Павлов Владимир Александрович : другие произведения.

Реакция немцев менонитов на репрессии советского режима в первые годы Советской власти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.77*4  Ваша оценка:


Павлов В.А. МПГУ 4 курс исторический факультет.

Реакция немцев менонитов на репрессии советского режима в первые годы Советской власти

   Данная работа освещает такой малоизученный вопрос, как реакция общества малых народов на действия власти идущие в разрез с принципами и жизнью такой части общества как менонитская община. Следует также сказать об актуальности этой проблемы в наши дни, когда существуют разногласия между обществом и властью в вопросах демократизации и централизации управления, воинской службы, религии и общего школьного образования, самоопределения малых народов. Поэтому такой вопрос, как сопротивление малых народов власти в наиболее критический момент русской истории представляет интерес для изучения.
   История немцев, проживающих в России насчитывает более 400 лет. На протяжении этого периода, данная группа населения по-разному взаимодействовала с российской властью и обществом . Особенно большой вклад в российское общество они внесли в XVII - XVIII вв., являясь катализатором западноевропейских новшеств в России. ХХ век внес значительные изменения в уклад и быт российских немцев. Россия к этому периоду стала неотъемлемой частью мировых государств, имея высокие показатели в разных областях науки, техники, культуры и военного искусства. Немецкие колонисты к этому периоду потеряли свою роль в формировании новшеств в России. Приход к власти большевиков в 1917 г. и последующие за этим изменения крайне негативно отразились на жизни национальных меньшинств. В этой статье хотелось бы коснуться вопроса о том, какова была реакция российских немцев на давление и репрессии со стороны советского режима. Российские немцы, та часть населения, которые претендуя на национальную обособленность всегда отличались лояльностью и миролюбием к власти ( особенности лютеранство ("чья земля, того и вера", "всякая власть от Б-га")). Однако, среди немцев лютеран выделялось течение немцев менонитов, возникшее в XVI в. в Нидерландах. В устав этого течения входило отказ от насилия, нравственное самоусовершенствование, отрицание церковной иерархии, самостоятельное управление общины. Руководители большинства общин этого движения враждебно встретили Октябрьскую революцию. Почему интересен именно вопрос о реакции немцем менонитов на репрессии со стороны советской власти? Немцы менониты- та часть немецкого общества в России, которая проживая в России жило крайне замкнутой общественно-религиозной группой, не желая и не имея возможности к ассимиляции. Религиозно-общественный устав менонитов шел в разрез с той политикой власти, которая была в России. Немцы- менониты не желая участвовать в политике советской власти создавали свои независимые объединения. Так менонитский союз объединял своих членов в "Объединение южнорусских колонистов и граждан германской расы". В устав менонитов входили такие особенности их вероучения, как отказ от насилия, а значит и от воинской службы, нравственное усовершенствование, влекущее за собой теологизацию общественной жизни и отрицание церковной иерархии, а значит и от той вертикали власти, которую проводило советское правительства. Если до Октябрьской революции 1917 г. попечительное управление ограждало немцев от вмешательства в их жизнь российских властей, то после революции эту функцию должны были взять на себя автономные органы и институты. Именно этим и объясняются нереалистические представления российских немцев о характере автономии. Так, призыв немецких депутатов Новоузенского земства в январе 1918 г. можно рассматривать как попытку отделить поволжские немецкие колонии от общей политической линии. Варенбургская конференция, состоявшаяся в конце февраля 1918 г., постановила отделить немецкие деревни от национально-смешанных волостей. Они предполагали объединиться в округа и присоединиться к "Федерации немцев на Волге", чьи органы управления должны были вступить в непосредственные отношения с центральными органами управления Российской Федерации. Эта попытка была заблокирована Сталиным через постановление комиссариата по немецким делам в апреле 1918 г. У причерноморских немцев преобладали две разные точки зрения на автономию   - одни выступали за подчинение немецких колоний германскому протекторату, другие -за создание так называемой "национально-персональной" автономии. После установления советской власти на Юге Украины причерноморскими немцами были организованы по этническому или конфессиональному признаку товарищества и региональные союзы. В период установления советской власти меннониты стремились прежде всего оградить свою молодежь от военной службы. Они хотели организовать нечто вроде альтернативной службы и создать орган, который учредил бы и финансировал эту так называемую "лесную службу". Однако после переговоров с правительством стало ясно, что власть вряд ли поддержит такую организацию. В апреле 1924 г. меннониты обратились к советскому правительству с требованиями, чтобы воинская повинность была заменена "необходимо-полезной работой для государства". Усилия меннонитов, баптистов и толстовцев, их борьба за отмену воинской повинности увенчалась тогда определенным успехом. В законе 1925 г. о воинской обязанности было зафиксировано, что представители религиозных групп, чьи верования запрещали проходить воинскую службу еще до революции, могли выбрать альтернативную службу. Поволжские немцы в 1918 и 1919 гг. организованно выступили против конфискации зерна и скота, против насильственной мобилизации их сыновей в Красную Армию. Непосредственное участие поволжские немцы приняли в так называемом "восстании голодных крестьян Поволжья" под руководством эсэров в 1921 г. Многое уже известно о вооруженном сопротивлении меннонитских колоний (благодаря воспоминаниям и историческим исследованиям эмигрантов-меннонитов) в период гражданской войны, против отрядов Махно. К сожалению, существуют весьма скудными сведениями о восстании в Гросслибентале в июле 1919 г. против направленной туда германской группы "Спартаковцы"и участие немцев в армиях Деникина. Менониты также хотели самоуправления и в сельском хозяйстве. После того, как Московский ЦК поддержал меннонитское "культурное хозяйство", а в апреле 1922 г. был официально признан и "Союз потомков голландских выходцев на Украине", российские меннониты, следуя примеру украинских, также объединились и создали свою структуру -всероссийское меннонитское сельскохозяйственное общество, которое было зарегистрировано в мае 1923 г. Немцы Южной Украины и Западной Сибири активно выступали против образования так называемых "национальных районов" управляемых назначаемыми партией руководителями. Экспроприация и уравниловка, которые власти начали проводить в немецких поселениях привело к объединению общин и общему сопротивлению государственному и партийному аппарату. Российские немцы использовали для обсуждения и решения своих вопросов такую форму, как традиционный сельский сход. Например, еще в начале 1930 г. крестьяне деревни Ново-Романовка в Западной Сибири твердо настаивали на том, чтобы все решения принимал сельский сход, а сельсовет лишь их выполнял. Это, конечно, противоречило линии партии, в соответствии с которой все должно было происходить наоборот.  В немецких поселениях было весьма невелико число желающих вступить в партию или взять на себя какие-либо руководящие функции. Например, в 1925 г. в Сибири только 34 из 214 руководителей были местными, остальные пришлыми "немцами", бывшими политкаторжанами и политзаключенными Колонисты не выступали непосредственно против отделения церкви от школы, но старались организовать религиозное обучение детей вне школы, предлагая обучение в общине, при этом организованные по демократическому принципу общины меннонитов, баптистов и пиетистов обладали определенными преимуществами перед иерархическими структурами в лютеранской и католической церквах. Там на место выбывшего или арестованного священника мог быть выбран новый  - простым голосованием членов общины. Вторая волна организованных актов сопротивления российских немцев была направлена против антирелигиозных мероприятий, коллективизации и раскулачивания, проводимых советскими и партийными органами. Эти протесты прокатились по всем немецким поселениям от Волги до Казахстана.Российские немцы требовали возвращения депортированных кулаков и открытия церквей. Когда началась депортация кулаков на Крайний Север, поволжские колонисты начали всеми способами противодействовать милиции. С декабря 1930 г. по апрель 1931 г. жители почти всех деревень Горной стороны и многих поселений Луговой стороны на Юге России выступили против коллективизации, раскулачивания и закрытия церквей. На подавление этого восстания были брошены армейские части и части ГПУ С 1923 по 1928 г. Советский Союз покинули 23 тыс. меннонитов (из 91 тыс., проживавших в стране). Органы ГПУ получили указание поддерживать эмиграцию "антисоветских элементов" и затруднять выезд из страны немецкой бедноты.
   В данной работе мы просмотрели реакцию немцев-менонитов на действия правительства в первые годы советской власти. Однако остаются такие малоизученные вопросы, как взаимоотношения менонитства с антиправительственными группами, (например с "белыми правительствами") антиправительственные выступления других малых народов, вопросы о сотрудничестве представителей российских немцев с органами власти.
   Литература: О.Лиценбергер Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917-35). М., 1999; О. Курилло Лютеране в России XVI-XX вв. М., 2002; Гросс Э. Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья М., 1995.
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
Оценка: 3.77*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"