Элементы авантюрного романа в "Гистории о российском матросе Василии Кориотском"
Авантюрный, он же приключенческий роман - литературный жанр, отличающийся специфическими особенностями. В авантюрных романах присутствует динамичный сюжет, непрерывное чередование сложных ситуаций, четкое деление персонажей на злодеев и героев (главные герои с рождения - выдающиеся личности, могут обладать красивой внешностью или необыкновенными талантами). Кроме того, в авантюрных романах часто используются мотивы путешествий, похищений и чудесных спасений, нападений пиратов или разбойников, тайны, мнимые смерти и ложные обвинения, на пути к цели обязательно встречается множество препятствий, важную роль играют неожиданные встречи с врагами или друзьями, предсказания, вещие сны. Герою, как правило, сопутствует необъяснимое везение, и в финале авантюрных романов все сложные ситуации благополучно разрешаются в его пользу.
Нужно отметить, что отличительной чертой авантюрного романа является изображение времени. По словам М.Бахтина, "Вдруг" и "как раз" - наиболее адекватные характеристики всего этого времени..." События в авантюрных романах обычно не привязаны к реальному времени, длительность их часто неясна, они случаются внезапно, но при этом происходят в тот самый миг, когда только и могут повлиять на дальнейшее развитие сюжета. Таким образом, второй отличительной чертой является случайность происходящего. "Все моменты бесконечного авантюрного времени управляются одной силой - случаем" (М.Бахтин).
В популярной в России XVIII века анонимной повести "Гистория о российском матросе Василии Кориотском" можно обнаружить множество элементов авантюрного романа. Главный персонаж Василий, сын обедневшего дворянина Иоанна Кориотского, обладает типичными качествами "героя": красив ("лицом зело прекрасен") и умен. Благодаря своим исключительным личным данным, он многого добивается в самых разных ситуациях. Только что записавшись в матросы, сразу стал известен за то, что "знал в науках матросских вельми остро", и был за то повышен в должности. А когда Василия послали в "Галандию для лучшего познания наук", местный богатый купец его полюбил, как родного сына, назначил старшим приказчиком, и отправил торговать в другие страны.
Один из обязательных элементов авантюрного романа - различные природные проявления, влияющие на сюжет. В "Гистории..." буря уничтожила корабль, на котором плыл Василий, он единственный среди всей команды спасся, но попал "из огня да в полымя" - на остров, где жили разбойники. Благодаря своему уму, Василий вошел к разбойникам в доверие, и остался у них жить. При этом не изменил своей роли "благородного героя", и ухитрился не принимать участия в грабежах: "... вспомнив, что у него в кафтане в клиньях зашиты червонцы... пришел ко атаману и предложил пред него червонцы" в качестве своей добычи.
Характерный элемент авантюрного романа - таинственная запертая комната, вот и Василий, путем стечения обстоятельств сам став атаманом, получил ключ от секретного чулана, в который без разбойников нельзя было заходить, потому что "... а сведаем, то тебе живу не быть". В чулане оказалась заперта похищенная девица Ираклия, дочь Флоренского короля. Как полагается в романе, Василий и Ираклия друг друга полюбили, и решили бежать с острова. Для этого Василий хитростью услал разбойников подальше, а сам спасся с королевной на барке цесарских рыбаков. Когда разбойники спохватились и пустились в погоню, то рыбаков догнать не смогли, так как поднялся ветер, "а у разбойников парусов нет". Когда незадолго до того разбойники ограбили "три корабля и семь галер", то отсутствие парусов им помехой не стало, поэтому налицо явное везение Василия.
Хитроумный Василий помимо девицы прихватил с собой разбойничью казну, и по прибытии в Цесарию нанял богатый дом, приоделся, и завел дружбу с местным цесарем. Когда в поисках Ираклии прибыл в Цесарию флоренский адмирал, она явно предчувствовала что-то нехорошее, потому что заранее приказала сделать себе черное платье. Так и вышло: адмирал заманил на корабль Василия с Ираклией, напоил и выбросил за борт всю их свиту, самого Василия отправил в лодке по морю. Хитростью внушив королевне, что Василий погиб (мнимая смерть, как один из элементов авантюрного романа), адмирал заставил ее поклясться молчать обо всем, чтобы король Флоренский принял адмирала за спасителя, и позволил ему жениться на Ираклии.
Как уже говорилось, для авантюрного романа характерны внезапность и случайность. Внезапно налетела буря, погубившая корабль Василия, возвращавшегося в Россию, случайно получилось так, что спастись удалось ему одному, случайно же он оказался именно на том острове, где властвовали разбойники. Иначе, как случайностью, не назовешь, что адмирал прибыл в Цесарию в поисках королевны именно тогда, когда там находились Василий и Ираклия, при том, что королевна уже три года как пропала. После коварного нападения адмирала удача к Василию вернулась: его лодку прибило к маленькому островку, а в то самое время приплыл туда старый рыбак, и помог Василию добраться до Флоренского государства. Поскольку королевна дала адмиралу клятву молчать (строгое следование клятве обязательно для положительных героев авантюрного романа), она ничего родителям о своем настоящем спасителе не сказала, и готовилась к свадьбе.
В авантюрных романах часто встречаются разного рода знаки, по которым герои узнают своих друзей или родственников, или получают предупреждение об опасности. В "Гистории..." ситуация также разрешилась при помощи условного сигнала: когда королевна уже шла к кирхе венчаться, спрятавшийся неподалеку Василий запел и заиграл на арфе. Игре его научила Ираклия, объяснив, что "в нашем Флоренском государстве, кроме меня, никто на арфии не играет и не умеет". Услышав арию, Ираклия сразу поняла, что Василий жив, и вернулась с ним во дворец. В финале все благополучно разрешилось: злодей-адмирал получил по заслугам (с него заживо сняли кожу), влюбленные поженились, и после короля Флоренского Василий сам стал королем.
Еще одна характерная черта авантюрного романа - тот факт, что отчий дом обычно является для героя отправной точкой его "похода за приключениями", но затем остается в прошлом. Обстоятельства героя меняются, и он не возвращается в то место, где началась его история. В "Гистории..." Василий поначалу вспоминал об отце, посылал ему деньги, и даже хотел вернуться, потому и оказался на корабле, попавшем затем в бурю. Но потом, когда он побратался с цесарем, женился на королевне и сам стал королем, о возвращении домой речь уже не шла.