Аннотация: О параллелях и о различиях древних эпосов народов мира и Торы.
Тора и книга Сайруса Гордона "До Библии"
В своей книге "До Библии" [1] профессор С. Гордон привел множество письменных свидетельств из жизни древних народов Ближнего Востока в до библейский, до греческий период, начиная с 3000 до н.э. Опираясь на найденные археологами предметы быта, произведения искусства и письменные документы того периода С. Гордон выдвинул смелое утверждение, что все древнейшие цивилизации Ближнего Востока были тесно связаны друг с другом не только в пространстве и во времени, но и, по-видимому, произошли из единого источника.
Так, например, керамические кувшины острова Крит, прародины греческой цивилизации, подобны кувшинам шумеров Месопотамии, прародителей всей древнейшей цивилизации. А героическая легенда шумеров о великом Гильгамеше, победившем небесное чудовище человека-быка, подобна греческой легенде о славном Тесее, спустившемся в подземный лабиринт и победившем Минотавра - подземное чудовище, человека-быка.
Этот эпос был широко известен среди этносов всей древней шумеро-греческой цивилизации. Но и сегодня его практически исповедуют многочисленные любители боя быков юга Европы (Испания, Португалия, юг Франции), Латинской Америки и Техаса (скачки на быках).
Когда мы видим то волнение, то напряжение, с которым десятки тысяч зрителей на трибунах арен, где происходят сражение тореадора с быком, наблюдают за поединком, становится понятно, что в груди тореро и зрителей бьется сердце бесстрашного вечно живого Тесея, вновь и вновь выходящего на битву с могучим Минотавром.
Тысячи людей стоят вдоль улиц Памплоны наблюдая, как мчаться выпущенные из загонов разъяренные быки, а сотни из них вдруг превращаются из пассивных наблюдателей в активных участников. Безоружные они отчаянно бросаются наперерез бегущим животным.
Нет, миф о бесстрашном Тесее не выдуман Гомером и не заимствован им у Гильгамеша, у финикийцев или другого народа.
Великий Гомер просто поведал нам откровения души своего народа, нетленной в тысячелетиях. Древний эпос Гомера - это сама суть народа, живущего в средиземноморье. Таким он был во времена Гомера, таков он сегодня и таким он будет в последующих веках. Его душа требует подвига, требует победы над сильным и могучим животным. Таков его метод самоутверждения.
И когда отважные конкистадоры Испании и Португалии, пираты Англии 500 лет назад отправлялись завоевывать неизведанные земли далекой Америки, то великий дух Гильгамеша вел их на покорение будущих тайн.
Как видим, древние мифы народов прошлого это не только и не столько прошлое этих народов, сколько их настоящее, их будущее, их естество.
Видимо, в наследственности этих народов имеется некий ген, тысячелетиями непреодолимо влекущий их к покорению тайн, к преодолению могучего врага. Такова генетическая предрасположенность этих народов.
Легенды о Гильгамеше и Тесее являются всего лишь одним из свидетельств тесной исходной связи народов Ближнего Востока. С. Гордон приводит множество подобных свидетельств.
Так история похищения Елены у Гомера перекликается с историей царицы Хурай из хеттских письменных памятников и с древним Индийским эпосом. А история приключений гомеровского Одиссея параллельна истории Винерама из Египетского письменного источника, найденного в раскопках Тель Эль Амарна.
С. Гордон также говорит о параллели истории Елены у Гомера и истории Сары и Авраама из Торы.
С. Гордон [1] приводит множество других фактов истории народов Ближнего Востока, которые в той или иной мере повторяются или подобны.
Обосновывая идею происхождения всех народов Ближнего Востока из единого источника, С. Гордон приходит к выводу, что, скорее всего, они не копировали слепо предания и эпосы друг у друга, а воспроизводили их так, как они их воспринимали. Именно так преломляло исходную быль коллективное сознание того или иного этноса, будь то жители Крита, греки, шумеры, аккадцы, ассирийцы, хетты, египтяне, евреи, угариты и прочие.
Идея единого, общего для всех первоисточника, к которой приходит С. Гордон на основе археологических раскопок и исследований древнейших иероглифических и клинописных текстов, удивительно совпадает с рассказами Торы, которая описывает корни всех народов земли. [2]
Оставим пока в стороне историю Адама и Еву, первоисточник всего человечества.
Но вот после Всемирного Потопа из спасительного Ковчега на землю сходит семья Ноя, три его сына с женами: Сим, Хам и Яфет. Именно от них, согласно Торе, произошло все человечество. Из этой семьи возникнут все будущие этносы, народы, нации: семиты, хамиты, яфеты. Что же удивительного в том, что подсознание будущих этносов имеет единый корень и воссоздает единый или чрезвычайно близкий эпос.
Тора дает еще один намек, более близкий по времени и более конкретный по месту, чем Всемирный Потоп. Это Вавилонское рассеяние.
Дело происходит в Междуречье, в месте, которое названо Вавилон. Именно оттуда, согласно Торе, произошло расселение народов по всей земле.
А ведь гипотеза С. Гордона, основанная на тщательном исследовании ископаемых останков древнейших цивилизаций, памятников их культуры, письменных памятников Ближневосточного региона, то есть района Вавилона, подтверждает рассказ Торы о Вавилонском рассеянии.
Нам остается только поблагодарить уважаемого профессора за его гипотезу-открытие, подтвердившую повествования Торы.
Гордон и в Торе находит следы более ранних книг и повествований о начале мироздания и человечества, то есть исходных духовных первоисточников, исходных писаний, которые были, затем, так или иначе истолкованы, преломлены, отражены в сознании развившихся в дальнейшем различных этносов и народов.
Но это еще не все.
В Талмуде есть интересная притча, согласно которой Господь Бог первоначально "не знал", кому из народов земли передать Тору, Священное Писание. И Он предложил (дал) ее сразу всем народам. Тогда каждый народ спросил у Него, что такое Тора, что она собой представляет?
И Господь Бог стал разъяснять ЗАКОНЫ Торы:
"Это не убий, это не прелюбодействуй, это не укради, это почитай отца и мать, и так далее".
По мере того, как Он последовательно излагал эти ЗАКОНЫ, народы мира один за другим отказывались принять на себя обязательство хранить их (уходили от этих законов):
"Не убий" - нет, это не для нас, у нас есть кровная месть.
"Не прелюбодействуй" - нет, это не для нас, как же нам жить с одной женой?
"Не укради" - нет, это не для нас...
И так далее, пока все народы не разошлись.
Остался (с этими законами) лишь один народ, который сказал: "Да, мы согласны выполнять все требования Торы". Это были евреи.
Вот почему Господь Бог передал (оставил) Святую Тору евреям.
Самым удивительным в исследованиях уважаемого профессора С. Гордона является именно этот факт.
Все народы Ближнего Востока в исходном положении возникли из одного и того же духовного корня, из одного и того же духовного зерна, что и отмечается общностью древних мифов разных этносов.
Но вот они начинают развиваться в самостоятельные собственные первые побеги, разветвления. И мы наблюдаем, как совершенно по-разному происходит преломление и восприятие их исходного духовного источника в полном соответствии с этой притчей.
Жители Крита, их потомки греки предпочитают войны и воинские подвиги, добывают свои земли и пропитание грабежом других народов, насилием над ними.
Евреи предпочитают, презираемую всеми народами мира торговлю, мирные ремесла, добывая свои земли и пропитание трудом и торговым обменом. Так, Авраам, разгромив четырех царей-агрессоров [3], полностью отказался от всей захваченной добычи. Он платит местным жителям 400 шекелей серебра за клочок земли, необходимый ему, чтобы похоронить Сару.
У греков и их потомков бои с воображаемым врагом в образе быка, небесного или подземного, лежат в основе их наследственности уже более пяти тысяч лет. Все герои Гомера храбро сражаются, захватывают чужую землю, чужую собственность, пленных.
А у евреев, выросших из того же самого Вавилонского семени, живших тысячелетиями бок о бок с шумерами, хеттами, аккадцами, египтянами, греками и другими соседями, этой наследственности, этой страсти к разбою и грабежу нет и в помине.
Все еврейские герои Торы на примере Якова, основателя еврейского народа, лишь трудятся в поте лица своего на протяжении всей жизни, презирая, осуждая и проклиная войну, разбой и грабеж. Так, в истории похищения и изнасилования Дины местными жителями, когда ее братья Симеон и Леви, дети Якова, отомстили врагам за поруганную честь сестры, Яков проклинает их за грабеж и насилие и лишает будущего надела в земле Израиля. [6]
Да, действительно, там и тут можно встретить некоторые параллели между литературными героями в угаритских клинописных табличках, у Гомера, в египетских папирусах и в Торе, что свидетельствует об общем для всех духовном источнике этих мифов. Но как по-разному они преломляются в сознании народов. Такие параллели еще ярче демонстрируют глубокие внутренние различия этих народов.
Елену у греков и ее прототип у хеттов похищают, а затем возвращают ценой кровопролитной войны. А Сару (по С. Гордону [1] Сара это прототип Елены) мирно выкупают. Вот он замечательный пример совершенно разного духовного преломления одной и той же исходной идеи, исходного посыла, одной и той же легенды у разных народов.
И так практически во всех легендах общих для древних народов Ближнего Востока.
Таким образом, мы видим, что резкое отличие евреев от всех соседей возникает уже на самых первых, самых ранних этапах формирования этноса.
Разумеется, с течением времени эти различия становятся все более резкими, пока не возникает непреодолимая духовная пропасть между всеми народами и евреями.
Уважаемый профессор С. Гордон упустил еще один очень важный миф, великолепный кроме всего прочего еще и тем, что он прекрасно демонстрирует как духовные параллели, так и глубокие ментальные различия народов.
Это миф о "пятке" эпического Ахилла у Гомера, единственном месте на теле героя, поразив которое можно было его убить. А ведь такая же "пятка" упомянута и в Торе.
В третьей главе Торы [2] Господь Бог, предсказывая беды человечества, вследствие изгнания из Рая, называет пяткой - акев то уязвимое место человечества, в которое будут разить потомки змея потомков женщины (Евы). А те в ответ будут разить потомков змея в голову - рош.
Вот этот отрывок (Бытие 3:15):
ואיבה אשית בינך ובין האשה ובין זרעך ובין זרעה הוא ישופך ראש ואתה תשופנו עקב
И личная вражда (будет) между тобой и между женщиной и между твоим потомством и между ее потомством; оно будет поражать твою голову (рош), а ты будешь поражать нашу пяту (акев).
Да, да, ту самую рош, которая, среди прочих смыслов, означает, также, голова, вождь, основа, корень, суть, принцип, разум, терпение, капитал, рассудительность. [5]
Вот так эта параллель пятки в Торе и у Гомера оборачивается резким глубочайшим духовным разрывом двух менталитетов: менталитета "народов" и менталитета "евреев".
Но почему я считаю, что Тора тут говорит о евреях? - спросит читатель.
Да потому, что это ее потомки. Только у евреев принадлежность ребенка определяется по матери, а у всех остальных народов принадлежность ребенка определяется по отцу.
А слово пята (акев) еще конкретней определяет принадлежность этих потомков к потомству Якова, ибо имя Яков - йихье акев - означает - будет пятой.
Таким образом, Тора уже в самом начале своего повествования о будущей истории, когда существуют еще только лишь зерно будущего человечества в лице Адама и Евы, предсказывает будущую катастрофу человечества, грядущую борьбу его (змея, символа зла) потомства с ее (женщины) потомством.
Его (змея) потомство будет поражать (нашу) пяту (будущий еврейский народ, потомков Якова, уязвимое место по Гомеру), а ее потомство будет поражать его (змея) основы, его материальный и духовный фундамент, его ум, его капитал, его спокойствие и выдержку [5].
Жаль, что профессор С. Гордон упустил из виду эту параллель эпоса Гомера и рассказа Торы. А ведь она действительно замечательна, ибо подчеркивает не только поразительное сходство, но и удивительное различие духовных основ народов мира, с одной стороны, и еврейского народа, с другой стороны, с древнейших времен, когда все народы земли существовали еще только в генах Адама и Евы.
Именно на эту будущую духовную пропасть, выделившую евреев из других народов уже в самом начале цивилизации, и разделяющую их поныне, определившую место евреев среди народов земли, указывает Тора, предсказывая это будущее в момент изгнания Адама и Евы из Рая.
Змей - символ концентрированного зла всего человечества - будет поражать самое уязвимое место народов - (нашу) пяту - будущих евреев - символ совести, символ души будущего человечества.
Теперь становится понятным, почему евреи за праздничным столом предпочитают поедать голову фаршированной рыбы. Ведь голова рыбы, рош согласно Торе это символ капитала, символ богатства, символ духовного фундамента врагов евреев: "... будешь разить их в голову..."
Интересен здесь еще один мотив. Вернемся к концу этой фразы:
ואתה תשופנו עקב ...
которую мы и Тора трактует так:
... а ты будешь поражать нашу пяту (акев).
А ведь ее можно перевести и по-иному:
... а ты, мы будем поражать пяту (акев).
При такой трактовке становится понятным, что Тора ставит знак равенства между ты и мы, между змеем (символом зла) и теми народами, которые будут поражать пяту (акев).
Но и это еще не все.
Профессор Сайрус Гордон уделил много внимания упомянутому выше мифу о борьбе Гильгамеша и Тесея с полу богом полу человеком-быком. А ведь нечто подобное есть и в Торе.
В главе 32:24 рассказано о борьбе Якова с ангелом (Эсава), что напоминает миф о Гильгамеше или Тесее. Яков победил ангела. Вот вам еще одна параллель с эпосом шумеров и с Гомером.
Но каковы удивительные различия между этими эпизодами у Гомера и в Торе!
Начнем с того, что эта схватка в Торе возникает не случайно, не по прихоти Якова. Она является диалектическим развитием предыдущего сюжета о пяте.
В главе 3 [2] Тора предсказала борьбу сил зла, потомков змея и сил добра, потомков женщины, назвав их акев - пята.
И вот с неотвратимой логической последовательностью Тора в главе 32 [3] описывает, как именно происходит эта ранее предсказанная борьба.
На Якова (будешь акев) ночью нападает ангел (разит акев), и они борются друг с другом до самого рассвета, до появления Творца, перед которым ангелу держать отчет.
Ангел не в силах одолеть Якова и просит отпустить его, позволить уйти.
В чем причина этой борьбы?
Яков сражается тут не ради самого подвига, чтобы потешить силу молодецкую. Нет, Яков уже стар. Он устал от множества пережитых им жизненных передряг. Но враг, желая искоренить потомство Якова и его самого, напал на Якова. Яков сражается с ангелом, несущим смерть, чтобы спасти от гибели свою семью.
В легенде Торы нет ни малейшего пафоса, подобного легендам о Гильгамеше или Тесее, которые сами искали своих врагов (свои приключения) и разгромили их в их собственных владениях.
Яков необычайно скромен. Он не ищет повода для борьбы. Он выполняет свой долг перед семьей и детьми, перед своими потомками. Но ради их спасения он готов умереть. Он защищает их всеми силами и оказывается лицом к лицу с ангелом не по своей инициативе, а после нападения врага. Однако, встретив его, он не бежит, а вступает с ним в смертельную битву, из которой выходит победителем.
Исход этого сражения необычайно реалистичен. Яков побеждает ангела ценой огромных потерь. Он тяжело ранен в пах. Ранение в пах это символ потери части будущих потомков. Да, Яков спас семью, но его борьба с врагом была чревата огромными потерями. Эта легенда Торы есть прогноз всей будущей истории взаимоотношений еврейского народа и остальных народов мира.
Логика Торы поражает суровой последовательностью. Сказав "а" в главе 3 [2], Тора неумолимой переходит к "б" в главе 32 [3].
Не могу удержаться и не отметить еще один момент, который совершенно прозрачен в этом эпизоде.
Та борьба, которую затеял ангел с Яковом, а затем просьба ангела к Якову отпустить его для отчета перед Творцом, являются ясной подсказкой нам, что вся история борьбы Якова с ангелом заранее спланирована Творцом, который ждет теперь от ангела отчета о "проделанной работе". То есть эта схватка, которая растянется на многие тысячелетия истории евреев, есть не что иное, как испытание евреев, как полоса препятствий, через которую история человечества пропустит еврейский народ перед тем, как он преодолев все препоны предстанет перед Творцом.
Эти две главы Торы есть две точки, через которые проходит главный духовный вектор всей истории человечества.
И так же, как легенда Гомера о Тесее обнажает духовные черты народов средиземноморья, проявляющиеся так выпукло вплоть до наших дней, так и рассказ Торы о Якове проходит красной нитью через всю историю евреев и ярче всего проявляется именно в наши дни.
Эти строки я пишу по окончанию праздника "Йом кипур" 5773 года (по еврейскому календарю) в праздник "Сукот", когда евреям предписано в течение недели жить в суке - хлипкой хижине, почти под открытым небом так, чтобы всегда были видны звезды над головой сидящих в ней.
В чем смысл этого праздника сразу после "Йом кипур"?
В праздник "Йом кипур" еврей вымаливает у Господа Бога право на земную жизнь еще на один год. И выполнив его просьбу, Господь Бог в праздник "Сукот" показывает еврею, насколько эфемерна вымоленная им в "Йом кипур" жизнь в этом мире, насколько она подвластна Ему, Господу Богу. Получив жизнь в материальном мире, еврей должен помнить, что в любую минуту он находится под открытым Небом, под Господом Богом, что вся его жизнь в материальном мире так же иллюзорна, как в суке, в которой он проживает всю неделю праздника "Сукот".
Напомню, что праздник "Сукот" отражает эпизод из жизни Патриарха Якова. Сразу после сражения с ангелом (Эсава) и последующей встречи с самим Эсавом, Яков, глубоко духовно потрясенный этими событиями, тяжело раненный в сражении с ангелом, уходит в место, названное "сукот", где он проводит два года в изоляции от всего окружающего мира, зализывая полученные им тяжелые физические и душевные раны.
Так праздник "Йом кипур" является аналогом битвы Якова с ангелом, а праздник "Сукот" есть последствие этого тяжелейшего сражения, которое потребовало от Якова большой передышки в изоляции от всех.
Само место, где произошло это эпическое сражение - берег реки "Ябок", напоминает слово "борьба, сражение - маавак", и поскольку, как мы уже подчеркивали, в мифах и в Торе прошлое и будущее неотделимы, то становится понятно, что евреям еще предстоит в будущем решающее тяжелейшее историческое сражение с ангелом Эсава - злым духом народов мира: Ябок - йихье маавак - будет сражение.
Тора предсказывает великую победу потомков Якова над врагами в этом сражении, хотя оно будет сопряжено с большими потерями.
Как объяснить, что евреи так кардинально отличались своей ментальностью от других народов земли уже на самых ранних этапах духовного развития человечества?
Одним из объяснений может быть принцип духовного фильтра.
В истории Вавилонского рассеяния ([2], гл. 11) Господь Бог, наблюдая за поведением людей при возведении Вавилонской башни, решил разрушить их планы, лишить духовного единства, смешав их языки.
Что значит, смешать языки? Что такое язык человека? Как язык отражает духовную суть его носителя?
Начнем с того, что язык человека это самое большое духовное достояние человека, самое большое отличие человека от животного.
Почему? Ибо человек единственный из живых существ на земле выражает свои мысли, свой внутренний духовный мир речью, словами.
Но следует помнить, что слова это также способ формирования собственного внутреннего духовного мира человека.
Об этом можно спорить, и, наверняка, в этом вопросе имеется множество различных теорий.
Я придерживаюсь мнения действительного члена Академии наук России, директора Института высшей нервной деятельности нейрофизиолога Академика Натальи Петровны Бехтеревой (внучки великого Владимира Бехтерева) [7]. Она считала, что человек не является источником информации, источником идей и мыслей. Человек это приемник информации, приемник идей, о чем, кстати, постоянно говорит Тора, в которой аШем постоянно сообщает Аврааму, Исааку, Якову и Йосифу множество полезной информации.
Да, да, источником информации, поступающей к человеку, источником идей человека является Творец, Господь Бог, Его бесконечный объем законов Вселенной.
Человечество купается в духовном океане Господа Бога, не замечая его существования. И только иногда появляется творческая личность, такая, например, как Авраам, обладающая способностью настраиваться на ту или иную волну духовного мира. Она в состоянии что-то принять оттуда и усвоить, выудить из этого океана "новый закон природы" нашего мира.
Такой человек обладает определенным весьма узким духовным фильтром. С его помощью он выделяет из окружающей духовной бесконечности некоторую полезную информацию. Затем он оформляет в своем мозгу эту информацию словами или формулами, определяющими осознанные идеи и умозаключения. Эти слова описывают усвоенные им понятия и передают их другим людям на доступном для всех языке.
Вот почему Господь Бог, давая в Вавилоне народам их языки, тем самым, определил свойства их внутренних духовных фильтров, их ментальность, с помощью которой они стали воспринимать и выделять из духовной бесконечности те или иные специфические закономерности внешнего мира.
Давая разным народам разные языки, Господь Бог формировал особенности их духовного восприятия окружающего мира, духовного космоса Господа Бога. Так евреи получили свою особую ментальность, свой язык, иврит, в корне отличивший их ментальность от ментальности других народов.
Разумеется, речь тут не идет просто о языке. Еврей мог родиться в России и владеть только русским языком, или родиться во Франции и владеть только французским языком. Речь идет о той "еврейской" ментальности, которую в свое время евреи получили от Господа Бога, когда Он "раздавал" народам их языки в Вавилоне. Эту "еврейскую" ментальность еврей получил по наследству от своих родителей точно так, как испанец получает свою "испанскую" ментальность по наследству от своих родителей.
В заключении хочу обратить внимание читателя еще на один интересный момент в работе С. Гордона.
В работе "Сущность Творца" [4] мы утверждали, что суть Творца Мироздания воплощена в физических и духовных Законах, на которых зиждется все Мироздание. И вот в книге Сайруса Гордона [1] читаем следующий пассаж:
Аналогия между греками и евреями идет гораздо дальше.
Минойцы были справедливо сравнены с Моисеем. Оба являются больше чем живыми личностями - они получили Закон от Высшего Бога на священной горе: Закон это Конституция мира и общества. [1]
Кроме того, такие же общие понятия могут быть прослежены до самой Месопотамии, где на стеле Закона Хаммурапи бог Шамаш, возведенный на горный престол, показывает Хаммурапи неизменный ЗАКОН, который навсегда должен управлять обществом.
Этот пассаж замечательно подчеркивает нашу модель сущности Творца и Его Мироздания.
Да, в своем истоке минойцы, шумеры, аккадцы, хетты, греки и прочие народы получили от Творца все то же, что и евреи. Но евреи восприняли Его законы не так, как другие народы. Евреи хранили и хранят эти Законы в виде Торы всем своим существованием в тысячелетиях, а другие этносы не хотели или не смогли хранить Законы Творца, ушли от них и навсегда исчезли с лица земли.
Литература
1. Cyrus H. Gordon, Before the Bible: the Common Background of Greek and Hebrew Civilizations.
2. ТОРА ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДО АВРААМА. http://samlib.ru/p/parickij_a_s/
3. ТОРА ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АВРААМ. http://samlib.ru/p/parickij_a_s/