авраама с другой стороны реки". Яаков провел 14 лет в доме Эвера.
Но вот Исаак никакую реку не пересекал, но был "иври" - евреем!
Среди многих значений слова עבר-эвер есть понятие зародыш, убар, зарождать. Можно предположить, что в кличке эвер содержится намек на рождения нового народа - евреев, потомков Авраама, который первым провозгласил Имя Бога и Его законы, и стал родоначальником евреев, чего об Эвере сказать нельзя.
Слово эвер несет в себе также коннотацию "перехода с другой стороны" ... нашего мира, переход из мира физического в мир духовный. Это мост, который связывает духовный мир аШем - Элоким с материальным миром нашего бытия. Видимо, именно на это намекает аШем словами Иошуа (376): "Ваши предки жили на другой стороне реки в старые времена, и Я взял отца вашего Авраама с другой стороны реки".
Эвер родил Пелега - פלג, пелег, разделять, раскалывать. В его дни разделилась земля, были перепутаны языки, и народы (были) разбросаны из этой равнины по всему миру. Расселение имело место в конце жизни Пелега. (2): до Рассеяния семиты жили в горах Арарат.
И это все семьи сыновей Ноя. Их было 70: 14 Яфетов, 30 Хамитов, и 26 Семитов. И от них распространились народы по всей земле после Потопа.
Башня и Рассеяние
(Глава 11)
И был на всей земле один язык и одна общая цель. И было, когда они двигались с востока, то нашли долину в земле Шинаар и осели там. ויאמרו איש אל-רעהו И сказали один другому *), הבה נלבנה לבנים **) давай наделаем кирпичей, обожжем их ***) и будет им
הלבנה לאבן לבנים ותהי להם ****) материал для постройки домов. И сказали, построим город и башню высотой до небес и сделаемся известными по всей земле. И спустился аШем посмотреть на город и на башню, которую строили сыны человеческие. И сказал аШем: вот народ один и язык один для всех и то, что задумали сделать сейчас, не выйдет у них. Спущусь Я и перепутаю их языки так, чтобы не услышали (не поняли) друг друга.
*) Здесь очень интересный дословный смысл: и сказали человек своему другу. Тора подчеркивает, что до той поры они все были друзьями.
**) Другой вариант: давайте наделаем спермы сыновей, наделаем, нарожаем сыновей.
***) Обожжем их - закалим их.
****) И будет им отбеливание (оправдание) для основания сыновей, для "закладки" потомков.
Обращает внимание четырехкратное использование в этом предложении сочетания букв לב: נלבנה, לבנים, הלבנה, לאבן, означающее сердце, разум, средоточие. Если мы вспомним, что вся история происходит в месте, названом בבל, Вавилон, которое также включает в себя сочетание этих букв, и может быть истолковано как в сердце, то становится понятным, что вся эта затея (строительство Вавилонской Башни) относилась ни к какой не башне, но к внутреннему состоянию этих людей, к их сердцам. В их глубинных замыслах было совсем другое. И именно это и произошло в самой средине этого, так называемого строительства, ибо они здесь строили не физическую башню, но башню духовную, башню своей персональной личной независимости и самостоятельности. Они возводили тут свое персональное эго, которое раньше было всеобщим, коллективным, стадным, племенным.
Этот эпизод относится ко времени, предшествующему разделению народов, когда у людей был единый язык, и все человечество проживало совместно. Тора не указывает на причину, по которой народы были рассеяны по земле. Тора лишь устанавливает, что разделение народов и языков было результатом Божественного плана.
Это случилось в 1996 году, через 340 лет после Потопа. (6): Бог в честь Сима отложил Рассеяние до года, численная величина которого (гематрия) будет равна имени שם, Сим, 340.
Предполагается, что их единым языком был иврит, которым был создан мир, Единственный Уникальный язык мира. Этот общий язык держал их всех в одном месте, что противоречило воле Бога, который создал мир для заселения.
Это подтверждает тезис о том, что Бог расселил их по земле не из-за грехов, но по Своей доброй Воле и для их блага - взорвал их и разбросал по земле разнообразием языков, которые Он дал им в этот момент истории. Даже если их первичным языком был иврит, то в то время их словарный запас и их культура были крайне убогими, близкими к нулю.
Интересен вопрос о том, что было первопричиной процесса расселения народов: различие в языках или различие в ментальности, в мыслях и целях? Видимо, первичным было различие в ментальности, в мыслях и целях основателей этих народов. А различие в языках возникло как результат различия ментальностей.
ויהי כל-הארץ שפה אחת ודברים אחדים:, И был на всей земле один язык и одна общая цель.
ודברים אחדים - и общие цели. Иврит многозначен и допускает несколько смысловых интерпретаций таких, как "единые слова или считанные слова"; "и единичные вещи, или общие вещи, или считанные вещи". Комментаторы (8) предлагают много различных толкований. (1): общие цели. (24): דברים, слова, термины, вещи, предметы. אחדים - считанные или общие. А вся фраза: считанные слова или предметы. Их потребности были все еще невелики, так же, как и их способности создавать предметы, или членораздельно формулировать свои мысли.
И вся эта фраза может быть прочитана как: и на всей земле были считанные слова и предметы.
Невольно напрашивается предположение, что двойное имя Бога - Элоким-аШем - определяет Его двойственное свойство, раздельное предназначение и функционирование: Элоким это осуществление, созидание, ответственность, связанная с законами материального мира; аШем это осуществление, созидание, ответственность, связанная с законами духовного мира.
И как естественный вывод из этого разделения: Элоким - женская сторона нашего мира, аШем - мужская сторона мира (то, что у китайцев называется "инь и янь"). И когда Элоким говорит "Давайте сделаем человека в образе и по подобию нашему..." Он обращает свои слова в первую очередь к своему идейному и духовному напарнику - к аШем.
И Они создают человека, в котором объединены Оба Начала: законы материального мира Элоким и законы духовного мира аШем.
Тора это величайшее духовное, историческое, литературно-поэтическое произведение о возникновении двух начал в мире, о развитии и совершенствовании начал аШема в мире, построенном Элоким, об их противоречиях и взаимной борьбе в человеке и в мире в целом: Единство и борьба противоположностей (по Гегелю).
וימצאו בקעה בארץ שנער וישבו שם - и нашли долину в земле Шинаар и поселились там.
Они нашли обширную равнину, свободную от гор и скал на много миль вокруг. Они увидели, что это место способно вместить их, и решили построить достаточно большой город для всех (18).
Слово בקעה помимо принятого здесь значения долина имеет также значения раскалывать, расщеплять, разрывать. Таким образом, с одной стороны это была обширная равнина, могущая обеспечить их достаточным количеством продовольствия, но, с другой стороны, Тора здесь намекает на грядущий раскол, расщепление и разрыв в поселившемся здесь народе. Ибо название земли שנער - Шинаар, в которой они поселились, имеет также значение: стряхнула, опустошила, опустела - שנער = ש נער. И общий вероятный смысл этой фразы: И нашли землю в которой возникнет раскол, разрыв, который стряхнет их, опустошит, и осели там.
(3): И сказали друг другу, давайте сделаем кирпичи и обожжем их на огне. Вавилон стоит на равнине. Там нет камней. Поэтому они должны были произвести кирпичи и обжечь их в печах для большей прочности и длительного использования вместо камней. Так началось производство кирпича. Археологические находки в Вавилоне показали, что обожженные кирпичи скреплены между собой известью.
Тут дано подробное описание технологии изготовления кирпичей и строительства домов. Не странно ли давать в Торе технологию строительства домов в Вавилоне?
Но вспомним описание конструкции и технологию изготовления Ковчега перед Потопом.
На этих примерах Господь учит нас эволюции человека шаг за шагом, эволюции его интеллектуального развития. Вся история Вавилонской башни - это история начала технического прогресса человечества.
Человек начинает строить дома. Он выходит из пещер на открытую местность и начинает преобразовывать окружающую среду под свои нужды и потребности, которые возрастают по мере развития его речи и мышления.
После Потопа они умножились в огромном количестве, но были одним народом, одним сердцем и с единым языком. Они распространились по прекрасной земле (Эрец Исраэль), отправились на восток и поселились в Шинаар.
Нимрод сказал им: "Давайте построим великий город, чтобы вместить всех и не рассеяться по земле. Давайте построим огромную башню, возносящуюся до небес, сделаем наше имя великим на земле".
Много лет было потрачено на строительство Башни. Восходящие ступеньки ее были с восточной стороны, а нисходящие ступеньки - с западной. Она достигла такой высоты, что требовался целый год, чтобы вскарабкаться на ее вершину.
Замечательный пример того, как технологическая самостоятельность и мощь человека моментально вызывает в нем гордыню, веру в свое собственное могущество, отход от Бога. Стоило им только научиться обжигать кирпичи и скреплять их раствором, как они тут же почувствовали себя властителями мира. Они не понимали, что все свои знания и умение они получили у Бога. Таков человек. Он готов в любую минуту, в результате самого пустякового научного или технического достижения восстать против своего Создателя.
נבנה לנו עיר ומגדל וראשו בשמים - построим город и башню высотой до небес.
ונעשה לנו שם פן נפוץ על פני כל-הארץ - и сделаем себе имя, которое распространится, станет известным по всей земле.
Создать себе имя (славу) было одной из целей строительства башни; другой целью было - стать известными по всей земле. Они хотели приобрести имя потому, что популярность башни распространилась бы далеко вокруг, давая им славу и известность. Они хотели обрести власть над всем человечеством. Слава башни распространится, и все придут взглянуть на нее (291).
Увы, напрашивается вывод, прямо противоположный этому мнению. Ведь для того, чтобы распространить имя и славу города и башни по всей земле, эту землю нужно заселить и освоить, наполнить ее людьми, вышедшими из этого города, видевшими эту башню. Чтобы слава разнеслась по всей земле, нужно разослать по земле людей из этого города, из Вавилона. Так, что идея, стремление к Рассеянию была заложена в самом начале этого строительства. Пусть не осознанно, но подсознательно наверняка. (Это еще раз к вопросу о подсознании.) То была главная подсознательная цель всей затеи аШема.
Вот что они хотели:
Имя наше распространим по всей земле.
А вот, что сделал после этого аШем:
И Господь распространил их (рассеял) по всей земле.
аШем слово в слово и буква в букву исполнил их желание так, как оно записано в Торе. Само слово נפוץ, нафоц, распространять очень опасное, означающее еще рассеять, разбить в дребезги, взрывать (мапац - взрыв). Этого они добивались, начав строительство Вавилонской башни, и это они получили в результате, рассеявшись по всей земле. Мы упоминали о провокации Адама в раю со стороны аШема. Здесь в Вавилоне можно говорить еще об одной подобной провокации. Да, слово провокация грубое и не совсем подходящее. Речь идет о том, что человек, выражая то или иное свое желание или преследуя ту или иную намеченную им цель, как правило, не понимает всех следствий своего стремления, ибо в каждом слове, в каждом желании человека имеется множество дополнительных смыслов, подтекстов, неосознаных человеком из-за ограниченности его сознания (вновь это слово сознание), его мысли, его воображения. Следует всегда помнить, что человек это существо ограниченное, конечное как физически, так и ментально. А мир духовных понятий и смыслов, духовный мир Небес, Бога, к которому обращается человек, бесконечен. В человеке происходит удивительное соприкосновение конечного с бесконечным, переход бесконечности к некий конечный по своей природе мир. И именно на этом стыке возникает неопределенность слов и желаний человека, о которой, зачастую, он сам не догадывается. И Бог вовсе не устраивает провокации человеку, Он просто использует один из бесконечного числа вариантов осуществления слова или стремления человека, и этот вариант не всегда совпадает с желанием или планом человека, но всегда соотвествует Плану, Желанию Бога (человек предполагает, а Бог располагает).
Использование имени аШем здесь указывает на то, что это Он внушил им эту идею, был их "идейным вдохновителем". А ее осуществление они проделали сами, без помощи Элоким. аШем помог человеку принять решение. Все точно так, как произошло в Раю с Адамом и Евой.
...Их целью было не только найти место достаточно большое для строительства города и собрания всех в одном месте, чтобы не рассеяться. Это была именно та самая причина, по которой Бог позже рассеял их, потому, что эта схема противоречит Его Воле в отношении людей. Они должны были умножиться и расселиться по всей земле в соответствие с исходным планом Творения.
То есть грех людей того времени во главе с Нимродом состоял не в том, что они строили башню до Небес и поклонялись идолам, а в том, что они стремились удержаться вместе и не рассеяться, боролись с предстоящим рассеянием, боролись с планом Бога, наметившим их расселение по всей земле. Ведь это Элоким Бог сказал им "плодитесь и умножайтесь и наполняйте всю землю". Для борьбы с этой тенденцией Нимрод построил город и башню, пытаясь удержать и сплотить людей вокруг этого культового объекта.
Нужно признать, что эту цель он воплощал не диктаторским, а истинно "демократическим" путем. Он не обнес территорию колючей проволокой а объединял людей на добровольных началах, привлекая их городскими удобствами и чувством локтя. Он предчувствовал приближение разрыва, рассеяния и пытался как можно дальше отодвинуть этот момент, воспротивиться естественному развитию событий (Божественной Воле), но не диктаторскими методами, а используя добрую волю людей.
Мидраш (6) говорит о злых мотивах идолопоклонства, скрытых в плане Нимрода, но Тора не раскрывает нам их злую природу.
Да тут нечего открывать: Беременность подошла к концу, и ребенок - будущее человечество обязан был выйти наружу, в свет и начать самостоятельную жизнь. И сделал он это самостоятельно, без физической помощи "повивальной бабки" Элоким, но, пользуясь "советом" "повивальной бабки" аШем, а точнее, благодаря различиям в языках, человечество вышло в свет, наружу. Это и была основная причина, вызвавшая рассеяние - рождение человечества в планетарном масштабе. И ничего другого. Напрасно Мудрецы Торы ищут козни идолопоклонства и греха, как причину, из-за которой Бог рассеял народы по земле.
Рассмотрим этот вопрос на бытовом уровне.
Каждое последующее поколение в семье стремится стать самостоятельным, "улететь из родного гнезда", начать жизнь заново и частенько вдали от родительского крова. Это происходило и до нас, так поступили мы сами, так поступают наши дети и наши внуки. Мы в свое время, а они теперь хотят вырваться из-под родительской опеки, уйти в широкий мир, попробовать свои силы на новом месте, среди незнакомых людей. Это совершенно нормальная человеческая тенденция поиска нового неизвестного вдали от надоевшей с детства обстановки родительского дома. Мы наблюдаем ее постоянно и повсеместно в наши дни. Большие семьи наших родителей стали разобщаться с появлением у них детей, наших двоюродных братьев и сестер, и окончательно разлетелись вплоть до потери всякой связи на уровне внуков и правнуков. Интересы последующих поколений настолько различны, что нет никакой основы для их единения. Такова природа человека.
Именно это совершенно естественное свойство человека Тора описала в притче о Вавилонском рассеянии.
Но нет, пожалуй, не совсем так. Тора пытается объяснить нам почему и как это произошло тогда и почему это происходит сегодня. Нет, это далеко от знакомого конфликта "отцы и дети", который вообще несколько поверхностно описывает проблему. Это конфликт между человеком и человеком вне зависимости от возрастных и семейных различий.
ויאמר יהוה... הבה נרדה ונבלה שם שפתם אשר לא ישמעו איש שפת רעהו: ויפץ יהוה אתם משם על-פני כל-הארץ ויחדלו לבנת העיר: על-כן קרא שמה בבל כי-שם בלל יהוה שפת כל-הארץ ומשם הפיצם יהוה על-פני כל-הארץ:
И сказал аШем: давайте спустимся и спутаем их языки, чтобы они не понимали язык друг друга. И разбросал аШем их оттуда по поверхности всей земли, и не смогли построить город. Поэтому назвали это место Вавилон (Бавель), ибо там спутал (билель) аШем языки всей земли, и оттуда разбросал их аШем по поверхности всей земли.
Теперь аШем обращается к кому-то из своих партнеров: давайте спустимся и спутаем их языки так же, как когда-то при создании человека Элоким обращался к своим партнерам: сделаем человека по образу и подобию нашему. Тогда Элоким, законодатель физического мира, мог обратиться к аШему, который является законодателем духовного мира, ибо человек это их совместное Творение.
Но к кому мог обратиться сейчас аШем для исполнения этой чисто духовной задачи: давайте спустимся... (зачем спускаться?)
Нет, речь тут не идет о спуске. Слово נרדה происходит от корня רדה, извлекать, вынимать. аШем говорит своим помощникам: Давайте вынем, извлечем их оттуда и спутаем им языки. Под языком в данном случае можно понимать всю систему мировоззрения и мышления в каждом последующем поколении, которое вырабатывает свой взгляд на мир, свое мировоззрение, свой собственный язык.
Оглянитесь вокруг. Наши дети и внуки говорят и мыслят совершенно по иному, чем говорим и мыслим мы. А ведь язык, мышление находятся в ведении интеллекта, духовных законов? К кому же обращается аШем. Не к Элоким, который ведает лишь законами физического мира, а не законами мира духовного. Так к кому же?
Он обращается к семидесяти ангелам, его помощникам. Здесь описан процесс рождения множества новых народов.
Слово רדה помимо значения спуститься имеет еще значение править, владычествовать. У каждого народа будет отныне свой ангел-правитель, заведующий его судьбой и собственным языком. По-видимому, судьбы народов и их языки взаимосвязаны, разумеется языки в более широком и глубоком смысле слова. Вот даже муж с женой порой не могут найти общий язык.
Так аШем начал формирование ангелов языков и судеб будущих новых народов, а ведь у каждого из нас есть свой ангел-покровитель-правитель. И аШем говорит этим ангелам: давайте разбирайте свои будущие народы и начинайте править над ними: дайте каждому из них свое собственное мышление, собственный язык и судьбу.
Именно об этом речь в данном отрывке.
И еще один момент. Выше, обсуждая судьбы Каина и Авеля, мы говорили, что у братьев оказалась разная судьба, разная ментальность, разная удача и разная милость аШема. Мы отмечали, что мир, созданный Элоким, неоднороден, разнообразен. Теперь мы видим, что именно это разнообразие привело к тому, что потомки одного и того же родителя - Ноя, жившие в одном месте, в Вавилоне, занимавшиеся одним и тем же делом - строительством башни, в силу своего естественного ментального различия стали думать по-разному, говорить на разных языках, стремиться к разным целям. Это ярчайший пример неоднородности и разнообразия нашего мира. Чтобы не было новой смеси (מעורב) в ментальности и в языках, Бог вновь производит разделение (מבדיל) теперь уже между народами, языками и ментальностью в новом Творении - в человечестве.
Если события Потопа были вызваны естественными причинами, законами природы, и поэтому Тора упоминает там Элоким - Бога, ответственного за естественные законы мироздания, то события Рассеяния наверняка определялись социальными, ментальными причинами и законами, которые находятся в руках аШем. Вот почему в рассказе о Вавилоне главным действующим лицом становится аШем. Он пытается использовать, да именно использовать, и именно в этом Его провокативная функция, те или иные духовные пороки человечества, твердо продолжая общую линию Творца. Вопрос языка, речи человека, это вопрос психологии, психики, морального и духовного статуса человека. А это область аШем.
Следует заметить, что Нимрод, убеждал людей удобством, "комфортом", "демократией", хотя мудрецы почему-то величают его первым деспотом на земле. И на это аШем ответил (для пользы человечества, разумеется) довольно решительно - перепутал ментальности (языки) людей и, тем самым, разрушил все начала демократии, ввергнув их в состояние взаимного непонимания, ссор, отторжения - короче, довел эту демократию до полного абсурда. Поскольку аШем это символ духовных и социальных законов, то из этой истории следует, что социальные законы человеческого общества даже при демократическом правлении, соединенные с техническим прогрессом (производство обожженного кирпича и строительство Башни), неизменно приводят к росту разногласий в обществе, увеличивают взаимное непонимание и, в конечном итоге, приводят к расколу. Таковы свойства человеческой ментальности, законы аШем, и главный урок истории о Вавилонской Башне.
В той мере, в какой изгнание из Рая было началом и символом рождения на земле человека, точно так же Вавилонское рассеяние было началом и символом рождения на земле человечества.
Строители Вавилонской башни и их технические навыки показали, что человек уже полностью созрел для самостоятельной жизни в любой точке земного шара, а не только в раю или поблизости от него. Человек теперь сам может позаботиться о себе. Настало время пустить его в свободное плавание, направить на освоение всей поверхности земли.
Тщетно искать в этом месте Торы какие-то следы стихийного бедствия, голода, суровой зимы или засухи: в Писании нет никаких намеков на это. Но главным обоснованием, что Вавилонское рассеяние не было результатом природной катастрофы, является тот факт, что Тора в этом месте связывает все произошедшее с именем аШем, в то время, как имя Элоким, ответственного за физические закономерности, здесь вообще не упоминается. Следовательно, Вавилонское рассеяние - чистый результат процесса ментального развития человека, не связанный ни с какой природной катастрофой.
Желание найти какие-либо естественно физические основания, корни, этого грандиозного события, Вавилонского рассеяния, возникло после того, как в Интернете появилось сообщение, что китайские ученые проанализировав общественные процессы Китая за тысячу лет с 1000 годы по 1911 год установили, что войны в Китае были более характерны, возникали значительно чаще, в периоды, десятилетия похолоданий и понижения урожайности, а в десятилетия благоприятной погоды количество войн и междоусобных конфликтов в Китае значительно снижалось. То есть конфликты в Китае имели под собой чисто материальные, стихийные причины, чего не скажешь о Вавилоне.
Но есть в Вавилонской истории один весьма тревожный момент.
Слово לשון, язык помимо этого значения и близкого к нему в иврите слова изменять имеет также близкое к нему значение שנא, ненависть, вражда. Это объясняет, почему возникновение разных языков привело к разделению и рассеянию вновь образовавшихся народов. Ведь в самой первой фразе Тора говорит: ויאמרו איש אל-רעהו И сказали друг другу. Тора подчеркивает, что в самом начале это были друзья. И теперь они возненавидели друг друга как только могут ненавидеть друг друга самые близкие люди, ставшие в одно мгновение совершенно чужими. Интересно, что в русском языке имеется поговорка: у него зуб на такого-то. Дело в том, что слово зуб на иврите пишется как שן, то есть из тех же букв что и слово ненависть.
Давайте спустимся и спутаем их языки. аШем обратился к семидесяти ангелам, окружающим Его Трон Славы и сказал: Давайте спустимся и создадим 70 народов и 70 языков. Тогда они получат (разные) судьбы, касающиеся различных народов. Каждый ангел получил свой отдельный народ, но Израиль попадет к Богу, как написано: כי חלק ה' עמו- ибо Его народ это часть аШема (291).
(192): согласно многим комментаторам, не было никакого греха в построении башни и города. Скорее, это возведение продемонстрировало...., что человек вполне созрел для самостоятельного освоения земного шара.
Раньше аШем Сам занимался человеком. Теперь Он отдает человечество под присмотр своим ангелам для дальнейшего руководства. Интересно, что подобный процесс произойдет позднее с Моисеем, который со временем в пустыне передаст правление народом Израиля, вышедшим из Египта, множеству своих помощников, точно так же, как эти 70 народов вышли теперь из Вавилона и переданы под управление 70 ангелам.
Что же касается еврейского народа, то на момент вавилонских событий он еще не существует. Пройдет какое-то время, появится Авраам и начнется формирование еврейского народа, заботу о котором возьмет на себя лично Бог.
Народы мира могли быть объединены своей верой и служением Богу. Но они объединились в служении техническому прогрессу, в наращивании своего технологического могущества независимо от Бога. Они продолжали линию Адама. Вот почему, как и в случае с Адамом, отторжение от первоначального духовного единства произошло у них чисто автоматически, естественно. Они сделали это сами. А Бог лишь наблюдал за развитием этого процесса. Раз уже они поняли, что теперь в состоянии построить такую огромную башню, так зачем им эта башня вообще. Лучше строить свои собственные дома, дворцы и крепости, и жить в них, отбросив в сторону прежнюю идеологию Нимрода, которая им больше не нужна.
И этот процесс продолжается до сих пор.
Святой Язык, которым Бог создал мир, был зарезервирован для Израиля. Святой Язык был передан Эверу, наиболее блестящему из потомков Сима, потому, что его называли לשון עברי, язык иврит (291).
Это не так, ибо дети Эвера, все его потомство, его ученики на иврите не говорили. Никто при Эвере и после него на иврите не говорил. Иврит появился лишь в устах Авраама, да и то, только как тайный код общения Авраама с Богом.
Несомненно, что начало развития технологии - производства кирпичей и строительство домов (строительный бум) привели к большей уверенности человека в своих силах, к большей самостоятельности, но также и к разобщению людей, которые раньше жили в пещерах, в крайней скученности и во взаимной тесной зависимости. Теперь люди стали отселяться от своих родных и соседей, начали жить отдельно и самостоятельно, заводить столько детей сколько желают. Самостоятельный и отделенный от других образ жизни постепенно привел к возникновению специфических диалектов, затем наречий и далее отдельных малосвязанных друг с другом языков. Но главное во всем этом процессе было то, что у людей, живущих даже вблизи друг от друга, постепенно возникли не столько разные языки, сколько, разные мысли. А разные мысли и взгляды ведут к столкновению мировоззрений, к антагонизму и конфликтам. Именно об этом рассказывает история Вавилонской Башни. Не Бог приказал ангелам смешать языки народов, но сами люди постепенно отдалились друг от друга в силу естественного развития ментальности, что и есть аШем - социальные и ментальные законы человечества. Этот процесс происходил и происходит постоянно во все времена со всеми, кто становится самостоятельным в своих мыслях и действиях. Люди, не объединенные своим духовным первоисточником, Богом, рано или поздно приходят к разобщению и взаимной вражде. Преодоление этого феномена, единение между людьми, любовь к ближнему возможны только на основе любви к Создателю, а через любовь к Нему - любви к человеку, как к Его созданию.
Нужно сказать, что усилия Нимрода, направленные на объединение людей вокруг города и башни, свидетельствует о том, что тенденция рассеяния, идея рассеяния, уже носилась в воздухе. Именно для того, чтобы удержать людей от рассеяния и был задуман город (Вавилон) и Башня. То есть, это была попытка Нимрода решить социальную проблему, проблему аШема, техническими средствами, средствами Элоким. Но Нимрод был не в силах остановить начавшийся процесс разобщения первобытного общества. Это разобщение, внушенное аШем и ангелами, есть имманентное свойство мира, его разнообразия, которое взяло верх, стало преобладающим, и исходное единство первобытного общества рассыпалось.
Это рассеяние было естественным результатом того, что их языки перепутались, и люди не смогли далее общаться, все их планы были аннулированы, и они, раздробившись на группы и кланы со своими различными языками и интересами, ушли в разные концы земли, пока через годы весь мир не был заселен. Первым были естественно заселены места с наиболее приемлемым климатом (7). (4): фактически это было для их же собственной пользы, явилось благословенным актом. Господь рассеял их сказав: "И наполняйте землю..." ... Смысл этого происшествия состоит в том, что с их помощью воля Бога была исполнена, и человечество действительно нашло благословение, заселив весь мир.
Это расселение, рассеяние народов повторилось через тысячелетия рассеянием евреев после разрушения Первого, а затем Второго Храма. Точно так же, как процесс рассеяния народов был исполнением благословения Бога - заселяйте землю и наполняйте ее - таким же благословением аШема было продолжение исполнения Его воли при рассеянии евреев по всей земле, по земле семидесяти народов - заселяйте землю и наполняйте ее. К сожалению, в случае евреев этого нельзя было совершить без разрушения Храма - центра притяжения всех евреев.
В Вавилоне вначале Башня была центром притяжения и паломничества всех окружающих Вавилон народов, а затем она потеряла свое значение для умов и сердец народов Вавилона, и началось их рассеяние.
В случае евреев, вначале Храм был центром притяжения и паломничества всех евреев Эрец Исраэль, но затем он потерял свое значение для их умов и сердец жителей Северного царства, Израиля, которые были рассеяны по чужим народам, а затем он потерял свое духовное значение и для жителей Иудеи, после чего произошло его разрушение и рассеяние евреев по землям других народов.
И еще один момент.
Расселение народов мира по земле явилось подготовкой того испытательного полигона, того ускорителя "элементарных частиц", а, по сути, того пути страданий, испытаний и отбора, той полосы препятствий, по которой затем аШем начнет прогонять евреев, как по испытательному треку, полигону, на дистанции в две тысячи лет.
Археологические раскопки поселений кроманьонца в период, начавшийся примерно 30000 лет назад, показали неожиданное и резкое увеличение разнообразия и искусности предметов быта, украшений, орудий труда, охоты и орудий обработки в жилищах древнего человека. Ученые назвали этот резкий скачек культуры быта кроманьонца культурным взрывом и выказали предположение, что это могло быть связано, с каким-то неожиданным генетическим изменением у древнего человека, с изменением его речевых способностей, что привело к улучшению речи человека, повышению ее разборчивости, членораздельности и большему богатству смысла.
Ранее в книге "Молитва" (649) автор сделал предположение, что этот период в истории человечества, обнаруженный археологами, отражен в Торе, в рассказе о Вавилонском смешении языков о "взрыве, разбрасывании народов по земле".
История Вавилонского смешения языков и последующего рассеяния народов по земле, описывается в Торе двумя несвязанными, казалось бы, друг с другом факторами:
1) технологическим фактором - освоение техники изготовления кирпичей и строительства на равнине большого города и башни;
2) интеллектуальным, ментальным фактором - возникновение большого разнообразия языков - смешением языков, по сравнению с исходным состоянием.
Это предположение оказалось на удивление блестящим попаданием в цель.
Этот "взрыв культуры" археологи пытаются объяснить какими-то генетическим изменениями, приведшими к обогащению речи человека, а в "Молитве" (649) автор пытался привязать это к Вавилонскому Рассеянию, в котором главной причиной рассеяния являлся фактор языка.
И вот вдруг нашлось подтверждение этой гипотезы в Торе при попытке Мудрецов объяснить выражение דברים אחדים как считанные слова и предметы, вещи, описывающее культурное и бытовое состояние народа Вавилона перед рассеянием. То есть, перед началом рассеяния язык народа Вавилона был очень беден, с ограниченным, примитивным словарным запасом: считанные слова и с очень скудным бытом, культурным багажом: считанные вещи, предметы. Создается впечатление, что Автор Торы описал те выводы, к которым придут археологи через тысячелетия, при анализе раскопок.
Рождение Авраама:
Сын Эвера Пелег родил Реу.
Реу родил Сарог.
Сарог родил Нахора.
Нахор родил Тераха.
Терах семидесяти лет родил Авраама, Нахора и Арана.
Аран родил Лота. Аран умер, когда его отец Терах был еще жив в земле своего рождения в Ур Касдим.
И взяли Аврам и Нахор себе жен.
Имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора Милка дочь Арана, который был отцом Милки и Иски (Сарай).
И была Сарай бесплодна, и не было у нее ребенка.
И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, своего внука, и Сарай, свою невестку, жену Аврама, своего сына, и вышел с ними из Ур Касдим в землю Ханаан, и дошел до Харана, и осел там. И было Тераху двести пять лет, и умер он в Харане.