Парицкий Александр Соломонович : другие произведения.

Праздник Песах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сущность праздника Песах

  Праздник Песах
  История исхода из Египта
  
  История о рабби Элиэзере, рабби Йеhошуа, рабби Эльазаре бен Азарьи, рабби Акиве и рабби Тарфоне, которые восседали в Бней-Браке и рассказывали об исходе из Египта всю ту ночь, пока не пришли их ученики, и не сказали им: "Учителя наши! Пришло время утреннего чтения "Шма!""
  
  Праздник Песах - древнейший праздник еврейского народа. Однако, несмотря на его древность этот праздник является загадкой для еврейских мудрецов и постоянно вызывает разного рода размышления и дискуссии среди ученых: какова суть этого праздника, в чем его загадка, чему нас учат события исхода из Египта, события сопровождавшие Песах.
  Я не намерен пересказывать здесь Тору или "Агаду шел Псах" - стандартный распорядок ведения праздничного пасхального собрания. Читатель при желании может легко найти все эти широко распространенные материалы.
  Из первого абзаца, приведенного выше должно стать понятным, что загадка пасхального праздничного седера была неразрешима для величайших мудрецов древности еще два тысячелетия назад точно так же, как она остается неразрешимой и поныне.
  Праздник Песах это праздник обретения свободы, праздник избавления от рабства, праздник успешной борьбы за независимость:
  "Еще вчера мы были рабами, а сегодня мы свободный народ!"
  Это, пожалуй, основной лейтмотив всех пасхальных тезисов и всех редакций пасхальной агады. И это совершенно верная, хотя и крайне односторонняя оценка сути событий Песаха.
  Дело в том, что все пасхальные комментарии да и вообще все комментарии Торы составлялись мудрецами Торы в исторические периоды, когда еврейский народ находился в рабстве персидском, греческом, римском, народов Европы, то есть в периоды, когда евреи страдали под игом разного рода угнетателей. Вот почему комментирование праздника Песах, как древнейшего праздника свободы от рабства отвечало насущным требования текущего периода того или иного отрезка еврейской истории. И комментарии мудрецов Торы любого периода истории вполне объяснимы и весьма актуальны.
  Однако, несмотря на эти исторические актуалии становится непонятным, что именно ставило в тупик великих мудрецов Торы, во времена, например, Раби Акивы и его современников, которые проводили за обсуждением смысла праздника Пасхального седера ночи напролет. Ну, разве что, они проводили это время за обсуждением подробного плана восстания Бар Кохбы. Да, пожалуй, но и в таком случае эти обсуждения не могли потребовать столь много часов.
  Так что для меня, например, все еще остается загадкой, в чем именно состояла и состоит поныне тайна праздника Песах, праздника исхода из Египта для мудрецов Торы.
  Что такое этот праздник исхода из Египта? Когда и почему состоялся "исход"?
  Вспомним историю еврейского народа, связанную с Египтом.
  Братья продали Иосифа в рабство в Египет. Там Иосиф благодаря своей гениальности с помощью Господа Бога разгадал таинственные сны фараона, предсказывающие будущий страшный голод в стране и тем самым спас Египет и фараона от голодной смерти, а страну Египет спас от полного разрушения и уничтожения. В благодарность за это предсказание фараон сделал Иосифа своей правой рукой, вице фараоном и правителем всего Египта. Это позволило Иосифу пригласить семьи своих братьев и семью отца Якова в количестве 70-ти человек на жительство в Египет дабы спасти их от голода, который надвигался на всю землю. Естественно фараон согласился с предложением Иосифа тем более, что он предположил, что братья Иосифа в своей мудрости подобны Иосифу. Иосиф разместил семьи своих братьев в отдаленном районе Египта, в земле Гошен, где много сочной травы, необходимой для стад пастухов-кочевников, которыми были братья Иосифа.
  Пользуясь благоприятными условиями земли Гошен - сочными пастбищами - семьи братьев-пастухов быстро разрастались и за относительно короткий период превратились в многочисленный народ, насчитывающий миллионы, который со временем египтяне стали физически нещадно угнетать с тем, чтобы сократить темпы его прироста. Однако этот прием египтянам не помог. Евреи продолжали быстро умножаться.
  В работе "Тора прошлого и будущего. Авраам" был исследован смысл слова "аиври" в приставке "Авраам-аиври".
  В то время как большинство мудрецов Торы видят смысл этой приставки как "першедший через реку", я тогда заметил, что слово-приставка "аиври" скорей всего относится к понятию "зародыш (убар)". И именно это понятие полнее всего отразилось в египетский период истории евреев, само название которых и происходит от слова "аиври". Я имею в виду его значение "этот зародыш" - "убар".
  Авраам явился на землю в качестве зародыша нового учения о Господе Боге, а 70 человек из семьи братьев Иосифа, переселившихся в египетскую землю Гошен явились зародышем будущего еврейского народа - народа Израиля. Через 300 лет пребывания евреев в Египте они выросли в многочисленный народ, готовый к самостоятельному независимому существованию подобно младенцу в утробе матери.
  И вот пришла пора его рождения. Праздник Песах - праздник "исхода" - это прадник рождения еврейского народа, народа Израиля.
  Песах это день рождения, день, когда еврейский народ вышел из чрева своей матери - из чрева Египта, из земли Гошен и начал свое самостоятельное, независимое существование, как новый избранный и великий народ. Песах - это день рождение еврейского народа. Вот почему это самый древний еврейский праздник. До него на земле вообще не было еврейского народа и, разумеется не было никаких иных еврейских праздников.
  Но разве до исхода из Египта вообще не было еврейского народа, разве семья Якова, его 12 сыновей, их семьи общим числом в 70 человек, которые спустились в Египет не были еврейским народом?
  Ответ на этот вопрос следующий - эти 70 человек, спустившиеся в Египет были тем зародышем "аубар", оплодотворившем Египетскую землю. И со временем этот убар превратился в зрелый еврейский народ, который Моисей вывел из Египта. Праздник исхода, Песах означает ночь этого уникального события - ночь рождение на земле великого еврейского народа:
  "Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей?" - спрашивает пасхальная агада.
  А тем, что в любые другие ночи происходили самые разные события, а в эту ночь на земле родился целый великий народ, избранный народ, народ Израиля!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"