Павлова Марина Олеговна : другие произведения.

Последняя исповедь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Напечатано в петербургской "Звезде".


Последняя исповедь

  

И будто какая награда,

  на ум мне приходит одно:

  готовиться к смерти не надо -

  не будешь готов всё равно.

П.Елохин. "Стихи 2000"

  
  
   Нашей бабушке было хорошо за девяносто, когда она решила исповедаться - пора, вдруг Господь призовет. История эта случилась в 96-м, тогда же, когда начали выплачивать первые компенсации за "сгоревшие" в сберкассах деньги самым пожилым, и эти два события - получение ею компенсации и исповедь - слились у меня в памяти. А еще запомнились потому, что бабушка отправлялась на эти мероприятия на машине с водителем. Машину устраивала я - с работы. Я и сопровождала.
   С негодованием было отвергнуто предложение пригласить ксендза на дом (бабушка была католичкой), вопрос, куда ехать, тоже не стоял: она была прихожанкой одного костела, - другое дело, что лет пятнадцать, по самому скромному счёту, никакие службы уже не посещала. А теперь вновь отправилась на Малую Лубянку. Для тех, кто не знает - крошечный, под стать улочке костёл Св. Людовика в Москве испокон веку таился в подбрюшье Большой Лубянки, её больших дел и монументальных сооружений. Говорят, он принадлежал французам. Там же, по соседству, в Милютинском переулке располагался до войны и польский костёл Петра и Павла. Переулок переименовали в улицу Мархлевского, а храм "перепрофилировали". С французами же ничего поделать не могли, приходы слились в один, и единственное, что грозило храму - это нищета и запустение. В описываемое время Св. Людовик как раз переживал самый глубокий кризис, когда высокие покровители из Рима только-только отвоевывали сданные позиции. К реставрации здания еще не приступали, а кадровый состав уже усилили. Вот и получилось, что бабушку встретил не привычный польский ксёндз, а обученный по-русски итальянец (или француз, что дела не меняет). Бабушку это не смутило. Она твердо для себя знала, что таинство исповеди бывает только на польском языке. Священнослужитель же был несколько смущен - контакт не был полным, когда он пытался ее опекать духовно на ломаном русском, а она ответствовала на своем - образца начала века, прошлого века - польско-украинском. Упрямей оказалась бабушка - она получила отпущение грехов в полной уверенности, что Спаситель услышал шепот на том языке, что полагается, на каком девяносто лет назад она принимала первое причастие.
   Ну вот, собственно, и всё. Исповедь закончилась, и все разошлись, ксёндз - отирая пот со лба (тяжела она, миссия в России), и бабушка - с просветленным взглядом. Но я подозреваю, что в этом взгляде было больше торжества над посрамленной "французчизной", чем благостности. Уж очень явная перемена произошла вскоре в ее лице - пока с усилием спускались по ступенькам паперти, шли по разбитым плитам дворика, пока добрались до машины - губы ее плотно сжались, и лицо говорило: "вот и все ..."
   Мне было как-то неловко рядом, будто я своей услугой лишила ее последнего развлечения, цели и мечты - пожить.
   Она прожила еще, прожила три года и умерла девяностовосьмилетней. Больше не исповедовалась. Бог послал ей легкую смерть.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"