Павленко Валерий Юрьевич : другие произведения.

Немного из Шопенгауэра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Если в доме есть певчие птицы, то это признак того, что хозяева не занимаются умственной работой.
  А. Шопенгауэр
  
  Мы только тогда бываем вполне удовлетворены произведением искусства, когда оно оставляет после себя нечто такое, чего мы, при всем усилии мысли, не можем довести до полной ясности.
  А. Шопенгауэр
  
  Мы редко думаем о том, что имеем, зато всегда - о том, чего нам не хватает.
  А. Шопенгауэр
  
  Чем больше я узнаю о мужчинах, тем меньше они мне нравятся. Если бы я мог сказать то же самое о женщинах, все было бы просто прекрасно.
  А. Шопенгауэр
  
  Правда, говорят, что жизнь от одного своего конца и до другого представляет собою не что иное, как назидательный урок; на это всякий может ответить: "Именно поэтому я и хотел бы, чтобы меня оставили в покое самодовлеющего ничто, где я не нуждался ни в уроках, ни в чем бы то ни было". И если к этому прибавляют, что всякий человек должен будет в свое время дать отчет в каждом часе своей жизни, то скорее мы сами вправе требовать, чтобы сначала нам дали отчет в том, за что нас лишили прежнего покоя и ввергли в такое несчастное, темное, трудное и скорбное положение.
  А. Шопенгауэр. Из статьи "О ничтожестве и горестях жизни"
  
  Бесконечность до меня без меня так же мало заключает в себе ужасного, как и бесконечность после меня: они ничем не отличаются одна от другой, кроме того, что в промежутке между ними пронесся эфемерный сон жизни... Печалиться о времени, когда нас больше не будет, так же нелепо, как если бы мы печалились о времени, когда нас еще не было...
  Сознание прекращается вместе с жизнью, как прекращается оно и во сне и в обмороке; поэтому отсутствие сознания нам хорошо известно, и мы знаем, что оно не заключает в себе никаких зол; исчезновение же сознания, во всяком случае, - дело одного мгновения. Именно так посмотрел на смерть Эпикур, и совершенно верно сказал он о ней: "смерть нисколько нас не касается", пояснив, что пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, то нет нас. Очевидно, потерять то, отсутствие чего нельзя заметить, не есть зло; следовательно, то, что нас не будет, должно нас так же мало смущать, как и то, что нас не было. Таким образом, с точки зрения познания, нет решительно никаких причин бояться смерти; но именно в познавательной деятельности состоит сознание, - значит, для последнего смерть не есть зло. И на самом деле, боится смерти не эта познающая сторона нашего я; исключительно от слепой воли исходит бегство от смерти, которым проникнуто все живущее.
  А. Шопенгауэр. Из статьи "Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа"
  
  Смерть - это миг освобождения от односторонности индивидуальной формы, которая не составляет сокровенного ядра нашего существа, а скорее является своего рода извращением его; истинная изначальная свобода опять наступает в этот миг, и поэтому в указанном смысле можно смотреть на него, как на общее восстановление порядка (освобождение от характера, который неизменен).
  А. Шопенгауэр. Из статьи "Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа"
  
  Мудрецы всех времен постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали, - как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь. Вот почему Вольтер говорит: "Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его".
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Если индивидуальность плохого качества, то все наслаждения подобны превосходным винам, попавшим в рот, где побывала желчь. Поэтому, если оставить в стороне тяжкие несчастья, в хорошем и дурном меньше имеет значения то, что человек встречает и претерпевает в своей жизни, чем то, как он все это воспринимает, иными словами - какова по своему характеру и степени его восприимчивость во всех ее формах. То, что такое человек сам по себе и что он в самом себе имеет, короче - его личность и ее достоинство, - вот единственное, с чем непосредственно связано его счастье и благополучие. Все остальные условия имеют здесь лишь косвенное значение, так что их влияние может быть парализовано, влияние же личности - никогда. Поэтому-то зависть, направленная на личные преимущества, бывает наиболее непримиримой, да и скрывают ее всего тщательнее. Далее, только свойства сознания устойчивы и неизменны, и только личность действует постоянно, непрерывно, с большей или меньшей силою сказываясь в каждое мгновенье; все же остальное всегда обладает лишь временным, случайным, преходящим действием, а к тому же и само подвержено превращению и перемене - почему Аристотель и замечает: "ибо натура прочна, не материальные вещи".
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Чем больше кто имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем и тем меньшее также имеют для него значение остальные люди. Таким образом, выдающийся ум ведет к необщительности. Конечно, если бы качество общества можно было заменить количеством, то стоило бы жить даже в большом свете; но, к сожалению, из ста глупцов, взятых вместе, не выйдет и одного разумного человека. Представитель другой крайности, коль скоро у него не стоит за плечами нужда, во что бы то ни стало гонится за забавами и обществом и легко довольствуется всем, ничего не избегая так старательно, как самого себя. Ибо в одиночестве, когда каждый должен ограничиваться собственной особой, обнаруживается, что он имеет в себе самом: тогда-то облеченный в пурпур простофиля начинает вздыхать под неизбывным бременем своей жалкой индивидуальности, меж тем как человек даровитый самую пустынную обстановку населяет и оживляет своими мыслями. Вот почему очень справедливо замечание Сенеки: "Всякая глупость страдает от отвращения к себе"; также Иисус, сын Сираха, говорит: "Жизнь глупца злее смерти". Поэтому в общем и оказывается, что человек настолько бывает общительным, насколько он умственно беден и вообще посредственен. Ибо на свете нам предоставлено немногим более, чем выбор между одиночеством и пошлостью.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Тот, кто много имеет в самом себе, подобен светлой, теплой, уютной комнате в рождественскую ночь, когда вокруг все покрыто декабрьским снегом и льдом.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Человек неглубокий во всем ищет себе удовлетворение извне, подобно тому, как истощенный человек с помощью бульонов и лекарств надеется вернуть себе здоровье и крепость, истинным источником которых служит собственная жизненная сила.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Великие духовные задатки отчуждают человека от остальных людей и их интересов, так как чем больше кто имеет в себе самом, тем меньше он может найти в других. Множество вещей, доставляющих им большое удовольствие, кажутся ему плоскими и недостойными внимания.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее становится жажда. То же и со славой.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нашей жизни всего два дня - не стоит проводить их в низкопоклонстве перед презренными негодяями; к сожалению, мимоходом будь сказано, это "презренные негодяи" - такое сказуемое, к которому на свет найдется чертовски много подлежащих.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нелегко выдвигаются те, достоинствам которых стесненные обстоятельства дома помеха.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Так маловажно, так ничтожно то, что угнетает или ободряет душу, жадную до похвалы.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Поучительно послушать, как полдюжины тупоголовых господ презрительно отзываются о самых великих людях: тогда мы убеждаемся, что кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Гордость - это уже установившееся сознание собственного превосходства в каком-либо отношении; тщеславие же - это попытка вселить подобное убеждение в других... Гордость есть изнутри идущее, стало быть, непосредственное признание своей собственной высокой ценности; тщеславие же - стремление получить это признание извне, то есть косвенно. Соответственно тому тщеславие делает словоохотливым, а гордость молчаливым. Но тщеславный должен был бы знать, что высокое мнение других, которого он так жаждет, гораздо легче и вернее достигается упорным молчанием, нежели разговором, хотя бы мы и могли поведать прекраснейшие вещи. Горд не тот, кто хочет казаться гордым: последний может, пожалуй, достигнуть своей цели, но он скоро собьется с этой роли, как это бывает и со всякой принятой на себя ролью. Ибо лишь прочное, внутреннее, непоколебимое убеждение в своих превосходных качествах и своей особенной ценности делает человека действительно гордым.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство - гордиться той нацией, к которой он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов защищать присущие этой нации недостатки и глупости.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь... Честь - это, объективно, мнение других о нашем достоинстве, а субъективно - наш страх перед этим мнением. В этом последнем отношении она часто оказывает - в человеке чести - очень благотворное, хотя и вовсе не чисто моральное влияние.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Надежнейшее средство, чтобы не быть очень несчастным, это - не требовать для себя большого счастья.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Блестящие, шумные пиры и празднества всегда скрывают внутри себя пустоту, а, пожалуй, даже и дисгармонию, - уже потому, что они резко противоречат скорби и жалости нашего бытия, а контраст еще более оттеняет истину.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Если вы хотите оценить состояние человека с точки зрения его счастья, то надлежит спрашивать не о том, что его тешит, а о том, что его огорчает: ибо чем ничтожнее последнее, взятое само по себе, тем человек счастливее. Ведь для того чтобы чувствовались мелочи, нужно состояние благополучия. В несчастье мы совершенно их не замечаем.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Мы переживаем наши лучшие дни, не замечая их; нам хочется вернуть их лишь тогда, когда наступает время скорби.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Чтобы жить вполне обдуманно и извлекать из собственного опыта все те поучения, какие в нем содержатся, для этого нужно почаще обращаться мыслью назад и делать сводку тому, что пережить, сделано, испытано и тем временем перечувствовано, а также сравнивать свои прежние суждения с теперешними, свои намерения и стремления с достигнутыми результатами и полученным от них удовлетворением. Это - повторение наиприватнейших лекций, какие всякому читает опыт. Личный опыт можно принимать также за текст, а последующие размышления и знания - за комментарий к нему. Многочисленные размышления и знания, при малом опыте, подобны изданиям, страницы которых содержат две строки текста и сорок строк комментария. Большой опыт при малом размышлении и слабых знаниях подобен бипонтиническим изданиям без всяких пояснений, где многое остается непонятным.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нет более ошибочного пути к счастью, чем жизнь в большом свете, среди суеты и шума; ибо она имеет целью превратить наше жалкое существование в смену радостей, наслаждений, удовольствий, причем неизбежно разочарование, как неизбежно оно и при обязательном аккомпанементе такой жизни - взаимной друг перед другом лжи.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Наедине с собой убогий чувствует все свое убожество, а великий ум - всю свою глубину: словом, всякий тогда сознает себя тем, что он есть. Далее, чем выше наше место по табели природы, тем более мы одиноки, притом по самому существу дела и неизбежно... В то время, как природа провела между людьми самое широкое различие в моральном и интеллектуальном отношениях, общество, совершенно с ним не считаясь, признает всех людей равными или же вместо указанного различия устанавливает искусственные подразделения и степени сословий и ранга, которые очень часто бывают диаметрально противоположны с табелью природы.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Те, кого природа поместила внизу, получают себе очень хорошее положение, а те немногие, кого она превознесла, не пользуются признанием. Вот почему они обыкновенно избегают общества, и в этом последнем, коль скоро оно многочисленно, всегда начинает царить пошлость.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Умные речи и мысли уместны лишь перед разумным обществом: в обыкновенном же они будут встречены прямо ненавистью, - ибо чтобы иметь в нем успех, безусловно необходимо быть плоским и ограниченным.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Известно, что беды становятся легче, когда их переносят сообща: к ним люди причисляют, по-видимому, и скуку, - вот почему они устраивают собрания, чтобы скучать вместе. Подобно тому как любовь к жизни в основе своей есть лишь страх перед смертью, точно так же и общительность людей в сущности не есть что-либо непосредственное, то есть она основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством: здесь не столько ищут драгоценного присутствия других, сколько наоборот, стараются избежать пустынного и тягостного пребывания наедине с собою, вместе с монотонностью собственного сознания. С этой целью довольствуются даже и дурным обществом, а равным образом мирятся с теми стеснениями и принуждениями, какие необходимы при всяком общении с людьми. - Но коль скоро уже взяло верх отвращение ко всему этому и вследствие того образовалась привычка к одиночеству и нечувствительность к его непосредственной тягости, так что оно не оказывает уже вышеописанного действия, тогда можно с величайшим удобством продолжать и впредь одинокое существование, не тоскуя по обществу, - именно потому, что потребность в нем не прямая, а, с другой стороны, человек привык уже к благодетельным свойствам одиночества.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Одиночество трудно: только не будь пошлым - и ты всюду будешь пребывать в пустыне.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Истинные наставники всего человеческого рода столь же мало чувствуют склонности к частому общению с остальными людьми, как педагог далек от мысли вмешиваться в игру шумящей вокруг него детской толпы...
  Одиночество - жребий всех выдающихся умов: иной раз оно заставит их вздохнуть, но всегда изберут они его как меньшее из двух зол.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Общество можно сравнить с огнем, у которого умный греется в надлежащем отдалении, тогда как дурак прямо суется в него, чтобы потом, обжегшись, бежать в холод одиночества и жаловаться на то, что огонь жжет.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Зависть людей показывает, насколько чувствуют они себя несчастными, их постоянное внимание к чужому поведению - насколько они скучают.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  При несчастном событии, которое уже наступило и потому не может более измениться, не подобает даже допускать в себе мысли о том, что дело могло бы сложиться иначе, а еще менее - о том, каким образом несчастье можно было бы предотвратить: ибо именно эта мысль и делает горе нестерпимым, так что человек превращается тогда в "самобичевателя". Напротив, надо поступать, как царь Давид, который, пока его сын лежал в болезни, осаждал Иегову непрестанными просьбами и мольбами, а когда тот умер, махнул рукой и больше об этом не думал. Кто же для этого недостаточно легкомыслен, тот пусть ищет утешения в фаталистической точке зрения, уяснив себе ту великую истину, что все совершающееся наступает с необходимостью и, стало быть, - неотвратимо.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Всякий день есть маленькая жизнь; всякое пробуждение и вставание - маленькое рождение; всякое свежее утро - маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание - маленькая смерть.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  По отношению к тупицам и дуракам существует только один способ показать свой ум, и способ этот заключается в том, чтобы не говорить с ними. Но тогда, конечно, иной временами будет чувствовать себя в обществе, как танцор, который явился бы на бал, где находятся одни только хромые; с кем же прикажете ему танцевать?
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Рошфуко верно заметил, что трудно чувствовать к кому-нибудь одновременно и глубокое уважение и большую любовь. Нам остается поэтому на выбор - добиваться от людей любви или уважения.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нас любят главным образом в зависимости от того, насколько низко стоят наши претензии к уму и сердцу других, притом эти малые требования должны быть серьезны и непритворны, а также не должны зависеть просто от той снисходительности, которая имеет свой корень в презрении.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Человек с правильным взглядом в среде ослепленных подобен тому, у кого часы идут верно и кто находится в городе, где башенные часы все установлены неправильно. Он один знает истинное время. Но какой для него от этого прок? Все окружающие сообразуются с неверными городскими часами, - даже и те, кому известно, что только его часы отмечают истинное время.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Люди уподобляются детям в том отношении, что, если им спускать, они становятся непослушными: поэтому ни для кого не надо быть слишком уступчивым и ласковым. Подобно тому как мы обыкновенно не теряем друга, если отказываемся дать ему взаймы, но очень легко лишаемся его, когда даем, - точно так же мы редко теряем друзей от нашего гордого и несколько небрежного к ним отношения, но это часто бывает при чрезмерной к ним ласковости и предупредительности, которые делают их наглыми и невыносимыми, что и приводит к разрыву. В особенности же люди абсолютно не могут выдерживать мысли, что в них нуждаются: ее неразлучными спутниками бывают высокомерие и притязательность. У некоторых она возникает, до известной степени, в том уже случае, если мы с ними хороши - быть может, если мы часто в доверчивом тоне с ними разговариваем: они тотчас начнут воображать, что мы должны кое-что снести и от них, и попробуют раздвинуть границы, полагаемые вежливостью. Вот почему столь немногие годятся для сколько-нибудь близкого знакомства с ними, и надо особенно остерегаться того, чтобы не быть запанибрата с низменными натурами. Превосходство над окружающими приобретается исключительно тем, что мы ни в какой форме и ни в каком отношении не нуждаемся в других и показываем им это. На этом основании рекомендуется время от времени давать почувствовать каждому, будет ли это мужчина или женщина, что мы отлично можем обойтись без него: это укрепляет дружбу. По отношению к большинству людей не повредит даже, если мы иной раз допустим немножко пренебрежения к ним, - они от этого тем больше оценят нашу дружбу: "Кто не уважает, того уважают", - говорит меткая итальянская пословица. Если же кто действительно для нас дорог, мы должны скрывать это от него, будто бы это было преступление. Такой совет не особенно-то отраден, зато он верен. Даже для собак трудно не испортиться от больших ласк, - не говоря уже о людях.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Надо старательно беречься от очень благоприятного мнения о человеке, с которым мы только что познакомились: иначе нас чаще всего ждет разочарование, к нашему собственному стыду или даже ущербу. При это заслуживает внимания и следующее: именно в мелочах, когда человек не следит за собой, обнаруживается его характер, и здесь часто на ничтожных поступках, на самых его приемах можно отлично наблюдать безграничный, совершенно не считающийся с другими эгоизм, который потом не преминет сказаться и в важных делах, хотя бы его и прикрывали. И не следует упускать таких случаев. Если кто-нибудь в мелких повседневных житейских происшествиях и отношениях в вещах ведет себя бесцеремонно, стремясь только к своей выгоде или своему удобству, в ущерб другим; если он присваивает себе назначенное для всех и т. д. - то будь уверен, что в его сердце нет места для справедливости, но что он и в важных случаях будет негодяем, где только закон и сила не свяжут ему рук, - и не пускай его на порог.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нет такого характера, который мог бы обходиться собственными силами и быть всецело предоставлен самому себе: каждый нуждается в руководстве со стороны понятий и максим. Но если мы пожелаем далеко пойти в этом направлении, именно - получить характер, обусловленный не нашей врожденной натурой, а исключительно разумными размышлениями, характер в полном смысле слова приобретенный и искусственный, то очень и очень скоро нам придется согласиться, что и гони природу в дверь, она возвратится в окно. Можно, например, прекрасно уразуметь какое-нибудь правило поведения относительно других, можно даже самому его открыть и удачно выразить, и тем не менее в действительной жизни мы тотчас погрешим против него.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Понять правило - одно, научиться и применять его - другое. Первое достигается разумом и сразу, второе - упражнением и постепенно.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Ложно присваивать себе какое-либо свойство, кичиться им - значит добровольно сознаваться в том, что у нас его нет. Похваляется ли человек своим мужеством, ученостью, умом, остроумием, успехом у женщин, богатством или иным чем - отсюда можно заключить, что у него как раз по этой части имеется некоторый недостаток: ибо кто действительно вполне обладает данным качеством, тому не придет в голову подчеркивать и выставлять его на вид - он отнесется к нему совершенно хладнокровно. Таков и смысл испанской пословицы: "У хлюпающей подковы недостает гвоздя".
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Друзья лишь именуются чистосердечными; враги действительно таковы: вот почему надо пользоваться их порицанием в целях самопознания, как больные принимают горькое лекарство.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Что за наивный человек тот, кто мнит, будто обнаруживать талант и ум, - это средство снискать себе любовь в обществе. Напротив, в неисчислимо огромнейшем большинстве людей они возбуждают ненависть и злобу, тем более ожесточенную, что чувствующий ее не вправе жаловаться на ее причину, даже таит ее от самого себя.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Проявлять ум и смысл, это - лишь косвенный способ ставить всем другим в упрек их неспособность и тупоумие. К тому же пошлая натура приходит в возмущение при встрече со своей противоположностью, и тайным зачинщиком этого возмущения бывает зависть.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Знайте, что у безрассудного найдется в сто раз больше отвращения у умному, чем умный чувствует нерасположения к безрассудному.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Что для тела теплота, то же для ума - благотворное чувство превосходства: поэтому каждый столь же инстинктивно направляется к предмету, от которого ждет его получить, как за теплом идут к печке или на солнечный свет. А таким предметом для мужчин служат единственно те, кто явно уступает нам по своим умственным способностям; для женщин такое же значение имеет красота. Вследствие этого у мужчин всеобщей любовью и вниманием пользуются глупые и невежественные, а у женщин - безобразные.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Нас не должно раздражать недоверие: ибо в нем содержится комплимент честности, именно - искреннее признание ее великой редкости, благодаря чему она принадлежит к вещам, в существовании которых сомневаются.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Не оспаривай ничьих мнений - помни, что если бы мы захотели разубедить кого-либо во всех нелепостях, в какие он верит, то можно было бы дожить до Мафусаиловых лет, не добившись этого.
  Надо также воздерживаться в разговоре от всех, хотя бы доброжелательных поправок: ибо людей задеть легко, исправить же трудно, если не невозможно.
  Когда какой-нибудь нелепый разговор, при котором нам случится присутствовать, начинает раздражать нас, мы должны представить себе, что перед нами разыгрывается комическая сцена между двумя дураками. Это испытаннейшее средство. Кто явился в мире, чтобы серьезно наставлять его в важнейших вопросах, тот может почитать себя счастливым, если ему удастся уйти целым и невредимым.
  Кому желательно, чтобы мнение его было встречено с доверием, тот пусть высказывает его хладнокровно и без страстности.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Благоразумнее обнаруживать свой добрый смысл в том, о чем мы умалчиваем, нежели в том, что мы говорим. Первое есть дело ума, последнее - тщеславия.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  
  Люди, даже не обнаруживающие в иных отношениях никакой особенной проницательности, оказываются превосходными математиками в чужих личных делах, где они, с помощью единственной данной величины, решают самые запутанные задачи.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Насколько люди невосприимчивы и равнодушны по отношению ко всеобщим истинам, настолько же падки они на истины индивидуальные.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  "Ни любить, ни ненавидеть", - в этом половина всей житейской мудрости; "ничего не говорить и ничему не доверять" - другая ее половина. Но, само собою разумеется, охотно повернешься спиною к миру, для которого нужны правила, подобные этому и двум последующим.
  Выражать свой гнев или ненависть словами либо игрою лица бесполезно, опасно, неумно, смешно, пошло. Не надо, следовательно, никогда показывать своего гнева либо ненависти иначе как на деле. Последнее удается нам тем полнее, чем полнее избежим мы первого. Ядовитые животные встречаются только среди холоднокровных.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Существуют три мировые силы, - говорит, очень удачно, один древний автор: ум, сила и счастье. Мне кажется, последняя из них - самая могущественная. Ибо наш житейский путь подобен бегу корабля. Судьба играет роль ветра, быстро и на далекое расстояние подвигая нас вперед или отбрасывая назад, - причем наши собственные труды и усилия имеют лишь мало значения. Именно, они как бы представляют собою весла. Когда, через многие часы медленной работы, нам удается с их помощью пройти некоторое пространство, внезапный порыв ветра настолько же отбросит нас вспять. Если же он нам попутен, то мы получаем от него такое содействие, что не нуждаемся в веслах. Это могущество счастья бесподобно выражено в испанской пословице: "Дай твоему сыну счастье и тогда смело бросай его в море".
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Жизнь - это как бы шахматная игра: мы составляем себе план; однако исполнение его остается в зависимости от того, что заблагорассудится сделать в шахматной игре противнику, в жизни же судьбе. Изменения, каким подвергается при этом наш план, бывают большей частью настолько велики, что узнать его в исполнении едва можно только по некоторым главным чертам.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, можно сказать - инстинктом, который исходит из самой глубины нашего существа.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Страшный и опасный вид не у того, кто обладает суровым, а у того, кто обладает умным взором, - ведь, несомненно, человеческий мозг более страшное орудие, чем когти льва.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  В юности даровитые люди часто чувствуют себя покинутыми со стороны людей, в позднейшие же годы - ушедшими от них. Первое чувство, неприятное, основано на незнакомстве с людьми, второе, приятное, - на знакомстве с ними.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  
  
  Жизнь можно сравнить с вышиванием, в котором каждому в течение первой половины своего века приходится видеть лицевую сторону, а в течение второй - изнанку: последняя не столь красива, зато поучительнее, так как позволяет видеть связь нитей.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Иногда мы думаем, будто нам страстно хочется вернуться в какое-нибудь далекое место, тогда как на самом деле мы тоскуем лишь по тому времени, которое мы там прожили - мы были тогда моложе и свежее.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Для достижения глубокой старости, при безупречной телесной организации в качестве необходимого условия, существуют два пути, которые можно пояснить на горении двух ламп: одна горит долго, потому что при небольшом количестве масла имеет очень тонкий фитиль, другая - потому, что при толстом фитиле содержит также и много масла; масло - это жизненная сила, фитиль - ее потребление во всех его видах и способах.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Характер почти каждого человека, по-видимому, соответствует преимущественно какому-нибудь одному возрасту жизни, - так что он выгоднее выделяется именно в этом возрасте.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Свою надвигающуюся старость человек усматривает из того, что ему представляются молодыми лица все более и более пожилые.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Первые сорок лет нашей жизни дают текст, последующие тридцать - комментарий к нему.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Женщину всегда привлекают в мужчине достоинства его сердца, или характера, которые составляют отцовское наследие. В особенности пленяют женщину сила воли, решительность и мужество, а также, пожалуй, благородство и доброе сердце. Напротив того, интеллектуальные преимущества не имеют над нею инстинктивной и непосредственной власти именно потому, что эти свойства наследуются не от отца. Ограниченность не вредит успеху у женщин; скорее помешают здесь выдающиеся умственные силы и даже гениальность, как явления ненормальные. Вот почему некрасивый, глупый и грубый мужчина нередко затмевает в глазах женщины человека образованного, даровитого и достойного. Да и браки по любви иногда заключаются между людьми, которые в духовном отношении совершенно разнородны: например, он - груб, крепок и ограничен, она - нежна, чутка, с изящной мыслью, образована, восприимчива к прекрасному и т. д., или же он - гениален и учен, она - глупа.
  А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
  
  Сексуальный импульс - это демон, который старательно извращает, ограничивает и уничтожает все вокруг, и именно женщины вызывают весь этот хаос... Любовь - обман, совершаемый природой с единственной целью, каковой является продолжение рода.
  А. Шопенгауэр
  
  Вы жалуетесь на бег времени: оно не текло бы так неудержимо, если бы что-нибудь, что находится в нем, было достойно остановки.
  А. Шопенгауэр. Новые паралипомены
  
  В жизни все так сомнительно, по всем сторонам разбросано так много неудобств, тяжестей, страданий, опасностей, что счастливо и безопасно пробраться здесь можно только как между утесами. Обыкновенно страх перед каким-нибудь уже знакомым нам страданием гонит нас к противоположному, - например, мучительная сторона одиночества - в общество, и притом в первое попавшееся; обременительная сторона жизни на людях - в одиночество; сдержанное обращение с людьми мы меняем на неосторожную доверчивость и т. д.
  Stulti dum vitant vitia in contrariacurrunt. (Избегая одних пороков, глупцы впадают в противоположные).
  А. Шопенгауэр. Новые паралипомены
  
  Я должен откровенно сознаться: вид всякого животного дает мне непосредственную радость, и у меня при этом становится теплее на сердце; больше же всего радует меня вид собак, а затем и всех свободных животных, птиц, насекомых, - вообще всех тварей. Наоборот, вид людей возбуждает во мне почти всегда решительное отвращение; ибо он сплошь да рядом, за редкими исключениями, являет самое отталкивающее безобразие, моральный отпечаток низких страстей и презренных вожделений, признаки глупости, интеллектуальных извращенностей и ограниченностей всякого рода и всякой величины, наконец, - грязные следы отвратительных привычек; вот почему я отворачиваюсь от всего этого и бегу к растительной природе, радуясь, когда мне встречаются животные. Говорите что хотите: воля на высшей ступени своей объективации дает совсем не привлекательное, а отвратительное зрелище. Ведь уже белый цвет лица противоестествен, а облачение всего тела в одежды - печальная необходимость севера, - обезображение.
  А. Шопенгауэр. Новые паралипомены
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"