Пекальчук Владимир Мирославович : другие произведения.

Лекция 1 - о деньгах и не только

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.66*13  Ваша оценка:

  Я начну этот опус с нескольких простых советов, которым начинающие писатели (начписы) частенько не хотят следовать.
  
  1. Если у вас есть возможность воспользоваться советом знающего человека - обязательно воспользуйтесь. Говорю прямо: без советов некоторых писателей я мог бы никогда не быть изданным.
  2. Если совет вам не нравится, или вы считаете что это неправильно - плюньте на свое мнение. Если человек УЖЕ издается, а вы нет - то он, наверное, лучше вас знает, что к чему.
  3. Четко поймите, что миром правят деньги. Был фильм такой - "Крестоносец". Кинцо так себе, но в нем есть цитата, ради которой стоило его смотреть:
  
  - Так это все из-за денег?!!
  - А их пока никто не отменял, стало быть - они главные.
  Но о деньгах будет чуть ниже.
  
  4. Четко поймите, что издательства - бизнес-организации, задача продвигать литературу перед ними не стоит.
  5. Выучите понятие "неформат". Это будет вашим домашним заданием.
  
  И напоследок: если вы считаете себя самым умным, гением, корифеем литературы, вторым Достоевским и третьим Хемингуэем - невозможность опубликоваться станет для вас неприятным, но очень предсказуемым результатом.
  
  
  О деньгах.
  
  У вас есть готовый текст романа в виде текстового файла.
  Перед вами стоят две задачи:
  1. Воплотить текст в бумагу
  2. Донести книгу до читателей.
  
  На пункте первом мы жестоко напарываемся (если имели иллюзии. если были реалистами - никаких неожиданностей) на... деньги. Чтобы текст превратился в бумажную книгу, нужны деньги.
  Бумага, краска, оборудование - все стоит денег. Дизайнерские работы стоят денег. Вложение человекотруда в вашу книгу тоже стоит денег.
  
  Итак, перед нами два пути:
  1. Вложить свои деньги - то есть издаться за свой счет. Вы платите издательству, они печатают. Причем процесс часто сопровождается нервотрепкой.
  У метода есть большой плюс: никого не колышет, что вы там наваяли. Хоть бред сумасшедшего. Вы башляете - они делают работу и вручают вам заветные тираж, пахнущий типографской краской.
  
  2. Второй путь - чтобы кто-то другой вложил свои деньги. Этот кто-то другой - издательство.
  Издательства существуют, чтобы делать деньги. Они печатают книги, продают, имеют навар. Вы присылаете им текст - они его оценивают.
  "Сможем мы сделать на этом романе денег? Или убыток будет?".
  Вот такие вопросы они себе задают. Вопросы типа:
  "Обогатит ли это произведение русскую и мировую литературу?" их АБСОЛЮТНО НЕ КОЛЫШАТ. Усвойте это раз и навсегда.
  У этого метода есть плюс: все седлают за вас, а вам заплатят. Минус - вы должны написать хороший, годный текст, который подходит данному издательству (вы уже выучили, что такое неформат?).
  
  Срываю покровы: в день на адрес любого издательства приходит масса писем с предложениями рукописей. В издательствах есть специальные люди - ридеры. Они читают эти рукописи, и лучшее дают читать редактору. А редактор уже думает: печатать или нет? И - что неприятно - большинство рукописей выбрасывается после прочтения первой же страницы.
  
  Теперь - о донесении книги до читателей. Во втором случае все сделают за вас: у издательств налаженная сеть торговли. Мои книги читают в России, Украине, Казахстане и так далее - ибо одно из самых больших издательств. Издано в России - а я нашел свою книгу на Петровке. Приятно, правда?
  В первом же случае вы привезете тираж к себе домой и будете думать, как его пристраивать. Если все владельцы книжных магазинов вашего города - ваши друзья (что вряд ли) - ну, вы сможете продать тираж, если он маленький, в пределах одного города. Вашу книгу никто не заметит, даже гугл. В общем, вы поняли - самиздат идея плохая.
  
  
  А теперь еще раз, чтобы вы лучше поняли и избавились от иллюзий. Миром правят деньги. Литературой правят деньги. Первый критерий вашего текста - принесет ли он прибыль. Второй критерий - насколько книга хороша. И потому роман о зомби-апокалипсисе, который нынче очень в моде, написанный нормальным языком для развлечения читателя, будет принят в печать. А мудрый, философский текст о добром, светлом, вечном, написанный блестящим слогом, искрометный и блистательный, но требующий вдумчивого чтения и осмысления, доступный только для понимания умным людям - будет выкинут. Если на тексте нельзя сделать денег - не спасет ни качество текста, ни что-либо другое.
  
  Теперь - о продаваемости.
  Нравится вам это или нет - но продаваемость есть мерило качества текста. Если ваша книга в продажах провалилась - все, больше вас никто никогда не напечатает, и пофину, что книга в общем-то была хороша.
  
  Даже если ваш шедевр - реально шедевр, достойный сравнения с классиками, но он не продается - значит, тираж лежит на складе рядом с непроданным тиражом какого-то высера, подписанного в печать по ошибке, и ценность вашей книги - ноль без палочки. Потому что вы не смогли донести свой шедевр до публики. Эпик фэйл. Ценность вашего романа - равна ценности упомянутого высера. Все. Финиш. Ваша писательская карьера закончена, потому что, один раз подставив издательство на деньги, вы больше не будете изданы НИКЕМ. Никто не станет рисковать кровными. И ваш удел будет - плакаться в жилетку о том, что редакторы - жадные мрази, которые думают лишь о деньгах, а люди - тупое быдло, не сумевшее оценить вашу жемчужину литературы.
  
  А теперь поговорим о хорошем. Продаваемость - ключ к успеху. Привожу реальный пример писательской карьеры.
  Одна дама написала исторический роман о белогвардейцах, высадившихся в Шанхае после разгрома в России. В одном издательстве сказали:
  "Текст нам не подходит. (да-да-да, вы же уже знаете что такое неформат, не так ли?) У вас хороший слог и юмор - пишите иронический детектив!"
  Писательница эта НЕНАВИДЕЛА этот жанр - но села и написала, чтобы, цитирую, "просунуть ногу в дверь".
  Ее иронический детектив был успешен - и после этого она ДОКАЗАЛА, что пишет хорошие книги. Издать свой исторический роман она после этого смогла влегкую, и теперь пишет исторические романы - то есть то, к чему у нее лежит душа.
  
  Второй пример - мой собственный.
  Редактор позвонил мне насчет моей первой книги (отправленной в несколько издательств), когда я в общем-то перестал ждать ответа, через несколько месяцев. Никогда не забуду этот момент.
  Вторую рукопись захотели взять сразу ТРИ издательства, в том числе то, куда я рукопись ВООБЩЕ не посылал. Но я отдал книгу своему первому издателю - от них ответ пришел не через месяцы (самотек именно столько рассматривается) а через неделю.
  
  Понимаете, к чему я клоню? В моем издательстве я в белом списке - письма от меня рассматриваются в первую очередь. В других издательствах моим текстом заинтересовались, потому что я УЖЕ ДОКАЗАЛ, что пишу годные книги, которые продаются. И даже левое издательство разнюхало о моей рукописи и предложило напечатать: то есть уже все наоборот, не я искал издательство, а оно само меня нашло.
  
  А все потому, что моя первая книга хорошо продалась.
  Вторая книга продалась еще лучше. Что будет с третьей - поживем увидим. Она выходит 19 ноября.
  
  И вот теперь я пишу сразу две книги - обе в других жанрах, нежели первые три, обе экспериментальные. И я надеюсь, что издам их без пробелм: у меня есть ИМЯ, подкрепленное ЦИФРАМИ продаж. Теперь я могу позволить себе писать тексты посложнее, нежели первые.
   На этом первую лекцию можно считать законченной.
Оценка: 4.66*13  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"