Аннотация: Популярное изложение современного смысла Торы
Философия Торы
(Популярное изложение современного смысла Торы)
Введение
Археологи научились находить в земле следы древних цивилизаций, тщательно исследовать их образ жизни, культуру. Эти цивилизации оставили после себя какие-то строения, камни с надписями, иные свидетельства их былого величия, славы, их достижений. Наука относится к ним с огромным вниманием и интересом. Это благодатный материал для множества статей, диссертаций, монографий, учебников, курсов лекций.
Но представим себе, что древнейшая цивилизация сохранилась до наших дней, существует рядом с нами, а ее представители живут сегодня среди нас.
В этом случае проблемы археологии сменяются проблемами этнографии, языковедения, истории, географии, религии, политики, шовинизма, антисемитизма, нацизма, геноцида. Эти науки весьма далекие от традиционной археологии, существуют в иных плоскостях и измерениях. Правильнее сказать, что это даже не науки, это практики, порой весьма трагические.
Из множества древних народов, существовавших на земле в далеком прошлом, еврейский народ сохранился до наших дней, существует поныне, живет среди современных народов земли.
Ископаемые останки его былой славы редко находят в земле, хотя, при большом желании их можно отыскать. Но судя по отношению к нему современных народов, "молодых цивилизаций", его нынешняя слава ничуть не меньше славы его далеких предков, а, временами, намного больше.
Евреи всю свою древнейшую историю не слишком заботились о нетленных каменных памятниках своего величия. В эпоху царства Давида было вообще запрещено создавать священные тексты на камнях. Евреи считали тогда и считают поныне, что подлинное величие народа должно существовать, должно храниться в памяти живущих, воплощаться в сыновьях и дочерях, в бессмертном духовном учении, в традициях народа, в вечной связи народа с Творцом мира. Такой нетленной связью евреев с Творцом была и остается Тора.
Эта древнейшая книга человечества не зарыта глубоко в землю. Три с половиной тысячелетия она стоит на книжной полке человечества, доступна любому жаждущему познания и остается востребованной читателем во всех уголках земли, который тысячелетиями открывает ее по несколько раз ко дню. Это живое и самое подробное свидетельство существования всего человечества и еврейского народа в далеком прошлом, в наши дни и прогноз будущего развития.
Тора сообщает, как возник наш мир и человечество, как родился еврейский народ и эта книга.
Еврейский народ и Тора явились в мир одновременно у горы Синай. Племена, вышедшие из Египта, получили Тору и стали единым народом Израиля, а Тора в тот момент обрела своего нетленного носителя - еврейский народ.
Человечество изобрело множество способов хранения сведений, знаний, информации. Это были стенки пещер, где обитал древний человек, глинянные таблички, каменные скрижали и глыбы, листья папируса, кора бересты, шкуры животных, пергамент, бумага.
Творец Торы и Вселенной применил Свой собственный уникальный способ хранения информации - память человека, его ДНК. Тора это неотъемлемая часть ДНК - наследственного аппрата еврейского народа. Она является самой сутью этого народа. Тора жива пока жив ее народ.
Тора и евреи так же неразделимы, как неразделимы две стороны одной монеты. Друг без друга они не существуют.
С первых строк и даже с первых своих букв Тора несет читателю пророчества, предсказания, прогноз развития человечества во все времена и в далеком будущем.
В этой работе мы кратко и популярно рассмотрим первую книгу Торы - "Бытие (Творение)" или "Берейшит (Вначале)". А тех, кто желает познакомиться с глубоким анализом текста Торы, мы отсылаем к нашему исследованию под заглавием "ТОРА ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО", которое дано в интернете по адресу: http://zhurnal.lib.ru/editors/p/parickij_a_s/
Текст Торы (Библии) наверняка известен многим читателям в переводах на русский и другие языки.
Текст любого перевода Торы автоматически является толкованием ее смысла автором перевода, ибо он выбирает из множества значений слов оригинального текста Торы те значения, которые больше всего соответствуют его пониманию исходного текста. Таким образом, текст любого перевода Торы есть видение, восприятие Торы переводчиком, его личной адаптацией. Такой перевод это один из бесконечного множества смыслов Книги, вложенных в нее Автором.
На наш взгляд, перевод Торы на любой язык можно сравнить с застывшей плоской фотографией местности, в сравнении с живым объемным пейзажем, каким является исходный текст оригинала Торы, который в миллиарды раз более информативен и насыщен, чем любая фотография самого высокого качества.
Тора на иврите подобно живому объемному оригинальному "пейзажу" никогда не остается застывшей, но изменяется ежесекундно, ежечасно, ежедневно, из сезона к сезону, из года в год, и от читателя к читателю. Тора на иврите не только глубока и мудра, но она оживает и дышит при каждом ее сокровенном духовном единении с читателем. Ведь Тора не просто книга или свиток с письменами, нанесенными на бумагу. Тора это уникальный духовный "интернет", канал связи, подключающий душу читателя, его подсознание и его сознание к безграничному духовному миру Автора, Творца Вселенной.
Только так можно объяснить тот бесконечный объем информации, которую содержит эта книга и которую вот уже три тысячи лет извлекают из нее пророки и мудрецы, ученые и комментаторы, рядовые читатели. Тора неисчерпаема. Такой она была в глубочайшей древности, в средние века, в новейшей истории. Таковой она будет и в умах наших далеких потомков, ибо она бесконечна, как ее Создатель.
Откройте (в прямом и переносном смысле этого слова) Тору на иврите и вы ощутите дыхание вечности. Иврит обеспечивает вход в таинственный Духовный Портал Творца, превращает Книгу в истинную, живую, пульсирующую Бесконечную Вселенную.
Человечество уже открыло для себя свойства "голографического" изображения, каждая точка которого содержит информацию о всем изображении. В Торе каждая фраза, каждое слово и даже каждая буква содержит весь мир, весь смысл Книги.
До Авраама (гл. 1-11)
Глава 1
Глава первая Торы это краткий обзор процесса Творения материального мира. В ней дано имя Творца, Автора Творения.
Тора называет Его "Элоким". Это множественное от слова "Эль" - Бог. То есть Творца зовут "Боги".
И это первая загадка Книги из многих тысяч ее тайн.
В еврейской традиции Элоким это строгий и неумолимый Бог Правосудия. Весь мир подчинен Его жестким законам. Он сурово карает людей за нарушения Его законов. То есть, по сути еврейского мировоззрения, Элоким это Законодатель, это "Законы". Вот почему имя Творца стоит во множественном числе - Элоким - Боги - Законы.
Одно из значений ивритского слова "Эль" это "сила". Отсюда еще одно из смыслов слова "Элоким" - "силы". Это те самые "силы", которые действуют в материальном мире, и на которые так любит опираться наука в своих рассуждениях о мире.
В первой главе Тора рассказывает как Элоким, Законы (силы) Мира создали Вселенную. Ни глубоко верующие люди, ни твердокаменные атеисты не станут возражать, что мир создан и существует на основе строгих и неизменных (физических) Законов (сил) мира. Этим законам Тора присвоила имя Элоким.
Физики утверждают, что в основе нашего мира находятся строгие и неизменные физические и математические константы, фундаментальные постоянные (знакомое нам из школы число "пi" - одна из таких констант), малейшее нарушение которых приведет к разрушению мира. Это хорошая иллюстрация того Строгого Неумолимого Судьи - Элоким, который создал наш мир и карает людей за малейшие нарушения Его законов (констант-постоянных).
Мир существует, стоит, держиться лишь благодаря тому, что Элоким (для верующих - Бог) неукоснительно и строго соблюдает Свои законы. Стоит нарушить хоть один из этих законов, и мир рухнет, рассыпится в прах. Элоким соблюдает "Свои" законы, чтобы сохранять "наш" мир в целости и сохранности. В этой фразе имеется тавтология: "Законы (Элоким) соблюдают сами себя (законы), ради самих себя". Ведь Элоким "создал" мир своих законов не для того, чтобы его разрушить. У "Него" имеются обязательства перед всем этим миром, которые "Он" исполняет ради стабильности всего этого "Его" мира. Помните выражение: "мы несем ответственность перед теми, кого приручили (создали)".
Но что же, в таком случае, чудеса? Разве это не нарушение известных нам законов? Да, чудеса это нарушения именно "известных нам законов мира". Но дело в том, что нам известна лишь малая толика "Его" законов, которых бесконечное множество. А "чудеса" это явление еще не известных нам законов, которые мы еще познаем в будущем, и тогда они перестанут быть для нас чудесами.
Итак, "Элоким - Бог" это физические Законы мира, это физический материальный мир, мир Яфета, о котором речь пойдет ниже.
Первая глава Торы это рассказ о том, как Элоким, Законы Творения создали наш материальный мир, нашу Вселенная. Вот как он начинается:
1.1 Вначале Законы мира (Элоким - Э-м) создали дух и материю.
1.2 И материя была в состоянии полного хаоса и тьма наполняла пространство и дух простирался над поверхностью вод.
1.3 И создал Э-м свет.
1.4 И возник мир, наполненный светом. И отделил Э-м свет от тьмы.
1.5 И определил Э-м свет как "День", а тьму определил (как) "Ночь". И был хаос (вечер) и стал порядок (утро) - "День-этап Один".
В новейшей теории Большого Взрыва, имеются физические подробности того, как произошло Творение Вселенной, данное в этих пяти предложениях Торы. Не подумайте, что автор теории Большого Взрыва лауреат нобелевской премии по физике Хокинг позаимствовал свои выкладки в Торе. Нет, это Тора, описывая процесс Творения, предсказала будущую теорию Хокинга.
О каких водах идет тут речь? Разумеется речь идет о водороде, исходном материале, первооснове всего сущего во Вселенной. Не мог же Автор Торы сообщить своим слушателям 4000 лет назад о том, что вода это по сути водород.
Итак, первые пять предложений Торы посвящены возникновению Вселенной. Следующие три предложения Торы - рассказ о формировании небесных тел:
1:6 А затем Э-м создал пространство между водами и разделил разные виды вод.
1:7 Так возникло пространство, и отделились агрегатные состояния водорода под пространством и над пространством.
1:8 И назвали Э-м пространство Небесами - "там воды". И наступил еще больший порядок на Втором Этапе.
Далее Тора сообщает о том, как развивалась жизнь на земле, об эволюции.
1:9 И по (физическим законам) Э-м собралась вода на планете в одном месте и возникла суша.
1:10 И определил Э-м сушу как "Земля", а собрание вод - как "Море". И наступила гармония и порядок.
1:11 И по (биологическим законам) Э-м земля должна была покрыться зеленой травой с семенами и разнообразными плодовыми деревьями, семена которых распространяться по земле. Так и произошло.
1:12 И произвела земля зеленую траву, с разнообразным семенем, а дерево произвело плоды, с разнообразным семенем. И возник еще больший порядок.
1:13 И был хаос, а стал порядок. Третий этап.
Здесь Тора впервые упоминает новый логический элемент материального и духовного мира - семена. Запомним его хорошенько ибо Тора будет упоминать его в дальнейшем постоянно. Этот элемент является основой всего дальнейшего развития мира. Далее Тора даст ему специальное название: Эль Шадай, Бог Жизни, Бог Подородия.
На следующем этапе Творения возникает строгая суточная цикличность всех процессов жизни на земле:
1:14, 1:15 По (законам) Э-м на небесном своде возникли светила, для дня и ночи, которые ввели цикличность дней и лет.
1:16 Так в небесах появились светила: одно большее для дня, второе - поменьше для ночи, и звезды.
1:17, 1:18 И стали они в небе освещать землю днем и ночью, отделяя свет от тьмы.
1:19 И наступил еще больший порядок. Четвертый этап.
Тора обращает наше внимание на появление солнца и луны в небе земли возможно потому, что атмосфера земли на предыдущем этапе была мутной, непрозрачной, и ни луна, ни звезды сквозь нее видны не были, а свет солнца так плохо пробивался сквозь нее, что трудно было отделить восход от заката, и потому ни о какой цикличности речи быть не могло. Этого освещения было достаточно для возникновения растений на земле, но недостаточно для появления животных. Примером такой атмосферы сегодня может служить необычайно плотная и непрозрачная атмосфера планеты Венера, сквозь которую солнце пробивается с большим трудом.
Но возникшая на этом этапе растительность постепенно очистила атмосферу, сделала ее более прозрачной. Именно поэтому к концу четвертого этапа Творения стали видны (возникли) в небесах солнце, луна, и звезды. Прозрачная атмосфера и возникшая вследствие этого цикличность освещенности поверхности земли способствовали возникновению животных, которым крайне необходима периодичность процессов жизнедеятельности.
Но главное, что следует отметить, состоит в том, что возникшая на предыдущем этапе (в предыдущий день) растительность, которая является уникальным преобразователем, трансформатором энергии света в биологическую массу, создала на земле необходимую основу, предпосылку для возникновения животной жизни, для пищи будущих животных.
На следующем этапе в воде возникают животные:
1:20 И по (законам биологии) Э-м воды наполнились животными и птицы взлетели в небеса.
1:21 И возникли гигантские крокодилы-ящеры (динозавры по-гречески - гигантские ящеры) и разнообразная живность наполнила воды и взлетели всякие птицы. Так прекрасно исполнились (биологические законы) Э-м.
1:22 И стали животные плодиться и размножаться и наполнять воды. А птицы размножались на земле.
1:23 И настал еще больший порядок.
И вот пришел этап заселения земли:
1:24 И по (законам биологии) Э-м возникли разнообразные животные, насекомые и другие животные на земле.
1:25 Сотворили (законы биологии) Э-м множество животных и пресмыкающихся почвы (адама).
1:26 И пришло время (законам) Э-м создать человека-Адама по образу и по подобию (в соответствие с законами) Э-м, чтобы правил рыбами в море, птицами в небе и животными на земле.
1:27 И создал Э-м человека-Адама. По законам Э-м создали его, мужчиной и женщиной создали их.
1:28 И создал их Э-м, чтобы размножались и умножались на земле и наполняли землю, и овладели, и правили рыбами морскими, птицами небесными и всяким животным, ползающим по земле.
1:29. И предназначил Э-м им для еды всякую траву с семенами на земле, и всякое плодоносящее дерево с семенами. Все для их потребления.
1:30 И всем животным земли и всякой птице в небесах для еды всякая трава земная.
1:31 Так прекрасно исполнились все законы физики и биологии Э-м на земле. И стал еще больший порядок на шестой день.
На этом заканчивается Первая глава Торы.
Итоги:
Первая глава Торы предсказала все современные представления науки о возникновении Вселенной и происхождение жизни на земле:
1. Теорию Большого Взрыва, как начало Вселенной, возникновение времени и пространства;
2. Возникновение Вселенной, всех небесных тел из водорода;
3. Последовательность этапов появления жизни на земле:
а) растения - исходная пища для будущих обитателей земли;
б) животные моря;
в) динозавры (предсказано не только их обнаружение, но и научное название);
в) животные суши;
д) человек - конечная цель всего Творения.
Автор Торы предсказал, предвосхитил выводы ученых, к которым они придут через 4000 лет. Предсказание открытия динозавров следует рассматривать, как специальную, контрольную метку, вставленную Торой чтобы облегчить наше духовное прозрение.
Но почему Э-м - Законы Творения, "Законы природы" завершили свою активность после создания Адама-человека?
Тора исчерпывающе отвечает на этот вопрос: Человек - конечная цель всего процесса Творения Э-м. Он создан в полном соответствие с Э-м, предназначен для управления всей жизнью на земле как Э-м, который отныне всю заботу о жизни на земле возложил на человека.
"Законы природы" продолжают действовать как и прежде. Э-м их вовсе не отменял. Просто цель Творения выполнена - создан человек, И творение отныне продолжается через посредство человека - правой руки Творца, Э-м.
Глава 2
Итоги Творения:
2:1 И завершится материальное и духовное Творение Э-м.
2:2 И на Седьмом этапе Законы Э-м завершат Творение и прекратят всю активность.
2:3 И выделят (благословят) Законы Э-м Седьмой этап (день) и освятят его, ибо в этот день прекратят действовать Законы Э-м, которые Творили Вселенную первые шесть дней.
В чем смысл шести дней Творения и отдыха в Седьмой день?
Вселенная, Законы Творения-Э-м это Непрерывная Бесконечность. Первые шесть дней мы, наш конечный, ограниченный мир соприкасался с этой бесконечностью. Но как соединить конечность и ограниченность нашего мира с непрерывной бесконечностью мира Э-м?
Творец Э-м нашел выход из этого положения. Он разрубил эту бесконечность. Введя разрыв каждый Седьмой день Творения, Э-м обратил Непрерывный Бесконечный мир в мир дискретный, состоящий из отдельных отрезков, недель, которые позволяют нам войти и приобщиться к бесконечной непрерывности Э-м. Так объединились мир нашего конечного ограниченного бытия с Непрерывной Бесконечностью Э-м.
2:4 Таковы духовные и материальные Творения, созданные (בהבראם) в день Творения (законами) аШем Элоким (А-м Э-м).
Здесь игра слов или очередной код Торы: выражение были созданы (בהבראם) легко читается как באברהם, в Аврааме. И это намек-предсказание будущего появления в Торе Ее главного героя по имени Авраам, для которого и было создано все Творение. Отметим также, что это предсказание Авраама связано с первым упоминанием в Торе имени Творца всех Законов - аШем Элоким (А-м Э-м).
Все дальнейшее повествование Торы дано от имени "Творца Законов" (А-м Э-м), а затем и просто от имени "Творца" - А-м. И лишь иногда Тора будет возвращаться к имени "Законы" - Э-м.
Что это означает и каково различие А-м Э-м от Э-м мы разъясним позднее. Здесь же необходимо отметить, что появление во второй главе Торы нового имени Бога - А-м Э-м явно связано с закодированным именем Авраама, о котором мы упомянули выше: באברהם, в Аврааме. То есть Творец Законов (А-м Э-м), как-то связан именно с новым творением, с новым качеством, названным Авраам. Мы предполагаем, что суть законов Творца - А-м Э-м наиболее полно отражена в человеке по имени Авраам, вот почему имя А-м Э-м появилось в Торе только с появлением в ней ее "главного героя" Авраама.
Возникновение в Торе нового имени Бога "аШем" подвигло критиков Торы к утверждению, что у Торы было два автора, один из которых назвал Бога "Законы - Э-м", а второй назвал Бога "Творец - А-м", а переписчики Торы впоследствие объединили оба эти имени. Так возникло имя "Творец Законов - А-м Э-м".
Почему мы использовали абревиатуру А-м Э-м для имени Творец Законов?
Тот, кого мы назывем "Творец Законов", на иврите записан как יהוה אלהים, и прочитывается как аШем Элоким, или Господь Бог. И мы прибегли к абревиатуре Его имени А-м Э-м. Суть этих имен разъясним позже. Здесь же еще раз напомним, что Элоким (Э-м) это общие физические законы мира, Эль Шадай (Э-й) это биологические законы мира, сосредоточенные в семенах, а аШем (А-м) это духовные законы мира, отраженные в Аврааме.
"Таковы духовные и материальные Творения..." - "Таковы потомки..." - Эту фразу Тора будет использовать каждый раз при подведении итогов Творения и жизни своих героев, перед началом рассказа о новом герое. Этот рефрен в тексте первой книги Торы "Берейшит" или "Бытие-Творение" напоминает припев первой главы: "...И был вечер и было утро...", который мы рассматривали как сообщение о постепенном упорядочении материального мира - "... и был хаос и стал порядок..." в соответствие с действием законов Э-м.
Это итог определенного этапа Творения, итог жизни очередного героя Торы. Но кроме того, последовательность этих фраз от одного этапа к следующему и от одного героя к последующему протягивает непрерывную последствий исполненных деяний, нить наследственности каждого героя, связывает его и будущее потомство с его предками. Тем самым Тора выстраивает непрерывную физическую и духовную наследственную цепочку, цепь ДНК от самых первых слов будет свет и до первого человека Адама и от Адама до всех ее героев. Так создается неразрывная связь будущих потомков с прошлым, с предками.
Это напоминает связь крошечного микроскопического семени растения с гигантским деревом, в плодах которого имеются такие же крошечные семена, готовые вновь превратиться в гигантские деревья. Так Тора прорисовывает перед нами процесс формирования цепи ДНК человека. И самым первым зернышком, из которого пошло формирование всей нынешней цепи ДНК человека был тот самый первый свет, а еще раньше - первое слово, первый закон Э-м: свет.
Вот почему, каждая фраза Торы "Таковы потомки..." является очередным звеном связи в непрерывной наследственной цепи ДНК человека.
2:5 И не было еще на земле никакого кустика полевого и никакой травинки полевой ибо не окропил еще А-м Э-м землю, и человек еще не работал (не существовал) на земле.
2:6 И пар поднимался от земли и окроплял всю поверхность почвы.
2:7 И изготовил А-м Э-м Адама (человека - האדם) из пыли почвы (האדמה) и вдохнул в его ноздри душу живую, и превратился Адам в живое существо.
Обратим внимание на следующие моменты:
1. Человек изготовлен из земной почвы: наука утверждает, что человек есть то, что он ест. А ест человек то, что произрастает в земной почве.
2. При рождении ребенка его обычно шлепают, чтобы он сделал свой первый вдох земного воздуха и пробудился к жизни.
3. Здесь как будто бы существует расхождение с исходным текстом главы 1.
Там все происходило последовательно: земля, трава, животные, человек. А тут вдруг, вначале появился человек, а только потом растения и животные. Это противоречие вызвало много споров и комментариев мудрецов Торы.
Мы объясняем это "противоречие" тем, что человек был изначальной и единственной целью всего Творения. Все остальные творения растительной и животной жизни, являлись вспомогательными этапами на этом пути. Человек, его ДНК, наследственный код возводился (и продолжает возводится поныне) постепенно методом последовательных приближений через ДНК растений и животных. В таком случае нет никакого противоречия между главами 1 и 2. Весь растительный и животный мир земли это отдельные ступени огромной лестницы ДНК будущего человека, который окончательно возник на шестой день Творения, но который изначально был целью всего этого строительства, начавшегося уже в первый день возникновения всей Вселенной, в момент создания света.
4. Фразы 2:5, 2:6, 2:7 чем-то напоминают греческую мифологию, в которой великий Зевс, покоренный красотой богини земли Геры, спускается на землю и порождает с ней Гефеста, бога Огня. Это тем более справедливо, ибо одно из имен человека на иврите איש, иш, человек пишется и читается так же, как אש, эш, огонь.
И вот перед нами лежит во всей красе обнаженная земля (адама) - и не было еще на земле никакого кустика полевого и никакой травинки полевой ибо не окропил еще А-м Э-м землю, и человек еще не работал на земле, - укутанная вуалью пара - и пар поднимался от земли и окроплял всю поверхность почвы.
Соблазненный красотой и прелестью земной почвы (адама), изготовил А-м Э-м Адама (человека - האדם) из пыли почвы (האדמה) и вдохнул в его ноздри душу живую и превратился Адам в живое существо. Так А-м Э-м, как в греческой мифологии, создал с помощью земли-адама их совместного сына - Адама.
На подобную интерпретацию указывает знаменитый каббалист Рамхаль-Луцато в работе "Даат твунот": Все создания, как высшие (духовные), так и низшие (материальные), возникают в результате соединения двух противоположных сил, созданных Всевышним - мужского и женского начала. В низших мирах этот принцип проявляется во взаимодействии неба и земли. Человек, находящийся в этом мире, получает все необходимое от земли, оплодотворяемой небом.
Таким образом, Адам это результат оплодотворения земной почвы-адама духом А-м Э-м. Вот почему, когда Адам согрешил в Раю, А-м Э-м проклинает не Адама, а земную почву-адама, которая виновата в грехе "своего сына".
Причина в том, что частица А-м Э-м, душа человека, заключена в его теле, состоящем из земного праха, из адама, и подчинена телу, которое навязывает душе свои желания. И душа человека не в силах противостоять телу.
Так проявляется "свобода" человека. Это свобода от обязанностей, установленных законами А-м Э-м. Запрет вкушения от "древа познания" был единственной обязанностью Адама в Раю. И он не смог выполнить ее из-за желания его тела "свободы" вкусить от дерева познания: "СВОБОДА!".
2:8 И насадил А-м Э-м Райский Сад (Ган Эден) на востоке и поместил туда Адама, которого изготовил.
2:9 И вырастил А-м Э-м на земле всякое дерево приятное на вид и съедобное и дерево жизни в саду, и дерево познания добра и зла.
2:10 И река вытекала из Эдена поливать Сад и разделялась на четыре потока.
2:11 Название одного Пишон, он проходит вокруг всей земли Хавила, в которой золото.
2:12 И золото этой земли хорошее, и там много драгоценных камней.
2:13 И название второй реки Гихон. Он протекает через всю землю Куш.
2:14 И название третьей реки Хидекель. И она протекает на востоке Ашура. И четвертая река это Прат.
2:15 И взял А-м Э-м Адама и поместил его в Ган Эден (Райский Сад) для работы и охраны.
2:16 И приказал А-м Э-м Адаму: "От всех деревьев ешь свободно".
2:17 "А от дерева познания добра и зла не ешь, ибо умрешь".
2:18 И сказал А-м Э-м: "Не хорошо, что Адам одинок. Я сделаю ему помощника".
2:19 И изготовил А-м Э-м из почвы всех полевых зверей и всех птиц небесных и привел их к человеку увидеть, как он их назовет, и так, как назвал Адам каждую живую душу, таково ее название.
2:20 И дал человек название всем животным и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника.
2:21 И усыпил А-м Э-м Адама глубоким сном (наркоз) и взял одно из его ребер и закрыл плоть.
2:22 И построил А-м Э-м из ребра, которое Он взял у Адама (клонированием) женщину и привел ее к Адаму.
2:23 И сказал Адам: А вот эта теперь кость от кости моей и плоть от плоти моей и назвал ее жена (мужнина, אשה, иша), ибо из мужа (איש, иш) взяли ее.
2:24 Поэтому оставит муж своего отца и свою мать и приклеится к своей жене и станут они единой плотью.
2:25 И были они оба обнаженными Адам и его жена и не стыдились.
Особенности текста:
1. Женщина произведена из мужчины методом генетического клонирования из костного мозга его ребра. При этом Тора ссылается на обычную хирургическую операцию с использованием наркоза. Адам и его жена - близнецы. Возможно именно поэтому их дети вышли с огромным числом физических и духовных изъянов, которые А-м Э-м исправлял на протяжении тысячелетий и продолжает это исправление поныне.
2. Тора подчеркивает, что если Адама А-м Э-м сделал из пыли земли, то женщину Он сделал генетическим клонированием. И это сразу отразилось на их поведении и отношении А-м Э-м к ним.
3. Почему тут и в других местах Тора говорит о Востоке? Возможно тем самым Тора намекает нам, что речь идет о самом начале, о раннем утре, о рассвете истории человечества, подобно тому, как рано утром солнце восходит на востоке.
4. Где находился Ган Эден, Райский Сад?
С одной стороны, Райский Сад это несомненно земной шар, который из космоса в сравнении с другими планетами солнечной системы действительно похож на Райский Сад, в чем сегодняшний человек, вышедший в космос за пределы земного шара, может убедиться непосредственно. Но, с другой стороны, вполне вероятно, что Тора упоминает определенное место на земле, которое получило это название и куда А-м Э-м поместил Адама. Далее, при описании Потопа, мы приведем аргументы в пользу этого вполне определенного места Райского Сада на земле.
Глава 3
3:1 А змей был хитрым (на иврите: умным, нагим) из всех полевых животных, которых произвел А-м Э-м, и породил он в женщине сомнение (змей на иврите = сомнение) : "Правда ли, что Законы запрещают есть от всех деревьев сада?"
3:2 И засомневалась женщина: "От всех деревьев сада мы едим.
3:3 И лишь от дерева, которое в середине сада запрещено есть от него и не касаться его, ибо умрем".
3:4 И сказал змей (засомневавшейся) женщине: "Нет, не умрете,
3:5 ибо известно Творцу, что в день, когда вы съедите от него, раскроются ваши глаза и познаете подобно Творцу все Законы добра и зла".
3:6 И увидела женщина, как приятно это дерево для еды и как пленительно оно выглядит и приятно по здравому рассуждению (для разума), и взяла его плоды и дала мужу и ели.
3:7 И раскрылись глаза обоих, и увидели они, что обнажены и прикрылись листьями фиги (фиговым листком).
Слово "змей" на иврите имеет несколько разных смыслов, один из которых - "сомнение". У женщины возникло сомнение в запрете плодов древа познания. Источником сомнения стал некий "змей (червь) сомнения", закравшийся в ее душу. Тора посвятила этому эпизоду одно из главных мест в своем повествовании, ибо он несет огромную смысловую нагрузку.
Сомнение женщины указывает на существенное отличие человека, потомков женщины от всех животных земли, у которых никаких сомнений не возникает. Для животных Закон это жесткие границы, которых они не переступают ни при каких обстоятельствах. Сомнение женщины - явный признак свободы воли человека в отличие от остальных животных. Сомнения женщины это пример первого социального протеста, каких будет в дальнейшей истории бесчисленное множество.
Тора подчеркивает, что этот протест возник не потому, что условия обитания Адама и жены были трудными. Он возник именно в условиях Рая, когда человек обладал всем необходимым для "райской" жизни. Человек, как существо "разумное", живет "не хлебом единым": ему мало материального, физического благополучия, ему нужна свобода. И ради нее он готов пожертвовать жизнью: "...ибо ты умрешь в день, когда съешь от него".
Это событие указывает на тот факт, что инициатором социального протеста явилась женщина, а Адам лишь послушно пошел за ней, выполняя ее волю. С этой момента женщина стала ведущей силой человеческого общества. И, как увидим дальше, Адам не отрицает этот факт, но использует его для своего оправдания.
3:8 И услышали голос А-м Э-м из середины сада в дуновении дня и спрятались Адам и его жена от лица А-м Э-м между деревьями сада.
3:9 И позвал А-м Э-м Адама, говоря: "Где ты?"
3:10 И ответил: "Услышал я Твой голос в саду и испугался, и спрятался, ибо я наг (хитер - прозрел)".
3:11 И сказал: "Кто сказал тебе, что ты наг (прозрел)? От какого дерева, что Я запретил тебе, ты ел?"
3:12 И сказал Адам: "женщина, что Ты дал мне, она дала мне от этого дерева, и я ел".
3:13 И сказал А-м Э-м женщине: "Что ты наделала?" И сказала женщина: "змей посоветовал мне".
3:14 И сказал А-м Э-м змею: "Из-за того, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех диких животных, будешь ползать на брюхе и прахом питаться во все дни твоей жизни.
3:15 И личная (пламенная) вражда (ненависть) между тобой и между женщиной, и между твоим потомством и между ее потомством. Оно будет разить тебя в голову, а ты будешь разить его в пяту".
3:16 А женщине сказал: "Умножая умножу твои страдания, с болью и страданием будешь рожать сыновей, к своему мужу прилепишься, а он будет править тобой.
3:17 А Адаму сказал: "От того, что послушался голоса жены и ел от дерева, которое Я запретил тебе, проклята земля из-за тебя, с печалью будешь есть все дни твоей жизни".
3:18 "И колючки и бурьян будет вырастать у тебя и будешь есть траву полевую".
3:19 "В поте лица своего будешь есть хлеб до самого возвращения в землю, ибо из нее ты взят, ты прах, и в прах возвратишься".
3:20 И назвал Адам свою жену именем Хава (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих.
3:21 И сделал А-м Э-м Адаму и его жене одежду из кожи и одел их.
Как видим, Адам не отличался большим благородством: свою вину он взвалил на женщину, хотя запрет на древо познания А-м Э-м дал ему, а не ей.
В этом отрывке огромный объем информации:
1. Что это за странный запрет на древо познания? Почему оно запрещено Адаму? Символически это был тест-проверка Адама на его верность Законам биологии, на его зрелость и отличие от остальных животных. Змей в данном эпизоде выступает провокатором, агентом А-м Э-м, своеобразной "лакмусовой бумажкой", для выявления зрелости Адама. Вся история совращения женщины и Адама деревом познания весьма провокативна.
Адам живет в Раю, наполненном множеством плодовых деревьев. Зачем А-м Э-м сообщил ему о том, что есть дерево, которое есть запрещено, и указал его место? Ведь Адаму никогда в обозримом будущем не столкнуться с этим деревом среди множества деревьев Рая. Но А-м Э-м сразу указывает Адаму то единственное запретное дерево, чтобы не пришлось его долго разыскивать.
2. Проверка показала, что Адам в корне отличается от остальных животных. Он в состоянии переступать запреты, установленные А-м Э-м в виде животных инстинктов.
3. Проверка показала, что Адам обладает свободой воли, достаточной, чтобы нарушать запреты даже под угрозой смерти. Именно это главная цель проверки.
4. Проверка показала, что "социальный" протест человека, пусть даже спровоцированный, может возникнуть при полном благополучии, в отсутствие всякой материальной нужды, ибо не хлебом единым жив человек.
5. Почему это дерево было запретным? Его плоды еще не созрели и были не пригодны к употреблению. Адаму требовалось выждать немного, до наступления субботы - седьмого дня Творения, когда они окончательно созреют. Но он поторопился.
6. В действительности же сам Адам еще не созрел для употреблению плодов этого древа.
7. Отметим ведущую роль женщины, жены Адама в этой истории. Это у нее возникли сомнения, о смысле запрета, и желание испытать реальность запрета. Психологический анализ показывает, что женщина ревновала А-м Э-м, и ее поступок был продиктован завистью к Нему, что станет очевидным из дальнейшего развития событий. Совершив этот поступок, она исполнила свой подсознательный замысел и свое предназначение в мире. Воплощаясь бесконечно во всех своих будущих потомках она стала бессмертной. Она победила.
8. Дальнейший текст Торы есть своеобразная поэтическая формулировка духовных, психологических и психиатрических законов мира, воплощенных в человеке - законов аШем (А-м.).
9. Почему проклята земля из-за тебя?
Адам согрешил, а проклята земля. Как это понимать? Вспомним, что Адам изготовлен из земного праха, из пыли. Адам это земля. Лишь душа его принадлежит Э-м. А тело Адама это почва - адама. Имеено так назвал его Э-м в момент создания: "Адам - почвенный". Мы помним движение "почвеников" в русском национализме. Душа, которую вдохнул в Адама Э-м, заключена в его теле, в почве, в земле, из которой он скроен. Душа Адама подавлена его почвой, подчинена его телу и с трудом управляет его поведением.
В данном эпизоде тело Адама, его почвенная суть, взяло верх над душой, над сутью Э-м в Адаме. Поэтому А-м Э-м проклинает не Адама, а его почвенную суть - землю, с которой душа Адама не совладала.
10. Необычайно важной является фраза 3:15: И личная (пламенная) вражда (ненависть) между тобой и между женщиной, и между твоим потомством и между ее потомством. Оно будет разить тебя в голову, а ты будешь разить его в пяту".
Выше мы отмечали, что в 2:4 Тора предсказала появление Авраама, и весь мир, согласно Торе, был создан ради Авраама. В 3:15 Тора предсказывает создание еврейского народа и всю дальнейшую судьбу мира и евреев.
Только у евреев принадлежность потомства к своему народу определяется по матери, в то время как у всех иных народов принадлежность к своему народу определяется по отцу. Вот почему, слова о пламенной вражде к ее потомству относятся к вражде народов мира к евреям.
Но это становится еще ясней из слов о поражении в пяту.
Евреи мира считают себя потомками Якова-Израиля. Имя Яков на иврите יעקב означает пята.
Таким образом, ее потомство будут разить в пяту, и речь идет о борьбе всего мира с евреями.
Вот когда еще Тора сообщила своим читателям о предстоящем преследовании и уничтожении народами мира евреев, которых тогда еще не было и в помине. Но, по-видимому , Тора тут сообщила нам, что именно в этом эпизоде (с плодом дерева познания) зародилась еврейская наследственность.
11. Что означает выражение 3:16: А женщине сказал: "Умножая умножу твои страдания, с болью и страданием будешь рожать сыновей, к своему мужу прилепишься, а он будет править тобой?
Это предсказание будущего физического и духовного развития рода человеческого.
Потомки женщины постепенно поколение за поколением становятся все более мыслящими существами. Объем их мозга увеличивается, а с ним увеличиваются размеры черепа новорожденного,создающие все большие трудности при родах у женщины.
Кроме того, по мере умственного и духовного развития человека период его созревания и готовности к самостоятельной жизни, период его младенчества, детства и юности затягивается, вынуждая мать пребывать при нем, заботиться о нем на протяжении все большего периода времени, что делает ее крайне связанной и зависимой от своего ребенка и от его отца, который на протяжении многих лет должен заботиться о материальном положении обоих. Вот откуда предсказываемое тут главенство мужа над женщиной.
3:22 И сказал А-м Э-м: "Вот Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы он не протянул свою руку и не взял также от дерева жизни и не съел и не стал бы вечно живым".
3:23 И выслал его А-м Э-м из Ган Эден (из Рая) обрабатывать землю подальше оттуда.
3:24 И изгнал Адама и поместил на восток от Рая херувимов (ангелов), и сверкающий вращающийся меч дал им в руки охранять путь к дереву жизни.
Фраза 3:22 указывает, что вкусив от дерева познания Адам действительно стал как один из нас в познании добра и зла. Очень важная фраза. А-м Э-м признает, что Он (аШем Элоким) это Они (Законы). А-м Э-м также признает, что Адам стал равным А-м Э-м и опасается его неразумного поступка.
Но что означают все эти монологи и диалоги А-м Э-м? С кем и как Он (Они) разговаривает? Ведь раньше мы предположили, что А-м Э-м это Законы мироздания.
Давайте еще раз внимательно просмотрим всю "стенограмму" Торы.
Вплоть до 1:19 Законы (Э-м) Мироздания создают мир своим прямым воздействием на него и затем лишь оценивает результаты своего воздействия на мир: очень хорошо. Но начиная с 1:20, когда по (биологическим) Законам Мироздания воды и небеса заполнились живыми существами эти Законы (Э-м) уже не ограничиваются констатацией результата их воздействия на мир: очень хорошо. В 1:22 мы обнаруживаем фразу: И благословил их Элоким (Э-м) говоря: "плодитесь и умножайтесь и наполняйте воды и ... землю".
Кого благословил Э-м, то есть, биологические Законы? Ведь раньше Законы, творившие Мироздание, лишь отдавали приказы, произносили слова, которыми создавались новые явления и свойства материального мира. То есть, связь Законов с миром была односторонней - от Законов к преобразуемой материи. Почему же теперь, вдруг, понадобилась, возникла некая обратная связь?
Ответ прост: в мире возникла жизнь, живые существа, семена, животные вод и птицы. Это совершенно новый вид материи, новое свойство, которое требует иного подхода, иного обращения с ней, чем с неживой материей.
В чем отличие живой материи от неживой?
В нее вселился дух жизни, частица духа Э-м заселила этот новый вид материи, это семя, сделала ее некоторой частью самого Э-м. Теперь Он находится не только снаружи этой части мироздания, но уже частично и внутри него. И поэтому Э-м обращается к отделившейся от Него (от Его Бесконечности) части себя самого. Эти новые создания (семена) способны самостоятельно производить себе подобных, способны создавать новые миры, подобно самому Создателю и Его Законам. Эти новые Творения до некоторой степени подобны Творцу, и поэтому Он обращается к ним с благословением и с привествием как к равным Самому себе.
В дальнейшем мы обнаружим в Торе, что из всеобщих Законов Мироздания (Э-м) будут выделены законы жизни, биологические Законы, их Тора назовет Эль Шадай (Э-й) по названию первых результатов их деятельности: зелень (деше), поле (шаде), кормилице всего живущего на земле, и по названию главной кормилицы человека: женская грудь (шад).
Все последующие Творения Общих Законов (Э-м) Творец будет благословлять, приветствуя еще один источник Закономерностей мира.
А в 1:26 Законы Мироздания создали уже самого человека, высшую форму жизни в точном подобии и в образе этих Законов. И далее Законы (Э-м) передают этому новому творению все свои свойства и закономерности. Он становится полностью подобен им.
Так в мире начинают действовать новые, ранее не проявлявшиеся закономерности, которые действуют уже совершенно на ином уровне, на новом витке спирали развития. Это законы мира Адама, человека. Тора назвала их аШем, יהוה.
Так начиная с 2:4, когда в мир явился Адам-человек, Тора использует уже полный объем Закономерностей - аШем Элоким - А-м Э-м, ибо отныне усложнившийся мир подчиняется всему набору этих законов - является их полным набором .
Все дальнейшие диалоги А-м Э-м это обмен мыслями-законами, обмен посланиями двух источников - Внешним Главным, А-м Э-м и внутренним, находящимся в Адаме, в его жене, в их потомках. Но если Внешний источник Абсолютный и независимый, то внутренний, находящийся в человеке (или животном), является заложником личных обстоятельств его тела, в котором он находится и которому подчиняется, выполняя там функцию духовного посольства, представительства Внешнего Законодателя в своем материальном теле.
аШем (А-м) это закономерности поведения духовного мира человека.
Так выкристализовывается некая Триада Закономерностей мира:
1. Общефизические или фундаментальные законы Творения - Элоким (Э-м);