Да простит мне автор следующего коммента, что я на него не ссылаюсь. Привожу полностью его почти афористичные слова.
"... Мораль тут, знаете, как зубрежка. Вот вызубрю я зачет и сдам его на 5, но предмет при этом не пойму совершенно, т.к. здесь проявляется работа только моей памяти и больше ничего. В критический момент я не смогу применить знания себе во благо, потому что просто не понимаю "освоенный" материал. Так и с моралью. Если я не делаю чего-то просто потому, что помню, что это "плохо" (мне так говорили), но головой (логически) не понимаю, почему мне это невыгодно, то такое знание не принесет мне пользы, а может и навредить"
Ответ:
С зубрёжкой - хорошая аналогия.
А если то, что Вы зубрите, имеет место быть на самом деле? Например - таблица умножения? Ведь много сил сэкономит запомненное, но не понятое, если будете применять. Хотя конечно, в справедливости и полезности таблицы умножения мы каждый раз убеждаемся, а вот с моралью дела обстоят хуже. Она существенно преломляется при переходе от одной культуры к другой, да и рамках одной нации видоизменяется. Вот как убедиться в том, что правила поведения, регулируемые общественной моралью, на самом деле полезны? Каждый убеждается на своём горьком опыте и строит свою мораль на основе своих прозрений и заблуждений.
Но реально "своей" личной морали не бывает. Как бы мы ни говорили, что у нас свои моральные правила, неизбежно в них присутствуют представления конкретного общества, нации и всего человечества. Это то, что называют "коллективное бессознательное".
Точно также в публично заявляемых нравственных законах присутствует общее с законами реальными. Например, публично взяточничество осуждается, а реально оно превысило все разумные масштабы. Тем не менее, подсознательно в людях всё-таки присутствует идея недопустимости такого положения дел.
По-моему, мораль, а лучше сказать - нравственные законы поведения в обществе - полностью исчерпываются десятью заповедями. Только вот каждый их понимает по-своему, в силу своих представлений о мире и о себе, в силу своей лености или резвости ума.