Патрик Элис : другие произведения.

Роль эпитетов в стихотворении Глинки "Жатва"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ничего оригинального, просто пример лит.анализа стихотворения


Роль эпитетов в стихотворении Ф.Глинки "Жатва"

  
   Эпитет представляет собой образное определение при слове, влияющее на его выразительность, в основе его лежит скрытое сравнение. Эпитеты выделяют характерную черту или качество явления или предмета, вызывают определенное эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира. Чаще всего они бывают выражены прилагательными; в роли эпитетов могут выступать существительные, выступающие в качестве приложений или сказуемых (образная характеристика), наречиями, выступающими в роли обстоятельств, деепричастиями, местоимениями (превосходная степень состояния души), причастиями и причастными оборотами.
   Эпитеты делятся на постоянные (тавтологические и пояснительные), изобразительные, лирические (психологические), сложные и метафорические.
   В художественном тексте эпитеты усиливают выразительность образов изображаемых предметов или явлений, подчеркивают или уточняют их характерные признаки, выражают авторскую оценку.
  
   Густая рожь стоит стеной!
Леса вкруг нивы
как карнизы,
И всё окинул вечер
сизый
Полупрозрачной пеленой...
Порою слышны отголосья
Младых косцов и сельских жниц;
Волнами зыблются колосья
Под
пылкой ясностью зарниц;
И жатва, дочь
златого лета,
Небесным кормится огнем
И
жадно пьет разливы света
И зреет, утопая в нем...
Так
горний пламень вдохновенья
Горит над нивою души,
И спеет
жатва дум в тиши,
И созревают песнопенья...
  
   В стихотворении "Жатва" Ф.Глинка сравнивает процесс созревания и сбора урожая на полях с творческими процессами в сознании поэта. В первой части стихотворения перед нами предстает образ природы, в которой все дышит размеренностью и спокойствием, все идет своим чередом. При прочтении словосочетания густая рожь (постоянный эпитет) сразу представляется бескрайнее поле, сравнение колосьев с волнами (метафорический эпитет) только усиливает это ощущение. Но волны также указывают на поднявшийся ветер, за которым следуют зарницы, а за зарницами обычно приходят грозы с дождями, животворными для посевов. Использование приложения пылкая ясность (изобразительный эпитет) по отношению к зарнице придает полученному словосочетанию двойной смысл: зарница, как яркая огненная вспышка, и как творческое озарение. Во второй части стихотворения проводится параллель между небесным огнем (постоянный эпитет), питающим посевы, и горним, т.е. небесным пламенем вдохновенья, питающим сознание поэта. Жатва, дочь златого лета (постоянный эпитет), т.е. природы, сравнивается с жатвой дум (метафорический эпитет), то есть итогом мыслительного процесса; и то и другое есть следствие естественного хода вещей. Завершает свое произведение поэт сравнением созревания урожая в поле и созревания песнопений (метафорический эпитет), т.е. рождения стихов.
   Как видно из проведенного анализа, автор использовал постоянные эпитеты, чтобы передать картину природы, и метафорические эпитеты для создания образа жатвы как процесса творчества, которое есть результат личного опыта, размышлений и вдохновения.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"