Патрик Элис : другие произведения.

Публицистика 80х годов. В.Песков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История отечественной журналистики. Публицистика 1970-80х гг. В.М.Песков


"История отечественной журналистики"

Публицистика 1970-80-х годов - В.Песков.

   Одним из ярчайших российских журналистов и публицистов за весь период существования российской (до того -- советской) журналистики по праву можно назвать Василия Михайловича Пескова, недавно ушедшего из жизни.
   Его творческий путь так же необычен и самобытен, как и все его творчество. Родился Василий Михайлович 14 марта 1930 года в одном из сел Воронежской области в простой семье, окончил школу и строительный техникум, успел сменить несколько профессий -- шофера, киномеханика, -- прежде чем обратился к журналистике. Сначала он работал фотографом в местной воронежской газете, но вскоре редактор обратил внимание на оригинальные художественные подписи, которыми Василий Михайлович снабжал каждый свой снимок, и предложил тому попробовать себя в качестве очеркиста. В 1956 году Песков отправил несколько своих статей в ""Комсомольскую правду", после чего был приглашен туда на постоянную работу. До последнего дня жизни он являлся постоянным автором рубрики "Окно в природу".
   Песков работал в разных жанрах -- заметка, лирическая миниатюра, очерк, репортаж, статья, но тематика почти всегда оставалась неизменной: взаимоотношения человека и природы. Начиная с 1960 года, сборники его очерков издавались отдельными книгами (их было более 15), а за книгу "Шаги по росе" в 1964 году он даже получил Ленинскую премию по литературе.
   В советской России 70-80х годов период "застоя" царил не только в общественной жизни, но и в журналистике. Тем удивительнее, что многим статьям о природе, которые обычно по определению нейтральны, Пескову удавалось придать острый публицистический характер. В его работах проявлялись философские, нравственные, экономические проблемы, и все это -- сквозь призму отношения человека к природе. На первый взгляд, природа всегда в центре любого его произведения, но на деле она лишь фон, информационный повод, а главный герой -- человек. При этом политика его интересовала мало, как он сам говорил по этому поводу: "... это не интересно, это все пройдет, а вот лес, лес останется. Я пишу про русский лес и буду писать про русский лес".
   Очерк "Речка моего детства", опубликованный 29 ноября 1970 года в "Комсомольской правде", можно привести в качестве примера яркого публицистического произведения, с присущими одному лишь Пескову особенностями. В нем есть и элементы репортажа, и мимолетность зарисовки, и красота эссе, и литературность изложения, и непременная основательность журналистского исследования. В очерке Песков рассказал о путешествии вдоль небольшой степной речки Усманки, на берегах которой прошло его детство. Начинается повествование плавно и неспешно, в точности как вода течет в речном устье -- рассказом о детских прогулках и рыбалке. Авторские воспоминания детства сменяются историческим повествованием: первые упоминания о реке в письменных источниках датируются временем правления Алексея Михайловича, потом следуют татарские набеги, кораблестроительная эпоха Петра I.... Но к моменту путешествия автора от некогда полноводной реки мало что осталось: человеческая бесхозяйственность стала причиной почти полного обмеления. Леса вокруг вырубили, земли распахали, исчезли природные родники, питавшие реку. А когда ушла вода, пашни тоже перестали приносить пользу, и берега превратились в пыльную пустыню. Подобные примеры можно найти повсюду, но мало кто задумывается, что именно с исчезновения таких вот речушек начинается обмеление любых крупных водоемов.
   Свой очерк Песков заключил словами: "В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды".
   Еще один пример публицистического наследия того периода -- серия очерков "Таежный тупик". Благодаря этим семи очеркам Песков как журналист приобрел необычайную популярность и даже повысил тираж газеты на несколько миллионов экземпляров в течение месяца, пока печатались материалы. Это история большой семьи староверов Лыковых, более сорока лет проживших отшельниками в тайге, в полной изоляции от внешнего мира, в предгорьях Саян. В 1978 году их случайно обнаружили геологи, сообщение попало в милицейские сводки, затем в местные газеты, и в конце концов один из сибирских журналистов рассказал историю Пескову, всегда интересовавшемуся путешествиями. Василий Михайлович подробно изучил историю церковного раскола, определил для себя вероятные обстоятельства ухода семьи Лыковых в тайгу, и выехал на место. Оказалось, что к моменту публикации очерков в 1982 году Лыковых осталось только двое -- глава семьи Карп Осипович 75 лет, и его дочь Агафья, 37 лет. Остальные умерли от голода или болезней.
   Очерки вызвали у читателей огромный интерес, ведь подобные информационные поводы в те "застойные" времена встречались редко. Читатели хотели знать обо всем: какие обстоятельства превратили людей в отшельников, как они боролись за существование, какую роль сыграли религиозные предрассудки. Но нужную информацию оказалось не так-то просто собрать, потому что о многом недоверчивые Лыковы умалчивали, или объясняли слишком невнятно. Пескову пришлось сопоставлять услышанное от Лыковых с рассказами геологов, которые уже несколько лет общались с таежными затворниками. Еще сложнее оказалось опубликовать написанное. Как говорил об этом сам Песков: "Как рассказать в молодежной газете об отшельниках староверах, не впадая в "антирелигиозные разоблачения"? Единственно верным было, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. Так история Лыковых и изложена".
   С момента первой публикации "Таежного тупика" и до последних лет жизни Василий Михайлович регулярно отправлялся в тайгу, где теперь осталась одна лишь Агафья. Благодаря появлению очерков и читательскому интересу жизнь отшельницы очень изменилась: ей стали помогать как местные власти, так и обычные люди. Агафье привозят некоторые продукты питания, посуду, ткань, одежду, обувь -- раньше все это Лыковы производили самостоятельно, о чем подробно и обстоятельно рассказал Песков. Эти его очерки впоследствии тоже составили книгу -- "Таежный тупик", впервые опубликованную в 1983 году.
   Нужно отметить также одну важную особенность творчества Пескова. Он был прекрасным фотографом, и абсолютно все свои журналистские произведения сопровождал собственноручно снятыми фотографиями, обязательно с подписями. При этом макет статьи для сдачи в типографию готовил сам, точно указывая, где и как должен располагаться текст, и где -- иллюстрация. В рубрике "Окно в природу" фотография всегда находилась в центре полосы, обрамленная текстом, что действительно создавало эффект "окна"...
   О публицистике Василия Михайловича Пескова можно рассказывать бесконечно, так многогранен его талант писателя и журналиста. Но лучше всего его творчество характеризует один малоизвестный факт: Ленинскую премию за свою книгу "Шагаю по росе" он получил вместо Александра Солженицына, в том же 1964 году номинированного на премию за "Один день Ивана Денисовича". Конечно же, тогда это решение было политическим, но в итоге оказалось символическим. Проза Солженицына наполняет читателей горечью и болью, хоть и справедливой. А произведения Пескова согревают душу и помогают понять, почему нельзя не любить Родину.
  
  
   2013


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"