Парицкий Александр Соломонович : другие произведения.

Тора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШАБАТ
  Шабат - это одно из главных предписаний Господа Бога евреям.
  В далекие времена 3600 лет назад в Синайской пустыне Господь Бог встретил евреев и приветствовал их по случаю успешного выхода на свободу из египетского рабства.
  Евреи выполнили Его призыв, пожертвовали своим материальным положением, бросили все нажитое в Египте и ушли из уютной сытой земли в безводную пустыню. Так началось существование на земле совершенно нового народа, народа Господа Бога, "избранного народа".
  Начало формирования этого небывалого народа произошло задолго до момента этого выхода из Египта. Согласно Торе начало этому народу положил его давний предок Патриарх Авраам. Это он первым услышал Небо и установил связь с Господом Богом, который пообещал Аврааму произвести от него целый великий и святой народ. И вот этот многочисленный народ, как было когда-то обещано Аврааму, выходит из Египта на свободу подобно выходу новорожденного ребенка из чрева матери.
  Перед ним стоит и встанет в будущем множество сложнейших задач, с которыми он успешно справлялся в прошлом и еще справится в будущем.
  Господь Бог тщательно отбирал и готовил свой народ для выполнения этих задач. Именно поэтому Он назвал его "избранным". Нет Он не выбирал этот народ среди дугих народов, как может ввести в заблуждение слово "избранный". Многие ненавистники Господа Бога требуют объяснения, почему, на каком основании этот народ назван "избранным"? Чем или в чем именно этот народ превосходит другие народы: в красоте, в смелости, в силе, в находчивости, в плодовитости, в распространенности и так далее и тому подобное, что позволило ему стать избранным из многих других народов. И не находя таких выдающихся признаков и достоинств представители других народов полагают, что ненавистные им евреи просто самозванцы, присвоившие себе звание "избранного" народа без малейшего на то основания.
  А между тем "ларчик открывается очень просто". Достаточно взглянуть в книгу под названием "Тора" или "Библия", внимательно прочесть ее. И тогда станет ясно, что Господь вовсе не выбирал евреев из числа других народов как лучших по тем или иным признакам. Бог не делал этого потому, что Ему, вообще-то говоря, не из кого было выбирать. Ни один из существующих на земле народов Ему не подходил, не годился с точки зрения выполнения задач, которые Он намеревался возложить на еврейский народ. Никто из народов для этой цели не годился. Все народы земли были совершенно непригодны с этой точки зрения. Это выяснилось уже в самом начале создания мира. Эту непригодность, этот брак народов мира продемонстрировал еще их основатель Адам в тот момент, когда в Раю он нарушил запрет Господа и вкусил плод дерева познания.
  Древо познания было своеобразной лакмусовой бумажкой, показавшей Господу Богу, что Адам, созданный им как образец человечества, и все его потомство не подходит для исполнения задач, возложенным Господом на человека. Именно поэтому Господь Бог изгнал Адама из Рая - ведь Адам показал Господу, что вся Его работа, пошла насмарку.
  Мы помним, что сказал Господь прежде, чем создать человека, Адама:
  "Сделаем человека по образу и подобию нашему".
  И вот перед ним человек, Адам, и Господь обнаруживает, что Адам ничуть не похож на Него, ничуть не подобен Ему.
  Пришлось Господу Богу начинать всю работу заново.
  Тора или Библия - это описание того, как Господь Бог переделывает заново всю свою работу по созданию человека, подобного Себе.
  Как Господь Бог узнал, что Адам не подобен Ему?
  Он дал Адаму наказ относительно древа познания (это было дерева познания сути Адама), и Адам этот наказ не исполнил.
  Он нарушил наказ Господа, согрешил, не в силу своего высокомерия, упрямства или свободного волеизлияния, а лишь потому, что просто не услышал Господа Бога, пропустил Его слова мимо ушей.
  Есть люди, которые обладают музыкальным слухом, они хорошо воспринимают все тончайшие нюансы музыки. А есть такие люди, которым "медведь на ухо наступил" - музыкальный слух у них полностью отсутствует. Таким оказался Адам. Он не слышал Господа Бога и с этой точки зрения Адам не имел ничего подобного с Господом Богом. Таким оказалось и потомство Адама, что стало ясно из конфликта между Каином и Авелем. Господь Бог, зная о предстоящем конфликте между ними, "всеми силами" пытается его предотвратить, но все напрасно. Подобно его отцу, подобно Адаму Каин не слышит или игнорирует слова предупреждения Господа Бога и убивает своего брата Авеля.
  Богу становится ясно, что Адам и его потомство далеки от подобия Господу Богу и Ему приходится создавать заново человека, подобного Себе.
  Вот почему Господь с помощью Всемирного Потопа уничтожает практически все потомство Адама, оставляя лишь одного единственного человека Ноя и трех его сыновей с женами. Ной был единственным из всего человечества, который обладал "божественным слухом". Он один из всех жителей земли услышал предупреждение Господа о грядущем Всемирном потопе и начал готовиться к его приходу - строить Ковчег. Никто на земле больше Господа Бога не слышал. Ноя, его жену и троих его сыновей Господь спас от Потопа для порождения и воспроизводства будущего человечества на земле. Все остальные люди были уничтожены, как непригодные и неисправимые, как "брак производства".
  Но и на этом отбор пригодного человечества не закончился. Из потомком Ноя был выбран Сим, а из потомков Сима был выбран Авраам. Из Авраама был избран Исаака, а из Исаака - Яков, потомки которого стали еврейским народом. Весь этот процесс подробно описан в Торе (Библии).
  Она начинается словами о том, что вначале Бог создал Шамаим (Небеса) и арец (землю). Речь идет о том, что Бог создал две основных, общих элемента бытия - духовный элемент (Небеса) и материальный элемент (землю).
  Затем шаг за шагом Тора повествует о том, как из этих элементов постепенно возводится весь наш мир. Создан земной шар, солнце, луна и звезды. Создано пространство, вода, океаны и моря, растения и животный мир в воде, воздухе и на суше. И, наконец, создан человек по образу и подобию Господа Бога. И по завершению этого творчества Господь Бог "снимает пробу" со своего главного "блюда" - делает проверку результата своего Творчества - помещает человека в Рай и испытывает его качество древом познания.
  Как мы уже говорили, испытания показали, что человек не удался и придется начинать всю работу по созданию человека заново. Это нелегкая задача, и вся Тора посвящена описанию процесса переделывания человека заново.
  Уже по результатам теста Адама деревом познания в Раю, Господь Бог предсказывает последствия этой неудачи. Они печальны и выльются во вражду и ненависть между людьми, которая будет сопровождать всю историю человечества.
  К счастью, оказалось, что Адам и его потомство не были полностью лишены "божественного слуха". Зачатки этого слуха все-таки возникли в человечестве. Однако, как предсказывает Тора, (Господь Бог) все прочее человечество люто возненавидит "избранных" обладателей этого "музыкального, божественного слуха" и будет преследовать их повсюду и всегда тысячелетиями.
  И вот Господь Бог начинает тонкую классическую селекционную работу отбирая среди живущих на земле народов тех, кто обладает "искомым музыкальным слухом, слухом "Господа Бога". Он скрещивает наиболее удачные экземпляры между собой, добиваясь все большего совершенства в этом направлении.
  Так из всех потомков Адама Он выбирает Ноя, а всех прочих современников Ноя уничтожает.
  Затем из трех сыновей Ноя Он выбирает Сима, а из всех потомков Сима он выбирает лишь Авраама и семью отца Авраама и производит скрещивание между ними, отбирая самых удачных потомков - Исаака и Якова. В результате "на финишную прямую" выходят лишь сыновья Якова, внука Авраама. Именно они были указаны Господом Богом в момент изгнания Адама из Рая. И именно они указаны как основная цель вечной ненависти и вражды между всеми (глухими) потомками Адама и потомками Якова, которые оказались избранным Господом Богом народом в результате всей Его кропотливой тысячелетней селекционной работы.
  Такова вкратце история избранного народа.
  Но одни наследственные свойства, избранного народа были не достаточны для дальнейшего существования и процветания еврейского народа. Чтобы хранить и закреплять избранные свойства народа, его "божественный слух", народ должен постоянно соблюдать правила жизни и повседневного поведения, совершенствуя свой слух, еженедельно укрепляя в себе эти божественные свойства. После выхода из Египетского рабства Господь Бог в Синайской пустыне у горы Синай встретил свой избранный народ и передал ему подробные инструкции о 613-ти правилах повседневного быта, которые требуется обязательно выполнять их изо дня в день и из года в год.
  Одним из главных правил, полученных евреями от Господа Бога есть правило неуклонно соблюдать Субботу.
  Суббота - это обязательный отдых на седьмой день: "Шесть дней работай в поте лица своего и делай всякую работу, а в день седьмой отдыхай и не делай никакой работы, ибо в течение шести дней Господь Бог творил этот мир, а в седьмой день Он прекратил свою работу и предался отдыху, шабату".
  Это одно из главнейших правил, которые Господь Бог передал евреям и обязал их неизменно соблюдать его. И еврейский народ соблюдает эти правила на протяжении всей своей истории, всего того времени в котором евреи существуют на земле, начиная от Сима, Авраама и так далее.
  Приказ есть приказ. Приказы, как известно, не обсуждаются. И, тем не менее, возникает вопрос: почему этот седьмой день, день отдыха Господь Бог назвал "шабат"?
  Я пытался найти в литературе, среди комментариев мудрецов Торы объяснение термина "шабат". Шабат - это прекращение всякой физической работы. Правда некоторые глубоко верующие люди полагают, что в шабат запрещена всякая работа, в том числе и умственная. Вообще говоря, определение понятие "умственная работа" довольно сложное. Это явно не рубить дрова и не носить воду, и даже, не копать землю. Ну а читать книгу (Тору или молитвенник) - это работа (умственная)?
  Хорошо известно, что кушать - это не работа. Это отдых. И этому отдыху с удовольствием придаются в шабат большинство строго верующих, соблюдающих 613 заповедей.
  А что касается размышлений то, что это - работа или отдых? Вот вопрос, так вопрос. Ибо Тора не уточнила, занимался ли Господь Бог размышлениями в субботу. И вообще,Тора не связывает процесс размышлений с Господом Богом. Судя по всему, размышления - это вопрос крайне сложный и запутанный, хотя человек, как правило, обладает свойством размышлять независимо от того, отдает он себе отчет в том или нет.
  И вот плагодаря этому, порой безотчетному свойству "размышлять", я задумался над смыслом слова "суббота" - на иврите "שבת" - "шабат".
  Я напомню, что Господь Бог положил в основание нашего мира два краеугольных элемента: духовный - שמים - шамаим, и материальный - ארץ - арец.
  Я также хочу напомнить читателю о втором законе термодинамики, который лежит в основе материального мира и гласит: "хаос материального мира постоянно возрастает".
  Всем пламенным материалистам, борцам с религиозным опиумом я советую открыть Тору и прочесть первое предложение, в котором сформулирован второй закон термодинамики: "В начале создал Бог духовный мир и материальный мир, и материальный мир был в состоянии хаоса...".
  Итак, мы имеем две компоненты нашего мира - духовную и материальную, причем материальная компонента - это хаос в материальном мире, а духовная компонента - это организация порядка в этом мире и борьба с хаосом.
  А из той же термодинамики мы знаем, что любая работ, любое преобразование материального мира лишь увеличивает хаос, существующий в нем. И Господь Бог требует от нас каждый седьмой день работы отдыхать, прекращать работу, устраивать шабат. Зачем?
  Каков смысл шабата?
  Отдых - это понятно, но каков смысл в этом отдыхе?
  Вот типичный пример размышлений, от которых нет душе покоя.
  Слово "шабат" на иврите выглядит так שבת. Его можно представить как ש + בת. Буква ש - это начало слова שמים - шамаим, "духовный мир". А слово בת означает "дочь". Итак слово шабат שבת может быть интерпретировано сокращенно в смысле "дочь духовного мира".
  Таким образом, осуществляя субботу - "шабат" каждый из нас приносит на землю в наш материальный быт, в свой дом частичку "шамаим" - частичку духовного мира Господа Бога.
  Именно в этом состоит смысл еженедельного празднования евреями субботы, шабата! Они тем самым приносят на землю покой и порядок духовного мира.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"