В любой точке земли, в любое тысячелетие, открывая Тору
человек вступает в непосредственный диалог с Автором.
У Торы несколько лиц. Древние мудрецы получили знания о том,
что у каждого корня еврейской души есть своя доля в Торе, так,
что существует шестьсот тысяч объяснений всей Торы,
разделенные между шестьюстами тысячами душ Израиля.
Рамхаль (Луцато)
Тот, кто занят Торой, должен "переворачивать" и "переворачивать"
ее до тех пор, пока ее свет не разгорится, как настоящий огонь.
Рамхаль (Луцато)
2
ШАБАТ, ДЕНЬ СЕДЬМОЙ Отдых от трудов
1. ויכלו השמים והארץ וכל-צבאם, И звершены будут небо и земля, и все их многообразие.
2. ויכל אלוהים ביום השביעי מלאכתו אשר עשה וישבת ביום השביעי מכל-מלאכתו אשר עשה , И завершит Элоким в день седьмой свою работу, которой занимался. И прекратит в седьмой день всю свою работу, которую делал.
И завершится создание пространства и материи, и всех их элементов. И прекратится действие всех Законов Творения в седьмой день. И завершится в день седьмой исполнение всех намеченных задач.
3. ויברך אלוהים את-יום השביעי ויקדש אתו כי בו שבת מכל-מלאכתו אשר-ברא אלוהים לעשות:, И благословит Элоким Седьмой день и освятит его, ибо в нем шабат (конец) всех дел, которые Элоким планировал сделать.
И станет седьмой день Законов Творения особым (святым) днем, ибо в этот день Законы Творения прекратят все свои действия, которые были запланированы выполнить по Законам Творения.
Слово ברך, благословит, может быть представлено состоящим из слова בר, чистота, непорочность и слова שלך, твой, твоя. И тогда слово ברך, означает: твоя чистота, твоя непорочность; А вся эта фраза будет такой:
И очистят тебя Законы Творения в седьмой день, и освятят его (этот день)...
Такова ортодоксальная трактовка Седьмого дня Творения - дня воскрешения и очищения от грехов предыдущих шести дней существования человечества.
Здесь хорошо видно, что слово ברא соответствует значению планировать, замышлять.
В этой фразе о действиях Законов Творения в течение шести дней и о прекращении их действия в седьмой день дан намек, ставший основой мировоззрения еврейских мудрецов, о том, что современный мир будет существовать до конца шестого тысячелетия (шестого дня Творения, если принять мнение мудрецов о том, что каждый день Творения равен тысяче лет на земле), после чего Законы Творения прекратят свое действие, и, начнут действовать новые Законы, законы Шабата, среди которых, в частности, воскрешение из мертвых, прощение грехов и прочее. Напомним, что сегодня мы живем в 5770 году по еврейскому календарю (от сотворения мира). Так, что до наступления Шабата (прекращения) Законов Творения осталось менее 230 лет. Это верно лишь в предположении, что каждый день, означенный в Торе, соответствует отрезку времени в тысячу лет. Но такое предположение крайне противоречиво и вызывает сомнения. Противоречивость этой оценки в том, что если она верна, то, согласно Торе, человек возник на земле лишь в последнее тысячелетие - в шестой день, что неприемлемо и для самих мудрецов. С одной стороны, мудрецы считают, что шесть дней Творения это именно шесть дней и не более того. Но, с другой стороны, они же предполагают, что каждый день Торы это тысяча лет, и отсюда седьмой день - это день Шабата и Страшного Суда. Нам нигде не удалось найти четкое обоснование того, что каждый день, означенный в Торе, это тысяча лет. Такое предположение имеется у нескольких великих комментаторов и мудрецов, как известная аксиома. Так или иначе, но наши потомки довольно скоро узнают, насколько истинно это предположение мудрецов.
Правда, если допустить, что развитие человечества ускоряется, а в недалеком будущем ускорение будет еще большим так, что в оставшиеся 230 лет человек успеет усвоить большинство Законов Творения, то тогда еще можно согласиться, что за годы, оставшиеся до конца света, человечество сможет рывком преодолеть пропасть, разделяющую его и Законы Творения. Ведь 230 лет это гигантский срок при нынешних темпах развития человечества. Но, вместе с тем, остается еще множество совершенно невыясненных вопросов.
Из прямого толкования последнего выражения следует правило, что евреям не разрешается работать в шабат, но предписывается молиться и изучать Тору, то есть совершать труды, подобные тем, которые совершит Бог в Седьмой день Творения. Отсюда также следует, что работа духа, духовные усилия человека не требуют отдыха. Душа человека никогда не устает и не изнашивается, ибо она вечна. Суббота - это отдых для тела человека, но не для души. У души человека и у Духа Творца нет ни покоя, ни отдыха.
4. אלה תולדות השמים והארץ בהבראמ ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:, Вот те изделия в небесах и на земле, при их сотворении (планировании) в день Творения аШЕМ-Элоким (Господом Богом) земли и неба .
Таковы элементы пространства и материи при сотворении Авраама в день создания Законами Творения аШема материи и пространства.
Эта фраза содержит целый кладезь новой информации.
1. Она показывает, что Бог спланировал все Свои будущие произведения в первый день Творения.
2. Но, самое главное, здесь неожиданно Тора приводит имя Своего Автора, Создателя всех Законов Творения. Его имя аШем - Господь, которое обычно читается как аШем Элоким или "Господь Бог". Мудрецы Торы пытались объяснить смысл этого имени Бога на протяжении тысячелетий.
Каноническое ортодоксальное толкование гласит: Элоким это свойство единого Бога, строгого судьи, который следит за неукоснительным соблюдением законов мира. А аШем являет свойство доброты и милосердия Бога, который во имя существования человека прощает ему его грехи и промахи. (1) считает, что исходя из Его Имени, которое содержит в себе элементы времен глагола быть - был, есть, будет - аШем-Господь может быть назван Предвечный.
В то же время атеисты с радостью используют эту фразу как доказательство того, что у Торы есть несколько авторов (по меньшей мере, два): один автор назвал Бога Элоким, а второй - назвал Бога Господь. Этот вывод смехотворен и не выдерживает никакой критики.
Иное объяснение этого имени таково.
При создании пространства и материи, физического мира, природы, небес и земли необходимы жесткие законы, строгие физические константы, как при создании фундамента, каркаса здания и его стен, и Бог на этом этапе действовал как суровый непоколебимый блюститель Законов Творения - Элоким. В противном случае все возведенное здание будет не прочным и развалится. Так, что ортодоксальное объяснение свойств Элоким, как строгого Судьи, вполне обосновано.
Но на шестой день Творения Бог создал человека, существо, почти равное Себе, с аналогичными задачами и функциями, своего коллегу. Поэтому Творец не может подходить к человеку, с применением жестких физических законов. Над человеком помимо Законов физического мира - Элоким, властвуют Законы духовного мира - аШем. Человек сам становитсяя участником Творения (властителем сотворенного мира) и вносит свои коррективы в процесс Творения. А духовная свобода человека, свобода принятия решений, не совместима с жесткими детерминированными рамками физических констант. Духовный мир человека подчиняется законам аШем. Он благословил человека, отдал ему во владение всю землю, объяснил устройство мира и назначение человека в мире. И мы сегодня, так же, как наши предки находимся в состоянии этой непрерывной беседы с Творцом, с аШем-Элоким.
Элоким это Творец мира вообще, в целом, руководитель всего Проекта. А аШем это Творец духовного мира человека и человечества, ради которого и было затеяно все Творение, весь Проект. аШем начальник отдела по разработке сознания человека. Более того, если рассматривать Тору, как своеобразные воспоминания, реминесценцию Творца, своеобразное "Былое и Думы", то аШем и есть Предвечный Автор Торы, который с высот достигнутого пытается рассказать человеку, как было дело, как все происходило и тем самым пытается внести дополнительные коррективы в достигнутые результаты. Эта модель необычайно сложна и требует серьезной проработки. Ее решение под силу лишь будущим поколениям человечества.
Чтобы уяснить хоть сколько-нибудь эту модель следует считать, что Бог-Элоким не есть нечто, стоящее над или в стороне от мира, от Вселенной. Бог-Элоким это и есть этот мир, вся Вселенная. По большому счету они неотделимы друг от друга, примерно так же, как неотделим камень от пространства, которое он занимает или от его массы. Бог-Элоким включает в Себя весь этот мир и все законы, действующие в нем.
Но точно так же Господь-Бог неотделим от человека и человечества. Мы не можем сказать, вот это Господь-Бог, а вот это человек с его проблемами, успехами, радостями и печалями. А еще, вот это народ, а вот это человечество. Все вместе и есть Господь-Бог. И, конечно же, все это вместе и есть Бог-Элоким, за той лишь разницей, что Бог-Элоким включает помимо проблем чисто человеческих еще проблемы физические, проблемы окружающего мира.
Но пока, чтобы окончательно не запутаться, примем модель, что Бог создает физический мир человека и Вселенной, как Элоким. И Он создает духовный мир человека, как аШем. Далее в тексте Торы мы будем часто встречать эти имена и сможем узнавать, где речь идет о материальной стороне творчества - Элоким, а где речь идет о духовной стороне этого творчества - аШем.
В этой фразе Торы
אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:
имеется еще один необычайно интересный момент.
3. Наряду с новым именем Бога - аШем, Тора в аллегорической форме приводит имя человека, ради которого Бог, аШем-Элоким затеял все Творение. Его имя Авраам. Из этой фразы следует, что целью Творения был не человек вообще, не Адам, первый человек. Конечной целью Творения был Авраам, первый еврей на земле.
Вопрос: почему Господь Бог на этом прекратил Творение?
Потому, что Он достиг поставленной цели Творения - создал человека, своего наместника на земле, подобного Ему Самому, и теперь может уйти на покой. Отныне человек будет продолжать Его труды, Его творчество.
Ответ неполный, неточный.
Во-первых, Тора дала ретроспективу всего процесса Творения от начала до конца. И в этом плане в ней приведено описание конца Творения, которое не вечно.
Во-вторых, человек не просто один из объектов творчества Бога таким, каким были пространство, материя, свет, небесные тела, земные растения, животные, и прочее. Все это Бог создавал своими "речениями - приказами": "Да будет...!".
Человек, подобен Богу. Он становится искусным "инструментом" Бога, Его совершенной "десницей". Человек - продолжение трудов Бога на новом этапе, когда "каркас Творения" в общем завершен и начались "внутренние отделочные работы". Отныне Бог издает свои "приказы-речения" устами и мыслями человека, через посредство человека.
Мы видели, как Законы Творения "приказывали": "Да выпустит земля...!", "Да наполнится вода...!", "Да наполнится земля...!". Теперь Бог "отдает приказы" каждому человеку в отдельности, и каждый человек становится чем-то вроде Создателя. Мы уже видели начало этого процесса на примере животных, которых Бог благословлял и которым Он приказывал "плодитесь и размножайтесь". Но человек предназначен для значительно большего.
С помощью тонкого и искусного инструмента, каким является человек, Бог творит такие высочайшие духовные сущности как музыка и поэзия, математика и физика, наука и литература, такие тончайшие материально-духовные сущности как живопись и скульптура, архитектура и технология и многое-многое другое. Посредством человека Бог продолжает преобразовывать мир. Человек - творческий инструмент Бога в конце шестого дня Творения. Именно в этот день творчество аШема достигает высочайших вершин. Именно Он подсказывает человеку в определенный момент идеи и замыслы его творчества. В этом главная цель сотворения человека. Человек - это конечный этап на пути осуществления замысла Всемогущего Бога, начатого в момент Берейшит - В начале....
Человек выглядит вполне свободным и независимым в своем творчестве - Бог не "подталкивает его в шею", не принуждает его, не навязывает ему Свою волю. Человек волен в своих решениях и поступках. И именно в этом состоит подлинное высшее достижение Бога при создании человека - свобода воли человека. Человек, наслаждаясь полной свободой, должен свободно выбирать и исполнять задачи и цели Бога.
Первый такой человек, который станет идеально свободным исполнителем воли Бога, упомянут в данном предложении Торы, как единственная и главная цель всего Творения. Его имя: "ב הבראם", что можно истолковать как "в הבראם", "в сотворении Авраама", ибо слово הבראם, это соединение двух слов в одном: создание - ברא Авраама - אברהם Патриарха еврейского народа. Все творчество Бога оказалось сконцентрировано на Аврааме, для Авраама и ради Авраама.
Но и это не все. Удивительная книга Тора!
Слово בהבראם написано с уменьшенной буквой ה. Что бы это значило? И тут мы вспоминаем, что великий אברהם, Авраам не всегда носил это имя. В начале его имя было אברם, Аврам, и только в средине его жизни аШем переименовал его в אברהם, Авраам - добавил ему букву ה. Так, что он был и Аврамом, и Авраамом, и буква ה в его имени появилась только во второй половине его жизни, что и отмечено ее уменьшенным размером в слове בהבראם.
Назвав имя человека, ради которого аШем создал мир, Тора в дальнейшем показывает, что не все было так легко и просто на этом пути. Недаром человек - это искуснейший и совершеннейший инструмент Бога. Чтобы быть истинно таковым, человек должен обладать высочайшей степенью свободы воли, самостоятельности и независимости. При этом, человек должен четко воспринимать идеи Бога. Создание такого человека задача не простая. Все последующие главы Торы посвящены процессу формирования человека и народа, призванного стать совершенной творческой десницей аШем - Элоким, Творца нашего мира. Будучи абсолютно свободным человек должен при этом действовать так, как требуется Господу-Богу
Но вернемся в третий раз к этой фразе:
אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:
В ней дважды повторены слова ארץ ושמים. Второй раз слова этого выражения стоят без определенного артикля и в обратном порядке. Если в начале фразы написано השמים והארץ, эти небеса и эта земля, то в конце фразы написано ארץ ושמים, земля и небеса вообще, что правильнее следовало бы трактовать как материя и пространство. Причем тот факт, что слово ושמים, и пространство стоит после слова материя, указывает на особое значение, которое в данной фразе Тора придает созданию пространства.
А зачем вообще аШем-Элоким - Господь Бог создал наш мир?
Традиционный ортодоксальный ответ: для того, чтобы мир мог оценить величие Всевышнего, насладиться Его Творением, ибо Всевышнему под силу все, кроме восхищения Самим Собой. Бог - это Великий Автор пьесы и ее Исполнитель, но Ему необходим зритель, его восхищение, аплодисменты. Иной ортодоксальный ответ: мир создан для того, чтобы разделить необъятное совершенное добро Бога с миром вообще и с человеком в частности, чтобы сделать человека причастным к Богу.
Можно лишь до определнной степени согласиться с этим мнением. Мы помним, как Элоким удовлетворенно восклицал каждый раз после завершения определнного этапа Своего Творчества:
"И увидел Элоким, что свет это хорошо!" - Первый день;
"И увидел Элоким, что хорошо!" - Третий день;
"И увидел Элоким, что хорошо!" - Еще раз в Третий день;
"И увидел Элоким, что хорошо!" - Четвертый день;
"И увидел Элоким, что хорошо!" - Пятый день;
"И благословил их Элоким (морских животных)..." - Пятый день;
"И увидел Элоким, как хорошо" - Шестой день;
"И благословил их Элоким (человека) ... - Шестой день;
"И увидел Элоким все, что сотворил, и вот это все очень хорошо" - Шестой день.
Так, что, как видим, Элоким не ждет похвал со стороны и вполне самоудовлетворен результатами трудов.
Пожалуй, более вероятен иной ответ: Творение это естественное Самовыражение Творца, который просто не в состоянии удержать Свой Творческий Потенциал (в том числе и потенциал Свого совершенного добра) внутри Себя, "втуне".
Автор был знаком с прекрасной женщиной, покойной тещей. Она не могла прожить ни одного дня без того, чтобы не сделать что-то доброе, не оказать какую-то помощь, услугу окружающим людям. Без этого ей было не усидеть на месте. Ее стремление к добру для других просто рвалось из нее наружу, в окружающий мир. Нечто подобное наблюдается у многих гениальных творцов, поэтов, композиторов, художников, которые известны миру только потому, что были не в состоянии сдержать свой творческий потенциал внутри себя. Он настоятельно требует выхода и обязательно вырвится наружу, в точности так, как в Торе: "Да, будет Свет!" Так что, наш мир - это естественное проявление скрытого необъятного потенциала Духовного источника Добра и Творчества.
Но, куда стремится вырвавшийся наружу потенциал?
Возможно Всевышний решил возвести некоторую материальную копию Своего Духовного источника, создать духовный мир, "облаченный в материю", мир, подобный себе (по образу и подобию), наделенный, как Он сам, таким же неудержимым стремлением к добру, "одухотворить материю". И для этой цели Ему нужен человек, способный перенести все атрибуты духовного мира в мир материальный. Человек - это своеобразный духовно материальный преобразователь. Он осуществляет, материализует идеи духовного мира. Не исключено, что на определенном этапе способности человека настолько приблизятся к атрибутам Создателя, что он сам начнет собственный процесс "БЕРЕЙШИТ" некоего нового мира, каких, в принципе, может быть бесконечное множество. И именно тогда Творец сможет остановить действие Своих Законы Творения, переложив все их дальнейшее осуществление на человека: "Пусть он сам теперь создает свои собственные законы Творения". И вовсе не исключено, что Тора написана таким вот будущим Творцом, который смог осуществить Свой Великий Замысел и теперь в своих автобиографических воспоминаниях, названных Им Тора, делится с нами, его далекими предшественниками Своим опытом Творения. Вот почему Он там настоятельно учит нас в Торе своим Законам и правилам. Ведь осталось совсем немного времени. 230 лет пролетят как одно мгновение и если человечество не усвоит эти Законы то ему грозит полная гибель, анигиляция, исчезновение, превращение в исходную бесконечно малую точку.
Вот почему Бог так спешит: учитесь, учитесь, не теряйте времени а иначе всему конец. Вот для чего избран Авраам и его народ - евреи. Только на них вся надежда человечества на спасение. Когда-то человечество спас Ной, потом его спас Йосиф, в третий раз катастрофа будет ужасней всего известного и если потомки Авраама, евреи не будут готовы, то все человечество погибнет в Седьмой день Творения.
Но здесь мы, пожалуй, заходим в своих фантазиях слишком далеко.
Создание Человека и Изгнание из рая
Но вот закончилась торжественная увертюра драматической эпопеи о шести днях Творения.
Началась "проза жизни", рассказ о том, как на самом деле осуществлялся этот великий замысел. Тон изложения становится спокойным, деловым, изобилует различными бытовыми подробностями. Мы спускаемся на "грешную" землю и узнаем детали грандиозных дел Создателя. Здесь уже нет возвышенного глагола ברא, творение. Все здесь буднично, прозаично и начинается с подробного рассказа о сотворении человека. Мы больше никогда не встретим ни одного восторженного восклицания Бога, подобного "хорошо" или "очень хорошо".
Весь предыдущий рассказ велся от имени Элоким, от имени Бога. Теперь повествование идет от имени аШем-Элоким, или аШема.
Бог - Элоким, ответственный за законы физического мира, завершил свою работу по созданию материальной базы (тела) человека, Адама. Бог - аШем только приступает к формированию души человека, его програмного обеспечения. аШем творит духовный мир человека, и Его труды еще очень далеки от завершения. Работа над созданием желаемого духовного мира сложна и кропотлива. Она началась лишь после завершения физического облика Адама. Вот почему мы не слышим восторгов Бога. Ему предстоит большая работа. Вся последующая Тора посвящена описанию именно этих трудов аШема.
5. И всякий полевой кустарник еще не был на земле, и всякая полевая трава еще не расцвела, ибо не окроплял Господь Бог (аШем-Элоким) землю дождем, и человек еще не работал на земле.
6. И пар (дыхание) поднимался от земли и орошал всю поверхность почвы.
Необычайно живописное вступление. Перед нами лежит и дышит во всей чистоте и неприкосновенности обнаженная красавица земля, как прекрасная женщина. Классическая сцена соблазнения небожителя земной красавицей, каких множество в античной мифологии. Земля так чиста и прекрасна, что сам Господь Бог не выдерживает искушения.
7. И изготовил Господь Бог (аШем-Элоким) человека из земной пыли и вдохнул в его ноздри душу живую, и стал Адам живой душой.
Тора подчеркивает: Адам стал живой душой, подобно всем животным земли. Господь Бог и земля совместно произвели первого человека - Адама. Земля - его мать, Господь Бог - его отец. Тело Адама - наследие матери. Оно состоит из земной почвы - адама. Но его душа от Отца - от Господа Бога. Она должна быть - "доме" - подобна Богу.
Что сказать по этому поводу?
С одной стороны его мать очень простая - земная и совершенно "приземленная". Но с другой стороны его отец - самое высокое и самое одухотворенное из всего, что есть в мире. Так, что происхождение Адама необычайно благородное, если не по крови - кровь от земли, красная, то уж наверняка по духу. Ну а каков вышел ребенок, Адам?
Просим прощения у тех, кого коробит такая прямолинейность - человек создан из земли. Сторонники эволюции жизни вообще и эволюции человека, в частности, уже готовы покинуть зал. Не спешите. Мы помним, что под словом "земля-арец" Тора подразумевает материю, вообще, как таковую, а под словом "почва-адама" Тора подразумевает, все элементы нашей почвы, из которых составлено тело человека. Ведь мы есть то, что мы едим - все, что выросло в земной почве. Помните, как на третий день Элоким сказал: "Тоци арец ... - выпустит земля - зеленую траву". А наука утверждает, что человек на 70% своей массы вообще состоит из воды.
Также просим прощения у тех, кого коробит слова о соблазнении Господа Бога землей при создании, "рождении" Адама. Наши сравнение - естественная трактовка слов письменной Торы. Но вот что пишет по поводу сотворения человека Рамхаль - Луцато (478), великий каббалист и комментатор:
Все создания, как высшие (духовные), так и низшие (материальные), возникают как результат соединения двух противоположных сил, созданных Всевышним - мужского и женского начала. В низших мирах этот принцип проявляется во взаимодействии неба и земли. Человек, находящийся в этом мире, получает все необходимое от земли, оплодотворяемой небом.
А вот еще цитата из Рамхаля: (Берейшит 2:7):
"И сотворил Господь Всесильный человека прахом из земли". Зачем "прахом" и "из земли"? Писание указало на два аспекта человека. Слово Адам образовано от слова (земля), а не от афар (прах). Человек особенным образом связан с землей. Изобилие, нисходящее сверху, спускается с неба на землю, и только затем его получает человек. Происходящее в нижних мирах соответствует соединению высших светил духра вэ-нуква ("мужское и женское начала"), и только затем исходит совместное влияние от них двоих, поскольку так следует в соответствии с высшим порядком.
Как видим, наша "несколько грубоватая" трактовка, возникшая при чтении письменной Торы, удивительно совпадает с трактовкой великого Луцато.
Мудрецы Торы (291) очень много внимания уделяют этому отрывку.
Как объяснить, что спустя семь дней Творения, когда все создано и завершено, и когда Господь уже оставил дела и отправился на покой, нас вдруг возвращают к рассказу о создании Адама, причем с того момента, когда земля еще была голой и необитаемой? Этот вопрос волнует не только Мудрецов Торы. Все атеисты мира ухватились за этот сюжет, как за доказательство того, что Тора не является Божественным созданием, что в ней есть явные просчеты и промахи, что эта книга написана простым смертным и не одним, а многими. Именно этим можно объяснить логические неувязки Книги.
Мы придерживаемся мнения, что если мы встречаем в книге или в жизни что-то нам не понятное, логически противоречивое, то, прежде следует взглянуть на себя самого. Это именно "мы" не понимаем того, что находится передо нами. "Мы и только мы". Значит, нам следует совершенствовать свой мыслительный аппарат. Придет время, и "мы поймем" Великий Замысел Автора, точно так же, как со временем разрешим еще одну, пока еще недоступную нам, загадку мира. А пока будем учиться и еще раз учиться.
Многие Мудрецы Торы пытались решить загадку неожиданного перескока повествования на "несколько дней" назад по отношению к основному сюжету. Как объяснить, что земля, которая к появлению человека, согласно первой главе, уже заселена, наполнена жизнью, вдруг вновь оказывается голой и безжизненной?
Множество различных толкований Мудрецов сводятся в основном к следующему: Бог уже все создал, но все растения, находясь в земле и готовые к выходу на поверхность, ждали команды "на выход", то ли в виде дождя, что было бы Его благословением, то ли в виде молитвы человека, и пока наружу не показывались. Вот почему земля к моменту появления человека была голой и ничем непокрытой.
Объяснение, мягко говоря, несколько натянутое и не выдерживающее критики.
Ведь после каждого дня Творения, обозревая результаты своих трудов, Бог весьма удовлетворен. И к тому времени, когда на земле появляется человек, Бог был уже много раз удовлетворен своими многочисленными успехами на земле с растениями, на море с животными и вновь на земле с животными. Это свидетельствует о том, что во все дни в точности осуществлялось все, что Господь Бог создавал (1:31):
וירא אלוהים את-כל-אשר עשה והינה-טוב מאד ...יום שישי:, И увидел Господь все, что (Он) делал и вот (все) очень хорошо ...день шестой.
Так как же после всего этого объяснить, что к моменту создания человека, земля была еще пустой, без кустика и травинки, и без единой живой души?
Объяснение может быть следующим.
Создание человека было процессом очень сложным и длительным. Именно ради человека Бог затеял все Свое Творение. И начал Бог процесс Творения человека еще тогда, когда земля была пустынной и голой, и не было на ней ни одной травинки и ни одной живой души, и даже еще раньше, когда Он сказал "Будет свет". Все дни Творения посвящены созданию человека. Земля действительно была тогда еще очень чиста, не испорчена и не осквернена ни чьим присутствием в конце второго этапа или в начале третьего этапа. Лишь в конце третьего этапа Творения на земле появляются растения. Но до этого момента земля была очень чиста. Именно в таком ее состоянии Господь Бог начинает создание человека, Адама, его ДНК, его наследственного кода, из земли, адама. Весь процесс возведения ДНК человека длился на протяжении третьего, четвертого, пятого и шестого этапов. Создавая различные растения и животных от простейших и до тех, что уже совсем близки к человеку, Бог постепенно создавал и отрабатывал "в полевых условиях" элементы своего главного, целевого Творения - человека. Именно так создавались и отрабатывались, проверялись на эффективность и надежность различные звенья ДНК будущего человека. Это то, что гордая наука назвала термином процесс эволюции и естественного отбора. И лишь к концу шестого этапа, когда все элементы ДНК человека окончательно завершены, когда дом человека - наша земля - готов, и все условия для его проживания созданы, на землю ступает первый живой человек - Адам. Именно так можно объяснить логический разрыв в повествовании. И не мудрено. Ведь Адам есть самое сложное из творений Бога. На его создание Бог потратил больше усилий, чем на создание всего остального мира. Этому была посвящена вся длительная эволюция жизни на земле.
Иными словами, сложное ДНК, которое легло в основу человеческого существа, и которое было конечной целью всего этого творчества, Бог-Элоким начал строить, как только возникла земля, в начале третьего периода, еще до появления на ней растительной жизни. И Он продолжал это строительство до конца шестого периода. Да Он использовал части этой ДНК будущего человека для создания на ее основе различных растений, животных, простых и сложных, но с самого начала Он строил ее как ДНК будущего человека. И вот на шестой день это строительство было завершено, и возник Адам. Это ли не свидетельство эволюции жизни на земле?
И именно потому, что все земные растения и животные составлены из частей такой же самой ДНК, что и человек, они все пригодны в пищу человеку, который просто расщепляет ДНК поедаемых растений и животных и использует их в строительстве своего собственного организма.
Теперь мы понимаем, почему при описании процесса создания человека Тора в одной фразе трижды использовала глагол бара, Творить. Создание человека было действительно трудной и кропотливой работой. По сути, во все дни Творения Элоким Творил человека.
И еще один момент.
Мы уже говорили о том, что Тора полна намеков, символов и параллелей. Итак, первый человек, Адам, создан из земного праха, из земной почвы, а затем Господь Бог вдувает в него душу.
Но вот в дальнейшем, в книге "Шмот" (Исход) мы столкнемся с другим сюжетом, повествующем о создании еврейского народа. Перед своим "рождением" еврейский народ тоже (как Бог) занят работой с землей, с глиной и являет собой, чуть ли не, самый последний земной прах. Но вот Господь выводит этот прах земли из Египта в пустыню и у Горы Синай вдувает в него новую чистую живую душу - дает ему Тору, превращая этот прах в святой народ.
Господь высадил в землю Египта семя, ДНК Авраама, Исаака и Якова, из которого вырос, дал всходы будущий еврейский народ. Из праха земли египетской Господь вылепил еврейский народ, а затем вдул в него душу живую - учение Торы. Вот такая параллель, к которой мы еще вернемся.
А пока... совместными усилиями земли и Бога создан первый человек - Адам.
РАЙСКИЙ САД
Вот теперь вся повесть окончательно переходит к рассказу о судьбе человека.
8. И посадил Господь Бог сад в Эдене к востоку и поместил туда человека, которого создал.
9. И вырастил Господь Бог на земле всякое дерево приятное на вид и пригодное в пищу и дерево жизни в центре сада, и дерево познания добра и зла.
10. И река для орошения сада вытекает из сада и там разделяется на четыре рукава.
11. Название одного из них Пишон. Он огибает всю землю Хавила, в которой золото.
12. И золото той земли хорошее. Там хрусталь и драгоценный камень.
13. И название второй реки Гихон. Он огибает всю землю Куш.
14. И имя третьей реки - Хидекель. Она протекает перед Ашуром. А четвертая река - это Прат.
Где географически мог находиться Сад Эден?
Возможно, сад Эден находился в котловине Черного моря, которое образовалось в результате Всемирного Потопа при ее затоплении Средиземным морем через Босфор. Такую версию недавно выдвинули ученые, исследовавшие отложения на дне Черного моря. Эти донные отложения не соответствуют морским отложениям, но являются отложениями суши.
На предположение о том, что сад Эден находился в этом месте намекают названия четырех рек, втекающих в эту котловину, а именно: Дунай, Днестр, Днепр и Дон. В их названиях имеется непонятные корневые буквы "дн", которые существуют в названии сада Эден.
Когда Адам был изгнан из сада Эден, он поселился где-то поблизости от него, и все его потомки расселились там же. Затем последовал Всемирный потоп. Уровень мирового океана поднялся, воды Средиземного моря перехлестнули через Босфорский перешеек и затопили котловину Черного моря, образовав нынешнее Черное море. Ной спасся на Ковчеге и после плавания по образовавшемуся Черному морю в конце пристал к горе Арарат, у его побережья.
АДАМ В САДУ. СОЗДАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
15. И взял Господь Бог человека и поместил его в сад Еден для работы и для хранения.
16. И наказал Господь Бог человеку, говоря: (плоды) от всех деревьев Сада можешь есть.
17. Но от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, когда ты съешь от него - ты умрешь.
Здесь и везде далее слова Бога нужно воспринимать как обыкновенное предупреждение, предсказание. Не делай того-то и того-то, ибо будут такие-то и такие-то последствия. Это не угроза, а разъяснение ситуации, отеческий совет о последствиях такого поступка. Что касается сроков исполнения наказания за проступок, то они действительно находятся в пределах одного дня в (покоящейся) системе Господа Бога, то есть того самого дня, когда был создан Адам, и который длится и поныне.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одиноким. Создам я ему помощника и компаньона. ...
21. И (наслал) Господь Бог на Адама глубокий сон и усыпил, и взял одно из его ребер и прикрыл плоть.
22. И построил Господь Бог из ребра, которое взял из Адама, женщину и привел к Адаму.
23. И сказал Адам: на этот раз это кость от кости моей и плоть от плоти моей. И назвал (ее) "женщина" (в буквальном переводе с иврита "мужнина" - принадлежащая мужу), потому, что из мужчины сделана.
24. Поэтому оставит мужчина своего отца и свою мать и прилепится к своей жене, и будут (они) как одно существо.
"...глубокий сон..." это наркоз, который люди стали применять в хирургии спустя многие тысячелетия.
"... и прикрыл плоть..." - нормальная хирургическая операция.
"И построил Господь Бог из ребра, которое взял из Адама, женщину ..." - операция клонирования, а костный мозг (из ребра) - источник наследственного материала.
Таким образом, жена Адама - его клон-близнец. Внешне они были очень похожи между собой - это кость от кости моей и плоть от плоти моей. Все последующее человечество произошло от клонов-близнецов, Адама и Евы. Бога, по-видимому, это не смущало. Нигде в Торе и в комментариях Мудрецов об этом ничего не сказано. Но позднее, комментируя рассказ о Каине и Авеле, и рассказ о двенадцати сыновьях Якова, Мудрецы утверждают, что с каждым из героев этих сюжетов, с Каином, Авелем, двенадцатью сыновьями Якова, рождались их сестры-близнецы. И братья брали в жены своих сестер. Такое интересное продолжение истории клонирования, произведенного Богом.
Все это так, но откуда в те древние времена автор или авторы Торы, если Тора это миф, могли знать о наркозе, о хирургических операциях, о клонировании? И почему Мудрецы Торы письменной, видимо основываясь на живущей в народе устной Торе, выдвинули модель сестер близнецов в истории сыновей Якова, тем самым, повторяя историю Адама и Евы? Ведь в тексте Торы ничего об этом не сказано? Очередная загадка Торы.
Мидраш (6) приходит к выводу, что поскольку только в иврите мужчина (человек-мужчина - иш) и женщина (человек-женщина - иша) фонетически подобны, это доказывает, что именно иврит был использован в момент Творения и был Святым языком (1).
О женщине
В Торе с момента "Берейшит" противопоставлены друг другу два начала: материя и дух. " ... ве руах Элоким мерахефет ал пней амаим" - "и Дух Божий витает над водами".
Из материи сделал Элоким тело человека, Адама, и затем вдохнул в него частичку Своего духа, душу живую, так, что (над) телом человека, а это на 70% вода, витает-управляет душа - Дух Божий. Этот процесс в точности повторяет сотворение мира в целом. Душа человека управляет его телом и лепит из него новый мир, новое живое творение. Человек являет собой некий конгломерат, кентавр, объединяющий в единое целое духовную и материальную стороны мира.
Разделив человека, "Адама", на мужчину и женщину, Бог, Элоким продолжил Свой путь специализации, разделения - הבדלה. В этом, ранее едином, а теперь разделенном надвое, существе, женщина стала выполнять явно выраженную материальную, земную функцию.
Именно в женщину, как в землю, мужчина сажает семя будущего нового растения. Именно женщина, подобно земле, выращивает, вынашивает плод, рождает (תוצא בן אדם) его и выкармливает своими соками, поднимает на ноги и превращает в полноценного человека. Именно, женщина, прежде всего, заботится о питании и здоровье семени, нового плода, посаженного в нее мужчиной, и, повинуясь "материнскому инстинкту", готова отдать ему все и даже умереть лишь бы он был жив и здоров.
То есть, самка, женщина это гнездо, домашний очаг и убежище. Для чего? Для זרע, зера, зерно, семя, сперма, потомство, которое זר , зер, чужое в женской утробе. Но זרע, семя в соединении с קבה, женской утробой становится זר קבע, обеспеченным, гарантированным семенем в гнезде женщины, в домашнем очаге женщины, в ее утробе.
נקבה = самка, женщина (гематрия) = 157 = מקווה = надежда, оплот, водоем. Вот что такое женщина.
זכר = помнить, вспоминать, самец, ассоциация, память = ДНК =רכז = концентрировать, сосредотачивать, сгущать.
Нормальная женщина является совершенным олицетворением материального начала в человеческом обществе. Разделив человека на мужчину и женщину, Элоким, тем самым, разделил духовную и материальную стороны в человеческом существе (произвел специализацию). Сделал человека полностью подобным себе. Точно так же, как неразделимы, полностью едины между собой "аШем - Элоким", так едины и неразделимы "мужчина - женщина".
Именно поэтому женщина стала инициатором дальнейших поступков человека. Она немедленно взяла на себя функции Элоким и стала их исполнять. Женщина приняла сторону земли, материальную сторону против духовной стороны аШема. Поэтому Бог проклянет Землю, Змея и Женщину.
ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА?
18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одиноким, сделаю ему помощника, (стоящего) напротив него.
Подтекст этой фразы раскрывает главную причину создания человека. Бог, совершив так много творческих дел в мире, на определенном этапе понял: НЕ ХОРОШО БЫТЬ ОДИНОКИМ В ЭТОМ МИРЕ, (ОДИНОКОМУ) НУЖЕН ПОМОЩНИК, (СТОЯЩИЙ) ПРОТИВ НЕГО.
Господь Бог совершенно одинок в своих трудах, Ему нужен помощник по всем материальным и духовным делам. Это должен быть наместник на земле, представляющий дела Господа Бога. Вот как называет Адама реб. Гирш (16): вице-регент Бога на земле.
И благословил их Господь, и сказал им Господь: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладевайте, и властвуйте над рыбами морскими, над птицами небесными и над всем ползающим по земле.
Этот помощник должен следить за порядком на земле, укреплять все здание мира, устроенного трудами Господа. Он должен учиться у Него и продолжать Его дело. Ведь процесс создания мира не закончен с созданием человека. Этот процесс продолжается. Но теперь его продолжает сам человек. Именно для этого он создан. Он продолжает дело Элоким на том уровне, когда дальнейшее творчество требует применения социальных и антропологических законов, человеческой технологии и науки, художественного и музыкального творчества, мира, удобного и наиболее соответствующего человеческим потребностям, вмешательства человека и человеческого общества.
Как мы уже видели, весь процесс Творения есть упорядочение материи, приведение ее в соответствие с законами духовного мира, законами аШема. Начиная с определенного уровня этот процесс требует активного вмешательства человека, его таланта и способностей. Человек, как продолжение десницы Элоким, как специальное средство преобразования материи продолжает процесс одухотворения, начатый Элоким, но на более тонком, более высоком уровне этого творчества, который невозможно осуществить без вмешательства человека. Человек есть определенный этап на пути преобразования материального мира в мир одухотворенный, более близкий к духовному миру Элоким - аШема. На этом этапе дальнейшим формированием мира, начатого Элоким, руководит аШем. Именно поэтому Он появляется в Торе после возникновения человека. С этого момента Элоким начинает использовать Свой новый "рабочий" инструмент - человека.
Поэтому Элоким - аШем создал человека.
ГРЕХ ЧЕЛОВЕКА
16. И взял аШЕМ Элоким человека и поместил его в сад Эден для работы и охраны.
Здесь неспроста поставлены слова: "для работы и охраны". Человек помещен в Сад Эден, чтобы продолжить работу Бога и сохранить то, что Он уже создал: сад, деревья. Сохранить достигнутое и добиться новых результатов, продолжать наведение порядка и борьбу с хаосом.
Выстроим логический ряд синонимов и антонимов, усвоенных нами из предыдущих отрывков Торы.
С одной стороны "энтропия": хаос, тьма, вечер, смерть, плохо.
С другой стороны Элоким: порядок, свет, утро, жизнь, хорошо.
До сих пор все усилия Элоким были направлены на снижение энтропии и повышение порядка. Каждый вечер Он начинал с большего хаоса, с "плохо", и приводил к некоторому порядку, к "хорошо". Это было главным направлением Его усилий: из хаоса сделать порядок, из тьмы - свет, из вечера - утро, из смерти - жизнь, из плохо - хорошо. Так было на всех этапах деятельности Элоким от первого слова и поныне.
Как складываются отношения человека с Элоким-аШем?
Вот Бог поместил Адама в Сад Эден. Что это за сад? Да это наша земля, которую Он создал в предыдущие дни, и засадил разными растениями и заселил разными животными. Это ведь подлинный рай:
И сказал Элоким: "вот Я дал вам всякую траву с зерном, которая по всей земле, и всякое дерево плодовитое и с семенами. Будет вам в пищу".
Так его воспринимает Бог, и именно так на первых порах воспринимает его Адам. Главная задача человека на земле, в этом райском саду, работать и хранить его. Таким образом, в приведенный выше синонимический ряд нужно добавить еще такие понятия: сад, труд, хранение, зерно, плоды.
Человек должен стать самостоятельным, активным преобразователем (природы) материального мира. Бог вручил ему эти полномочия - "ключи от сада". Одновременно Он предупредил Адама: можешь есть все, за исключением плодов дерева добра (тов) и зла (ра).
Тут явно кроется какой-то подвох, почва в этом месте становится зыбкой, атмосфера туманной, а дорога неясной: два антонима стоят рядом. Тут сразу "добро и зло", "хорошо и плохо", "хаос и порядок". Все смешалось - меурав. А мы помним, что смесь, меурав-эрев, это то, с чем Элоким постоянно боролся на протяжении всех дней Творения.
Таким образом, дерево "познания добра и зла" это та исходная точка, с которой придется начинать борьбу теперь уже самому человеку на земле, как когда-то начинал ее Элоким в масштабе всей вселенной (там было "тогу ва богу", вечер и утро). И Бог по-отечески предупреждает человека: будь осторожен, ибо не оберешься бед.
Это философская точка зрения.
Что же касается физиологии, то плоды этого дерева должны были оказывать некий наркотический эффект на организм человека, ибо только при наркотическом воздействии на человека происходит затуманивание мышления, смещение границ сознания и подсознания, смешение (меурав) трезвых оценок и суждений о том, что хорошо и что плохо.
Как получилось, что человек не послушал этого отеческого совета?
Есть стандартный, проверенный выше, лингвистический подход к этой проблеме. Если дерево обладало свойствами одновременно и добра, и зла, то есть было "меурав" - "смесь", то, скорее всего, его следует отнести к свойствам вечера "эрев". То есть его плоды были еще не зрелыми. Адаму следовало подождать наступления утра, "бокер", когда плод созреет, и "зло" его плодов исчезнет. Как ни кажется это странным, но при дальнейшем анализе того, что произошло, мы выясним, что именно это предположение наиболее вероятно - Адам поторопился.
Главным с этической точки зрения был запрет, как таковой. Как уже сказано раньше, это был даже не запрет, но рекомендация, совет с объяснением некоторых последствий такого проступка. В число последствий входила и смерть. Причем смерть здесь была, в первую очередь, символом хаоса, символом противоположности, антонимом, того, чего добивается Элоким, за что Он борется. Таким образом: "если ты, Адам, съешь этот плод, ты восстанешь против Меня и всех Моих предыдущих усилий". Вот, что было главным в предупреждении Бога. Именно поэтому, касаться плодов дерева не стоило. Это не угроза, но разъяснение элементарных взаимоотношений добра и зла, порядка и хаоса в этом мире.
Затем Тора описывает ход событий, в котором замешаны змей, женщина, Адам, искушение, а Мудрецы (291) объясняют причины, по которым Адам сделал "неправильный" выбор.
Со своей стороны полагаем, что последовавшие события были вполне естественны и закономерны. Адам в тот момент был (и остается поныне) крайне несовершенен, не зрел, меурав, как плоды того дерева. Именно он сам, а не какое-то дерево, представлял и продолжает поныне представлять изрядную смесь "добра и зла". Борьба между добром и злом происходила и происходит внутри самого человека, а не где-то там, снаружи. Он совершил этот поступок, нарушил запрет Элоким только потому, что силы зла, хаоса взяли в нем самом верх над силами добра и порядка. А все остальное: его жена, змей соблазнитель, плоды дерева, все это было вторичным, внешним, служило оправданием Адаму и его поступку, явилось тем самым "фиговым листочком", которым он пытается прикрыть свое несовершенство, свой позор, свою неверность Создателю, свою наготу, нет, не наготу физическую, но наготу духовную.
Ведь жена Адама это еще недавно часть его самого. И ей присущи все те свойства, которые присущи Адаму. Она в первую очередь выражает именно его сомнения, и только потом уже свои личные. Так, что ее проступок это, прежде всего, его проступок, его желание пойти наперекор Богу.
Конечно, Богу было известно об этом, и весь эпизод является лишь демонстрацией истинного равновесия сил внутри Адама. Это странное дерево явилось своеобразной "лакмусовой бумажкой" для выявления несовершенной сути Адама и его жены. И этот рассказ преподан читателям Торы для извлечения соответствующего урока.
Что же произошло?
25. ויהיו שניהם ערומים האדם ואשתו ולא יתבששו, И были оба обнажены, Адам и его жена, и не стыдились.
Игра слов: в этом предложении слово ערום, арум означает обнаженный, оголенный, а в следующем - это слово означает хитрый. В данном случае смысл слова обнаженные еще и в том, что они оба Адам и его жена люди простые, искренние, не умудренные жизнью, не защищенные от дурных влияний, которые не заставят себя ждать.
Глава 3.
1. והנחש היה ערום מכל חית השדה אשר עשה יהוה אלהים ויאמר אל-האשה אף כי-אמר אלהים לא תאכלו מכל עץ הגן,
А змей был хитрее всех диких зверей, которых произвел Господь Бог (יי אלהים), и (он) сказал женщине: "Правда ли, сказал Господь (אלהים), не есть изо всех деревьев сада?"
Здесь много интересного.
Одно из значений слова נחש, нахаш - змей. Но оно также означает "угадывать, ворожить, колдовство, заклинание, гадание". Поэтому данное предложение может быть прочитано: "хитрые догадки, гадания ожили в женщине, смутили женщину: а действительно ли сказал Элоким, что нельзя есть из деревьев сада?"
Эти сомнения возникли именно у нее, и, чтобы разрешить их, она обратилась, то ли к змею, то ли к гаданию и ворожбе. Но эти гадания или заклинания были уже следствием ее сомнений.
Причин для сомнений несколько.
Как сказано выше, женщина представляет сторону Элоким в человечестве, в отношениях с мужчиной ее роль, аналогична роли земли в отношениях с Богом. Женщина соблазняет мужчину, как это "сделала" земля с Богом, с тем, чтобы мужчина посадил свое семя именно в нее.
Мужчина сажает свое семя в женщину, которая вынашивает, выкармливает, взращивает и рожает на свет новый плод, точно так же, как это делает земля с семенами, посаженными в нее. Мало того, женщина впоследствии всю жизнь заботиться о том, чтобы прокормить свое дитя, даже если это будет уже ее муж. Не даром в русском языке и в иврите существует термин "мать-земля", אמא אדמה, "има адама". В нем женщина-мать и мать-земля равны.
Поскольку в человеке вообще существуют два начала: материальное - Элоким и духовное - аШем, то женщина, в силу присущей ей функциональной специфики, является исполнителем материальной функции. Ведь она должна кормить свое дитя в первую очередь пищей материальной, физической. В этом ее основная задача.
У женщины в этом "конфликте" есть и еще одна проблема. Предназначение женщины создавать людей. Но пока и Адам, и она сама Творения Рук Бога. Отсюда естественная зависть и ревность женщины к Элоким. Она видит в Нем своего соперника, отнявшего у нее то, что надлежит выполнять ей. Это станет очевидным дальше, когда она родит первого сына.
Эти две внутренние проблемы женщины сблизили ее позицию с позицией земли, отдалив от Бога. Именно поэтому она искала оправдание своим сомнениям относительно запрета Элоким.
Интересное толкование слова נחש, нахаш в другом месте приводит Абарбанель (18): по его мнению נחש, нахаш (змей) означает проверка, экзамен. Этот змей здесь выступил в роли теста, проверки на зрелость Адама и его жены. Как мы знаем, проверка показала, что они далеко не зрелы.
Далее происходит диалог между "гадалкой, ворожеей" и женщиной. Гадалка задает наводящие вопросы. Кто эта гадалка? Это внутренние сомнения, наполняющие женщину, которые она пытается разрешить гаданием. Она раскинула карты и ищет в них ответы своим сомнениям:
2. ותאמר האשה אל-הנחש מפרי עץ-הגן נאכל, И ответила женщина змею: нам (можно) есть от деревьев сада,
3. ומפרי העץ אשר בתוך-הגן אמר אלוהים לא תאכלו ממנו ולא תגעו בו פן תמתון:, а от дерева, которое внутри сада, сказал Господь, не есть от него, и не касаться его, ибо умрем.
Это общепринятая трактовка. Но слово תגעו от корня נגע помимо значения "касаться" (именно так это воспринято Мудрецами) имеет еще значение "поражать, заражать, болезнь, язва, бич". И можно понять, что женщина говорит об опасности поражения, которое может принести человеку это дерево. А ведь именно так и произошло в действительности. Адам и его жена после "вкушения" от этого дерева были навеки поражены наследственной "язвой", которую они передали всему человечеству.
Так что жена Адама, как и положено женщине, полнее и глубже поняла предостережение Бога. Тем более удивительно, что она не только осмелилась нарушить это предостережение, но стала инициатором нарушения.
И в конце этой фразы выражение פן תמתון, которое традиционно истолковано как "ибо умрем", и которое вынудило Мудрецов долго находить изощренные и хитроумные оправдания тому, как согласовать эту угрозу Бога с удивительным долголетием Адама и его жены.
Но если принять это выражение, как будущее время второго лица от корня מתן, "ждать, воздерживаться - тамтин", то конец этой фразы вцелом ולא תגעו בו פן תמתון: будет означать "не будем поражены им, если воздержимся, подождем". То есть, женщина знала о возможности избежать поражения, связанного со злополучным деревом. Следовало только подождать немного. И тут мы находим подтверждение предположению, высказанному выше, когда проводили оценку смысла "добра и зла" как "меурав-эрев", что Адаму просто следовало не спешить, подождать до утра - "бокер", и проблема бы разрешилась сама собой, ибо плоды этого дерева окончательно созрели бы, и стали пригодны в пищу.
Но, несмотря на все это:
4. И сказал змей женщине: вы не умрете (не жди смерти),
5. Ибо знает (אלהים) Господь, что в день, когда вы съедите от него, откроются ваши глаза и станете, как (כאלהים)Господь, познаете добро и зло.