Аннотация: Ничего оригинального, просто пример лит.анализа стихотворения
Роль эпитетов в стихотворении Ф.Глинки "Жатва"
Эпитет представляет собой образное определение при слове, влияющее на его выразительность, в основе его лежит скрытое сравнение. Эпитеты выделяют характерную черту или качество явления или предмета, вызывают определенное эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира. Чаще всего они бывают выражены прилагательными; в роли эпитетов могут выступать существительные, выступающие в качестве приложений или сказуемых (образная характеристика), наречиями, выступающими в роли обстоятельств, деепричастиями, местоимениями (превосходная степень состояния души), причастиями и причастными оборотами.
Эпитеты делятся на постоянные (тавтологические и пояснительные), изобразительные, лирические (психологические), сложные и метафорические.
В художественном тексте эпитеты усиливают выразительность образов изображаемых предметов или явлений, подчеркивают или уточняют их характерные признаки, выражают авторскую оценку.
Густая рожь стоит стеной! Леса вкруг нивы как карнизы, И всё окинул вечер сизый Полупрозрачной пеленой... Порою слышны отголосья Младых косцов и сельских жниц; Волнами зыблются колосья Под пылкой ясностью зарниц; И жатва, дочь златого лета, Небесным кормится огнем И жадно пьет разливы света И зреет, утопая в нем... Так горний пламень вдохновенья Горит над нивою души, И спеет жатва дум в тиши, И созревают песнопенья...
В стихотворении "Жатва" Ф.Глинка сравнивает процесс созревания и сбора урожая на полях с творческими процессами в сознании поэта. В первой части стихотворения перед нами предстает образ природы, в которой все дышит размеренностью и спокойствием, все идет своим чередом. При прочтении словосочетания густая рожь(постоянный эпитет) сразу представляется бескрайнее поле, сравнение колосьев с волнами(метафорический эпитет)только усиливает это ощущение. Но волны также указывают на поднявшийся ветер, за которым следуют зарницы, а за зарницами обычно приходят грозы с дождями, животворными для посевов. Использование приложения пылкая ясность(изобразительный эпитет) по отношению к зарнице придает полученному словосочетанию двойной смысл: зарница, как яркая огненная вспышка, и как творческое озарение. Во второй части стихотворения проводится параллель между небесным огнем(постоянный эпитет), питающим посевы, и горним, т.е. небесным пламенем вдохновенья, питающимсознание поэта. Жатва, дочь златого лета (постоянный эпитет), т.е. природы, сравнивается с жатвой дум(метафорический эпитет), то есть итогом мыслительного процесса; и то и другое есть следствие естественного хода вещей. Завершает свое произведение поэт сравнением созревания урожая в поле и созревания песнопений(метафорический эпитет), т.е. рождения стихов.
Как видно из проведенного анализа, автор использовал постоянные эпитеты, чтобы передать картину природы, и метафорические эпитеты для создания образа жатвы как процесса творчества, которое есть результат личного опыта, размышлений и вдохновения.