אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלהים ארץ ושמים:
Вот Творения небес и земли при сотворении Господом Богом земли и небес.
Обратим внимание на слово בהבראם, при сотворении. Оно очень напоминает нам имя Авраам, אברהם. Из этой фразы следует, что все Творение Господа Бога было направлено на создание Авраама. Его имя названо еще перед описанием процесса создания человека (глава 2), задолго до появление в Писании самого Авраама (глава 11). Но есть и некоторые неясности.
В слове בהבראם, при сотворении (2:4) размер буквы ה вдвое меньше остальных букв.
Мы помним, что в имени Авраам буква ה появилась лишь в средине его жизни (17:5). Может быть поэтому размер буквы ה в слове בהבראם, при сотворении вдвое меньше остальных букв. И численное значение (гематрия) буквы ה в этом слове (בהבראם) можно принять равной 2 или 3 - вдвое меньше, численного значения полной буквы ה (= 5). Тогда гематрии обеих этих слов (אברהם = בהבראם) равны 248. Это подтверждает предположение, что Тора назвала имя Авраама своего будущего главного героя уже в самом начале Творения в 2:4.
Но помимо этого, уменьшенная буква ה говорит также и о том, что Авраам не был конечным продуктом Творения. Он не был столь совершенным, как того требовало Творение. Авраам все еще был промежуточным результатом Творения, полувфабрикатом и буква ה в его имени меньшего размера.
С приходом в Эрец Исраэль Авраам стал творцом вариационного мира, который до него был однозначным, ортодоксальным, жестким и безусловным, миром Элоким. Авраам начинает постепенно вносить в мир Элоким элементы аШема, дух Небес.
Авраам начинает дискусию с аШемом о правосудии в деле Содома. Авраам создает нескольких потомков, которые в дальнейшем поведут человечество разными путями, и лишь один из них - путь еврейского народа. Если Ной это тело человечества, то Авраам - его душа, נפש.
Через Авраама, его потомков-евреев Господь Бог вдувает в тело человечества душу живую. Вся история евреев это эволюция души человечества. Процесс и вдохнул в него душу живую начался с приходом Авраама в Ханаан и продолжается поныне. Он завершится лишь к началу Седьмого Дня Творения - к концу шестого тысячелетия. Сегодня мы живем в 5770 году от Сотворения Мира.
От Сима до Авраама
10. Вот потомки Сима: Симу было сто лет, и он родил Арпахшада через два года после потопа. И жил Сим после рождения Арпахшада пятьсот лет и родил сыновей и дочерей. И было Арпахшаду 35 лет и родил он Шелаха , И жил Арпахшад после рождения Шелаха 430 лет и родил сыновей и дочерей. И Шеллах жил 30 лет и родил Эвера. И жил Шеллах после рождения Эвера 403 года и родил сыновей и дочерей. И жил Эвер 34 года и родил Пелега. И жил Эвер после рождения Пелега 430 лет и родил сыновей и дочерей. И жил Пелег 30 лет и родил Рэу. И жил Пелег после рождения Рэу 209 лет и родил сыновей и дочерей. И жил Рэу 32 года и родил Сарога. И жил Рэу после рождения Сарога 207 лет и родил сыновей и дочерей. И жил Сарог 30 лет и родил Нахора. И жил Сарог после рождения Нахора 200 лет и родил сыновей и дочерей. И жил Нахор 29 лет и родил Тераха. И жил Нахор после рождения Тераха 119 лет и родил сыновей и дочерей. 26. И жил Терах 70 лет и родил Авраама, Нахора и Арана. 27. И вот потомки Тераха: Терах родил Авраама, Нахора и Арана. И Аран родил Лота. 28. И умер Аран перед лицом Тераха своего отца в земле, где он родился в Ур-Касдим. 29. И взяли Аврам и Нахор себе жен. Имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора Милка дочь Арана отца Милки и отца Иски. 30. И была Сарай бесплодной - нет у нее сына. 31. И взял Терах Авраама, сына своего, и Лота сына Арана, сына своего сына, и Сарай, невестку, жену Авраама, сына своего, и вышел с ними из Ур-Касдим, идти в землю Ханаан, и дошли до Харана и осели там. 32. И было Тераху 205 лет, и умер Терах в Харане.
Обращает на себя внимание тот факт, что в именах людей родившихся после Потопа отсутствует частица "Эль" - Бог. Имена людей, родившихся перед Потопом, как правило, содержали эту частицу. Это указывает на то, что люди перед Потопом хорошо ощущали присутствие Бога и постоянно соотносили себя с Ним. Чего нельзя сказать о поколениях после Потопа. Если исходить из этой оценки, то потомки Ноя были менее богобоязненными, чем его предки.
Генеалогия Сима и его братьев дана в предыдущей главе. Теперь она повторяется по линии Авраама. Отсчет годов от Творения до Ноя и до Авраама дан для того, чтобы посчитать возраст мира и еще раз показать, что мир начал свое существование, как создание Бога в определенной точке и в определенный момент времени, до которого был полный вакуум (7). Сим родил Арпахшада через два года после Потопа. Следовательно, Сим был младшим из братьев, ибо через 2 года после Потопа ему исполнилось 100 лет. Главное событие их эры - появление Авраама, который превзошел всех остальных, провозгласив величие Бога, и повел людей к служению Ему через свою доброту (140).
Десять поколений от Ноя до Авраама.
От Ноя до Авраама было 10 поколений. Так долго терпел Бог, которого провоцировали эти поколения, пока не пришел патриарх Авраам (123 - 5:2). Авраам не принял злых путей предшественников, он постиг Истину и учил путям Господа. (543).
Хронология этих поколений (На основе (178)):
שם - Сим: 1558-2158. в 100 лет родил
ארפכשד - Арпахшад: 1658-2096. в 35 лет родил
שלח - Шеллах: 1693-2126. в 30 лет родил
עבר - Эвер: 1723-2187. в 34 года родил
פלג - Пелег: 1757-1996 в 30 лет родил
(Рассеяние произошло в 1996 году согласно (178)).
רעו - Реу: 1787-2026. в 32 года родил
שרוג - Серуг: 1819-2049 в 30 лет родил
נחור - Нахор: 1849-1997 в 29 лет родил
תרח - Терах: 1878-2083 в 70 лет родил
אברהם - Авраам: 1948-2123 в 100 лет родил Ицхака
При Пелеге происходит драматическое сокращение продолжительности жизни примерно вдвое по сравнению с предшественниками.
В конце жизни Пелега возникло 70 разных народов, 70 разных языков и произошло Вавилонское рассеяние народов. Если Сим, Арпахшад, Шеллах, Эвер и Пелег все еще говорили на едином языке, как Ной и Адам, на иврите (?), на лашон акодеш, святом языке (по мнению мудрецов), то, начиная с Реу и далее, иврит исчез, а вместо него возникло 70 разных языков. Последующие потомки Пелега говорили на 26 разных семитских языках. Не совсем понятно как люди, родившееся еще до Рассеяния, забыли иврит, родной язык, и перешли на незнакомые языки. Но так говорит Тора. К сожалению, мудрецы не обсуждают процесс изменения языков и переход на другие языки.
Обращает на себя внимание тот факт, что 7 поколений первородных сыновей от Шеллаха до Тераха были рождены родителями в одинаково молодом возрасте в районе 30 лет, чего не было раньше и не будет впоследствии. Это, видимо, связано с определенными генетическими законами, требующими подготовки к возникновению гена Авраама. Будущие генетики наверное извлекут из этого факта определенные выводы.
Аврам родился в 1948 году, за 48 лет до Рассеяния, которое произошло в 1900 году (178).
Удивительное и весьма странное совпадение: год рождения Аврама от момента создания мира и год рождения нынешнего государства Израиль по новому летоисчислению совпадают.
Аврам это то же самое, что и Авраам (358 - 1:27). Вначале он אב ארם - отец (учитель) Арама (Арам-Нагараим, место его рождения (1)), но в затем он становится отцом всего мира (как написано в 17:5: "Смотри Я сделал тебя отцом множества народов (1; 92 - 13а). Сим и Эвер не повлияли на народ, чтобы он разрушил своих идолов. Возможно, они протестовали против идолов, но народ скрывал их. Авраам, однако, разрушил идолов (544). Сим и Эвер жили в Ханаане *) и учили путям Бога, а активность Аврама против идолов началась в Вавилоне. Когда Авраам пришел в Ханаан, он перемещался по этой земле и призывал людей к раскаянию (353) **)
*) Но ведь Ханаан был землей Хама. Почему они не жили среди семитов, но среди хамитов? Кого они учили, хамитов? А почему не семитов? Ведь мы знаем, что хамиты были прокляты Ноем и Богом, подлежали уничтожению? Почему и чему Сим и Эвер учили хамитов? Куда делись их ученики и последователи?
**) Многих ли Авраам переагитировал, перевел в свою веру? Да и кого он агитировал в Ханаане, среди грешных и отвергнутых, проклятых Богом и Ноем ханаанцев-хамитов ?
(169): Терах назвал своего ребенка Аврам в честь возвышения в суде Нимрода: И Терах назвал сына, что родился у него в эти дни и вознес его над всеми принцами, которые были с ним.
Аврам должен был быть создан до Адама, но Бог подумал: Он согрешит, и не будет никого, чтобы установить справедливость. Лучше Я создам Адама, и если он согрешит, придет Авраам и установит справедливость (6 - 14:6).
Как в сказке для самых маленьких.
Имя матери Аврама было Амтела, дочь Карнебо (313 - 91а).
(232 - 69б): сыновья Тераха Аврам, Нахор и Аран, перечислены в хронологическом порядке. Но (23) указывает, что Аврам, по крайней мере, на год старше Нахора, и на 2 года старше Арана. Так как Авраам был на 10 лет старше Сары, то ему было 10 лет, когда родилась Сара. Аран, ее отец, который был на 2 года младше Авраама, должен был быть 8 лет отроду, когда он зачал ее! (6): Сара была самой младшей из его детей, так что Аран зачал своих дочерей, когда ему было 6 лет! (232): как и в случае Сима, Хама и Яфета, имена детей Тераха даны по их мудрости и важности, и хотя Аврам упомянут первым, он не был самым старшим. Аран - старше его.
И Аран родил Лота. (Только Аран упомянут как отец детей. Нахор не имел детей до позднего возраста (2 - 22:20) а жена Аврама была бесплодной (30). Лот введен здесь как сын Арана, ибо после смерти отца он присоединился к Аврааму и сыграет видную роль в повествовании. Дочери Арана упомянуты в 29. И умер Аран при жизни Тераха (1). (70): Аран был первым, умершим при жизни его отца,. (225): Это утверждение (70) непонятно. Многие до Арана умирали при жизни своих отцов: например Авель, Ханох, Ламех. Возможно суть объяснения Святого Зогара (70) в том, что Аран был первым после Потопа, который опередил своего отца в смерти. Но даже среди поколений от Ноя до Авраама были смерти при жизни отцов, например, Арпахшад, Пелег, Нахор... Однако, утверждение Зогара понятно: когда умер Аран, его предки Арпахшад, Пелед и Нахор были еще живы! И Аран действительно первый умер при жизни отца.
(1; 6): על פני означает, что Аран умер из-за своего отца. (6): Аврам разрушил идолов, и был брошен в пылающую печь. Аран видел и не решил, на чьей он стороне, был готов присоединиться к победителю. Когда Аврам чудесным образом спасся из пылающей печи, Арана спросили, за кого он. Он ответил, что он за Аврама, и его бросили в печь. Он опалил внутренности, вышел из печи и умер в присутствии отца. Он не был достоин чуда, ибо не повиновался Нимроду лишь желая повторить чудо Аврама. (1) это видно из אור כשדים: И Аран умер... в огне Касдим.
Интересная легенда.
Если Аран был младше Авраама, которому по этой легенде было в тот момент 3 года, то есть Аран был в возрасте 1-1,5 года, и вряд ли кто-то мог его о чем-то спросить и, тем более, получить от него членораздельный ответ. Если же Аран был старше Авраама на несколько лет, то он едва ли пошел бы на поводу своего младшего несмышленного брата. Кроме того, не понятно, как Аран мог обжечь внутренние органы, сохранив в целости наружные покровы. И, наконец, как обожженный в печи Аран успел, породить троих детей? Так, например, Сара была рождена, когда Авраму было десять лет, то есть через семь лет после его приключения в печи Нимрода. Но легенды порой тем и хороши, что не приемлят логику.
Отец Аврама Терах продавал идолов. Однажды он заболел и попросил Аврама последить за делом. Аврам, который познал аШема еще в возрасте трех лет, взял у матери еду в комнату идолов, чтобы они ели. Затем он взял молоток и разбил всех идолов кроме самого большого, и вложил молоток в руку оставшегося идола. Терах прибежал на шум и, увидев разгром, потребовал объяснений. Аврам ответил: Маленькие идолы взяли еду большого. Тот разгневался и поломал их! Терах взбесился: Ты лжешь. Идолы мертвые. Они не могут есть и двигаться! Тогда, - ответил Аврам, - почему мы покланяемся им? А Нимрод отправил Аврама в печь, из которой он чудом спасся. (2): почему это великое чудо не упомянуто в Торе?
Подобно Рамбану (2), поставим этот рассказ под большое сомнение. Если Авраам был так уверен в существовании Бога уже в 3 года, почему его первый контакт с Богом произошел лишь в возрасте 75 лет в Харане? В каком возрасте Аврама Терах оставил на его попечение свою лавку?
28. וימת חרן על-פני תרח אביו בארץ מולדתו באור כשדים - И умер Аран перед лицом Тераха в родной земле, в Ур Касдим.
Его обычно называют Ур Халдейский. (2): Ур Касдим - родина Арана. Касдим и Шинар были населены потомками Хама, а семья Аврама была из Семитов. Предки Авраама были из Арама (Месопотамии), что за Евфратом. Поэтому его звали Аврам-аиври, ибо он "пересек - עבר" реку, и не звали его Аврам из Касдим. В длинной работе эту тему Рамбан (2) основывается на использовании нескольких версий, цитирует (5 в 231 - 3:39): Аврам родился в Кутахе, городе, который был за рекой, и находится возле Харана в Ассирии, между Месопотамией и Евфратом, примыкая к Эрец Исраэль.
Заметим, что Нахор, брат Аврама, был в городе Харан (в Месопотамии, а не в Ур Касдим). (2): Терах родил своих старших сыновей, Авраама и Нахора за рекой на его наследственной земле. Затем он опошел с Аврамом в Касдим, где родил младшего сына. Именно там (470) произошло чудесное спасение Аврама из печи. Его сын Нахор, видимо, остался в их наследственном доме, в Арам Нагараим (Месопотамия) и поселился в Харане (24:10). И согласно (2) фраза: в его родной земле Ур Касдим - относится только к Арану, который единственный из детей Тереха был рожден там.
Но ведь мы только что пришли к выводу, что Аран, скорее всего, был старшим из братьев. В противном случае Аран должен был зачать своих детей в возрасте 4-5 лет. А если Аран был старшим сыном Тераха, то по логике Рамбана (2) и Рамбама (5) Терах должен был родить Арана в Ур-Касдим, затем уехать в Харан, родить там Авраама, а затем вернуться вновь в Ур Касдим, чтобы испытать огнем Аврама и после этого бежать оттуда вновь в Харан.
Кроме того, Тора ясно говорит (11:29), что после смерти Арана Аврам и Нахор взяли себе в жены его дочерей Сарай и Малку. Это могло произойти только в Ур Касдим, так как Аран умер в Ур Касдим. Так, что и Нахор должен был быть в то время в Ур Касдим. Вопрос: когда же Нахор попал в Харан, если он не упомянут вместе с Терахом при переезде из Ур Касдим? Скорее всего, это произошло позже.
Еще проблема. Где проживали все будущие народы до Вавилонского рассеяния? Скорее всего, в Вавилоне и вокруг. То есть хамиты, семиты и яфеты жили вперемешку. И только после рассеяния они стали расселяться каждый народ по своей земле. Национальная и расовая "чистка" произошла лишь спустя многие столетия после рассеяния.
Но, согласно (1) Аврам родился в Ур Касдим (а не в Арам Нагараим). (28) (в длинном ком. к 12:1) объясняет, что Иври - это генерал. (29) в (545, глава 5): точка зрения (2) не согласуется с точкой зрения (291), которые считают, что Ур Касдим был местом рождения Аврама. В (236 - 87б) это специально утверждается.
29. ויקח אברם ונחור להם נשים - и взяли Аврам и Нахор себе жен.
Когда Аран умер в молодом возрасте, братья женились на его дочерях в память о нем и смягчения печали Тераха (81).
שם אשת-אברם שרי - имя жены Аврама Сарай.
ושם אשת-נחור מלכה - и имя жены Нахора Милка.
Жена Нахора упомянута для установления происхождения Ривки, Рахель и Лии (23:20; 24:15) (4).
בת הרן אבי-מלכה ואבי יסכה - дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
Иска это Сара. Ее так называли (от слова סכה смотреть, глядеть), ибо она видела будущее благодаря святому вдохновению, и потому еще, что все глядели на ее красоту. Иска означает נסיכות, знатность (1). (29): понять Тору можно, если усмотреть величие Сары в пророчестве в Берейшит 21:12, где Бог сказал Аврааму подчиниться Саре, ибо ее пророческий дар сильнее, чем у Авраама. *)
Интересно в этой связи вернуться вновь к истории Адама, его жены и их изгнания из Рая. Там Бог сказал Адаму: за то, что ты послушался голоса своей жены.... А здесь Бог говорит Аврааму подчиниться Саре (послушать голос своей жены), ибо ее пророческий дух сильнее, чем у Авраама. Но ведь по сути то же самое произошло в Раю с Адамом. Жена Адама была намного прозорливее его.
*) Взаимоотношения Авраама и Сары подробно обсуждены в последующих главах.
(29): Тора может быть понята на множестве различных уровней. Ученый поймет намеки в отношении пророческого духа Сары в имени Иска, в то время, как другие свободны предположить, что Иска была другим человеком. Не имеет значения, как глубоко познана Тора, всегда будут оставаться глубокие тайны, спрятанные в ее словах.
(29): женщина имеет две миссии в жизни, как если бы она родилась дважды: первая - от рождения как индивидуума, а вторая приходит с замужеством, когда при праведном муже она поднимается к высшей миссии. Два имени Сары указывают на две ее миссии: одна - в связи с отцом, а вторая - в связи с мужем. Иска это ее личное величие дано для собственной миссии Сары и используется в рассказе о ее рождении. Имя Сара - ее единение с Авраамом - связано с миссией Авраама и используется с момента ее замужества.
(61): отец Милки Аран. Его слава в том, что он отец прославленных Милки и Иски, которую (232 - 69б) идентифицирует с Сарай. Милка - прародительница важной семьи; а в имени Иски мы не находим другого значения. Почему Тора соединила Арана с неизвестным персонажем? Милка и Иска идентичны с Милкой и Сарай, упомянутыми в этой версии, они обе известны и определяют основу значения потомства Арана. Имя Иска - индикатор одного из свойств характера Сары.
(138): Авраам старше и должен жениться на старшей сестре Милке. Но Сарай была Иской, пророчицей (которая видела будущее) и Аврааму больше подходило жениться на ней. Авраам женился на Сарай не из родственных побуждений, а из-за ее личных свойств.
Тора назвала Арана их отцом после того, как уже упомянула, что она его дочь, и уведомляет нас, что Лот, сын Арана, упомянутый в 27, не единственный ребенок. (23): Аврам назовет Сару дочерью моего отца (20:12); в смысле внучка отца, моя племянница, так что, Сара, также, дочь Арана (7). Тора обычно определяет отца через потомков. В 10:21 Сим назван отцом всех детей Эвера. (157 - 18:1): Моше принесет величие своему тестю (157 - 4:38), и когда Моше стал пророком и инструментом Бога, Итро гордится: Я тесть Моше. А здесь Аран гордится дочерьми и собой - их отцом.
(169 - 7:22): Аран рожден не матерью Аврама. Терах, видимо, имел несколько жен. В 20:12 Авраам говорит Авимелеху, что Сара дочь (внучка) моего отца (через Арана), но не дочь моей матери. (1; 6): Аран рожден другой матерью, чем Авраам.
30. ותהי שרי עקרה אין לה ולד - и была Сарай бесплодна нет у нее ребенка. *)
Если сказано, что Сарай бесплодна, то очевидно, что у нее нет ребенка. К чему избыточность? Некоторые женщины бывают бесплодны, а позже рожают. Писание говорит, что ее бесплодность была полной - она была совершенно неспособна произвести ребенка (21). (23): ее бесплодность была полной, у нее даже не было בית ולד, матки! (188 - 64б). **)
*) Слово עקרה несет в себе массу смыслов помимо значения бесплодный, бездетный, использованного здесь. Среди этих значений такие, как вырывать, искоренять, менять место жительства, корень, суть, главное. И эту фразу можно истолковать, как: И была Сарай главной, корнем, сутью, хотя не было у нее ребенка. А также как: И была Сарай причиной перемены места жительства от того, что не было у нее ребенка (Аврам ушел из Харана в Ханаан из-за обещания Бога дать ему потомство в Ханаане). Можно предположить еще целый ряд не менее интересных смыслов этой фразы. Но главный смысл слова עקרה в том, что Сара основа, корень семьи Аврама.
**) Интереснейшее замечание Талмуда (188)! Любопытно, кто и когда проводил медицинское освидетельствование Сары? Может быть Сам Бог по секрету сообщил это авторам Талмуда?
Вероятнее всего, это замечание Торы - אין לה ולד - сообщает о каких-то кардинальных отличиях Сарай от остальных женщин, на которые намекает Тора. В дальнейшем мы сами убедимся в этом.
Обещание Бога Аврааму, произвести великий народ (12:2) достойно внимания. Слова, что Сара не имела детей, подчеркивают доброту Аврама в его согласии с командой Бога покинуть родную землю (12:1). Если бы он имел ребенка, которого он мог оставить наследником семейного надела, его согласие было бы не таким выдающимся. Тора дает эту информацию теперь в ожидании Божественного распоряжения (11).
Во-первых, непонятно, когда Аврам узнал, что Сара бесплодна? Ведь он совокуплялся с ней на протяжении многих лет в Харане и в Ханаане в надежде породить сына, дать ей детей. А может быть логика обратна? Авраам знал, что Сара бесплодна, и детей у него не будет, и Бог, пообещав ему потомство, заманил их в Ханаан - ведь они были в безвыходном положении, и обещание Бога было последней надеждой. А почему Аврам не развелся с Сарой? Закон не просто разрешает развод с бездетной женой, но настаивает на том, чтобы в семье были дети, а в противном случае супруги обязаны развестись для порождения детей в других союзах.
31. ויקח תרח את-אברם בנו ואת-לוט בן-הרן בן-בנו ואת שרי כלתו אשת אברם בנו ויצאו אתם מאור כשדים ללכת ארצה כנען ויבאו עד-חרן וישבו שם - И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, сына своего, и Сарай свою невестку, жену Аврама, своего сына, и вышел с ними из Ур-Касдим идти в землю Ханаан и дошел до Харана, и осел там.
(4; 7): эта поездка - результат Божественного обращения к Авраму (в 12:1) оставить свою землю. Авраам сказал отцу, который согласился сопровождать его. Терах - глава семьи, и Тора отдает ему честь, приписывая эту инициативу ему.
Согласно Рамбан (2) и Раши (1) (12:1), исход Тераха из Ур Касдим не был связан с Божественным призывом к Авраму в Харане.
ואת לוט בן-הרן בן-בנו - И Лота, сына Арана, его внука.
Терах взял Лота с собой, ибо Аран умер, и Лот был зависим от деда. Он держал Лота под своей опекой. (7). Он взял Лота с собой, чтобы компенсировать смерть его отца. Изменив свое окружение, Терах надеялся изменить свою удачу (18).
אשת אברם - Жена Аврама.
Эта добавка, хотя она уже была описана, как невестка Тераха *), показывает, что первоначальным желанием жены Аврама было согласие с командой Бога. Она ушла в незнакомую землю не из-за настояний Аврама, но как жена праведного человека, верившего его словам от имени Бога и выполнявшего Его волю (7).
А что разве у нее был выход бросить Авраама и остаться в Ур Касдим? С кем?
*) А почему не внучка Тераха?
Нахор не упомянут здесь но позже мы обнаруживаем его в Харане. (8): Нахор не упомянут ибо он ушел раньше или позже (4; 545 глава 5). (2): Нахор уже был в Харане, он родился тут. (19): Нахор шел с ними, но это неважно для текущего повествования.
ויצאו אתם - И они вышли с ними.
Множественная форма подчеркивает значение тех, кто играл первые роли (32). "Они (Терах и Аврам) уехали с ними (Лотом и Сарай) (1). (140; 2): множественная форма אתם, "с ними" (вместо "с Терахом") используется так, как это было для безопасности Аврама, что они ушли все, ибо Лот и Сарай продолжали сопровождать его и после ухода от Тераха.
ארצה כנען - в землю Ханаан.
Бог не уточняет, но Аврам выбрал Ханаан как судьбу, как наиболее приемлемую землю; ее климат не был поврежден Потопом, *) как другие земли, и у нее был гигантский потенциал духовного развития (17). (31): святость Ханаана чувствовалась издалека.
Разве Потоп повредил землю, не исправил ее?
*) Бог направил Авраама в Ханаан.
ויבאו עד חרן וישבו שם - и они дошли до Харана, и поселились там.
Терах первоначально намеревался идти в Ханаан, он не смог покинуть свою землю. Поэтому он поселился в Харане ("они" - относится к его жене и спутникам) вблизи границы Ханаана, так, чтобы быть поблизости от Авраама. Он здесь умер, после чего Авраам ушел в Ханаан по команде Бога (7). Видимо, Авраам провел некоторое время в Харане. (2): Арам, в котором был Харан - родина Тераха, Авраама и Нахора. Ур Касдим - родина Арана. (2): спосле чудесного спасения Аврама из печи, они с Терахом бежали в Ханаан. *) В Харане жили их предки, и они поселились с родственниками. (18): в Харане не было правления Нимрода. Тут Аврам получил приказ Бога идти в Ханаан и оставил родную землю и отца.
Фраза: И взял Терах Аврама ... и отправился в Ханаан сообщает, что в то время Авраам, Лот и Сарай еще не жили отдельно от Тераха. Видимо это еще была единая большая семья во главе с Терахом. И только в Харане Аврам с Сарай выделились в отдельную семейную единицу и стали самостоятельны. К ним присоединился Лот.
*) Если Аврам так чудесно спасся из горящей печи, то чего же было им после этого бояться и бежать. Наоборот, это Нимрод и весь народ вокруг должны были бояться Аврама и Тераха, обладающих такими чудесными способностями.
32.וימת תרח בחרן - и умер Терах в Харане.
В 2063 году; Ицхаку было уже 35 лет (178). (1): смерть Тераха произошла через 60 лет после ухода Авраама в Ханаан. Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харан (12:4); Тераху было 70 лет, когда родился Авраам (11:26). И Тераху было 145 лет, когда Авраам ушел в Ханаан. Терах прожил еще 60 лет и умер в 205 лет. (2): смерть Тераха записана здесь, что обычно для Торы записывать смерть отца до того, как продолжить повествование о сыне, даже в случае, когда смерть случается много лет спустя. Так смерть Ноя была записана в 9:29, хотя Ной жил в дни Авраама, а его сын Сим жил на протяжении всей жизни Авраама (286 - 121б): Яков видел Сима.
בחרן - в Харан.
(1): נ , нун, в слове בחרן перевернута (хотя перевернутая нун не существует в наших Свитках Торы, (468): это может быть в некоторых древних Свитках, или, более вероятно, что корона на вершине буквы может быть слегка измененной.) Перевернутая нун обозначает момент конца периода (181 - 10:35-36). (1): мир с момента согрешения Адама находился под Божественной яростью (слово חרן относится к חרון - гнев, ярость). Но появление праведного Аврама завершило период Божественного гнева на человеческие недостатки. (21): обратное нун - окончание שני אלפים תהו 2000 лет опустошения и запустения, (хаоса) с которых началась история Творения. *) С Авраамом начался следующий период - שני אלפים תורה, 2000 лет Торы, 20 столетий, когда был создан Еврейский народ, Письменная Тора передана на Синае, построен Храм и разработана Устная Тора.
А как быть с Ноем? Ведь было сказано, что на Ное прекратился гнев Бога на человека. И после Потопа Бог заключил союз с человеком. А тут Мудрецы пишут, что только через 10 поколений после Ноя при Авраме Бог прекратил гневаться на человека. В чем выражался гнев Бога на человека после Потопа?
*) Интересно, что мудрецы (р. Бахья (21)) связывают первые два тысячелетия существования мира с תהו хаосом, тем самым, с которого началось все Творение (תהו ובהו). Но если так, то этот хаос был исходным и не возник в результате греха Адама, а скорее наоборот - грех Адама есть один из результатов первоначального хаоса в мире. И значит, все в мире идет сторого по заранее намеченному плану и не связано с поведением человека, с его грехами и наказаниями за них, в том числе и грех Адама и все его последствия.
Глава 12
Лех-Леха
И сказал аШем Авраму: иди к себе из земли твоей, из родины твоей, из дома отца твоего в землю, которую укажу тебе. И Я сделаю тебя народом большим, и Я благословлю тебя, и Я возвеличу имя твое и будет благословением (счастье). И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя Я прокляну (просвещу), и благословится тобой каждая семья земли.
И пошел Аврам, как сказал ему (по слову) аШем, и пошел с ним Лот, и Аврам семидесяти пяти лет при выходе из Харана. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их приобретения, которые они приобрели и людей, которых они приобрели в Харане, и вышли в путь в землю Ханаан, и пришли в землю Ханаан.
И прошел Авраам по земле до места Шхем, до Алон Море, и ханаанеяне тогда (были) в (той) земле. И явился аШем Авраму и сказал: "Твоему потомству Я отдам эту землю".
И построил там алтарь (жертвенник) аШему, явившемуся ему. И передвинулся оттуда в горы с востока в Бейт Эль и развернул ее шатер у Бейт Эля с запада и Аи с востока, и построил там жертвенник аШему, и воззвал именем аШема. И продолжил Аврам двигаться и отправился на юг.
Вот только теперь Тора сообщает о том, что между Богом и Аврамом возник первый контакт: "И сказал аШем Авраму..."
Именно с этого момента начинается общение Бога с Аврамом. Аврам, а через него все человечество, начинает знакомство с Богом, познание Бога.
Что такое Бог? Что знал Аврам о Боге до этого момента?
Из легенд предков Аврам мог знать, что Бог устроил всемирный Потоп и смыл с земли все живое, что Ной его пра-пра-пра-прадед по совету Бога построил Ковчег и спасся от Потопа. И вот наступил момент, когда Аврам сам вступает в контакт с Богом, начинает познавать Его.
Аврам в тот момент только нащупывает суть Бога, Его смысл и значение, Его взаимоотношение с миром и с Аврамом. Пока он ничего не знает о Боге.
А что такое Аврам? Чем он отличался от своих предшественников? Почему именно с ним аШем начинает общение?
В Авраме возник дух, чувство, позволившее ему впервые из всех людей ощутить присутствие Бога, войти с Ним в контакт. До Аврама Бог бывал в контакте с Адамом и Евой, с Каином, с Ноем. Но та связь не была такой глубокой и взаимной, как теперь у Аврама. То были начальные шаги, предварительное знакомство. В истории Потопа Тора прямо говорит, что когда Ной с семейством вошли в Ковчег, то аШем притворил за ними дверь Ковчега, оставшись, таким образом, вне Ковчега. То есть, аШем не был с Ноем в Ковчеге. И только теперь, начиная с этого обращения аШема к Авраму, аШем постепенно становится некоторой частью Аврама, затем становится еще большей частью Исаака, и, наконец, становится полностью с Яковом.
Нельзя исключить, что Сим и Эвер тоже пытались выйти на связь с Богом. Они даже учили этому своих учеников в Академии, как сообщают легенды. Но, судя по всему, эти попытки не увенчались успехом, ибо эти люди не обладали необходимой глубиной чувств для восприятия Бога. И лишь Аврам благодаря своим душевным свойствам оказался первым из всех предшественников, который смог ощутить, смог услышать голос Бога и войти с Ним в более устойчивую связь.
Все мудрецы Торы рассматривают суть Бога с современной точки зрения, с уже достигнутых ими высот Его понимания на основе тысячелетнего опыта общения с Ним предшественников. А в то время Аврам еще ничего не знал о Боге, как и все люди, жившие вокруг. Благодаря своим уникальным духовным особенностям Аврам первым из людей вошел в контакт с Богом и начал крупица за крупицей познавать Его в процессе спорадического общения с Ним, с Непознаваемым.
У Аврама была большая, волнующая его и Сару проблема - отсутствие сына, наследника, которому можно было бы передать все те уникальные познания Непостижимого, которые накопил Аврам. Бог взялся решить проблему наследника. Воспользовавшись ею, Бог вводит Аврама в Ханаан, в землю, где суждено жить потомству Аврама.
Вся история Патриархов и евреев, изложенная в Торе, это история постепенного познания человеком Бога, духовной эволюции человека. По существу, это история самопознания, ибо Бог находится в каждом человеке. И вопрос состоит в том, как найти и открыть Бога в себе самом, как стать на Его сторону, стать достойным Его, стать Его соратником и помощником, перенести в нашу жизнь как можно больше Бога, приблизить нашу жизнь к Нему.
Аврам был первым человеком, который начал ощущать Бога в себе самом, пытаясь понять, каковы Его цели, как стать на Его сторону.
Тора очень хорошо повествует о первых шагах познания Аврамом Бога.
Это было своеобразное общения Учителя-Бога с достойным учеником-Аврамом. Со временем Аврам станет представителем (апостолом) Бога на земле.
Где и когда Бог обратился с этими словами к Авраму - есть предмет споров комментаторов. (4;7): Бог сказал это Авраму еще в Ур Касдим, и поэтому он с семьей отправились в Ханаан. Слова ויאמר ה', и сказал Бог нужно понимать в прошедшем времени. (70): Так как Терах, идолопоклонник, начал путешествие вместе с Аврамом, почему Бог, который приветствовал раскаяние грешников, не сказал им во множественном числе לכו לכם отправляйтесь, включив, таким образом, Тераха и других, кто был согласен? (171): Если вы думаете, что Терах ушел из Ур Касдим с целью раскаяться за свою прошлую жизнь, вы ошибаетесь. Он бежал, спасаясь от сограждан после происшествия с Аврамом в пылающей печи.
Этого не может быть. Ведь тогда (согласно легенде) Авраму было три года, и Терах никак не мог бы взять с собой Аврама вместе с его женой Сарай, которая к тому времени еще не родилась, а ее отец, Аран, еще не умер. Кроме того, события в пылающей печи, если они вообще произошли, должны были прославить и возвысить Аврама и Тераха. И жители Ур Касдима должны были, по меньшей мере, уважать их, а то и бояться, но уж, ни в коей мере, не нападать на них.
Вообще, устное предание о побитых Аврамом фигурках божков в Ур Касдим, о пылающей печи, крайне фантастичны, и, что самое главное, совершенно не характерны для евреев вообще и для Аврама в частности. Евреи, не смотря на свое неприятие чужих божеств и поклонений, никогда не насмехались над чужими богами и не разрушали их капища. Терпимость характерная черта еврейского народа. Не причиняй другому того вреда, которого ты сам себе не желаешь - это принцип еврея. Нельзя представить, чтобы евреи разрушали христианские церкви, мусульманские мечети, будийские храмы. Это совершенно исключено. Евреи всегда действовали методом убеждения, но никогда не методом насилия. Уверен, что именно Аврам, первый еврей на земле, основал этот принципа поведения. Он не мог поступить так, как гласит эта легенда.
Но когда они добрались до Харана, Терах не двинулся дальше. Вот почему команда произнесена в единственном числе, только Авраму, как если сказать: иди, дай жизнь себе и всем тем, кто последует за тобой. Терах, однако, не увидел света и раскаялся позднее. (1;2): эта команда пришла к Авраму, когда он уже был в Харане. Это мнение разделяет большинство комментаторов.
Не вызывает сомнения, что Бог обратился лишь к Авраму и именно в Харане. Это станет понятно из дальнейшего комментария. По мнению мудрецов это было одно из 10 испытаний Аврама. Отметим, что через это испытание проходят сегодня все евреи, едущие в Израиль.
Некоторой спецификой Аврама является тот факт, что он пошел на этот шаг в возрасте 75 лет, уже не молодым. Правда, в его время это было эквивалентно, примерно, возрасту в 35-40 лет наших дней.
ויאמר יי אל-אברם לך לך - И сказал аШем Авраму иди себе.
(1): Иди להנאתך ולטובתך, для твоей же пользы и для твоего же благополучия. А в чем же благополучие и польза? (28): "Я сделаю тебя великим народом, но здесь у тебя не будет привилегии иметь детей. Более того, Я распространю твою славу по всему миру". Численный эквивалент לך לך равен сто. Это намекает на то, что благословения, упомянутые в следующих версиях о том, что он станет великим народом должны осуществиться, когда ему исполнится сто лет (когда родился Исаак) (213); это так же подразумевает, что Аврам проживет дополнительные сто лет после своего отъезда из Харана в возрасте 75 лет. (Он умер в возрасте 175 лет) (106).
Вот они удивительные свойства иврита и Торы!
(16): параллельно использованию в Писании глагола הלך, идти с последующим לך для себя, обычно имеющего значение: иди сам, иди к себе, изолируй себя, иди ради себя, отдели себя от всех предыдущих связей. Таким образом, одной из целей отъезда Аврама была самоизоляция.
Что было крайне необходимо для познания Бога.
Согласно одному из взглядов, причиной перемены страны Аврамом была его бездетность, ибо ему обещали стать великим народом; согласно другому мнению, это было достоинство Эрец Исраэль, которое ожидало его. (1): отъезд был на пользу Авраму. (103): объяснение (1) для твоей пользы и блага не поучительно. Оно основано на толковании простого значения текста: там Я сделаю тебя великим народом, что было на пользу и во благо Аврааму. (1): здесь ты не сможешь обрести детей. Если цель переезда - благо Аврама, то (1) почему Бог заставил его скитаться, как бродягу, не разрешая мирно осесть. Поэтому (1) добавляет второе толкование: Я распространю твою славу по миру. Скитание, было благоприятным, как часть Божественного плана. Оно планировалось, чтобы позволить жителям Ханаана и округи познать и выучить у Аврама благочестивые дела.
Таким образом распространение твоей славы по миру производится насильственным скитанием носителя славы по миру? Имеется в виду наполнение всего мира (мира, а не Ханаана) миллионами потомков и последователей Авраама, перемещением их с места на место под давлением различных обстоятельств как-то голод, войны, изгнания и тому подобное.
И так же, как Аврам скитался по земле Ханаана, так его потомки, евреи, скитаются по земному шару, распространяя Его славу по миру. Но пока что, к сожалению, по миру распространяется лишь зависть и ненависть к ним со стороны народов. Это та движущая сила, которая гонит евреев (скитает их) с места на место, нигде не позволяя осесть навсегда.
(11): Оставь свою землю; никогда не пытайся вернуться в нее!
Тора написана без огласовки, и Мудрецы часто открывают более глубокий смысл при другой огласовке.
И именно на этом основаны наши рассуждения (помимо ассоциаций, разумеется). А вот ассоциации мудрецов Торы:
(6): לך לך, иди, иди; (54): "Иди!" написано дважды: Один (раз) - относительно исхода из Арам Нагараим, а другой - относительно исхода из Арама Нахора. (55): первый לך относится к его исходу из Арам Нагараим и Арама Нахора, а второй намекает на то, что Бог сделал ему полет от Завета между Частями и доставил его в Харан. Это из хронологии (178), что Аврам ушел из Харана в Ханаан в возрасте 70 лет, за 5 лет до того, как он пришел поселиться постоянно а Ханаане. Во время его первой поездки в Ханаан, был заключен Завет между Частями, и затем, как сказал Бог, он вернулся в Харан. Отъезд, о котором говорится сейчас, был его вторым отъездом.
В Торе нет никаких следов поездки (полета) Аврама в Ханаан в возрасте 70 лет.
Кроме того, слова לך לך из команды, когда связывают Исаака (22:2): отправляйся (לך לך) на гору Мория, намекает на то, что оба испытания - уход из дома отца и связывание любимого сына - одинаково трудны.
Видимо, по оценке Торы и аШема оба события были равнозначны: тот первый לך לך предназначен, в конечном итоге, для выполнения второго לך לך .
(70) читает команду Бога аллегорически: Прорвись сквозь земные проблемы, которые окружают тебя: спасайся изо всех сил из тюрьмы и наслаждений твоего тела.
Эта трактовка Зогар (70) совпадает с ощущениями автора в первые дни и годы отказа, а затем в тюрьме, описанные в книге "Молитва" (649).
В данном случае речь идет о том, что Авраам должен порвать со всем, что связывало его с прежней жизнью как физически לך, так и духовно לך. Порви со всем и отправляйся к "самому себе", в свой дом, в свое будущее.
Как вообще происходил этот диалог?
Аврам, видимо, обладал неким поразительным духовным свойством, духовным каналом, позволившим ему установить связь с аШемом, начать беседу, чего не было еще ни с кем из людей, хотя не исключено, что такие попытки делали Сим и Эвер в своей Академии. Подсознание Аврама легко открывалось в сторону неба становилось надсознанием. Через этот канал Духовный Мир Неба, аШема спускался к Авраму, а через него на землю к простым смертным. Но самое главное, это было уже его имманентным, непреходящим, наследственным или очень близким к наследственности свойством. Чтобы сделать его наследственным, Аврааму потребовалось совершить несколько существенных внутренних преобразований перед зачатием Исаака. Поэтому Аврам, обладатель этих необычайных свойств, был избран родоначальником, зародышем нового народа. Для этого его высадили в благоприятную обстановку земли Ханаана. Не исключено, что микроэлементы почвы и воды Ханаана, ее плоды, попадающие в человека, способствуют развитию и просветлению канала связи (подсознания) надсознания человека с духовным миром аШема, в той же степени, в какой плод дерева познания добра и зла в Ган Эден способствовал перекрытию этого канала. Именно это предлагает Аврааму Бог: לך לך - иди к себе, иди домой.
Дадим некоторое пояснение термину подсознание/надсознание.
В науке и в быту бытует мнение еще со времени Фрейда, что подсознание это нечто темное, скрытое, неосознанное, связанное с животными инстинктами и проявлениями человеческой психики.
Но человеческое подсознание это нечто гораздо более обширное и глубокое, чем проявления подавленной и больной человеческой сути. Мы убеждены: все неосознаные мысли человека, в первую очередь, возвышенные и окрыляющие мысли и идеи, открытия приходят к человеку из духовного мира Небес через его надсознание, которым человек касается, погружается в Высший Мир Небес. Именно там человек черпает свою музыку и поэзию, открытия, находки, изобретения, все свое творческое вдохновение. А для тех, кто привык связывать термин подсознание с мраком Фредовского мира, мы вводим новый термин надсознание. Это тот отдел неосознанного в человеке, который связывает его с Небом, с Духом, питает человека идеями Небес. Именно свойство надсознания позволило Аврааму выйти на связь с Богом. Сознание на иврите обозначено словом הכרה, акара. Мы предлагаем новый термин для обозначения свойства сверхсознания: אלהכרה, альакра.
מארצך - из твоей страны.
А разве он уже не покинул ее (Ур Касдим) со своим отцом и не прибыл в Харан? Но Бог говорит ему: Иди еще дальше оттуда (от Ур Касдима), и оставь также дом твоего отца! (1). (138): "твоя страна" по контексту относится к Харану - земля, где он сейчас проживает.
מארצך - из твоей земли, из твоей материальной природы, וממולדתך - и от твоего происхождения, от твоего корня, от твоей наследственности. От идолов твоей семьи, твоего отца.
וממולדתך - от твоих родных.
Перевод от твоих родных (вместо твоей родины) соответствует (6) и многим комментаторам (8). Согласно иному мнению, нет проблемы с трактовкой Харана, как места, где Авраам получил эту команду. Даже если он родился в Ур Касдим, вся его родня жила в Харане, после бегства из Ур Касдим. В дальнейшем это обсуждается в 24:4, где Аврам говорит Элиэзеру идти מולדתי к моим родным. Если бы это означало место рождения, Элиэзер отправился бы в Ур Касдим, если бы Аврам родился там, а не в Арам Нагараим, городе Нахора. (2): מולדת может означать и место рождения, и родных; (111): מולדתך означает: родных твоего отца.
ומבית אביך - и из дома твоего отца.
(2): Трудно человеку покинуть страну, где он имеет всех своих родственников; более трудно, если это место, где провел детство, но еще труднее, если это дом отца. Тора подчеркивает, что Аврам оставлял все три (по порядку тяжести), доказывая свою большую любовь к Богу.
Подвиг, разумеется, немалый, и, тем не менее, все эммигранты совершают этот подвиг, отправляясь в Эрец Исраэль, демонстрируя свою большую любовь к Богу. Пример Аврама напоминает о коллизиях переезда из СССР в Израиль. Да и все евреи на протяжении 4000 лет непрерывно совершают этот подвиг, где бы они ни жили, гонимые историей по земному шару, оставляют позади дома своих отцов, их могилы.
(138): Не тоскуй по богатствам твоей страны, детства, и недвижимому наследию отца. Я компенсирую тебе многократно все это. (11): בית אביך это не дом твоего отца, но в Библейском смысле בית אב семейный клан.
אל הארץ אשר אראך - в землю, которую Я укажу тебе.
Чтобы держать его в состоянии ожидания и, тем самым, сделать его прибытие более понравившимся, Бог не уточняет это в момент сообщения. Бог также желает наградить его за каждый его шаг. Это подобно случаю связывания Исаака, когда Бог сказал (22:2): возьми своего сына, которого ты любишь, Исаака; Бог не назвал Исаака немедленно с тем, чтобы наградить Авраама за каждое сказанное слово. (93; 42): Бог вначале ставит праведника в сомнение и только затем открывает ему суть дела.