Чем отличается типовая многоэтажка от собора? Они могут быть сложены из одних и тех же строительных материалов, но разница в чём? В том, что первая - сооружение, а второй - творение. Такова же дистанция между настоящей поэзией и пустым рифмоплётством. Потому что "строку диктует" не чувство и не разум, а дух един, а он дышит, где хочет и вбирает в себя всё - от былинки до Галактики. А значит и не спрашивайте истинного Поэта, о чём он пишет - слово "тема" отдает запрограммированной конъюнктурой...
Ирина Павельева - истинный Поэт, её стихи многомерны и полифоничны и требуют от читателя наличия культурного слоя, развитого музыкального слуха и - безусловно! - неплоского ума. Её сложные образные ряды, яркие, как вспышка лазера, метафоры, ритмические эскапады, высокий эмоциональный накал стиха - всё это инструментарий мастера, который бережно и виртуозно творит свой поэтический Собор. В нём много сквозного света, где слово парит, то осиянное лучом Солнца, то опалённое огнём боли и скорби, то уходя в себя, то снова вырываясь в этот страшный и прекрасный мир. Ирина Павельева предельно откровенна и открыта, и заведомо чужда тесных рамок привычного бонтона и политкорректности. Поэтому её стихи, о чём бы в них ни говорилось - о бабочке лимоннице или падшем ангеле Абадонне, о любви или войне, об осеннем дожде или о судьбе России - всегда глубоко личностны, всегда от первого лица, которое - если действительно свободно - способно и на нежный шепот, и на страстную проповедь, и на гневную отповедь.
Ну а если кому всё-таки хочется задать сакраментальный вопрос: зачем вообще поэт пишет стихи, и Вы, милостивая Ирина, в частности? Я позволю себе ответить за неё (и других собратьев по перу): очень просто - чтобы постичь смысл Бытия, а иначе и незачем сотрясать божественный эфир. Но и постижение - только половина цели, а вторая - следование этому смыслу. Как же следовать? А вот так - по Павельевой - "чтоб сердцем выстучать в скале пространство следущего шага..."
Александр Лизунов,
член Союза российских писателей
* * *
Когда Россия снова мир спасла,
Разрушив чары страшного числа,
И пробил миг, но не настало Часа, -
Ей век скоблить клеймо своё до мяса.
Она и со щитом, и на коне,
Но меч поднять мешает нож в спине.
Дана ей Доля, а казалось - дуля,
На сантиметр от сердца - вражья пуля.
Когда такая платится цена,
Уж если выживают, то спьяна,
Шатаясь, поднимая меч на зверя,
Божественною яростью трезвея...
* * *
О, любый мой дальний, немилый родной!
Рябины, Россия лачуг и пичуг -
Горчинки и сладости привкус двойной,
Падучей звезды ледяной сквознячок.
Куда-нибудь, дальний! К плечу - и помчи!
Но эти рябины, но гнёзда у стрех...
Летучее пламя плакучей свечи -
Душа покидает счастливых и всех.
Немилый, ведь тоже кровиночка, всех
Душа покидает, - лишь вьётся дымок.
Синичий ли щебет, собачий ли брех?
Рябины, Россия... - и в горле комок.
* * *
Растерянно, жалко и гневно
В единственной жизни двойной
Пятнадцать часов ежедневно
Встречается взгляд со стеной.
Куда ему сладить с аршинной,
Впитавшей цементный раствор,-
Тут дерево пахнет машиной
И краскою, а не листвой.
Что ж душу - под прежнюю мерку?
- Душа, да и мерка не та:
Не звёзды плескучие сверху,
Но, мёртвая, давит - плита.
Какую, о Господи, школу
Ещё нам, - какую прошли:
Тут очи, опущены долу,
Часами не видят земли.
Ни друга, ни недруга рядом -
Всё так, чтобы сжаться в углу И жутким, коснеющим взглядом
Вести коробок по столу...
* * *
Какое дерево другое
Под грубой бурою корой -
Как намерение благое
В душе под вечною чадрой.
Не тянет яблоню и грушу
Узнать о дереве чужом:
Нельзя увидеть ствол и душу
Без обнажения ножом.
А людям - слишком одиноко,
Душа и в близком - далека...
Кто сделал так, что видел много,
Тот погубил наверняка.
* * * Как в детстве детали бросались в глаза...
О, разница между "считает" и "молится"!
Была замечательна буря-гроза
Лишь тем, что в окошко впорхнула лимонница.
Я лапала крылышки мокрой рукой,
К лицу приближала, внимательно мучая:
Каким-то намёком, забытой тоской
Сдалась эта лёгкая, эта летучая.
-Ей век бы летать по лимонным садам,
На влажный песок опускаться на отмели,
Но я понимала, что нет,- не отдам:
Как будто уж раз не давала, да отняли.
И, с крылышек тонких стирая пыльцу,
Держала,- как самое главное в мире
Пыталась понять, приближала к лицу,-
Смущенная девочка года в четыре...
* * *
Наверное, надо: забыли леса,
В которые мы не врастём.
И чтобы душа поднялась в небеса -
Проделывать дырки гвоздём.
Чтоб дольше с любовью на несколько лет -
Их надо прожить вдалеке.
И чтоб от тебя отпечатался след -
Ударить меня по щеке.
Наверное, надо. Пожалуй, снесу,
Втянусь постепенно в игру:
Того, кто мне бережно вытер слезу,
Ударю, чтоб высечь искру.
Ведь и у души отверзается зрак,
Когда убирают свечу...
Наверное, надо. Забудем, что так
Не хочет и я не хочу.
И - око за око! Роднее родни
Мы можем, и нам - не впервой.
...В какие высоты упрутся ступни
Повёрнутых вниз головой!
* * *
Не сомневайся: музыка была,
Присутствовала, но ещё молчала,-
Так звоном наливается стрела
Под властью пальцев, рвущих из колчана.
Душа слепа,- рука ещё тверда.
Туманна мысль,- душа уже взалкала.
Стрела уйдёт,- один вопрос: куда?
И музыка раздастся, но какая?
До новых мук, до новых сладких грёз
И после тех, что время полустёрло,
Есть некий час - безумствующий пёс,
В нём страсть куснуть и страсть подставить горло.
В тот час - до света, после темноты
Не сомневайся, на распутье стоя:
Шагнёшь ко мне, - не ведаю, кто ты.
И я - к тебе, - ещё не знаешь, кто я.
Необратимо повернулась ось
Высоких чувств к возвышенному слогу:
Да, шаг к тебе. Второй, быть может, сквозь.
Да, шаг ко мне. Второй, быть может, к Богу...
* * *
Плачу, оттого, что помню. Оттого, что нет - не помню...
Боже мой, промчались годы, раскатились, как рубли.