Патрик Элис : другие произведения.

Стресс - понятие, характеристика, стадии развития

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.53*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психология. Что такое стресс, почему он возникает, как протекает, как с ним бороться и стоит ли это делать.


Психология

"Стресс - понятие, характеристика, стадии развития"

  
  
  
   1. Введение.
   2. Понятие, характеристика стресса
   3. Характеристика стрессоров
   Физиологические
   Психологические
   4. Виды стрессов
   Физиологический стресс
   Психологический стресс
   Информационный стресс
   Эмоциональный стресс
   5. Стадии и механизм развития стресса
   Стадия тревоги (I)
   Стадия сопротивления (II)
   Стадия истощения (III)
   6. Реакции организма на стресс
   Поведенческие изменения
   Эмоциональные реакции
   Изменение интеллектуальных процессов
   Физиологические реакции.
   7. Защитные механизмы психики
   8. Последствия длительного стресса для организма
   Физические патологии
   Психические патологии
   9. Оценка уровня стресса
   Объективные методы
   Субъективные методы
   10. Техники управления стрессом и его профилактика
   Поведенческие методы
   Физиологические методы
   Когнитивные методы
   Биохимические методы
   Профилактика
   11. Недопустимые методы борьбы со стрессом
   13. Заключение
   Список литературы, источники
  
  
  
  
  
  
  

1. Введение.

   В последние пару десятилетий слово "стресс" прочно обосновалось в нашем лексиконе, мы встречаем его в ежедневных газетах, слышим в телепередачах, употребляем сами в разговорах со знакомыми и родственниками. В обывательском представлении это -- состояние психического напряжения, или негативная эмоциональная перегрузка, именно такой смысл обычно вкладывают в это слово неспециалисты. На самом деле состояние психического напряжения -- лишь одна из множества составных частей понятия "стресс", включающего в себя неспецифическую реакцию организма человека на любые воздействия, нарушающие гомеостаз -- внутреннее равновесие всех систем и органов, и соответствующее состояние нервной системы или организма в целом.
   В этой работе будут рассмотрены понятие и характеристики стресса с точки зрения психологии и физиологии, механизмы его возникновения, виды и стадии развития, а также техники управления и профилактики стрессов.

2. Понятие, характеристика стресса

   Психологический словарь определяет стресс как состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные раздражители. Будучи комплексом реакций, стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Происходит своего рода адаптация к изменившимся условиям, и последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные: от успешного приспособления до нарушения функционирования адаптивных механизмов и появления серьезных, порой необратимых изменений -- сердечно-сосудистых патологий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.
   Первым гипотезу о существовании стресса, назвав его общим адаптационным синдромом (ОАС), высказал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Он обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково, и характеризуется температурой, слабостью, потерей аппетита. Эксперименты на крысах продемонстрировали, что их реакция на жару, холод или отравление также одинакова. Дальнейшие исследования показали, что в ответ на воздействие сильного раздражающего фактора в организме всегда происходят изменения на физиологическом уровне -- увеличивается кора надпочечников, уменьшается тимус (вилочковая железа, производящая клетки иммунной системы), и появляются кровоизлияния на слизистой желудочно-кишечного тракта; такой комплекс реакции впоследствии был назван "триада стресса". Эти данные позволили Селье утверждать, что любые воздействия на организм, кроме уникального специфического эффекта, вызывают и неспецифический, или универсальный ответ. Так проявляет себя одна из основных биологических функций всех живых существ -- адаптация, то есть приспособление к изменившимся условиям.
   Таким образом, стресс предназначен для защиты организма от различных опасных воздействий, как физических, так и психических. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в его организме запускается комплекс определенных физиологических и психологических реакций, направленных на мобилизацию индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Причины, запускающие этот процесс, могут быть самыми различными -- от участия в спортивных состязаниях до природных и техногенных катастроф. Как писал Селье, "с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации". Таким образом, последствия для организма также могут быть различны, в зависимости от индивидуальных физических и психических особенностей. Ганс Селье учел это, расширив первоначальное определение стресса, и ввел дополнительные понятия "эустресс" -- положительный стресс, и "дистресс" -- отрицательный. Эустресс -- это то, что в быту называется "второе дыхание", кратковременная мобилизация ресурсов организма, благодаря которой человек побеждает в спортивных состязаниях, удачно сдает экзамены или задерживает преступника в результате долгой погони. К этой же категории можно отнести стресс, вызванный положительными эмоциями -- радостными известиями, рождением ребенка, поступлением в институт, и т.д. В такие моменты происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности и памяти. При этом медицине известен "синдром Стендаля", выражающийся в неадекватной эмоциональной реакции на произведения искусства, он сопровождается тахикардией, головокружением, и даже проявлениями истерии. Так проявляет себя стресс от переизбытка положительных эмоций, вызванных созерцанием исключительно красивых явлений, правда, случается это крайне редко. В случае длительного или исключительного по своей мощности воздействия на организм раздражающих факторов у человека появляются и затем усиливаются различные физиологические и психические отклонения. Крайняя выраженность такого состояния и называется дистрессом. Когда говорят о неблагоприятных последствиях стресса, имеют в виду именно дистресс.

3. Характеристика стрессоров

   Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами, или стресс-факторами. Принято различать физиологические и психологические стрессоры.
   Физиологические непосредственно влияют на ткани тела; это могут быть болевые воздействия, экстремальные температуры, чрезмерная физическая нагрузка, яды, микробы и вирусы, голод, жажда, прием ряда лекарственных препаратов (кофеина, амфетаминов) и т.д. Причем реакция на их воздействие носит преимущественно локальный характер. Жара и холод действуют на низшие сенсорные механизмы, а кофе, никотин и нейролептики влияют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.
   Психологические стрессоры вызывают чувство страха, изоляции, беспомощности, они сигнализируют о социальной или биологической значимости событий. Нужно отметить, что восприятие события, как стрессового, определяется тремя признаками: контролируемостью, предсказуемостью, и тем, насколько оно выходит за границы человеческих способностей.
   Травмирующие события. К ним относят ситуации, выходящие за обычные рамки человеческого опыта. Это техногенные и природные катастрофы, войны, аварии, случаи физического насилия.
   Неконтролируемые события. Это могут быть серьезные заболевания, увольнение с работы или смерть близких, и даже опоздание в аэропорт из-за автомобильной пробки.
   Непредсказуемые события. К ним можно отнести тяжелые заболевания, землетрясения, пребывание в плену. Существуют некоторые профессии, характеризуемые как весьма стрессовые, потому что непредсказуемость для них в порядке вещей. Это тушение пожаров и работа в реанимационном отделении больниц.
   Отмечено, что возможность предсказать наступление события или контролировать его заметно снижает силу стрессового воздействия.
   События, превышающие возможности. Они переживаются как стрессовые, даже будучи контролируемыми и предсказуемыми. Это экзаменационные сессии, призыв в армию, иногда даже заключение брака, вызывающее необходимость приспосабливаться к особенностям партнера. При этом исследования показали, что, несмотря на необходимость приспособления к любым стрессовым событиям, будь то позитивные или негативные, наиболее сильное воздействие на психическое и физическое здоровье оказывают все-таки негативные события.
   Внутренние конфликты. Сознательные или бессознательные неразрешенные внутренние конфликты также относятся к стрессовым событиям. Как правило, они возникают при необходимости выбора между взаимоисключающими целями, или в случае противостояния внутренних мотивов или потребностей. Выбор между двумя выгодными предложениями работы, между сотрудничеством и конкуренцией, желанием близости и боязнью поделиться своими эмоциями, -- все это способно вызвать стресс.
   Игнорировать физиологические стрессоры организм практически не в состоянии, лишь в отдельных редких случаях, при помощи особых психологических техник человек способен на время "отключить" ощущения боли, жажды или голода. Зато воздействие психологических стрессоров во многом зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от личности, ее опыта и уверенности в себе. Большое значение имеет то, как человек оценивает ситуацию, сопоставляет свои силы и способности с тем, что от него требуется, и т.д. Так, во время природных или техногенных катастроф профессиональные спасатели не так остро реагируют на стресс, как волонтеры или сами пострадавшие, хотя находятся в той же ситуации.

4. Виды стрессов

   В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют и различные виды стресса. В общей классификации -- стресс физиологический (системный) и психологический, в последнем отдельно выделяют стресс информационный и эмоциональный.
   Физиологический стресс представляет собой стандартную неспецифичную нейрогуморальную реакцию организма на действие раздражителей через сенсорный или метаболический процесс, мобилизующую весь организм.
   Психологический стресс -- это реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Также его можно определить как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации. Именно это определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Психологический стресс имеет место только у человека, в его развитии преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка ресурсов, построение прогноза развития событий).
   Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок. Решая те или иные задачи, человек перерабатывает информацию, и по результатам принимает решение. Когда объем информации слишком велик или она очень сложна, а при этом необходимо принимать решения очень быстро, и ответственность за них велика, то общая информационная нагрузка может превысить возможности человека, и произойдет информационная перегрузка. В качестве примера таких ситуаций можно привести действия руководителей разного уровня во время боевых действий или при чрезвычайных ситуациях, и работу авиадиспетчеров. Также к информационным стрессорам можно причислить определенную информацию, при восприятии которой начинается развитие стресса. В данном случае значение имеет не информация сама по себе, а тот смысл, который она несет в себе для конкретного человека. Механизм стресса запускается, если:
   -- воспринимаемая информация расценивается как угроза физической или психической целостности (работа сапера, конфликты между людьми),
   -- возникает когнитивный диссонанс, то есть противоречие между двумя несовместимыми мыслями.
   Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, угрозы, обиды и т.д. Он сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, и присущ не только человеку, но и животным. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивную, тормозную и генерализованную. Импульсивная форма связана с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, преобладают ошибочные поспешные действия, излишняя суетливость. Проявление тормозной формы обуславливается общей заторможенностью из-за значительного понижения ресурсов нервной системы. Генерализованная форма характеризуется непредсказуемостью, паникой, стремлением избежать опасности любым путем, присутствуют беспорядочное поведение и алогичные решения.
   Нужно отметить, что выделение отдельно информационного и эмоционального стрессов достаточно условно. На практике очень сложно разделить информационные и эмоциональные стрессоры, чаще всего в стрессовой ситуации они неразделимы, потому что формирование чувств всегда связано с обработкой информации.

5. Стадии и механизм развития стресса

   Впервые описав общий адаптационный синдром, который мы сейчас называем стрессом, Селье выделил три стадии его развития как процесса:
   -- I непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги)
   -- II максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления)
   -- III нарушение адаптационного процесса (стадия истощения)
   Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе активизируются "готовые" программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем организма.
   Стадия тревоги (I). Происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор. Задействуется вегетативная нервная система -- учащается пульс, поднимается давление, увеличивается количество поступающего к тканям кислорода, подготавливая человека к борьбе или бегству. Затем сигналы из коры поступают в гипоталамус и надпочечники, активизируя выработку гормонов.
   При наблюдении фиксируется уже упоминавшаяся триада физиологических изменений: реакции надпочечников, иммунной системы, желудочно-кишечного тракта. В результате этих изменений в организме человека усиливаются анаболические процессы и иммунологическая сопротивляемость. Гормон коры надпочечников адреналин повышает уровень глюкозы в крови, улучшает функциональную способность скелетных мышц, способствует психической мобилизации и т.д. Другой гормон коры надпочечников, кортизол, способствует сохранению энергетических запасов организма, усиливая синтез глюкозы в клетках печени, и снижая ее распад в мышцах.
   В условиях, близких к предельно допустимым, длительность первой стадии стресса может составлять до 20-60 дней. Но если воздействие стрессора очень сильное (тяжелые ожоги, экстремальные температуры, большая кровопотеря), из-за ограниченности резервов организма уже на первой стадии стресса может наступить смерть.
   Стадия сопротивления (II). Происходит адаптация организма к изменившимся условиям. Переход к этой стадии означает, что организму удалось приспособиться к раздражителю, хотя для этого и потребовались повышенные затраты энергии и антистрессорных гормонов. Продолжает оставаться высоким уровень адреналина и норадреналина, отвечающего за скорость и объем кровотока. Нарастает уровень кортикостероидов, обладающих противовоспалительным, противошоковым, антитоксическим и десенсибилизирующим действием. Признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости становится значительно выше обычного. Эта стадия может длиться месяцами, и даже годами.
   Стадия истощения (III). Переход организма на эту стадию означает, что его физиологические резервы начинают подходить к концу после постоянного пребывания в стрессовом состоянии и длительного сопротивления стрессу. Когда речь идет о психологическом стрессе, эта стадия соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, т.е. особого психического состояния, вызванного объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели. На стадии истощения стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как физические, так и психические ресурсы, после нее наступает развитие болезненных процессов, особенно в случае продолжающего влияния стрессора. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству большинства функций, распространяясь на нервную и эндокринную системы, захватывая сердце, сосуды, органы пищеварения. На физиологическом уровне может развиться соматическая патология (инсульт, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь). Нередко возникают сильнейшие депрессивные реакции, требующие медикаментозного лечения и помощи врача-психотерапевта, или психиатра.
   Продолжительность этих стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу -- тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), и критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Тем не менее, установлено, что наибольшую опасность для любого организма представляют собой не сильные и короткие стрессы, а длительные, хоть и не столь сильные.

6. Реакции организма на стресс

   Стрессовые ситуации могут вызывать самые разнообразные реакции организма, как эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, так и физиологические.
   Поведенческие изменения. Среди наиболее явных реакций можно назвать нарушение психомоторики (изменение почерка, излишнее напряжение мышц, изменение ритма дыхания), нарушения режима дня (сокращение или увеличение времени сна), профессиональные нарушения (ошибки и низкая продуктивность профессиональной деятельности) и нарушения социально-ролевых функций (отказ от общения с близкими, повышенная конфликтность, антисоциальное поведение).
   Эмоциональные реакции происходят в диапазоне от легкого возбуждения (когда событие требует напряжения, но с ним можно справиться) до ощущений тревожности, уныния, гнева и депрессии.
   Наиболее часто встречающейся реакцией на стресс является тревожность, то есть беспокойство, напряжение, опасение. Эти переживания время от времени ощущает любой человек, но у людей, попадавших в экстремальные ситуации (стихийные бедствия, физическое насилие) обычная тревожность может перерасти в нечто большее, и стать симптомом посттравматического стрессового расстройства.
   Гнев, приводящий к агрессии, является еще одной распространенной реакцией на стрессовую ситуацию. В результате фрустрации, когда усилия человека по достижению цели блокируются, нередко возникает потребность в агрессии, желание причинить вред человеку или объекту, являющемуся помехой. Поскольку не всегда возможно направить агрессию непосредственно на источник фрустрации, она иногда смещается: агрессивное действие оказывается направленным на невинного человека или объект, оказавшийся в пределах досягаемости. В этом кроется причина семейных скандалов после неудач на работе, а также подросткового вандализма.
   Апатия и депрессия также являются весьма распространенными реакциями на фрустрацию. Когда человек убеждается в бесплодности своих усилий, то начинает чувствовать собственную беспомощность, а если стрессовая ситуация сохраняется и остается непреодолимой, апатия может развиться в депрессию. Это происходит не со всеми, для некоторых людей неконтролируемые события представляют собой вызов, на который необходимо ответить решительными действиями. Однако именно апатия и отстраненность, как последствия стресса, могут являться причинами того, что жертвы домашнего насилия не уходят от своих мучителей, а похищенные и содержащие в заключении люди не пытаются бежать. Они решили для себя, что все равно не в силах ничего сделать.
   Изменение интеллектуальных процессов. Кроме эмоциональных реакций, под воздействием стрессоров у человека могут возникать когнитивные нарушения. Он начинает легко отвлекаться, ему становится трудно сосредоточиться или логически выстроить мысли. Снижается способность решать сложные задачи, ухудшаются показатели оперативной памяти, сужается поле внимания. В результате когнитивных нарушений во время стрессовой ситуации человек начинает действовать согласно определенной жесткой схеме, и не способен от нее отклониться (при пожаре не может сообразить, что дверь открывается наружу, а не вовнутрь, и т.д.) Вероятно, в этом заключается одна из причин "эффекта толпы", когда в экстремальных ситуациях люди бездумно повторяют действия окружающих -- все бегут в одном направлении, начинают бить витрины, и пр.
   Крайней степенью когнитивных нарушений является гиперактивация мышления и уход от решения стрессогенных проблем. Результатом гиперактивации мышления становится появление навязчивых мыслей и бесплодное фантазирование. "Уход" от решения стрессогенных проблем представляет собой замещение их решения решением побочных проблем, не имеющих отношения к ситуации, а также уменьшение активности мышления. В чрезвычайных ситуациях воздействие стрессоров может вызывать обморочные состояния или даже нарколепсию -- приступ внезапного засыпания.
   Физиологические реакции. Как уже было сказано, они касаются почти всех систем и органов человека -- пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной. Непосредственно в период воздействия стрессора фиксируются следующие объективные изменения: повышение артериального давления, резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, сильное потоотделение, учащение перистальтики. Однако нужно отметить, что физиологические реакции на стресс имеют как отрицательные, так и положительные аспекты. Конечно, активизация желез и мускулатуры под воздействием нервных импульсов, выделение стрессовых гормонов и ускорение анаболических процессов могут истощить резервы организма при длительном стрессе. Но исследования доказали, что периодическое воздействие стрессоров помогает организму приобрести некоторую физиологическую устойчивость к стрессам, это явление известно нам как закаливание. При вегето-сосудистой дистонии регулярные обливания попеременно горячей и холодной водой позволяют сердечно-сосудистой и нервной системам приспособиться, и в дальнейшем не так остро реагировать на резкую смену атмосферного давления.

7. Защитные механизмы психики

   В человеческой психике существуют определенные защитные механизмы, бессознательная стратегия, позволяющая преодолеть отрицательные эмоции и тем самым снизить степень воздействия стрессора. Конечно, такая стратегия не изменяет саму стрессовую ситуацию, а лишь представления человека о ней, поэтому в подобном защитном механизме присутствует элемент самообмана. Тем не менее, в некоторых случаях такие бессознательные приемы помогают справиться со стрессовой ситуацией, и свидетельствуют о неприспособленности человека лишь в том случае, когда становятся основной формой реагирования на проблемы. Перечислим некоторые из них:
   -- Вытеснение\подавление, при котором слишком пугающие или болезненные воспоминания исключаются из содержимого сознания. Вытеснение происходит на бессознательном уровне, а подавление представляет собой процесс сознательного отталкивания нежелательных воспоминаний. Опасность для психики заключается в том, что подавленные или вытесненные воспоминания могут позднее вернуться назад с большей силой, и вызвать сильные терзания.
   -- Рационализация, то есть приписывание своим действиям логических или социально одобряемых мотивов, чтобы действия казались совершенными рационально. Рационализация выполняет две функции: облегчает разочарование в случае, когда не удается достичь цели, и обеспечивает приемлемыми мотивами поведения.
   -- Интеллектуализация -- попытка оторваться от стрессовой ситуации путем рассмотрения ее в абстрактном интеллектуальном виде. Используется людьми тех профессий, которые в повседневной жизни часто сталкиваются с вопросами жизни и смерти -- врачами, спасателями, полицейскими.
   -- Отрицание -- отказ признать неприятную реальность. При серьезном кризисе такая стратегия поведения может дать человеку надежду и время для постепенного осознания печальных фактов, но она опасна в ситуациях, касающихся собственного здоровья и необходимости лечения.
   -- Замещение -- придание мотиву, который не может быть удовлетворен, иной формы. Этот защитный механизм снижает тревожность и одновременно удовлетворяет неприемлемый мотив (уход за домашним животным после смерти близкого человека).

8. Последствия длительного стресса для организма

   Доказано, что попытки организма адаптироваться к постоянному присутствию стрессора истощают психофизиологические ресурсы человека, повышают восприимчивость к заболеваниям, и могут в итоге привести к различным патологиям.
   Физические патологии. Медицина выделяет в отдельную группу психосоматические заболевания, появляющиеся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. В их основе лежит телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах, т.е. первопричиной является стресс. Соответствующая предрасположенность отдельного человека -- генетически обусловленная или приобретенная -- может влиять на выбор поражаемой системы или органа (напр. образование язвы желудка на фоне хронического гастрита). Наиболее известные психосоматические заболевания -- бронхиальная астма, гипертензия, язвенный колит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит, псориаз и ревматоидный артрит. Поскольку в этой области медицинские исследования ведутся постоянно, то список все время пополняется, в него уже включена ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет второго типа, на очереди -- мигрени, радикулиты и бесплодие.
   Как именно срабатывает этот механизм, можно продемонстрировать на примере ишемической болезни сердца, кстати, являющейся одной из основных причин смертности в развитых странах мира. Это заболевание возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие кислородом мышцы сердца, закупорены холестериновыми бляшками, или сужены. В результате ощущаются сильные боли в грудной клетке, отдающие в руку (стенокардия), а полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда. Одной из основных причин начала заболевания является систематическое повышение метаболических потребностей миокарда, вызываемое повышением артериального давления и тахикардией. Высокое АД и тахикардия, в свою очередь, всегда сопровождают хроническое перевозбуждение, вызванное длительным стрессом.
   Многие ученые полагают, что существует непосредственная связь между соматическими заболеваниями человека, его личностными особенностями, и психологическим климатом его окружения. Считается, что больным язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, ранимость и пониженная самооценка, в результате тревога порождает состояние напряжения, далее происходит спазм стенок и сосудов пищеварительных органов, ухудшение кровоснабжения ведет к снижению сопротивляемости тканей и образованию язвы. Подобные зависимости установлены и для других соматических заболеваний.
   Опытным путем доказано, что иммунная система также сильно страдает от воздействия стрессоров на организм. При изучении групп добровольцев, обработанных вирусом простуды, частота появления вирусной инфекции и тяжесть простудных симптомов росла с повышением уровня стресса.
   Психические патологии. Помимо психосоматических заболеваний, стресс способен вызвать психологические, и даже психические нарушения, так называемые психотравмы. Как уже говорилось выше, под воздействием стрессора нарушается концентрация внимания, замедляется скорость реакций и мышления, возникают расстройства памяти. Иногда возникают изменения восприятия действительности -- нарушается зрение, обоняние, вкус, осязание. Как правило, подобные проявления проходят по окончании действия стрессора.
   Зато в эмоциональной и поведенческой сфере от последствий зачастую не удается избавиться в течение многих месяцев, иногда лет. В области эмоций реакции длительное время колеблются от агрессии до апатии, от тревожности до полной "расторможенности". Как следствие, возникают изменения в поведении -- проблемы в сексуальной сфере, заикание, появление асоциального поведения. В случае же, если человек подвергся воздействию чрезмерно сильного или длительного стресса, возникает психотравма -- реакция на крайне сильный источник стресса, выходящий за пределы обычного человеческого опыта. Это войны, стихийные бедствия, вооруженное нападение или тяжелое заболевание. Причем психотравма может возникнуть как у самого пострадавшего от стресса человека, так и у его близких. Ее способно вызвать описание страшных событий, произошедших с близкими, известие о наличии тяжелого заболевания или о необходимости проведения сложной операции. Последствия психотравмирующих воздействий на психику зависят от их интенсивности и социально-значимых последствий, а также от индивидуальной значимости травмирующего события для человека и степени его психологической устойчивости. Результатом могут стать неврозы -- затяжные психогенные обратимые расстройства, характеризующиеся навязчивыми и истерическими проявлениями и снижением работоспособности, и реактивные состояния -- аффективно-шоковые реакции, сопровождающиеся сужением сознания, паникой, гиперактивностью или ступором, а также депрессии.
   Одним из наиболее известных последствий воздействия стрессора на психику является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), или посттравматический синдром. Оно возникает как отставленная или затяжная реакция на исключительную ситуацию катастрофического характера, способную вызвать дистресс абсолютно у любого человека (боевые действия, террористические акты, пытки, природные и техногенные катастрофы, и т.д.). Кроме общих для большинства серьезных психотравм признаков (появление неврозов, фобий, депрессий), для ПТСР известно три специфических признака:
   -- "симптомы вторжения" -- мгновенные и неконтролируемые переносы сознания в момент ситуации (вьетнамский\афганский\чеченский синдром), внезапно накатывающие воспоминания, ночные кошмары. Эти приступы часто вызываются триггерами, являющимися частью травмирующего опыта (шум машины, нахождение на высоте и т.д.);
   -- "симптомы избегания", когда травматический опыт вытесняется из сознания. Избегание бывает настолько тотальным, что у человека происходят провалы в памяти, забываются мысли, события и люди, каким--либо образом связанные со стрессом;
   -- "симптомы гиперактивации" -- повышенная возбудимость, нарушение сна, вспышки гнева и агрессии в спокойной обстановке, трудности с концентрацией внимания, постоянное напряжение мышц.
   Исследования показали, что психофизиологические изменения, связанные с ПТСР настолько серьезны, что это расстройство может стать хроническим и сохраняться в течение десятилетий, иногда на протяжении всей жизни. Поэтому наилучшие результаты дают лечебные вмешательства, проведенные в период от нескольких часов до нескольких дней после получения психотравмы, пока еще не успели развиться стойкие нейробиологические нарушения нервной системы.

9. Оценка уровня стресса

   Возможность оценить уровень стресса конкретного человека может оказаться полезной в самых разных обстоятельствах, начиная от планирования лечебно-реабилитационного процесса для пострадавших в природных или техногенных катастрофах, и заканчивая применением полиграфа при расследовании обстоятельств преступления или при приеме на государственную службу. Разработаны специальные объективные и субъективные методики оценки уровня стресса.
   Объективные методы. К ним относятся:
   -- оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (регистрация частоты сердечных сокращений, определение показателей артериального давления, электрокардиография, определение параметров функционирования дыхательной системы -- частота и глубина дыхания, и т.д.);
   -- оценка психомоторных реакций человека (определение степени напряжения отдельных мышечных групп, избыточного напряжения мышц и плавности движений, определение скорости сенсомоторной реакции);
   -- оценка функционирования системы терморегуляции организма и показатели кожно-гальванической реакции (традиционно используется в полиграфах).
   Субъективные методы. Они включают в себя:
   -- психологические тесты, выявляющие тревожность;
   -- интроспекцию, или самомониторинг внутреннего состояния при стрессе.
   Необходимо отметить, что самонаблюдение -- ключ к преодолению стресса, ведь первый шаг на пути преодоления любой проблемы -- это признание ее существования.

10. Техники управления стрессом и его профилактика

   Существуют некоторые поведенческие и когнитивные методики, помогающие снизить отрицательное влияние стресса, все они направлены на повышение общей устойчивости организма и психики. Рассмотрим некоторые, наиболее известные.
   Поведенческие методы позволяют человеку контролировать свои физиологические реакции на стрессовую ситуацию.
   Биологическая обратная связь предполагает обучение контролю над физиологическим состоянием путем получения информации о параметрах этого состояния, и последующей сознательной попыткой эти параметры изменить (намеренное расслабление мышц лба при лечении головных болей).
   Релаксационный тренинг -- общая мышечная релаксация.
   Регуляция дыхания -- сознательно управляя дыханием, можно использовать его для общего успокоения и снятия напряжения, как мышечного, так и психического.
   Медитация (упражнения по тренировке концентрации внимания, используемые для выработки контроля над мыслями и эмоциями) также является эффективной техникой релаксации и снижения уровня психологического возбуждения.
   Обычный отдых также обеспечивает снижение стресса, практически аналогичное вызванному медитацией.
   Физические упражнения способствуют выводу накопившихся излишних количеств адреналина и других гормонов, снимают мышечное напряжение.
   Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую и мышечную систему. Они включают в себя массаж, акупунктуру и физиотерапию.
   Даже если человек научится контролировать свои физиологические и эмоциональные реакции путем специальных упражнений, в реальной стрессовой ситуации эти знания трудно будет применить на практике, если отношение к ситуации остается прежним.
   Когнитивные методы позволяют определить, какие именно ситуации вызывают у человека те или иные симптомы, и помогают изменить сам способ преодоления этих ситуаций. Это происходит в несколько этапов:
   -- самонаблюдение;
   -- выявление связей ситуационных переменных с эмоциональными, поведенческими и физиологическими реакциями;
   -- определение личных ожиданий или убеждений, которые объясняют эти реакции;
   -- изменение своих представлений о стрессовой ситуации, или поведения в ней.
   Также с помощью когнитивных техник можно вообще блокировать мысли, вызывающие психоэмоциональный дискомфорт, например, переключив внимания с мышления на восприятие (смотреть на огонь\текущую воду). Для уменьшения эмоционального стресса используется также рациональная психотерапия, хотя надо иметь в виду, что при очень высоком уровне возбуждения психотерапевтические методы могут оказаться безуспешными, из-за избирательности восприятия эмоционально значимой информации в подобные моменты.
   Биохимические методы снятия стресса включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения и ароматерапию.
   Профилактика очень важна, ряд простейших методов помогает до минимума снизить отрицательное влияние стрессоров на организм, тем самым практически исключив возникновение самого стресса. В первую очередь, это ведение здорового образа жизни. Правильный режим дня и питания, регулярные физические упражнения позволяют поддерживать на должном уровне физиологические резервы организма, обеспечивают нормальное функционирование всех его систем и органов, повышая сопротивляемость к любым раздражителям. Часто помогает также изменение собственных поведенческих навыков. Зачастую источником стресса человека является его собственная неуверенность, с ней можно бороться, изменив свое телесное состояние (позу, жесты) или начав действовать более компетентно. Специальные приемы противодействия психологическому давлению во время общения снижают вероятность возникновения конфликтных ситуаций, не допуская появления стрессора. Одним из важнейших методов профилактики стрессов является эффективное целеполагание. Крах поставленных планов, влекущий за собой серьезный стресс, очень часто бывает связан не столько с непреодолимыми объективными трудностями, сколько с неправильной постановкой цели или неумением подобрать нужные ресурсы. Существуют также специальные научные разработки, помогающие избежать специфических производственных стрессов.

11. Недопустимые методы борьбы со стрессом

   Не все методы борьбы со стрессом стоит использовать, даже если создается ощущение, что они оказывают реальную помощь. К подобным ошибочным стратегиям относятся:
   -- Дистанцирование от проблемы или откладывание ее решения. Стрессор при этом никуда не исчезает, и продолжает воздействовать на человека, истощая его психофизиологические резервы;
   -- Уход от реальности с использованием алкоголя или наркотиков. На некоторое время этот способ снижает остроту проблемы, и может показаться, что он минимизирует проявления стресса. В действительности же под действием подобных веществ психофизиологические ресурсы истощаются еще быстрее, при том что стрессовая ситуация по-прежнему остается напряженной.
   -- Избегание ответственности. Такой способ, называемый еще "поза страуса", по определению неэффективен, и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.
   -- Поиск социальной поддержки. Это бывает действенно в ситуации острого горя, но перекладывание абсолютно всех проблем на плечи других людей недопустимо. Такой человек не только в будущем не сможет самостоятельно справляться со стрессорами, он создает проблемы для окружающих, заставляя их разделять собственные переживания, практически переживать стресс.

13. Заключение

   Условия современной жизни представляют собой совокупность источников постоянного стресса. Жизнь каждого человека преисполнена множества как физических (перепады атмосферного давления), так и психосоциальных стрессоров: информационные нагрузки, дефицит времени, эмоциональные нагрузки в результате общения с большим количеством людей, конфликты и многое другое. Поскольку биологические возможности человека ограничены, постоянное воздействие стрессоров приводит к истощению адаптационных способностей и развитию болезненных состояний. Чтобы справляться со стрессами, необходимо уметь эффективно использовать потенциальные резервы организма, обладать элементарными знаниями о механизмах развития негативных эмоциональных и физиологических реакциях и способах их предотвращения.
   Но, согласно Гансу Селье, стресс -- это реакция организма в ответ на любое требование среды. Стресс -- неотъемлемая часть нашей жизни, он вызывается любыми значительными событиями, будь то горе или радость, играет важную роль в процессах обучения и воспитания. Избегать его -- значит, не только предупреждать потенциальные неудачи, но и отказаться от возможных достижений. К тому же, именно стрессы поддерживают активность организма на уровне нормы. Состояние полного покоя невозможно для живого существа. Таким образом, бороться следует лишь с патологическими, тяжелыми и длительными стрессами. Главное при этом -- не доводить их до хронической стадии, решать проблемы сразу по мере их поступления, даже если это требует максимального напряжения сил, после чего обеспечить возможность полноценного отдыха и восстановления защитных сил организма.
  
  

Список литературы, источники

Конечно, они есть, и были использованы при написании этой работы. Но любителям копировать рефераты придется поискать себе источники самостоятельно.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 4.53*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"