Павлова Татьяна : другие произведения.

Операции на сердце

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в журнале "Архитектура, строительство, дизайн" в Љ 1 2015 год

  
  Хотим мы этого или нет, понимаем суть происходящего или не очень, готовы или противимся, но вместе со всем миром мы уже вступили в эру постиндустриального развития. Эру фундаментальных изменений, затрагивающих абсолютно все сферы деятельности человека, включая, разумеется, архитектуру. Меняются потребности, определяющие функциональное назначение зданий. А материалы! Ау, советская номенклатура строительных изделий! Изменились градостроительные нормы, эстетические предпочтения, формы организации городского пространства...
  Но по-прежнему средневековые центры Флоренции, Праги, других старинных городов Европы заполнены толпами туристов, которые хотят не просто увидеть достопримечательности исторических городов, но почувствовать их своеобразие, понять культурную самоидентификацию народов. То, чем мы интересны друг другу.
  Сложилось так, что окраины Москвы практически отданы на откуп более-менее утилитарному международному стандарту. Здесь есть простор для смелых градостроительных экспериментов. Подход прост - настоящая архитектура или нет. Даже ультрасовременная архитектура живет по тысячелетним законам масштаба, гармонии пропорций, единства стиля. А формы? Практически все формы на земле существовали задолго до нашего появления на свет, поэтому мы сразу даем определения архитектурным сооружениям: "кукуруза", "апельсин", "паруса" и т.д. Хотела уточнить: за исключением бетонных коробок, но нет, посмотрите на плато Бахчисарая, и эти формы не новы.
  Но для исторического центра, сердца города - другие требования. Это образ, который возникает, когда слышишь его название. В историческом квартале мы хотим ощущать, что находимся, скажем, в Москве, а не, например, в Токио.
  Интерес к теме сохранения исторической среды и памятников архитектуры не снижается и, уверена, будет только возрастать, поэтому так остры вопросы неизбежной реконструкции и нового строительства в центральных кварталах городов.
  Попытаюсь развить свою мысль на примерах. Около двадцати лет назад заслуженный архитектор России Петр Петрович Павлов завершил реконструкцию здания во 2-м Неглинном переулке (ныне Звонарский) в Москве (фото 1). Среди реализованных проектов архитектора к этому времени были Монумент арабо-советской дружбы на гребне Асуанской плотины в Египте (совместно с Ю.В. Омельченко), ритуальный комплекс Николо-Архангельского крематория, киноконцертные залы, школы, детские сады и другие общественные здания. Но реконструкция в Звонарском переулке стала его первой работой в историческом центре, поэтому ей предшествовали глубокие творческие размышления.
  Советское время "обогатило" центр Москвы в основном бетонными или кирпичными вставками-коробками, от чего, по счастью, был свободен прилегающий к Неглинной улице квартал. Реконструируемое здание бывшей ювелирной фабрики "Ф.А. Лорие" располагалось среди доходных домов начала XIX в. После революции оно было приспособлено под коммунальное жилье и нещадно эксплуатировалось до полного износа (фото 2) (первоначально в планировочной мастерской "Моспроекта-2" существовал даже план сноса этого здания для организации внутреннего двора).
  Что важно при работе в историческом квартале? Вписаться в контекст места. Что касается непосредственно прилегающих зданий, то здесь основная задача - не нарушить масштабность, поддержать преемственность гармоничными членениями этажей, организовать дворовое пространство с учетом удобства соседей. Реконструируемое здание вновь меняло свое назначение. Ему предстояло стать фешенебельным офисом корпорации "Лукойл" и помимо конторских помещений обзавестись конференц-залом, гаражом и рестораном. Зал занял мансарду в надстройке (фото 3), а пристройки в нижнем уровне, выполненные за счет перепада высот, позволили разместить гараж и подсобные помещения ресторана. Существующий вход в здание через узкую арку в соседнем доме не соответствовал его новому статусу; благодаря пристройке к торцу здания удалось не только решить проблему входа, но и организовать помещения для переговоров в холлах на этажах (фото 4). Перед центральным входом образовалась небольшая площадка для подъезда машин - в общем-то, роскошь для зданий внутри Бульварного кольца.
  Но архитектор рассматривал исторический контекст шире, по культурным доминантам, к которым тяготел разрабатываемый участок. Начало XIX в. - расцвет модерна, неподалеку находятся шедевры его эпохи - "Метрополь" и дом М.В. Сокол (хорошо бы фото, в т.ч. 2 панно). Великолепные примеры синтеза искусств - декоративные панно! И Петр Петрович решает украсить фронтон над входом в здание, благо заказчик мог себе это позволить.
  Тут открылись новые обстоятельства. Фасад здания бывшей ювелирной фабрики дошел до нас под толстым слоем штукатурки. Строители счистили ее, и обнаружилась чудесная кирпичная кладка в отличном состоянии. Архитектор принимает решение сохранить кирпичный фасад и выполнить надстройку и пристройки в подобном кирпиче. Тогда логичным становится и выполнение керамического панно в стиле русских изразцов. В центре фронтонной керамики помещен логотип "Лукойла", тогда еще даже не утвержденный, а около центрального входа - черные лебеди (по цвету нефти). Панно выполнил замечательный скульптор Олег Антонович Иконников. Он обжигал керамические блоки у себя в мастерской, изводя заказчика высочайшей требовательностью, бракуя блок при малейшем отступлении от задуманной цветовой гаммы. Декор был дополнен кованными чугунными решетками и зеленым кровельным железом на крыше по мотивам церкви Ильи Пророка в Ярославле (фото 5).
  В итоге получилось нарядное, в духе модерна, с чисто русскими традиционными элементами здание с функцией современного офиса.
  В 1995 г. Фонд архитектуры Филиппа Ротье в Брюсселе в рамках конкурса "Европейский приз за реконструкцию города" присудил авторам реконструкции здания в Звонарском (2-м Неглинном) переулке специальный приз "За национальные особенности в современной архитектуре" (фото эмблемы фонда и ДИПЛОМА за проект). Проект был включен в каталог "Архитектура ХХ века", изданный Институтом истории архитектуры Франции, и в международные архитектурные путеводители по Москве.
  Авторский коллектив пригласили в Брюссель на открытие выставки лауреатов и призеров Фонд Филиппа Ротье. И здесь мы убедились, что проблема застройки исторических центров городов носит международный характер. Например, ведущие архитекторы Бельгии и Франции были возмущены уничтожением исторических кварталов Брюсселя в связи со строительством комплекса Европарламента и собирали подписи за его снос и восстановление традиционной городской среды. Великолепный опыт подобной "реинкарнации" мы могли видеть на примере воссоздания брюссельского исторического квартала улицы Лаэкен. Ветхие старинные здания, не удовлетворяющие современным требованиям, башня "Tour Bleue" из стекла и бетона - вот что представлял собой квартал (фото 6-10). Проект был разработан и осуществлен по инициативе Фонда Филиппа Ротье. Застройка квартала улицы Лаэкен включает плотно стоящие жилые дома, как на одну семью, так и многоквартирные, встроенные магазины, частные сады и многоуровневые подземные автостоянки (фото 11- 15). К участию в проекте были привлечены архитекторы из Франции, Испании, Великобритании, Италии и Бельгии, каждый из которых привнес в проект что-то свое; при этом удалось сохранить целостность и гармоничность застройки.
  Проект позволил решить все градостроительные задачи от парковки автотранспорта до сохранения зон рекреации и озеленения. Жилые помещения получили современный уровень комфорта. В то же время квартал выглядит очень естественным и вполне уместным в старом центре.
   Фонд Филиппа Ротье не ограничивается проблемами только городов. Среди призеров Конкурса есть постройки сельской архитектуры - школа в Бакеу Румынии, деревня Эмира Кустуницы в Сербии и другие. Здесь отмечается гармония с географическим и культурным окружением, соответствие местным строительным традициям при удовлетворении современных технических, социальных и экономических требований.
  Принципы Фонда можно положить в основу требований к современной застройке центра. Это и углубленное изучение исторического прошлого окружающей застройки, осмысление архитектурных приемов в существующих зданиях, выбор доминант и тактичное вписание нового строительства для поддержания или восстановления гармонии пространства. При этом хорошо бы держать в уме первую заповедь медицины - не навреди.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"