Пехтерев Валентин Архипович : другие произведения.

Психодинамический подход при оказании помощи жителям Украины и Донбасса в военное время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад, прочитанный на Международной научно-практической конференции "Проблемы и методы организации психологической и социальной помощи пострадавшим в результате конфликта на Юго-Востоке Украины". 14.04.2015 г., г. Ростов-на-Дону.

   Если мы принимаем модель психического аппарата, предложенную З. Фрейдом, то психотерапевтическая помощь жителям Украины должна начинаться с психодинамической диагностики. Мы должны понять тип организации личности, которой оказываем помощь. Структурное интервью, предложенное О. Ф. Кернбергом, позволяет это сделать. Оно требует оценки: 1) зрелости защит, 2) способности личности к интерграции идентичности и 3) способности к тестированию реальности (1). Выбор правильной лечебной тактики без знания особенностей личностной организации затруднён.
  
   1
  
   Никто не проводил исследований того, какими защитами пользуются жители Украины, наблюдая и участвуя в событиях, происходящих в стране. Часть жителей, чтобы избежать тревоги и сохранить самоуважение, используя примитивную изоляцию и отрицание , прячет голову в песок, устраивает пир во время чумы. Употребление алкоголя и наркотиков на Украине с февраля 2014 года возросло. В 2015 году Министерство обороны Украины выпустило методические рекомендации по работе с военнослужащими, склонными к злоупотреблению алкоголем. Люди, использующие отрицание, выгуливают в Донецке собачек под обстрелами. Животное скулит, рвётся с поводка и не знает, куда спрятаться, а хозяйка в наушниках наслаждается музыкой и погодой.
   Всемогущество притягивает в армию тысячи людей, которым оружие даёт власть. Такой человек сутки мёрзнет на блокпосту только ради того, чтобы полчаса или час быть богом для трёх-четырёх десятков перепуганных пассажиров. Деньги, как суррогат всемогущества, он берёт, но ради чистого всемогущества может и отказаться. Принадлежность к всемогущему зомбирующему аппарату заставляет журналистов верить в то, что "народ Украины или России зазомбирован". Мысль о том, что население самостоятельно выбирает информацию, чтоб укрепить свои защиты, а не покорно поглощает её из СМИ, лишает журналистов ощущения всемогущества и потому отвергается ими.
   Проекция во время войны используется чаще, чем в мирное время. Собственные гнев, агрессию, подлые планы и фантазии люди охотно приписывают противоположной стороне и чувствуют себя невинной жертвой. Журналисты, талантливо проецирующие свои страхи и фантазии на противоположную сторону, находят благодарную аудиторию среди менее талантливых "проекторов". Сбиваясь в кучи, внушая, подражая друг другу, толпа смотрит своё ирреальное "кино". В эту толпу вливаются люди, которые идентифицируют себя с агрессором и расщепляют мир на своих хороших и чужих плохих. Изюминку толпе придают особи с проективной идентификацией, которые всячески провоцируют противоположную сторону и вынуждают её вести так, чтобы подтвердить правильность своих, общих с толпой, нелепых фантазий и проекций. Каких только мерзостей они не совершают! Так как выходки этих людей грубо нарушают общепринятые нормы поведения, то неспециалисты говорят об индуцированном психозе, наркотиках и прочем. В действительности толпа бесчинствует под влиянием комплекса неосознаваемых примитивных защит, которые нарушают у неё тестирование реальности.
   Видя обугленные трупы в Одессе, человек испытывает страх и боится оказаться на месте жертв. У него два пути преодоления тревоги: наказать агрессора или присоединиться к нему, вобрать (интроецировать) в себя его образ и поведение. Идя по пути наименьшего сопротивления, человек выбирает второй путь (особенно если он одобрен примитивно идеализируемым государством) и освобождается от тревоги. Теперь он в одной команде с агрессором и, не будучи от природы кровожадными, радуется тому, что "зажарили колорадов". Потом, когда агрессора, образ которого стал частью его, убивают, такой человек чувствует опустошённость, ибо он потерял часть себя, и лечит депрессию. Примитивная идеализация государства и его лидеров всегда заканчивается обесцениванием их.
   2
   Вытеснение или "тут помню, тут не помню" - одна из любимых защит человека. Ею пользуются все: от ангажированных историков, журналистов до дворников и олигархов, которые, взяв метлу или кредит, забывают их отдать. Нет факта - нет истории, нет долга, нет угрызений совести и угрозы самоуважению. Обстреляли города и сёла, убили тысячи людей, разрушили десятки тысяч домов. Потом объявили перемирие. "Всё. Точка. Начинаем с чистого листа. Строим единую Украину", - вещают украинские СМИ, предлагая жителям Донбасса забыть убитых родственников, вытеснить мародёрство украинских военных, экономическую блокаду, пропуска и прочие "прелести", ответственность за которые списать на "террористов" и Россию нельзя.
   Регрессия - это переход к менее сложным, менее дифференцированным способам мышления, поведения. Перед человеком стоит задача, решить которую он, без потери самоуважения и появления тревоги, не может. Что делает человек? Правильно. Соскальзывает к пройдённым этапам развития, и "решает задачу", сохраняя самоуважение, избегая тревоги. В таких случаях люди с хорошо развитым абстрактным мышлением регрессируют на конкретно-образный уровень мышления, характерный для больных с умственной отсталостью. Этот вид защиты народ легко диагностирует, говоря: "Дурака включил". Сознательное "включение дурака" является ложью, а бессознательное - защитой. Когда человек с коэффициентом интеллекта (IQ) 150 баллов публично "доказывает" людям с IQ 110 баллов точку зрения характерную для людей с IQ в 80 баллов, то это не защита, а "злоупотребление интеллектуальным превосходством". Включите телевизор и на первом попавшемся "Вечере" увидите высоколобых врунов, которые 'втирают массам' необходимость "мусорных люстраций". Интеллектуал, судя по блестящей речи, не регрессировал. Ему платят, чтоб он способствовал регрессу общества. Люди регрессируют с научного уровня миропонимания на мистический и публично хоронят чучела врагов, развевают их пепел, символически поедают части их тел и совершают иные поступки пещерных предков.
   При рационализации (в отличие от лжи) самооправдание, поиск причин и мотивов своих поступков вовне, обвинение окружающих во всех своих бедах - бессознательны! Примеры рационализации даёт война на Донбассе. Подлинные, геополитические мотивы этой войны остаются в тени. Борьба народа Донбасса против бандеровского Киева изображается киевскими и западными СМИ как агрессия России, осуществляемая российскими войсками, пророссийскими боевиками и террористами. Бесспорно, не будь помощи России, люди, захватившие в Киеве власть, их западные спонсоры, имея политическое, экономическое, военное преимущество, давно бы раздавили своих политических противников на Донбассе. Бесспорно, что народ Донбасса в массе своей был и остаётся противником совершенного в Киеве переворота. Он против вступления Украины в ЕС, против украинизации, бандеризации и прочего. После введения украинских войск на Донбасс, убийства мирных жителей, разрушения инфраструктуры, война для жителей Донбасса стала народно-освободительной, а украинские войска - с каждой "посылкой мародёра" - вражескими, оккупационными. "Армия может выстрелить в свой народ только один раз..." Жители Украины, получающие посылки из Донбасса, могут сохранить самоуважение и место в человеческом обществе только благодаря мифу об агрессии России. Они будут драться за этот миф как за посылки с бытовой техникой, ибо нет мифа, нет посылок, нет самоуважения, нет места среди людей. Они введут уголовную ответственность за отрицание выгодного для них мифа, и даже гильотинирование. Если вы разрушите этот миф, то они продолжат рационализировать и сочинят новый ещё более нелепый. Когда рационализация становится бредовой, тогда мы говорим о психотическом уровне развития личности.
   Частота встречаемости в Донецке защиты поворот на себя зависела от украинских войск. Чем ближе они подходили к городу, чем чаще его обстреливали и убивали людей, тем больше дончан поворачивали негативные эмоции не на Украину, их вызвавшую, а на себя и погружались в депрессию. Они говорили, что "не надо было нам митинговать, а надо было прогнуться, покориться и жить под бендерами".
   Жители Украины смещали негативные эмоции, вызванные войной на Донбассе, с правительства Украины на жителей Донбасса и, вместо сочувствия, говорили: "Сами виноваты, не надо было..." и прочее. Смещение тревоги в созидательное русло дончане и гости города наблюдали и наблюдают ежедневно. Донецк в военное время чище мирного. Стихийные субботники, одинокие жители с вениками, лопатами и граблями, убирают пустынные дворы, под звуки близкой и далёкой артиллерийской стрельбы. Они так успокаиваются.
   Стремление бесплатно помогать людям часто является защитным. Если отправить армию волонтёров к психотерапевтам и успешно пролечить, то мир лишится сотен тысяч бесплатных помощников. Врач, адаптирующийся к миру путём реверсии - мечта пациентов: лечит хорошо и даром!
   3
   От общенациональных проблем люди защищаются индивидуальным набором защит. По защитам, получившим максимальное распространение, можно судить о преобладании в обществе того или иного типа организации личности и рассчитать объём предполагаемой психотерапевтической помощи.
   Коллективный украинец сезона 2014-2015 годов отличается от коллективного жителя Донбасса тем, что проецирует на Россию и 'москалей' собственные гнев, ненависть, агрессию, а потом, увидев своё отражение в зеркале, пугается. Он охотно интроецирует агрессора и, говоря о трагедии в Константиновке, радуется тому, что "намотали вату на гусеницы". Примитивная изоляция и отрицание позволяет коллективному украинцу не замечать гибнущих женщин и детей Донбасса. Используя проективную идентификацию, он не только проецирует на Россию и её лидера собственную грязь, но и всеми способами пытается вынудить их вести себя в соответствии со своими негативными ожиданиями. Для этого не только уличная толпа, но и министр иностранных дел распевают перед телекамерами матерные частушки. Каких только действий не совершает коллективный украинец в адрес России, которая, как мудрый психотерапевт, не только контейнирует его агрессию, но и заботится о нём, обогревая и отправляя на Донбасс гуманитарные конвои. Это ещё больше унижает и злит коллективного украинца. (Чем больше психотерапевт заботится об иных пациентах, тем сильнее они ненавидят его.) Пытаясь, с помощью всемогущества и примитивной идеализации, восстановить растоптанное самоуважение, коллективный украинец сочиняет Украину, которая превыше всего, и преступает ради этой иллюзии через людей Донбасса, которых он, пользуясь расщеплением, относит в категорию нелюдей.
   Из зрелых защит, которыми пользуется коллективный украинец, в глаза бросается регрессия. Заехав на территорию Украины, человек сразу попадает в Жёлто-голубой город, правители которого ещё не додумались обязать жителей носить очки и потому жители вынуждены красить окружающий мир в жёлто-голубой цвет. Можно рационализировать эту особенность, сказав, что "это всплеск украинского патриотизма" или "построение единой потёмкинской Украины", но одно не исключает другого. При интеллектуальной регрессии люди соскальзывают с абстрактного уровня мышления к конкретно-образному. Они воруют у государства, но спят спокойно, считая, что раскрашивая урны и туалеты в жёлто-голубой цвет, укрепляют Украину. Когда же добросовестно раскрашенная страна не богатеет, а разваливается, то люди думают, что виноваты "ватники", сидящие на их шее, и Россия. Не говорите им о вреде воровства и о необходимости соблюдать Законы. Они чувствуют в своём кармане вред-не-пойманного-воровства и хитро улыбаются. Связь - между своим карманом, соблюдением законов и карманом государства - для них слишком абстрактна и они её не улавливают. Они считают, что для украинского счастья нужно сначала поймать убегающий Донбасс, а потом идти ловить Крым. Для них Крым и Донбасс - это бабочки Собственной Его Украинского Величества Коллекции, которых, ловя натовским сачком, можно и раздавить. Идентифицируется с агрессором коллективный украинец на примитивном и зрелом уровнях. Благодаря грубому (примитивному) и утончённому (зрелому) защитному искажению реальности команда украинского агрессора пополняется людьми, которые на одном краю континуума визжат и кушают "сладкую вату", а на другом - вежливо убеждают зрителей, что для счастья Украины и Европы "нужно уничтожить полтора миллиона жителей Донбасса".
   Понимание личности коллективного украинца не возможно без учёта того, с кем он отождествляет себя, на кого он хочет походить? Цивилизационная идентичность жителей Украины, сложенной, как мозаика из частей Османской, Австро-Венгерской и Российской империй, должна была бы сформироваться из осознания ими уникальности всех народов Украины, слитых, интегрированных воедино. Процесс осознания коллективным украинцем своей целостности, уникальности, единства в отношении к окружающим народам все 23 года существования независимой Украины затрудняли жители Западной Украины, идентичность которых находится, в сравнении с идентичностью жителей остальной Украины, в более раздробленном, разобщённом, диффузном состоянии. С кем отождествляют себя жители Западной Украины, составленной из осколков Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Третьего рейха, СССР? С Европой, которую каждый осколок видит и понимает по-своему? Жителей не-Западной Украины или даже не-своего-осколка они воспринимают, как неподъёмный рюкзак, висящий у них за спиной, как балласт, мешающий им войти в Европу, слиться, интегрироваться со своими иллюзорными представлениями о ней. Объединиться, интегрироваться с висящей за спиной частью Украины жители Западной Украины не собирались и не собираются. Эту Украину, по их мнению, надо либо бросить как чемодан без ручки, чтоб не тащить с собой в Европу (точнее, в свой осколок Польши или Румынии), либо подчинить. Когда люди с винегретом идентичности в голове захватили власть в стране и пытаются сделать этот винегрет государствообразующим, то, даже при заокеанской помощи, страна разваливается, ибо легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем не интегрированному осуществить государственную интеграцию. Для коллективного жителя Западной Украины, как для личности с недостаточной интеграцией идентичности, характерно не только ощущение внутренней пустоты, толкающей его в объятия Европы, но и бледное, плоское, скудное, карикатурное восприятие других жителей Украины. Это сердечно слабовидящие люди. Именно поэтому они радуются, что "зажарили колорадов" и "намотали вату на гусеницы". Они не в состоянии воспринимать других объёмно, красочно, многомерно. Когда они говорят о "нелюдях", "ватниках" и прочем, то они демонстрируют особенность своего восприятия. Не окружающий мир они отражают, а сами отражаются в нём! Это важно знать потому, что способность к тестированию реальности является ещё одним важным критерием, которым пользуются психоаналитики и психиатры, чтоб отличить тяжёлые психические расстройства от менее тяжёлых.
   Тестирование реальности состоит в том, что человек отличает то, что происходит внутри его психики от того, что происходит снаружи. Он оценивает свои аффекты, поведение, мысли с общечеловеческой точки зрения. Психически здоровые люди приблизительно одинаково воспринимают реальность и сходятся в оценке её. Раздавила бронемашина восьмилетнюю девочку, стоявшую с мамой на тротуаре. Реакция людей на это событие неизменна в любой части мира. Эмоции и мысли комментатора этого "проективного теста" диагностически значимы. Отступление от общечеловеческого эталона расскажет специалисту о личностной зрелости комментатора. Здоровый человек слышит фразу: "Террористы возложили цветы к памятнику, отремонтировали школу...", - и мигом улавливает диссонанс, подмену понятий, которых человек с искажённым или утраченным чувством реальности не улавливает.
   Кроме оценки механизмов защит, степени интерграции идентичности, способности адекватно тестировать реальность, для понимания личности важен учёт степени тяжести стресса, на который реагирует личность. Чем слабее стресс и примитивнее защита, тем уровень развития личности ниже. Чем тяжелее стресс и совершеннее защита, тем гармоничнее личность.
   Подведём итог. Коллективный украинец, приспосабливаясь к окружающему миру, в условиях более низкого, чем на Донбассе стресса использует широкий набор примитивных защит. Главным образом, проекцию, проективную идентификацию, всемогущество, примитивную идеализацию, обесценивание и расщепление. Он демонстрирует недостаточную интеграцию идентичности и выраженные проблемы с тестированием реальности. Всё это позволяет сделать вывод о том, что среди жителей Украины, активно участвующих в политическом процессе, велик процент личностей с пограничной организацией.
   4
   Коллективный житель Донбасса сезона 2014-2015 годов в количестве, необходимом для национального портрета, из примитивных защит демонстрирует только примитивную изоляцию и отрицание и всемогущество. В отличие от коллективного жителя Украины он отличает главное от второстепенного и, демонстрируя более высокий уровень абстрактного мышления, не красит территории ДНР и ЛНР в цвета своих флагов, не оскверняет памятники и кладбища, не переименовывает улицы. Коллективный житель Донбасса демонстрируют в основном зрелые защиты. Проблем с идентичностью у него не было, и нет. Он идентифицирует себя с Русским миром, с Россией. Ни Османская империя, ни Австро-Венгерская не утюжили его психику на свой лад. Способность оценивать себя и других реалистично и глубоко у жителей Донбасса сохранена. Уже год они живут в состоянии военного стресса. У них, в отличие от жителей Украины, гибнут дети, разрушаются дома, и никто из них не скачет, не ведёт себя по отношению к Украине так, как Украина ведёт себя по отношению к Донбассу и России. Они не демонизируют Украину, не совершают в отношении её жителей оскорбительные поступки, не развеивают над Кальмиусом прах Президента Украины, не ставят ему надгробных плит, не портят вид своих городов его портретами с матерными надписями, не раскрашивает урны. Правительство ДНР ко дню рождения Т.Г.Шевченко, возлагая к памятнику цветы, демонстрирует личностную зрелость, способность понимать и принимать человека противоречивым, со всеми его достоинствами и недостатками. Даже во время наступления украинской армии на Донецк коллективный "пораженец Донбасса" не выдал на-гора защиту поворот на себя в количестве необходимом для национального портрета. Жители Донбасса, используя реверсию, гораздо чаще помогают сейчас друг другу, чем до войны. Донбасс смещает военную тревогу в позитивное русло и вылизывает свою освобождённую, отвоёванную территорию.
   Сравнение стереотипов поведения, способов приспособления к окружающему жителей Украины, Донбасса и России показывает, что жителей Донбасса и России объединяет не только язык, культура и прочее, но и психологические особенности, способы адаптации к окружающему миру. Эти же особенности заметно отличают жителей Донбасса от жителей Украины, перенявших западно-украинские способы адаптации к реальности.
   Таким образом, коллективный житель Донбасса, находясь в состоянии военного стресса, ведёт себя более адекватно, чем коллективный житель Украины. Использование зрелых защит при тяжёлом стрессе позволяет сделать вывод, что жители Донбасса имеют (по сравнению с жителями Украины) более высокий уровень развития коллективной личности, являются психологически более устойчивыми. Это позволяет сделать вывод о том, что среди политически активных жителей Донбасса, определяющих его психологический облик, преобладают личности с невротической организацией или психически здоровые. Они, согласно психоаналитической терминологии, являются менее повреждёнными в сравнении с жителями Украины.
   Учёт указанных особенностей личности важен при планировании психотерапевтических методов воздействия на жителей Украины и Донбасса.
   В заключении хотелось бы отметить, что без понимания бессознательных процессов самообмана коллективным украинцем и жителем Донбасса нельзя понять объективную реальность. Я заранее благодарен коллегам за помощь в осознании защит коллективного жителя Донбасса, за бревно которого я, будучи человеком, не замечаю в своём глазу.
  
  
  Литература:
  1. Кернберг О.Ф. Тяжёлые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/Пер. с англ. М.И. Завалова.-М.: Независимая фирма 'Класс', 2005,-464 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"